Любовь МАЛЬНЕВА,
учитель начальных классов,
«Бийский лицей», Алтайский край
Звуковой анализ слова
Диагностические задания
Контроль за качеством усвоения учебного
материала – важный элемент образовательного
процесса. Условия развивающего обучения
позволяют устанавливать контроль не только за
выполнением детьми программных требований,
качеством знаний, умений, но и за самим процессом
их развития. Учителю и ученику гораздо больше
нужны сведения не о самом результате, а о том,
какова степень продвижения ученика к знаниям по
сравнению с прошлыми его результатами с учетом
его индивидуальных способностей и
психологических особенностей. Поэтому
традиционные методы контроля все больше
уступают место диагностике.
Методика диагностирования должна быть
построена таким образом, чтобы позволять учителю
и родителям держать в поле зрения не только
продвижение ребенка в процессе обучения (то есть
определять, насколько сформированы у него
знания, умения и навыки), но и динамику учебного
процесса и его результатов. Диагностика и
самодиагностика дают возможность ребенку видеть
свой собственный рост или неуспешность, свои
трудности, выявлять их причины при освоении того
или иного предметного материала, а родителям –
получать достоверную информацию о деятельности
ребенка, знать о его затруднениях, самим
участвовать в развитии ребенка. Оценка этих
характеристик находит отражение в
индивидуальных картах детей и в журнале учета
достижений, ведение которых позволяет учителю
вовремя увидеть те неблагоприятные факторы,
которые проявляются в процессе обучения и
требуют коррекционной работы, помощи, поддержки
со стороны учителя или родителей.
В курсе русского языка в рамках системы
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова теме
«Звуковой анализ слова» уделяется большое
внимание и отводится много времени. И это не
случайно. Звуковой анализ слова – основа
будущего орфографического навыка школьника.
Поэтому обучение письму начинается не с записи
слов при помощи букв, а с подробного и
тщательного организованного звукового анализа.
Цель данного раздела – научить детей
воспринимать звучащее слово как
последовательность звуков, различать их
функциональные характеристики.
Осваивая звуковой анализ слова, ученики
последовательно овладевают рядом умений:
выделять звуки путем интонирования, делить слово
на слоги, отличать гласные звуки от согласных,
находить ударный слог в слове, определять
звонкость/глухость и твердость/мягкость
согласных звуков. Данные диагностические
задания предлагают оценить уровень
сформированности каждого из перечисленных
умений.
Выделение звуков в слове
Задание 1
Авосик составил звуковые модели слов. Проверь и
оцени его работу.
Задание 2
Сосчитай, сколько звуков показано в звуковых
моделях слов. Придумай слова и нарисуй предметы к
каждой модели.
Обменяйтесь с соседом по парте своими работами.
Назовите друг другу предметы, которые вы
нарисовали. Оцените работы друг друга.
Гласные и согласные звуки
Задание 1
Составь звуковые модели слов, указав
последовательность звуков. Пользуйся при работе
памяткой.
1. Произнеси слово.
2. Выдели и протяни первый звук в слове.
3. Проверь: ртосмыкатель – это согласный,
ртооткрыватель – гласный.
4. Согласный звук обозначь квадратиком, а
гласный звук кружком.
5. Протяни следующий звук в слове.
6. Проверь, гласный он или согласный.
7. Покажи второй звук значком.
8. Повтори операции, пока не выделишь последний
звук в слове.
9. Прочитай слово, которое получилось.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 2
Авосик составил звуковые модели слов. Оцени его
работу.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 3
Нарисуй предметы, в названии которых:
– один гласный и два согласных звука; – два
гласных и три согласных звука.
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Обменяйтесь работами с соседом по парте и
назовите эти предметы. Оцените работы друг друга.
Задание 4
Исправь ошибки в звуковых моделях слов.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 5
Составь звуковые модели слов. Сравни свою
работу с работой Авосика. Есть ли у него ошибки?
Исправь их. Оцени его работу.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Деление слов на слоги
В программе деление на слоги
предшествует выделению гласных и согласных
звуков в слове, но диагностировать это умение
целесообразнее после изучения темы «Гласные и
согласные звуки».
Задание 1
Прочитай слово по модели и раздели его на слоги.
Произнеси слово по слогам и послушай, получилось
ли оно.
Задание 2
Нарисуй картинки предметов, в названиях
которых:
Обменяйтесь с соседом по парте своими работами
и назовите предметы, которые вы нарисовали.
Оцените работы друг друга значками «+» или «–».
Задание 3
Маша и Алеша разделили слова на слоги. Оцени их
работу.
Ударение
Задание 1
Поставь ударение в словах.
Задание 2
Определи, одинаковы или различны звуковые
модели слов.
Одинаковые обозначь «+», а разные – «–».
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 3
Придумай слова и нарисуй предметы, название
которых задано звуковой моделью.
Звонкие и глухие согласные звуки
Задание 1
Составь звуковые модели слов, пользуясь
памяткой. После выполнения каждого пункта
памятки с цифрой поставь знак «+».
1) Назови слово. 2) Выдели и протяни первый
звук. 3) Определи, гласный он или согласный.
4) Если звук согласный, обозначь его на модели
квадратиком. 5) Послушай его: если «звенит в
ушах», значит, согласный звонкий, не звенит –
глухой. 6) Покажи на модели звонкость
«звоночком»; если звук глухой, оставь квадратик
пустым. 7) Работай так с каждым звуком.
8) Обозначив последний звук в слове, проверь
правильность модели – прочитай слово по слогам.
9) Обозначь ударный слог.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 2
Художник нарисовал предметы, в названиях
которых все согласные звуки звонкие. Прав ли он?
Оцени его работу.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 3
Авосик составил модели слов, но забыл указать
звонкость и глухость согласных звуков. Помоги
ему закончить работу.
Задание 4
Составь звуковые модели слов.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Обменяйтесь с соседом по парте своими работами
и оцените работы друг друга. Дайте оценку
операции и укажите в таблице (см. Приложение 1).
Мягкие и твердые согласные звуки
Задание 1
В звуковых моделях укажи твердые и мягкие
согласные звуки.
Задание 2
Авосик учился составлять звуковые модели слов,
но не закончил работу. Помоги ему.
Задание 3
Составь звуковые модели слов. Оцени каждый шаг
выполненной тобой операции и покажи значками «+»
или «–» в таблице (см. Приложение 1).
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Приложение
|
1-е слово |
2-е слово |
3-е слово |
Последовательность звуков |
|
|
|
Согласные звуки |
|
|
|
Гласные звуки |
|
|
|
Звонкие согласные |
|
|
|
Глухие согласные |
|
|
|
Твердые согласные |
|
|
|
Мягкие согласные |
|
|
|
Точка под гласными звуками |
|
|
|
Деление на слоги |
|
|
|
Ударение |
|
|
|
Продолжение
следует
|