Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2007

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Галина СЕМЕНОВА,
психолог

Окончание. См. № 2, 5, 15, 22/2007

Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников

ТЕМА 9. ПРОФЕССИЯ — АРХЕОЛОГ

Занятие 17

Разминка «Память»

Ведущий. Самостоятельно прочитайте текст, затем закройте его и ответьте на предлагаемые вопросы.

Более 500 лет назад были возведены первые стены Московского Кремля. Со всех сторон крепость была окружена водой: Москва-река, Неглинка, а со стороны Красной площади – ров шириной 30 м, глубиной от 9 до 12 м: там мог свободно поместиться трех-четырехэтажный дом. С обеих сторон рва высились дополнительные укрепления. Кремль стоял как бы на острове. Кое-где кремлевские стены устремляются вверх на 29 м, высота самых низких участков стен – 5 м. Для своего времени Москва была очень большим городом, самым большим на Руси. Не каждая европейская столица могла соперничать с Москвой по размерам. Пройти Москву из конца в конец неторопливой походкой можно было за полтора-два часа – всего 6–7 км.

Вопросы

1. Верно ли, что первые стены Кремля построены в 1795 году?
2. Какие водные пространства окружали Кремль?
3. Мог ли во рву, который находился со стороны Красной площади, поместиться десятиэтажный дом?
4. Правда ли, что разница между самой высокой и самой низкой стенами Кремля составляет 20 м?
5. Верно ли то, что Москва была таким большим городом, что даже быстрым шагом ее можно было пройти лишь за 6–7 часов?

Дискуссия

Ведущий. Сегодня пойдет речь о профессии, благодаря которой мы многое узнали о нашем далеком прошлом. Эта профессия называется «археолог». Попробуйте сначала описать ее самостоятельно. (Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания.) Археолог изучает то, что составляет прошлое человеческого общества. Его задача – прочитать историю по добытым из земли источникам – следам жизни и деятельности человека на Земле.
Какие учебные предметы необходимо знать будущему археологу? Зачем ему нужны математика, русский и иностранный языки, история, география, природоведение?
Какими способностями должен обладать археолог? (Сначала дают ответы учащиеся.)
Какую способность мы проверяли во время разминки? Почему для археолога очень важно иметь хорошую память? (Обсуждение.)
Археологи много времени проводят в экспедициях, отыскивая древние поселения. При подготовке к каждой из экспедиций им необходимо изучить и запомнить все исторические источники, относящиеся ко времени существования этих поселений.

Работа с подсобным материалом

Ведущий. Чтобы добыть из земли старинные вещи, узнать, как были устроены жилища, археологу необходимо вести раскопки. Представьте себе, что вы – археологи. Работая на раскопках, вы наткнулись на предметы домашнего обихода. Эти предметы, пролежав в земле несколько сотен лет, стали не вполне узнаваемыми. Поэтому ваша задача – проявив максимум внимания, распознать их.

Рис. 1

Рис. 1

Несколько предметов от длительного нахождения под землей спрессовались в единый ком (рис. 1). Постарайтесь разглядеть все предметы.

Рис. 2

Рис. 2

Другие предметы под действием времени не смогли сохранить свою форму и разбились. Одной из ваз (рис. 2) повезло больше, чем остальным, так как от нее откололся лишь небольшой кусок, но его обязательно нужно найти среди других осколков.

Рис. 3

Рис. 3

Несколько ваз и чашек разбились совсем (рис. 3), поэтому необходимо собрать все осколки, чтобы затем склеить из них все разбившиеся предметы. Причем в исторических источниках имеются их предполагаемые образцы. (На рисунке они изображены в виде целых предметов с обозначением мест расположения осколков.)

На все задания дается строго ограниченное время.

Игра «Слепой и поводырь»

Ведущий. Во время проведения раскопок может возникнуть такая ситуация, что обнаруженный предмет окажется в недоступном для глаз месте. Имеется возможность только на ощупь догадаться о том, что найдено. В данном случае руки у археолога становятся их глазами. Эту способность можно проверить с помощью следующей игры.

Класс делится на две команды. Выбирается по одному человеку от каждой команды, которые будут выполнять роли слепого и поводыря. «Слепому» завязывают глаза, а «поводырь» водит его по классу и предлагает на ощупь отгадать вещи, которые он трогает. За каждую отгаданную вещь команда «слепого» получает очко, за неотгаданную вещь очко получает команда «поводыря». После ощупывания «слепым» пяти предметов роли меняются, а затем меняются и игроки.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?

