Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2007

ПЕДАГОГИКА В ЛИЦАХ

О домашних заданиях...

Наша читательница Татьяна Павловна МЕЛЬНИКОВА (г. Воронеж) спрашивает: «По приказу Министерства образования и науки домашние задания в 1-м классе отсутствуют. Но все же какое задание можно дать на дом первоклассникам, если они хотят выполнять домашнюю работу, “как взрослые ученики”?»

В самом вопросе Т.П. Мельниковой заложена основная часть ответа: Домашние задания в первом классе мы не задаем!

Но у части учителей существуют опасения: как же мы научим чему-либо детей без домашнего задания, если у нас (по нормам СанПиН) на уроке письма первоклассникам разрешается писать 8 минут? Сколько времени мы сможем уделить каждому ребенку за 35 минут на уроке обучения грамоте или чтения? Те же проблемы с математикой и окружающим миром, не говоря уже о таких предметах, как трудовое обучение или рисование, – ведь пока дети приготовятся к уроку... урок и закончится! И родители боятся того же. Ответственные и заинтересованные стараются нагрузить ребенка: дают диктанты, решают примеры, то есть начинают изобретать нагрузку вместо учителя. Наша задача – внушить родителям мысль, что делать этого ни в коем случае не стоит.

Итак, учителю нужно, с одной стороны, поверить в своих учеников и не нагружать их, с другой стороны, убедить родителей, чтобы те не стремились придумывать «специальные» домашние задания для детей. Объясните родителям, что главное сейчас – не натренировать навыки детей, а развить психологические функции, необходимые для продуктивной учебной деятельности. Вот какие советы можно дать:

1

Читайте вместе с ребенком книги по очереди (причем взрослый должен читать гораздо больше). Главная задача родителя – не «натаскать» малыша на быстрое чтение, а привить ему интерес к чтению. Опасайтесь, чтобы ребенок не сделал для себя вывод: это трудно и неинтересно. Подумайте, получит ли удовольствие от прочитанного первоклассник, если он еле-еле читает по слогам?

2

Развивайте запоминание зрительных образов букв (это очень пригодится первокласснику на уроках письма). Предлагайте найти разные буквы в компьютере, в книгах, делать их из пластилина, проволоки... На улице вместе с ребенком рассматривайте и читайте вывески, объявления. Не надо нагружать его писанием бесконечных строчек букв. Ведь если ребенок еще не умеет правильно писать букву, а мама просит многократно написать ее, то результат, увы, предсказуем: рука ребенка «запоминает» неправильное движение, формируется навык неправильного написания. Дорогие родители, вы хотели добиться такого эффекта?

3

Помогайте ребенку осознавать смысл арифметических действий: например, определяйте вместе с малышом, где предметов больше, а где – меньше, на любых бытовых примерах: яблоки и конфеты, этажи и ступеньки, карандаши и птички... Не стоит вырабатывать «показательные» навыки – например, умение по порядку называть числа до ста («Мой-то умеет до ста считать, а у соседей – только до пятидесяти!»). Есть ли в этом другой смысл, кроме родительского тщеславия?

4

Постоянно обращайте внимание ребенка на явления и закономерности окружающего мира – это ваш лучший вклад не только в изучение предмета «Окружающий мир», но и в общее развитие ребенка. Вокруг нас так много вещей, которые могут вызвать детское удивление, пробудить исследовательский интерес! Не заучивайте параграфы, а беседуйте с ним обо всем, что привлечет его внимание: «Почему зимой рано темнеет? Как работает телевизор? Расскажи мне про динозавров...» И чем больше таких вопросов задает ребенок, тем лучше!

5

Пробудите его творческую фантазию: все операции, которым первоклассник должен научиться на уроках труда и рисования, он освоит в школе. А вы лучше спросите своего первоклассника: «Какое у тебя сегодня настроение? Нарисуй его». Предложите: «Давай вместе будем раскрашивать», – или: «Давай склеим эту поделку» (сейчас продается огромное количество книг-раскрасок или книг с моделями, чертежами, выкройками).

И еще несколько советов психологического плана, которые тоже пригодятся родителям первоклассников:

  • Наблюдайте и разговаривайте, обсуждайте с ребенком ВСЕ, что происходит вокруг него и с ним в окружающем мире, в том числе на экране (телевизора, кинотеатра, монитора компьютера).

  • Хвалите его за интересные вопросы. Ответы на них вы можете найти вместе в книгах, в Интернете.

  • Спрашивайте, что ему было интересно, что он запомнил, чего не понял.

  • Мастерите и рисуйте вместе с ребенком то, что ему интересно, и то, что вы сами умеете и любите.

  • Любите успехи (это легко!) и неудачи (а это трудно!) вашего ребенка. Будьте с ним рядом всегда и везде, доверяйте ему.

Мы начали разговор о том, что могут предложить своим первоклассникам родители с домашними заданиями. А что мы, учителя, можем предложить тем, кто очень хочет выполнять домашнее задание? Например, следующее: подумать, какие еще слова с новым звуком они знают; выучить понравившуюся загадку или найти другие загадки об этом предмете; понаблюдать погоду в течение дня, чтобы на уроке завтра к этому можно было вернуться; принести то, что они рисуют или раскрашивают дома, и т.п. Арсенал таких заданий безграничен. Конечно, он зависит от опыта и фантазии учителя, но каждый педагог может найти то, что его ученики будут делать легко, с интересом и пользой для себя, выполняя домашнее задание, «как большие».

А как делаете вы?