ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"
ВИНОГРАДОВА Наталья Федоровна,
РЫДЗЕ Оксана Анатольевна
“Окружающий мир” как учебный предмет
в начальной школе: особенности, возможности,
методические подходы
План лекций по курсу
|
Номер газеты |
Название лекции |
17 |
Лекция 1. Младший
школьник и окружающий мир: особенности
взаимодействия.
Воспринимает ли младший школьник мир так же,
как взрослый? Что такое «целостность
восприятия»? Проявляет ли младший школьник
интерес к природе, истории, культуре родной
страны? Изменяется ли личность ребенка под
влиянием окружающего мира? |
18 |
Лекция 2. Развитие
и воспитание младшего школьника – цель изучения
предмета «Окружающий мир». Почему предмет
«Природоведение» был заменен «Окружающим
миром»? Каков вклад предмета «Окружающий мир» в
развитие и воспитание младшего школьника? Какие
качества личности развиваются преимущественно
на уроках окружающего мира? |
19 |
Лекция 3. Чему учить:
какие знания об окружающем мире являются для
младшего школьника актуальными. Что значит
«актуальное знание»? Почему содержание знаний об
окружающем мире должно быть интегрированным? При
каких условиях знания переходят в ценностные
отношения?
Контрольная работа № 1. |
20 |
Лекция 4. Урок
«окружающего мира»: типы и структура. Почему
комбинированный урок не может быть приоритетным
при изучении окружающего мира? Какие типы уроков
отражают специфику окружающего мира как объекта
изучения? Почему игра, логические и творческие
задачи должны быть обязательными структурными
единицами урока? |
21 |
Лекция 5. Когда младший
школьник активен: методы активизации
познавательной деятельности на уроках
«окружающего мира». При каких условиях
организации познавательной деятельности
младший школьник активен, инициативен,
самостоятелен и работает в зоне ближайшего
развития? |
22 |
Лекция 6. Что такое
учебная самостоятельность и как ее развивать?
Чем различаются бытовая и учебная
самостоятельность? Какие умения обеспечивают
развитие учебной самостоятельности?
Контрольная работа № 2. |
23 |
Лекция 7. Младшие
школьники работают вместе: использование
различных форм организации обучения на уроках
окружающего мира. Когда учение становится
коллективной деятельностью? В чем дидактическое
значение разных форм организации совместной
деятельности? |
24 |
Лекция 8. Нужно ли
«Окружающий мир» знать на отметку? Можно ли
отношения и чувства мерить отметкой? Как
оценивать знания об окружающем мире?
Итоговая работа. |
Лекция 2.
Развитие и воспитание младшего
школьника – цель изучения предмета «Окружающий
мир»
Тема «круглого стола». «Нужен
ли предмет «Окружающий мир» в начальной школе?
Участники: методист УО, завуч,
учитель, родитель.
Завуч. Предмет «Окружающий
мир» в учебный план начальной школы включен
недавно, до этого в школе изучался предмет
«Природоведение». И мне кажется, что для
младшего школьника он был весьма удачным. Дети
любили этот предмет.
Учитель. Согласна: сколько
лет дети с успехом изучали природоведение! Курс
«Окружающий мир» достаточно сложный, содержит
значительный объем информации из многих
областей (биологии, географии, обществоведения,
физики и даже химии). Ребенок и так перегружен
знаниями по русскому языку и математике, а тут
такая нагрузка: читать, проводить опыты,
придумывать... Это непосильно для детей такого
возраста. А сколько страданий этот предмет
доставляет учителю! К каждому уроку нужно долго
готовиться...
Методист УО. Напомню
уважаемым коллегам, что в истории развития
начального образования всегда был
интегрированный предмет, знакомящий детей с
разными сторонами окружающего мира. Начало этому
было положено в XIX веке К.Д. Ушинским в «Родном
слове», А.Я. Гердом в «Мире Божьем» и позже –
в курсе «Естествознание и география», который
изучался в 20-е годы XX века и включал знания о
взаимоотношениях человека и природы.
