Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2007

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

Любовь МАЛЬНЕВА,
учитель начальных классов,
«Бийский лицей», Алтайский край

Звуковой анализ слова

Диагностические задания

Контроль за качеством усвоения учебного материала – важный элемент образовательного процесса. Условия развивающего обучения позволяют устанавливать контроль не только за выполнением детьми программных требований, качеством знаний, умений, но и за самим процессом их развития. Учителю и ученику гораздо больше нужны сведения не о самом результате, а о том, какова степень продвижения ученика к знаниям по сравнению с прошлыми его результатами с учетом его индивидуальных способностей и психологических особенностей. Поэтому традиционные методы контроля все больше уступают место диагностике.

Методика диагностирования должна быть построена таким образом, чтобы позволять учителю и родителям держать в поле зрения не только продвижение ребенка в процессе обучения (то есть определять, насколько сформированы у него знания, умения и навыки), но и динамику учебного процесса и его результатов. Диагностика и самодиагностика дают возможность ребенку видеть свой собственный рост или неуспешность, свои трудности, выявлять их причины при освоении того или иного предметного материала, а родителям – получать достоверную информацию о деятельности ребенка, знать о его затруднениях, самим участвовать в развитии ребенка. Оценка этих характеристик находит отражение в индивидуальных картах детей и в журнале учета достижений, ведение которых позволяет учителю вовремя увидеть те неблагоприятные факторы, которые проявляются в процессе обучения и требуют коррекционной работы, помощи, поддержки со стороны учителя или родителей.

В курсе русского языка в рамках системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова теме «Звуковой анализ слова» уделяется большое внимание и отводится много времени. И это не случайно. Звуковой анализ слова – основа будущего орфографического навыка школьника. Поэтому обучение письму начинается не с записи слов при помощи букв, а с подробного и тщательного организованного звукового анализа. Цель данного раздела – научить детей воспринимать звучащее слово как последовательность звуков, различать их функциональные характеристики.

Осваивая звуковой анализ слова, ученики последовательно овладевают рядом умений: выделять звуки путем интонирования, делить слово на слоги, отличать гласные звуки от согласных, находить ударный слог в слове, определять звонкость/глухость и твердость/мягкость согласных звуков. Данные диагностические задания предлагают оценить уровень сформированности каждого из перечисленных умений.

Выделение звуков в слове

Задание 1

Авосик составил звуковые модели слов. Проверь и оцени его работу.

Задание 2

Сосчитай, сколько звуков показано в звуковых моделях слов. Придумай слова и нарисуй предметы к каждой модели.

Обменяйтесь с соседом по парте своими работами. Назовите друг другу предметы, которые вы нарисовали. Оцените работы друг друга.

Гласные и согласные звуки

Задание 1

Составь звуковые модели слов, указав последовательность звуков. Пользуйся при работе памяткой.

1. Произнеси слово.
2. Выдели и протяни первый звук в слове.
3. Проверь: ртосмыкатель – это согласный, ртооткрыватель – гласный.
4. Согласный звук обозначь квадратиком, а гласный звук кружком.
5. Протяни следующий звук в слове.
6. Проверь, гласный он или согласный.
7. Покажи второй звук значком.
8. Повтори операции, пока не выделишь последний звук в слове.
9. Прочитай слово, которое получилось.

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Задание 2

Авосик составил звуковые модели слов. Оцени его работу.

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Задание 3

Нарисуй предметы, в названии которых:

– один гласный и два согласных звука; – два гласных и три согласных звука.

__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Обменяйтесь работами с соседом по парте и назовите эти предметы. Оцените работы друг друга.

Задание 4

Исправь ошибки в звуковых моделях слов.

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Задание 5

Составь звуковые модели слов. Сравни свою работу с работой Авосика. Есть ли у него ошибки? Исправь их. Оцени его работу.

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Деление слов на слоги

В программе деление на слоги предшествует выделению гласных и согласных звуков в слове, но диагностировать это умение целесообразнее после изучения темы «Гласные и согласные звуки».

Задание 1

Прочитай слово по модели и раздели его на слоги. Произнеси слово по слогам и послушай, получилось ли оно.

Задание 2

Нарисуй картинки предметов, в названиях которых:

Обменяйтесь с соседом по парте своими работами и назовите предметы, которые вы нарисовали. Оцените работы друг друга значками «+» или «–».

Задание 3

Маша и Алеша разделили слова на слоги. Оцени их работу.

Ударение

Задание 1

Поставь ударение в словах.

Задание 2

Определи, одинаковы или различны звуковые модели слов.

Одинаковые обозначь «+», а разные – «–».

__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Задание 3

Придумай слова и нарисуй предметы, название которых задано звуковой моделью.

Звонкие и глухие согласные звуки

Задание 1

Составь звуковые модели слов, пользуясь памяткой. После выполнения каждого пункта памятки с цифрой поставь знак «+».

1) Назови слово. 2) Выдели и протяни первый звук. 3) Определи, гласный он или согласный. 4) Если звук согласный, обозначь его на модели квадратиком. 5) Послушай его: если «звенит в ушах», значит, согласный звонкий, не звенит – глухой. 6) Покажи на модели звонкость «звоночком»; если звук глухой, оставь квадратик пустым. 7) Работай так с каждым звуком. 8) Обозначив последний звук в слове, проверь правильность модели – прочитай слово по слогам. 9) Обозначь ударный слог.

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Задание 2

Художник нарисовал предметы, в названиях которых все согласные звуки звонкие. Прав ли он? Оцени его работу.

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Задание 3

Авосик составил модели слов, но забыл указать звонкость и глухость согласных звуков. Помоги ему закончить работу.

Задание 4

Составь звуковые модели слов.

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Обменяйтесь с соседом по парте своими работами и оцените работы друг друга. Дайте оценку операции и укажите в таблице (см. Приложение 1).

Мягкие и твердые согласные звуки

Задание 1

В звуковых моделях укажи твердые и мягкие согласные звуки.

Задание 2

Авосик учился составлять звуковые модели слов, но не закончил работу. Помоги ему.

Задание 3

Составь звуковые модели слов. Оцени каждый шаг выполненной тобой операции и покажи значками «+» или «–» в таблице (см. Приложение 1).

___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Приложение

 

1-е слово

2-е слово

3-е слово

Последовательность звуков

     

Согласные звуки

     

Гласные звуки

     

Звонкие согласные

     

Глухие согласные

     

Твердые согласные

     

Мягкие согласные

     

Точка под гласными звуками

     

Деление на слоги

     

Ударение

     

Продолжение следует