Урок |
Цель урока |
Способы действия |
Результат урока (продукт) |
1 день (3 часа) |
1 |
Познакомить детей между
собой |
Введение знака «Я».
Образование групп |
Первый знак «Я» на доске
достижений класса |
2 |
Ввести схему времени (режим
дня школьника) |
Работа со знаком времени –
линией (временным лучом).
Введение знака «Звонок».
Цветок настроений класса |
Шкала времени – знак
«Звонок» на доске достижений и открытий.
Домашнее задание. Заполнение с. 3–4 дневника
Детская книга «Хроника» |
2 день (3 часа) |
1 |
Ввести новый ритуал –
приветствие детьми учителя и друг друга |
Отработка известных детям
способов действия. Представление результатов
заполнения дневника учащимися, а учителем –
книги «Хроника» |
Что любят дети данного
класса – страница книги «Хроника».
Домашнее задание.
Заполнение с. 5 дневника |
2 |
Научить различать
содержание ответа и его форму |
Работа со знаком «Хор», с
формами вопросов учителя.
Введение «Ордена внимания» |
Знак «Хор» на доске
достижений |
3 |
Познакомить детей со схемой
класса и научить работать с ней |
Работа с динамической
схемой, определение своего местоположения на
схеме.
Заполнение с. 6 дневника |
Схема класса на доске
достижений и открытий.
Домашнее задание.
С. 6 дневника |
3 день (3 часа) |
1 |
Ввести детей в мир «оценки»
– развести характеристики оценки за красоту и
правильность выполнения работы |
Введение способа
оценивания.
Психологическая диагностика:
«Графический диктант»
(Д.Б. Эльконин) |
Оценка должна быть точной,
то есть дифференцированной,
узконаправленной.
Результаты диагностики |
2 |
Добиться того, чтобы дети в
своей работе учились слушать друг друга,
обращаться друг к другу, а не к учителю |
Введение знаков «+», «–».
Работа со схемой класса, со схемой времени |
Групповое распределение
ролей.
Правила поведения детей в группе.
Знаки «+» и «–» на доске открытий |
3 |
Выделить способы действия в
изобразительной деятельности |
Проведение первой части
стартовой работы по ИЗО (виды
художественной деятельности) |
Итоги первой части
стартовой работы |
4 день (3 часа) |
1 |
Противопоставить
индивидуальные формы работы и работы парами |
Игры «Зеркало», «Попугай».
Введение знака «Мы».
Упражнения на работу с партнером. Работа со
схемой класса |
Знак «Мы» на доске открытий.
Правила взаимодействия детей в паре. Совместно (в
паре) выполненное задание |
2 |
Соотнести внешнюю
(учительскую) оценку со своей (самооценкой) |
Введение самооценки.
Работа с результатами «графического диктанта»:
сопоставление детской и учительской оценок.
Работа с книгой «Хроника» на тему: «Что сделать,
чтобы стало лучше?» |
Введены новые критерии
оценки: легкость – трудность,
интересно – неинтересно |
3 |
Выделить способы действия в
ИЗО
(презентация) |
Проведение второй части
стартовой работы по ИЗО (виды художественной
деятельности) |
Итоги второй части
стартовой работы |
5 день (3 часа) |
1 |
Отработать введенные ранее
знаки: «+», «–», «Я», «Мы», «Хор».
Ввести ситуацию несогласия в группах |
Диагностика (наблюдение)
освоенности введенных ранее приемов, знаков,
школьной атрибутики.
Дети в качестве экзаменаторов
(привлечение второклассников).
Работа с дневником – раздел «Правила школьной
жизни» |
«Фотография класса»
учителем (неудачи или достижения).
Этикетная форма несогласия,
обсуждения, спора. |
2 |
Определить умение
действовать по правилу |
Психологическая
диагностика: «Образец и правило» |
Результаты теста – фиксация
в классном журнале (фиксируется все в тетради) |
3 |
Выделить способы действия в
предмете «Математика» |
Групповая работа по
построению дома способом измерения и
конструирования (привлечение второклассников) |
Коллективно построенный дом |
6 день (3 часа) |
1 |
Показать, как можно работать
с разными мнениями на уроке |
Ситуации, провоцирующие
детей на столкновение мнений, и их разбор.
Работа с дневником – раздел «Правила школьной
жизни» |
Правила «как надо» и «как не
надо спорить».
Домашнее задание.
Приготовить рассказ на тему «Можно ли жить без
драк, ссор и обид?» |
2 |
Определить уровень
самооценки каждого ребенка |
Психологическая
диагностика:
«Лесенка» |
Результаты теста и фиксация
их в классном журнале |
3 |
Выделить способы действия в
предмете «Окружающий мир» |
Групповая работа по
наблюдению за окружающим миром |
Коллективный портрет
«Крылатские холмы» |
7 день (3 часа) |
1 |
Освоить еще одно средство
взаимодействия и сотрудничества |
Введение знака «Вопрос».
