Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2007

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

ВИНОГРАДОВА Наталья Федоровна,
РЫДЗЕ Оксана Анатольевна

“Окружающий мир” как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Младший школьник и окружающий мир: особенности взаимодействия.
Воспринимает ли младший школьник мир так же, как взрослый? Что такое «целостность восприятия»? Проявляет ли младший школьник интерес к природе, истории, культуре родной страны? Изменяется ли личность ребенка под влиянием окружающего мира?

18

Лекция 2. Развитие и воспитание младшего школьника – цель изучения предмета «Окружающий мир». Почему предмет «Природоведение» был заменен «Окружающим миром»? Каков вклад предмета «Окружающий мир» в развитие и воспитание младшего школьника? Какие качества личности развиваются преимущественно на уроках окружающего мира?

19

Лекция 3. Чему учить: какие знания об окружающем мире являются для младшего школьника актуальными. Что значит «актуальное знание»? Почему содержание знаний об окружающем мире должно быть интегрированным? При каких условиях знания переходят в ценностные отношения?

Контрольная работа № 1.

20

Лекция 4. Урок «окружающего мира»: типы и структура. Почему комбинированный урок не может быть приоритетным при изучении окружающего мира? Какие типы уроков отражают специфику окружающего мира как объекта изучения? Почему игра, логические и творческие задачи должны быть обязательными структурными единицами урока?

21

Лекция 5. Когда младший школьник активен: методы активизации познавательной деятельности на уроках «окружающего мира». При каких условиях организации познавательной деятельности младший школьник активен, инициативен, самостоятелен и работает в зоне ближайшего развития?

22

Лекция 6. Что такое учебная самостоятельность и как ее развивать? Чем различаются бытовая и учебная самостоятельность? Какие умения обеспечивают развитие учебной самостоятельности?

Контрольная работа № 2.

23

Лекция 7. Младшие школьники работают вместе: использование различных форм организации обучения на уроках окружающего мира. Когда учение становится коллективной деятельностью? В чем дидактическое значение разных форм организации совместной деятельности?

24

Лекция 8. Нужно ли «Окружающий мир» знать на отметку? Можно ли отношения и чувства мерить отметкой? Как оценивать знания об окружающем мире?

Итоговая работа.

Лекция 3.

Чему учить: какие знания об окружающем мире являются для младшего школьника актуальными

Тема «круглого стола»: «Чему нужно учить на уроках окружающего мира?»

Участники: директор школы, завуч, учитель, психолог.

Директор. Сегодня на педагогическом рынке имеется огромное число учебно-методических комплектов по предмету «Окружающий мир». Порой учителю очень трудно разобраться, какой из них целесообразно использовать в работе. Многие педагоги останавливают свой выбор на ярких, внешне привлекательных учебниках, часто не обращая внимание на то, что содержание обучения не соответствует возрастным потребностям и интересам младших школьников.

Психолог. Конечно, не секрет, что школьник этого возраста может запомнить любые сведения (как любят говорить учителя – выучить текст учебника), но каких психических затрат это стоит ему, оценить могут далеко не все.

Учитель. По своему опыту знаю, что младшему школьнику интересно все: и про Древнюю Грецию, и про динозавров, и про диковинные растения, и про партизан и т.д.

Психолог. Мы часто забываем, что обучение – это только часть жизни ребенка. В эту часть нельзя поместить все, что его окружает и что ему интересно в широком смысле слова. Речь идет не о семейном воспитании и не о дополнительном образовании детей, а о получении системы знаний и умений, которые необходимы ему для успешного проживания данного возрастного периода и благополучной адаптации к следующему жизненному этапу.

Директор. С этой точки зрения хочу покритиковать «флюсовый» характер многих современных учебников. Каждый автор старается наполнить средства обучения огромным количеством информации, по его мнению, очень важной для школьника. Но осознать, обработать и применить такой объем информации ученик просто не может.

