Светлана АДАМОВА,
учитель начальных классов
г. Старый Оскол Белгородской области
Икс-педиция к Математическому полюсу
Конспект урока математики полезен тем,
что, с одной стороны, он разработан в игровой
форме в виде математического путешествия по
карте, предложенной автором учебника, с другой
стороны, это только один из вариантов
организации такого урока. Возможно, найдутся и
другие варианты, которыми учителя захотят
поделиться.
Тема. «Закрепление знаний.
ИКС-педиция к Математическому полюсу».
Цели. Повторять нумерацию
многозначных чисел, таблицы перевода единиц
измерения величин из крупных в мелкие и обратно;
закреплять навыки устных и письменных
вычислений, решения уравнений и текстовых задач,
а также знаний о множествах.
Оборудование. Учебник «Математика. 3
класс», часть 1 (авт. Петерсон Л.Г.); карта
путешествия, таблички с математическими
терминами, формулами, аудиокассета с записью
фрагмента повести-сказки А. Милна «Винни-Пух и
Все-Все-Все».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Математика приглашает в
свое королевство всех, кто настойчив, кто часто
говорит «почему?», кто не боится вычислений и
цифр. Нашим девизом на уроке будут слова: «В
математику тропинки одолеем без запинки».
II. Введение в тему урока
Учитель включает аудиозапись:
Однажды
Винни-Пух прогуливался по лесу и пел свою любимую
Шумелку:
Хорошо быть медведем, ура!
Хорошо быть медведем, ура!
Побежу... (Нет, победю!)
Победю я и жару, и мороз,
Лишь бы медом был вымазан нос!
Кристофер Робин сидел у порога и
напяливал свои Походные Сапоги. Как только Пух их
увидел, он сразу понял, что предстоит
Приключение.
– Ой, ура, мы снова пойдем в искпедицию! –
обрадовался Винни-Пух.
– На этот раз, – ответил Кристофер Робин, – мы
пойдем не в искпедицию и даже не в экспедицию, а в
настоящую ИКС-педицию.
– А что такое ИКС-педиция? – взволнованно
спросил Пух.
– Это тоже путешествие, – успокоил его
Кристофер Робин. – Но только особое,
математическое.
– Мате-мати-ческое? — удивился Винни-Пух. –
А что такое «математическое путешествие»? –
опять не понял он.
– Ну, это такая штука, где задачки решают, –
терпеливо объяснил Кристофер Робин. – Идешь как
бы не ногами, а головой.
– Вот здорово! – радостно сказал
Винни-Пух. – Задачки я люблю решать! И
Все-Все-Все тоже очень любят! Только мы не умеем –
мы же еще маленькие! Ой! – вдруг испугался он. –
Значит, нас не возьмут в ИКС-педицию?
– Глупенький мой мишка! – успокоил Пуха
Кристофер Робин. – Мы же не одни пойдем, а вместе
с ребятами. Они, знаешь, какие умные! Учатся в
школе и уже столько всего знают и умеют: и задачки
решают, и уравнения, и считать умеют, и думать, и
соображать! Вот здесь я приготовил для них карту
путешествия. По этой карте ребята сразу
сообразят, как нам добраться всем вместе до
Математического полюса!
Винни-Пух так обрадовался, что даже запел еще
одну свою любимую шумелку:
Все вышли в ИКС-педицию
(Считая и меня!):
Сова, и Ру, и Кролик,
И вся наша родня!
Вся наша ИКС-педиция
Весь день бродила по лесу.
Искала ИКС-педиция
Везде дорогу к полюсу.
И каждый в ИКС-педиции
Всегда ужасно рад
Решить задачку трудную
С помощью ребят!
Помогите, пожалуйста, ребята,
Всем-Всем-Всем прийти к Математическому полюсу!
У. Поможем, ребята, героям прийти к
Математическому полюсу? Путеводителем станет
карта. Мы отправимся в путешествие по
удивительной, полной чудес и загадок дороге. На
остановках, которые мы сделаем в пути, вам
потребуются внимание, сообразительность,
смекалка.
