Наталия НЕЧАЕВА,
научный руководитель ФНМЦ им. Л.В.Занкова
Системе развивающего обучения
Л.В. Занкова – 50 лет
День 1 сентября 1957 года, когда был открыт первый
экспериментальный класс, считается днем
рождения системы развивающего обучения
академика Л.В. Занкова. В настоящее время
система востребована каждым пятым учителем
российской школы. Для этих учителей, для
учеников, которые учились и сейчас учатся по этой
системе, для их родителей также значим этот
юбилей.
Как же это все начиналось?
Академик
Леонид Владимирович Занков
(1901—1977)
|
Система стала самоценным прикладным
результатом междисциплинарного
психолого-педагогического исследования
проблемы соотношения обучения и развития. Было
доказано, что развитие происходит как сложный
процесс взаимодействия внешних и внутренних
факторов, то есть индивидуальных, глубинных
качеств ребенка. Из такого понимания соотношения
обучения и развития вытекает совершенно
определенный тип обучения, при котором, с одной
стороны, уделяется исключительное внимание
построению обучения – его содержанию, принципам,
методам и проч. как отражающим социальный опыт,
социальный заказ, с другой – столь же
исключительное внимание уделяется внутреннему
миру ребенка: его индивидуальным и возрастным
особенностям, его детским потребностям и
интересам, отношениям.
Это определяет отношение
Л.В. Занкова к ребенку-ученику: и обучение, то
есть социализация, и забота о развитии его
психики, его души. Такое отношение не только
провозглашено, но и обеспечено тщательно
разработанными дидактической и методической
системами, сориентированными на достижение этой
цели.
Но это сейчас. А 1 сентября 1957 года
начался первый этап эксперимента, когда
создавался каркас этой дидактической системы в
процессе работы одного класса (школа № 172
г. Москвы, учительница Н.В. Кузнецова без
опыта работы в школе). Из известных впоследствии
сотрудников в исследовании участвовали
М.В. Зверева, А.В. Полякова, И.П. Товпинец.
Чтобы обеспечить благоприятные
условия для исследовательской работы, в той же
школе была создана педагогическая лаборатория. К
экспериментальному классу примыкала комната,
где находились научные сотрудники во главе с
Л.В. Занковым. Через окно в стене велись
визуальные наблюдения за классом. На окне
находился и магнитофон, благодаря которому в
лаборатории имелись записи всей деятельности
детей в течение трех лет.
Кроме того, сотрудники вели картотеку
непосредственных наблюдений за детьми разного
уровня готовности к обучению. Часть этих
карточек и сейчас хранится как символ
ответственного отношения к каким-либо
педагогическим выводам. Для изучения некоторых
проявлений высшей нервной деятельности
школьников были куплены установки и приборы:
установка для исследования системных
условнорефлекторных реакций детей,
чернилопишущий прибор конструкции
В.М. Абалакова – «ритмописец силовой», прибор,
регистрирующий скорость двигательной реакции, и
др.
По результатам первого этапа
исследования была написана книга «О начальном
обучении». В ней освещены основные вопросы
построения новой системы начального обучения в
связи с критическим анализом традиционной
методики. Обозначены новые дидактические
принципы, направленные на оптимальное общее
развитие каждого школьника, намечен новый подход
к воспитанию младших школьников в органической
связи с обучением, даны программы по учебным
предметам и рекомендации к их реализации в
практике сравнительно с традиционной методикой.
Теперь можно было переходить к
следующему этапу исследования – проведению
эксперимента в варьирующих условиях. С этой
целью в 1961/62 учебном году было открыто 9 первых
экспериментальных классов в г. Калинине (Твери), к
концу цикла в 1964/65 учебном году был уже 371 класс
в Москве, Калинине и Туле. Педагогические выводы,
сделанные сотрудниками лаборатории за годы
эксперимента, были оформлены в виде книг
«Начальное обучение. 1 класс», «Начальное
обучение. 2 класс», «Начальное обучение. 3 класс».
