Елена СЕЛЮНИНА,
учитель начальных классов ГОУ НОШ № 1771,
г. Москва
Как заинтересовать родителей
не только учебными проблемами их
детей?
Отнюдь не
просто привлечь родителей к школьной жизни
детей. Родители работают, на детей не хватает
времени и сил. Знакомые слова? Как часто мы,
педагоги, говорим об этом! Но если ничего не
делать, – ситуация не изменится.
Я начала работу с первым
классом. Первое собрание – все присутствуют.
Обычное собрание, решаются общие вопросы. На
следующем уже кого-то нет. И в результате на
обычных собраниях присутствуют далеко не те,
кому хочется сказать очень и очень многое.
Назначая собрание, прекрасно понимаешь, даже
когда они запланированы на год вперед, это не
гарантия того, что родители захотят его посетить.
Они устали после работы, им хочется отдохнуть, а
тут приходится опять думать и решать. Как же
изменить эту ситуацию?
В нашей школе собрания
назначаются директором на весь год. Но никто не
заставляет придерживаться определенной формы.
Вот с этого я и начала. Первые собрания в
нестандартной обстановке проходили в виде
общего чаепития. Правда, учителю все равно не
удается попить чаю, поскольку к нему обращаются с
вопросами. Но в этой обстановке родителям легче
задать вопрос, идет беседа, взаимное общение, а не
только монолог учителя.
Очень приятно было
родителям, и они еще долго вспоминали собрание,
на котором они могли не только обсудить
наиважнейшие вопросы, но и попить чаю в конце
трудного рабочего дня. Я пробовала вести
тематические встречи по тем проблемам, которые
интересны родителям. Но это проходило не как
общее собрание, а лишь с группой родителей,
которым это интересно. И это было полезно, так как
невозможно заинтересовать всех одной темой.
Кроме того, к таким собраниям-беседам можно
подобрать литературу по конкретному вопросу.
Таковы были разговоры о леворуких детях, об
особенностях детей конкретного возраста.
При необходимости на общие
собрания, проходившие в стандартной форме,
приглашались разные специалисты, в том числе
школьный психолог. Наш психолог, Светлана
Александровна Сысоева, очень ответственно
относится к таким встречам, готовит интересный
материал для родителей. Да и сам учитель может
подготовить к собранию интересную игру для
родителей, чтобы проиллюстрировать какие-то
особенности поведения людей.
На одном из собраний я
предложила родителям простую игру – выполнить
задание. Каждому родителю выдала стандартный
лист бумаги формата А4, довольно тонкий, и
попросила выполнять задание – сложить, оторвать
правый верхний угол, опять сложить, оторвать и
так до тех пор, пока еще есть что сложить и
оторвать. После этого развернуть свою «снежинку»
и сравнить с другими. Как удивились родители –
ведь инструкция всем была дана одна и та же, а
результат у всех разный! И это гораздо лучше
показывает и рассказывает маме и папе, почему на
уроке их ребенок получает не тот результат, что
другие дети.
Еще один способ изменить привычное по форме
собрание – расставить стулья не за партами, а в
кружок на ковре. Сначала это сбило пришедших
с толку, а затем позволило отвлечься от
привычного и посмотреть на все другими глазами.
Описанные варианты требуют не очень больших
усилий от учителя – достаточно желания. Более
сложными по организации, но очень продуктивными
оказываются встречи мини-группами. Все началось
со случайности. Собрание было назначено на шесть
часов вечера. А родители стали подходить
небольшими группами: кто-то раньше, а кто-то –
сильно позже. И я решила побеседовать с теми, кто
подошел. В результате для каждого время беседы
было сокращено, так как обсуждались вопросы,
важные именно для его ребенка, зато вопросы к
учителю были конкретными. Конечно, проводить
такие встречи труднее, они занимают больше
времени. Но зато каждый мог побеседовать о своем
ребенке.
Если в семье папа приходит
домой часов в восемь вечера, а мама сидит с детьми
(чаще всего это младшие дети), то на собрание
никто прийти не сможет. Или если это
мать-одиночка, одна воспитывающая ребенка и
потому поздно приходящая с работы, а в последнее
время и папы-одиночки бывают. Как быть с ними? Я
проводила индивидуальные встречи, в том числе по
субботам. Конечно, это трудно, но тоже вариант.
Были у меня в классе и родители, которые могли
зайти в школу лишь утром перед работой. И если у
меня не было первого урока, я приглашала в это
время родителей на беседу.
Поговорив с детьми, я услышала от них, как они
хотят, чтобы их родители с классом во что-то
поиграли, что-то сделали вместе, хотя бы
спортивную эстафету семьями – ее несложно
организовать.
У нашего класса получилась
очень интересная игра родителей и детей в 4-м
классе. Благодаря усилиям нашего воспитателя ГПД
дети и родители поиграли в КВН – команда
родителей «КВИК и Я» и команда детей «Теремок».
Ведущей была наша ученица. Тема КВН была связана
со сказками. Нужно было заранее подготовить
представление команд и домашнее задание.
Домашнее задание команда детей готовила с
воспитателем, а команда родителей собиралась
вечером в школе и придумывала свое. КВН очень
сплотил детей и родителей, да и родителей между
собой. И этот опыт был ценен не только для нашего
класса. Педагоги школы отметили талант наших
родителей, их желание выступить на школьной
сцене. Конечно, не все родители и не все дети
могли участвовать, но для самих детей был важен
не только КВН, но и возможность «поболеть». И
дети, чьи родители не принимали в нем участия,
готовили плакаты, чтобы «болеть» за команду
родителей со словами: «Ну, за детей все будут
болеть, а за родителей тоже надо!» И это не
поссорило детей класса, а наоборот – общее дело
зажгло и скрепило всех.
Я выпустила этот класс, пройдя с ними четыре года.
И те искренние слова благодарности, которые
прозвучали после выпускного, говорят о том, что
не зря были проведены эти нестандартные встречи,
мало похожие на собрания. И родители готовы
слушать и слышать, что говорят их дети. Уже набран
следующий первый класс, и уже есть новые идеи, как
провести собрания, чтобы это были радостные
встречи друзей, а не собрания незнакомых между
собой лиц.
|