Лариса ШАПОВАЛОВА,
учитель начальных классов
средней школы № 40,
г. Старый Оскол
Дед Мороз решает задачи
Математика
3-й класс
Проблема дифференцированного обучения до сих
пор актуальна. Именно дифференцированное
обучение может создать благоприятные условия
для становления личности ученика. Существует
множество средств решения этой проблемы –
задания различной сложности, различного объема,
различные меры помощи учащимся и т.д. Разным
ученикам требуются разные время, формы и виды
работы, чтобы овладеть программным учебным
материалом. Дифференцированное обучение состоит
в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту
разницу. Дифференцированный подход
организационно состоит в сочетании
индивидуальной, групповой и фронтальной работы.
Такой подход необходим на всех этапах усвоения
знаний и умений.
Тема. «Решение задач».
Цели. Систематизировать и обобщить знания и
умения детей решать задачи изученного вида;
развивать мыслительную деятельность, навыки
групповой работы, взаимо- и самоконтроль;
воспитывать культуру общения на уроке, чувство
взаимопомощи и взаимоподдержки.
Оборудование. Учебник «Математика. 3 класс (I
ч.)» (авт. М.И. Моро, С.И. Волкова,
С.В. Степанова); конверты с дидактическим
материалом; карточки-помощь; сигналы; магнитофон,
запись письма и музыки; рисунок елки и саней;
колокольчики; индивидуальные доски; музыкальная
открытка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Ребята, у меня для вас сюрприз. Вам
пришло звуковое письмо из далекой Лапландии –
царства вечной зимы, снега, льда, стужи. Письмо
прислал Дед Мороз. Послушайте его.
Учитель включает магнитофон.
– Дорогие ребята! Это пишу вам я, Дед
Мороз. Прежде чем отправиться в путь, я решил
узнать, как же дети вашей школы готовятся к
Новому году.
Какие у них успехи в учебе?
Какими игрушками они будут украшать елку?
Шлю вам мой морозный привет, волшебные сани для
сказочного путешествия на уроке и маленькую
елочку, которую вы будете наряжать после
выполнения заданий.
До скорой встречи!
Ваш Дед Мороз
– Дети, давайте покажем Деду Морозу свои
знания по математике на сегодняшнем уроке по
теме «Решение задач».
III. Работа по теме урока
У. Декабрь. Матушка зима вступила в свои
права, намела много снега. Представьте, что мы с
вами садимся вот в эти волшебные сани и
отправляемся в сказочное путешествие.
Звенят колокольчики.
– А вот и остановка «Схематическая».
На доске:
Цена |
Количество |
Стоимость |
|
|
|
Масса 1 предмета |
Количество предметов |
Масса всех предметов |
|
|
|
Расход на 1 предмет |
Количество предметов |
Общий расход |
|
|
|
– На доске находятся схемы к
задачам. Расскажите все, что вы о них знаете.
Учитель показывает на схемы по порядку.
Дети. Первая схема относится к задачам с
величинами: цена, количество, стоимость.
У. Что такое цена?
Д. Это стоимость одного предмета.
У. Как находится цена?
Д. Чтобы найти цену, надо стоимость
разделить на количество.
У. Как находится количество?
Д. Чтобы найти количество, надо стоимость
разделить на цену.
У. Как находится стоимость?
Д. Чтобы найти стоимость, надо цену
умножить на количество.
У. А что вы можете сказать о второй схеме?
Д. Эта схема относится к задачам с
величинами: масса одного предмета, количество
предметов, масса всех предметов.
У. Расскажите, как находятся эти
величины.
Д. Чтобы найти массу одного предмета,
надо массу всех предметов разделить на их
количество.
– Чтобы найти массу всех предметов, надо
массу одного предмета умножить на количество
предметов.
– Чтобы найти количество предметов, надо
массу всех предметов разделить на массу одного
предмета.
У. А что вы можете рассказать о третьей
схеме?
Д. Данная схема относится к задачам с
величинами: расход на один предмет, количество
предметов, общий расход.
У. Расскажите, как находятся эти
величины.
Д. Чтобы найти общий расход, надо расход
на один предмет умножить на количество
предметов.
– Чтобы найти расход на один предмет, надо
общий расход разделить на количество предметов.
– Чтобы найти количество, надо общий расход
разделить на расход на один предмет.
У. Молодцы! Вы хорошо поработали. Тот, кто
был самым активным, получает право повесить
первую игрушку на нашу елочку.
Учитель называет фамилию, ученик вешает
игрушку на елку.
– А теперь опять садимся в сани и продолжаем
путешествовать. Волшебные сани скользят быстро,
мелькают заснеженные поля и леса.
