Вера ПОВЫШЕВА,
учитель Долгодеревенской средней школы,
Челябинская обл.
Первые уроки грамоты
Вашему вниманию представлены первые 10 уроков
по интегрированному курсу «Грамота». Для работы
на каждом уроке у первоклассников должны быть
учебник «Грамота» (авт. Журова Л.Е.,
Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э.,
Рудницкая В.Н.) и рабочая тетрадь «Грамота»
(авт. Безруких М.М., Кузнецова М.И.,
Кочурова Е.Э.).
Уроки 1 – 2
Тема. «Введение понятия “предложение”.
Выделение из множества его элементов. Сравнение
элементов множества. Рисование линий в заданном
направлении».
Цели. Учить распознавать и составлять
предложение, обозначать его полоской; сравнивать
элементы множества, выявлять их сходства и
различия; рисовать линии в заданном направлении.
Оборудование. Полоски для схем; портрет
К.И. Чуковского; книга со сказками.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Учитель. Отгадайте загадку:
Стоит дом.
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
Дети. Школа.
У. Кто догадался, почему я загадала эту
загадку?
Д. Мы сегодня пришли в школу.
У. Для чего ходят в школу?
Д. Чтобы учиться читать, писать, считать.
У. Кто из вас хотел поступить в школу? Кто
умеет читать? Прочитайте название книги, по
которой мы с вами будем учиться.
Читающие дети прочтут название: «Грамота».
– Что значит грамота?
Д. Это книга, которая научит нас читать.
У. Откройте учебник на с. 4. Кого вы
видите?
Д. Учителя, детей.
У. Какое настроение у учительницы?
Д. Хорошее, веселое.
У. Как вы думаете, почему у нее хорошее
настроение?
Д. Она рада видеть первоклассников, дети
подарили ей цветы.
У. А еще кого видите?
Д. Ребят.
У. Сколько школьников на рисунке?
Д. Шестеро.
У. Сколько из них мальчиков?
Д. Четверо.
У. Сколько из них девочек?
Д. Двое.
У. Как теперь можно назвать этих ребят?
У. Ученики.
У. Почему их так можно назвать?
Д. Они учатся в школе.
III. Знакомство с понятием множество
У. Отгадайте загадку:
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы отважные,
Все ужасно важные.
Д. Портфель.
У. Какие жильцы живут в этом доме?
Д. Учебники, тетради, ручки.
У. Посмотрите на детей. Какие вещи, не
относящиеся к школе, вы у них видите? Назовите
множество ненужных для школы предметов.
Д. Кукла, бабочка, конфета.
У. Сколько цветов в руках у учительницы?
Д. Много.
У. Про что еще можно сказать: много?
Д. Про цветы на столе.
У. Так сколько цветов на столе?
Д. Много.
У. Когда видят несколько предметов с
характерными признаками, то говорят, что это множество
предметов. На рисунке мы видим множество цветов.
– А какие множества вы еще назовете?
Д. Множество детей, множество тетрадей,
парт, ручек, портфелей.
IV. Знакомство с понятием предложение
У. Все ли дети внимательно слушают
учительницу?
Д. Нет.
У. Как вы ответите на мой вопрос полным
ответом?
Д. Не все дети слушают учителя.
У. Вы поняли, что сказал ваш одноклассник?
Д. Да.
У. Вы услышали мысль, вам стало понятно, о
чем хотел сказать Саша, то есть он сказал
законченную мысль, или предложение.
Предложение мы будем обозначать полоской. Какие
еще предложения можно составить по картинке?
Д. Учитель стоит у доски.
– Дети слушают учителя.
– Мальчик сидит за партой.
У. Из множества предложений по одной
картинке можно составить рассказ.
V. Сравнение элементов множества, выявление
их сходств и различий
У. Давайте попытаемся составить рассказ
по рисунку на с. 5 учебника и обозначим в нем
каждое предложение полоской. Из скольких человек
состоит семья?
Д. Из четырех человек.
У. У кого столько же человек в семье,
поднимите руку.
Семья – это множество людей. Назовите каждого
человека.
Д. Мама, папа, сын, дочь.
У. Назовите другие множества, которые вы
видите на рисунке.
Д. Множество свечек, цветов, тарелок,
стульев.
У. В каком множестве тоже четыре
элемента, или столько же, сколько во множестве семья?
Д. Во множестве стульев, ложек.
У. Как вы думаете, какое событие
празднует семья?
Д. День рождения.
– Первое сентября.
У. Как вы догадались про день рождения?
Д. В торте свечки.
У. Чей день рождения празднуют?
Д. Мальчика.
У. Сколько ему исполнилось лет?
Д. Шесть.
У. Как вы узнали?
Д. В торте шесть свечей.
VI. Составление предложений по сюжетной
картинке и обозначение их полосками
У. Итак, составим предложения и каждое
обозначим полоской.
Д. Вите исполнилось 6 лет. Семья собралась
за столом поздравить мальчика. Мама испекла торт.
Витя задует свечи.
У. Сколько получилось предложений?
Д. Четыре.
У. Чего тоже четыре и почему?
Д. Полоски, так как каждое предложение мы
обозначили полоской.
У. Составьте предложение по рисунку на
с. 6 учебника.
Дети высказываются.
– Кто читал или слышал похожую историю,
поднимите руки. А кто написал эту сказочную
историю?
Д. Чуковский.
Учитель показывает портрет К.И. Чуковского
и книгу со сказками.
– Помнит ли кто-нибудь сказку об Айболите?
Дети читают наизусть отрывки из сказки.
VII. Упражнения на выявление сходств и
различий предметов
У. Чтобы помочь больным животным, Айболит
преодолевал ветер, снег, град. Но у нас на уроке
сегодня хорошая погода, поэтому даже если пойдет
дождь, то мы спрячемся под зонтиками, которые
изображены на с. 7 учебника. Сколько зонтиков
вы видите?
Д. Пять.
У. Какие из них похожи и чем?
Д. Первый и последний похожи цветом.
У. Какой зонтик не похож на другие?
Д. Второй – цветом, он зеленый. А третий
отличается ручкой.
У. Молодцы! Проверим, кто внимательнее –
мальчики или девочки. Девочки сравнят платья на
верхнем рисунке, а мальчики – рисунки с
собакой. Приступайте к работе.