Психолог. Вот здесь мы и подходим к необходимости определить, какие же знания являются для младших школьников актуальными.

Давайте обсудим:

  • Что значит «актуальное знание»?

  • Почему содержание знаний об окружающем мире должно быть интегрированным?

  • При каких условиях знания переходят в ценностные отношения?

? Какие знания актуальны для младшего школьника?

В последнее время все чаще ученые, практические работники, педагогическая общественность говорят об отчуждении растущего человека от образования. Это выражается в том, что снижается интерес школьника к учению, проявляется безразличие к приобретению новых знаний, ограниченность в выборе средств познавательной деятельности. Например, уже младшие школьники предпочитают не читать, а играть на компьютере, равнодушны к проведению наблюдений, опытов, формально выполняют домашние задания. Многие учащиеся начальных классов не могут назвать любимый учебный предмет, им нравится выполнять легкие задания, они безразличны к самостоятельному поиску, исследованию. Почему это происходит? Одна из причин – неактуальность знаний, которые получает учащийся в начальной школе.

Приведем данные, которые получила аспирантка ИСМО РАО Н.И. Ожогина в ходе констатирующего эксперимента. В нескольких школах Москвы и Московской области был проведен опрос младших школьников, целью которого было выяснить, как учащиеся относятся к урокам окружающего мира, отвечают ли эти уроки задачам развития и воспитания детей.

Анкета содержала следующие вопросы и набор ответов для выбора правильного:

1. Чем бы ты больше всего хотел заниматься на уроках окружающего мира?

а) Слушать объяснение учителя.
б) Самостоятельно работать с учебником, по индивидуальным карточкам.
в) Участвовать в коллективном поиске.
г) Выполнять практические работы.
д) Самостоятельно готовить сообщения, доклады.
ж) Работать со справочной и дополнительной литературой.

2. Всегда ли ты активно работаешь на уроках окружающего мира?

а) Всегда активно.
б) Иногда.
в) Никогда.

3. Если не всегда активно работаешь на уроке, то по какой причине?

а) Не нравится предмет.
б) Не могу или не хочу работать самостоятельно.
в) Что-то не понимаю или не знаю.

4. Нравится ли тебе выполнять домашние задания по этому предмету? Почему?

5. Если ты чего-то не знаешь, пытаешься ли при помощи дополнительной литературы сам найти ответ?

а) Да.
б) Не всегда возникает желание.
в) Нет, не ищу ответа.

Ответ на первый вопрос показал, что младшие школьники предпочитают пассивную форму работы – они любят слушать объяснения учителя. Многие из респондентов вообще не знакомы с такими формами работы, как участие в коллективном поиске, практические работы, опыты. Самостоятельную работу с учебником младшие школьники понимают как коллективное чтение и ответы на вопросы по тексту. Все это говорит о том, что учитель применяет в основном репродуктивные методы обучения («Прочитаем текст», «Ответим на вопросы», «Послушаем объяснение учителя», «Повторим то, что читали», «Запомним»). Привычной остается и структура урока: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление, контроль. Учитель почти не использует дополнительную литературу, работу со справочниками, словарями. Это постепенно, но устойчиво формирует у учащихся привязанность только к репродуктивным видам деятельности. На этой основе может (в лучшем случае) развиваться только эмоциональный компонент познавательного интереса, что приводит к познавательному равнодушию и потере мотивации к учебной деятельности.

Значительное большинство детей положительно оценивают уровень своей активности на уроках окружающего мира, но вместе с тем многим не нравится этот предмет. Причину сами ученики видят в том, что многое остается непонятым, основная работа – заучивать большие тексты, домашние задания неинтересные, а времени занимают очень много (нужно вырезать, клеить, рисовать) и т.д. Все это приводит к неактуальности для учащихся получаемых знаний, к формальному их усвоению.