Родитель. Должен признать,
что объем знаний сегодня действительно очень
велик. Но моя младшая дочь, изучая этот предмет,
имеет значительно более солидный запас знаний о
жизни в обществе, чем старшая, которая изучала
природоведение. На мой взгляд, предмет
«Окружающий мир» крайне необходим младшему
школьнику, поскольку позволяет ему
ориентироваться в окружающем, принимать
правильные решения о том, как себя вести в
природе, следить за собственным здоровьем,
познавать правила взаимоотношений и культуру
страны.
Методист УО. Это особенно
важно сегодня, когда мы потеряли ценности
советского общества, а новые пока не приобрели.
Учитель. Но этот курс
значительно сложнее природоведения. Он очень
многогранный, требующий (в первую очередь от
учителя!) желания и умения исследовать, открывать
новое. Хотя, согласна, результаты нашего труда
более очевидны.
Родитель. Вы говорите о том,
что курс трудный, но ведь трудности процесса
познания (доступные, конечно) больше вызывают
интерес, чем их отсутствие. И еще: очень многое из
того, что изучается, ребенку уже известно. Но
только почему-то многие учителя по-прежнему
заставляют выучивать все, что написано в
учебнике. Неужели за 20–30 лет ничего не
изменилось и наши дети, как мы и наши родители,
должны развивать умение зубрить?
Методист УО. Предлагаю
обсудить все эти проблемы:
Почему предмет «Природоведение» был
заменен «Окружающим миром»?
Каков вклад предмета «Окружающий
мир» в развитие и воспитание младшего школьника?
Какие качества личности развиваются
преимущественно на уроках окружающего мира?
? Почему предмет
«Природоведение» был заменен предметом
«Окружающий мир»?
Если мы заглянем в учебники по истории
педагогики и поинтересуемся учебными планами и
номенклатурой предметов, которые в разные
исторические времена изучали школьники
начальных классов, то обратим внимание на то, что
впервые курс, подобный природоведению, появился
во второй половине ХVIII века. Автор «Начертания
естественной истории, изданного для Народных
училищ Российской империи...» (1786) В.Ф. Зуев
предлагал знакомить учащихся младших классов с
неживой природой («Ископаемое царство»),
растениями («Прозябаемое царство»), животными
(«Животное царство»). Авторы всех курсов
природоведения, которые изучались позже, вплоть
до 90-х годов ХIХ века (А. Герд, Л. Севрук,
И. Полянский, Д. Кайгородов, В. Горощенко,
А. Низова, З.А. Клепинина, Л.Ф. Мельчаков,
А.А. Плешаков), уделяли основное внимание
расширению получаемых детьми знаний. Постепенно
вводились всё новые и новые разделы, отражающие
область естественнонаучных знаний: почва,
природные сообщества, строение человеческого
организма, экология и пр. В основу курса авторы
положили идею многообразия царств природы,
характеристику их представителей.
Интересно отметить и то, что время от
времени предмет «Природоведение»
(«Естествознание») снимался как самостоятельный
предмет и заменялся объяснительным чтением на
уроках чтения и родного языка. Это было во
времена К.Д. Ушинского и его последователей;
это было в течение почти тридцати лет в период с
1937 по 1966 год. Этот курс ознакомления с миром не
мог, конечно, решить всех образовательных и
воспитательных задач, но имел одно преимущество
– мир изучался целостно.
Изучение истории тоже входило в разные
исторические времена в программы обучения
учащихся начальных классов. Так, «Уставом
гимназий и прогимназий» (1864 г.) было
предусмотрено изучение в 3–4-х классах
эпизодического курса истории, элементарный курс
обществоведения в 20-е годы XX столетия был
обязательным предметом во 2–3-х классах
начальной школы, затем (в 30-е годы) был введен курс
истории СССР. К сожалению, впоследствии
ознакомление с историей, современной жизнью
общества осталось в рамках объяснительного
чтения.
Пожалуй, нарушение принципа
природосообразности обучения (дети младшего
школьного возраста познают мир целостно) и стало
основной причиной возникновения на базе
«Природоведения» предмета «Окружающий мир».
Каким бы интересным и полезным ни было
природоведение, оно не решало задач социального
развития младшего школьника. Известно, что
человек – существо не только биологическое, но и
социальное.
Более того, человек рождается как
биологическое существо, а развивается как
социальное, как член определенного общества,
существующего в определенное время и в
определенном пространстве. Человек не может
развиваться вне социума, ни один маугли в
реальной жизни не смог стать полноценным
человеком.
