К ЮБИЛЕЮ ПОЭТА
В гостях у Маршака
Литературный праздник
1887–1964
|
Имя Самуила Яковлевича Маршака с детства
знакомо каждому. А это значит, что любовь к
творчеству писателя передается из поколения в
поколение.
В этом году исполнилось бы 120 лет со дня рождения
этого замечательного человека.
Мы предлагаем подборку уроков и внеклассных
занятий, посвященных этой дате.
ХОД ПРАЗДНИКА
Ведущий. Сегодня, ребята, вас ждет
встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком. 3 ноября
– день рождения переводчика, детского поэта,
доброго друга детей. Вот что он пишет в статье «О
себе»:
«Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже.
Отец работал мастером на заводе. В поисках
лучшего применения своих сил отец с семьей
переезжал из города в город, пока, наконец, не
устроился в Петербурге».
Биографическая справка
Маршак с братом поступили в воронежскую
Острогожскую гимназию. Перевестись в Петербург
было очень трудно. Помогло знакомство с
известным критиком Владимиром Васильевичем
Стасовым. Уже тогда Маршак писал стихи, и они
приглянулись Стасову.
Потом состоялось знакомство с Горьким,
Шаляпиным, Блоком. Маршак переезжает в Ялту к
семье Горького, где продолжает учиться в
Ялтинской гимназии. Дорогу в литературу пришлось
пробивать самому. И с 1907 года Маршак начал
печататься в альманахах, а позднее – в журнале
«Сатирикон».
После он учился в Англии, закончил Лондонский
университет, основательно изучил английский
язык, что помогло делать литературные переводы.
Большую часть своего творчества поэт посвятил
детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы,
сделав переводы.
До последнего дня своей жизни (4 июня 1964 года)
Самуил Яковлевич Маршак не расставался с пером и
бумагой.
Ученик читает стихотворение поэта
«Исчезнет мир в тот самый миг»:
Исчезнет мир в тот самый час,
Когда исчезну я,
Как он угас для ваших глаз,
Ушедшие друзья.
Не станет солнца и луны,
Поблекнут все цветы.
Не будет даже тишины,
Не станет темноты...
Нет, будет мир существовать,
И пусть меня в нем нет,
Но я успел весь мир обнять,
Все миллионы лет.
Я думал, чувствовал и жил
И все, что мог, постиг
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
Ведущий. Давайте вспомним
творчество Маршака.
Игра «Узнай и прочитай стихотворение»
Детям предлагается достать из
сундучка предметы, вспомнить, в каких
произведениях о них говорилось, прочитать эти
стихи. Дети достают мячик, куклу-тигренка,
календарь.
МЯЧ
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
ДЕТКИ В КЛЕТКЕ
Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!
КРУГЛЫЙ ГОД. ЯНВАРЬ
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снега на дворе.
Конкурс «Отгадай загадки»
У. Вот что писали о поэте.
«У человека два возраста. Один – тот, в котором он
находится. А другой – детский, соответствующий
его характеру. Самуилу Маршаку давали четыре
года. И, как положено четырехлетним, больше всего
на свете он не любил двух вещей: ложиться спать и
вовремя обедать».
Отгадайте загадки, которые сочинил Маршак:
Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь.)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сегодня на носу? (Очки.)
Принялась она за дело:
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб. (Пила.)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Ботинки.)
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч.)
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час,
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы.)
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (Утюг.)
Инсценировка «Откуда эти герои?»
На сцену выходят дети, одетые в костюмы
героев произведений С. Маршака.
Это – Дама с собачкой, Почтальон, Мышонок,
Человек рассеянный.
Они читают строки из стихотворений.
Зрителям надо угадать названия стихотворений.
Пела ночью мышка в норке:
– Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
(«Сказка о глупом мышонке».)
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
(«Багаж».)
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
(«Почта».)
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
(«Вот такой рассеянный».)
