Закон о стандарте
принят
14 ноября 2007 года Госдума приняла в
третьем чтении закон об изменении понятия и
структуры государственного образовательного
стандарта. За него проголосовали 290 депутатов.
При рассмотрении документа во втором
чтении, которое состоялось днем раньше, этот
показатель был еще выше – 303 голоса «за».
Несмотря на полсотни принятых поправок, текст
документа изменился крайне незначительно.
Собственно, значимой была лишь одна
поправка, вошедшая в итоговую редакцию
законопроекта. Ее автор – заместитель
председателя профильного комитета Думы Олег
Смолин.
Поправка уточняет, или
«расшифровывает», условия реализации
образовательных программ: кадровые, финансовые,
материально-технические.
В окончательной редакции из данного
перечня убрали термин «здоровьесберегающие» –
по той причине, что он пока еще не нашел отражения
в действующем законодательстве.
Специалисты в целом положительно
оценивают это нововведение.
– Законопроект впервые фиксирует, что
важнейшей составляющей образовательного
стандарта является весь комплекс кадровых,
культурно-бытовых и технологических условий, –
считает заместитель министра образования и
науки Исаак Калина.
– Поправка Смолина делает закон более
понятным для потребителя и полезным для учебных
заведений, которые теперь будут иметь
возможность потребовать с учредителей
обеспечения этих условий, – считает член
комиссии Общественной палаты по вопросам
интеллектуального потенциала нации Любовь
Духанина.
Сам автор более сдержанно оценивает
собственную инициативу.
– Не вполне понятно, как будет
реализована эта идея, – размышляет Олег Смолин.
– Либо государство выделит школе под эти условия
дополнительное финансирование (это
оптимистическая модель) и тогда в конце концов
закон может принести пользу, либо «крайними»
окажутся директора образовательных учреждений,
как это происходит в отношении лицензионных
требований. Есть основания полагать, что имеется
в виду второй вариант, поскольку в пояснительной
записке сказано, что закон не требует
дополнительных затрат. Но как можно создать
условия, не вкладывая денег?
Главным разочарованием Олега Смолина
является то, что из закона «исчезло всякое
упоминание о содержании образования», а также
национально-региональный и школьный компоненты.
Все поправки, направленные на
восстановление требований к содержанию
образования и компонентной структуры стандарта,
так и остались в числе отклоненных.
Отмена национально-регионального
компонента до последних дней принятия закона
оставалась самой дискуссионной темой, поскольку
представители РПЦ опасались, что новая структура
стандарта не оставляет возможностей для
преподавания основ православной культуры.
В автономных республиках выражали
беспокойство по поводу того, что новый закон
препятствует изучению национальных языков в
школах.
Статья опубликована при поддержке «Института по повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов». Обучение проводится для жителей всех регионов РФ, очная и дистанционная формы обучения, выдача диплома государственного образца с присвоением квалификации. Программы обучения – дизайнер одежды, директор по персоналу, ивент менеджер, косметолог, профессиональный коучинг, а также дистанционное обучение педагогическое. Узнать подробную информацию, программы и сроки обучения, цены и контакты Вы сможете на сайте: http://center-professional.ru/.
Специалисты Министерства образования и
науки считают, что отмена компонентной структуры
стандарта не ухудшит деятельность системы
образования.
– Школы ни в коей мере не потеряют
возможности формировать учебную программу с
учетом потребностей родителей и учеников
конкретного региона, – заверил Исаак Калина,
выступая на «круглом столе» в «Комсомольской
правде», где он подробно пояснил механизм
реализации этой идеи. Приводим фрагмент этого
выступления:
«В новом стандарте будет две части:
инвариантная и вариативная. Понятно, что в
начальной школе большая часть основной
образовательной программы – это инвариант, а
какая-то незначительная часть – это вариатив. В
основной школе вариативная часть увеличивается
для того, чтобы дать учителю и ученику
возможность выбора. В старшей школе, по оценкам
экспертов, вариативная часть может достигать
трети основной образовательной программы,
которая наполняется самим образовательным
учреждением в соответствии, как сказано в
законопроекте, с запросами и потребностями
учащихся данной школы. В высшем же образовании
вариативная часть еще более значима. Мы
рассчитываем, что на уровне магистра вариатив
может превышать 50% и доходить, возможно, до 70% всей
программы подготовки. В бакалавриате эти цифры,
естественно, меньше».
