Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2007

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Людмила ОРЛОВА,
учитель школы № 556,
г. Москва

Объемная аппликация

Трудовое обучение

2–4 классы

Тема. «Работа с бумагой. Объемная аппликация. Прически».

Цели. Развивать воображение учащихся; познакомить с работой парикмахера, инструментами, терминами, которыми пользуются люди этой профессии; воспитывать уважительное отношение к труду людей; расширять словарный запас учащихся.

Оборудование. Образцы работ; заготовки для работ учащихся; словари русского языка С.И. Ожегова (для бригад); ножницы; цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

II. Вступительная беседа

Учитель. Ребята, слышали ли вы такое выражение: очумелые ручки?

Дети. Это название рубрики телевизионной передачи «Пока все дома».

У. Объясните значение этого выражения.

Д. Очень умелые руки, придумывающие что-то необыкновенное, удивительное.

У. Есть ли в нашем классе ученики с такими ручками? Кто?
Предлагаю вам всем работу... парикмахера.
А вы были в парикмахерской? Что там видели? Какие инструменты были в руках мастеров? Какие нам понадобятся инструменты?

Д. Ножницы.

У. Повторите правила техники безопасности при работе с ножницами.

Дети рассказывают.

– Сегодня мы будем делать прически. Кто любит делать прически? Кто умеет это делать? Кто согласен, чтобы ему сделали прическу? Можно ли сразу довериться такому мастеру?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Мы не знаем, получится у человека или нет.

У. Надо учиться, чтобы стать хорошим мастером, что мы сейчас и будем делать.

III. Сообщение темы урока

У. Конечно, мы будем работать не с волосами, а с бумагой. Прочитайте тему урока.

На доске:

Объемная аппликация.

Прически

IV. Работа по теме урока

На доске – образцы работ, выполненные учителем.

У. Для работы вам понадобится лист бумаги. Сначала мы сделаем «манекен». Рассмотрите чертеж.

На доске:

– Что означают линии?

Д. Жирные линии – линии разреза. Пунктирные – сгиба.

У. Возьмите ваши заготовки. По жирным линиям вырежьте овал лица и полоски для «волос».

Дети выполняют задание.

– Вообразите себя парикмахерами. Сначала познакомимся с терминологией. Для этого поработаем со Словарем русского языка С.И. Ожегова. Что означают слова стрижка, завивка, челка, пробор, прядь, локон, кудри?

Д. Стрижка – срезание или укорачивание, подрезание волос. Завивка – операция, с помощью которой волосы делают витыми, вьющимися, кудрявыми. 

Челка – прядь волос, падающая на лоб. Пробор – линия, образующая на голове между рядами расчесанных на две стороны волос. Прядь – пучок волос, локон.  Локон – вьющаяся или завитая и свисающая прядь волос. Кудри – вьющиеся или завитые волосы.

У. Как на нашей аппликации сделать эти украшения прически?

Дети отвечают.

– Бумажные полоски можно резать, сгибать, закручивать, сминать, подкрашивать. Подключите ваше воображение для создания прически.
А теперь поговорим о цвете волос. Мы часто слышим фразы: «Он блондин», «Она брюнетка». Найдите в словаре объяснения смысла слов блондин, брюнет, шатен, русый, пепельный, каштановый.

Д. Блондин – белокурый. Брюнет – с черными, очень темными волосами. Шатен – с темно-русыми, каштановыми волосами. Каштановый – цвета каштана, коричневый. Пепельный – светло-серый. Русый – светло-коричневый.
Рассмотрите выражение лица при разном положении глаз, губ.
Как, с помощью чего можно изменить ваше выражение лица? Какого цвета будут у вас глаза? Вы можете нарисовать глаза, нос, губы. А можете выполнить их в технике аппликации.

V. Самостоятельная работа учащихся

С доски убираются образцы, сделанные учителем. Дети работают самостоятельно.

VI. Итог урока

У. Что вам понравилось на уроке? Что было трудно? Что интересно? Что вы узнали о работе парикмахера-модельера?

Выслушиваются ответы детей. Обсуждаются работы.

– Спасибо за урок. Вы хорошо поработали. Молодцы!