Конкурс «шифровальщик»
У. А теперь расшифруйте название
сказки Самуила Яковлевича Маршака.
На доске:
(«Теремок»)
Инсценировка отрывка пьесы
С. Маршака «Теремок»
Действующие лица:
Волк.
Лиса.
Медведь.
Злой дед.
Декорации: дом-теремок, березы, елки,
пенек, цветы.
Злой дед.
Рыщет волк в густом лесу,
Ищет кумушку-лису.
А лиса идет навстречу –
Рыжий хвост, глаза, как свечи.
Волк. Лисавета, здравствуй!
Лиса. Как дела, зубастый?
Волк.
Ничего идут дела,
Голова еще цела.
А хочу я, Лисавета,
У тебя просить совета.
Видишь в поле теремок?
Лиса. Теремок?
Волк. Он не низок, не высок.
Лиса. Не высок?
Волк.
Мышка-норушка
Там зерно толчет,
А лягушка пироги печет,
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
До чего хорош петух –
Ощипать бы только пух!
Лиса.
Ах, мой серый, мой хвостатенький,
Как хочу я петушатинки!
Волк.
Да и мне поесть охота
Только заперты ворота...
Может, как-нибудь вдвоем
Мы ворота отопрем?
Лиса.
Ох, слаба я с голодухи!
Третий день, как пусто в брюхе.
Кабы встретился нам Мишенька-медведь,
Он помог бы нам ворота отпереть.
Мы пойдем его поищем по лесам!
Волк. Ах ты, батюшки, идет сюда он сам!
Злой дед.
В это время в самом деле
Вышел Мишка из-за ели.
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.
Медведь.
Я ищу в лесу колоду,
Я хочу отведать меду
Или спелого овса...
Где найти его, Лиса?
Лиса. Видишь, Миша, теремок?
Медведь. Теремок?
Лиса. Он не низок, не высок.
Медведь. Не высок?
Мышка-норушка
Там зерно толчет.
Волк.
А лягушка
Пироги печет.
Лиса.
Пироги печет капустные,
Подрумяненные, вкусные.
Волк.
А петух с колючим ежиком
Режут сало острым ножиком.
Лиса.
Ты не хочешь ли проведать
Петуха,
Петушиные отведать
Потроха?
Медведь.
Петушатина – хорошая еда.
Где ворота?
Подавайте их сюда!
Лиса.
Нет уж, Мишенька, пойдем
Да на месте отопрем!
Ведущий. Поэт предвидел, что его
стихи будет читать не одно поколение. Вот что
написал он в 1962 году:
«Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!»
Закончим праздник стихотворением
Маршака «Пожелание друзьям», написанным в 1958
году. Это стихотворение написано и для вас, детей
XXI века:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!
Литература
1. Детская энциклопедия «Я познаю
мир». – М.: АСТ, 1997.
2. Маршак С. Сказки, песенки,
загадки, стихотворения. В начале жизни //
Библиотека мировой литературы для детей. – М.:
Детская литература, 1981.
3. Зубарева Е.Е. Детская
литература. – М.: Просвещение, 1989.
Ольга ШТУКАТУРОВА,
учитель
начальных классов,
д. Богдановка, Новомосковский р-н,
Тульская обл.
Внеклассное чтение
2 класс
Тема. «Самуил Яковлевич Маршак –
драматург».
Цели. Расширить знания детей о жизни
и творчестве С.Я. Маршака; прививать интерес к
чтению; закреплять знания об особенностях драмы;
пополнять словарный запас учащихся через
игровую творческую деятельность
(инсценирование); развивать воображение,
мышление, культуру общения; воспитывать доброе
отношение к людям, сострадание, трудолюбие.
