Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Светлана АДАМОВА,
учитель начальных классов
г. Старый Оскол Белгородской области

Икс-педиция к Математическому полюсу

Конспект урока математики полезен тем, что, с одной стороны, он разработан в игровой форме в виде математического путешествия по карте, предложенной автором учебника, с другой стороны, это только один из вариантов организации такого урока. Возможно, найдутся и другие варианты, которыми учителя захотят поделиться.

Тема. «Закрепление знаний. ИКС-педиция к Математическому полюсу».

Цели. Повторять нумерацию многозначных чисел, таблицы перевода единиц измерения величин из крупных в мелкие и обратно; закреплять навыки устных и письменных вычислений, решения уравнений и текстовых задач, а также знаний о множествах.

Оборудование. Учебник «Математика. 3 класс», часть 1 (авт. Петерсон Л.Г.); карта путешествия, таблички с математическими терминами, формулами, аудиокассета с записью фрагмента повести-сказки А. Милна «Винни-Пух и Все-Все-Все».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Математика приглашает в свое королевство всех, кто настойчив, кто часто говорит «почему?», кто не боится вычислений и цифр. Нашим девизом на уроке будут слова: «В математику тропинки одолеем без запинки».

II. Введение в тему урока

Учитель включает аудиозапись:

Однажды Винни-Пух прогуливался по лесу и пел свою любимую Шумелку:

Хорошо быть медведем, ура!
Хорошо быть медведем, ура!
Побежу... (Нет, победю!)
Победю я и жару, и мороз,
Лишь бы медом был вымазан нос!

Кристофер Робин сидел у порога и напяливал свои Походные Сапоги. Как только Пух их увидел, он сразу понял, что предстоит Приключение.

– Ой, ура, мы снова пойдем в искпедицию! – обрадовался Винни-Пух.
– На этот раз, – ответил Кристофер Робин, – мы пойдем не в искпедицию и даже не в экспедицию, а в настоящую ИКС-педицию.
– А что такое ИКС-педиция? – взволнованно спросил Пух.
– Это тоже путешествие, – успокоил его Кристофер Робин. – Но только особое, математическое.
– Мате-мати-ческое? — удивился Винни-Пух. – А что такое «математическое путешествие»? – опять не понял он.
– Ну, это такая штука, где задачки решают, – терпеливо объяснил Кристофер Робин. – Идешь как бы не ногами, а головой.
– Вот здорово! – радостно сказал Винни-Пух. – Задачки я люблю решать! И Все-Все-Все тоже очень любят! Только мы не умеем – мы же еще маленькие! Ой! – вдруг испугался он. – Значит, нас не возьмут в ИКС-педицию?
– Глупенький мой мишка! – успокоил Пуха Кристофер Робин. – Мы же не одни пойдем, а вместе с ребятами. Они, знаешь, какие умные! Учатся в школе и уже столько всего знают и умеют: и задачки решают, и уравнения, и считать умеют, и думать, и соображать! Вот здесь я приготовил для них карту путешествия. По этой карте ребята сразу сообразят, как нам добраться всем вместе до Математического полюса!
Винни-Пух так обрадовался, что даже запел еще одну свою любимую шумелку:

Все вышли в ИКС-педицию
(Считая и меня!):
Сова, и Ру, и Кролик,
И вся наша родня!

Вся наша ИКС-педиция
Весь день бродила по лесу.
Искала ИКС-педиция
Везде дорогу к полюсу.

И каждый в ИКС-педиции
Всегда ужасно рад
Решить задачку трудную
С помощью ребят!

Помогите, пожалуйста, ребята, Всем-Всем-Всем прийти к Математическому полюсу!

У. Поможем, ребята, героям прийти к Математическому полюсу? Путеводителем станет карта. Мы отправимся в путешествие по удивительной, полной чудес и загадок дороге. На остановках, которые мы сделаем в пути, вам потребуются внимание, сообразительность, смекалка.
Мы проведем устную работу, вспомним математические законы и формулы, построим диаграмму Венна, решим уравнения, переведем единицы измерения величин из крупных в мелкие и обратно, решим интересные задачи, а в конце путешествия, пользуясь блок-схемой, мы расшифруем фамилию известного английского писателя.
Преодолевая трудности, мы сможем многого добиться. Пожелаем друг другу успеха и отправимся в путь.