Триединство окружающего мира
(природа-человек – общество) и стало основной
концептуальной идеей при разработке нового для
начальной школы предмета «Окружающий мир».
Сначала это было реализовано в авторской
программе «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой,
а затем нашло отражение в государственном
стандарте и учебном плане, где с начала 90-х годов
появился предмет «Окружающий мир».
С учетом особенностей современного
общества и социальной стороны жизни людей
проблема расширения знаний об окружающем мире
приобрела особое значение. Сегодня государство и
общество поставили перед школой важнейшую
задачу: воспитывать высшие чувства
подрастающего поколения, формировать
представления об истории нашего государства,
развивать ценностные отношения и ориентиры.
?Каков вклад предмета
«Окружающий мир» в развитие и воспитание
младшего школьника?
Обратим внимание на то, что наличие
знаний, усвоение какой-либо информации является
существенным показателем развития, но не самым
важным.
Выдающийся детский психолог
Л.С. Выготский определил развитие ребенка
как результат обучения, не совпадающий с его
содержанием, то есть как личностные
новообразования, которые принципиально отличают
ребенка в конце обучения от него же самого в
начале. Это изменения, происходящие в психике (в
восприятии, внимании, воображении, мышлении, речи
и памяти), в личностном развитии (в понимании
себя, самоконтроле и самооценке, управлении
своими чувствами и поступками и пр.), в отношении
к окружающему миру и деятельности, которой
занимается ребенок, и др.
Какие же характеристики развития,
наиболее важные для младшего школьника,
формируются при изучении предмета «Окружающий
мир»?
Умение применять полученные знания,
выбирать рациональный способ решения учебной
задачи;
стремление быть самостоятельным и
проявлять инициативу при изучении окружающей
действительности, находить способы получения,
систематизации, обобщения информации;
умение осуществлять учебное
сотрудничество, выбирать партнера по
деятельности, целесообразные способы совместной
работы;
умение оценивать свое незнание,
находить причину совершённой ошибки и пути ее
исправления, определять необходимость получения
новых знаний.
Одной из главных задач
рассматриваемого предмета является развитие
общей культуры школьника. Деятельность учителя
начальной школы направлена на формирование
элементов экологической культуры, развитие
нравственных чувств, а также культуры поведения
в обществе.
Поскольку уроки строятся на
конкретном и близком детям материале, они
затрагивают их чувства, позволяют сравнивать
свой опыт с приобретаемым, иметь свою точку
зрения. Например, во 2-м классе дети изучают
достаточно трудную тему «Россия – твоя Родина».
Для работы со сложным для второклассника текстом
в учебнике предлагаются две эмоциональные опоры.
Первая – рассказ «О чем рассказал папа» – рисует
эмоциональную ситуацию, знакомую почти каждому
ребенку: папа возвращается из командировки и
беседует с детьми о том, как он соскучился по
дому. В процессе чтения и обсуждения текста дети
могут ответить на следующие вопросы: «Случались
ли такие истории с вами? Когда вы скучали по дому?
Вспоминаете ли вы о своем родном городе, улице,
доме, когда уезжаете в другие места? Почему
человек скучает по дому?»
В результате коллективного обсуждения
школьники приходят к выводу: человек привыкает к
родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, где
его ждут и скучают по нему. Родина – это тоже
родной дом, поэтому человек не может долго жить
без своей Отчизны.
Одновременно учитель предлагает
другую эмоциональную опору: школьники
рассматривают репродукцию картины И.И. Левитана
«Вечерний звон». Особенно важно обратить
внимание детей на такие слова: «Поэт передает
свою любовь к Родине словами, композитор –
мелодией, а художник – красками». Это
подготовит учеников к анализу смысла
стихотворения И. Шаферана «Красно солнышко» (с.
52 в учебнике для 2-го класса) – поэт передает
свое чувство любви к родному краю, природе,
Родине.
Конечно, личностное отношение к
событию, нравственной норме формируется у
младшего школьника непросто. Для этого и
необходимо выстраивать систему эмоциональных
«подмог»: приводить примеры из жизни детей,
оживлять их опыт, использовать наглядный
материал и др.