Оборудование. Портрет
С.Я. Маршака; выставка книг; иллюстрации к
пьесам, декорации, костюмы; слова на карточках: пьеса,
ремарка, действие, картина, диалог,
монолог, реплика.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная беседа
Учитель. Произведения Самуила
Яковлевича Маршака любят слушать и читать дети,
помнят и перечитывают взрослые. Его творчество
многогранно: он и детский поэт, и автор
лирических стихов для взрослых, переводчик,
сатирик, критик, сказочник, наставник многих
поэтов, драматург, пьесы которого идут в театрах
и сейчас. Работа для детского театра увлекала
Маршака всю жизнь. «Моими первыми произведениями
для детей были сказки в стихах для театра» –
писал он.
Сегодня мы еще раз встретимся с Самуилом
Яковлевичем Маршаком – драматургом, автором
замечательных пьес. Вспомним любимых героев,
порадуемся игре актеров в пьесе-сказке «Кошкин
дом». Наше занятие будет проходить в форме игры.
Перед вами две команды – «Подснежник» и
«Костер». Нашу игру будет судить справедливое и
строгое жюри – родители.
II. Игровая часть
Задание 1
У. Каждая команда приготовила
иллюстрации к пьесам Маршака и отрывки из них. По
отрывкам и иллюстрациям другая команда должна
назвать пьесы.
Команда «Подснежник».
Разлетелось, точно дым,
Горе да злосчастье.
Пожелаем молодым
Мира и согласья.
(Сказка-комедия «Горя бояться –
счастья не видать»)
Здесь, у этой старой елки,
На меня напали волки.
Да Козел у вас хитер –
Нос разбойникам утер.
Дал попробовать копыта –
Две недели будут сыты.
(«Сказка про Козла».)
Мороженщик (кричит). Отличное...
Петрушка (из сундука). Земляничное!
Мороженщик. Клубничное!
Петрушка. Горчичное!
Мороженщик. Апельсинное!
Петрушка. Керосинное!
Мороженщик и Петрушка (вместе).
Мороженое!
(Пьеса «Петрушка-иностранец».)
Команда «Костер».
Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру!
(Драматическая сказка «Двенадцать
месяцев»)
Вот живут они – лягушка,
Еж, петух и мышь-норушка.
Мышь-норушка
Толокно толчет,
А лягушка
Пироги печет,
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике. (Сказка «Теремок».)
Против дома у ворот
Жил в сторожке старый кот.
Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил,
Подметал дорожки
Перед домом кошки.
(Сказка «Кошкин дом».)
Задание 2
У. Каждой команде я раздаю по два
листка. На одном – отрывок из рассказа, на
другом – отрывок из пьесы. Вам нужно найти, где
напечатан отрывок из пьесы, и объяснить, почему
вы так решили.
Учитель раздает тексты из знакомых
детям произведений.
Команда «Подснежник». Пьеса – на
первом листке. Пьеса – это произведение,
написанное для постановки на сцене, в театре. На
втором листке отрывок из произведения написан
сплошным текстом, а в пьесе он разбит на роли.
Пьеса делится на части: действия, картины.
Команда «Костер». Мы тоже считаем,
что пьеса – на первом листке. Пьеса начинается
необычно, не так, как рассказ. Сначала автор
приводит список действующих лиц. Например, здесь,
в «Сказке про Козла», действующие лица – Дед,
Баба, Козел, Волк-вожак и еще шесть волков.
Задание 3
У. Продолжим разговор об
особенностях пьесы. Я держу в руках две карточки
со словами. Объясните значения этих слов.
Учитель отдает командам карточки.
Команда «Подснежник». Ремарки –
пояснения, которыми драматург предваряет или
сопровождает ход действия в пьесе. Например (читает):
«Действие первое. В избе. Дед (входит в избу с
вязанкой дров)». Ремарки пишутся в скобках
перед словами действующих лиц.
Команда «Костер». Реплики
персонажей – ответ, замечание на слова
собеседника, высказывание в ответ на слова
другого персонажа.
Задание 4
У. Объясните, что такое монолог
и диалог, приведите примеры из пьес.
