Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2007

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

Алексей ВОРОНЦОВ

Ритмы образовательного процесса

«Фаза запуска» – совместное планирование задач года в учебном предмете1

Согласно педагогической технологии развивающего обучения, построенной на основе теории учебной деятельности, годовой образовательный цикл имеет три фазы:

  • фазу совместной постановки и планирования задач текущего учебного года – фазу запуска;

  • фазу совместного решения системы учебных задач года;

  • рефлексивную фазу учебного года.

Сентябрь относится к фазе запуска. Эта фаза требует прежде всего введения элементов концентрированного обучения, которое задаст «прообраз» организации образовательного процесса на весь учебный год (установление границы знания – незнания, самостоятельная работа по ликвидации проблем и трудностей, презентация результатов преодоления трудностей). Для организации концентрированного обучения необходимо введение динамического расписания. Так, на первой неделе учебного года идет только один из четырех основных предметов начальной школы (Приложение 1).

Основная цель фазы запуска – определить следующие шаги в изучение той или иной учебной дисциплины, зафиксировать на бумаге перспективы, стоящие перед младшими школьниками на конкретный учебный год, что позволит учащимся в ходе учебного года все время сверять свои действия с общим планом (картой) и тем самым удерживать общую логику (ход) образовательных событий, при необходимости возвращаясь в любую точку составленной карты.

Проектирование педагогами этой фазы учебного года способствует и помогает самому учителю целостно воспринимать учебную программу по своему предмету: с одной стороны, вычленять базовые знания, умения (способы действий) из изученного материала для следующего учебного шага класса, с другой стороны, фиксировать необходимые акценты (через опережающие задания) на новый учебный год.

Фактически в рамках фазы запуска учитель «проигрывает» и «настраивает» на учебный год основные «инструменты» работы класса: систему оценивания (критерии, соотнесение оценок), способы организации самостоятельной работы (определение дефицитов, подбор заданий, выполнение и презентация), способы организации проведения проверочной работы, виды уроков (урок-консультация, урок-мастерская, урок-презентация).

Особое место в фазе запуска занимает стартовая работа, которая, с одной стороны, должна выявить уровень актуальных знаний учащихся, необходимых для решения новых задач учебного года, с другой стороны, с помощью заданий «на разрыв» (опережающих заданий) помочь сформулировать детям вопросы (проблемы, задачи) нового учебного года по учебной дисциплине.

Индикатором качества разработанной стартовой работы являются вопросы, которые могут сформулировать дети на основе ряда опережающих заданий.

Стартовая работа есть первая проба учащихся по определению своих возможностей («прорыва» или «отрыва») от класса. С помощью такой работы класс, ребенок может отличить зону актуального развития (ЗАР) от зоны ближайшего развития (ЗБР).

Особую роль на данном этапе организации образовательного процесса в школе играет запуск самостоятельной работы учащихся. Фактически под руководством учителя школьники отрабатывают все возможные варианты и способы организации такой самостоятельной работы: от постановки задачи до презентации результатов.

Образовательными результатами фазы запуска должны стать следующие коллективные и индивидуальные продукты: заготовка карты для решения задач года (коллективный продукт); материалы для самостоятельной работы каждого учащегося и их оформление (групповой продукт); итоги выполнения заданий учителя по выбору учащихся (индивидуальный продукт).

Особое место в фазе запуска занимает урок-презентация, который должен эмоционально настроить школьников на позитивные моменты учения. В связи с этим особое внимание необходимо уделить разработке такого урока.

Завершает фазу специальный отдельный день (последняя пятница месяца). В этот день за счет отдельных уроков, проводится общая рефлексия силами классного руководителя, на которой определяются основные задачи, дела класса на новый учебный год.

Рассмотрим более подробно организацию работы класса на примере учебного предмета «Математика» в течение недели.