Они стали первыми методическими пособиями. На
этом этапе исследования в состав сотрудников
лаборатории вошли З.И. Романовская,
И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, Н.Я. Чутко.
Третий этап исследования начинается с
1965/66 учебного года. К этому времени были
подготовлены первые экспериментальные учебники.
К концу этапа был уже 1281 класс в 52 краях, областях
и автономных республиках РСФСР и 8 союзных
республиках. Автор этих строк была принята в
лабораторию в 1967 году и в этой семье
единомышленников живет до сих пор. Но тогда!..
Тысячи проверочных работ, постоянные выезды на
места, семинары в Москве, еженедельные заседания
лаборатории, обработка исследовательских
данных, подготовка научных изданий, переработка
учебников... Этот ритм сохранился и сейчас. Только
во много раз увеличились выезды в регионы и
количество курсов в Москве. Несоразмерен и
учебно-методический комплект, обеспечивающий
работу по системе.
Помню, тогда меня поразило, как Леонид
Владимирович и все сотрудники говорили об
учителях-экспериментаторах и как общались с
ними. С первого этапа эксперимента соблюдалось
правило: привлекались к исследованию только те
учителя, которые сами выражали готовность к
этому после ознакомительных семинаров. Это
правило сохраняется и до сих пор. Видимо, одна из
причин жизнеспособности системы – в том, что она
созвучна учителю, его поиску. Не оставили нас
учителя и в самый трудный период нашей жизни:
после того как в 1977 году Леонида Владимировича не
стало, лаборатория была расформирована, все
экспериментальные классы закрыты, учебники
запрещены. Учителя – наши коллеги и
друзья – безвозмездно, таясь, продолжали
учить по новой системе. С нами были и некоторые
завучи, директора школ, методисты ИУУ. Земной им
поклон за этот человеческий и профессиональный
подвиг!
Современность системы Л.В. Занкова
заключается в том, что 50 лет назад ученый
сформулировал и стал разрабатывать ту
образовательную цель, которая только сейчас
стала актуальной для образования в планетарном
масштабе: «Начальное общее образование, –
написано в Пояснительной записке к
Государственному стандарту начального
образования, – призвано помочь реализовать
способности каждого и создать условия для
индивидуального развития ребенка». Таким
образом, мы подошли подготовленными к вызову ХХI
века и современным требованиям к образованию.
Еще в середине прошлого века
Л.В. Занкова интересовало то, что только в
последнее время – время смены
культурно-исторических эпох – стало широко
обсуждаться в психолого-педагогической и
философской литературе. Личность человека, его
чувства, ум и способности становятся предметом
научного изучения.
Нельзя не привести известное
высказывание Л.В. Занкова: «Для нашего подхода к
методике в высшей степени характерно
преодоление одностороннего интеллектуализма и
тесно связанного с ним формализма...
Построение экспериментального
обучения выходит за пределы дидактики и методики
обучения в их обычном понимании. Именно то, что
выходит за эти пределы, явилось одним из
важнейших условий эффективности обучения:
развитие нравственных качеств и эстетических
чувств, воли, формирование духовных
потребностей, в частности внутреннего
побуждения к учению. Личность растет и крепнет в
условиях многогранной, содержательной жизни
школьников: и в учебной, и во внеклассной работе,
в условиях дружеских отношений, полных уважения
и внимания между учителем и детьми» («Обучение и
развитие». С 114–115).
Исследование выявило высокую
действенную роль такой методики, которая
затрагивает эмоционально-волевую сферу
школьника, его духовные потребности, тем самым
активизируя внутренние факторы развития.
Таким образом, Л.В. Занков первым не
только увидел в эмоциях созидающую силу, но и
создал систему обучения, в которой эта сила могла
проявиться. Реализация многогранности –
типического свойства методической системы
создает условия для проявления в процессе
обучении разнообразных сторон психики ребенка.
Современные психологи говорят об эффективности
развития эмоционального интеллекта.