  • Какие задания было легко выполнять?

  • Какие задания вызывали трудности и почему?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Узнать подробнее о профессии археолога из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

Занятие 18

Разминка «Наблюдательность»

Ведущий. Археологи работают в пустынях и в джунглях, в степях и в тундре, под водой и на заоблачных вершинах гор. Порой бывает очень трудно найти археологические памятники, скрытые под землей. Обходя пешком исследуемую территорию, археолог обращает внимание на всё, что встречается у него на пути, так как существует множество примет, указывающих на нахождение под землей археологических памятников. Например, на древних рвах и каналах растительность гуще, нежели в тех местах, где под почвой скрываются стены. Проверить свою наблюдательность вы сможете с помощью следующего задания.

Необходимо внимательно посмотреть на репродукцию картины с изображением пейзажа, а затем ответить на предлагаемые вопросы.
Вопросы формулируются по изображенным на картине деталям. Просмотр картины лимитируется во времени.

Дискуссия

Предоставить возможность учащимся поделиться тем, что нового они узнали о профессии археолога, и ответить на предлагаемые вопросы.

Ведущий. Знаете ли вы, где хранятся археологические находки? В каких музеях можно увидеть все, что касается нашего прошлого? Что из увиденного вами в этих музеях заинтересовало вас больше всего?

Работа с подсобным материалом

Ведущий. Прежде чем археологическая находка станет музейным экспонатом, она должна обрести свой первоначальный вид. Причем необходимо не только склеить все разбитые части предмета, но и восстановить затертую временем роспись на нем. Часто роспись выполнялась в виде орнамента, то есть повторяющихся с определенной закономерностью элементов. Основной задачей в данном случае является определение этой логической закономерности повторения узора в рисунке. Сейчас вам предстоит заняться именно этой работой. Представьте, что вы нашли старинные полотенце (рис. 4) и коврик (рис. 5) с изображениями узоров, которые от времени частично стерлись. Необходимо дорисовать узор на другом конце полотенца и, поняв закономерность в узоре, восстановить раскраску коврика.

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

Очень много сведений о нашем прошлом археологи узнают из древних рукописей. Так как текст рукописей бывает не только частично утрачен, но и написан на языке, на котором давно уже никто не говорит, археологам приходится заниматься расшифровкой этих текстов. Представьте, что сохранился лишь обрывок старинного письма, написанного на давно исчезнувшем языке. Порывшись в исторических книгах, вам удалось частично восстановить алфавит древнего языка. Но и этого вполне хватило, чтобы расшифровать текст письма. Что же там было написано? (Рис. 6.) Попробуйте, используя такое же количество букв, написать на этом языке свои фразы.

Рис. 6

Рис. 6

Игра «Рисуночное письмо»

Ведущий. Когда-то люди не знали букв. Но тем не менее они могли посылать друг другу письма. Вместо букв и слов в этих письмах были рисунки, поэтому письмо так и называлось – «рисуночное».

Класс делится на две команды.
Пусть одна команда будет древними людьми, которые пишут друг другу письма с помощью рисунков, а другая – археологами, нашедшими эти письма и пытающимися их разгадать. Очки начисляются за каждое разгаданное письмо. За неопределенность изображения в рисуночном письме мыслей вычитается очко у команды «диких людей».
После разгадывания всех писем команды меняются ролями.

Работа в тетрадях

Ведущий. Закончив раскопки, археолог продолжает исследования в музее. Он изучает форму каждой найденной вещи, материал, из которого она сделана, ее назначение, место и время изготовления. Ему приходится анализировать многие факты, чтобы прийти к наиболее достоверным выводам. То есть археологу для работы очень пригодится умение логически мыслить.
В следующем задании вы в очередной раз проверите наличие у себя этой способности. Представьте, что в районе четырех древних поселений, которые именовались Березовое, Сосновое, Еловое и Ольховое, археологами найдена старинная ваза. Она хорошо сохранилась, имеет продолговатую форму, сделана из глины и окрашена в красный цвет с белым узором. Из исторических источников известно, что во всех четырех поселениях жители занимались изготовлением ваз. В Березовом, Сосновом и Еловом делали вазы из глины, а в Ольховом – из металла. В Сосновом, Еловом и Ольховом предпочитали изготавливать вазы продолговатой, а в Березовом – круглой формы. В Березовом и Сосновом готовые вазы окрашивали в зеленый цвет. В Сосновом и Ольховом на вазу наносили узор желтого цвета. Необходимо определить с помощью «логического квадрата», в каком из четырех поселений была сделана эта ваза.
Придумайте и запишите небольшой рассказ, в котором бы вы нашли объяснение тому, почему из всех ваз, которые изготавливались в четырех поселениях, сохранилась именно эта ваза.
Желающие могут зачитать свой рассказ для коллективного обсуждения.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Какими способностями должен обладать археолог?