Описание фазы запуска по математике во 2-м классе

1-й этап (один урок первого дня, 45 минут) – проведение стартовой работы. Эта работа должна принципиально отличаться от итоговой работы предыдущего учебного года. В ней должны быть представлены задания на «актуальные знания и умения», которые будут крайне необходимы в текущем учебном году, и опережающие задания (задачи «на разрыв»), которые лежат в зоне ближайших знаний и умений предстоящего учебного года (см. сайт www.sooro.ru. необходимо зарегистрироваться в клубе «Начальная школа»). Текст работы должен быть составлен так, чтобы с ним было удобно работать и детям, и учителю на протяжении всей учебной недели.

Внимание! Необходимо регулярное
возвращение детей к тексту работы
на всех этапах запуска

Учащиеся выполняют те задания, которые могут решить. Там, где возникает трудность, они ставят знак вопроса. По окончании работы учащиеся сами оценивают выполнение каждого задания. В 3–4-х классах дети могут указывать критерии, по которым они оценивали выполнение заданий. Во 2-м классе от детей этого пока не требуется.

2-й этап – учитель проверяет детские работы, оценивает их, сопоставляя свою оценку с детской. Если дети выдвигают свои критерии, то необходимо оценить работу по их критериям, если у учителя есть свои критерии, то указать их в работе и по ним также произвести оценку.
Целесообразно сразу отделить задания, которые относятся к актуальным знаниям, и составить по ним для себя сводную таблицу, выделив те критерии, по которым производилась оценка учителя. После заполнения таблицы целесообразно сравнить полученные результаты с итоговыми результатами предыдущего учебного года, касающимися заданий первого (формального) и второго (рефлексивного) уровней..2

3-й этап (первый урок второго дня) – работа с результатами «старта». Детям предлагается сопоставить свою оценку и оценку учителя. Если у класса есть вопросы, то на них нужно ответить. Как правило, пока вопросов возникает мало. Необходимо начать работу с текстом заданий.
Но прежде всего целесообразно начать составление и работу с общей схемой движения класса в этом «погружении». На доске появляется начало схемы с комментариями учителя (рис. 1):

Дети начинают вместе с учителем читать текст работы, и определять, какие задания они уже должны были уметь выполнять (задания на материал, изученный в 1-м классе), выделяя цветом эти задания и присваивая им индексы для удобства работы.
В результате на доске появляется перечень индексов, которые определяют все задания актуального уровня, например: 1А, 1Б, 3А, 3Б, 3В, 4А, 4Б, 5А, 6А, 9А, 9Б. Далее возвращаемся к нашей схеме и уточняем ее (рис. 2).

4-й этап (второй урок второго дня) – определение критериев (тем) и установление каждым учащимся своих трудностей и ошибок. Возврат к рис. 2. Определение следующего шага.

На доске изображена заготовка таблицы:

Индексы

Темы (критерии)

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

...

  

  

  

  

  

  

Учащимся предлагается перерисовать ее в рабочую тетрадь (или раздаются заготовки таблицы). Следующий шаг – заполнение второй графы «Темы (критерии)». Учитель пишет на доске, дети – в тетради. Далее учитель вновь раздает учащимся их стартовые работы (после каждого урока учитель собирает работы для того, чтобы на следующем уроке все работы были на месте).
Теперь перед детьми ставится задача: вернуться к тексту работы и на основе критериев заполнить третью графу таблицы «Согласованная оценка: моя и учителя».
Дети возвращаются к рис. 2 и приходят к выводу, что теперь каждый из них знает, где у него есть проблемы и трудности, а где проблем нет.

5-й этап (первый урок третьего дня)

Урок начинается с того, что учитель демонстрирует свой (компьютерный) вариант таблицы, и ставит перед детьми задачу научиться делать такие таблицы с помощью учебного предмета «Информационные технологии» (или самостоятельно). Далее учитель говорит, что он тоже заполнил третью графу таблицы по результатам работ детей. Предлагается сравнить оценку детей (таблица в тетрадях) с оценкой учителя (компьютерная таблица), используя их работы. Учитель говорит, что он мог ошибиться, поэтому тем, у кого оценки разошлись, необходимо поднять руки. (Таких в нашем классе, например, оказалось 15 человек.) Учитель проходит по классу, выясняет с каждым наличие расхождений и решает проблему. Из 15 человек только одна девочка убедила учителя в том, что он в одном месте ошибся. Оценка исправляется. (С моей точки зрения, такая работа была крайне нужна. Это второе сопоставление оценок за три дня, но в этот раз такая работа была уже более осмысленной.)

