Материал подготовила
Людмила БИКБАЕВА,
учитель Чернышевской СОШ
Высокогорского муниципального р-на
Почему дети не любят школу?
Незаметно один за другим сменили друг
друга летние месяцы. Прошли июнь, июль, август и
наступил... сентябрь. Сентябрь – самый волнующий
месяц в жизни детей и их родителей: начало
школьной жизни!
Школа – это очень важный период в жизни
каждого ребенка, особенно первоклассника. Прошло
то время, когда была единая школьная форма и
единые по всей стране учебники. Сейчас каждая
школа, каждый учитель вправе сами выбирать
учебники, ориентируясь на индивидуальность
своего класса, на направление, по которому
работает школа. Да и родители вправе выбирать и
школу, и учителя. Казалось бы, прекрасно – есть
возможность учителю проявить свои личностные
качества, сблизиться с каждым из своих учеников.
Все это так. Образование шагнуло вперед, но
вместе с тем остаются проблемы старой школы.
Почти каждый учитель и каждый родитель хотя бы
раз сталкиваются с вопросом: «Почему ребенок
иногда, часто или регулярно, не хочет идти в
школу?»
Этот вопрос волнует всех. Что сделать,
чтобы ребенок полюбил школу, как сгладить
переход из детства во «взрослую жизнь»? Именно в
это время ребенок утвердительно сообщает
окружающим: «Я взрослый! Я иду в школу! Я ученик!»
Он еще не знает, какие трудности ожидают его
впереди. Родители же всерьез задумываются над
тем, как защитить ребенка от трудностей перехода
с одной возрастной ступени на другую. Как сделать
этот переход незаметным и безболезненным? 1
сентября в школу дети идут с большим желанием, а
через три-четыре месяца занятий интерес к ней
пропадает у большинства детей. После опроса
детей я сделала выводы: 40% стараются учиться,
чтобы не огорчать родителей, 10% привыкли быть
лидерами в игре и теперь перенесли это на учебу, а
50% не хотят ходить в школу. Причин нежелания
учиться много. Попробуем в них разобраться.
Первая, на мой взгляд, – учитель. Очень
важно, чтобы в первые годы обучения детей
встретил добрый, творческий и умный учитель.
Отношения между ребенком и учителем формируют
отношения к школе в целом, поэтому конфликт с
учителем может вызвать неприязнь и к школе.
Многим родителям знакома ситуация,
когда ребенок все время жалуется, что учитель его
не любит, злой, ругает только его. Иногда эту
проблему легко разрешить: придите после уроков в
школу и поговорите втроем. Если же этот способ не
поможет, стоит подумать о переводе в другой класс
или другую школу. В начальных классах авторитет
учителя настолько высок, что ребенок гораздо
тяжелее переживает несправедливость с его
стороны, чем смену коллектива. Но не стоит
предполагать, что ребенок может правильно
оценить работу учителя. Важно помнить, что дети
знают, как настроить родителей против учителя.
Поэтому если ваш ребенок говорит, что с ним
несправедливо обращается учитель, не считайте,
что вы знаете всю правду. Поговорите с учителем,
классным руководителем, директором. Как только
вы поймете причины нелюбви к школе, вы наверняка
найдете и решение проблемы.
Не менее важная причина нелюбви к
школе – разлука с домом. Дом, в котором все
члены семьи его любят и лелеют, остался где-то
далеко, а ребенок один погружается в незнакомый
мир. Поэтому в первые школьные дни родители
должны внимательно следить за своим ребенком. Не
стоит обращаться с ним как с беззащитным
существом, которое вы должны ежесекундно
опекать. Стоит проявить твердость характера.
Провожая в школу, не давайте ему повод думать, что
вы жалеете его. Ребенок должен понимать: раз он
взрослый, каким он хочет себя считать, значит, у
него есть обязанности перед родителями.
Еще одна причина, по которой дети не
хотят ходить в школу – это одиночество.
