Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Земфира ГРИГОРЬЕВА,
учитель физкультуры школы № 192,
г. Москва

Эти забавные животные

Физкультурно-двигательные миниатюры

С первых лет своей жизни каждый человек пробует копировать поведение животных, звуки живой природы, перевоплощается в героев прочитанных сказок. И это у него прекрасно получается: ведь дети – самые искренние актеры, их, как говорят профессионалы, трудно переиграть. Для физического и психологического воспитания очень важно использовать литературу, музыку и окружающий мир.
Литературная часть представленных миниатюр – это стихотворения, посвященные животным, и краткие историко-географические рассказы. Она позволяет получить представление о животном и его повадках, характере. Каждая миниатюра сопровождается соответствующим музыкальным фрагментом с целью побудить к активному действию даже малоподвижных детей. Миниатюры разнообразны как по дозировке упражнений, так и по темпу их выполнения и по амплитуде движений. Я уверена, что такое начало урока дает положительный результат.

ЛОШАДКА

Первые минуты урока, построение.

...Пред глазами конный ряд.
Два коня в ряду стоят,
Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые,
В мелки кольца завитой,
Хвост струится золотой...

(П. Ершов)

Дети выстраиваются в шеренгу, подтягивают животы, поднимают головы, расправляют плечи и улыбаются. Важно так же подтянуться и учителю. Ученики перестраивают шеренгу в колонну и выполняют бег с подниманием согнутых в колене ног, перестраиваются парами, тройками и т.д.
Скорая, чеканная музыка А. Варламова «Оседлаю коня» дает возможность исполнить бег «лошадки» в нужном темпе. С началом каждой музыкальной фразы дети меняют вид бега и перестраиваются.
Миниатюра развивает такие физические качества, как выносливость, ориентация в пространстве, помогает закрепить навыки построения и перестроения, а также совершенствовать навыки общеразвивающих упражнений. В построении двойками бег выполняется с высоко поднятым бедром и с выносом ноги вперед. В построении тройками выполняются подскоки, затем следует перестроение в круг и боковой бег (галоп). Наконец, ученики строятся в две колонны и боковым шагом меняются местами, а на последний такт музыки склоняются в поклоне с выносом правой ноги вперед. Музыка определяет темп и время исполнения миниатюры, при этом важно не допускать физических перегрузок, чередовать развитие разных физических качеств.
После этой миниатюры хорошо провести упражнения для развития гибкости, плавности движений и дать детям возможность отдохнуть, восстановить дыхание.

ЛЕБЕДЬ

...В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли темных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебедушка.
Позади ватагой стройною
Продвигались лебежатушки,
Бороздилась гладь зеркальная
На колечки изумрудные...

(С. Есенин)

Сам текст подсказывает следующие действия: учитель принимает главную роль лебедушки, встает впереди колонны и, поднявшись на полупальцы, ведет учащихся за собой.
Дети повторяют движения.
Упражнения выполняются спокойно: взмахи руками, переходящие в присед, повороты вокруг себя на полупальцах, выпады вправо и влево, сгибание корпуса вперед и поочередные взмахи правой и левой рукой.
Учитель ведет детей за собой по всему залу, меняя направление под легкую, плавную музыку М. Касева «Летний вальс».
Для развития других групп мышц мы можем вспомнить о лягушках.

ЛЯГУШКА

...Видим: скачут на опушке
Две веселые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгать с пятки на носок.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались...

Музыка из пьесы «Утро на болоте» из цикла «Звуки природы» помогает точному исполнению упражнений.
Ноги на ширине плеч, колени и стопы развернуты в стороны.
Дети выполняют пружинные движения на команды раз, два, три, а на четыре прыгают вперед и так продвигаются.

Статья опубликована при поддержке интернет-ресурса "SMS PRO GROUP 24X7". СМС-рассылка через WEB-сервис по всему миру - массовая, автоматическая, рассылка клиентам, рассылка онлайн, программа для рассылки. Узнать подробнее об услугах, посмотреть новости, цены, акции и скидки Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://sms24x7.ru.

Цепочка упражнений состоит из прыжков в приседе и переноса центра тяжести с одной ноги на другую в глубоком приседе.
С удовольствием исполняются и упражнения в парах. Например, становясь друг против друга, дети играют, чередуя хлопание руками с топанием ногами.
В развитии мышц ног помогает спортивный мяч. Ученики держат его между ногами, вытянув в стороны руки с широко раздвинутыми пальцами, и в таком положении прыгают вперед и назад, свободно выбирая направление движения.
Затем, опустив на пол мяч, перепрыгивают его справа налево и слева направо, вперед и назад.

