Тамара Вивиановна
ИГНАТЬЕВА,
заслуженный учитель Российской Федерации.
Контрольные и проверочные работы для
1—4-х классов
Чтение
Чтение как вид речевой деятельности требует
особого подхода к оценке качества знаний, умений
и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются
примерными и выбираются учителем исходя из
уровня сформированности навыка чтения не только
класса в целом, но и каждого ученика в
отдельности, а также с учетом требований
вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение
вслух) дает учителю достаточно полное
представление об уровне сформированности
данного навыка у младших школьников на конец за II
четверти.
Обучающимся предлагается для чтения вслух
незнакомый текст, доступный по содержанию.
Учитель путем фиксации допущенных ошибок при
чтении, определения числа необоснованных пауз,
времени, затраченного на чтение, ответов на
поставленные вопросы оценивает уровень освоения
навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для прочтения нужно
предлагать детям мягко, учитывая желание
ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю
определить уровень, на котором находится
первоклассник, что особенно важно и для учителя,
и для ребенка. На всем протяжении контроля
ребенок должен осознавать, что ему доверили
прочесть текст потому, что он уже «хорошо
читает». «Ситуация успеха» должна сопутствовать
ребенку не только в обычной работе, но и при
проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения
производится уже как «чтение вслух» и «чтение
про себя». Тексты большого объема могут быть
прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы
на вопросы можно будет построить в форме беседы,
диалога.
1-й класс
(Листик) (Лист) капусты
Нёс
зайчик лист капусты. Лист был большой, и зайчик
был рад.
Хлынул дождик. «Не боюсь я дождя», – сказал
зайчик
и побежал домой.
Вдруг он услышал: «Зайчик, спаси меня от дождя!»
«Иди под капустный зонтик, бабочка!» – сказал
зайчик.
Дождик прошёл. Бабочка сказала «спасибо» и
улетела.
А зайчик взял свой лист-завтрак и побежал домой.
(53 слова)
(По Е. Бехлеровой)
Вопросы и задания
1. О ком ты прочитал в сказке?
2. Что зайчик нёс домой?
3. Какой это был лист и почему зайчик очень
радовался листку?
4. Обрати внимание на заголовок сказки. Какое
слово ты бы оставил в заголовке? Объясни почему.
Ненужное слово зачеркни.
5. Какой благородный поступок совершил зайчик?
Каким тебе показался зайчишка?
6. Какое
настроение возникло у тебя после прочтения этого
рассказа? Почему?
Земляничка
Светит яркое солнышко. На поляне созрела
ягодка зем-ля-нич-ка.
Комар запищал: «Ягодка созрела: красная,
душистая!»
Птичка прилетела, хочет скушать земляничку.
Мышка бежит, земляничку тоже скушать хочет.
Туча дождик принесла. Комар под листок прыг.
Птичка на дерево порх. Мышка в норку шмыг.
А земляничка дождику рада, купается.
(45 слов)
(Н. Павлова)
Вопросы и задания
1. Расскажи, что это за ягодка –
земляничка? Где она растёт?
2. Кто приглядел красную, душистую ягодку? Что
они собирались с ней сделать?
3. Кто напугал лесных жителей?
4. Как чувствовала себя земляничка?
5. Подумай, почему этой сочной ягодке дали
название «земляничка»?
6. Если бы ты рисовал земляничку, как бы ты её
изобразил?
2-й класс
Брусника и Клюква
– А у меня-то, у Брусники, что есть! Под
снегом я и листочки зелёные до весны сберегла и
даже – хи-хи! – ягодки.
– Подумаешь, ягодки! Сморщенные, кислые.
– Да ведь весной и такие редкость!
– Ничего не редкость. Вот у меня, у Клюквы,
полно ягод под снегом сохранилось. И не твоим
чета: и крупные-то они, и сладкие-то, и нежные... Ещё
лучше, чем осенью.
(58 слов)
(Э. Шим)
Вопросы и задания
1. Можно ли, не читая рассказ, узнать, о
ком в нём будет идти речь? Попробуй объяснить.
2. Чем хвалилась Брусника?
3. Что ей отвечала Клюква?
4. Подумай, где происходило действие? Где
растут эти ягоды?
Хлеб
Я
помню, как мы с мамой шли когда-то по улице, и
вдруг мама наклонилась и что-то подняла.
– Что ты нашла, мама?
– Хлеб, – ответила она.
Я увидел в её руке запылённый кусок хлеба.
– Так он же грязный! – воскликнул я. – Брось его!
– Хлеб не бывает грязный. Хлеб нельзя бросать, –
ответила мама.
Прошли годы, и я узнал настоящую цену хлеба. И
теперь, когда вспоминаю тот случай, мне
становится мучительно стыдно.
