Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Лариса ЕФИМОВА,
учитель школы № 1736,
г. Москва

Что мы знаем о грибах...

Тема. «Что мы знаем о грибах».

Цели. Расширить знания учащихся о грибах; учить работать со справочным материалом; развивать логическое мышление, умение анализировать; воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.

Оборудование. Видеоаппаратура, видеокассета с фильмом о лесе; предметы – подарки леса; конверты с заданиями; таблица грибов; рисунки с изображениями грибов; карточки с названиями грибов; книга для чтения «Родничок. 2-й класс»; мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Класс делится на группы.

II. Сообщение темы урока

Учитель. Просмотрите фрагмент видеофильма. Что вы сейчас увидели?

Дети. Лес.

У. Часто лес называют щедрым. Почему?

Дети отвечают.

– Посмотрите на эти предметы. Все ли их можно назвать подарками леса?

На предметном столике расставлены: банка черничного варенья, связка сухих грибов, лист бумаги, орехи лесные, меховая шапка, лекарственный сбор.

– Расскажите, как данные предметы связаны с лесом.

Дети отвечают.

– Об одном из этих подарков мы сегодня и поговорим. Отгадайте загадку:

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят.

Д. Грибы.

У. Верно, это грибы, и речь сегодня пойдет о них.

III. Знакомство с новым материалом

У. Какие вопросы у вас возникают в связи с этим понятием?

Вопросы по мере их поступления записываются на доске:

  • Что такое грибы?

  • Какие бывают грибы?

  • Где, как и когда растут грибы?

  • Все ли грибы можно собирать?

  • Какую опасность представляют грибы?

– Можно ли употреблять в пищу грибы и в каком виде?

– Мы постараемся ответить на все интересующие вас вопросы.

Начнем знакомство с определения грибов. Какие у вас мнения имеются по поводу того, к какому миру принадлежат грибы?

Выслушиваются предположения учащихся.

– У каждой группы есть конверт с зеленым треугольником. В нем вы найдете определения грибов, взятые из разных источников. Прочтите свое определение в группе, затем для всех остальных с обязательным указанием источника.

Группы зачитывают свои определения:

Грибы – особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами.

С.И. Ожегов. Словарь русского языка

Грибы – особое царство природы. Грибы не похожи на зеленые растения, у них нет корня, стебля, листьев и цветков. Они не могут питаться как зеленые растения. Но и к животным они не относятся.

Учебник «Естествознание». 2-й класс

Грибы – самостоятельное царство живых организмов. В отличие от растений грибы не умеют использовать энергию солнечного света и питаться углекислым газом из воздуха. Грибы возвращают углекислый газ атмосфере, а минеральные вещества почве. Роль грибов абсолютно противоположна роли растений.

Энциклопедия для детей. Биология

– Какое из услышанных вами определений наиболее короткое? А какое – наиболее полное и доказывает, к какому миру относятся грибы? Какой вывод вы можете сделать исходя из определений?

Д. Грибы не относятся к растениям, они представляют собой особое царство.

У. Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение. Предков поражала способность грибов появляться как будто из ничего за считанные часы. С грибами было связано много священнодействий. Об этом вы можете подробнее узнать из энциклопедий. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты – мясо, колбасу, яйца, рыбу.
На экране прочитайте отрывок из рассказа Юрия Дмитриева «Что такое лес?».

Учитель проецирует на экране текст (или дети читают его в пособии «Родничок»).

– Какие вопросы возникли у героя?

Д. Где и когда растут грибы?

У. Подошло время ответить на второй наш вопрос. Кстати, я как раз планировала в ближайшие выходные отправиться в лес за грибами. Может, кто-то захочет составить мне компанию?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Грибы зимой не растут.

У. Вы в этом абсолютно уверены? Давайте все же обратимся к источникам информации.

У каждой группы есть конверт с вопросом. В нем хранится ответ на поставленный вопрос. Обсудите прочитанное сначала в группе, а затем выберите представителя, который познакомит нас с данной информацией.

Где, как и когда растут грибы

Для произрастания грибов нужны богатая перегноем рыхлая почва, влага, умеренное тепло и прикрытие от палящих лучей солнца. Почти никогда они не растут в сильно затемненных сумрачных местах, очень густом черничнике, брусничнике и на болотистых местах. Лучше всего грибы произрастают при температуре +16 – +25°.

В течение лета и осени грибы растут неравномерно. Наиболее интенсивно они появляются в июне–июле и в сентябре–октябре. Лучшее время для сбора грибов – утро: они в это время наиболее сочные, свежие, крепкие и душистые. Больше всего грибов в смешанном лесу с березами, осинами, где много перегноя и влаги. Для каждого гриба в лесу – свое место.

До появления грибов над землей проходит 3–4 часа, затем они растут 10–11 дней. Многие грибы произрастают целыми семьями и группами. В зависимости от погодных условий количество грибов бывает разным: то их видимо-невидимо, а через несколько дней на этом же месте почти нет.

– Что нового вы узнали о том, где, как и когда растут грибы?
А мне вот жалко, что придется по-другому планировать свои выходные.

IV. Физкультминутка

Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
(Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
(Приседание.)
На пеньке растут опята.
Наклонитесь к ним, ребята!
(Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
(Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться.
(Потягивания – руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили.
(Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь,
Дети сели отдохнуть.
(Дети садятся за парты.)