III. Актуализация знаний

У. Перед тем как отправиться в путешествие, проведем разминку и убедимся, что все готовы отправиться в дальний и трудный путь.

Игра 1. «Угадай слово»

У доски стоит ученик, спиной к классу и отгадывает математический термин, записанный на таблице, которую показывает учитель. Ученики, сидящие в классе, своими словами объясняют это понятие. Например:

– совокупность предметов, которые можно назвать одним словом (множество);
– произведение длины и ширины (площадь прямоугольника);
– малая единица измерения массы (грамм);
– часть множества (подмножество);
– сумма длин всех сторон многоугольника (периметр);
– множество, состоящее из общих элементов нескольких множеств (пересечение множеств);
– множество всех элементов нескольких множеств (объединение множеств);
– четырехугольник, у которого противоположные стороны равны, а углы прямые (прямоугольник).

Игра 2. «Закончи предложение»

Учитель предлагает начало предложения, а ученики должны его закончить.

  • Тонна – это... (единица измерения массы).

  • Если к числу прибавить нуль, то... (получится это число).

  • От перестановки сомножителей... (произведение не изменяется).

  • Если нуль умножить на любое число, то получится... (нуль).

  • Значение суммы не зависит... (от порядка слагаемых и порядка действия).

  • Если число, отличное от нуля, умножить или разделить на единицу, то получится... (то же самое число).

У. Видно, что вы все в хорошей математической форме и готовы начать путешествие.

IV. Физкультминутка

V. Работа по карте путешествия

У. Поможем Винни-Пуху выполнить задание 1. Для этого проведем минутку чистописания в рабочих тетрадях.

Найдите закономерность и запишите два числа в ряду чисел.

На доске:

83 056, 83 156, 83 256, ... (83 356, 83 456.)

Дополнительные задания:

1) Подчеркни число, в котором сумма цифр равна 26. (83 456.)

2) Назови предыдущее и последующее для последнего записанного числа. (83 455; 83 457.)

3) Как называется разряд, в котором записана цифра 3? (Единицы тысяч.)

4) Сколько всего сотен в последнем числе? (834.)

5) Представь последнее число в виде суммы разрядных слагаемых. (83 456 = 80 000 + 3000 + 400 + 50 + 6.)

– С первым заданием мы справились. На пути у нас задание 2. С ним пытается разобраться Кристофер Робин. Его нужно выполнить в учебнике-тетради.

При проверке правильности выполнения задания ученики по очереди читают высказывания, отвечают, верно ли оно, и объясняют свой ответ.

Ответы: 1) да; 2) нет; 3) нет; 4) да; 5) да; 6) да.

Мы пришли в гости к Пятачку, но посторонним вход воспрещен, и чтобы попасть в гости, нужно выполнить задание 3. Посмотрим, есть ли среди учеников посторонние.

Запиши с помощью фигурных скобок пересечение и объединение множеств А и В. Построй диаграмму Венна для этих множеств.

Ученики строят диаграмму и записывают ответ:

– «Неправильные пчелы» не успеют укусить Винни-Пуха, если вы быстро устно выполните задание 4. В данном примере необходимо вспомнить нумерацию многозначных чисел.

Прочитай число 45 630 817 294. Какая цифра стоит в разряде сотен миллионов этого числа?

Дети. Цифра 6.

У. Сколько в нем всего сотен миллионов?

Д. 456 сотен миллионов.

У. Винни-Пух и Пятачок уже оказались на «Задумчивой поляне». Подумаем вместе с ними над заданием 5:

Запиши цифрами число 25 млрд 4 млн 79 ед.

Д. 25 004 000 079.

У. Сколько разрядов в этом числе?