Текст пьесы – у каждой команды на
столе.
Команда «Подснежник». Монолог –
речь одного из литературных героев. Сам герой
говорит о своих мыслях, чувствах.
Пример:
Падчерица. ...А мне что-то хорошее
приснилось, и теплее даже стало. Что же это мне
приснилось? Ах, вот оно что! Будто мать моя по дому
с лампой идет, и огонек прямо мне в глаза светит.
(«Двенадцать месяцев», действие
второе, картина первая.)
Команда «Костер». Диалог – это
разговор двух или более лиц. Он передает развитие
событий, мысли и поступки героев.
Пример:
Волк. Лисавета, здравствуй!
Лиса. Как дела, зубастый?
Волк. Ничего идут дела,
Голова еще цела... («Теремок».)
У. Правильно, ребята. В поступках
героев, в их словах (диалогах и монологах)
раскрывается характер героя.
Игра со зрителями
У. Команды подготовили для
зрителей отрывки. Вам надо ответить, какой месяц
говорит эти слова в пьесе «Двенадцать месяцев».
Команда «Подснежник».
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
Дети. Март.
Команда «Костер».
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Д. Апрель.
Жюри подводит итоги игры.
III. Театрализованное представление
У. Ребята, сегодня в этом зале
будет показана музыкальная сказка. Самуил
Яковлевич Маршак написал пьесу-сказку «Кошкин
дом», а композитор Василий Золотарев – музыку к
ней.
Слушая сказку, вы почувствуете развитие
музыкальных образов, поймете, как надо ценить
дружбу, как выбирать друзей и как к ним
относиться, еще раз вспомните о том, что нельзя
отворачиваться от тех, кто обратился к тебе за
помощью. Настоящий друг познается в беде. Ребята,
которые готовили спектакль, надеются, что
зрители будут довольны.
Дети смотрят спектакль.
IV. Итог занятия
У. Понравилось ли вам исполнение
пьесы?
Что больше всего понравилось? Почему?
Какие советы вы бы дали актерам?
Дети отвечают.
– Маршак был убежден, что хорошие
книги могут помочь людям, сумеют утешить,
развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее,
терпеливее.
В ноябре 2007 года исполняется 120 лет со дня его
рождения. Встреча с произведениями Самуила
Яковлевича Маршака – это праздник для детей.
Мария ПОДЛЕСНЫХ,
учитель начальных классов,
Татьяна КРАВЦОВА,
педагог дополнительного образования,
лицей № 24, г. Сергиев Посад
Литературное слушание
1 класс
Тема. «С.Я. Маршак. “Тихая сказка”».
Цели. Учить умению оценивать
поступки героев; формировать нравственные
понятия о добре и зле, уме и глупости; познакомить
со сказкой в стихотворной форме; работать над
навыком правильного чтения отдельных слов и
предложений.
Оборудование. Учебник «Литературное
слушание. 1 класс» (авт. Л.А. Ефросинина и др.);
рабочая тетрадь; «Тихая сказка» С.Я. Маршака и
другие его книги.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Работа с изученными сказками
Учитель. Начинаем урок слушания.
Назовите жанры литературных произведений,
которые вы уже знаете.
Дети. Рассказы, сказки,
стихотворения.
У. На какие две группы делятся
сказки?
Д. На авторские и народные.
У. На какие три группы можно
разделить сказки?
Д. На бытовые, волшебные, о
животных.
У. Назовите русские народные
сказки, с которыми мы работали на уроках
литературного слушания.
Д. «Привередница», «Кот, Петух и
Лиса».
У. Предлагаю вам игру «Угадай
сказку». Вы должны вспомнить, из какой сказки я
прочитаю отрывок и кто ее автор.
– Родничок, родничок, ты откуда взялся?
– Буль-буль-буль... Я не знаю. Я еще маленький.
– Родничок, родничок, – говорит пчелка, – дай
водицы попить.
