О домашних заданиях...
Наша читательница Татьяна Павловна МЕЛЬНИКОВА
(г. Воронеж) спрашивает: «По приказу Министерства
образования и науки домашние задания в 1-м классе
отсутствуют. Но все же какое задание можно дать
на дом первоклассникам, если они хотят выполнять
домашнюю работу, “как взрослые ученики”?»
В самом вопросе Т.П. Мельниковой
заложена основная часть ответа: Домашние
задания в первом классе мы не задаем!
Но у части учителей существуют опасения:
как же мы научим чему-либо детей без домашнего
задания, если у нас (по нормам СанПиН) на уроке
письма первоклассникам разрешается писать 8
минут? Сколько времени мы сможем уделить каждому
ребенку за 35 минут на уроке обучения грамоте или
чтения? Те же проблемы с математикой и окружающим
миром, не говоря уже о таких предметах, как
трудовое обучение или рисование, – ведь пока
дети приготовятся к уроку... урок и закончится! И
родители боятся того же. Ответственные и
заинтересованные стараются нагрузить ребенка:
дают диктанты, решают примеры, то есть начинают
изобретать нагрузку вместо учителя. Наша
задача – внушить родителям мысль, что делать
этого ни в коем случае не стоит.
Итак, учителю нужно, с одной стороны,
поверить в своих учеников и не нагружать их, с
другой стороны, убедить родителей, чтобы те не
стремились придумывать «специальные» домашние
задания для детей. Объясните родителям, что
главное сейчас – не натренировать навыки детей,
а развить психологические функции, необходимые
для продуктивной учебной деятельности. Вот какие
советы можно дать:
Читайте вместе с ребенком книги по
очереди (причем взрослый должен читать гораздо
больше). Главная задача родителя – не
«натаскать» малыша на быстрое чтение, а привить
ему интерес к чтению. Опасайтесь, чтобы ребенок
не сделал для себя вывод: это трудно и
неинтересно. Подумайте, получит ли удовольствие
от прочитанного первоклассник, если он еле-еле
читает по слогам?
Развивайте запоминание зрительных
образов букв (это очень пригодится
первокласснику на уроках письма). Предлагайте
найти разные буквы в компьютере, в книгах, делать
их из пластилина, проволоки... На улице вместе с
ребенком рассматривайте и читайте вывески,
объявления. Не надо нагружать его писанием
бесконечных строчек букв. Ведь если ребенок еще
не умеет правильно писать букву, а мама просит
многократно написать ее, то результат, увы,
предсказуем: рука ребенка «запоминает»
неправильное движение, формируется навык
неправильного написания. Дорогие родители, вы
хотели добиться такого эффекта?
Помогайте ребенку осознавать смысл
арифметических действий: например, определяйте
вместе с малышом, где предметов больше,
а где – меньше, на любых бытовых примерах:
яблоки и конфеты, этажи и ступеньки, карандаши и
птички... Не стоит вырабатывать «показательные»
навыки – например, умение по порядку называть
числа до ста («Мой-то умеет до ста считать, а у
соседей – только до пятидесяти!»). Есть ли в этом
другой смысл, кроме родительского тщеславия?
Постоянно обращайте внимание ребенка
на явления и закономерности окружающего
мира – это ваш лучший вклад не только в
изучение предмета «Окружающий мир», но и в общее
развитие ребенка. Вокруг нас так много вещей,
которые могут вызвать детское удивление,
пробудить исследовательский интерес! Не
заучивайте параграфы, а беседуйте с ним обо всем,
что привлечет его внимание: «Почему зимой рано
темнеет? Как работает телевизор? Расскажи мне про
динозавров...» И чем больше таких вопросов задает
ребенок, тем лучше!
Пробудите его творческую фантазию: все
операции, которым первоклассник должен
научиться на уроках труда и рисования, он освоит
в школе. А вы лучше спросите своего
первоклассника: «Какое у тебя сегодня
настроение? Нарисуй его». Предложите: «Давай
вместе будем раскрашивать», – или: «Давай склеим
эту поделку» (сейчас продается огромное
количество книг-раскрасок или книг с моделями,
чертежами, выкройками).
И еще несколько советов психологического
плана, которые тоже пригодятся родителям
первоклассников:
Наблюдайте и разговаривайте,
обсуждайте с ребенком ВСЕ, что происходит вокруг
него и с ним в окружающем мире, в том числе на
экране (телевизора, кинотеатра, монитора
компьютера).
Хвалите его за интересные вопросы.
Ответы на них вы можете найти вместе в книгах,
в Интернете.
Спрашивайте, что ему было интересно,
что он запомнил, чего не понял.
Мастерите и рисуйте вместе с ребенком
то, что ему интересно, и то, что вы сами умеете и
любите.
Любите успехи (это легко!) и неудачи (а
это трудно!) вашего ребенка. Будьте с ним рядом
всегда и везде, доверяйте ему.
Мы начали разговор о том, что могут
предложить своим первоклассникам родители с
домашними заданиями. А что мы, учителя, можем
предложить тем, кто очень хочет выполнять
домашнее задание? Например, следующее: подумать,
какие еще слова с новым звуком они знают; выучить
понравившуюся загадку или найти другие загадки
об этом предмете; понаблюдать погоду в течение
дня, чтобы на уроке завтра к этому можно было
вернуться; принести то, что они рисуют или
раскрашивают дома, и т.п. Арсенал таких заданий
безграничен. Конечно, он зависит от опыта и
фантазии учителя, но каждый педагог может найти
то, что его ученики будут делать легко, с
интересом и пользой для себя, выполняя домашнее
задание, «как большие».
А как делаете вы?
|