Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Контрольные и проверочные работы по
русскому языку

2-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить у учащихся сформированность умений и навыков, связанных с написанием большой буквы в именах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, сел; с написанием гласных после шипящих, сочетанием чк, чн, с записью слов с мягким знаком в конце и середине слова. Объем диктанта: 25–30 слов. При диктовке текста учитель четко проговаривает окончания слов, неизученные орфограммы.

Наши звери

У нас дома живет кот. Он рыжий и пушистый. Его зовут Пушок. Во дворе живет собака Жучка. Пушок ловит мышей. Жучка сторожит дом. Мы любим наших животных.

Слова для справок: зовут, у нас, его, сторожит.

Летом

Летом мы жили в деревне Шишкино. Деревня стоит на берегу речки. Я с товарищами купался и удил рыбу. В речке водятся ерши и щуки. Бабушка Вера варила нам рыбный суп.

Слова для справок: Шишкино, товарищами, водятся.

Гости

У Даши гости. На столе стоят чашки и чайники. Даша угощает подруг душистым чаем. Потом девочки играют в куклы. У Маши кукла в белой кофточке. У Наташи кукла с косичкой.

Слова для справок: угощает, потом, кофточке, косичкой.

Осень

Пришла осень. Улетели стрижи и ласточки. Часто идет дождь. Звери прячутся от него в разных убежищах. Белки прячут запасы в дупла. Медведь ложится спать. Животные ждут зиму.

Слова для справок: ласточки, от него, убежищах, ложится.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить, как у учащихся формируется умение списывать текст без пропуска и замены букв. Объем текста: 25–30 слов.

На рыбалке

Рано утро мы пошли на рыбалку. Чаще всего клевали окуньки. Моему товарищу удалось поймать леща. А мы с папой вытащили большую щуку. Щука – хищная рыба. Рыбалка была удачной.

Грибники

Ребята пришли в чащу леса. Они набрали много грибов. У Алеши в корзине боровики. У Саши маслята. Бабушка Галя пожарила внукам грибочки с луком. Часть грибов засушили на зиму.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Цель работы – проверить, как усвоены сведения о предложении, элементарные знания по фонетике и грамматике. Объем работы: 3–4 задания. Рекомендуется проводить на отдельном уроке.

1. В каких строчках слова составляют предложения?

Улетели последние юг птица.
Часто дует холодный ветер.
Солнце светит окно утро.
С деревьев опадают листья.

Выпиши предложения. Подчеркни в них главные члены.

2. Составь и запиши предложение, которое надо произносить с вопросительной интонацией. Поставь нужный знак препинания.

3. Вспомни правила переноса слов и найди слова, которые неправильно разделены для переноса.

ма-як, воробь-и, озе-ро, стро-йка, пере-ход, семь-я, у-роки, бе-реза

Выпиши эти слова, разделял их правильно для переноса.

4. Прочитай слова.

зверь, юла, стол, елка, деньги, чайка, клест, телега, узел, плюс

Выпиши слова, в которых: букв больше, чем звуков, – ... , ... ; букв меньше, чем звуков, – ... , ... .

5. Определи, на какое правило записаны слова. Допиши по 2–3 слова на это правило.

Душистый, ширина, ...
Кочка, ночка, ...

6. Запиши 2–3 слова, в которых слог состоит из одной гласной.

7. Отгадай загадку:

Не летает, не кусает,
А в дом не пускает.

Выпиши подчеркнутые слова. Рядом запиши цифрой количество слогов, букв, звуков.

8. Прочитай слова.

дружить, чудеса, широкий, цапля, роща, жираф

Подчеркни буквы, которые обозначают всегда твердые звуки.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умения определять границы предложений в сплошном тексте, отвечать на вопросы, составлять предложения по опорным словам.

1. Составь из слов каждой строки предложения.

Кольцо, сквозь, прыгают, тигры;
на, медведи, мотоциклах катаются;
музыку, собачки, под, танцуют;
люблю, очень, цирк, я.

Озаглавь текст и запиши его.

2. Прочитай текст и определи границы предложений.

Красиво осенью в парке деревья стоят разноцветные под ногами ковер из листьев в хорошую погоду в парке много детей.

Запиши текст. Начало каждого предложения пиши с большой буквы. Допиши еще 1–2 предложения об осеннем парке.

3. Прочитай текст.

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг – и ухватился за хвост. А ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень.

(В. Бианки)

Подготовь и запиши ответы на вопросы:

– Что делала ящерка?
– Что сделал щенок?
– Как поступила ящерка?