Приведем пример. В 4-м классе изучается
тема «От рождения до старости». На одном из
уроков ребятам предлагается порассуждать на
тему «Почему старикам нужна твоя помощь?». В
качестве первой эмоциональной опоры в
обсуждении темы учитель использует жизненный
опыт ученика. Четвероклассник сопоставляет
образ пожилого человека, имеющийся в его прошлом
опыте, с образом, представленным в тексте
учебника. В этом случае эмоциональная опора
соединяется с содержательной: опыт детей
обогащается конкретными жизненными ситуациями.
Вторая эмоциональная опора –
репродукция картины замечательного русского
художника В.М. Васнецова «С квартиры на
квартиру». Сравнивая свой опыт общения с
пожилыми людьми, рассматривая картину, ученик
получает возможность задуматься над тем,
нормально ли отношение к старикам, которое мы
часто наблюдаем, как сами себя ведем. Возможно,
обсудив с одноклассниками важность и
необходимость внимания к пожилым людям, ученик
уделит немного времени своим родственникам,
скажет доброе слово старикам, окажет при случае
посильную помощь. Третья эмоциональная опора –
рассказы учеников о том, как они помогают
бабушкам, дедушкам, и обсуждение ситуации
«Бабушка пришла домой».
Уроки окружающего мира при
правильной их организации дают возможность
развивать важнейшие интеллектуальные качества
ученика: умение сравнивать, классифицировать,
делать выводы. Например, изучая во 2-м классе тему
«Твое первое знакомство со звездами», учитель
предлагает рассмотреть две схемы и обсудить
такую проблему: «В далекие времена люди, рисуя
Вселенную, помещали Землю в центр – примерно так,
как нарисовано на первой схеме, – и думали, что
Солнце вращается вокруг Земли. Сравните схемы.
Какая из них кажется вам правильной с точки
зрения современной астрономии?» (Вторая схема
отображает современный взгляд на строение
Солнечной системы.)
В результате обсуждения дети приходят
к следующему выводу: в древности у людей было
неправильное представление о роли Солнца в
Солнечной системе. Эта звезда – центр Солнечной
системы, и Земля вращается вокруг Солнца. Таким
образом, сравнение двух разных точек зрения
становится основой правильного понимания связей
в окружающем мире.
Среди целей изучения окружающего мира
одна из важнейших – развитие общественно
значимых качеств личности, ценностных
представлений о природе, людях, обществе. На ее
достижение направлены как содержание курса, так
и все компоненты методики ознакомления с
природой, обществом, людьми и т.п. Особенно важны
для формирования положительного отношения к
миру и его познанию проблемные ситуации.
Например, в ходе обсуждения в 4-м классе
проблемных вопросов: «Почему русские воины
всегда сжигали за собой мосты?», «Почему
говорили: “Отступать некуда. За нами Москва!”?»,
«Что означают слова А.С. Пушкина, сказанные о
Кутузове: “Когда народной веры глас...” (см.
учебник)?», «Почему слова песни “Вставай,
страна огромная...” вдохновляли людей на
подвиги?» и т.п. – у детей зарождаются высшие
нравственные чувства – патриотизм, гордость
за героическую историю родной страны,
преклонение перед подвигами наших предков.
Ценностные позиции младшего школьника
проявляются в его деятельности – сначала в
учебных ситуациях, затем в повседневной жизни.
Младший школьник в своих высказываниях,
комментариях к своим рисункам и иллюстрациям
учебника, в сочинениях, рассказах-этюдах
отражает свое собственное понимание событий
страны, учится сравнивать свои эмоциональные
состояния с отношениями, которые высказывают в
своих произведениях авторы художественных
полотен, литературных произведений,
скульптурных композиций и др. Например, в
учебнике для 4-го класса подобран ряд плакатов,
посвященных Великой Отечественной войне.
Рассматривая их, четвероклассники обращают
внимание на изобразительные средства, которыми
пользуются художники, на то, как они изображают
наших воинов и врагов-фашистов. Так, плакат «Чего
Гитлер хочет и что он получит» средствами
изобразительного искусства фактически называет
ряд причин, по которым Гитлер развязал войну с
Советским Союзом: «Гитлер хочет хлеб у крестьян
отнять; хочет заводы буржую отдать; хочет землю
усеять гробами; хочет свободных сделать рабами».