– Буль-буль-буль. Пей досыта, пожалуйста!
Д. «Родничок», автор В. Белов.
У. ...А утром лежит Медведь в лесу
под деревом, стонет, охает... Мимо Мышонок
пробегал, увидел Медведя, остановился.
– Что с вами, дядя Миша?
– Да вот, собаки... Вчера всю шкуру с меня чуть не
содрали.
Д. «Дядя Миша», В. Сутеев.
У. ...И только было покатился по
дорожке, Лиса его тихонечко, одними коготками –
толк в траву! Колобок – плюх! – в воду. Мигом
развернулся, заработал лапками – поплыл. Тут все
увидели, что это совсем не Колобок, а настоящий
лесной еж.
Д. «Лесной Колобок – колючий бок»,
автор – В. Бианки.
У. Какие это сказки?
Д. Авторские, о животных.
III. Слушание произведения
У. Послушайте новое произведение.
Учитель читает из учебника «Тихую
сказку» С.Я. Маршака, не называя автора и
заголовок.
IV. Беседа по выявлению первичного
восприятия
У. Понравилось ли вам
произведение?
Что понравилось? Почему?
Когда вам было страшно?
А когда было весело?
Дети отвечают.
V. Работа с произведением
У. Что вы слушали: стихотворение,
рассказ или сказку?
Д. Сказку, стихотворение.
У. Это сказка в стихотворной
форме. Давайте выполним модель первой страницы
обложки этого произведения. Что я вам читала?
Покажите на модели.
Учитель работает на доске на листе
формата А4. Дети работают на листочках
(четвертая часть листа формата А4) цветными
карандашами. Жанр «сказка» обозначается в центре
листочка кругом.
– О ком эта сказка?
Д. О животных.
У. Каким цветом мы закрасим круг?
Д. Коричневым цветом.
У. Кто-нибудь знает автора этой
сказки?
Д. Автор сказки – Самуил
Яковлевич Маршак.
У. Напечатаем фамилию автора
вверху листочка. Какой бы вы подобрали заголовок
к этой сказке?
Выслушиваются ответы детей.
– Маршак назвал это произведение
«Тихая сказка». Напечатаем заголовок внизу
листочка. Назовите и покажите на модели фамилию
автора.
Д. С.Я. Маршак.
Дети показывают пальцем фамилию на
своей модели.
У. Назовите и покажите на модели
заголовок сказки.
Д. «Тихая сказка».
Дети показывают пальцем заголовок на
своей модели.
У. Назовите и покажите на модели
название произведения.
Д. С.Я. Маршак, «Тихая сказка».
Дети показывают пальцами двух рук
сразу фамилию и заголовок.
У. Хотите послушать сказку еще
раз?
Д. Да.
Учитель читает произведение повторно.
VI. Работа с текстом произведения
У. Мы будем составлять план
сказки. Для этого надо ввести заместители.
Назовите героев сказки.
Д. Еж, ежиха, ежик.
У. Как мы обозначим?
Д. (Ё), (Е), (ё): первые буквы
героев в кружочке.
У. Назовите действующие лица
сказки.
Д. Волки, лесник.
У. Какими заместителями
обозначим?
Д. (В), (Л).
У. Итак, составим цепочку событий
(план-цепочку). Послушайте, какими словами
начинается сказка.
Учитель читает зачин сказки.
– Как называется начало в сказке?
Д. Начало сказки – зачин.
У. На обратной стороне модели
первой страницы обложки (учитель работает на
доске на своей модели, дети – на своих листочках)
заместителем (З) обозначим зачин:
(З)
– О чем рассказывается дальше?
Д. О героях сказки.
У. Обозначим:
(З) (Ё) (Е) (ё)
– С кем встретились ежи?
Д. С волками.
У. Обозначим:
(З) (Ё) (Е) (ё) (Ё) (Е) (ё) (В)
– Кто появился в лесу?
Д. Лесник.