Недостаточно развивается и познавательный интерес к этому предмету. По мнению учащихся, все, что рассказывает учитель, слушать интересно, а самому добывать информацию «нет охоты». Это говорит о том, что младшие школьники не видят ценности самостоятельного поиска информации и не проявляют в этом отношении никаких волевых усилий.

Чем же определяется «статус» актуального знания? Можно выделить следующие характеристики этого понятия.

1. Актуальное знание удовлетворяет основные жизненные потребности ребенка этого возраста.

Приход в школу – не только выполнение законодательного акта (все дети, достигшие возраста шести с половиной лет, должны учиться в школе), но и потребность растущего человека. Детский мир, в котором живет ребенок 6–7 лет, уже не удовлетворяет его, а «замкнутость» пространства дошкольного детства тяготит своими ограничениями. Ребенок хочет самостоятельно вступать во взаимоотношения с объектами окружающего мира, осваивать новые способы его познания (чтение, измерение, моделирование, исследование и пр.), желает общаться не только с близкими взрослыми и знакомыми детьми, но и с незнакомыми сверстниками и взрослыми. Дети, приходящие в школу, хотят учиться, то есть заниматься деятельностью, которая не специфична для дошкольного возраста. Все это говорит об изменившихся потребностях ребенка 6–7 лет.

Знания и умения, которые усваивает младший школьник, должны обеспечить возможность нового этапа освоения мира (школьного, семейного, природного, общественного и пр.), его готовность к удовлетворению своих потребностей. В этом смысле предъявление актуальных знаний особенно важно для обеспечения «мягкого» вступления в новую школьную жизнь, освоения новой социальной роли «школьник», «ученик». Обучение в начальной школе по сути дела есть подготовка ко всей дальнейшей жизни ребенка (завтра, послезавтра, через несколько лет) как в школе, так и в более широком окружающем мире.

Психологи замечали, что в середине учебного года многие первоклассники начинают терять интерес к учению. Это связано с тем, что учитель не удовлетворяет потребность ребенка в самостоятельном приобретении знаний, в его инициативном общении с окружающим миром. Дети получают готовые знания, которые необходимо запомнить в заданных учителем ситуациях. Детям не дают заданий, требующих активного выяснения способов получения результата на основе развернутых рассуждений (сначала вслух, а потом постепенно – про себя), что приводит к потере интереса: процесс приобретения знаний перестает быть для школьника актуальным, а его жизненная потребность в поисковом и самостоятельном общении с миром не удовлетворяется.

2. Актуальное знание учитывает особенности организации деятельности обучения.

Психологи не всякий процесс в жизни человека называют деятельностью. По этому поводу выдающийся психолог академик А.Н. Леонтьев писал: «Мы называем деятельностью не всякий процесс. Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Такой процесс, как, например, запоминание, мы не называем собственно деятельностью, потому что этот процесс, как правило, сам по себе не осуществляет никакого самостоятельного отношения к миру и не отвечает никакой особой потребности.

Мы называем деятельностью процессы, которые характеризуются психологически тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, то есть мотивом».

Соотнесем с психологическим положением, высказанным А.Н. Леонтьевым, педагогические позиции:

  • Актуальное для ученика знание рождается только в актуальной деятельности. К такой деятельности нельзя в полной мере отнести процесс восприятия и запоминания готового учебного материала. Мотивы, которые лежат в основе актов запоминания и репродукции, не относятся к области учебно-познавательных мотивов.

  • Если учитель создает условия для поиска, исследования, самостоятельного «открытия» учащимся законов существования окружающего мира, то знания, полученные в результате такого учебного процесса, становятся для ребенка личностно значимыми.

3. Актуальное знание учитывает эмоциональный статус младшего школьника.