ЖАР-ПТИЦА

Следующий персонаж – сказочная птица павлин. С раннего детства мы знаем героиню многих сказок Жар-птицу. Вероятно, прообразом этой птицы служил именно павлин из-за своей нарядности, торжественности, горделивости.

...Вся изумрудная, с хвостом нарядно-длинным;
Как грезы-крылышки,
Красива птица та.
В ней вешний цвет наряда,
В ней тонко-нежно все,
В ней сказочный весь вид...

(К. Бальмонт)

Образ павлина помогает детям в формировании правильной осанки. Дети выполняют упражнения, которые помогают развить мышцы спины (наклоны с прямой спиной вперед, круговые движения корпусом, повороты вправо и влево). Веер-хвост в руках помогает создать сказочный образ – он то складывается, то раскрывается. Это помогает развивать ловкость и цепкость кистей рук, а также координацию движений. Спокойная, горделивая пластика дает возможность любоваться самим собой и стараться правильно выполнять упражнения (широкий шаг с носка, повороты головы, повороты корпуса). Мимика и жесты выполняются с элементами индийского танца. «Венецианская ночь» М. Глинки помогает детям с удовольствием выполнять упражнения.

ОБЕЗЬЯНА

Обезьян смешнее нет –
Что сидеть, как статуя?
Человеческий портрет,
Даром что хвостатая.

(В. Маяковский)

Прекрасно помогает в перевоплощении гимнастическая скакалка. Ребята складывают скакалку, как хвостик, крутят ею то в одной руке, то в другой, одновременно продвигаясь по кругу подскоками. Распределившись по площадке, они берут скакалку в обе руки, соединяют руки то справа, то слева и выполняют круговые вращения, а затем прыгают невысоко на носках в ритме музыки (по возможности без остановки), приземляются легко, сгибая ноги в коленках. На основе простейших упражнений составляются комбинации: прыжки то на одной, то на другой ноге, двумя ногами вместе, вдвоем через одну скакалку, вращая ее вместе (можно при этом держаться друг за друга свободными руками, можно прыгать лицом друг к другу, можно спиной). Можно прыгать через одну скакалку, когда вращает ее один, можно – целой компанией: двое вращают длинную веревку, а остальные или поодиночке, или парами прыгают. Веселая, бодрая музыка А. Симона «Хафанана» помогает ребятам выполнить цепочку упражнений в нужном ритме. Важно в промежутках, переходя от одного вида прыжков к другому, давать отдых детям с помощью других соединяющих упражнений: поднимая и опуская плечи, наклоняя голову вправо, влево, тряся поочередно расслабленными ногами и руками, чтобы не допустить перегрузок и оставаться в образе обезьян.

ПАНТЕРА

Учащиеся хорошо знакомы с этим животным – например, по произведению Р. Киплинга «Маугли», поэтому им легко перевоплотиться в пантеру Багиру. Бесшумные, спокойные шаги могут превратиться в ловкий мощный прыжок. Пантера может затаиться, прилечь, прогнуться, выпустить когти, выгнув спину, а спрыгивает она всегда на согнутые пружинящие лапы. Навык амортизирующего приземления на согнутые ноги важно закрепить у детей.

Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лег,
Играя, навзничь на песок...
Сырую кость он грыз и весело визжал,
То взор кровавый устремлял
На полный месяц, и на нем
Шерсть отливала серебром...

(М. Лермонтов)

Придерживаясь заданного образа, учитель конструирует цепочку упражнений с так называемым в хореографии па де ша – кошачьим шагом. Исходное положение – ноги вместе, правая сзади, левая впереди, руки вытянуты вперед и слегка согнуты, кисти рук свободно опущены вниз (как лапки). На команду раз, чуть присев, оттолкнуться и мягко прыгнуть вперед, вынося правую ногу вперед, в воздухе поменять ноги, чтобы снова прийти в исходное положение – левая нога впереди, правая сзади. Приземляться следует пружиня. Упражнение очень близко рисует образ животного, так что ребята быстро усваивают движение, им оно нравится.
Следующие упражнения в цепочке проводятся на полу (на коврике). Учащиеся опускаются на колени, округляют спину, руки на полу, голову опускают вниз, а затем прогибают позвоночник, поднимают голову и выдвигают одну руку вперед, а ногу одновременно – назад, угрожающе сгибают и разгибают пальцы рук, имитируя когти. Упражнение повторяют несколько раз, меняя выдвижение рук и ног.
В следующем упражнении на полу ребята изображают повадки играющей кошки, сворачиваются в клубочек, а потом плавно выпрямляются, прогибаются, как бы потягиваясь, и так повторяют несколько раз то на одном боку, то на другом, а затем добавляют плавное вытягивание ног вверх (можно использовать все виды растяжек).
Миниатюру хорошо закончить лежа на спине, подняв согнутые в коленках ноги вверх, как бы покрутить педали велосипеда. Выполняя эти упражнения, дети отдыхают, успокаиваются, расслабляются.
Вариантов упражнений, присущих кошке, достаточно много. Музыка должна быть спокойной, плавной, протяжной, нежной, успокаивающей, – например, «Заход солнца» Э. Грига.