Звенят колокольчики.
– Вот и следующая остановка – «Групповая».
Дети работают в группах.
– У вас на столах лежат конверты с номерами.
Возьмите конверт под номером 1 и достаньте из
него лист. Познакомьтесь с задачей. Подумайте,
как ее решать, затем посоветуйтесь с товарищами
по группе.
Группа 1. 8 одинаковых наборов цветной
бумаги стоят 80 рублей. Сколько стоят 5 таких
наборов?
Группа 2. 8 наборов цветной бумаги стоят
80 рублей. Сколько таких наборов бумаги можно
купить на 60 рублей?
Группа 3. Из 12 мотков шерсти получается
3 детских свитера. Сколько детских свитеров
можно получить из 16 таких мотков?
Группа 4. Из 12 мотков шерсти получается 3
одинаковых свитера. Сколько мотков шерсти
потребуется для 5 таких свитеров?
У. Не забывайте о культуре общения на
уроке, о правилах взаимопомощи и
взаимоподдержки.
Приступайте к решению задачи.
В каждой группе есть спикер – он имеет право
встать и посмотреть, как идут дела у учащихся его
группы, и оказать помощь.
Пока дети работают в группах, учитель
вызывает из каждой слабого ученика, эти дети
решают задачи на индивидуальных досках.
– Дети, получите, пожалуйста,
карточку-помощь. Познакомьтесь с ней внимательно
и приступайте к выполнению задания на доске.
Карточка-помощь
1. Прочитай задачу.
8 одинаковых наборов цветной бумаги стоят
80 рублей. Сколько стоят 5 таких наборов?
2. Познакомься с кратким условием этой
задачи.
Цена |
Количество |
Стоимость |
Одинаковая,
? р. |
8 н.
5 н. |
80 р.
? р. |
3. Запиши на доске решение данной
задачи, выражение, ответ.
4. При решении помни:
1) цена = стоимость : количество;
2) стоимость = цена ґ количество.
Подобные карточки есть и у остальных
учащихся, работающих у доски.
– А теперь возьмите из конверта лист 2
и сверьте свое решение с правильным. Если у вас
все решено правильно, то поднимите зеленый
сигнал, если допущена ошибка, то синий сигнал.
Спикер! Объясни, пожалуйста, какая ошибка была
допущена в группе.
Работу учеников, отвечающих у доски,
оценивает учитель и ставит им отметку.
Оценивание работы группы:
1. Если в группе все держат зеленый
сигнал – вся группа получает «5».
2. Если в группе 1–2 человека держат синий
сигнал – группа получает «4».
3. Если синий сигнал у троих и более – «3».
– Какую основную величину находила
первая группа?
Д. Стоимость.
У. Каким действием?
Д. Умножением.
У. Какую основную величину находила
вторая группа?
Д. Количество.
У. Каким действием?
Д. Делением.
У. Какая еще группа находила такую же
величину?
Д. Третья.
У. Каким действием?
Д. Делением.
У. Какую величину находила четвертая
группа?
Д. Общий расход.
У. Молодцы! Повесим на елочку по игрушке
от каждой группы.
Дети вешают 4 игрушки.
IV. Физкультминутка
У. Давайте немного отдохнем. Девочки
превращаются в снежинок, а мальчики – в легкий,
пушистый снежок.
Звучит музыка. Ученица читает стихотворение,
дети выполняют танцевальные движения.
Ученица.
Зима пришла... За окнами,
Где черных елок ряд,
Пушистые и легкие
Снежиночки летят.
Летят, порхают, кружатся,
Пушистые летят
И белым мягким кружевом
Окутывают сад.
У. Сани летят все быстрее. Под нами
мелькают реки, закованные льдом. А вот и
остановка «Самостоятельная».
V. Самостоятельная работа
У. А сейчас будет самостоятельная работа
по вариантам. Первый вариант выполняет задание 6
на с. 55, второй вариант – задание 4 на с. 72.
I вариант |
II вариант |
В 4 одинаковые банки
разлили 20 кг меда. Сколько потребуется таких
банок, чтобы разлить 30 кг меда? |
18 кг варенья разложили
в 6 банок поровну. Сколько надо таких банок, чтобы
разложить 24 кг варенья? |
– Прочитайте задачи. Подумайте, как
их решить.
Теперь возьмите конверт 2 и достаньте лист, на
котором под номерами дано несколько решений.
Познакомьтесь с ними, выберите правильное
решение и запишите в тетрадь только его номер.
I вариант
I.
1) 30 – 20 = 10 (кг)
2) 4 ґ 10 = 40 (кг)
II.