По свидетельству заместителя министра,
и «инвариантная, и вариативная части
финансируются из бюджета, но вариативная часть
содержательно наполняется самим
образовательным учреждением, исходя из
потребностей и запросов учеников или студентов».
Члены Общественной палаты, несмотря на
резкие замечания, высказанные до принятия
закона, в целом дают ему высокую оценку.
P.S. Напомним, что, согласно
принятым за этот период законам, с 2009 года ЕГЭ
переходит из экспериментального режима в
штатный, а в вузах вводится двухуровневая
система обучения (бакалавриат и магистратура), с 1
сентября 2007 года стало обязательным 11-летнее
общее образование, а также были усилены
требования к отбору издательств, выпускающих
учебные пособия для школ.
В последние дни работы нижней палаты парламента
был принят в первом чтении закон о
лицензировании и аккредитации духовных
образовательных учреждений, которые в ближайшем
будущем станут выдавать выпускникам дипломы
государственного образца – наравне со светскими
вузами. Рассмотрен во втором чтении закон,
предоставляющий право объединениям
работодателей участвовать в прогнозировании и
мониторинге рынка труда.
Таким образом, в сфере образования ожидается ряд
существенных изменений. А в лучшую или худшую
сторону, покажет время.
По материалам статьи Ольги
ДАШКОВСКОЙ,
газета «Первое сентября» № 22/2007
Предмет обсуждения
Стандарт второго поколения формируется
на основе требований государства, общества и
семьи к результатам образования и отвечает на
запросы конкретных потребителей.
Методологической основой стандарта
является системно - деятельностный
(компетентностный) подход.
Цели образования выступают в стандарте
в виде характеристик сформированности
познавательных и личностных способностей.
Требования к содержанию учебных
программ определяются деятельностным подходом.
Учебные программы должны
предусматривать такую систему задач и средств их
решения, которая обеспечила бы высокую мотивацию
учеников и их интерес к предмету, формирование
универсальных учебных действий и как следствие
– усвоение системы знаний и формирование
компетентностей.
Требования к организации обучения
обусловливаются также деятельностным подходом.
Организация учебной деятельности учащихся
включает развитие учебно-познавательных
мотивов. Выбор конкретных методов и приемов
обучения должен обеспечивать полную и
адекватную ориентировку ученика в задании.
Должна быть предусмотрена организация таких
форм учебного сотрудничества, где были бы
востребованы активность и инициатива ученика.
В качестве требований к результату
общего образования стандарт фиксирует ключевые
характеристики и параметры предметных,
метапредметных и личностных результатов
образования.
Соотношение теоретической и
практической долей содержания стандарта будет в
пользу именно практической составляющей.
Стандарт предполагает формирование
новых подходов к оценке образовательных
достижений выпускников, основанных на сочетании
внешней и внутренней оценки, на изменении
критериальной базы системы оценивания.
Прочитать подробнее обо всем, что
касается стандарта, и участвовать в его
обсуждении можно на сайте http://standart.edu.ru
P.S. В 2007–2008 годах начинается
новый этап работы над проектом стандарта. Уже
отобрано 15 пилотных регионов и городов, где
начнется практическая отработка модели
стандарта. Это Московская, Калининградская,
Ленинградская, Ярославская области, республики
Дагестан, Татарстан и Саха (Якутия), Приморский
край и Ямало-Ненецкий автономный округ; Москва,
Ростов-на-Дону, Оренбург, Челябинск, Новосибирск,
Омск.
Параллельно Министерство образования и науки и
Российская академия образования (РАО) начинают,
как сказано в официальных документах, «сложную и
системную совместную работу по обсуждению,
критике и апробации новых подходов к
государственному образовательному стандарту».
«Разработчики предпримут меры по широкому
информированию общественности о содержании и
ходе работ по новому стандарту с целью
инициировать широкую и содержательную
дискуссию, – говорится далее. – Наиболее
интересные предложения будут обсуждаться,
приниматься и реализовываться».
www.1september.ru |
|