Далее учитель возвращает детей к общей схеме работы (рис. 3).

6-й этап (второй урок третьего дня) – работа в малых группах. Дети садятся по группам (5 групп). На доске выписаны все индексы и критерии. Каждой группе достается несколько индексов (1-я группа – 1А, 1Б; 2-я группа – 3А, 3Б, 3В; 3-я группа – 4А, 4Б; 4-я группа – 5А, 5Б; 5-я группа – 9А, 9Б). Разбивка на группы никак не связана с индивидуальными трудностями.
Перед детьми ставится задача подобрать под каждый индекс свои задания, с помощью которых можно потренироваться и решить свои проблемы и трудности. Для этого учащимся раздается учебник-тетрадь (авт. С.Ф. Горбов и др.) и определяются задания (1–109).

Все эти задания даны авторами для повторения материала 1-го класса в течение всей первой четверти. Считаю неоправданным такое долгое повторение и предлагаю повторение передать для самостоятельной работы учащихся. У каждого учащегося будет свой набор заданий в зависимости от количества и сущности проблем и трудностей.

Могут быть разные варианты организации работы в группе. В данном классе было предложено вначале каждому ученику группы самому пролистать все задания с 1-го по 109-е и выделить те, которые он считает самыми подходящими в соответствии с критериями. Далее учащиеся обсуждают, какие задания наиболее часто отмечались в их группе – они отбираются и фиксируются на бумаге.

1-я группа. ,

№№ 12, 23, 48, 56, 64, 87, 101

 

3-я группа. 4А, 4Б

Заданий в учебнике нет

Каждая группа представляет свой набор заданий для класса. Устанавливается, что для ряда индексов (тем) заданий в учебнике-тетради нет (например, на оценку действий другого ученика). Далее класс обсуждает, что делать с теми темами, на которые нет заданий в учебнике или таких заданий мало (например, числовая прямая, построение величин). После обсуждения класс приходит к выводу, что необходимо использовать карточки с сайта. (Задача учителя – подготовить по таким темам карточки с заданиями.) Возврат к общей схеме. Задача выполнена – определены задания для ликвидации трудностей.

Учитель забирает работы групп домой и на их основе с использованием учебника расписывает все задания по темам (Приложение 2).

7-й этап (первый урок четвертого дня). Детям раздаются полностью заполненные оценочные листы (Приложение 3). Каждый видит тот объем работы, который он должен будет выполнить в ближайшие одну-две недели. Раздаются также тетради для самостоятельной работы. И предлагается вклеить в них оценочные листы. Теперь дети готовы к самостоятельной работе, и каждый знает, что ему предстоит сделать. Учитель говорит, что в ближайшие две недели будут два урока-консультации (по одному уроку на второй-третьей неделе), рассказывает об их особенности (принципиальная особенность – в том, что на этом уроке присутствуют только те дети, у кого вопросы и трудности в ходе выполнения самостоятельной работы. Они приходят на эти уроки с учебником, карточками и тетрадью для самостоятельной работы).
Далее дети в тетради для самостоятельной работы записывают, что 25 сентября пройдет урок-презентация результатов их самостоятельной работы.
После этого класс вновь возвращается к общей схеме (рис. 1–3). Учитель ставит новый вопрос: «Что дальше? Чем теперь мы можем заняться? Где про это можно посмотреть?» Дети указывают на вторую половину схемы – 2-й класс. Необходимо вернуться к оставшимся заданиям стартовой проверочной работы.

8-й этап (второй урок четвертого дня). Учитель вновь раздает стартовую проверочную работу. Дети возвращаются к заданиям, которые остались нерассмотренными. Выясняется, что большинство ребят не смогли пока справиться с этими заданиями. Почему? Учитель предлагает детям сформулировать свои вопросы к им. Дети пытаются сформулировать, учитель помогает и записывает их формулировки на доске. В результате обсуждения всех заданий получается следующий список вопросов:

  • Что такое «удобный», «рациональный» способ выполнения задания и как его найти?