Дети отвечают.
VIII. Соединение предметов линиями
У. Ребята, мне кажется, что от нашего
Айболита только что улетела божья коровка. Она,
наверное, вылечилась и ищет место, где бы ей
отдохнуть. Поможем найти место для отдыха божьей
коровке?
Д. Да!
У. Откройте тетради на с. 6 и соедините
каждое насекомое с насекомым, а листик – с
листиком. Но для того, чтобы у вас получились
красивые линии и божья коровка не обиделась на
вас, нужно правильно положить тетрадь, как
показано на рисунке на с. 4–5.
Кто догадался, какую работу надо выполнить на
с. 7 тетради?
Д. От звездочки провести линию вниз, от
грибка – вправо.
У. Верно, от звездочки проведем
вертикальную линию, от грибка – горизонтальную.
IХ. Итог урока
У. Откройте рабочую тетрадь на с. 8.
Объедините во множества изображенные предметы,
назовите эти множества.
Д. Грибы, посуда, насекомые, игрушки.
У. Молодцы! Кому понравилось сегодня в
школе, поднимите руку. Скажите об этом всем.
Д. Мне понравилось сегодня в школе!
У. Что мы услышали?
Д. Предложение, или законченную мысль.
У. Как вас теперь можно назвать
по-разному?
Д. «Дети, ученики, ребята, школьники».
У. Можно ли сказать: множество учеников?
Д. Можно.
У. Вот сколько нового вы узнали только за
один день! Завтра мы продолжим путешествие по
Стране знаний.
Уроки 3 – 4
Тема. «Формирование первоначальных
представлений о множествах. Выделение из
множества его элементов – одного, каждого.
Введение понятия слово. Рисование линий в
заданном направлении».
Цели. Учить различать слова и предметы,
называть любой предмет словом, обозначать слова
полоской, сравнивать элементы множества,
выделять из множества каждый элемент и один,
сравнивать предметы по размерам, рисовать линии
в заданном направлении; познакомить с
машиной-преобразователем.
Оборудование. Набор «Цветные фигуры»;
рисунок с изображением Самоделкина; полоски для
схем.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Расположение предметов друг относительно
друга и их сравнение
Учитель. Отгадайте загадки:
Ты идешь с друзьями в лес,
А он на плечи тебе влез,
Сам идти не хочет –
Он тяжелый очень.
Дети. Рюкзак.
У.
Наклонилась над рекой –
Уговор у них такой:
Обменяет ей река
Окунька на червяка.
Д. Удочка.
У.
И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это?
Д. Палатка.
У. Найдите соответствующие отгадкам
картинки на с. 8 учебника. Покажите предмет,
назовите его.
Д. Рюкзак, палатка, удочка.
У. Что вы произнесли?
Д. Слова.
У. Слова мы произносим, называя предметы.
Для каких целей используются предметы, про
которые вы отгадали загадки?
Д. Удочкой ловят рыбу. В рюкзак
складывают все необходимое для похода. В палатке
отдыхают во время похода.
У. Кто из вас ходил в поход, поднимите
руку. Как вас называли?
Д. «Туристы, путешественники».
У. Сколько туристов изображено на с. 8?
Д. Трое.
У. Кто первый?
Д. Мальчик, сын.
У. Кто второй?
Д. Мама.
У. Кто третий?
Д. Папа.
У. Кто идет за мамой?
Д. Папа.
У. Кто идет перед папой?
Д. Сын, мама.
У. Кто идет слева от мамы?
Д. Папа.
У. А справа?
Д. Сын.
У. Кто выше всех?
Д. Папа.
У. Ниже всех?
Д. Сын.
У. Можно ли сказать: множество туристов?
Д. Да.
У. Сколько элементов в этом множестве?
Д. Три.
У. Назовите другие множества, которые вы
видите на рисунке.
Д. Множество рюкзаков, головных уборов.
У. У кого самый большой рюкзак?
Д. У папы.
У. А самый маленький?
Д. У сына.
У. Составьте предложения по картинке,
обозначая их полосками.
Д. В выходной день семья пошла в поход.
Папа взял самый большой рюкзак. На отдыхе мама и
сын будут ловить рыбу.
У. Сколько полосок получилось?
Д. Три.
У. Почему?
Д. Мы составили три предложения.
У. Прочитаем каждое предложение по схеме.
Учитель ведет указкой по полоске, а дети
читают.
III. Введение понятия слово
У. Откройте рабочую тетрадь на с. 10.
Рассмотрите изображенные предметы. Какие из них
туристы возьмут с собой в поход?
Д. Топор.
У. А какие не возьмут?
Д. Стол, стул, табурет, молоток, пилу.
У. Какое множество вы видите на этой
странице?
Д. Множество фруктов.
У. Назовите элементы (предметы),
составляющие его.
Д. Банан, груша, яблоко, лимон.
У. Какие еще множества можно найти?
Д. Мебель, инструменты.
У. Назовите каждый предмет (элемент)
множества.
Д. Стол, стул, табурет.
– Топор, молоток, пила.
У. Чем похожи два последних множества?
Д. В них одинаковое количество предметов.
У. Какой изображен стол?
Д. Письменный.
У. Найдите изображение стола на с. 9 в
учебнике. Какой он?
Д. Обеденный.
У. Эти предметы разные по назначению, но
называются одним словом – стол. Слова мы
будем обозначать маленькими полосками. Назовите
предметы, изображенные на с. 9 в учебнике.
Д. Лампа, чайник, утюг, стол, шкаф, кресло.
У. Что вы произнесли?
Д. Слова.
У. Сколько слов?
Д. Шесть.
У. Сколько полосок мы возьмем для их
обозначения?
Д. Шесть.
У. Чем отличается слово от предмета?
Д. Предмет мы видим, трогаем, а слово
слышим.
У. Отгадайте загадку.
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Д. Карандаш.
У. Что это?
Д. Предмет.
У. Что с ним можно сделать?
Д. Положить, сломать, подарить.
У. Назовите слово, обозначающее этот
предмет.
Д. Карандаш.
У. Что можно с ним сделать?
Д. Произнести, услышать, написать.
IV. Сравнение предметов по длине, высоте,
толщине
У. Сколько карандашей изображено на
с. 10 учебника?
Д. Семь.
У. Назовите их по цвету.
