ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"
ВИНОГРАДОВА Наталья Федоровна,
РЫДЗЕ Оксана Анатольевна
“Окружающий мир” как учебный предмет
в начальной школе: особенности, возможности,
методические подходы
План лекций по курсу
|
Номер газеты |
Название лекции |
17 |
Лекция 1. Младший школьник и
окружающий мир: особенности взаимодействия.
Воспринимает ли младший школьник мир так же,
как взрослый? Что такое «целостность
восприятия»? Проявляет ли младший школьник
интерес к природе, истории, культуре родной
страны? Изменяется ли личность ребенка под
влиянием окружающего мира? |
18 |
Лекция 2. Развитие и
воспитание младшего школьника – цель изучения
предмета «Окружающий мир». Почему предмет
«Природоведение» был заменен «Окружающим
миром»? Каков вклад предмета «Окружающий мир» в
развитие и воспитание младшего школьника? Какие
качества личности развиваются преимущественно
на уроках окружающего мира? |
19 |
Лекция 3. Чему учить: какие
знания об окружающем мире являются для младшего
школьника актуальными. Что значит «актуальное
знание»? Почему содержание знаний об окружающем
мире должно быть интегрированным? При каких
условиях знания переходят в ценностные
отношения?
Контрольная работа № 1. |
20 |
Лекция 4. Урок «окружающего
мира»: типы и структура. Почему комбинированный
урок не может быть приоритетным при изучении
окружающего мира? Какие типы уроков отражают
специфику окружающего мира как объекта изучения?
Почему игра, логические и творческие задачи
должны быть обязательными структурными
единицами урока? |
21 |
Лекция 5. Когда младший
школьник активен: методы активизации
познавательной деятельности на уроках
«окружающего мира». При каких условиях
организации познавательной деятельности
младший школьник активен, инициативен,
самостоятелен и работает в зоне ближайшего
развития? |
22 |
Лекция 6. Что такое учебная
самостоятельность и как ее развивать? Чем
различаются бытовая и учебная
самостоятельность? Какие умения обеспечивают
развитие учебной самостоятельности?
Контрольная работа № 2. |
23 |
Лекция 7. Младшие школьники
работают вместе: использование различных форм
организации обучения на уроках окружающего мира.
Когда учение становится коллективной
деятельностью? В чем дидактическое значение
разных форм организации совместной
деятельности? |
24 |
Лекция 8. Нужно ли
«Окружающий мир» знать на отметку? Можно ли
отношения и чувства мерить отметкой? Как
оценивать знания об окружающем мире?
Итоговая работа. |
Лекция 8.
Нужно ли «Окружающий мир» знать на
отметку?
Проблема для обсуждения: Могут ли
контроль и оценка стать радостными и желанными
для младшего школьника?
Участники: методист, завуч начальной
школы, учителя начальных классов, психолог.
Психолог. Сегодня принципиально
изменяются подходы к целям, содержанию и
организации деятельности контроля и оценки в
начальной школе. Если мы говорим о личностно
ориентированном, а не об авторитарном процессе
обучения младших школьников, то прежде всего
нужно изменить подходы к целям контроля и оценки
их деятельности. Если мы проанализируем ответы
учителей на вопрос: «Зачем учитель проводит
контроль?» – то большинство респондентов
ответят так: «Чтобы узнать, что школьник не
усвоил, где отстает, что у него не получается…»
Поэтому часто контролирующая деятельность
учителя фактически превращается в лозунг
«поймать и наказать». В этом случае дети боятся
контроля, нервничают, ожидая «суда» учителя,
редко принимают его оценку как объективную.
Истинной целью контроля должен быть ответ на
другие вопросы: во-первых, что у ребенка
получилось, чего он достиг, на какую новую
ступеньку поднялся, по каким позициям его
учебная деятельность успешна, и, во-вторых, что я,
педагог, сделал не так, что у школьника
встретились трудности, появилась неуспешность,
как ему помочь их преодолеть.
Учитель второго класса. Я не
соглашусь с уважаемым коллегой – психологом.
Ученик должен отвечать за последствия своей
деятельности, и в этом плане я больше соглашусь с
такими действиями педагога – «поймать и
наказать». В этом и заключается основная цель
нашего контроля: показать ученику, где он
недоработал, что не усвоил (подчеркиваю частицу не),
иначе он никогда не научится себя контролировать
и исправлять.
