Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2008

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Модернизация образования:
социокультурный подход

Концепция стандартов второго поколения как система ценностных образовательных ориентиров

В издательском доме «Первое сентября» прошел круглый стол «Новая редакция образовательного стандарта». В нем участвовали Александр КОНДАКОВ, генеральный директор издательства «Просвещение», руководитель коллектива разработчиков стандартов нового поколения, и Александр АСМОЛОВ, профессор МГУ, член-корреспондент РАО, возглавляющий одну из рабочих групп в команде разработчиков.
На «круглом столе» затрагивались самые разнообразные вопросы, касающиеся стандарта. Но особенно интересным было обсуждение самой его концепции.
Сегодня мы предлагаем вам своего рода послесловие к «круглому столу», размышления о том, что такое новый проект стандарта, если оценивать его не в масштабе системы образования, а как явление социальной и культурной жизни страны.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта LADNO.ru – сетевого дайджеста о государстве, обществе, политике и тех, кто ее составляет, делает, отражает, определяет, играет в ней важную роль и влияет на нее. Раздел "Личные дела" на портале ladno.ru представлен портретами более 500 известных политиков, бизнесменов, общественных деятелей современности, таких как Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Сергей Шойгу, Сергей Лавров, Нурсултан Назарбаев, Вячеслав Кантор, Владимир Потанин, Ангела Меркель, Барак Обама и мн.др. В рубрике "Страна Р" вы найдете материалы о том, чем живет наша страна, а в рубрике "Город М" – о событиях, происходящих в столице. Важно отметить, что абсолютное большинство авторов материалов, представленных на портале ladno.ru – это его читатели, т.е. мы с вами: люди, граждане, которым не совсем безразличен мир, в котором мы живем, работаем, учимся, растим детей, отдыхаем, которым есть, что сказать, и хочется быть услышанными.

Фото В.АлексееваНа «круглом столе» обсуждался проект стандарта в некоторой фазе его разработки; соответственно мы говорим не о готовом продукте, а о попытке его создания, и анализировать имеет смысл именно попытку: исходя из каких концептуальных положений она предпринята и каких образовательных (и не только) целей хотят достичь разработчики посредством стандарта. Когда проект «устоится», будут расставлены все точки в спорных и непроработанных на сегодня вопросах – тогда корректнее будет просчитывать, как он может быть воплощен на практике, каким образом действительность системы образования трансформирует исходные идеи авторов, что будет принято и что отторгнуто. Пока же речь идет о концепции, об идее, и именно в «идейном» разрезе о ней наиболее правомерно говорить.

– Я хочу развести две вещи, – сказал Александр Асмолов, начиная «круглый стол». – Есть организационно-экономическая модернизация образования, которая у нас и проводилась начиная с 1997 года. За этой модернизацией оставалось непроявленным главное: системные социальные эффекты образования. В упор не виделись, не разрабатывались эффекты, которые касаются – я сегодня впервые произношу этот термин – социокультурной модернизации образования, в которой образование понимается как ведущая социальная деятельность, связанная с выработкой идеалов, ценностей, норм; с тем, что Юрий Лотман называл «нормотворчество в семиосфере».

Честно сказать, одно упоминание имени Лотмана в связи с концепцией стандарта заставляет по-особому к ней отнестись. И здесь возникает интересный сюжет.

Обычно слово «стандарт» прочитывается как синоним усреднения или уравниловки. И возникает противоречие: стандарт – стандартен, дети – разные; как совместить одинаковые требования и различные способности тех, к кому требования предъявляются? Заметим, что такое прочтение вполне соответствует ныне действующей концепции стандарта, определяющей минимум знаний, которые школа должна дать ученику; но этот минимум столь разросся, что далеко не всем школьникам по силам его изучить.

Однако есть еще одно возможное прочтение слова «стандарт»: стандарт – это норма. Норма в ее правовом и культурном понимании одновременно. Правовой аспект мы пока опустим. Итак, образовательный стандарт можно понимать как средство конструирования (или трансляции) культурных норм; как инструмент того нормотворчества, которое имел в виду Юрий Лотман.