Д. Красный, оранжевый, желтый, зеленый,
голубой, синий, фиолетовый.
У. Какой по счету синий карандаш?
Д. Шестой.
У. Между какими расположен желтый?
Д. Между оранжевым и зеленым.
У. Какой карандаш самый маленький?
Д. Фиолетовый.
У. Самый большой?
Д. Красный.
У. На с. 11 тетради – множество карандашей.
На какие две группы его можно разделить?
Д. Длинные и короткие.
У. Это части множества. Их называют подмножества.
Раскрасьте карандаши и выделите еще
подмножества в этом множестве.
Дети выделяют подмножества по цвету.
– Какие еще множества вы видите на с. 11?
Д. Множества ниток, гвоздей и шурупов.
У. Сравните их по размеру.
Д. Катушка красных ниток выше, но тоньше.
А катушка синих ниток толще и ниже.
Аналогично сравниваются гвоздь и шуруп,
тетрадь и учебник на с. 10.
У. На с. 10 изображена лесная полянка. Кого
вы на ней видите?
Д. Белочку.
У. Что вы видите?
Д. Деревья.
У. Какие деревья?
Д. Ель и сосна.
У. Какое дерево выше?
Д. Сосна.
У. Какое ниже?
Д. Ель.
У. Итак, путешествие продолжается.
V. Составление предложений и обозначение их
полосками
У. Наши путешественники идут пешком. Они
совершают пешую прогулку, путешествие или вояж.
Туристы оказались на лесной полянке, которую вы
видите в учебнике на с. 8. Кого они встретили?
Д. Девочку.
У. Зачем она пришла в лес?
Д. Собирать грибы.
У. Как называют людей, которые пришли в
лес за грибами?
Д. Грибники.
У. Какие грибы растут на поляне?
Д. Подосиновики, рыжики, мухомор и
поганка.
У. Сколько их?
Д. Пять.
У. Какие грибы нельзя есть?
Д. Мухомор и поганку.
У. Почему их нельзя есть?
Д. Они ядовитые.
У. Что вы видите на доске?
Д. Полоски.
У. Почему они разной длины?
Д. Короткие обозначают слова, а длинные –
предложения.
У. Назовите слова.
Д. Дерево, девочка, гриб.
У. Составьте предложения по рисунку.
Д. В лесу растут грибы.
– Девочка собирает грибы.
У. Обозначьте предложения полосками.
Прочитайте их по схемам.
VI. Проведение вертикальных и горизонтальных
линий
У. В какую погоду лучше собирать грибы?
Д. В теплую, солнечную.
У. Правильно. При такой погоде, как на с. 9
тетради, лучше сидеть дома. Почему?
Д. Нарисован дождь.
У. Давайте нарисуем, как падают капельки
дождя. Старайтесь, чтобы линии получались ровные.
Как называются такие линии?
Д. Вертикальные.
У. Дождь закончился, туристы промокли, им
хочется вернуться домой. Как же им это сделать
быстрее?
Д. Доехать на машине или автобусе.
У. Верно, а как одним словом назвать
машину, автобус?
Д. Транспорт.
У. Откройте тетради на с. 12. Какой
транспорт вы видите?
Д. Машину, автобус.
У. Куда едет машина?
Д. На заправочную станцию.
У. Куда едет автобус?
Д. На остановку.
У. Кто догадался, какое будет задание?
Д. Соединить предметы.
У. Какими линиями соединены предметы?
Д. Горизонтальными.
У. Выполните задание.
VII. Закрепление изученного материала
Предварительно на уроке слушания дети
знакомятся со сказкой братьев Гримм «Заяц и Еж».
У. Вспомните урок слушания. О ком вы
читали сказку?
Д. О Зайце и Еже.
У. Кто с кем соревновался?
Д. Заяц с Ежом.
У. Кто победил?
Д. Еж.
У. Сегодня в соревнованиях участвуют и
другие звери. А какие, вы узнаете, когда откроете
учебник на с. 11. Кто соревнуется?
Д. Заяц, волк, лиса, медведь, кот.
У. Сколько спортсменов?
Д. Пять.
У. Для чего проводятся соревнования?
Д. Чтобы узнать, кто сильнее, быстрее,
выносливее.
У. Какой этап соревнований изображен на
картинке?
Д. Заключительный.
У. Как вы узнали, что он заключительный?
Д. Звери прибежали к финишу.
У. Какое слово написано на транспаранте?
Д. Финиш.
У. Легкой ли была дистанция?
Д. Трудной.
У. Почему трудной?
Д. Заяц устал, лиса бежит на четырех
лапах.
У. Кто добежал до финиша первым?
Д. Заяц.
У. Вторым?
Д. Волк.
У. Третьим?
Д. Лиса.
У. Четвертым?
Д. Медведь.
У. Последним?
Д. Кот.
У. Как еще можно сказать, каким прибежал
кот?
Д. Пятым.
У. Кто бежит между зайцем и лисой?
Д. Волк.
У. Между котом и лисой?
Д. Медведь.
У. Между волком и медведем?
Д. Лиса.
У. Между зайцем и котом?
Д. Волк, лиса, медведь.
У. Составьте предложение о зайце,
обозначьте его моделью-полоской.
Д. Заяц прибежал к финишу первым.
У. Составьте предложение о каком-то
другом участнике соревнований и обозначьте его
полоской. Какое предложение вы составили?
Д. Кот бежит последним.
У. Составьте по картинке другие
предложения, а кому трудно, вспомните те, которые
уже слышали, и обозначьте их полоской.
VIII. Знакомство с машиной Самоделкина
У. Откройте учебники на с. 12. Перед вами
машина Самоделкина. Она поможет нам в работе с
геометрическими фигурами. Рассмотрите и
назовите фигуры, изображенные слева от машины.
Д. Пятиугольник, треугольник, круг,
квадрат.
У. Какие фигуры желтого цвета? красного
цвета? Назовите фигуру, которая расположена выше
всех; ниже всех. Какая фигура расположена ниже
красного треугольника?
Дети отвечают.
– А теперь возьмите в руки набор «Цветные
фигуры».
Этот набор вложен в конвертах в учебники.
– Рассмотрите все фигуры. Чем они похожи? Чем
отличаются друг от друга?
Теперь с помощью этих фигур вы должны будете
выполнить задание Самоделкина. Прочитайте его
над рисунком машины.