Всем хорошо известно, что младший школьник – существо эмоциональное, оптимистически воспринимающее окружающий мир. Важнейшей психологической особенностью всех видов деятельности ребенка этого возраста является их связь с психическими переживаниями – эмоциями и чувствами. Если процесс обучения не затрагивает эмоциональную сущность человека, то такое обучение остается невостребованным, не побуждает действовать. Если ребенок читает книгу только для того, чтобы завтра отчитаться о выполнении домашнего задания, этот процесс нельзя назвать деятельностью.

Психологи называют это действиями, мотив которых направлен только на сами эти действия («Нужно завтра отчитаться о выполнении домашнего задания»), а не является ни в какой мере познавательным («Хочу читать эту книгу»). Эмоциональная основа школьной деятельности позволяет перейти от «понимаемого» мотива («Учитель велит») к «реально действующему» («Я хочу, мне это интересно и полезно»). Интуитивное (на эмоциональном уровне) принятие первоклассником ценности нового знания учитель должен поддерживать и переводить в зону личностно значимого, актуального путем постепенного перехода от внешне привлекательной наглядности (картина, кино, компьютер и пр.) к заманчивому содержанию самого предмета.

Понимание толкования термина интеграция дает само значение этого слова. В переводе с латинского integratio означает восстановление, восполнение, объединение (integer – целый). Если рассматривать окружающий мир как систему, в которой существует человек, то эта система представляет собой строгое объединение в целое отдельных ее элементов. По отношению к окружающему миру и процессу познания его младшим школьником можно выделить следующие элементы: предметный мир: природа; человек; общество; мир чувств и отношений.

4. Актуальное знание обеспечивает развитие устойчивого отношения ученика к учебной деятельности, развитие познавательных мотивов и интересов.

Предъявление актуального знания никогда не ставит точку в процессе обучения: ученик должен получить возможность, у него должно возникнуть желание самостоятельно продолжить познание. Как известно, слово интерес в переводе с латинского означает важный, имеющий значение, поэтому наличие интересов рассматривается как условие саморазвития человека.

Опираясь на это положение, авторы учебника «Окружающий мир» в УМК «Начальная школа XXI века» реализовали принцип педоцентризма: отбор содержания обучения шел «от ребенка», так, чтобы круг его представлений постоянно расширялся от самых близких и простых («Давайте знакомиться», «Семья», «Вещи», «Природа») до сложных и пока отдаленных от него («Родная страна»). Линейно-концентрический принцип расположения учебного материала обеспечивает реализацию следующих важнейших положений процесса обучения младших школьников:

  • учебный материал должен быть объединен в преемственные содержательные линии;

  • к одному и тому же материалу ученик должен возвращаться неоднократно на новом содержательном и организационном уровне;

  • доля поисковой деятельности при получении новой информации должна увеличиваться.

Сделаем вывод: актуальное знание обеспечивает амплификацию (углубление) детского развития, а не искусственное забегание вперед (формальную акселерацию), а также способствует формированию учебной деятельности. Актуальные знания – посох для интеллектуального развития ребенка, а не цепи для его памяти и внимания.

? Почему содержание знаний об окружающем мире должно быть интегрированным?

Интегрированное построение предмета «Окружающий мир» является концептуальным положением авторов УМК «Начальная школа XXI века».

При изучении интегрированного варианта младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимосвязи в системе «человек – природа – общество»;

  • сознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

  • начинает осознавать себя членом детского коллектива, частью природы и общества;

  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей; осознает возможность изменять себя; понимает важность здорового образа жизни;

  • подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Все вышесказанное было учтено авторским коллективом, который создавал программу, учебники и дидактические материалы для 1–4-х классов. Соотношение между естественнонаучными и обществоведческими знаниями регулирует содержание, отражающее различные виды человеческой деятельности и систему отношений человека и общества в целом.

Курс «Окружающий мир» показывает зависимость существования человека от природных и общественных условий, отрицательное и положительное влияние отдельного человека на природу, связь людей между собой, способы изучения мира.

Воспитать правильное взаимодействие человека с окружающим миром невозможно, если он не будет понимать важность и объективность интеграционных связей.