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Достаточно ли наших знаний, чтобы бежать в лес за грибами?

Д. Нет.

У. А что еще необходимо знать?

Д. Все ли грибы можно собирать.

У. Вот мы сейчас и посмотрим, знаете ли вы грибы. Каждой группе я дам набор рисунков с изображениями различных грибов и с их названиями. Выберите среди них те, которые вы положите в корзину.

Детям раздаются рисунки: белый гриб, бледная поганка, подосиновик, сыроежка, дождевик, мухомор, лисичка, опята. Группы выполняют задание.

– Давайте посмотрим, как вы справились с этим заданием. Как вы думаете, почему получились разные результаты?

Д. Мы не знаем точно, какие из этих грибов можно собирать.

У. Верно. Подошло время ответить и на этот вопрос. Давайте рассмотрим таблицу, на которой представлены съедобные и ядовитые грибы.

Теперь вы можете сделать правильный выбор. Что интересного вы заметили?

Д. Некоторые съедобные и ядовитые грибы схожи между собой.

У. Давайте познакомимся с некоторыми такими двойниками. Возьмите конверты, на которых изображен грибок. Прочитайте текст в группе, а затем познакомьте остальных с полученной информацией.

Опасные двойники

У самого ценного гриба – белого – есть опасные двойники. Желчный и сатанинский – называются эти грибы. Отличаются они от белого тем, что у них нижняя сторона шляпки не белая или желтоватая, как у боровика, а розовая или даже красная. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит своего цвета, а разломленные шляпки двойников вначале покраснеют, а потом почернеют.

Неопытный сборщик может набрать ложных опят вместо настоящих. Запомните: у съедобных опят шляпка коричневато-желтая, на ножке – пленка, похожая на кольцо. У ложных опят желто-зеленая или красноватая шляпка, а на ножке нет кольца.

Ядовитый красный мухомор, к счастью, не похож ни на один съедобный гриб. У этого гриба красная или красно-оранжевая шляпка с белыми хлопьями на поверхности. Ножка белая и, как у бледной поганки, имеет наверху ножки белое пленчатое кольцо.

Зеленая сыроежка немного похожа на самый опасный гриб наших лесов – бледную поганку. Берегитесь бледной поганки! В ней содержится самый сильный из всех грибных ядов. Съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. К счастью, узнать бледную поганку нетрудно. Она отличается тем, что ножка ее будто вылезает из горлышка широкого горшочка. Цвет шляпки белый, бледно-зеленый, желто-зеленый, в середине обычно темнее, чем по краям. В верхней части ножки есть пленчатое кольцо.

– Как же узнать, придя из леса, какие грибы вы собрали?

Д. Можно спросить у бывалого грибника, найти сведения в справочнике или в атласе грибов.

У. Правильно. Но все-таки лучше не собирать незнакомые вам грибы. Чем нам грозит сбор несъедобных грибов?

Д. Отравлением.

У. Что же тогда делать? Откройте конверт с красным крестом. Прочитайте содержащуюся в нем информацию.

Первая помощь при отравлении грибами

Немедленно вызвать «скорую помощь».
До приезда врача оказать первую помощь: очистить желудок и кишечник от пищи.
Надо дать пострадавшему 2–3 стакана подсоленной воды, а затем вызвать рвоту. Процедуру можно повторять несколько раз. Остатки грибов и очистки от них следует сохранять до приезда врача. Это поможет выяснить причину отравления и принять соответствующие меры.
Но есть такие люди, которым стоит избегать грибной пищи, так как она вызывает у них аллергические реакции.

– Что вы узнали? Кто может рассказать о первой помощи при отравлении грибами?

Дети отвечают.

– Какое же основное правило необходимо соблюдать, чтобы не отравиться грибами?

Д. Собирать только те грибы, в которых абсолютно уверен.

У. Молодцы!
Необходимо знать и о том, что отравиться можно и хорошими грибами. Это может произойти, если употреблять в пищу сырые грибы, если предварительно их не промыть и не отварить. Отравление возможно, если грибы долго хранились. В них происходят те же процессы, что в мясе и рыбе. Поэтому надо есть только свежие грибы. Что еще надо знать?
Больше всего вредных и ядовитых веществ содержится в кожице шляпки, поэтому там, где это возможно, ее снимают. В шляпке гораздо больше питательных веществ, чем в ножке. И вообще ножки хуже усваиваются, поэтому их рекомендуется отрезать и не употреблять в пищу.

VI. Итог урока

У. Владея теми знаниями, которые вы получили, попробуйте объяснить смысл следующих выражений: грибной дождь; грибной год; растут, как грибы.
Теперь в своих группах подведите итог: что вы узнали сегодня на уроке о грибах? Какие вопросы у вас возникли? Каким образом вы нашли ответ на эти вопросы? Какие выводы сделали?

Далее каждая группа делится своими знаниями с классом.

– «Готовь сани летом, а телегу зимой», – эта пословица как нельзя кстати подходит к нашему уроку.
Мы узнали много полезной информации, чтобы подготовиться к походу в лес за грибами.Но сегодня мы познакомились лишь с небольшой частью царства грибов. На самом деле имеется множество видов грибов – с ними вы познакомитесь на уроках биологии в старших классах.