Психолог. Сам ученик не научится
самоконтролю и самооценке, или развитие этих
качеств будет идти долго и непродуктивно. Много
ли вы, уважаемый педагог, знаете взрослых, у
которых развиты эти личностные качества?
Формирование контролирующей деятельности
ученика – одна из функций образовательного
процесса; его нужно специально построить так,
чтобы школьник обучался действиям контроля
(самоконтроля) и оценки (самооценки).
Методист. Возможность реально
гуманизировать этот процесс, то есть сделать его,
как ни странно это звучит, радостным и желанным
для ребенка, имеется. Действительно, значение
контролирующей и оценочной деятельности очень
велико: ученик (прежде всего!) и все желающие
(родители, администрация школы, общественность)
получают представление о сформированности
знаний, умений и навыков, что позволяет
скорректировать процесс учения и обучения. В
этом случае и ученик, и учитель ставят перед
собой два вопроса: «Что я делаю не так, что?..»,
«Как я должен изменить свою деятельность,
чтобы...?» Как видим, вопросы и для школьника, и для
педагога одни и те же, и каждый задает их себе!
Я согласна с коллегой-психологом: в обычной жизни
бывает все наоборот – учитель предъявляет
требования к ученику, а он, в свою очередь,
обвиняет в необъективности учителя. Это
получается потому, что мы упускаем важную
функцию контроля и оценки – совместный анализ
(ведомого и ведущего обучение) характера ошибок,
установление их причин и поиск путей их
преодоления.
Мы подошли к важному выводу: чтобы ученики
адекватно реагировали на оценку учителя, чтобы
они не попали в «зону тревожности» и не стали
неуспешными, необходимо формировать у них
собственную контролирующую деятельность,
объективную самооценку.
? Чему целесообразно
учить младших школьников?
1. Осознавать мотив своей
деятельности. Для этого ученик должен ответить
сам себе на вопросы: «Зачем мне нужно это знать,
уметь? Что я приобрету, если это узнаю? Что я
потеряю, если этого не узнаю?» Быть умеренно
озабоченным своими успехами, оценивать свои
ощущения от успеха (поражения).
2. Планировать свою деятельность, то
есть понимать, что планирование – дисциплина
труда. Отвечать на вопросы: «Какие мои усилия
потребуются для выполнения учебной
(практической) задачи, что я должен делать и
какова последовательность моих действий (что
сначала, что потом)? Какие средства мне
понадобятся для этого, какие трудности могут
встретиться мне и как я смогу их преодолеть?»
3. Анализировать достигнутый результат.
Для этого ответить на следующие вопросы:
«Соответствует ли полученный результат
поставленной цели? Как я могу проверить
полученный результат? Замечу ли допущенные
ошибки, пойму ли, почему они возникли?», оценивать
свои усилия при решении учебной задачи и влияние
их на результат деятельности.
Учитель третьего класса. К
перечисленному я добавила бы еще один пункт.
Учащийся должен знать характеристику
отметок: чего, какая стоит. Я могу дать
несколько советов, которые проверила в своей
деятельности.
СОВЕТ ПЕРВЫЙ: формировать у младших
школьников уверенность в своих силах. Учитель
должен понимать, что дети этого возраста должны
учиться в ситуации успеха, поэтому любой, даже
самый маленький успех школьника должен быть
замечен учителем и отмечен прилюдно (!).
Это позволяет не только снять детскую
тревожность («Не умею, не получается, не буду…»),
но и придать всем действиям ребенка оптимизма,
уверенности в возможности выполнить задачу. Мы с
вами знаем, что ученику необходимо работать в
«зоне ближайшего развития» (этот феномен
обучения был открыт Л.С. Выготским). Обучение в
«зоне ближайшего развития» означает постоянную
гуманную (!) помощь ученику до тех пор, пока он
самостоятельно не сможет решить поставленную
перед ним задачу. Эта поддержка и помощь должна
состоять не в формальной подсказке («делай так»,
«повторяй за мной»), а в обучении
последовательности тех шагов (действий,
операций), которые должен осуществить школьник,
чтобы решить поставленную задачу. Очень важно
создавать и ситуации интереса к оценке своей
деятельности.