(66 слов)
(Ю. Яковлев)
Вопросы и задания
1. Какими воспоминаниями детства
поделился с нами писатель Юрий Яковлев?
2. Какой урок на всю жизнь ему преподнесла мама?
Какие слова из текста подтверждают эту мысль?
3. Просмотри текст и подумай: какие слова из
текста могут быть пословицей? (Подсказка: таких
выражений два.)
4. Что осталось у тебя в душе после прочтения
этого рассказа?
3-й класс
Плясунья
Ну и погодка! Дождь, слякоть. В такую
погоду добрый хозяин собаку из дома не выпустит.
Решил я понаблюдать за животными.
Взял я бинокль, оделся потеплее и пошёл. Вижу –
лиса! Мышкует – ловит мышей. Рыскает по жнивью –
спина дугой, ну чистое коромысло!
Поймала мышонка, подкинула его вверх. Зубастую
пасть разинула, поймала мышь на лету и
проглотила, даже не разжевав.
Да вдруг заплясала! Скачет на ногах, как пружинка,
словно цирковая собачка. Тут выскочили из-под
земли перепуганные мыши, с ног друг друга
сшибают!
Начался тут у лисы пир на весь мир!
(87 слов)
(По Н. Сладкову)
Вопросы и задания
1. Что нравилось делать мальчику?
2. За каким объектом он наблюдал в этот раз?
3. Какую картину ему пришлось наблюдать? С каким
настроением он это делал?
4. Как ты понимаешь выражение «рыскает по жнивью»?
5. Что тебе особенно понравилось в этом
произведении? Расскажи.
Чижик-Пыжик
Осенью Маврик упросил бабушку купить
ему чижика, и бабушка купила.
– Вот тебе твой Чижик-Пыжик, – сказала она и
поставила на стол большую клетку. – Заботься о
нём. Не забывай поить и кормить. А придёт
весна – выпустишь.
Обрадовался Маврик: теперь Чижику-Пыжику не
придётся мёрзнуть на ветру и летать до устали с
места на место, чтобы раздобыть корм.
Каждую неделю Маврик чистил клетку, менял воду в
поилке и вдоволь насыпал в кормушку зёрен.
Чижик прожил в тепле всю долгую зиму. А когда
пришла весна, повёз Маврик клетку с чижиком через
весь город в лес.
Облюбовал пенек, поставил на него клетку и открыл
дверцу. А сам отошёл в сторону.
– Лети, Чижик-Пыжик, лети на волю!
Чижик прыгнул на порожек клетки... и обратно в
клетку.
– Ну что ж ты не летишь, глупый?
И тут чижик словно понял, что от него хотят,
взмахнул крыльями и выпорхнул из клетки.
Огляделся, а потом услышал чижиный зов и
порх-порх –
с ветки на ветку, с дерева на дерево – полетел в
берёзовую рощу...
(162 слова)
(Е. Пермяк)
Вопросы и задания
1. Что
за подарок хотелось получить мальчику? Кто
выполнил его заветную мечту?
2. Какое время года прожил чижик у Маврика?
Подтверди свою мысль словами из текста.
3. Прочитай отрывок, в котором говорится о том,
как Маврик выпускал чижика на волю.
4. Какие чувства возникли у тебя, когда ты
читал, как мальчик выпускал птицу на волю? Почему
тебе так показалось?
5. Какую пословицу ты вспомнил в связи с
сюжетом этого отрывка?
6. Составь план этого рассказа.
7. Прочитав полностью рассказ, ты бы узнал, что
чижик погиб, не выжил. Как ты думаешь, почему это
произошло?
4-й класс
Чудесное путешествие Нильса с дикими
гусями
Жил когда-то мальчик по имени Нильс. С
виду мальчик как мальчик. А сладу с ним никакого
не было. Однажды случилось с ним необыкновенное
происшествие.
Читал Нильс учебник, читал, постепенно буквы
стали прыгать перед глазами, а потом Нильс
заснул...
В комнате стоял сундук матери. В нём она хранила
свои драгоценности и наряды. Нильса она не
подпускала к сундуку. И вдруг сквозь сон Нильс
видит: кто-то открывает крышку сундука! Кто же
открывает сундук, ведь он был закрыт? Что за тень
мелькает в углу? Вот она поползла по краю... Мышь?
Нет, это не мышь...
Нильс прямо глазам не верил. На краю сундука
сидел маленький человечек. Он словно сошёл с
воскресной картинки в календаре. На голове –
широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен
кружевным воротником и манжетами, чулки у колен
завязаны пышными бантами, а на красных
сафьяновых башмачках поблёскивают серебряные
пряжки.
«Да ведь это гном! – догадался Нильс. – Самый
настоящий гном!»