Например, люди связаны с природой эмоциональными и духовными узами: природа – источник жизни, деятельности, вдохновения, творчества, радости, глубоких переживаний.

То же относится к познанию культуры, истории человеческого общества. Все эти стороны взаимодействия человека и среды обитания должны быть представлены в программе курса.

Приведем примеры. Во 2-м классе при изучении раздела «Природа и человек» дети знакомятся с процессом одомашнивания животных, на основе чего формируется осознанное отношение к четвероногим друзьям.

Практически каждый раздел учебника для 3-го класса включает доступные экологические сведения: охрана воды, воздуха, растительного и животного мира и др.

Интегративно представить тему «Труд людей в разные исторические времена» позволяют следующие содержательные линии:

а) появление земледелия, некоторые факты из истории его развития, появление различных промыслов на Руси (рыболовство, охота);
б) возникновение крепостного права, крепостных и помещиков;
в) зарождение ремесел, появление ремесленников, начало подневольного труда на заводах и фабриках;
г) наиболее яркие факты развития техники, технического прогресса в России (создание автомобиля, самолета, космического корабля);
д) возникновение и строительство городов.

Уже на первом уроке при изучении этой темы дети, отвечая на вопросы, устанавливают зависимость между природным окружением и особенностями деятельности человека. Результаты обсуждения позволяют еще раз увидеть зависимость человека от природы, необходимость бережного отношения к ее богатствам, то есть способствуют формированию экологического сознания младших школьников без называния специальных терминов «экология», «сознание» и др. Например, дети обсуждают вопросы: «Почему города возникали обычно на берегах рек, вблизи лесов?»

Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек – природа – общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек – предметный мир», «человек – другие люди», «человек и его самость», «человек – художественные образы», «человек – природа» и др. Приведем примеры.

«Человек – предметный мир». Дети получают возможность ответить на следующие вопросы: «Какие предметы окружали человека с древности и как они постепенно изменялись?», «Как изменялся предметный мир вокруг человека?», «Как возникло ремесло?», «Почему человек не мог не творить?»

«Человек – другие люди». Школьники узнают, что такое семья, чем один человек отличается от другого, почему люди должны уважать друг друга, сочувствовать и помогать друг другу.

«Человек – художественные образы». Дети знакомятся с отдельными сторонами развития художественной культуры, которые вызывают особый интерес и эмоциональный отклик: «Как дети учились, когда не было школ?»,«Когда появилась первая книга?», «Что такое архитектура?», «Когда возник театр?»

Функция интеграции не только заложена в содержании обучения, но и представлена методическими приемами, которые организуют процесс целостного познания мира. Например, в учебниках для 3–4-х классов авторами была разработана специальная рубрика «Жил на свете человек...», которая стала центром интеграции знаний природоведческого и обществоведческого содержания. История взаимоотношений людей и природы свидетельствует о том, что в ней человек искал источник своего благополучного существования (питания, лечения, строительства жилища, организации быта). Например, казалось бы, какое особое значение имеют для жизни человека пресмыкающиеся? Но он научился использовать даже их опасные особенности. Именно об этом повествует рубрика «Жил на свете человек...»:

Ходит человек по пустыне, ищет ядовитых змей, ловит их... Но ведь они так ядовиты и опасны! Человек не боится змей – он змеелов. Это его работа. Он ловит змей, чтобы взять у них яд. Но зачем ему яд? Змеиный яд – ценное лекарство, оно стоит дороже золота.

Другой пример. Наблюдая за насекомыми, человек примечал особенности их поведения и сравнивал с действиями людей. Так появились названия насекомых: земледельцы (жуки, живущие в почве), ткачи (тутовый шелкопряд, который плетет кокон из шелковых нитей), строители и архитекторы (муравьи, пчелы, осы), изготовители бумаги (осы, гнезда которых похожи на склеенные из бумаги домики).