СОВЕТ ВТОРОЙ: предоставлять ученику
право выбора трудности работы. Современный
учитель хорошо знаком со способами
дифференциации обучения и знает, что ученик
работает более успешно, если поставленная перед
ним задача соответствует его возможностям.
Поэтому «слабым» детям педагог предлагает
нетрудные задания, а наиболее успешным –
трудные. Но это лишь один, и, кстати, не самый
эффективный путь повышения успешности обучения.
Дело в том, что младший школьник должен и может
сам оценивать свои силы и возможности, поэтому
более целесообразным является предоставление
ему самому возможности выбрать задания из
предложенных разноуровневых. Конечно, педагог
поможет советом («Начни сначала с простого…», «Я
советую тебе не тратить время на легкое задание,
ты можешь выполнить и более сложное» и т.д.), но
право выбора остается за детьми, поэтому все
рекомендации учителя должны приниматься ими как
советы, а не приказания. Именно такой подход к
обучению становится условием формирования
объективной самооценки ученика.
Приведу такой пример.
После прохождения темы «Рыбы» в третьем
классе я дала самостоятельную работу, чтобы
проверить, как дети поняли особенности
представителей этого класса, отличающих их от
других животных. Ученик мог по своему усмотрению
выбрать не менее двух заданий.
1. Есть ли в этом утверждении ошибка?
Если есть, запиши верное утверждение.
Рыбы – животные беспозвоночные.
_______________________________
2. Выбери верные утверждения.
Рыбы дышат легкими.
Рыбы дышат жабрами.
С помощью плавников рыба
передвигается – поворачивается в разные
стороны, поднимается и опускается в воде.
Плавники являются органом
чувств.
3. Объясни, почему у рыб тело
обтекаемой формы.
__________________________________
4. Относятся ли к рыбам киты и
дельфины? Объясни свой ответ.
__________________________________
5. Соедини стрелками:
Рыбы
Земноводные
Млекопитающие (звери) |
лягушка
карась
тритон
щука
нутрия
пиявка |
6. Распредели животных на две
группы: жители водоема и луга.
жаба, уж, личинка стрекозы, пчела,
стрекоза, сом, крот, улитка, муравей, карп
7. Рассмотри рисунок и выскажи
предположение: какие особенности щуки позволяют
ей охотиться на мелких рыбешек?
СОВЕТ ТРЕТИЙ: разбирать с учащимися
контрольные (самостоятельные) работы сразу после
их выполнения. Выполнив работу, школьники часто
проявляют интерес к тому, как (верно или неверно)
они выполнили задания, и поэтому спрашивают друг
у друга, кто какой ответ выбрал, какое объяснение
написал, обращаются за правильным ответом к
учителю. Через несколько дней большинство детей
забудут, какое задание как выполнялось, что
вызвало трудность, содержание контрольной
работы перестанет быть актуальным. Останется
только отметка за нее.
Поверьте, что выполнение только этих советов
очень быстро приведет к положительным
изменениям в отношении младших школьников к
контролю и оценке со стороны учителя.
ПРОБЛЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ. Кто и как
должен оценивать успешность учения младшего
школьника по окружающему миру?
Завуч. В теме дискуссии задан
риторический вопрос. Конечно же, оцениванием
успешности обучения занимаются разные участники
образовательного процесса – начиная с органов
управления и заканчивая родителями. Текущий
контроль осуществляет учитель, а этапным и
итоговым руководит завуч. По окружающему миру
мы тоже проводим итоговые проверки, используя
для этого контрольные задания. Приведем примеры.
Задание 1.
Лазоревка, гаичка, ремез, московка –
чудесная компания наших весьма обычных лесных
птиц. И все-таки еще одна птица, которая им всем
является ближайшим родичем, да к тому же
встречается гораздо чаще, не названа. Кто она?
Задание 2.
Представьте, что несколько птиц:
цапля, пингвин, баклан, снегирь, пеликан –
слетелись на кормушку, где их угощали свежей
рыбой. Угощенье понравилось всем, кроме одной
птицы. Угадай, какой.