Учебно-игровая ситуация с использованием знака
«Вопрос» |
Фиксация знака «Вопрос» на
доске открытий |
2 |
Определить уровень
активности внимания |
Психологическая
диагностика:
«Треугольники» |
Результаты теста и фиксация
их в классном журнале |
3 |
Освоить применение
критериев оценки в ходе процесса оценивания |
Диагностика и отработка
разных критериев оценки |
Взаимооценка выполненной
работы |
8 день (3 часа) |
1 |
Освоить прием общей работы
класса как сумму индивидуального вклада каждого |
Построение фигуры по
чертежу
индивидуально.
Соединение отдельных фигур учащихся в общую
картину класса |
Домашнее задание.
Нарисовать картинку сказочного класса и
написать под ней – кто ты, чему здесь учишься,
кто твои друзья |
2 |
Выработать систему действий
в ситуации недоопределенного правила |
Использование
психологического теста «Домик» |
Правила поведения в
ситуации неопределенности.
Результаты теста «Домик» |
3 |
Выделить способы действия в
предмете «Физическая культура» |
Групповая работа по
знакомству
со способами действия на уроках физической
культуры |
Правила сохранения
физического здоровья |
9 день (4 часа) |
1 |
Различить содержательную
дискуссию и пустую болтовню |
Учебно-игровая ситуация,
позволяющая увидеть те характерные для
высказываний черты, которые только и могут
сделать разговор дискуссией, обсуждением
какого-то содержания |
Правила ведения дискуссии в
классе |
2 |
Определить умение работать
со схемой |
Психологическая
диагностика: «Лабиринт» |
Результаты теста и фиксация
их в классном журнале |
3 |
Выработать приемы
внутригрупповой формы сотрудничества |
Групповые задания с
недоопределенными правилами.
Работа с дневником |
Правила работы в группе |
10 день (3 часа) |
1 |
Показать детям, к чему
приводит несогласованность позиций нескольких
собеседников |
Микроспектакль (можно
привлечь второклассников) «Винни-Пух и Пятачок».
Игра «Пишем письма…» |
Требования к высказыванию,
сообщению, реплике.
Оценка дня по линеечкам с помощью выработанных
совместно критериев |
2 |
Определить тип отношения
ребенка к учебному заданию |
Психологическая
диагностика: «Раскраска» |
Результаты теста и фиксация
их в классном журнале |
3 |
Выделить способы действия в
предмете «Обучение грамоте» |
Групповая игра «Письмо
древнего человека» |
Письменные записки детей
класса |
11 день (3 часа) |
1 |
Показать адресованность
действия при групповом взаимодействии |
Учебно-игровая ситуация
противопоставления содержательного сообщения
бессмысленному |
Дети с помощью вопросов
должны полностью научиться
определять задуманный предмет |
2 |
Определить уровень развития
наглядно-образного мышления |
Психологическая
диагностика: «Рисунок человека» |
Результаты теста и фиксация
их в классном журнале |
3 |
Выделить способы действия в
предмете «Технология» |
Групповая игра
«Проектирование места для игры в классе» |
Коллективный проект класса |
12 день (4 часа) |
1 |
Сделать первый шаг к
рефлексии детей |
«Ловушка» как прием,
толкающий ребенка на осознание того, что
происходит на уроке.
Решение задач с «ловушками» |
Преодолеть «ловушки» и
наградить учеников орденами |
2 |
Продолжить линию оценки:
противопоставление правильности и
оригинальности |
Работа над критериями
оценки |
Домашнее задание.
Изготовить «Орден ловкости», придумать новые
ордена (за что нужно награждать школьников?) и
изготовить их |
3 |
Выделить способы действия в
предмете «Основы музыкально-сценического
искусства» |
Музыкально-сценическая
миниатюра «Осенний лес» |
Демонстрация миниатюры.
Домашнее задание.
Конкурс на лучшее имя для класса |
13 день (4 часа) |
1 |
Стимулировать ситуацию
недостаточности средств для решения задачи |
Групповая игра «Ателье».
Работа с самооценкой детей |
Действия по решению
задачи – анализ образца, соотнесение его с
имеющимся набором деталей, мысленное или
предметное соотнесение элементов образца с
набором деталей, обнаружение «недостачи»,
обращение за помощью |
2 |
Отработать способы
содержательного взаимодействия в паре |
Отработка умений,
характеризующих: понятность (содержательность)
высказывания, достаточность заключенной в нем
информации, содержательность задаваемого
вопроса.
Игра «Лабиринт» |
Домашнее задание.
Написать рассказ «У нас в классе» |
3 |
Отработать известные детям
знаки взаимодействия |
Парная работа «Продолжи
ряд» |
Законченные ряды каждой
парой детей |
14 день (3 часа) |
1 |
Отработать умение оценивать
действия друг друга |
Критерии оценки, точка
зрения
оценивающего. Действия детей
по правилам. Взаимопомощь |
Заполнение с. 14 дневника |
2–3 |
Подведение итогов
курса «Введение в школьную жизнь» (приведение в
рабочее состояние всех страниц дневника «Раздел
1»), оформление книги «Хроника», выставок работ
учащихся, доски открытий и достижений:
проведение итоговой рефлексии «Каким я стал за
первые три недели учебы в школе? Мои достижения» |