Здесь начинаются не самые очевидные вещи, и потребуется отступление. Те явления, которые мы сегодня наблюдаем в нашей стране – от возрастания нетерпимости в обществе до вырождения политической системы, – можно описать как ослабление культурного иммунитета страны. А иммунитет – в первую очередь система взаимоперекрещивающихся, взаимоуточняющих культурных норм. Эта система может быть понята очень широко: в нее входят и принятые в обществе правила вежливости, и юридические акты, и иерархия ценностей в искусстве.

Именно эта система в сегодняшней России предельно размыта. Если говорить жестко, в стране не существует общественного взаимопонимания вообще; нет тех культурных норм, которые не могут быть оспорены словом или действием. Возьмите любое правило – от правил дорожного движения до правил проезда в поездах пригородного следования, и вы увидите либо обгон по встречной полосе, либо курящих в тамбуре под табличкой «курить запрещено».

Повторим слова Александра Асмолова: «…образование понимается как ведущая социальная деятельность, связанная с выработкой идеалов, ценностей, норм». Именно этому видению образования, по мысли разработчиков, отвечает предлагаемый ими стандарт.

Та функция стандарта, о которой мы говорим, будет понятнее, если ввести описание политики как общественной педагогики. Образовательный стандарт – государственный инструмент, политический инструмент; и в той мере, в которой он отвечает двум этим определениям, стандарт является инструментом общественной педагогики.

Новый стандарт разработчики задумывают как «общественный договор».

Главным препятствием на пути всех предыдущих образовательных реформ Александр Кондаков и Александр Асмолов назвали «отсутствие мотивации». По их словам, с которыми стоит согласиться, и управленцы, и учителя, и ученики, и их родители чаще всего не понимали, зачем эти реформы проводятся.

– Нужно новое понимание стандарта, не связанное с минимумом знаний, – сказал Александр Асмолов. – Кто говорит про минимум знаний, получает минимум образования. Поэтому возникла необходимость увидеть стандарт как инструмент общественного договора.

– Когда мы говорим об общественном договоре, мы говорим о совокупности требований семьи, общества и государства к результатам обучения и воспитания, – продолжил Александр Кондаков. – Давайте рассматривать образование как инструмент формирования гражданского доверия. И семья, и общество, и государство стали теперь четко артикулировать свои требования к образованию. Семью уже не «купишь» словами директора школы: у нас есть пять компьютерных классов и преподается семь иностранных языков. Семьи, как правило, уже достаточно хорошо понимают, какой они хотели бы видеть будущую жизнь ребенка и что именно для этого нужно. Поэтому мы выведем общественный договор на уровень договора между семьей и образовательным учреждением, где будут указаны обязательства каждой из сторон и их ответственность за обеспечение того шанса на успех, который дается ребенку.

Итак, если трактовать вышесказанное шире, речь идет об умении договариваться, о поисках общего языка. Можно сказать иначе: о попытке поставить людей перед необходимостью договариваться, перед необходимостью совместно устанавливать какие-то нормы. И в этом смысле стандарт, который, по мысли разработчиков, сам будет отчасти являться продуктом договора, должен, вероятно, инициировать договорный процесс в обществе по разным другим вопросам. Александр Кондаков и Александр Асмолов не случайно говорили о национальной, социальной, экономической разобщенности общества и страны.

– Образование должно решать задачу гражданской консолидации, – продолжил Александр Кондаков. – В стандарте есть программа воспитания и социализации. Она реализуется частично в учебных программах, частично во внеучебных и внешкольных программах. И не случайно мы предлагаем не Базисный учебный план, а Базисный образовательный план: в него закладываются программы воспитания и социализации. Это одно из самых существенных отличий той разработки, которую мы предлагаем.

По материалам статьи Василия КРАЮХИНА,
газета «Первое сентября» № 22/2007