Психолог. Давайте обсудим, не
создают ли приведенные завучем примеры
«подводные течения» для школьников, которые их
выполняют. Первое задание не может быть
предложено всем детям, так как заложенная в нем
информация, по всей видимости, не знакома
третьеклассникам. Задание не должно содержать
информацию, с которой дети ни разу не работали,
иначе они «отбрасывают» ее как неправильную. На
мой взгляд, типичны и ошибки, которые встречаются
и во втором задании. Здесь дети будут фиксировать
внимание прежде всего на слове слетелись. Оно
и станет своеобразным кодом для решения этого
задания. В данном случае ошибочный ответ –
пингвин – не будет случайным: эта птица не могла
прилететь к кормушке.
Учитель четвертого класса. Я широко
использую тесты: на мой взгляд, это – хороший
способ проверки усвоения знаний. Да и детям такие
задания очень нравятся. Тесты – хороший прием
проверки знаний школьников. Но очень важно, чтобы
тесты достижений были грамотно составлены.
Выбирая тест (нецелесообразно составлять тесты
самим, иначе можно допустить ошибки и
неточности), учителю нужно учитывать, что,
во-первых, тест – это стандартизированное
задание, которое поддается измерению (при этом
оценка объективна и не может быть изменена
педагогом). Во-вторых, обработка результатов
проводится по заданной схеме. В-третьих, время
проведения теста ограничено. В соответствии с
указаниями разработчиков тестов,
продолжительность выполнения колеблется от 1–2
до 20 минут в зависимости от способа предъявления
и выполнения, степени развернутости ответа и т.д.
В-четвертых, процедура тестирования, как правило,
проста. Стоит обратить внимание на то, что если
тест дан с возможными вариантами ответов, то
среди них не бывает явно абсурдных,
провокационных и приблизительных. Частой
ошибкой является помещение в варианты двух-трех
правильных ответов с разной степенью полноты. В
тесте должен быть только один правильный ответ.
Или о том, что верных ответов два и больше,
испытуемый должен знать. Например: «Найди верные
утверждения», «Найди два правильных ответа.
Определи, какой из них наиболее полно
характеризует объект».
Учитель третьего класса. Я считаю,
что нецелесообразно проводить контрольные
проверки по окружающему миру, особенно в
тестовом виде. Чаще всего такие задания
проверяют эрудицию ребенка, конкретные знания о
природе, обществе и т.д., хотя, на мой взгляд, целью
изучения этого предмета должны быть изменения в
мышлении, речи ребенка, умение проводить
логические операции, воображать. Поэтому разные
виды контроля я использую на разных этапах
обучения для текущего контроля. При этом право
выбора заданий чаще всего принадлежит самому
ученику. Например, ученикам третьего класса
можно предложить выбрать и выполнить любые два
задания по теме «Насекомые».
Задание 1.
Отметь знаком
правильное утверждение.
Насекомые – беспозвоночные животные.
Насекомые – позвоночные животные.
Задание 2.
Отметь характеристики, которые
относятся к насекомым.
Насекомые – беспозвоночные животные.
У насекомых две пары конечностей.
Насекомые живут только в воздушной
среде.
Насекомых называют шестиногими.
Насекомые живут в наземно-воздушной и
водной среде.
Насекомые – позвоночные животные.
Задание 3.
Запиши названия насекомых
луга____________________________
леса___________________________
сада___________________________
Задание 4.
Найди ошибку в утверждении.
Муравей, стрекоза, клоп, паук, бабочка
– насекомые.
Объясни свое мнение.
___________________________________
___________________________________
Задание 5.
Опиши любое насекомое.
__________________________________
Учитель первого класса. Такие работы
хорошо предлагать в третьем, но не в первом
классе. Но ведь существует разница между
оцениванием на первом и третьем годах обучения.
ПРОБЛЕМА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ. Каковы
отличия контроля на разных этапах обучения в
начальной школе? Что и как оценивать при изучении
окружающего мира?
Методист. Контроль и оценка знаний
по «Окружающему миру» в первом классе имеют те же
особенности, что и по другим предметам:
контрольные
работы в первом полугодии не проводятся;
оценка
самостоятельных работ проводится только
словесно, отметки в первом классе не ставятся;
учитель
обязательно положительно оценивает любую удачу
ученика, даже если она весьма незначительна;
нужно
использовать любую учебную ситуацию, чтобы
развивать самоконтроль и самооценку ученика
(прежде всего, специально учить детей работать с
рубрикой «Проверь себя»).