  • Какие задания вам было легко выполнять?

  • Какие задания вызывали трудности и почему?

    ТЕМА 10. ПРОФЕССИЯ — ПОВАР

Занятие 19

Разминка «Внимание»

Необходимо определить, какой кусок отрезали от каждого торта (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Необходимо определить по буквам на банках, какие в них содержатся заготовки на зиму (рис. 2).

Рис. 2

Рис. 2

Дискуссия

Ведущий. Сегодня речь у нас пойдет о самой вкусной профессии, которая называется «повар». Попробуйте сначала описать ее самостоятельно. (Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания.) Повар занимается тем, что из обычных продуктов может приготовить разнообразные и вкусные блюда.

  • Какие учебные предметы необходимо знать будущему повару?

  • Зачем ему нужны математика, русский и иностранный языки, история, география?

  • Какими способностями должен обладать повар?

Сначала ответы дают учащиеся.

– Какую способность вы проверяли у себя во время разминки? (Внимание.) Зачем повару нужно быть внимательным? (Чтобы блюдо, которое готовит повар, получилось вкусным, ему необходимо внимательно следить за процессом его приготовления. Хороший повар может на глаз определять качество и степень готовности изделий.)

Работа в тетрадях

Ведущий. Повар должен обладать хорошими математическими способностями, так как ему часто приходится рассчитывать время приготовления блюда, а также количество продуктов, необходимых для приготовления определенного числа порций. Следующие задания помогут проверить наличие у вас этих способностей. Решите задачи:

1. 7 рыбаков съедят за 7 дней 7 осетров. За сколько дней 100 рыбаков съедят 100 осетров?
2. Яйцо варится 15 минут. Сколько потребуется времени, чтобы сварить два яйца?
3. Самовар закипает за 30 минут. Кипятить в нем воду начали в 6 часов вечера. Когда можно приглашать гостей к столу?
4. Имеются песочные часы на 3 и 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты. Как это сделать при помощи песочных часов?
5. Бабушка сварила варенье из малины. При этом на каждые 2 стакана ягод она брала 3 стакана сахара. Сколько стаканов ягод бабушка взяла для варенья, если всего она израсходовала 12 стаканов сахара?
6. На дне рождения 12 гостей выпили 18 литров сока. А сколько нужно приготовить сока, если на праздник приглашены 26 гостей?
7. Для того чтобы приготовить 20 штук печенья, требуется 60 г сливочного масла, 40 г сахара, 100 г муки, 80 г миндальных орехов и 20 вишенок в сахаре. Какое количество продуктов потребуется для приготовления 30 штук печенья?

Повар должен обладать высокой чувствительностью к оттенкам запаха и вкуса; глядя на рецепт, он способен представить внешний вид и вкусовые особенности блюда.

Игра «Чувствительный нос»

Ведущий должен заранее подготовить несколько предметов, растений и продуктов, обладающих запахами. Желающим завязывают глаза и дают понюхать разные предметы. Побеждает ученик, отгадавший самое большое количество предметов.

Игра «Цвет и вкус»

Подготовить карточки с названиями цвета и вкуса (сладкий, кислый, соленый, острый, пресный). Класс делится на команды. Задача каждой команды: вытянув карточку с заданием – названием цвета или вкуса, назвать как можно больше соответствующих продуктов. За каждый названный продукт команда получает очко. Очки также начисляются за дополнения ответов других команд. Победившая команда получает вкусный приз.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?

  • Какие задания было легко выполнять?