У. Обозначим:
(З) (Ё) (Е) (ё) (Ё) (Е) (ё) (В) (В) (Л)
– Послушайте, как заканчивается
сказка.
Учитель читает концовку сказки.
– Обозначим концовку заместителем (К):
(З) (Ё) (Е) (ё) (Ё) (Е) (ё) (В) (В) (Л) (К)
VII. Упражнения с произведением
У. А теперь откройте учебники на
с 75. Прочитайте фамилию автора сказки,
заголовок произведения. Рассмотрите
иллюстрацию. Кого вы видите на переднем плане?
Д. Семью ежей.
У. Кто изображен на заднем плане?
Д. Убегающие волки.
У. К
какому моменту сказки относится иллюстрация?
Д. Ежи возвращаются домой, а волки
ушли в кусты.
У. Прочитайте слова внизу
страницы.
Д. Еж – ежиха – ежик. «Еж-отец,
ежиха-мать и ребенок-ежик».
У. Как герои сказки себя защищали?
Какими качествами обладали ежи?
Д. Они сообразительные, умные,
дружные, добрые.
У. Какими вы представляете волков?
Д. Они глупые, злые.
У. Откройте тетради на с. 34.
Прочитайте задание 1.
Д. «Прочитай. Как нужно читать
сказку? Подчеркни ответ.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха...»
У. Прочитайте задание 2.
Д. «Раскрась рисунок.»
Дети раскрашивают иллюстрацию под
тихое чтение учителем сказки.
У. Прочитайте задание 3.
Д. «Какими были ежи? Найди ответ.
Подчеркни.
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже,
И ребенок был у них –
Очень тихий ежик».
VIII. Итог урока
У. С каким произведением мы
сегодня работали?
Д. С произведением Самуила
Яковлевича Маршака «Тихая сказка».
У. Напишите свою фамилию на
модели. Вот появилась еще одна книга нашего
развития, страничками которой являются ваши
модели первой страницы обложки. Какая это сказка?
Д. Авторская, о животных.
У. Это произведение можно найти во
многих сборниках.
Учитель обращает внимание детей на
выставку книг с произведениями С.Я. Маршака.
IX. Домашнее задание
У. Дома вы можете почитать
произведения С.Я. Маршака. А на следущем уроке
мы будем делать книжку-самоделку по сказке
Маршака в стихотворной форме. Кто желает, может
нарисовать дома иллюстрацию для
книжки-самоделки.
Маргарита ДАНИЛОВА,
учитель начальных классов гимназии № 2,
г. Чехов
Русский язык
4 класс
Тема. «Дополнения и обстоятельства.
Закрепление».
Цели. Отрабатывать умение находить
дополнения и обстоятельства в тексте, разбирать
предложения; развивать орфографическую
зоркость; воспитывать любовь к родному языку, к
творчеству С.Я. Маршака.
Оборудование. Учебник «Русский язык.
4 класс» (авт. А.В. Полякова); индивидуальные
доски; орфографические словари; портреты
С. Маршака, М. Горького, С. Баруздина,
А. Твардовского; карточки с терминами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение изученного материала
На доске:
ехали (по) д...роге, купил
п...льто,
вышел (из) кв...ртиры, ели б...нан,
цв...ли (на) г...зоне |
Учитель. Что написано на
доске?
Дети. Словосочетания.
У. Вставьте пропущенные буквы и
запишите словосочетания. На какие группы можно
разделить эти словосочетания?
Д. По составу: глагол +
существительное с предлогом, глагол +
существительное без предлога.
У. Какими членами предложения
будут данные имена существительные?
Д. Второстепенными.
У. Докажите.
Д. Они в косвенных падежах.
У. Какими членами предложения
чаще всего бывают имена существительные?
Д. Подлежащими, дополнениями и
обстоятельствами.
III. Сообщение темы урока
У. Сегодня на уроке мы будем
отрабатывать умение находить в предложениях
дополнения и обстоятельства.