Мы проведем устную работу, вспомним
математические законы и формулы, построим
диаграмму Венна, решим уравнения, переведем
единицы измерения величин из крупных в мелкие и
обратно, решим интересные задачи, а в конце
путешествия, пользуясь блок-схемой, мы
расшифруем фамилию известного английского
писателя.
Преодолевая трудности, мы сможем многого
добиться. Пожелаем друг другу успеха и
отправимся в путь.
III. Актуализация знаний
У. Перед тем как отправиться в
путешествие, проведем разминку и убедимся, что
все готовы отправиться в дальний и трудный путь.
Игра 1. «Угадай слово»
У доски стоит ученик, спиной к классу и
отгадывает математический термин, записанный на
таблице, которую показывает учитель. Ученики,
сидящие в классе, своими словами объясняют это
понятие. Например:
– совокупность предметов, которые
можно назвать одним словом (множество);
– произведение длины и ширины (площадь
прямоугольника);
– малая единица измерения массы (грамм);
– часть множества (подмножество);
– сумма длин всех сторон многоугольника (периметр);
– множество, состоящее из общих элементов
нескольких множеств (пересечение множеств);
– множество всех элементов нескольких
множеств (объединение множеств);
– четырехугольник, у которого
противоположные стороны равны, а углы прямые (прямоугольник).
Игра 2. «Закончи предложение»
Учитель предлагает начало
предложения, а ученики должны его закончить.
Тонна – это... (единица измерения
массы).
Если к числу прибавить нуль, то... (получится
это число).
От перестановки сомножителей... (произведение
не изменяется).
Если нуль умножить на любое число, то
получится... (нуль).
Значение суммы не зависит... (от
порядка слагаемых и порядка действия).
Если число, отличное от нуля, умножить
или разделить на единицу, то получится... (то же
самое число).
У. Видно, что вы все в хорошей
математической форме и готовы начать
путешествие.
IV. Физкультминутка
V. Работа по карте путешествия
У. Поможем Винни-Пуху выполнить
задание 1. Для этого проведем минутку
чистописания в рабочих тетрадях.
Найдите закономерность и запишите два
числа в ряду чисел.
На доске:
83 056, 83 156, 83 256, ... (83 356, 83 456.) |
Дополнительные задания:
1) Подчеркни число, в котором сумма
цифр равна 26. (83 456.)
2) Назови предыдущее и последующее для
последнего записанного числа. (83 455; 83 457.)
3) Как называется разряд, в котором
записана цифра 3? (Единицы тысяч.)
4) Сколько всего сотен в последнем
числе? (834.)
5) Представь последнее число в виде
суммы разрядных слагаемых. (83 456 = 80 000 + 3000 + 400 + 50 +
6.)
– С первым заданием мы справились. На
пути у нас задание 2. С ним пытается разобраться
Кристофер Робин. Его нужно выполнить в
учебнике-тетради.
При проверке правильности выполнения
задания ученики по очереди читают высказывания,
отвечают, верно ли оно, и объясняют свой ответ.
Ответы: 1) да; 2) нет; 3) нет; 4) да; 5) да; 6) да.
Мы пришли в гости к Пятачку, но
посторонним вход воспрещен, и чтобы попасть в
гости, нужно выполнить задание 3. Посмотрим, есть
ли среди учеников посторонние.
Запиши с помощью фигурных скобок
пересечение и объединение множеств А и В.
Построй диаграмму Венна для этих множеств.
Ученики строят диаграмму и записывают
ответ:
– «Неправильные пчелы» не успеют
укусить Винни-Пуха, если вы быстро устно
выполните задание 4. В данном примере необходимо
вспомнить нумерацию многозначных чисел.
Прочитай число 45 630 817 294. Какая
цифра стоит в разряде сотен миллионов этого
числа?
Дети. Цифра 6.
У. Сколько в нем всего сотен
миллионов?
Д. 456 сотен миллионов.
У. Винни-Пух и Пятачок уже
оказались на «Задумчивой поляне». Подумаем
вместе с ними над заданием 5:
Запиши цифрами число 25 млрд 4 млн 79 ед.
Д. 25 004 000 079.
У. Сколько разрядов в этом числе?
Д. 11 разрядов.
У. Назовите предыдущее и
последующее числа.
Правильность выполнения задания
проверяется в парах.
