Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Галина АФОНИНА,
учитель школы № 856,
г. Москва

Мини-экскурсии

Окружающий мир

1–4 классы

Все мы, учителя, прекрасно знаем, насколько сложно бывает провести экскурсию в природу. Тому есть несколько причин: редко какая школа имеет благоустроенный, приспособленный для проведения подобных экскурсий пришкольный участок, а парки и лесопарки далеко. И поэтому можно воспользоваться таким интересным, легко всем доступным видом работы, как мини-экскурсии продолжительностью 10–15 минут.
Проводить мини-экскурсии желательно один раз в неделю. Это можно делать до начала уроков, во время урока по ознакомлению с окружающим миром или после уроков. Особые условия для их проведения не нужны, так как рядом со школой всегда найдется одно дерево, а больше и не нужно. Потребуется еще рисунок дерева, выполненный на листе ватмана. Живое дерево необходимо для наблюдений, исследований, а нарисованное – для того, чтобы фиксировать те изменения, которые происходят в жизни растения. Что же можно наблюдать? Какую исследовательскую работу можно проводить?

Наблюдение 1

Сезонные изменения в жизни растений

Осень. Листья изменяют свою окраску. Дети наблюдают и фиксируют эти изменения. На «классном» дереве наряду с зелеными листьями появляются желтые, позже – оранжевые, красные. Разноцветных листьев становится все больше и больше. И вот наступает момент, когда на дереве не остается ни одного зеленого листочка. Таким образом, на этом наглядном пособии дети видят, как, в какие сроки происходит изменение цвета листвы.
Начинается листопад. Листья с деревьев облетают постепенно. На наглядном пособии мы тоже убираем отдельные листочки. И вот наступает момент, когда дети замечают, что листьев становится заметно меньше только на одной из сторон дерева. Почему? Есть проблема, над разрешением которой нужно работать. Ценно то, что дети сами (!) проходят к выводу: оказывается, листья в первую очередь начинают облетать с северной стороны. На примере этого наглядного пособия дети имеют возможность четко, последовательно отмечать три этапа, например, в таком времени года, как осень: ранняя осень, середина осени, поздняя осень. Дети могут дать четкую характеристику каждому из этих этапов.
Подобные наблюдения можно проводить зимой и весной.

Наблюдение 2

Связь неживой и живой природы, то есть биогеоценоз

Если рассмотреть эту связь кратко, то вот что получится.
Неживая природа – солнце, вода, воздух, почва.
Живая природа – растения, животные, микроорганизмы.
Солнце – источник тепла, света на планете. Тепло и свет необходимы растениям, животным и микроорганизмам. Но им также необходимы вода и воздух.
Растения формируют атмосферу (поглощают углекислый газ и выделяют кислород). Они образуют и верхний слой почвы, так необходимый для нормальной жизнедеятельности животных и микроорганизмов. Таким образом, все в природе взаимосвязано. Как итог, детям можно предложить следующую таблицу:

Наблюдение 3

Взаимосвязь растительного и животного миров

Это мы также можем наблюдать на примере одного дерева.
Почему птицы в большинстве своем селятся в кронах деревьев?
Во-первых, это защита: юркнул в листву дерева – и тебя не видно, да и гнездо спрятано от посторонних глаз.
Во-вторых, это корм: птицы питаются плодами и семенами растений, насекомыми, обитающими на деревьях. Поедая плоды и семена деревьев, они способствуют их распространению, а уничтожая вредных насекомых, спасают тем самым растения от гибели.
Птицы, насекомые оказывают растениям и еще одну огромную услугу – они опыляют цветки растений, следовательно, способствуют образованию плодов и семян.
Беспозвоночные животные, грибы, бактерии, микроорганизмы выполняют и еще одну важную роль – они содержат нашу планету в чистоте, перерабатывая опавшие листья, ветки, останки умерших животных. При этом они обогащают почву питательными веществами, которые посредством корневой системы опять-таки впитываются растениями. И круг замыкается!

Наблюдение 4

«Знакомые незнакомцы»

Речь пойдет о... вороне. Да-да, о вороне.
Это крупная птица, с крепким клювом и сильными лапами. Туловище у нее серое, голова, крылья и хвост черные. А разве не бывает ворон, которые имеют другую окраску? Оказывается, бывают!
Это черная ворона. Но мы с ней не знакомы, так как живут эти птицы на Дальнем Востоке, в Сибири, на Камчатке.
Вот еще интересный момент. Многие считают, что ворона и ворон – это одна и та же птица, только ворона – самка, а ворон – самец. А это не так. Это два разных вида птиц.
Ворон – хищная птица, намного крупнее нашей вороны. Он имеет черное оперение и обитает в северных районах.
Все ворону считают воровкой. А почему? Оказывается, ворона очень любит блестящие предметы, но еще она ворует яйца других птиц из гнезд. Причем делает это очень хитро: поднимет в лесу сильный крик – птицы разлетаются в разные стороны, принимая этот крик за сигнал тревоги. А вороне только это и нужно: она – по гнездам, воровать яйца. Ну, кто скажет, что ворона не умная?!
Ворона – это очень полезная птица, один из лучших наших санитаров. Она уничтожает все, что может стать источником болезней, – гниющие остатки, погибших животных, уничтожает и грызунов (ловит мышей).
Но вороны могут быть и опасны. Было отмечено несколько случаев нападения ворон на людей. Чаще это бывает весной, когда у ворон появляются птенцы-слетки.
Да, интересная птица ворона, и как, по сути, мало мы о ней знаем! Действительно – знакомая незнакомка. И эту птицу можно увидеть в любом месте, если выйти на улицу.