VI Всероссийский
марафон. Первый тур
ЛИТЕРАТУРА
1. Прочитай произведения и определи
их жанр:_______________
Шарага, барага, // По кусту, по насту, //
По лебе, лебедке, // Штучка, плетка, // Соколик, вон.
Ази, двази, // Тризи, зизи, // Пятом, мятом, // Шума,
рума, // Дуба, крест.
Сива, ива, // Дуба, клен, // Шуга – юга, // Кон!
Первенчики, // Другенчики, // Круги – дуги, // Вон!
Эки, беки, кофе, крекер, // Эки, беки, бай. // Поезд
номер двадцать девять, // Вы-ле-тай!
2. Укажи автора этих произведений.
3. Подчеркни слова в приведенных
текстах, которые, по-твоему, имеют связь с числом.
4. Выпиши слова, которые указывают
на древнее происхождение данного жанра.
5. Отметь галочкой текст, который
является самым современным. Объясни. Почему?
6. Объясни смысл последнего слова в
каждом тексте.
Ответы и оценивание
1. Считалки – 1 балл
2. Устное народное творчество,
фольклор, русские народные считалки – 1 балл;
другие варианты ответов (нет автора, автор –
народ) – 0,5 балла.
3. Ази, двази, тризи, пятом,
первенчики – 5 баллов.
4. Соколик, дуба, крест, кон,
круги-дуги (следы древних представлений о
пространстве, времени, мировом дереве, тотеме) – 5
баллов.
5. Современным является текст
считалки:
Эки, беки, кофе, крекер,
Эки, беки, бай.
Поезд номер двадцать девять,
Вы-ле-тай!
Начисляется 1 балл, если в ответе
ученик ссылается не только на слова «поезд номер
двадцать девять», а говорит, что это считалка
шуточная, явно служит только для игры.
6. Начисляется по 1 баллу за каждое
верное объяснение. Итого максимум 5 баллов.
Вон – указание на того, кого выбрал счет,
кто выйдет из общего ряда.
Крест – указание на окончание дела, счета и
метка того, кто выбран.
Кон! – указание на то, что расчет завершен,
«закруглен».
Вон! – указание на того, кто выйдет из круга;
восклицание обнаруживает игровую, а не серьезную
природу происходящего.
Вы-ле-тай! – указание на того, кто выбывает из
расчета; деление на слоги не только показывает
ритм, но и замедляет окончательный выбор на три
шага, усиливая напряженность ожидания.
Дети могут дать одно общее обоснование
последнего слова в каждой считалке. Если
обоснование полное, то количество баллов не
снижается.
Всего 18 баллов.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Прочитай текст.
– Идёшь гулять?
Смотри, чтоб не простыл!
Получше шапку нахлобучь-ка!
В сугроб залезешь – будет нахлобучка. –
Но сына след уже простыл.
(Я. Козловский)
1. Подчеркни слова, соответствующие
следующей схеме:
(6 баллов).
2. Надпиши, к какой части речи
относятся подчеркнутые тобой слова (3 балла).
3. Рядом с 1-м, 3-м, 4-м, 5-м
предложениями напиши их характеристики по цели
высказывания (4 балла).
4. Среди следующих фразеологизмов
найди и подчеркни те, которые наиболее близки по
значению к тому, что использован в стихотворении
(4 балла):
волки ноги кормят, как в воду канул,
как ветром сдуло, бежать за двумя зайцами
5. Выпиши из стихотворения слова,
которые звучат одинаково, но являются разными
частями речи (1 балл).
Ответы и оценивание
1. Слова, соответствующие схеме: идёшь,
шапку, сугроб, будет, сына, след. За каждое
правильно выписанное слово – 1 балл. Всего 6
баллов
2. За каждый правильный ответ – 0, 5
балла, всего 3 балла.
3. 1-е предложение вопросительное, 3-е –
побудительное, 4-е – повествовательное, 5-е –
повествовательное. За каждый правильный ответ –
1 балл. Всего 4 балла.
4. Фразеологизмы: как в воду канул, как
ветром сдуло. За каждый правильный ответ – 2
балла. Всего 4 балла.
5. Слова: нахлобучь-ка (глагол), нахлобучка
(сущ.). За правильно выполненное задание – всего 1
балл.
Итого 18 баллов.
МАТЕМАТИКА
1. Однажды Путешественник встретил
в пустыне стадо верблюдов, среди которых были
одногорбые и двугорбые. «Сколько в твоем стаде
одногорбых верблюдов и сколько двугорбых?» –
спросил Путешественник у Хозяина стада. «В моем
стаде 80 голов и 122 горба», – ответил Хозяин.
Ответьте на вопрос Путешественника (5 баллов).
2. В киоске продается мороженое
шести сортов. Катя хочет купить два различных
сорта мороженого. Сколькими способами Катя может
сделать покупку? (4 балла.)
Как изменится ответ, если в киоске продается
мороженое не шести, а семи сортов, а Катя
по-прежнему хочет купить два различных сорта
мороженого? (2 балла.)
3. Сколько острых углов на рисунке?
(2 балла.)
а) Сделай такой же рисунок и проведи из
точки а еще один луч так, чтобы на рисунке
стало как можно больше острых углов. Сколько
стало острых углов? (3 балла.)
б) Сделай еще раз такой же рисунок и
проведи из точки а луч так, чтобы на
рисунке стало 9 острых углов (2 балла).
