Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2008

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Вопрос психологу

Год назад в одной из анкет редакция попросила читателей задать вопрос психологу, описав какую-либо проблемную ситуацию в классе. С нового года мы будем вести постоянную рубрику «Вопрос психологу». В ней поставленная проблема будет рассмотрена с разных точек зрения: психолога, педагога и, конечно, родителя.
У вас возникли психологические проблемы в классе? Задайте свой вопрос психологу. Пишите по адресу: 121165, Москва, ул. Киевская, д. 24, редакция газеты «Начальная школа» – с пометкой «ВОПРОС ПСИХОЛОГУ». А если вы обладаете положительным опытом решения конфликтных ситуаций – поделитесь им со своими коллегами на страницах газеты.
Несомненно, каждый случай требует индивидуального подхода. Поэтому наши рекомендации будут носить достаточно общий характер. Сегодня в рубрике разговор ведут психолог школы № 1106 Галина СЕМЕНОВА, педагог-художник студии “Семицветик” Светлана АШИКОВА и мама ученика Наталия ТРЕНИНА.

СИТУАЦИЯ 1. Новенькая девочка заносчива, ябеда. Дети ее не любят, говорят, что без нее они не ссорились. Как поступить учителю?

Психолог. Поведение девочки может быть обусловлено особенностями семейного воспитания, а также оказаться результатом накопленного предшествующего опыта общения с одноклассниками и учителем в предыдущей школе. У ребенка, похоже, формируется эгоцентрический тип восприятия, при котором интересы окружающих игнорируются. Присутствует стремление добиться осуществления своих желаний любыми способами. Одним из действенных вариантов в конфликтной ситуации детей часто оказывается помощь взрослого. У девочки, очевидно, сформировано такое представление, что взрослые независимо от ее поступков всегда будут на ее стороне. Поведенческие реакции детей принимают устойчивую форму, если получают позитивное подкрепление со стороны окружающих. Поэтому в общении с детьми необходимо уделять внимание расстановке акцентов на правилах поведения. Для младших школьников обычно авторитет учителя достаточно высок, поэтому от него во многом зависит то, какие нравственные нормы усвоят его ученики. При этом устные убеждения, нотации или строгие выговоры в отношении поведенческих реакций конкретного ребенка оказывают малоэффективное, а иногда и прямо противоположное желаемому эффекту воздействие. Дети, как в зеркале, в своем поведении отражают то, что видят вокруг себя. Копируя поведенческие реакции, ребенок проверяет их допустимость для себя. Именно значимый взрослый своим отношением к происходящему либо закрепляет появившиеся особенности поведения, либо пресекает их дальнейшее проявление.
Старания взрослых, в том числе и учителя, должны быть направлены на то, чтобы в процесс спонтанного приобретения детьми жизненного опыта внести элемент осознанности. Для предупреждения проявления нежелательных реакций необходимо проводить обсуждение с детьми различных вариантов поведения, которые демонстрируются в том или ином случае, и их возможных последствий.
Очень важно, чтобы учитель в каждом разбираемом случае озвучил собственное отношение к рассматриваемым событиям и в конце обсуждения показал выгоду социально приемлемого способа выхода из проблемной ситуации. Причем объектом обсуждения должно быть абстрактное лицо (литературный персонаж, киногерой либо вымышленное лицо). Подобное обсуждение позволяет каждому ребенку, имеющему поведенческие проблемы, спокойно, без внешнего давления, слушая мнение одноклассников и учителя по интересующему его вопросу, самостоятельно решить, как лучше вести себя в дальнейшем при попадании в критическую ситуацию.

Педагог. Все дети действительно не любят новеньких. Какой бы новенький ни был, они его сначала испытывают. И если ребенок начинает ябедничать или надменно себя вести, то, конечно, к нему формируется вполне конкретное отношение.
Мне кажется, что учитель в описанной ситуации может сделать очень полезное дело, если начнет фиксировать позитивные поступки детей своего класса. И похвалить сначала надо тех учеников, которые уже давно учатся в этом классе. Позитивные поступки – это не только то, что ребенок хорошо что-то выучил, сегодня получил пятерку, но и если он, например, помог своему товарищу, который долго болел, выучить пропущенную тему или особенно постарался и оформил класс к празднику. Причем не хвалить за то, что мальчик или девочка делают обычно, как правило, а подметить что-то необычное, не очень заметное для глаза учителя, но важное для ребенка.
Новенькая девочка поймет позицию самого учителя, быстро сориентируется в том, как в этом классе относятся к поступкам детей, и у нее тоже появится поступок, за который ее можно будет похвалить. Пусть на фоне других учеников это будет не очень важный поступок, но значимый для нее самой (например, ни у кого ничего не выхватила, сегодня никого не обидела или даже ни на кого не нажаловалась).
В нашей семейной студии «Семицветик» мы уже много лет ведем «Журнал добрых дел», в который записываем все хорошие поступки детей. И это выручает нас во многих конфликтных ситуациях.

Мама ученика. В нашем классе была девочка, склонная к ябедничеству. Может быть, она и наябедничала-то всего один-два раза, но этого оказалось достаточно, чтобы вызвать всеобщую ненависть. Ей объявили бойкот, она плакала, а мы говорили: «Так ей и надо!»
Сейчас мне, взрослому человеку, страшно представить, как существовал этот несчастный ребенок в обстановке ежедневной травли. Если бы учитель с самого начала занял правильную позицию, ребенку не пришлось бы так страдать. Еще один пример. В свое время я вела детскую изостудию. Одна из девочек любила подойти ко мне и шепнуть на ушко «правду о других». Мне это надоело, и я решила «лечить подобное подобным». Подозвав девочку, я сказала:
– Кристина, а знаешь, что про тебя говорят? Что ты, оказывается, ябеда!
– Кто это говорит? – Кристина покраснела до корней волос.
– Какая тебе разница? Кто любит ябедничать, тот и говорит.
Девочка отошла и больше не сообщала мне конфиденциальных сведений.