  • Как выполнить арифметическое действие, если мерки разные?

  • Как измерить величину несколькими мерками и записать результат измерения?

  • Как построить величину с помощью составной мерки?

  • Как научиться видеть «ловушки» и избегать их?

  • Что такое «уравнение» и что такое «х»?

  • Как научиться переводить словесный текст на математический язык?

  • Зачем нужны чертежи к задачам? Как с их помощью научиться решать задачи?

  • Как складываются и вычитаются большие числа?

  • Что значит «взять по N раз»?

В заключение детям предлагается полистать учебник-тетрадь (1-я часть) с № 110 и сказать, что нового, необычного они увидели в учебнике, чего не было в 1-м классе. Дети отметили, что очень много измерений и построений величин. Но учитель возразил: «А что, разве этого было мало в первом классе?» Дети продолжили: «В первом классе мы измеряли одной меркой, а здесь уже несколько (называют страницы и номера заданий), записывали так (показывают), а в учебнике теперь какая-то таблица...»

9-й этап (пятый день) – составление заготовки карты знаний, работа с дневником учащихся. Первый урок начинается с восстановления общей схемы работы класса на этой неделе. Теперь учитель только рисует эту схему на доске (рис. 4), а дети сами рассказывают обо всех этапах своей работы. На доске постепенно появляется вся схема работы класса (рис. 4).

* В пунктирном квадрате материал заполняется в конце последнего дня.

Далее учитель просит вспомнить количество вопросов и проблем, которые были названы на прошлом уроке. Дети вспоминают, что их было 10. Учитель выдает каждому ребенку на отдельном листе перечень проблем и вопросов. Дети еще раз их перечитывают.

Учитель задает вопрос: «Как вы думаете, с какой проблемы нам необходимо начать работать в этом году после 25 сентября?» Дети высказывают разные варианты, обосновывая свои ответы («Этот вопрос нам интересен» или «Хотим быстрей избавиться от трудностей» и т.п.). Класс приходит к выводу о том, что можно начинать с любой проблемы – все зависит от основания действия, аргументации.

В связи с этим учитель предлагает поработать в паре и попробовать по какому-то основанию объединить отдельные вопросы и проблемы в какие-то группы. Вначале дети в парах пытаются объединить сами. Возникают затруднения. Тогда учитель упрощает их работу и дает заготовку:

В результате коллективной работы класса в заполненном состоянии эта схема может выглядеть так (рис. 5) – получилось 4 группы.

Детям предлагается начать работу в тетрадях открытий, где теперь надо зафиксировать результаты работы в виде «карты движения в математике». Пока это делает учитель: он предлагает например, такой вариант (рис. 6):

Чем хорош такой вариант схемы («карты»)? Ее можно сделать динамической и двигаться по линиям наглядно (как на календаре, передвигая бегунок) в течение года как классом (на стенде), так и индивидуально (в тетради).

Из схемы видно, что главной линией года является желтая, которая определяет содержание всех остальных. Построение и измерение величин – эта линия для работы в классе. Красная линия – эта конструирование «инструментов» и «способов» для движения по всем четырем линиям. Все остальные линии в большей мере выносятся на самостоятельную работу с ключевыми и кульминационными уроками.

В заключение блока детям выдаются их дневники-портфолио за прошедший год. Дети наводят порядок в разделе «Математика» и готовят место для размещения стартовой работы и перечня вопросов и проблем класса.

Приложение 1

Примерная структура построения предметного учебного блока (на примере математики)

Дни недели

Содержание деятельности

Результат

Понедельник

(2 часа)

1. Стартовая проверочная работа, ее проведение, оценка работы учащимися по определенным критериям

Проверка работ учащихся
на свободном уроке сразу
после первого

3. Сопоставление оценок учащихся и учителя, фиксация ошибок и затруднений класса и отдельных учащихся (группировка учащихся по типам ошибок)

Формирование групп
по типам ошибок.

