Ученик 1.
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
О своих успехах.
Ученик 2.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид –
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
Ученик 3.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке –
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Ученик 4.
Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Ученик 5.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машина, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
Ученик 6.
За окном стоит февраль,
Снег в воздухе кружится,
А нам сегодня предстоит
С азбукой проститься!
Ученик 7.
Нас научила азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны книги,
К ней мы все привыкли.
Ученик 8.
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Дети. Спа-си-бо!
Входит Азбука.
Азбука.
Вот и я, мои друзья!
Я вам рада очень!
Слышать добрые слова
Кто же не захочет!
Ведущий. Уважаемая Азбука! Принимай парад
войск от А до Я.
Азбука.
Есть принимать парад!
А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Гласные?
(Шаг вперед, хором: «Здесь!»)
Согласные?
(Шаг вперед, хором: «Здесь!»)
Буквы, которые не обозначают звуков?
(Шаг вперед, хором: «Здесь!»)
Ученик 9.
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас.
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернете пропадать.
Азбука.
Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотою не владеешь –
Подключаться толку нет,
Насмешишь ты целый свет!
Ученик 9.
Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю!
Азбука (показывает на букву р). Эту
тоже?
Ученик 9.
Ну а как же!
Скажет каждый во дворе –
Перед нами буква «рэ»!
Буква Р.
Я не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хоть пишусь я во дворе!
Ты меня найдешь в горах,
Тундре, речке, берегах.
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом –
Вот тигриным, например.
Мое имя – буква «эр»!
Ученик 9.
Извините, я не знал,
Но я правильно читал!
Ведущий. Уважаемая Азбука! А давайте
проверим, знают ли дети названия букв – имена
твоих подданных.
Стихи читают цепочкой. У каждого ученика
эмблема той буквы, о которой он читает:
А – аптекарь,
Б – бочар,
В – вязальщик,
Г – гончар,
Д – дробильщик здоровенный,
Е – ефрейтор, он военный,
Ж – жестянщик-мужичок,
3 – закройщик-старичок,
И – историк бородатый,
К – красильщик,
Л – лудильщик,
М – маляр,
Н – носильщик
О – овчар,
П – писатель,
Р – радист,
С – сапожник,
Т – турист,
Ш – бесстрашный укротитель,
Ф – чудак фотолюбитель,
Х – отважный хоккеист,
Ц – известный цимбалист,
Ч – чудесный часовщик,
Ш – шофер, большой шутник.
Ь – это мягкий хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Ъ – это молчаливый знак,
Не произносится никак!
Нужен многим он словам,
Хотя и очень скромный сам.
Э – электрик – энергетик,
Ю – юрист.
Ведущий. А дальше?
Я – это я, мои друзья!
Азбука.
Это русский алфавит,
Буква к букве – в ряд стоит.
Ученик 10.
Хоть непросто это – пусть!
Все заучим наизусть!
К букве – буква,
К слову – слово –
Родилась родная речь!
Азбука.
За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему –
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид,
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нем?
Буквы.
Тридцать три!
Ты на буквы посмотри.
Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Родные такие!
Без них нельзя постичь науки!
Вы догадались? Это... звуки!
Ведущий. Сколько звуков в нашей речи?
Чего больше – звуков или букв?
Дети. Гласных звуков 6, согласных звуков 36.
Всего 42 звука. Их больше, чем букв.
Ведущий. Сколько букв в алфавите между А и Я?
Дети. 31 буква.
Ведущий. Каких букв больше в русском языке:
гласных или согласных?
Дети. Гласных – 10, согласных – 21.
Ведущий. Какими буквами можно обозначить
мягкость согласных звуков при письме?
Дети. Буквами е, ё, ю,
я, и, ь.
Ведущий. Какие буквы в алфавите не
обозначают звуков? Зачем они нужны? В чем их
работа? В чем разница между словами азбука и алфавит?
Есть ли разница между значениями этих слов?
Дети отвечают.
– А знаете ли вы, когда был на Руси напечатан
первый букварь?
В 1574 году была составлена и напечатана «Азбука»
– первый на Руси печатный букварь. В этом году
«Азбуке» исполняется 434 года. Название книга
получила от названий двух первых букв: «аз» и
«буки». Отсюда и пословица: «Аз да буки, а там и
науки».
Буквы (хором).
Будем знать мы алфавит –
Всё вокруг заговорит!
Ученик 11.
Станем книжки мы читать,
Мир огромный узнавать.
Алфавитная семья
Вам представлена, друзья!
Ученик 12.
Кто захочет сам читать,
Станет буквы изучать.
А от этого порога
К знаниям ведет дорога.
Ученик 9.
Понял много я сейчас
И пойду учиться в класс.
Многое узнаю,
Книги прочитаю.
Машет рукой, уходит.
Азбука. Буквы, встали!
Дети-буквы.
Вы приказали –
Буквы встали,
Но мы уже чуть-чуть устали.
Немножко можно поиграть?
Азбука.
Ну что ж, немножко можно.
Согласна даже вам помочь:
Я поиграть сама не прочь...
Игровая программа
Загадки
а) Эта буква широка
И похожа на жука. (Ж)
б) В этой букве нет угла,
До того она кругла.
До того она кругла –
Укатиться бы могла. (О)
в) С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу. (Ф)
г) На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3. (З)
Испытание «Живые буквы»
Ведущий. У каждого из вас в руках есть буква.