Д. Измени цвет каждой фигуры.
У. Надо ли вам менять размер фигуры?
Д. Нет.
У. Мы включаем машину черной кнопкой.
Найдите фигуры такого же размера, как
изображенные слева от машины, но другого цвета.
Положите их справа от машины. Что у вас
получилось?
Дети выполняют задание и отвечают.
– А теперь нажмите на белую кнопку и
выключите машину. Молодцы!
IХ. Итог урока
У. На сегодняшнем уроке вы все отлично
поработали. Думаю, что вы узнали очень много
нового. Дома расскажите и покажите, как работает
машина Самоделкина.
Уроки 5 – 6
Тема. «Интонационное выделение первого
звука в словах. Различение понятий перед, за,
между. Классификация предметов. Рисование
прямых и наклонных линий».
Цели. Учить выделять звуки в слове; выражать
словами отношения между предметами; выделять из
данного множества один или несколько предметов,
обладающих указанными свойствами.
Оборудование. Цветные карандаши;
аудиозапись звука сигнальной сирены; выставка
книг со сказками; рисунки с предметами для
звукового разбора; полоски.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
Учитель. Отгадайте загадки:
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (Репа.)
Телятки гладки
Привязаны к грядке,
Лежат рядками,
Зелены сами. (Огурцы.)
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом. (Редиска.)
– В какое множество объединяются отгадки?
Дети. В множество овощей.
У. Какой элемент в данном множестве
лишний?
Д. Огурец.
У. Почему?
Д. У него едят не корень.
У. Какой овощ сказочный?
Д. Репа.
У. Почему?
Д. Про репу есть сказка.
У. Кто написал сказку «Репка»?
Д. Это русская народная сказка.У нее нет
автора. Сказку передавали устно.
У. Какие русские народные сказки вы
знаете еще?
Д. «Крошечка Хаврошечка», «Колобок».
III. Выделение первого звука в словах
У. Кто помнит сказку «Репка», поднимите
руку. Попробуем вспомнить ее, а поможет нам в этом
учебник. Откройте с. 13.
Заранее подготовленный ученик рассказывает
сказку.
– Над картинкой к сказке есть схема. Как вы
думаете, что она обозначает?
Д. Слово.
У. А красный восклицательный знак
показывает, что нужно выделить голосом первый
звук в слове. Какое слово будет первым?
Д. Репка.
Учитель произносит слово и показывает, как
произносить слово, выделяя первый звук: [р’]-[р’]-репка.
– Какой первый звук?
Д. Звук [р’].
У. Определите, какой первый звук в слове мышка?
Произносим: [м]-[м]-мышка – звук [м].
Аналогично проводится работа со словами внучка,
кошка, дедка, бабка, Жучка.
– Вчера на уроке мы с вами рассматривали
картинку с животными, бегущими к финишу,
говорили, кто за кем бежит. Теперь давайте
посмотрим, кто тянет репку и в каком порядке.
Каким тянет дедка?
Д. Первым.
У. Бабка?
Д. Второй.
У. Внучка?
Д. Третьей.
У. Кто тянет репку между бабкой и кошкой?
Д. Внучка, Жучка.
У. Молодцы! Придумайте слова, в которых
первыми будут звуки [в], [к’], [п]. А теперь я
показываю рисунки с предметами, а вы называете
слова и выделяете в них первый звук.
Д. Слон – [с].
– Верблюд – [в’].
– Крокодил – [к].
У. Что вы можете сказать о словах, с
которыми работали?
Д. Они обозначают зверей.
У. Каких из названных зверей вы видели?
Д. Слона, верблюда.
У. Где?
Д. В цирке, зоопарке.
У. А теперь вы будете работать в парах со
своими соседями по парте. Вспомните, кого вы
видели в зоопарке, и обозначьте название каждого
животного полоской.
Дети выполняют задание.
У. Что вы обозначили полоской?
Д. Слово.
У. Назовите соседу по парте первый звук
каждого слова.
Дети работают в парах.
– На с. 15 учебника тоже живут игрушечные
животные. Назовите их.
Д. Медведь, белка, зебра, заяц, бабочка.
У. Какая картинка лишняя?
Д. Машина.
У. Почему?
Д. Это не животное.
У. Что вы можете рассказать про этих
животных?
Выслушиваются свободные высказывания детей.
– Выделите первый звук в словах медведь, машина.
Что заметили?
Д. Одинаковые звуки.
У. Послушайте еще раз: [м’]-[м’]-медведь
и [м]-[м]-машина. Кто услышал разницу, поднимите
руку. В чем разница?
Д. Один звук произносится мягко, другой –
твердо.
У. Выделите первый звук в словах белка,
бабочка.
Д. Звуки [б’] и [б].
У. Выделите первый звук в словах зебра,
заяц.
Д. Звуки [з’] и [з].
У. Молодцы, справились с трудным
заданием! Посмотрите в окно – солнышко тоже за
вас радо.
IV. Рисование параллельных и непараллельных
линий
У. Откройте ваши рабочие тетради на
с. 13. Давайте дорисуем солнышку лучики на с. 13 в
тетради.
Ребята, как вы думаете, кто живет в домике на этой
странице?
Д. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка.
У. Как догадались?
Д. Мы говорили про них на уроке.
У. Давайте раскрасим множество деревьев.
Сколько элементов в этом множестве?
Д. Три.
У. Еще какие множества вы видите?
Д. Множество досок в заборе, кирпичей на
трубе, стекол в окнах.
У. Что нужно сделать со множеством
деревьев?
Д. Раскрасить и дорисовать стволы.
У. Как вы нарисуете стволы?
Д. Линии будут выходить из одной точки.
У. Эти линии пересеклись в указанной
точке. Те линии, которые пересекаются, называются
непараллельными. Нарисуйте непараллельные
линии у деревьев.
– Где еще сегодня рисовали
непараллельные линии?
Д. Лучи солнца.
У. Те линии, которые не пересекаются,
называются параллельными. Где вы видите
параллельные линии на рисунке?
Д. На заборе, на рамах, на домике.
У. Нарисуйте параллельные линии, помните,
что они не пересекаются.
Звучит сигнальная сирена.
– Ребята, вам не показалось, что где-то
прозвучала сирена?
Д. Да.