Работа проводится
с оценочными листами,
где каждый учащийся фиксирует свои ошибки и трудности

Вторник

(2 часа)

1-й, 3-й уроки – работа в группах по типам ошибок
с целью определения порядка работы над ошибками
с помощью набора карточек. Работа в тетрадях
для самостоятельной работы с выбранными карточками

Достижение понимания
учащимися того, как отобрать нужные карточки для работы
над своими собственными
ошибками и предметными
трудностями

Среда

(2 часа)

1-й, 3-й уроки – отработка способов работы
над ошибками с привлечением «стола помощников»
и системы карточек. Определение порядка работы
над ошибками самостоятельно в домашних условиях

(2–3-я недели)

Составление плана
самостоятельной работы
учащихся
над ошибками

Четверг

(2 часа)

1-й урок – возврат к стартовой работе, к заданиям,
вызвавшим наибольшие трудности.
Определение возможных причин затруднений.

2-й урок – фиксация затруднений учащихся в форме
заготовки «карты проблем» по учебному предмету

Фиксация учебных проблем
на карте знаний

Пятница

(2 часа)

1-й урок – рассмотрение учебника и его построения
на текущий ученый год. Построение карты знаний.

2-й урок – резервный

  

Понедельник

(четвертая неделя)

1-й урок – демонстрация выполненной самостоятельной работы (какие проблемы удалось ликвидировать
учащемуся).

2-й урок – выполнение заданий учителя на проблемы, ликвидированные (по оценке учащегося) в ходе
самостоятельной работы

Оценка ликвидированных
трудностей

Приложение 2

Результаты стартовой работы по математике (2-й класс; часть 1: знания и умения 1-го класса)

Имя, фамилия Катя Просветова


задания

Критерии, тематика

Согласованная оценка:
моя и учителя

Возможные номера заданий для ликвидации проблем и трудностей

Счет с помощью числовой прямой

+ –

Из учебника-тетради – № 1, 2, 56;

карточки на сайте

Сравнение чисел
с помощью числовой прямой

+

  

Счет в пределах 10

№ 9, 14, 15, 20, 21, 22, 27, 28, 29, 32, 33, 38, 39, 44, 45, 46, 48, 55

Сложение и вычитание двузначных чисел с однозначными

+ –

№ 10, 44, 45, 46, 47, 48, 51, 54, 55, 57, 59, 60, 61, 62, 66, 67, 68, 69, 73, 74, 77, 78, 79, 80, 87, 88, 89, 97, 99, 100, 101, 106, 107, 108, 109

Действие с именованными числами

№ 7, 8, 19, 26, 31, 36, 84, 85, 92, 93, 103

Оценка действий других

+

  

Обоснование своей оценки

+

  

Измерение величины
с помощью заданной мерки

+

  

Построение величины
по формуле и мерке

№ 3, 49 – учебник-тетрадь;
карточки на сайте

Построение чертежа к задаче

№ 12, 16, 17, 18, 23, 30, 35, 41, 42, 50, 52, 58, 75, 81, 86, 94, 105

Решение задачи в одно действие

+

  


1 В ходе учебного года в нашей газете будут рассмотрены следующие две фазы учебного года (октябрь – вторая фаза, март – рефлексивная фаза).

2 В системе РО используются для диагностики трехуровневые задачи: 1-й уровень – формальный (правилосообразный); 2-й уровень – рефлексивный; 3-й уровень – ресурсный. См. «Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе» (Под ред. П.Г. Нежнова, Б.Д. Эльконина. М. – 2006).

Спонсор статьи – креативное агентство «None». На сайте агентства, расположенном по адресу http://none.ru/services/design/, Вы можете ознакомиться со всем списком услуг агентства – будь то брендинг, разработка фирменного стиля или создание сайта. Узнать, чем еще занимается агентство, ознакомиться с портфолио работ и связаться со специалистами, Вы можете здесь. «None» c радостью окажет помощь как начинающим предпринимателям, так и крупным компаниям.