Азбука называет слово, а нужные буковки выбегают
и образуют его. (Слова: эхо, снег, зима, лед,
азбука.)
Испытание «Тир»
Ведущий. У нас необычный тир. Мы стреляем по
очереди словами. Слово начинается на букву Ц.
Последний назвавший слово на указанную букву
выигрывает.
– Теперь называем слова на букву Т. (Дети
отвечают.) А знаете ли вы, что почти четвертая
часть всех русских слов начинается со звучных
согласных М, Н, Р?
Испытание «Сценка»
Ведущий. Ну-ка, выходите, буквы: А, Я, О,
В, С, Н, К. Попробуйте сложить
слово.
Ученик 13. A y меня дома овсянка!
Ученик 14. Подумаешь, у меня дома тоже
овсянка!
Ученик 13. Как я люблю овсянку!
Ученик 14. И я люблю!
Ученик 13. Она желтая, красивая такая!
Ученик 14. И вкусная. Особенно с молоком!
Ученик 13. Как это – вкусная? Как это – с
молоком?
Ученик 14. Да так! А еще хороша с маслом или
сахарным песком!
Ученик 13. Да ты про что говоришь?
Ученик 14. Как это – про что? Про овсянку! А ты
про что?
Ученик 13. И я про овсянку!
Ученик 14. Ты про какую овсянку?
Ученик 13. Про обыкновенную. Про ту, что в
нашем саду жила и песни пела.
Ученик 14. Каша песни пела?
Ученик 13 (сердито). Какая каша? Не каша, а
птица.
Ученик 14. Птица ов-сян-ка, что ли? Не слыхала
такую?
Ученик 13 (более добродушно). Айда ко мне
– мою овсянку слушать.
Ученик 14. Айда! А потом ко мне – мою овсянку
кушать.
Ведущий. Я думаю, вы поняли секрет этого
диалога? С какими еще многозначными совами вы
встречались?
Дети отвечают и получают веточки-жетоны.
Испытание «Айболит»
Ведущий.
Этот грозный Буквоежка –
Буквы съест в один присест.
Обглодал он все словечки
И теперь уже не ест.
Надо буквы дописать,
Чтобы фразу прочитать.
На листочках – послание, в котором нужно
исправить (вылечить) буквы.
Испытание «Прочитай-ка»
Ведущий. Вы умеете читать? Сейчас проверим.
Четыре ученика получают карточки с текстами и
готовятся читать стихотворение «Как Коля читал»:
Коля книги не читал –
Он их попросту глотал:
За едой и перед сном,
В лодке с поднятым веслом,
На уроках и в саду,
Лежа, стоя, на ходу.
За обедом проглотил он
«Гулливера» с «Буратино».
Брал он с вешалки пальто –
Закусил стихом Барто.
А в аптеку шел пока,
Скушал томик Маршака.
Не заметил, как с арбузом
Скушал «Робинзона Крузо».
Наконец, собравшись спать,
Взял Хоттабыча в кровать.
У него спросили в школе:
– Что прочел сегодня, Коля?
И ответил Коля так:
– Написал роман Маршак,
Как отважный Робинзон
Сел в отцепленный вагон
И поехал к лилипутам,
Был веревками опутан,
Но его от смерти спас
Добрый папа Карабас...
Дружный смех раздался в школе.
Отчего – не понял Коля.
Знает кто-нибудь из вас,
Почему смеялся класс?
Ведущий. Почему смеялся класс? Какую сказку
прочитал Коля?
Дети отвечают.
– А теперь угадайте, какие сказки прочитали
ученики.
1. Желтая кепочка.
(Красная Шапочка.)
2. Илья-Царевич и Серый волк
(Иван-Царевич.)
3. Приключения Знайки и его друзей.
(Незнайки.)
4. Гадкий цыпленок.
(Утенок.)
5. Стойкий железный солдатик.
(Оловянный.)
6. Сказка о рыбаке и рыбачке.
(Рыбке.)
7. Луковый мальчик.
(Чиполлино.)
8. Конь-Горбун.
(Конек-Горбунок.)
– Сказка – ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок.
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте.
Испытание «Стихотворное»
Азбука. Отгадайте слова, которые мы для вас
зашифровали. Прочитайте их.
На плакате:
пры
бе
ска |
кать
гать
рас |
гром
пес
пе |
ню
ко
вать |
|
Ведущий. Что получилось?
Дети. Прыгать, бегать, скакать, громко
песню распевать.
Ведущий. А теперь все вместе прочитаем эти
слова без остановки.
Дети (хором).
Прыгать, бегать и скакать!
Громко песню распевать!
Азбука. Что у вас получилось?
Дети. Стихотворение.
Азбука. Это мой веселый приказ. Танцуют все!
Ученик 15. Сколько нас ждет впереди
чудесных открытий! Спасибо тебе, дорогая Азбука!
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут,
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.
Ученик 16.
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!
Ученик 17.
Нам она свои страницы открывала,
Обучая, развлекая, веселя.
Нужных знаний нам дала немало!
И теперь мы лучшие друзья.
Ученик 18.
Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.
Ученик 19.
Смех и слезы, радость и печаль
Довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль:
Книги нам легко теперь читать!
Азбука. В добрый путь по дороге знаний!
Подружитесь с новой книгой, читайте, растите
умными детьми!
Дети получают книги для чтения.