Для проверки уровня усвоения знаний и
умений могут быть проведены самостоятельные
работы в конце третьей четверти и в конце года.
Для первой самостоятельной работы (третья
четверть) можно использовать задания, которые
позволят проверить уровень усвоения программных
знаний, умение учащихся устанавливать
элементарные связи и зависимости в природе
(задание 1), сравнивать и обобщать объекты и
явления (задания 2, 3, 6), ориентироваться в
окружающем мире (задания 4, 5).
В конце учебного года может быть
проведена еще одна проверочная работа. Подбирая
задания, учитель учитывает общий уровень
развития детей, сформированность умения читать,
наблюдательность и любознательность.
Могут быть повторно даны отдельные
задания, которые предлагались в третьей
четверти, особенно выполненные с ошибками или
невыполненные.
Задание 5.
Нарисуй значки, которые обозначали бы
музыкальный зал, раздевалку, спортивный зал.
Задание 6.
У кого сколько ног?
Соедини цифру и животное.
2
4
6
8 |
собака
воробей
паук
бабочка |
Во втором – четвертом классах
вводятся уже все виды контроля: текущий,
тематический, итоговый. Основная цель текущего
опроса – проверка того, как идет процесс
формирования знаний, умений, связанных с
изучением природы, общественных явлений
(наблюдать, сравнивать, классифицировать,
устанавливать причину, определять свойства и
т.п.), анализ деятельности учителя и
корректировка ее в том случае, если это
необходимо. Тематический контроль особенно
целесообразно проводить на уроках окружающего
мира.
Это связано с особенностями этого вида
контролирующей деятельности: ученику
предоставляется возможность переделать,
дополнить работу, исправить отметку, более
тщательно подготовившись. То есть при
тематическом контроле ученик получает
возможность «закрыть» предыдущую отметку и
улучшить итоговую отметку в четверти.
Итоговый контроль проводится как оценка
результатов обучения за достаточно большой
промежуток времени – четверть, полугодие, год.
Итоговые контрольные проводятся таким образом
четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей
и четвертой четверти учебного года.
Приведем несколько заданий для текущего
и итогового контроля во втором – четвертом
классах.
2-й класс. Цель: установить, знают ли
дети названия народов, живущих в России.
3-й класс. Цель: проверить умение
определять понятие.
Отметь правильное высказывание:
солнце – звезда;
солнце – планета.
4-й класс. Цель: проверить умение
обобщать полученные знания.
Отметим также, что со второго класса
учитель систематически использует различные
методы и формы организации опроса: устный,
письменный (самостоятельные и контрольные
работы), а также опрос тестового характера.
Устный опрос – это диалог учителя с
одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем
классом (фронтальный опрос). Очень важно
продумать вопросы к беседе, которые проверят не
столько способность учеников запоминать и
воспроизводить текст (правило, образец), сколько
уровень осознанности полученных знаний, умение
их применять в нестандартной ситуации. Поэтому
целесообразно избегать вопросов
репродуктивного характера («Как называется? Что
вы видите на рисунке? Что еще вы видите? О ком
говорится?» – и т. п.), а вместо этого
предлагать детям вопросы, которые учили бы их
рассуждать, находить существенный признак
явления, его причину, аргументировать свой ответ.
Например, в третьем классе можно предложить
вопрос (задание): «Назови (напиши), какие ты имеешь
права»; в четвертом: «Объясни первокласснику:
как уберечь себя от насморка?»
Обратим ваше внимание на то, что в
начальной школе целесообразнее проводить
полилог – коллективное обсуждение
поставленного учителем вопроса. Это связано с
тем, что у младших школьников еще недостаточно
развито умение слушать сверстника, который
отвечает у доски: дети начинают отвлекаться,
вертеться, не слышат ни отвечающего, ни учителя.
Когда вопрос обсуждается всеми, внимание
учеников более сосредоточено: чтобы быть
активным в процессе общей дискуссии, каждый
участник должен слышать вопрос, анализировать
ответ, быть готовым дополнить, исправить,
высказать свое мнение. Это, безусловно, наиболее
эффективная и интересная для детей форма
взаимодействия в учебном диалоге. Вместе с тем
она требует особой подготовки учителя:
продуманных заранее вопросов, реплик,
дополнительных приемов активизации
мыслительной деятельности всех учащихся, а также
педагогической интуиции – умения предвидеть
дальнейший ход беседы.