У. Что это может быть?
Д. Скорая помощь, милиция, пожарная
машина.
У. Какая машина проехала, мы узнаем, если
посмотрим на с. 16 в тетради.
У. Что за сирена звучала?
Д. Пожарной команды.
У. Что случилось?
Д. Загорелся дом.
У. На каком этаже?
Д. На четвертом.
У. Чтобы пожарным быстрее добраться до
четвертого этажа, надо нарисовать параллельно
линии на лестнице, дорисовать окна. Приступайте к
работе.
Молодцы! Быстро и правильно справились с
заданием!
V. Классификация предметов по существенному
признаку
Учитель делит класс на две группы. 1-я группа
работает с нижним рисунком на с. 11 учебника, 2-я
группа – с нижним рисунком на с. 13.
У. Сколько предметов вы видите? Чем они
похожи и чем различаются?
Ученик 1. На рисунке 6 шаров. 1 шар большой,
2 поменьше, 2 еще меньше, 1 совсем маленький. Шары
зеленого, красного, желтого, голубого, синего и
фиолетового цвета.
Ученик 2. На рисунке 3 кубика. Красный –
большой, зеленый – средний, синий – маленький.
У. Какое время года наступило?
Д. Осень.
У. Какие признаки осени вы наблюдаете в
нашей местности?
Д. Деревья пожелтели, птицы улетают на юг,
люди стали одеваться теплее.
У. Откройте учебники на с. 14. Что вы
видите?
Д. Одежду.
У. Какие подмножества можно выделить?
Д. Обувь, головные уборы, зимняя одежда,
летняя одежда.
У. Назовите каждый элемент подмножества,
выделяя первый звук.
Д. Обувь: [с]-[с]-сапоги, [б]-[б]-босоножки.
– Головные уборы: [ш]-[ш]-шапка, [к’]-[к’]-кепка.
– Зимняя одежда: [ш]-[ш]-шапка, [ш]-[ш]-шуба,
[в]-[в]-варежки, [с]-[с]-сапоги.
– Летняя одежда: [б]-[б]-босоножки, [ш]-[ш]-шорты,
[п]-[п]-плавки, [к’]-[к’]-кепка.
У. Молодцы! Следующее задание выполните
самостоятельно в тетради на с. 15. Что надо
сделать?
Д. Объединить предметы во множества.
У. Выполняйте.
Дети выполняют задание.
– Какие множества получились?
Д. Головные уборы, обувь, одежда, предметы
зимних игр.
VI. Работа с геометрическим материалом
У. Откройте учебник на с. 16. Что нужно
изменить с помощью машины?
Д. Размер фигуры.
У. Назовите геометрические фигуры,
которые видите.
Д. Круг, пятиугольник, квадрат,
треугольник.
У. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание.
– Откройте тетрадь на с. 17. Найдите внизу
геометрические фигуры, раскрасьте их и
объедините во множества.
Дети выполняют задание.
– По какому признаку объединяли фигуры?
Д. По форме, размеру, цвету.
У. Молодцы!
VII. Итог урока
У. Замечательно поработали. Теперь
девочки могут выбрать себе цветок, а
мальчики – игрушку со с. 17 тетради.
Девочки, какой цветок вы выбрали? Назовите его и
скажите, какого он цвета?
Д. Ромашка – желтая.
– Гвоздика – красная.
– Роза – розовая.
– Ландыш – белый.
У. Мальчики, какую игрушку выбрали?
Назовите и четко произнесите первый звук в слове.
Д. [м’]-[м’]-мяч.
– [с]-[с]-собака.
– [б]-[б]-барабан.
У. Молодцы, я вами очень довольна!
Уроки 7–8
Тема. «Знакомство со схемой звукового
состава слова. Счет в пределах 10. Различение
понятий слева направо, справа налево, внутри,
вне. Проведение вертикальных и горизонтальных
параллельных линий».
Цели. Учить составлять предложения по
картинке; выражать словами отношения между
предметами; познакомить со схемой звукового
состава слова; учить рисованию линий в заданном
направлении.
Оборудование. Цветные карандаши; схемы для
звукового разбора.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
Учитель. Отгадайте загадку:
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила
Все листья.
Дети. Это осень.
У. Кто догадался, почему я загадала
загадку про осень?
Д. Потому что сейчас осень.
У. Вспомните, какие приметы осени мы
называли?
Д. Улетают птицы, опадают листья, дни
стали короче.
У. Почему птицы улетают в теплые края?
Д. Нет корма.
У. Какие птицы улетают на зиму?
Д. Стрижи, грачи, ласточки...
У. Есть ли в нашей местности птицы,
которые остаются на зиму?
Д. Есть.
У. Почему они не улетают?
Д. Они находят себе корм.
У. Назовите таких птиц.
Д. Галки, сороки, воробьи, голуби...
У. Откройте тетрадь на с. 14.
Рассмотрите верхнюю картинку. Что вы видите?
Д. Птицы летят на юг.
У. Что вы произнесли, отвечая на мой
вопрос?
Д. Предложение.
У. Обозначьте его схемой. Сколько птиц
летит? Составьте предложение.
Д. Летят четыре птицы.
У. Обозначьте предложение схемой.
Прочитайте составленные вами предложения по
схемам.
Д. Птицы летят на юг.
– Летят четыре птицы.
У. Молодцы! Посмотрите внимательно: каких
птиц нарисовал художник?
Д. Воробья, ласточку, галку, сороку.
У. Всё ли художник нарисовал правильно?
Д. Не все из этих птиц улетают на юг.
У. А какие не улетают?
Д. Воробей, галка, сорока.
У. Молодцы! Откройте с. 19 в тетради.
Кого вы видите?
Д. Птиц.
У. Можете ли вы определить, какие это
птицы?
Д. Нет.
У. Это сказочные птицы. Сколько их?
Д. Шесть.
У. В каком направлении они летят?
Д. Они летят в разные стороны.
У. В каком направлении летят две зеленые
птицы и красная?
Д. Слева направо.
У. А остальные?
Д. Справа налево.
У. Молодцы! Где живут птицы?
Д. Под крышами домов, в скворечниках, в
лесу.
У. Отгадайте загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой!
Д. Это лес.
У. Откройте учебники на с. 17. Что вы
видите на верхнем рисунке?
Д. Лес.