Д. 11 разрядов.

У. Назовите предыдущее и последующее числа.

Правильность выполнения задания проверяется в парах.

Д. Предыдущее число – 25 004 000 078; последующее число – 25 004 000 080.

VI. Самостоятельная работа

У. Поиграем в пустяки с Осликом и Кроликом. Посмотрите и скажите, для кого сущий пустяк – выполнить задания 6, 7, 8, в которых нужно применить приемы письменных вычислений, перевести величины из одних единиц измерения в другие и решить уравнения. Докажите это и выполните задания самостоятельно. Кто закончит раньше всех, может выполнить дополнительно задание 13.

Задание 6. Выполни действия.

а)

б)

в)

Задание 7. Вырази в новых единицах измерения.

Задание 8. Реши уравнения.

х – 93 = 87; 450 : х = 9; х x 60 = 240

– Для тех, кто выполнил самостоятельную работу, Мудрая Сова предлагает составить программу действий и найти значение выражения в задании 9.

Задание 9. Составь программу действий и вычисли.

(9 x 6 + 2) : 8 + (4 x 5 x 3) : 12 – (21 – 21) : 7 =

Ученики расставляют действия и делают запись: 7 + 5 – 0 = 12.

VII. Физкультминутка

VIII. Работа по карте путешествия (продолжение)

У. Задания 10 и 11 вы выполните дома, а мы продолжим движение по карте путешествия. Кролик, Пятачок и Винни-Пух проделали длинный путь вместе с нами и решили подкрепиться. Давайте узнаем, сколько тарелок меда они съели. Для этого надо выполнить задание 12. Его вы будете выполнять на местах с поочередным комментированием.

Задание 12. Кролик съел 5 тарелок меда, Пятачок съел на 3 тарелки меда больше, чем Кролик, а Винни-Пух съел в 7 раз больше, чем Пятачок. Сколько тарелок меда съели они вместе?

Решение:

1) 5 + 3 = 8 (т.) – съел Пятачок.
2) 8 x 7 = 56 (т.) – съел Винни-Пух.
3) 5 + 8 + 56 = 69 (т.) – съели все вместе.

Ответ: 69 тарелок.

? т

                5 т.      (5 + 3) т.      (5 + 3) x 7 т.

 

– Мы приближаемся к Математическому полюсу. Вам осталось расшифровать имя и фамилию английского писателя в задании 14. Заполняем таблицу вместе.

Задание 14. Пользуясь алгоритмом, заданным блок-схемой, расшифруй имя и фамилию известного английского писателя. Знаешь ли ты его книги?

Заполненные таблицы

а

0

5

7

9

10

12

14

16

20

38

х

0

10

14

18

3

15

27

39

63

171

   

Е

Л

И

Н

А

Р

Д

М

С

К

 

3

10

3

18

А

Л

А

Н

3

10

0

171

63

3

18

27

15

А

Л

Е

К

С

А

Н

Д

Р

39

14

10

18

М

И

Л

Н

– Что у вас получилось?

Д. Алан Александр Милн.

У. Кто это?

Д. Это автор книги о Винни-Пухе и его друзьях.

У. Книга о Кристофере Робине и его друзьях принесла Алану Милну успех. В ней нет зла и нет отрицательных персонажей, а среди героев царит дух равноправия и дружбы. Я заметила на уроке эти же качества и у вас.

IХ. Итог урока

У. Мы преодолели все трудности, которые встретили в математическом путешествии, и сделали еще один шаг на пути изучения математики. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из вас.

  • Какие задания встретились вам на пути к Математическому полюсу?

  • Какие задания показались самыми интересными?

  • Какие задания были для вас наиболее трудными? Почему?

  • Что вам удалось? Над чем надо еще поработать каждому из вас?

  • Как бы вы оценили свою работу на уроке? Поднимите руки те, кто:

– работал в полную силу;
– работал хорошо, но мог бы работать лучше;
– кто недоволен свой работой на уроке. Почему?

Дети отвечают.

– Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.