IV. Словарно-орфографическая работа
У. Определите следующий вид
работы, прослушав стихотворение человека, чье
имя мы узнаем немного позже.
Дети читают стихотворение «Словарь»
С.Я. Маршака.
Ученик 1.
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
Ученик 2.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Ученик 3.
Век заедать, век заживать чужой...»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
У. Мы будем работать со словарем.
Три ученика работают на
индивидуальных досках, выполняя различные
задания:
фонематический разбор слова поэт;
морфемный разбор слов поэтическая
(тетрадь) и редакторский (стол);
спряжение слова редактировать.
Один ученик на доске записывает под
диктовку слова с комментированием.
На доске:
завтраку, медленно, о
бульдозере, слева, коньками, молоток,
легко, быстро |
У. Какое слово
получится, если в каждом слове мы возьмем пятые
по счету буквы?
Д. Слово редактор.
У. Второе слово вы узнаете,
поработав с шифром.
На доске:
– Какое слово вы составили?
Д. Слово поэт.
У. Найдите это слово в
орфографическом словаре.
Дети выполняют задание.
– Поэзия – это глубоко
прочувствованный язык, на котором пишут и
говорят в специальном форме. Рифма в
стихотворении отличает его от прозы. Слово
«поэзия» – происходит от греческого слова создаю,
творю. К поэзии относятся поэма,
стихотворение, сонет, эпиграмма. Долгие века
литературой считались только стихи. Автора
стихотворных, поэтических произведений стали
называть поэтом.
Давайте проверим, как выполнили задания
ребята, работавшие на индивидуальных досках.
Учитель совместно с детьми проверяет
работы.
– Подберите синонимы к слову поэт.
Д. Автор, сочинитель.
У. Подберите однокоренные слова к
слову редактор.
Д. Редакция, редактировать,
редактирование.
У. Придумайте предложения с этими
словами.
Дети выполняют задание.
На доске – перевернутый портрет
С.Я. Маршака. По ходу беседы рядом
прикрепляются таблички со словами: поэт, драматург,
переводчик, редактор.
– Поэт, писатель... А как можно назвать
человека, который пишет драматические
произведения?
Д. Драматург.
У. Как называют специалиста,
который переводит с одного языка на другой?
Д. Переводчик.
У. Как вы думаете, что может
объединять слова поэт, редактор, драматург,
переводчик?
Выслушиваются ответы детей.
– Оказывается, всем этим занимался
человек, о творчестве которого мы будем говорить
сегодня на уроке. Это Самуил Яковлевич Маршак.
V. Физкультминутка
VI. Работа по теме урока
У. Что вы уже знаете о членах
предложения? На какие группы их можно разделить?
Какие члены предложения являются
второстепенными? На какие вопросы отвечает
дополнение? обстоятельство? Какие виды
обстоятельств вы знаете? На какие вопросы они
отвечают?
Дети рассказывают.
– Драматургия была для Маршака
первым этапом вхождения в детскую литературу.
Это он – автор знаменитых пьес: «Кошкин дом»,
«Сказка про Козла» (с ней познакомимся на уроке
чтения), «Петрушка», «Горе-Злосчастие» и многих
других. В 1920-е годы в Краснодаре вместе с
поэтессой Елизаветой Ивановной Васильевой он
начал писать пьесы для ребят. Их ставили в
местном театре. В 1922 году они были опубликованы в
сборнике «Театр для детей».
Поэтому не случайно, вернувшись в Петроград,
Маршак пришел работать в Театр юного зрителя. Сам
о себе он говорил: «Я пришел в детскую литературу
через театр».
А вот что о Маршаке сказал Максим Горький:
«Маршак – основоположник и знаток детской
литературы у нас».
Что значит «основоположник»? Где это – «у нас»?
Как вы понимаете смысл этого высказывания
Горького?
Дети отвечают.