У. Какой лес изображен?
Д. Осенний.
У. Как вы догадались?
Д. Деревья – желтые. На яблоне – спелые
плоды.
У. Какие деревья вы видите?
Д. Яблоню, березу.
У. Какое дерево самое высокое?
Д. Яблоня.
У. Сколько на ней плодов?
Д. Шесть.
У. В какой руке девочка держит корзину?
Д. В левой.
У. Что она делает правой рукой?
Д. Прикрывает рот, чтобы звук слышался
дальше.
У. Почему девочка кричит?
Д. Она заблудилась.
У. Что она кричит?
Д. «Ау!»
III. Знакомство со схемой звукового состава
слова
У. Ребята, посмотрите: под картинкой
что-то нарисовано. Что это?
Д. Квадратики.
У. Сколько их?
Д. Два.
У. А почему два? Послушайте:
[а]-[а]-[а]-[у]-[у]-[у]. Какой первый звук: [а]-[а]-ау?
Д. Звук [а].
У. Какой второй звук? Послушайте:
а-[у]-[у]-у].
Д. Звук [у].
У. Сколько звуков в слове ау?
Д. Два.
У. Сколько квадратиков нарисовано?
Д. Два.
У. Кто догадался, что обозначают
квадратики?
Д. Звуки.
У. Квадратики – это домики, в которых
живут звуки. У каждого звука есть свой домик.
Читаем слово по схеме: ау.
Учитель ведет указку по схеме.
– Кто сможет прочитать слово сам?
Ученик выходит к доске и читает по схеме.
– Молодец!
IV. Определение места ударных звуков в словах
У. В нижней части с. 17 нарисовано
множество предметов. Объедините в подмножество
тех, кого девочка могла встретить в лесу.
Д. Лиса, жук.
У. Найдите картинку с изображением лисы.
Что вы заметили?
Д. Надо выделить голосом последний звук.
У. Произносим: лиса-[а]-[а]. Какой звук вы
услышали?
Д. Звук [а].
У. Найдите рисунок жука. Какой звук надо
выделить голосом?
Д. Звук в середине слова.
У. Произносим: жу-[у]-ук. Какой
звук услышали?
Д. Звук [у].
У. Определим, где расположены звуки [а] и
[у] в других словах.
Д. [У]-[у]-ухо – звук [у] в
начале слова.
– Гу-[у]-усь – звук [у] в середине
слова.
– Лу-[у]-уна – звук [у] в середине
слова.
– Луна-[а]-[а] – звук [а] в
конце слова.
– [А]-[а]-арбуз – звук [а] в
начале слова.
– Арбу-[у]-уз – звук [у] в середине
слова.
V. Рисование линий в заданном направлении
У. Ребята, вчера мы говорили о зоопарке.
Вспомните, где в зоопарке живут рыбы?
Д. В аквариуме.
У. У кого дома есть аквариум? Какие рыбки
у вас живут?
Дети отвечают.
Найдите рыбок на с. 18 тетради. Сколько их?
Д. Три.
У. Какого они цвета?
Д. Зеленого.
У. Как вы узнали?
Д. Первая рыбка зеленая.
У. Ой, ребята, кто-то рычит, сердится! Кто
же может рычать?
Д. Тигры.
У. Почему они рычат?
Д. Про них забыли.
У. Чтобы тигры не рычали, давайте выделим
первый звук в слове тигры: [т’]-[т’]-тигры.
Д. Звук [т’].
У. Сколько тигров?
Д. Два.
У. Как раскрашен первый тигр?
Д. Параллельными линиями, оранжевым
цветом.
У. Что вам надо сделать?
Д. Докрасить первого тигра и раскрасить
второго.
У. Выполняйте задание.
Дети работают самостоятельно.
У. У кого получились параллельные
полоски? Вы молодцы! А теперь раскрасьте рыбок.
Как вы будете это делать?
Д. Параллельными линиями, зеленым
карандашом.
У. Молодцы! Приступайте к работе.
Дети работают самостоятельно.
– Посмотрите на картинки на этой странице.
Можно ли сказать, что нарисовано множество
тигров и множество рыб?
Д. Можно.
У. Сколько элементов в каждом множестве?
Д. Тигров – два, рыб – три.
У. В каком множестве элементов больше?
Д. Во множестве рыб.
У. Как вы думаете, на чем привозят в
зоопарк животных?
Д. На машинах, на поезде.
У. Мы недавно вели разговор о транспорте.
Что вы запомнили?
Д. Машина и автобус – транспорт.
У. Да. Это автомобильный транспорт. Есть
еще один вид транспорта, о котором мы не говорили.
Чтобы узнать о нем, откройте с. 20 в тетради. Что
нарисовано внизу?
Д. Паровоз.
У. Паровоз едет по железной дороге, это
железнодорожный транспорт. Нарисуйте шпалы на
с. 18. Не забывайте о параллельных прямых, иначе
паровоз потерпит крушение. Сколько вагонов у
паровозика?
Д. Три.
У. Раскрасьте их.
Дети выполняют задание.
– Наш паровоз подъехал к воротам зоопарка,
за которыми скучает какое-то животное. Узнали,
кто это?
Д. Зебра.
У. Каждой ли зебре хватит места в вагонах?
Д. Да.
У. Как вы это определили?
Д. Вагонов три и зебр три.
У. Почему зебры скучают?
Д. Их не раскрасили. Они хотят к другим
зверям.
У. Согласна, зебр и забор нужно
раскрасить. Но у меня есть условие. Надо взять
такие карандаши, какие вам предлагают авторы
прописи в верхнем ряду. Назовите их цвет.
Д. Красный, синий, зеленый, желтый,
коричневый.
У. Выполняйте работу.
У. Сколько вам было предложено
карандашей?
Д. Пять.
У. Какой лишний?
Д. Коричневый.
У. Почему?
Д. Здесь нет ничего коричневого.
VI. Составление предложений по картинке.
Моделирование предложений
У. Отгадайте загадку:
Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым
На бумаге голубой
Над моею головой...
Сам рисует, сам поет –
Что же это?
Д. Самолет.
У. Что вы можете сказать о самолете?
Д. Это транспорт.
У. Какой транспорт?
Д. Воздушный.
У. Откройте учебники на с. 18, найдите
картинки внизу. Какая из них лишняя?