3-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить формирование навыков по пройденным темам: «Безударные гласные», «Звонкие и глухие согласные в конце слова», «Удвоенные согласные», «Разделительный мягкий знак». Объем текста: 35–45 слов. При диктовке текста учитель четко проговаривает слова на неизученные орфограммы.

Осень

Наступила осень. Деревья стоят голые. Только на рябине висят ее красные гроздья. С севера на юг потянулись длинные вереницы птиц. В полях и лесах пусто и тихо. Грязная, пропитанная дождем земля почернела. Скоро ее укроет первый снег.

(По К. Ушинскому)

Слова для справок: пропитанная, вереницы.

Отлет птиц

Пришел сентябрь. По высокому небу бегут облака. В осенние дни птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки и стрижи. В шумные стайки собираются скворцы. Улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси. Покидают родные болота длинноногие журавли.

(По И. Соколову-Микитову)

Слова для справок: высокому, собираются, отправляются.

На реке

Стояла теплая погода. Я и дед Илья плыли в лодке по реке. Дед поймал леща и щуку.
Наступал вечер. Мы вышли на берег. Красиво было на реке. Над водой поплыл туман. Замолчали соловьи.
Дома бабушка Дарья сварила нам рыбный суп.

Слово для справки: наступал.

Медвежонок

Стояла длинная ночь. Хлопья снега падали на большой сугроб. Там спали медведи. Яркое солнышко разбудило их. Из берлоги выскочил медвежонок. Он бегал по снегу, прыгал на лед. Ему было весело. Он опускал лапу в воду и плескался.

Слова для справок: берлоги, выскочил, ему, опускал, плескался.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст без пропуска и замены букв.

Объем текста: 35–45 слов.

Прогулка

Однажды Незнайка гулял по городу и забрел в поле. Вокруг не было ни души. В это время летел майский жук. Он сослепу налетел на Незнайку и ударил его по затылку. Незнайка покатился на землю. Жук улетел и скрылся вдали.

(Н. Носов)

Ясная Поляна

Много в России красивых мест. Вот Ясная Поляна. Здесь родился и провел почти всю свою жизнь Лев Николаевич Толстой. Тут он посадил березовую рощу. Красива роща ранней осенью. Листочки на деревьях золотистые.
Писатель любил это место. Он здесь работал и отдыхал.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Цель работы – проверить формирование знаний и умений по теме «Состав слова».

Объем работы: 3–4 задания.

1. Какая часть слова пропущена в родственных словах? Допиши.

вечер – ...ний, смешить – смешн... ,
серебро – серебр...ный, бегает – ...бег

2. Спиши загадку. Выдели в каждом слове окончание.

Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.

3. Запиши слова, выдели корень.

поднос, зазеленели, срезать, осторожный, рассмешить

4. Запиши несколько слов с приставкой по.

5. Какое слово не является родственным остальным словам?

рис, рисовая, рисовать, рисинка

6. Разбери слова по составу.

побег, листик, бабушка, слон

7. Запиши 2–3 родственных слова. Выдели корень.

8. Подбери к каждому слову однокоренное слово, отвечающее на вопрос какой?.

весна, поздно, дождь, даль

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умение писать изложение по коллективно составленному плану, составлять текст по опорным словам.

1. Текст обучающего изложения.

Рябинка

Красив осенний лес. Особую красоту придает ему в это время рябина. Огнем горят ее гроздья среди листвы.
Русские люди любят сажать рябинки около домов. Поздней осенью посадили и мы с дедом маленькое деревце. Рябинка перенесла сильные морозы, вьюги, резкие ветры.
В мае наша рябинка зацвела. Она радовала нас. Живи долго, рябинка!

Примерный план

1. Осенний лес.
2. Посадка рябинки.
3. Живи долго, рябинка!

2. Прочитай данную группу слов. Используя их, составь свой текст. Озаглавь его.

берег реки, ловил рыбу, рыбки в ведерке, подкрался кот, схватил рыбу, рыбак расстроился

4-й класс

ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить усвоение темы «Однородные члены предложения» и совершенствование навыка письма по темам «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», «Звонкие и глухие согласные в корне слова», «Удвоенные и непроизносимые согласные».

Объем текста: 60–65 слов.

Осенний лес

Стоит поздняя осень. Крепчают морозы. Холодный ветер гуляет по голым веткам, качает вершины деревьев.
На ветке рябины остались красные гроздья ягод. Подлетела птица, поклевала их. Резкий стук пронесся по лесу. Это дятел добывал букашек и личинок из-под коры.
Белки попрятали в дупла грибы и орехи. Медведи нагуляли жир и устроили теплые берлоги. Звери и птицы подготовились к зиме. Скоро снег укроет землю, кустарники, деревья.