Конечно, в младшем школьном возрасте
только начинается развитие рефлексии ребенка.
Для того чтобы школьник учился оценивать
результаты своей деятельности, для того, чтобы
успешно формировались его самооценка и
самоконтроль, уже в 1-м классе вводится
специальное упражнение: «Оцени, как ты выполнил
задание». Ученик внимательно читает сам (или
слушает учителя) все варианты ответов на оценку
выполнения задания:
– быстро, правильно,
самостоятельно;
– правильно, но медленно;
– правильно, но с помощью других;
– быстро, но неправильно.
Затем ученик выбирает из ответов один,
который, с его точки зрения, соответствует
процессу его деятельности и полученному
результату. Поскольку школьник может выбрать
только один ответ из четырех, это заставляет его
сначала проанализировать все предложенные
варианты ответов. Опыт использования этого и
аналогичных упражнений показывает, что уже к
концу первого года обучения дети достаточно
объективно оценивают свою деятельность, что
позволяет ввести в следующих классах более
дифференцированные оценки.
Процесс изучения окружающего мира в
большей степени, чем все другие учебные
дисциплины начальной школы, способствует
развитию детской эрудиции.
При изучении курса ученики осваивают
достаточно большой объем знаний из разных
образовательных областей – естествознания,
географии, обществоведения, анатомии и др. Это
означает, что предмет «Окружающий мир»
культурологический, формирующий культуру и
эрудицию ребенка. Изучение природы, общества и
человека способствует нравственному
становлению личности, формированию гуманного
отношения ко всему живому. Ребенок усваивает
правила поведения, учится взаимодействовать с
другими людьми, понимать самого себя, управлять
своим поведением.
Например, во 2-м классе на уроках по
теме «Кто живет рядом с тобой» дети изучают
правила культуры поведения и отношения
к людям. Чтобы уйти от назидания, формального
запоминания правил, необходимо больше внимания
уделить эмоциональной стороне человеческих
поступков. Вывод, который сделают учащиеся: «Без
правил общество не может существовать. Правила
помогают людям жить без неприятностей.
Соблюдение правил позволяет организовать
жизнь». (Приведем пример из учебника 2 класса. С.
42–43.)
Важной стороной личности растущего
ребенка является воспитание экологической
культуры. Дети познают азбуку законов жизни
природы, узнают о взаимодействии растительных
и животных организмов, о необходимости
бережного, рачительного и разумного отношения к
природной среде. В процессе обучения формируется
опыт оценки поведения человека в природе,
развиваются умения и навыки ухода за животными,
растениями, оказания им необходимой помощи как в
искусственной, так и в естественной среде
обитания. В основе эстетического воспитания
младших школьников лежит образное,
эмоциональное восприятие объектов, созданных
природой и человеком. Разнообразие, яркость,
динамичность объектов окружающего мира влияют
на устойчивость эмоциональных впечатлений, а
взаимосвязь между эмоциональным и
познавательным становится условием развития
эстетических чувств.
Постоянно наблюдая явления
окружающего мира и находясь во взаимодействии с
его предметами и объектами, младший школьник
приобретает не только большой чувственный опыт.
У него развиваются умения анализировать,
устанавливать связи и зависимости,
классифицировать, сравнивать, обобщать
наблюдаемое, делать выводы – то есть он учится
быть учеником.
В процессе ознакомления с окружающим
миром достаточно легко создать ситуации
удивления, вопроса, предположения, предвидения,
которые становятся основой для появления мотива
получения знаний, приобретают особое значение в
развитии логического мышления и связной речи
(речи-рассуждения).
Представим теперь цели предмета в виде
схемы.
Ведущие цели предмета «Окружающий
мир»
Цели, обусловленные
природоведческим содержанием предмета:
формирование систематизированных
знаний о многообразии природы и условиях ее
жизни;
развитие положительного отношения к
природе, элементов экологической культуры;
формирование навыков бережного,
созидательного отношения к природе.
Цели, обусловленные
обществоведческим содержанием предмета:
воспитание начал высших нравственных
чувств (отношения к Родине, ее культуре и
истории), толерантности, и др.;
воспитание культуры поведения и
взаимоотношений;
развитие умения сопереживать,
проявлять внимание, оказывать помощь и др.