Письменный опрос – это
самостоятельные и контрольные работы. На
проведение самостоятельной работы потребуется
10 – 15 минут. Цель ее – проверить, как идет
формирование знаний и умений по теме курса,
изучение которой еще не закончено. Основное
значение этих работ – в том, что учитель
вовремя может скорректировать процесс обучения
и помочь учащимся устранить возникшие трудности.
Например, во втором классе для контроля
предлагается такое задание:
Заполни схему.
Большинство детей, заполняя эту схему,
не выделили такие существенные процессы
жизнедеятельности животного, как дыхание,
движение, размножение. Учитель возвращается к
изученному материалу, используя различные
методы: наблюдение за поведением щенка, просмотр
отрывка из видеофильма «Мир вокруг нас. Природа»
(студия «Кварт», 2001); коллективное обсуждение
задания «Что сначала, что потом» (игры с
картинками «Икра – головастик – лягушка»,
«Яйцо – цыпленок – курица», «Яйцо –
крокодильчик – взрослый крокодил» и т.п.),
коллективное составление и обсуждение схемы
«Животное – живое существо».
На уроках окружающего мира
целесообразно проводить короткие (5–10 минут)
опросы с целью уточнить и закрепить знания. Эти
работы не обязательно оценивать отметкой
(особенно в случае плохого выполнения), их
основная функция – тренировочная. Приведем
примеры.
1. Учитель дает задание: «Я буду
читать названия разных животных. Знаком “круг”
вы отмечаете насекомых, а знаком “треугольник”
– зверей. В конце подсчитаем, правильно ли вы
выполнили задание». (Учитель читает)
«Носорог, бабочка, слон, кошка, мышь, майский жук,
пчела, муравей, лиса, стрекоза, рысь, медведь,
коза, корова, оса».
Анализируются итоги: «Я назвала 9 зверей
и 6 насекомых. Проверьте, правильно ли вы
выполнили задание, какие есть ошибки и почему они
возникли».
2. В третьем (четвертом) классе
учитель проверяет умение детей ориентироваться
в римских цифрах. Он диктует учащимся арабские
(или римские) цифры и предлагает записать эти
цифры римскими (арабскими). Например: 1, 3, 10, 15, 7, 9, 11
или: I, II, III, Х, ХV, VII, XI.
Контрольная работа используется
при фронтальном текущем или итоговом контроле
при проверке усвоения учащимися знаний и умений
по достаточно крупной теме курса, изучение
которой закончено. Это очень целесообразно,
когда контрольные составлены не как идентичные
варианты, а как разноуровневые задания. Например,
на доске написаны три разных задания – одно на
«3», другое на «4», а третье на «5», ученику
предоставляется право выбрать любое из
предложенных заданий. Учитель может
посоветовать школьнику, какое ему выбрать
задание, особенно в тех случаях, когда самооценка
ученика слишком завышена («Я советую тебе
сначала выполнить задание на «4», а если
останется время, приступить к более сложному»)
или слишком занижена («Ты вполне справишься с
заданием на «4» – смелее, я в тебе уверена!»).
Дополнительные, более трудные задания
могут присутствовать и в традиционных
(двухвариантных) контрольных. Чтобы у детей
возникло желание выполнить эти задания, их можно
и оценивать дополнительной отметкой: в случае
правильного решения ученик получает «5», а если
не справился – отметка не ставится. Если
осталось время на этом уроке (или на следующем),
учитель обязательно проанализирует
дополнительные задания и покажет, как их
правильно выполнять.
Самостоятельные или контрольные работы
могут быть представлены в форме тестовых,
графических заданий, работы с картой и т.п.
Своеобразной формой контроля могут быть
различные соревновательные игры («Умники и
умницы», «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг»). Вопросы
для таких игр могут подбирать и сами учащиеся,
опираясь на полученные знания. Интересно, когда
соревнования проходят между классами.
Вот несколько вопросов для таких игр (4-й
класс):
1. Кого называли поморами? От какого
слова произошло это слово?
2. Какой русский путешественник впервые
исследовал тайгу?
3. Все ли перечислено в определении: «В нервную
систему входят головной мозг и нервы»?
4. Приведите примеры автоматического движения.