Слова для справок: склевала, добывал, из-под, устроили.

Сорочонок

Летом мы приехали на дачу. Никита взял детское ружье, надел его через плечо и приготовился к прогулке.
Идем мы лугом среди белых ромашек и голубых колокольчиков. Над цветами порхают желтые, белые бабочки. И вдруг мы увидели сорочонка.
Скачет птенец от нас по траве, крыльями машет. Доскакал до рябинового кустика и затаился в нем. Никита присел и тоже притаился.

(По Е. Чарушину)

Слова для справок: порхают, рябинового, тоже.

Охота

На опушке Ярик остановился под деревьями, крепко обнюхал место, посмотрел на меня. Он повел меня за собой очень медленно, аккуратно.
Мы подошли к густым зарослям. Ярик остановился возле небольшого, густого куста. Он замер, изогнулся кольцом и подождал меня. Мы обошли куст с разных сторон.
Из зарослей вылетела большая серая птица. Она кувыркнулась в воздухе, подлетела к Ярику и полетела низко над землей.

(По М. Пришвину)

Слова для справок: на меня, за собой, возле.

Снегурочка

Оделись старики, вышли на огород и стали лепить из снега дочку. Скатали они снежный ком. Приладили ручки, ножки, головку. Вылепил старик носик, ротик, подбородок. Вдруг у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись. Смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег.
Обрадовались старики. Стала расти у них дочка умная, смышленая, веселая. Со всеми она была ласковая, приветливая.

Слова для справок: улыбается, зашевелила, с себя, смышленая, со всеми, приветливая.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить у учащихся орфографическую зоркость, навык самоконтроля.

Объем текста: 60–65 слов.

Коломенское

Высоко на крутом берегу Москвы-реки, среди живописной природы, расположилось древнее Коломенское. Раньше отсюда уходили в военные походы дружины московских князей. Здесь останавливались войска Дмитрия Донского после Куликовской битвы.
В русле Москвы-реки у Коломенского образовалась широкая долина. В окрестностях появилось огромное количество цветов, множество редких растений. Прекрасно это место!
Сейчас москвичи приходят в Коломенское отдохнуть, погулять. Люди любят эту заповедную территорию.

Осень в лесу

Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень.
По опушкам леса еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки. Отчетливо разносятся голоса.

(И. Соколов-Микитов)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Цель работы – проверить усвоение материала по темам «Однородные члены предложения», «Имя существительное».

Объем работы: 3–4 задания.

1. Запиши союзы, которыми могут соединяться однородные члены предложения. Составь предложение с однородными членами, использовав один из союзов.

2. Составь три предложения:

– с однородными подлежащими;
– с однородными сказуемыми;
– с однородными второстепенными членами.

3. Спиши предложение и определи падежи имен существительных.

После дождя белочка прыгала с ветки на ветку.

4. Составь и запиши два предложения со словом лошадь, используя его в именительном и винительном падежах.

5. Допиши падежи и вопросы, в которых используются данные предлоги.

... ? ... ? под, над, за
... ? ... ? к, по
... ? ... ? в, на, о

6. Прочитай родственные слова. Выпиши имена существительные. Обозначь род, склонение.

Старина, старик, стареть, старый, старость.
Зеленый, позеленел, зеленка, зелень, озеленить.
Повар, варить, заварка, вареный, варево.

7. Запиши по три существительных:

– 1-го склонения – ... ;
– 2-го склонения – ... ;
– 3-го склонения – ... .

8. Какие ошибки ученик допустил в диктанте?

Ветер несет листья по кочкам оврагам лугам полям. Позолотили они все дорожки и тропинки в лесу.

Запиши предложения правильно.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

Цель работы – проверить умения работать с текстом.

1. Выбери заголовок, который тебе больше нравится. Составь текст. Какой это будет текст – повествование, описание, рассуждение?

Закружилась листва золотая.
Птицы улетели.
В гостях.
Подготовка к зиме.
Мои друзья.

2. Распространи предложения. Включи в текст предложения, которые помогли бы передать красоту природы после дождя.

Прошел дождь. Выглянуло солнце. Заблестели капли. Запели птицы. Природа ожила.

3. Спиши, правильно выделяя границы предложений. Расставь знаки препинания.

Бык баран свинья кот и петух захотели жить в лесу чудесно там летом от березки к березке бежит легкий ветерок ковер душистых трав украшает лесные поляны бык и баран щиплют сочную траву кот ловит мышей петух ищет сладкую ягоду червяков свинья собирает корешки и желуди.