Мать часто рассказывала Нильсу о гномах. Они
живут в лесу. Они умеют говорить и по-человечьи, и
по-птичьи, и по-звериному. Они знают о всех кладах,
которые хоть сто, хоть тысячу лет назад были
зарыты в землю. Захотят гномы – зимой на снегу
цветы зацветут, захотят – летом замёрзнут реки.
Ну, а бояться гнома нечего. Что плохого может
сделать такое крошечное существо!
Гном не обращал внимания на Нильса. Он всецело
был поглощён рассматриванием старинной
безрукавки, что лежала в сундуке. Она была
расшита мелким речным жемчугом.
Хорошо бы столкнуть его в сундук и захлопнуть
крышку! А можно ещё вот что...
Нильс осторожно соскользнул на пол и сдёрнул
сачок с гвоздя. Один взмах – и гном забился в
сетке, как пойманная стрекоза.
– Послушай,
Нильс, отпусти меня, я дам тебе золотую монетку, –
взмолился наконец гном. Но Нильс ещё раз взмахнул
сетку. И тут кто-то вдруг отвесил ему такую
затрещину, что сетка выпала у него из рук. Когда
же он, кряхтя и охая, встал, то гнома уже и след
простыл.
«Приснилось мне всё это, что ли?» – подумал Нильс.
И вдруг он увидел, что из зеркала на него смотрит
крошечный человечек. И тут он понял: гном
заколдовал его и превратил в маленького гнома.
Что же будет дальше?! Но тут у Нильса над головой
зашумели крылья. Это с юга на север летели дикие
гуси. Домашние гуси заволновались. А самый
молодой гусь Мартин закричал: «Подождите меня!»
– Стой! Стой! – закричал Нильс и ухватил
Мартина за шею. Но Мартин даже не почувствовал
этого и взмыл в небо.
Прежде чем Нильс понял, что случилось, они уже
были высоко в небе... Гуси летели в Лапландию...
Нильсу даже стало весело...
(С. Лагерлёф)
Вопросы и задания
1. Выполни краткий пересказ этого
отрывка.
2. Запиши план этого текста:
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
3. Зачитай отрывок, в котором
говорится о том, как выглядел маленький гном.
4. Пофантазируй: как может закончиться эта
сказка?
5. Постарайся прочитать это произведение дома
полностью самостоятельно.
6. К какому жанру можно отнести это
произведение? Докажи, что это так.
Братья Маугли
Прошло десять-одиннадцать лет. Маугли
рос вместе с волчатами, хотя они давно успели
стать взрослыми волками, а он всё ещё оставался
ребёнком.
Отец Волк обучал его ремеслу и разъяснял ему
смысл всякой вещи в Джунглях. Шелест каждой
былинки, каждый вдох тёплого ночного воздуха,
каждый крик совы в ветвях деревьев, каждая
царапина, оставленная летучей мышью на сучке,
зацепившись за который она отдыхала, каждый
всплеск рыбки в озере стали ему так же понятны,
как буквы человеку, который умеет читать.
Когда Маугли не учился, он грелся на солнышке,
спал, ел или отправлялся дремать. Когда ему
становилось жарко или случалось выпачкаться, он
плескался в лесных озёрах. Когда же ему хотелось
мёду (Балу доказал ему, что мёд и орехи так же
приятны на вкус, как и сырое мясо), он взбирался на
дерево, чему его научила Багира.
Багира растянется, бывало, на суку и зовёт:
«Ступай сюда, Братец!» Вначале Маугли лазил не
быстрее медленного зверя ленивца, но вскоре
почти так же смело летал с ветки на ветку, как
серые обезьяны.
У Маугли было своё место на Скале Советов, когда
там собиралась Стая. Здесь он сделал открытие,
что стоит ему пристально поглядеть Волку в глаза,
как тот опускает их. Для потехи он не раз
проделывал эту штуку. Случалось, он вынимал
длинные занозы из лап своих друзей – волки
сильно страдают от шипов и репейников,
застрявших в их шубах.
По ночам он любил спускаться с холма на
возделанные поля и наблюдать поселян в их
хижинах. Но он не доверял людям: Багира показала
ему квадратный ящик – капкан, так искусно
спрятанный в лесу, что он чуть не попал в него, и
сказала, что это ловушка. Маугли беспрекословно
повиновался Багире.
(Р. Киплинг) (пересказал С. Займовский)
Вопросы и задания
1. Где жил Маугли? Кто воспитывал его в
волчьей стае и чему он научился?
2. Как он проводил свое свободное от «учёбы»
время?
3. Откуда видно, что Маугли является
полноправным членом волчьей стаи? Прочитай
строки из текста.
4. Кто из лесных зверей были особенно близкими
друзьями Маугли? Какие отношения складывались
между ними?
5. Где Маугли любил проводить ночь? Почему?
|