Д. Предыдущее число – 25 004 000 078;
последующее число – 25 004 000 080.
VI. Самостоятельная работа
У. Поиграем в пустяки с Осликом и
Кроликом. Посмотрите и скажите, для кого сущий
пустяк – выполнить задания 6, 7, 8, в которых
нужно применить приемы письменных вычислений,
перевести величины из одних единиц измерения в
другие и решить уравнения. Докажите это и
выполните задания самостоятельно. Кто закончит
раньше всех, может выполнить дополнительно
задание 13.
Задание 6. Выполни действия.
а)
б)
в)
Задание 7. Вырази в новых
единицах измерения.
Задание 8. Реши уравнения.
х – 93 = 87; 450 : х = 9; х x 60 = 240
– Для тех, кто выполнил самостоятельную
работу, Мудрая Сова предлагает составить
программу действий и найти значение выражения
в задании 9.
Задание 9. Составь программу
действий и вычисли.
(9 x 6 + 2) : 8 + (4 x 5 x 3) : 12 – (21 – 21) : 7 =
Ученики расставляют действия и делают
запись: 7 + 5 – 0 = 12.
VII. Физкультминутка
VIII. Работа по карте путешествия (продолжение)
У. Задания 10 и 11 вы выполните дома,
а мы продолжим движение по карте путешествия.
Кролик, Пятачок и Винни-Пух проделали длинный
путь вместе с нами и решили подкрепиться. Давайте
узнаем, сколько тарелок меда они съели. Для этого
надо выполнить задание 12. Его вы будете выполнять
на местах с поочередным комментированием.
Задание 12. Кролик съел 5 тарелок
меда, Пятачок съел на 3 тарелки меда больше, чем
Кролик, а Винни-Пух съел в 7 раз больше, чем
Пятачок. Сколько тарелок меда съели они вместе?
Решение:
1) 5 + 3 = 8 (т.) – съел Пятачок.
2) 8 x 7 = 56 (т.) – съел Винни-Пух.
3) 5 + 8 + 56 = 69 (т.) – съели все вместе.
Ответ: 69 тарелок.
? т
5
т. (5 + 3) т. (5 + 3) x 7
т.
– Мы приближаемся к Математическому
полюсу. Вам осталось расшифровать имя и фамилию
английского писателя в задании 14. Заполняем
таблицу вместе.
Задание 14. Пользуясь алгоритмом,
заданным блок-схемой, расшифруй имя и фамилию
известного английского писателя. Знаешь ли ты
его книги?
Заполненные таблицы
а |
0 |
5 |
7 |
9 |
10 |
12 |
14 |
16 |
20 |
38 |
х |
0 |
10 |
14 |
18 |
3 |
15 |
27 |
39 |
63 |
171 |
|
Е |
Л |
И |
Н |
А |
Р |
Д |
М |
С |
К |
|
3 |
10 |
0 |
171 |
63 |
3 |
18 |
27 |
15 |
А |
Л |
Е |
К |
С |
А |
Н |
Д |
Р |
|
|
– Что у вас получилось?
Д. Алан Александр Милн.
У. Кто это?
Д. Это автор книги о Винни-Пухе и
его друзьях.
У. Книга о Кристофере Робине и его
друзьях принесла Алану Милну успех. В ней нет зла
и нет отрицательных персонажей, а среди героев
царит дух равноправия и дружбы. Я заметила на
уроке эти же качества и у вас.
IХ. Итог урока
У. Мы преодолели все трудности,
которые встретили в математическом путешествии,
и сделали еще один шаг на пути изучения
математики. Наша общая победа сложилась из
маленьких побед каждого из вас.
Какие задания встретились вам на пути к
Математическому полюсу?
Какие задания показались самыми
интересными?
Какие задания были для вас наиболее
трудными? Почему?
Что вам удалось? Над чем надо еще
поработать каждому из вас?
Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Поднимите руки те, кто:
– работал в полную силу;
– работал хорошо, но мог бы работать лучше;
– кто недоволен свой работой на уроке. Почему?
Дети отвечают.
– Молодцы! Вы активно работали, быстро и
точно выполняли задания, внимательно слушали
своих одноклассников.
|