Д. С детской коляской.
У. Почему?
Д. Это не транспорт.
У. Составьте предложения по картинкам,
чтобы в них были слова направо, налево.
Обозначьте каждое предложение схемой.
Д. Самолет повернул направо. Машина
повернула налево. Мама с коляской свернула с
тропинки направо.
У. Молодцы, очень хорошо справились с
этим заданием! Теперь давайте составим рассказ
по рисункам в верхней части страницы. Посмотрите,
какая из них будет первой – правая или левая?
Д. Правая.
У. Составьте по ней предложения.
Д. Девочка ждет гостей. Она накрыла стол.
К ней в гости придет подруга.
У. Составьте продолжение рассказа по
второй картинке.
Д. Девочки пили чай. Катя ушла домой. Маша
моет посуду. Кот сидит рядом.
У. Молодцы! Получился рассказ. Как вы
догадались, что придет только один гость?
Д. Остался пустым один стул, на столе три
чашки.
У. Сколько блюдец?
Д. Четыре.
У. Сколько ваз под цветы?
Д. Одна.
У. А под мороженое?
Д. Две.
VII. Отработка счета в пределах 10
У. Поднимите руки, кто из вас занимается
спортом. Каким? Для чего нужно заниматься
спортом?
Д. Чтобы быть здоровым, сильным.
У. Правильно! Посмотрите на рисунок на
с. 19 учебника. Каким спортом занимаются
мальчики?
Д. Футболом.
У. Сколько футболистов? Сосчитайте их,
начиная с самого маленького.
Д. Десять.
У. Посчитайте, начиная с самого большого.
Д. Десять.
У. Считаем в обратном порядке.
Дети считают по порядку от 10 до 1.
– Каким по счету, считая слева направо, стоит
мальчик с мячом?
Д. Шестым.
У. А если считать справа налево?
Д. Пятым.
У. Молодцы!
VIII. Уточнение пространственного
расположения предметов. Выделение из множества
его частей
У. Чтобы быть здоровым и сильным, нужно не
только заниматься спортом, но и гулять на свежем
воздухе, загорать, купаться.
Откройте тетради на с. 21. Кого вы видите?
Д. Детей.
У. Что делают дети?
Д. Гуляют, хотят залезть на пирамидку.
У. Сколько детей?
Д. Трое.
У. Сколько мальчиков?
Д. Двое.
У. Сколько девочек?
Д. Одна.
У. Что еще одно на рисунке?
Д. Солнце.
У. Чего больше, чем детей?
Д. Облаков.
У. На сколько больше облаков?
Д. На три.
У. Что нужно сделать?
Д. Раскрасить пирамидку.
У. Каким цветом?
Д. Желтым.
У. Какие линии вы проведете?
Д. Параллельные прямые.
У. Все ли линии будут параллельными?
Д. Нет, есть непараллельные.
У. Раскрасьте пирамидку.
Дети работают самостоятельно.
– У кого получилось, поднимите руку. Молодцы!
Кто помнит, с чего я сегодня начала урок?
Д. С загадки про осень.
У. Вы называли признаки осени, и одним из
них был отлет птиц. Я хочу напомнить вам грустную
историю о том, как птица не могла улететь на юг,
потому что у нее было сломано крыло. Кто помнит
эту сказку Мамина-Сибиряка?
Д. Это «Серая Шейка».
У. В учебнике на с. 19 найдите
иллюстрацию к этой сказке. Кого вы видите?
Д. Лису.
– Уточку в полынье.
– Это Серая Шейка.
У. Что такое полынья?
Д. Место на водоеме, которое не замерзло.
У. Кто находится в полынье?
Д. Уточка.
У. Кто находится у полыньи?
Д. Лиса.
У. Назовите эти слова так, чтобы четко
слышался первый звук.
Д. [Л’]-[л’]-лиса, [п]-[п]-полынья, [у]-[у]-утка.
У. Давайте в слове утка назовем все
звуки. Если с этой задачей мы справимся быстро, то
поможем дедушке спасти Серую Шейку от лисы.
Д. [У]-[у]-утка, ут-[т]-тка, утк-[к]-ка,
утка-[а]-[а].
У. Сколько звуков в этом слове?
Д. Четыре.
У. Как еще можно догадаться, что в этом
слове четыре звука?
Д. Рядом с рисунком утки нарисованы
четыре квадратика.
У. Это схема слова. Какие звуки в этом
слове тянутся?
Д. Звуки [у], [а].
У. Я назову слова. Если вы услышите звук
[у], хлопайте в ладоши.
Треугольник, пятиугольник, круг, квадрат.
Как одним словом назвать пятиугольник, круг,
квадрат?
Д. Геометрические фигуры.
У. Найдите эти фигуры на с. 19 в
учебнике. Что вы заметили?
Д. Несколько фигур обведены красной
линией.
У. Несколько фигур находится внутри
линии. Это множество. Сколько их и какие они?
Д. Их три – зеленый квадрат, красный
пятиугольник, желтый круг.
У. Какие фигуры находятся вне множества?
Д. Зеленый треугольник и желтый
пятиугольник.
У. Давайте поиграем. Встанем в круг.
Внутри круга будут те из вас, у кого день рождения
осенью, остальные – вне или за кругом. Что дальше
мы будем делать?
Д. Петь песню «Каравай».
У. Поем.
Дети водят хоровод и поют.
IX. Итог урока
У. Кто сегодня узнал что-то новое на уроке?
Что вам понравилось? Что запомнилось?
Дети отвечают.
Уроки 9 – 10
Тема. «Звуковой анализ слова мак.
Знакомство с числами и цифрами 1–5. Проведение
прямых и наклонных параллельных линий».
Цели. Учить делать звуковой анализ слов;
читать слово по схеме; интонационно выделять
звук; изолированно называть интонационно
выделенный звук; фиксировать названный и
выделенный звук фишкой; проводить прямые
параллельные линии; узнавать цифры 1–5.
Оборудование. Портрет С.Я. Маршака;
карточки с цифрами у учителя и учеников; полоски,
поделенные на квадратики; рисунки с предметами
для счета; набор геометрических фигур.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
Учитель. Сегодня у нас в гостях герои
стихотворения Самуила Яковлевича Маршака.
Показывает портрет писателя «Давайте
познакомимся».