Решение и оценивание
1. Возможный ход рассуждений.
Ключом к решению должны быть слова Хозяина: «В
моем стаде 80 голов и 122 горба». Почему в стаде
больше горбов, чем голов? Потому что в нем есть и
двугорбые верблюды. А если бы все были
одногорбыми? Тогда голов и горбов было бы 80. Так,
«уберем» временно у каждого двугорбого верблюда
один из горбов. Сколько пришлось «убрать» горбов?
Конечно, 122 – 80 = 42. У кого убирали горбы? У
двугорбых. Значит в стаде 42 двугорбых верблюда. А
одногорбых? Конечно, 80 – 42 = 38.
Ответ. Одногорбых – 38,
двугорбых – 42.
Оценка. Правильное решение с
полным объяснением – 5 баллов.
Правильное решение с неполным объяснением – 4
балла.
Идея решения правильная, но в решении допущена
негрубая ошибка – 3 балла.
Идея решения правильная, но в решении допущена
более серьезная ошибка – 2 балла.
Решения нет, но есть интересная мысль – 1 балл.
2. Возможный ход рассуждений. Путь к
решению – разумный перебор всех вариантов
выбора. Возможно, например, графическое решение:
Здесь каждый вид мороженого обозначен
геометрической фигурой, а линия между двумя
фигурами означает, что куплена данная пара. Нужно
аккуратно провести все линии и правильно их
пересчитать.
Возможен и другой подход к решению. Каждый вид
мороженого кодируем номером (1, 2, 3, 4, 5, 6). Тогда все
варианты покупки можно представить таблицей.
Возможны и другие варианты рассуждений, другие
наглядные модели.
Решая вторую часть задачи, важно не начинать все
сначала, а просто добавить еще одну фигуру и
соединить ее линиями с остальными. Во втором
варианте добавится справа столбец, в котором все
вторые цифры – 7.
Ответ. Первая часть – 15 способами,
вторая часть – 21 способом.
Оценка за первую часть. Правильное
решение с указанием способа перебора вариантов
– 4 балла.
Правильное решение, но при отсутствии указания
на способ перебора вариантов – 3 балла.
Идея решения правильная, но в решении допущена
негрубая ошибка – 2 балла.
Дана идея решения, но правильно ее реализовать не
удалось – 1 балл.
Оценка за вторую часть. Правильный
ответ с рациональными рассуждениями – 2 балла.
Правильный ответ с нерациональными
рассуждениями (задача решена без опоры на первую
часть) – 1 балл.
Неправильное решение или отсутствие решения – 0
баллов.
3. Возможный ход рассуждений.
Первая часть. Нужно увидеть все
острые углы (они показаны дугами разных цветов),
то есть перебрать все пары лучей.
Ответ: 6 углов.
Вторая часть. Нужно провести новый
луч так, чтобы он со всеми имеющимися лучами
образовывал острый угол, – тогда острых углов
будет наибольшее количество.
Ответ: 10 углов.
Третья часть. Должно получиться
острых углов на 1 меньше. Поэтому один из углов
должен быть не острым, а, например, прямым.
Оценка за первую часть. Правильный
чертеж, правильные рассуждения, правильный ответ
– 2 балла.
Ход рассуждений правильный, но в чертеже, в
пересчете и т.д. есть неточности – 1 балл.
Оценка за вторую часть. Правильный
чертеж, правильные рассуждения, правильный ответ
– 3 балла.
Правильная идея, но в чертеже, в пересчете и
т.д. есть незначительные неточности – 2 балла.
Правильная идея, но в чертеже, в пересчете и
т.д. есть более серьезности неточности – 1 балл.
Оценка за третью часть. Правильный
чертеж, правильные рассуждения, правильный ответ
– 2 балла.
Ход рассуждений правильный, но в чертеже, в
пересчете и т.д. есть неточности – 1 балл.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1. В ботаническом саду решили
вырастить кактусы. Напишите, какие условия
необходимы для их хорошего роста.
2. В июле вам предложили поехать в
Антарктиду. Вы не согласились, потому что там: а)
холодно; б) вы боитесь встречи с белым медведем; в)
там сейчас полярный день; г) там сейчас полярная
ночь.
Правильные ответ (правильные ответы)
подчеркните.
3. В 50 километрах от города N выше по
течению в реку попали отходы химического
комбината. В городе люди забеспокоились. Почему?
Кратко напиши все возможные последствия этого
происшествия.
Ответы и оценивание
1. Кактусы растут в местах с жарким
сухим климатом. Значит, им нужны: 1)
малоплодородная почва; 2) малое количество воды; 3)
много тепла; 4) много света.
Всего 6 баллов – по 1,5 балла за каждое
правильное условие.
2. а) холодно, г) там сейчас полярная
ночь.
Всего 6 баллов – по 3 за каждый
правильный ответ.
3. а) Ядовитые вещества с водой попадут
в водопровод и повлияют на здоровье людей, или
люди могут заболеть (1 балл).
б) Ядовитые вещества отравят рыб и других
животных, живущих в реке (1 балл), и тех, кто
будет пить эту воду (1 балл). Всего 2 балла.
в) Ядовитые вещества могут погубить растения в
воде (1 балл) и на берегу (1 балл). Всего 2 балла.
г) В этой реке нельзя купаться (0,5 балла) и
ловить рыбу (0,5 балла). Всего 1 балл.
Всего 6 баллов.
Итого 18 баллов.
|