Цели, обусловленные интегрированным
характером содержания курса:
формирование общей культуры и
эрудиции школьников;
развитие ценностных отношений к
окружающему миру, нравственных и эстетических
чувств;
осознание себя как части природы и
члена общества.
?Какие качества личности
развиваются преимущественно на уроках
окружающего мира?
Если исходить из принятой в дидактике
позиции о том, что намеченные цели обучения
являются планируемым результатом
дидактического процесса, то реализация
перечисленных выше ведущих целей образования
младшего школьника приведет к появлению
«новообразований» (Л.С. Выготский) его
личности.
Эти новые качества личности ребенка
помогут ему взаимодействовать с миром и самим
собой, станут элементами его готовности к такому
взаимодействию.
Выделим основные компоненты
готовности младшего школьника к взаимодействию
с окружающим миром.
1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ –
способность работать с информацией разного типа,
умение применять знания в нестандартных
ситуациях, определять способ построения учебной
задачи; владеть (на возрастном уровне) приемами
самостоятельного добывания новых знаний. К
интеллектуальной готовности относятся и
необходимый уровень развития познавательных
интересов, способность ученика работать в
условиях поиска, умение выдвигать и обсуждать
предположения, проводить небольшие
исследования.
2. ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ –
желание и умение проявлять самостоятельность,
инициативу, целеустремленность, волевое усилие
при преодолении трудностей; умение планировать и
организовывать свою деятельность, владеть
элементарными правилами учебного
сотрудничества.
3. КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ –
способность использовать средства языка и речи
для получения и передачи информации, умение
участвовать в учебном диалоге, строить
монологические высказывания разного типа.
4. РЕФЛЕКСИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ –
способность осуществлять контроль и оценку
своей деятельности, предвидеть возможные
последствия своих действий, находить и устранять
причину возникающих трудностей; сознание
собственного достоинства, умение объективно
оценивать свои учебные достижения и стремиться к
их улучшению.
5. ДЕЛОВАЯ (деятельностная)
ГОТОВНОСТЬ – способность переводить
практическую задачу в учебную, конструировать
свою деятельность от постановки цели до
получения результата; умение применять алгоритм
действий; способность работать в условиях
выбора.
6. КРЕАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ –
способность решать учебную задачу творчески;
желание
и умение отказываться от образца, добиваться
оригинальности и новизны решения.
7. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ –
система учебно-познавательных мотивов
(обоснованное желание учиться), адекватная
эмоциональная реакция на различные учебные
ситуации, умение использовать и приобретать
чувственный опыт.
Из перечисленного выше следует, что
характеристика готовности младшего школьника
индифферентна к содержанию обучения, то есть
данные качества ученика могут быть сформированы
на любом уроке.
Вопросы для самопроверки
1. Докажите особое значение
окружающего мира для социального развития
ребенка.
2. Каково отношение родителей
учеников вашего класса к предмету «Окружающий
мир»?
3. Охарактеризуйте одну из целей
изучения предмета.
4. Как вы понимаете готовность
младшего школьника к жизни в современном
окружающем мире?
5. Выскажите свое мнение по
поводу вопроса: «Нужно ли корректировать процесс
обучения в связи с изменениями в современной
общественной ситуации?»
Рекомендуемая литература
1. Виноградова Н.Ф.
Концептуальные основы построения
учебно-методического комплекта «Начальная школа
XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2005.
2. Виноградова Н.Ф. Стратегия
Российской Федерации в области развития
образования на период до 2008 г.: приоритеты
образования как вклад в социально-экономическое
развитие страны // Начальное образование. – 2005. –
№ 5.
3. Виноградова Н.Ф. Как
реализовать личностно-ориентированное
образование в начальной школе? // Начальная
школа. – 2001. – № 9.
4. Виноградова Н.Ф. Обучение
должно быть развивающим // Начальное образование.
– 2004. – № 2.
5. Виноградова Н.Ф. Как развивать
рефлексивные способности. Начальное
образование. – 2005. – № 4.
6. Журова Л.Е., Виноградова Н.Ф. Учебная
деятельность: Программа для начальной школы // В
сб. «Программы для четырехлетней начальной
школы». – М.: Вентана-Граф, 2005.
|