  • Какие задания вызывали трудности и почему?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Узнать подробнее о профессии повара из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

Занятие 20

Разминка «Зрительная память»

Ведущий. Хорошо развитая память позволяет повару запоминать сотни рецептов на все случаи жизни. Попробуйте запомнить рецепт «Веселого торта» (Е. Писаревская).
Прочитайте стихотворение три раза, затем закройте текст и попытайтесь его пересказать:

Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то
И не знаешь, как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко,
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек,
Непременно захохочет!

Дискуссия

Предоставить возможность учащимся поделиться тем, что нового они узнали о профессии повара, и ответить на вопросы.

Ведущий. Где работают повара? Умеете ли вы готовить какое-нибудь блюдо? Как вы думаете, какие из перечисленных ниже условий являются самыми необходимыми и важными для приготовления вкусного блюда?

  • Хорошие продукты;

  • умение хорошо готовить;

  • помощь других;

  • хорошее настроение перед работой;

  • желание сделать что-то хорошее для других.

Как вы думаете, почему иногда одни и те же блюда у разных людей получаются разными по вкусу?

Работа в тетрадях

Ведущий. Повару важно обладать хорошо развитым глазомером. Он должен быстро и точно, без взвешивания установить вес продукта, а также на глаз определить необходимое количество соли или специй.
Для проверки глазомера выполните следующие задания:

1. Определите на глаз: что весит больше?

  • Два яблока или десять вишен;

  • три лимона или один арбуз;

  • одна буханка хлеба или одна пачка соли.

2. Чем лучше отмерять продукты, входящие в шоколадный кекс: мука, соль, ванилин, вода, сахар, какао? Сколько нужно взять каждого продукта?

3. Если бы вы хотели приготовить завтрак для великана, чем бы вы стали отмерять следующие продукты?

  • Мука для оладий;

  • молоко для оладий;

  • масло для оладий;

  • сироп;

  • яйца;

  • соль;

  • перец.

Сколько бы вы взяли каждого продукта?

Игра «Угадай продукт»

Учащиеся получают карточки с названиями разных продуктов, например: молоко, мука, масло, варенье, фрукты, овощи и т.д. Каждый от лица своего продукта рассказывает о том, как его используют, какого он вкуса и цвета, сколько стоит, где продается и т.д. Остальные учащиеся угадывают, какой продукт рассказывал о себе. Тот, кто первым отгадает тот или иной продукт, получает право забрать себе карточку с названием этого продукта. Побеждает набравший к концу игры больше всех карточек с названиями разных продуктов.

Работа в тетрадях

Ведущий. Представьте, что вы едите свое самое любимое блюдо. Попробуйте описать вкус этого блюда, не называя его.

По описаниям друг друга учащиеся угадывают любимые блюда своих друзей и зарисовывают их в тетрадях. Затем рассказывают и записывают, из чего они приготовлены.
Хороший повар стремится творчески подходить к приготовлению пищи. Он может не только пользоваться установленными рецептами, но и вносить в них изменения, а также придумывать новые блюда. Используя свою фантазию, он может красиво и оригинально оформить приготовленное блюдо.

– Придумайте рецепты одного или нескольких следующих необычных блюд:

– салат «Нежность»;
– суп «Умник»;
– каша «Богатырь»;
– напиток «Счастье»;
– печенье «Улыбка»;
– торт «Справедливость»;
– любое свое блюдо.

Желающие могут представить свои рецепты для коллективного обсуждения.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • Какими способностями должен обладать повар?

  • Какие задания было легко выполнять?

  • Какие задания вызывали трудности и почему?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Занятие 21

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ведущий. С какими профессиями вы знакомились на предыдущих занятиях?
Какие способности помогают успешному овладению этими профессиями?
В каких профессиях и почему необходимо:

– быть внимательным, наблюдательным;
– иметь хорошую зрительную и слуховую память;
– иметь быструю реакцию;
– уметь логически мыслить;
– иметь математические способности;
– иметь способность к конструированию;
– иметь хороший глазомер;
– иметь литературные способности;
– иметь богатое воображение;
– понимать эмоциональное состояние других людей?

Учащиеся выполняют по одному тренировочному упражнению на свой выбор для проверки вышеназванных способностей.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Самостоятельно подготовить описание профессии учитель, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания, помогающие проверить эти способности.

Занятие 22

Ведущий, сохраняя общую структуру урока, предлагает учащимся самостоятельно описать профессию учителя, обсудить, какими способностями желательно обладать учителю, и выполнить тренировочные упражнения, которые учащиеся заранее подготовили для проверки этих способностей.