СИТУАЦИЯ 2. В классе есть один сверхгиперактивный мальчик.
Он каждый день любит привлекать к себе внимание: бить, дразнить, перекрикивать, переговариваться. Невоспитанный мальчик при этом отличник. Дети понимают, что он не прав, он отрицательный герой. Не станут ли они подражать ему, если это станет нормой?

Психолог. У мальчика просматриваются две проблемы.
Во-первых, учителем отмечена гиперактивность. Характерной особенностью гиперактивности является двигательная расторможенность, недостаточная целенаправленность поведения. Однако совмещение высокой активности с отличной учебой говорит не о двигательной расторможенности, а скорее о наличии повышенной энергетики, отличительной особенностью которой является высокая познавательная активность.
Подобные дети обычно проявляют чрезмерную самостоятельность, умеют добиваться своего. Основная задача взрослых в данном случае заключается в том, чтобы направить энергию мальчика в сферу деятельности, связанную с его познавательными интересами, где он сможет достичь максимального успеха. Поддержка и искренняя заинтересованность в результатах этой деятельности поможет решить и вторую проблему мальчика, которую можно определить как негативное самопредъявление, проявляющееся в нарочитой неуправляемости, что связано с особенно высокой потребностью во внимании со стороны окружающих. В этом случае ребенок постоянно сознательно нарушает нормы для того, чтобы таким способом привлечь к себе внимание взрослых, которого он не в состоянии добиться другим способом.
Отличительной особенностью подобных детей является демонстративность, стремление к независимости, самоутверждению, склонность к лидерству. Конфликтная ситуация для них возникает в том случае, если окружающие пытаются противостоять их стремлениям, подавить, подчинить их.
В отношениях с подобным ребенком необходимо сместить акцент внимания, то есть уделять ему внимание не тогда, когда он нарушает определенные нормы, а когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов», а в случае «фокусов» все замечания свести к минимуму. Главное – свести к минимуму эмоциональность реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается от взрослых своими выходками. Активно-эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение, подкрепляющее асоциальные способы привлечения внимания взрослых. Если проступок настолько серьезен, что оставлять его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным. Кроме того, отрицательные оценки такому ребенку можно давать только очень аргументированно, объясняя ему все его промахи и неудачи. Делать это лучше наедине, в индивидуальной беседе, без привлечения одноклассников. Лучшая мера по отношению к такому ребенку – доверие, акцентированное на его самостоятельности при чувстве ответственности за выполняемое дело.
В моей педагогической практике я очень редко сталкивалась с тем, чтобы гиперактивный ребенок был еще и отличником. Это скорее исключение, чем правило, – ведь гиперактивные дети не сосредоточены, не могут долго удерживать внимание на чем-то одном.

Педагог. Мой опыт подсказывает, что в данном случае это просто ребенок, лишенный ласки в семье. Возможно, что он единственный ребенок и на его обучение взрослые тратят много усилий. Ребенок хорошо ориентирован на учебу, с самого начала приучен давать высокий результат, причем результат любой ценой. «Пока не сделаешь упражнение, гулять не пойдешь; пока не решишь задачу – телевизор не посмотришь». Эта жесткость в семье выплескивается жестокостью по отношению к одноклассникам.
Что может сделать учитель? Поговорить с мальчиком наедине в доверительной обстановке. Знает ли ребенок, что такое физическая боль, было ли ему когда-нибудь больно, что он испытывал в тот момент? Объяснить, что другим больно так же, как и ему.
Постараться давать ему больше ответственных поручений: отнести завучу журнал, купить на общественные деньги что-то для всего класса.
И, может быть, не очень выделять этого ребенка, когда он получает хорошие отметки. Ведь зачастую в наших школах мы прощаем ученику дерзость и плохое поведение, если он хорошо учится, подменяя тем самым понятия: «Ты хорошо учишься – значит, ты хороший человек, ты плохо учишься – значит, плохой».
Я уверена, что в начальной школе больше надо отмечать человеческие поступки детей – ведь до 11–13 лет у них еще не сформирована привычка, они все-таки верят в нас, взрослых, и ждут нашего внимания и любви. Педагогу надо уметь переключить внимание ребенка с плохого на хорошее, а плохим поступкам стараться найти причину. Если причина найдется, то и поступок больше не повторится.

Мама ученика.  Понятно, что ребенок для того только и безобразничает, чтобы на него накричали, наказали и таким образом обратили внимание. Постарайтесь установить с ним ненавязчивый индивидуальный контакт, похвалите за самое тихое и незаметное поведение. Предлагаю простой прием. Разбейте класс на две команды. Попросите первую из них хором произнести короткую считалку или четверостишие. Неважно, декламируют дети сами или повторяют за вами.

Например:

В лесу родилась елочка (средне-громко),
В лесу она росла (гораздо тише),
Зимой и летом стройная (совсем тихо)
Зеленая была (еле слышно).

То же самое выполняет вторая команда, лучше, если стихи у нее будут другими. Ваш гиперактивный ребенок неминуемо попадет в одну из команд, и попытка, например, громко крикнуть будет стоить команде выигрыша. Если вы заметили, что ребенок сумел справиться с собой, обязательно похвалите его.