Можно ли так сказать об игре на музыкальном
инструменте?
5. Какой орган нашего тела самый тяжелый?
6. Какой орган сравнивают с насосом?
7. Как назывался Институт благородных девиц?
8. Каково самое удивительное творение
архитектора Баженова?
Как видите, вопросы могут касаться самых
различных знаний, которые дети получили в
процессе изучения окружающего мира.
Завуч. Стоит отметить, что оценочная
деятельность учителя, который организует
обучение по УМК «Начальная школа ХХI века»,
облегчается тем, что в программе определено, что
должен усвоить младший школьник к концу каждого
года обучения. Выделено три типа заданий, которые
дети должны выполнить, – «называть (приводить
примеры)», «различать (соотносить)», «решать
задачи в учебных и бытовых ситуациях». Задания
первого типа проверяют качество восприятия и
память ученика – как он умеет воспринимать и
воспроизводить изученные факты, явления, события
окружающего мира; владеет ли адекватным
использованием терминов, предпонятий, понятий.
Второй тип заданий позволяет установить, может
ли учащийся проводить элементарное сравнение,
анализ полученных сведений (о природе, обществе,
культуре, из истории), объяснять некоторые
зависимости и закономерности явлений природы
(похожи – непохожи; одинаковые – разные;
существенное – несущественное). Третий тип
заданий помогает установить, сформировалось ли у
выпускника начальной школы умение применять
знания, полученные в процессе изучения
окружающего мира, в различных ситуациях – как
учебных, так и бытовых.
Значительная часть заданий
представлена в рабочих тетрадях. Задания носят
дифференцированный характер и могут
использоваться для контроля успешности обучения
детей разного уровня обученности. Предположим,
что все ученики выполняют общее для всех задание
и в соответствии с результатами выполнения
получают отметки. Отличники выполняют работу
быстрее и получают дополнительные учебные
задачи, правильное их решение дает им право на
еще одну отметку. При этом в начале работы
учитель обязательно информирует учащихся: «Все
должны выполнять задания 4, 5 и 6. Выполнение
дополнительных заданий 7 и 8 дает право еще на
одну отметку». Если попытка решить
дополнительные задачи неудачна, за учеником
остается право отказаться от второй отметки.
Самое главное в оценивании заключается в том,
что, используя различные виды и формы контроля,
педагог не только констатирует уровень
успешности ученика в усвоении окружающего мира,
но и учит школьника самостоятельно оценивать
результаты своего учебного труда.
Рекомендуемая литература
Арефьев В.А., Арефьева А.В. Биология в
занимательных вопросах, кроссвордах, ребусах. –
М., 2005.
Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в
начальной школе. Современный взгляд // Начальное
образование. – 2006. – № 2.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 – 4
классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2004.
– с. 181, 220 – 236.
Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.
Окружающий мир. 3 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: В 2-х ч. – 2-е изд.,
дораб. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Оценка качества знаний обучающихся,
оканчивающих начальную школу / Н.Ф. Виноградова,
И.А. Петрова и др. – М.: Дрофа, 2001.
Управление начальной школой:
Методическое пособие. – М.: Центр
«Педагогический поиск», 2007. – 240 с.
Итоговая работа
Уважаемые слушатели курсов
повышения квалификации!
В качестве итогового задания вам
необходимо разработать и провести урок окружающего
мира.
В Педагогический университет «Первое
сентября» нужно представить план-конспект урока
и справку (акт о внедрении), заверенную в вашем
образовательном учреждении и подтверждающую
факт проведения урока. Бланк справки
высылается каждому слушателю по почте.
При разработке конспекта
ориентируйтесь на следующие типы уроков:
План-конспект урока должен включать
в себя:
название темы урока;
цель и задачи;
основной метод обучения;
основной структурный элемент урока;
дополнительные структурные элементы
урока;
анализ уровня овладения учебным
материалом и интереса учащихся к теме.
В конспекте урока должны найти
отражение основные положения, изложенные
в рамках данного курса лекций.
Примечание. Предлагаем вам
воспользоваться методическими рекомендациями к
организации разных типов уроков,
представленными в лекции 4.
Итоговую работу необходимо выслать
до 28 февраля по адресу: ул. Киевская, д. 24, г.
Москва, 121165, Педагогический университет «Первое
сентября».
|
|