Некоторые дети с трудом заводят себе друзей,
поэтому чувствуют себя в школе одиноко. Если
ребенок всегда держится в сторонке, раздаривает
свои игрушки и сладости, чтобы стать популярным,
или же притворяется больным, лишь бы не идти в
школу, – значит, у него нет друзей и ему очень
одиноко. Родители могут помочь ребенку в этом,
познакомив его с будущими одноклассниками
заранее.
Некоторые дети чувствуют себя одиноко
из-за того, что перестают быть в центре внимания.
В этом случае попросите учителя чаще включать
его в классные мероприятия, давать ему несложные
поручения – это поможет ему ощутить собственную
значимость.
А иногда ребенок просто боится идти в
школу. Это связано с тем, что там к нему пристают
старшеклассники, обижают сверстники. Здесь на
помощь придут доверительные отношения с
учителем и родителями. Не стоит родителям учить
детей давать сдачу обидчику. Это воспитывает
агрессивность, жестокость. Необходимо объяснить
ребенку, как избегать конфликтных ситуаций,
научить его не провоцировать ссоры с задирами.
Не стоит давать ему в школу дорогие игрушки,
деньги и сотовые телефоны.
Еще один момент, на который необходимо
обратить особое внимание, это здоровье ребенка.
Возможно, это и есть причина нежелания ходить в
школу. Например, ученик плохо видит или слышит, а
взрослые об этом и не догадываются. Такие дети
чувствуют, что как бы они ни старались, они все
равно не могут хорошо учиться, и из-за этого не
любят школу.
Из всего вышеизложенного нетрудно
понять причины нелюбви к школе. А помочь ребенку
полюбить школу можно. Надо лишь быть более
внимательным к его переживаниям и стать старшим
другом и мудрым советчиком.
За своими будущими первоклассниками я
начинаю наблюдать с пятилетнего возраста.
Посещение занятий и наблюдение за поведением
детей во время прогулок помогают мне ближе
познакомиться с ними. Поэтому когда начинается
подготовка к школе, у меня не возникает
трудностей в составлении программы и
планировании занятий.
В первую неделю занятий на каждого
ребенка я заполняю нижеприведеную анкету:
Ф.И.О. ребенка |
Любимая игрушка |
Любимая игра |
Любимое блюдо |
Любимый цвет |
Лучший друг |
Лучший советчик |
|
|
|
|
|
|
|
Такое элементарное
анкетирование помогает в разработке
личностно-деятельностного подхода к обучению и
воспитанию детей. Кроме того, воспитатель
детского сада по моей просьбе составляет
характеристику на каждого ребенка по следующему
плану:
1. Особенности личности ребенка, его
поведение в детском коллективе: отношения с
детьми. Характеристика ночного и дневного сна.
Навыки опрятности.
2. Работоспособность во время занятий.
3. Состояние и характер памяти.
4. Особенности мышления.
5. Развитие речи.
6. Усвоение программы детского сада.
7. Известны ли воспитателю или родителю
отклонения в состоянии здоровья ребенка.
Эту же характеристику дают и родители
своим детям. Я анализирую данные характеристики,
делаю для себя определенные выводы и
разрабатываю индивидуальный план работы с
каждым. Кроме того, на каждого ученика на первом
родительском собрании завожу тетрадь, куда
поэтапно в течение четырех лет заносятся
результаты наблюдений за его развитием и
воспитанием. В этой тетради делают записи и
родители, оценивая работу своих детей, и учителя,
и сами дети, характеризуя школьную жизнь и свое
отношение к учебе. Все это анализируется,
приводится в систему. В дальнейшем в нашей школе
тетрадь передается классному руководителю
среднего звена. Она гарантирует ученикам легкий
переход в 5-й класс. На мой взгляд, такая работа
помогает детям полюбить школу, сделать жизнь в
классе разнообразной и насыщенной
положительными эмоциями, каждому ребенку
развиваться как личности.
|