1) 20 : 4 = 5 (кг)
2) 30 : 5 = 6 (б.)
III.
1) 30 + 20 = 50 (кг)
2) 50 – 4 = 46 (кг) |
II вариант
I.
1) 24 : 3 = 8 (кг)
2) 18 – 8 = 10 (кг)
II.
1) 24 – 18 = 6 (кг)
2) 6 : 3 = 2 (б.)
III.
1) 18 : 6 = 3 (кг)
2) 24 : 3 = 8 (б.) |
Запись в тетради:
– Сверьте свое решение с
эталоном на доске.
На доске:
Эталон I в.
2 |
Эталон
II в.
3 |
|
– У кого записан правильный номер
решения – поднимите зеленый сигнал. Вы
получаете «5».
У кого номер решения не совпал с эталоном –
поднимите синий сигнал. Если вы решили задачу
неправильно, то эта задача будет вашим домашним
заданием.
С какими величинами вы решали задачи, когда
работали по вариантам?
Д. Масса одного предмета, количество
предметов, масса всех предметов.
У. Каким действием находится масса
одного предмета?
Д. Делением.
У. Каким другим величинам соответствует
данная величина?
Д. Цена, расход на один предмет.
У. Что общего у этих трех величин?
Д. Они находятся действием деления.
У. Каким действием находится масса всех
предметов?
Д. Умножением.
У. Каким величинам она соответствует?
Д. Стоимости, общему расходу.
У. Что общего у этих трех величин?
Д. Они находятся действием умножения.
У. А каким же действием находится
количество?
Д. Делением.
На доске оформляется сводная таблица:
Цена |
Количество |
Стоимость |
Масса 1 предмета |
Количество |
Масса всех предметов |
Расход на 1 предмет |
Количество |
Общий расход |
Делением |
Делением |
Умножением |
У. Посмотрите внимательно на
сводную схему-таблицу. Еще раз запомните связь
между величинами и не забывайте, каким
математическим действием находится каждая из
них.
Задание вы выполнили. Нарядим елочку. Сани наши
опять в пути.
Звенят колокольчики.
– А вот и остановка «Геометрическая».
VI. Работа с геометрическим материалом
У. Вспомните, что такое периметр.
Д. Периметр – это сумма длин сторон
какой-нибудь геометрической фигуры.
У. Что такое площадь?
Д. Площадь – это внутренняя часть
какой-нибудь геометрической фигуры.
У. Посмотрите на схему и вспомните
формулы нахождения периметра и площади
прямоугольника и квадрата.
На доске:
Р (прям.) = а х 2 + b
х 2 (см)
Р (прям.) = (а + b) х 2 (см)
S (прям.) = а х b (см2)
Р (кв.) = а х 4 (см)
S (кв.) = а х а (см2) |
Дети проговаривают правила
нахождения периметра, площади прямоугольника и
квадрата.
– В каких единицах измеряется площадь?
Д. Периметр в сантиметрах, дециметрах,
метрах. Площадь в квадратных сантиметрах,
квадратных дециметрах, квадратных метрах.
Учитель отбирает группу слабых учащихся.
У. Вы будете работать с материалом,
который находится в конверте 3.
Задание
1. Длина прямоугольника 6 см, ширина
3 см. Найди его периметр и площадь.
2. Найди периметр и площадь квадрата
со стороной 5 см.
– Подумай, выбери и реши то задание,
которое тебе больше нравится.
– Используй памятку на доске. |
– Задание выполняйте в тетради.
Остальные учащиеся получают более сложное
задание.
– Откройте учебник на с. 66. Познакомьтесь
с заданием 7 и приступайте к его выполнению.
Работу вы все сдадите мне на проверку в конце
урока.
VII. Итог урока
Учитель выставляет отметки тем, кто работал у
доски, активно работал на уроке, правильно решил
свой вариант, за работу в группах.
У. Вот и закончилось наше путешествие на
волшебных санях. Понравилось оно вам? Чему мы
учились на уроке?
Д. Решать задачи с величинами и задачи на
нахождение периметра и площади прямоугольника и
квадрата.
У. А
еще мы учились правильно себя вести в процессе
работы в группах, учились помогать друг другу. Вы
молодцы! Вы очень хорошо поработали сегодня на
уроке – и задачи решили, и елочку нарядили.
Ребята!
Дед Мороз вместе с письмом прислал вам
приглашение на новогодний утренник, который
состоится в актовом зале.
Учитель открывает музыкальную открытку и
читает:
Елка наряжается,
Праздник приближается.
Новый год у ворот –
Ребятишек елка ждет.
|