Письмо в номер
Нынче
место, где происходила описанная история, –
вотчина Деда Мороза. А в 1956 году у разрушенной
церкви в заброшенной деревеньке ютилась
двухкомплектная начальная школа. Первый–третий
классы достались выпускнице Вологодского
педучилища.
«Не бойся! – успокаивала ее заведующая
школы. – Юрку-дурачка отдадим в спецшколу,
трудностей не будет!»
Девушка с радостью приняла ребятишек.
Дети старались помочь горожанке во всем: быстро
выполняли поручения, тщательно трудились над
заданиями на уроках.
Удивил только один мальчик – Юра
Смирнов. Он все делал наоборот. Дети приветствуют
учителя: «Здравствуйте!» Он: «До свидания!» Все
садятся, он стоит. Ребята с интересом ждали
бурного проявления реакции со стороны
учительницы, но та словно не замечала Юриных
странностей.
Вскоре чудачества прекратились.
Выяснилось, что мальчик живет с матерью, которая
постоянно на работе. После занятий Юра убегал
домой, затем возвращался в класс и сообщал: «Я
кашку съел и Мурку накормил!» Это означало, что он
свободен. Юра делал влажную уборку в классе,
затем садился напротив учительницы и
внимательно наблюдал за ее работой: та писала
образцы букв в тетрадях первоклашек. Юра брал
листок и копировал буквы, а через несколько дней
мальчик начал выписывать на доске такую красоту,
что все только ахнули. Юра начал учиться читать,
решать задачи и примеры. Со временем он стал
советовать прочитать ту или иную книгу ребятам.
Так постепенно Юра стал уважаемым человеком в
школе.
В марте неожиданно нагрянула комиссия:
инспектор РОНО и учительница вспомогательной
школы. Заведующая громко представила их классу:
«Это к нашему Юре из города приехали!»
Мальчик ненадолго исчез и вскоре
вернулся чисто вымытым. Он сел за парту и
аккуратно сложил руки перед собой. Учительнице
велели отойти подальше, а Юре объявили, что он
должен выполнить контрольные задания. Выдали
специальные листочки и начали диктовать. Мальчик
поднимает руку и просит диктовать быстрее.
Комиссия недоуменно переглядывается. Задание по
математике Юра выполнил быстро, без ошибок, и
попросил еще. Ему дали запасной вариант. Юра
мгновенно решил и его. Затем мальчику предложили
прочитать текст из букваря, но он отодвинул его и
достал из портфеля «Приключения Тома Сойера».
«Хотите, я вам почитаю с выражением, как маме?» –
предложил Юра. Заслушавшись, экзаменаторы забыли
подсчитать скорость чтения. Вскоре, прихватив
свои бумаги, экзаменаторы уехали.
Странно, но заведующая школы была
уязвлена успехами мальчика, так как приезд
комиссии был организован с единственной целью –
унизить ребенка и доказать свою правоту: «Юра у
нас дурачок». А вот вышло совсем наоборот!
Так закончилась эта история, которую
учительница помнит, словно это было вчера.
Е.И. СТРАТУНОВА,
г. Вологда
|