Таким образом, работа с указанной рубрикой способствует осознанию детьми того, что природа не только является средой обитания, но и обеспечивает развитие деятельности людей и человеческого общества в целом.

? При каких условиях знания переходят в ценностные отношения?

Конечно, каждый педагог знает, что само по себе содержание обучения не может оказывать прямого влияния на становление личности ребенка. Чтобы знания стали условием правильного поведения, то есть стали показателем его ценностного отношения к миру, необходимо сформировать личностный смысл любого поступка и любой деятельности школьника. Если этого нет, то знания вырабатывают лишь знаемые мотивы поведения. Личностный смысл позволяет формировать реально действующие мотивы поведения, и тогда любая деятельность ребенка становится самостоятельной, инициативной, «навязанной» себе самому.

Какие условия нужно создать, чтобы процесс обучения на уроках окружающего мира приобрел личностный смысл?

1. Прежде всего, нужно добиваться слитности познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка, то есть необходимо все время оказывать ему эмоциональную поддержку.
Это особенно важно для этапа первоначального предъявления нового программного материала. Такой эмоциональной поддержкой может быть как словесный, так и наглядный материал.
Проанализируем с этой точки зрения методический аппарат учебника «Окружающий мир».
Программа в соответствии с государственным стандартом включает ознакомление младших школьников с наиболее яркими, значимыми событиями из истории нашей Родины.
Среди них, конечно же, значительное место занимают рассказы об освободительных войнах славян и россиян. Если знакомить детей только с событийной стороной военной истории, то правильной эмоциональной оценки у них может и не возникнуть.
Чтобы произошло слияние познавательного интереса с эмоциональным состоянием, необходимо проанализировать со школьниками ответ на вопрос: «Почему люди воюют?» Даже небольшой, но целесообразно построенный текст на эту тему (см. учебник для 4-го класса, с. 131) позволяет подвести детей к пониманию сложнейших исторических и социальных понятий: «освободительная война», «защита государства – обязанность гражданина», «захватнические войны».

2. Для развития ценностного отношения к объекту (событию, образу, детали) окружающего мира необходимо оживление имеющегося у детей опыта.
При изучении темы «Ты и твое здоровье» во 2-м классе ученикам предлагается вспомнить, что такое режим дня и зачем его нужно соблюдать. Очевидно, что все дети знакомы с этим понятием, и если в процессе обобщения знаний учитель предложит рассказать о том, как в семье соблюдается режим дня (кто соблюдает? как часто? кто обычно забывает о режиме? кто следит за тем, чтобы режим дня соблюдался?), то кто-то придет к выводу о том, что режим дня соблюдает только мама (папа, бабушка, дедушка и т.д.).
Интерес, появившийся у второклассников в процессе обсуждения, позволит обсудить и сформулировать элементы режима дня, обязательные для выполнения. Активность детей будет способствовать также развитию общего учебного умения – устанавливать соответствие между временными интервалами и событиями (что является довольно сложным умением для младшего школьника).
В 4-м классе опора на жизненный опыт ученика способствует развитию умений строить предположения, рассуждать, высказывать собственное мнение, выбирать рациональный путь решения учебной задачи.

Например:

Рассмотри рисунок. Прочитай подписи. Расскажи, в каких богов верили древние славяне. Объясни значение слова «обряд».

Активизация перечисленных выше умений подготовит четвероклассника к восприятию нового, более сложного материала, в данном случае – темы «Обрядовые праздники» (см. учебник для 4-го класса c. 84–85).