ЗМЕЯ

Отрывок из произведения заряжает учащихся энергией, силой, эмоциями.

...Лишь змея,
Сухим бурьяном шелестя,
Сверкая желтою спиной,
Броздя рассыпчатый песок,
Скользила бережно, потом,
Играя, нежилась на нем,
Тройным свивалася кольцом,
То, будто вдруг обожжена,
Металась, прыгала она
И в дальних пряталась кустах...

(М. Лермонтов)

Цепочка упражнений конструируется на основе уже разученных и знакомых движений, но с гимнастическими лентами и обручем. Упражнения начинаются с вращения обруча на талии, на ногах и на руках. Затем дети опускают обруч на пол и выполняют волну корпусом. В действие вступает гимнастическая лента: учащиеся держат ее в правой руке и поворотом кисти руки изображают змею, одновременно на носочках продвигаясь вокруг обруча. Выполнив один полный круг, дети на конец каждой музыкальной фразы повторяют волну корпусом, и так несколько раз. Лента двигается то вверх, то вниз, вправо, влево или большими кольцами, чередующимися с мелкими. Затем ребята встают на полупальцы и мелким бегом перемещаются от обруча к обручу, одновременно лентой изображая скользящую змею. На конец музыкальной фразы они впрыгивают в центр обруча и импровизируют. Заканчивая миниатюру, дети опускаются на колени, выполняют перед собой лентой змейку, подтягивают ленту, убирают ее. Выразительности, точности в манере исполнения упражнений помогает оживленная, ритмичная восточная музыка. Следует обратить внимание на выражение лиц движущихся детей – по ним ясно видно, что дают детям образ животного и музыка.

ПОПУГАЙ

...Здесь – красный цвет,
Там – серый цвет.
Мой попугай – он как букет,
Трепещущий, порхающий,
Из клетки вылетающий.
Он в руки не дается,
Все кружится и вьется...
Он очень важный и не грозный,
Он – господин серьезный...

(О. Кирсанова)

Ученики принимают должные манеру и осанку, закрепляя мышцы спины, руки, немного округляя, опускают по швам (складывают, как крылья), поднимают подбородок, расправляют плечи и шагают с носка по кругу друг за другом. Впереди стоящий ученик ведет всю колонну по залу, затем от задней стенки выводит на центр. Дети двигаются к противоположной стене и расходятся – первый направо, второй налево и т.д., чтобы встретиться вновь у задней стенки, и дойдя через центр зала до передней, уже парами разойтись направо и налево; повторяют прохождение, образуя теперь четверки, то есть четыре колонны. Дети на счет раз, два, три выполняют три шага, а на счет четыре высоко поднимают свободную ногу, согнув в колене. На счет пять, шесть, семь, восемь они стоят, хлопая руками, как крыльями, по бокам, чуть двигая головой вперед-назад, а затем замирают, сохраняя устойчивость и балансируя руками. С новой музыкальной фразы дети повторяют движение с другой ноги.
Следующее упражнение ребята выполняют, кружась вокруг себя, а на конец музыкальной фразы останавливаются, чуть присев, и продолжают выполнять кивки головой в такт музыке. Упражнение повторяется не более четырех раз (развивается вестибулярный аппарат). Затем дети, пряча руки за спиной, соединяют ладони тыльной стороной и, раздвинув широко пальцы («хвост»), гордо поворачиваются то одним боком, то другим, как бы демонстрируя хвосты. Миниатюру они заканчивают приставным шагом вправо и влево с небольшим наклоном вперед корпусом. Опустив и расслабив руки, дети поглаживают себя по плечам, груди, образно чистят перышки.
Продолжительность выполнения миниатюр – 1,5–2,5 минуты в зависимости от скорости исполнения, ритма и самого упражнения. Дополнить образы животных можно самодельным реквизитом: ободками с глазами лягушек, шапочками с разноцветными ленточками для попугая, веерами (расписными хвостами) для павлинов, шапочками с ушками для обезьян и т.д.
Повысив технику исполнения, желательно включать миниатюры в праздники и показательные выступления.

Фото В.Алексеева