– Запишите предложение, определите,
какими членами предложения являются слова литературы
и у нас.
Д. Это дополнения.
У. А теперь вы будете работать в
парах. Вам надо составить из перепутанных строк
четверостишие Маршака, затем записать его, найти
обстоятельство, дополнение.
Учитель открывает запись
деформированного текста.
На доске:
Умеет он под стол ходить
пешком.
Читатель мой особенного рода:
С читателем двухтысячного года!
Но радостно мне знать, что я знаком. |
Дети выполняют задание.
– Что у вас получилось?
Д. Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!
Дети называют обстоятельства и
дополнения, найденные в тексте.
На доске:
книжки, Маршака, имя, для,
детской, самых, стало, маленьких, синонимом,
хорошей |
– Продолжим работу в парах.
Вам предстоит познакомиться еще с одним
высказыванием о Маршаке.
Составьте предложение по алгоритму, а
затем разберите его.
На доске:
предлог + местоим. + прил. мн. ч.
+ сущ. И.п. + имя собств. + глагол + сущ. Т.п. + прил. +
прил. + сущ. Р.п. |
Дети работают в парах.
– Что у вас получилось?
Д. Для самых маленьких имя Маршака
стало синонимом хорошей детской книжки.
У. Эти слова принадлежат Сергею
Баруздину – еще одному известному русскому
писателю.
VII. Физкультминутка
У. Вы немного устали, и я вижу, что
у некоторых из вас изменилось настроение. Если
понаблюдать за окружающими, когда они сердятся,
плачут, радуются, смеются, удивляются, то мы
увидим, как при этом меняются черты лица, выражая
внутреннее состояние человека, – меняется
мимика.
Я буду читать двустишия, а вы с помощью мимики
изобразите настроение.
На цветы смотреть приятно –
Это каждому понятно.
Удивляет все вокруг,
Все – и бабочка, и жук.
Ох, какие забияки!
А малыш боится драки...
Не случайно слезы льются:
Оказалось, чашки бьются!
Дом не строится, как надо.
Развалился – вот досада!
Наш сластена очень рад –
Семь пирожных съел подряд.
– Думаю, что это стихотворение
помогло поднять вам настроение. Теперь активно
продолжаем работать.
VIII. Работа по теме урока (продолжение)
У. Найдите в учебнике упражнение
237. Прочитайте строки из стихов С.Я. Маршака.
Работать будем по вариантам.
Первый вариант записывает и выполняет разбор 1-го
и 2-го предложений, второй вариант – 3-го и 4-го.
Дети работают самостоятельно.
Выполнение задания проверяется.
IХ. Творческая работа
Учитель предлагает работу для
разноуровневых групп.
Группа 1. Представьте, что вы –
Самуил Яковлевич Маршак и хотите выразить свое
отношение к людям. Выберите нужные слова и
восстановите его высказывание.
Я люблю/уважаю работающих людей –
тех, кто творит/делает свое дело мастерски/отлично,
весело, красиво/щедро.
С.Я. Маршак, 1955 г.
«Я люблю работающих людей – тех,
кто делает свое дело мастерски,
весело, щедро».
Группа 2. Представьте, что вы –
современник Маршака – поэт А.Т. Твардовский.
Как бы вы оценили творчество Маршака?
Восстановите высказывание поэта.
Его слава писателя/художника/поэта
чужда дуновения моды/времени/эпохи и отлично/надежно/крепко
застрахована от переменчивости/изменения/разнообразия
литературных вкусов.
А.Т. Твардовский
«Его слава художника чужда
дуновения
моды и надежно застрахована
от переменчивости литературных вкусов».
Задание: подчеркнуть дополнения и
обстоятельства.
Х. Итог урока
У. Что вы узнали на уроке? Какое
задание особенно понравилось выполнять?
Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
(Сабир Абдулла.)
Любовь КОЛЕСНИКОВА,
учитель школы № 60,
г. Брянск
|