Американский психолог Д. Големан выдвинул и
доказал предположение о том, что примерно 80%
успеха в жизни обусловлено неинтеллектуальными
факторами, одним из которых является фактор
эмоциональный. Другие психологи говорят о
наличии прямой корреляции уровня интеллекта и
юмора, уровня развития креативности и юмора.
Чтобы полнее использовать созидающую
силу эмоций, чтобы учесть интересы разных типов
детей, установленных по разным критериям,
необходимо создать соответствующие условия.
Какие?
Это, прежде всего, постоянное изучение
ребенка начиная с его прихода в школу. В нашем
портфеле есть диагностика предшкольной зрелости
и система перекрестного изучения
результативности обучения и развития
школьников.
Чтобы организация процесса учения
могла учитывать интересы разных детей,
содержание учебных предметов должно
представлять целостную широкую картину мира, его
структурирование должно отражать существенные
связи между фактами и явлениями. На уровне
программ мы это делаем с опорой на дидактический
принцип ведущей роли теоретических знаний. Он
помогает обнаружить естественно существующие
связи между теоретическим и практическим
материалом, связи внутри теоретического и внутри
практического. Так закладываются основы для
представления ребенку материала разного уровня
обобщения, материала теоретического и
практического.
Структурируется материал на основе
психологического принципа системной
дифференциации: это значит, что каждый элемент
знаний должен усваиваться только в связи с
другими и обязательно внутри определенного
целого. При структурировании материала по
принципу системной дифференциации при работе с
новой учебной темой актуализируются все
связанные с ней уже изученные темы. Например,
изучение темы «Правописание непроизносимой
согласной» может естественно опираться на
знания, полученные при изучении разных разделов
языка: фонетики (дифференциация гласные –
согласные, все известные случаи расхождения
количества звуков и количества букв), орфографии
(сравнение с изученными корневыми орфограммами
– безударной гласной и парными согласными),
состава слова (подбор родственных слов, которые
могут быть разными частями речи)... Попробуйте
сами продолжить этот список.
Такой подход к организации содержания
прямо выводит на многоаспектные задания к одному
содержанию. Это еще одно очень существенное
условие для индивидуализации обучения. В таких
заданиях, сочетающих разный уровень обобщения,
теоретический и практический материал из разных
разделов учебного предмета, знания представлены
также на разных уровнях: на репродуктивном,
логическом, проблемном, креативном-творческом.
На таком широком поле возможностей каждый
ребенок может проявить свои сильные стороны и
развить недостаточно сформированные.
При организации деятельности ребенка
с этим содержанием мы опираемся на номенклатуру
общеучебных умений, которая выведена на основе
анализа умений, необходимых при выполнении любой
учебной деятельности. Мы гордимся тем, что в
нашей системе общеучебные умения
рассматриваются не как рядоположенные, не
связанные между собой, а как система умений,
необходимых и достаточных для выполнения
учебной деятельности. К ним относятся:
информационно-ориентировочные умения –
наблюдение, слушание, чтение;
операционально-исполнительские умения –
классификация и обобщение;
контрольно-коррекционные умения – самопроверка
и самоконтроль.
Номенклатура общеучебных умений
позволяет нам и теоретические, и практические
знания представлять на уровне слова, знака (устно
или письменно), на наглядном уровне – в виде
рисунка, схемы, таблицы, диаграммы, алгоритма и
т.д. При таком осмысленном разнообразии
представления учебного задания создаются
условия для подключения к его решению детей
разных типов.
Я остановилась на некоторых, на наш
взгляд, наиболее перспективных направлениях
работы, которые могут способствовать
гармонизации внешних и внутренних факторов
развития. Мы говорили, что одним из
востребованных качеств личности является
креативность. Для активизации творческого
начала в ученике нужен творческий учитель.
Развивающая система обучения, созданная
Л.В. Занковым и его сотрудниками, потому и
движется вперед уже 50 лет, что ее поддерживают
творчески работающие учителя.
|