3. Достаточно часто возникновение ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников связано не с наличием знания, а с его отсутствием.
В данном случае интерес как предпосылка возникает на основе ориентировочной реакции. Как только ребенок приобретает некоторый запас знаний, удовлетворяет свое любопытство, интерес угасает. Это происходит, например, если при изучении следующей программной темы или раздела учитель ограничивается обобщением имеющихся у учеников знаний или формальным повторением.
Обязательное наличие новых фактов, неузнаваемость содержания, невозможность разрешить проблемную ситуацию с ходу – необходимые условия деятельностного участия младшего школьника в уроке. В связи с этим в учебниках предлагаются два вида работ: во-первых, использование полученных знаний в разнообразных нестандартных ситуациях (задания в рабочих тетрадях, задания по выбору, рубрика «Соображалки»); во-вторых, ознакомление с дополнительным материалом (рубрики «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек», «Путешествие в прошлое»).
Например, при изучении темы «От палки и камня до космического корабля» дети обсуждают открытия, которые изменили жизнь людей. Вполне очевидно, что дети информированы о различных открытиях, но, высказывая свое мнение о том, почему одними из первых изобретений человека были гончарный круг, колесо, оружие, инструменты, третьеклассник сможет объяснить и причины более поздних открытий.
Обсуждая вопрос «Как человек научился летать», ученик задумывается, как, в какой последовательности появлялись летательные средства, что они собой представляли («Ну, конечно же, невозможно, чтобы просто сел и полетел»; «Я читал книгу, там люди путешествовали на воздушном шаре»; «А мне папа обещал, что когда я немного подрасту, мы полетаем в парке на воздушном шаре»; «А я видел дельтаплан»; «А что такое аэростат? Я слышал что во время войны аэростаты защищали города»).
В рубрике «Этот удивительный мир» ребята знакомятся с историей отечественного самолетостроения, в «Картинной галерее» рассматривают репродукцию картины Б.М. Кустодиева «Праздник на Неве» и узнают о том, что традиции праздников с участием самолетов уже почти сто лет.
О первом космонавте Земли рассказывает рубрика «Жил на свете человек». Конечно, большинство детей знают об этом человеке, но в тексте статьи акцент делается не на фактах биографии, а на нравственных качествах космонавта:

«Мечта доступна только сильным, решительным, уверенным и волевым».

4. Необходимо поддержать любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания. Такая возможность заложена в тетрадях к учебникам «Окружающий мир»: в них содержатся разноуровневые задания, которые ученик может выбрать по собственному желанию, а также задания для организации работы в парах, группах.
Задания по выбору различаются способом предъявления, объемом, степенью развернутости решения.
Например, в тетради для 3-го класса (часть 1) ученику предлагается при изучении воды и ее свойств выбрать и выполнить такие задания:

№ 21. Подчеркни только те свойства, которыми обладает водяной пар:

белый, прозрачный, бесцветный, газообразный, голубоватый, гладкий, непрозрачный, имеет форму, летучий, текучий, невидимый.

№ 22. Отметь, верно ли утверждение:

Мы пьем ту же воду, что пили и наши предки.

Да.

Нет.

Задания № 23 и 24 могут быть использованы для организации парной и групповой работы.

Вопросы для самостоятельной работы и самопроверки

1. Что является для вас критерием выбора программы обучения по окружающему миру?

2. Предложите детям ответить на вопрос: «Нравятся ли вам уроки окружающего мира и почему?» Проанализируйте ответы. Какие выводы об отношении ваших учеников к предмету «Окружающий мир» вы можете сделать?

3. Приведите примеры методов и приемов обучения, способствующих становлению ценностного отношения младшего школьника к окружающему миру.

Рекомендуемая литература

1. Виноградова Н.Ф. Знаем ли мы своих учеников? // Начальное образование. – 2006. – № 1.

2. Виноградова Н.Ф. Какому учебнику быть в начальной школе XXI века // Начальное образование. – 2006. – № 3.

3. Горбаткина И.М. Формирование основ естественно-научной классификации в курсе «Окружающий мир». // Начальное образование. – 2005. – № 3.

4. Курочкина И.Н. Беседы об этикете в начальной школе. // Начальное образование. – 2005. – № 3; 2006. – № 1–2.