Хотите узнать, с кем мы будем знакомиться?
Дети. Хотим!
У. Слушайте и смотрите:
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
Учитель по очереди прикрепляет на доску
карточки с цифрами от 1 до 5.
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой, посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков –
Состоит из двух крючков.
За тремя идет четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
Д. О цифрах 1, 2, 3, 4, 5.
У. Правильно.
III. Знакомство с числами и цифрами от 1 до 5
У. Вы показали значки-цифры. Они нужны для
обозначения количества предметов. Например,
встаньте, у кого в семье один ребенок, то есть вы.
Покажите нужную цифру.
А у кого два ребенка? Покажите нужную цифру.
У кого семья состоит из трех человек? Покажите
нужную цифру.
Из четырех? Покажите нужную цифру.
Из пяти? Покажите нужную цифру.
Дети показывают нужные цифры.
Итак, что такое цифра?
Д. Это значок для обозначения количества
предметов.
У. На доске – полоски, поделенные на
прямоугольники. Я показываю полоску, а вы –
цифру, обозначающую количество прямоугольников
в ней.
Дети выполняют задание.
– Молодцы, отлично справились с заданием!
Вспомните, что еще могут обозначать эти полоски?
Д. Слова.
У. Верно, это схемы слов. Они нам помогут
работать дальше.
IV. Звуковой анализ слова мак
У. Я приготовила вам загадку:
Голова – на ножке,
В голове – горошки.
Догадались, что это?
Д. Мак.
У. Как вы думаете, какая схема подходит к
отгадке?
Д. Последняя.
У. Как вы догадались?
Д. В слове мак три звука.
В последней схеме три квадрата.
У. Давайте проверим. Кто из вас пойдет к
доске «читать» слово мак по схеме, чтобы
каждый звук оказался в своем домике?
Дети читают, ведя указкой по схеме.
– Теперь послушайте, как я прочту: [м]-[м]-мак.
Какой звук живет в первом домике?
Д. Звук [м].
У. Кто будет звуком [м]?
Выходит первый ученик.
– Какой звук живет во втором домике?
Д. Звук [а].
У. Кто будет звуком [а]?
Выходит второй ученик.
У. Какой звук живет в третьем домике?
Д. Звук [к].
У. Кто будет звуком [к]?
Выходит третий ученик.
– Кто запомнил, какой звук живет в первом
домике? Во втором? В третьем?
Дети отвечают.
У. Как встать ребятам, обозначающим
звуки? Кто будет первым? вторым? третьим?
Прочитаем по фишкам: какое слово получилось?
Д. Мак.
У. Молодцы! О каком цветке мы говорили?
Д. О маке.
У. Какие еще цветы знаете?
Дети отвечают.
– Какой цветок нарисован в нижнем правом углу
на с. 20?
Д. Ромашка.
У. Что еще нарисовано?
Д. Морковь.
У. Кто еще нарисован?
Д. Гном.
У. Сколько предметов нарисовано?
Д. Три.
У. Как вы думаете, почему их нарисовали
рядом?
Д. Во всех этих словах есть звук [м].
У. Где слышится звук [м] в словах морковь,
гном, ромашка?
Д. В начале, конце и середине слов.
У. Где растут ромашки?
Д. В саду, в поле.
У. Где еще растут цветы?
Д. В лесу.
У. Какие цветы растут в нашей местности в
лесах, на лугах?
Дети отвечают.
V. Рисование наклонных параллельных линий
У. Давайте откроем тетрадь на с. 22 и
посмотрим, что растет в лесу, изображенном на
этой странице.
Д. Деревья, цветы, грибы, ягоды.
У. Сколько цветов? грибов? ягод? Какие
деревья растут? Сколько их? (Дети отвечают.) Что
вы можете сказать про елочки?
Д. Они недорисованы.
У. Дорисуйте их. Обратите внимание, что
линии должны быть расположены на одинаковом
расстоянии друг от друга, то есть параллельны.
Каким цветом вы будете раскрашивать елочки?
Почему?
Д. Зеленый, потому что ели всегда зеленые.
«Зимой и летом одним цветом».
У. Как вы думаете, почему в этом лесу все
хорошо растет?
Д. Солнце светит, тепло.
У. Какие у солнышка лучики?
Д. Длинные.
У. Каким карандашом будете рисовать?
Д. Красным.
У. А как вы узнали?
Д. Птица несет красный карандаш.
У. Приступайте к работе.
Дети рисуют.
– На с. 24 тетради есть рамки для картин.
Выберите любую и раскрасьте, как показано. Теперь
можно отдохнуть? Что вы видите под рамками
для картин?
Д. Кружку с чаем, конфеты и салфетку.
У. Сколько конфет? Сколько ягод на кружке?
Сколько цветов на полосках салфетки?
Дети отвечают.
– Для чего нужны салфетки?
Д. Чтобы вытирать руки и рот.
У. Раскрасьте салфетку. Сделайте это
аккуратно, чтобы вашей салфеткой было приятно
пользоваться.
VI. Работа с цифрами от 1 до 5
У. Приготовьте карточки с цифрами. Я буду
показывать вам рисунки. Вы должны сосчитать,
сколько на них изображено предметов, и поднять
нужную цифру.Сколько зайчиков на рисунке?
Д. Четыре.
У. Найдите цифру 4 в тетради на с. 23.
Раскрасьте ее желтым цветом. Найдите цифру 4 в
учебнике на с. 21. Кто сможет прочитать
стихотворение рядом с этой цифрой?
Ученик читает.
С остальными цифрами работа проводится
аналогично.
– Посмотрите, какие красивые цифры
изображены в учебнике! Вы сейчас будете учиться
писать цифру 1. Надеюсь, что у вас она тоже будет
красивая. Смотрите, как она пишется.
Учитель показывает написание.
– А теперь вы напишете сначала большие цифры
на с. 25 тетради, а потом ниже – маленькие.
Дети прописывают цифры.
– Молодцы!
VII. Классификация фигур по цвету и форме
У. Отгадайте загадку:
На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
Д. Светофор.
У. Какого цвета глаза у светофора?
Д. Красный, желтый, зеленый.
У. Что означает каждый цвет?
Д. Красный – запрещает движение.
– Желтый – приготовиться!
– Зеленый – можно двигаться.
У. Когда надо переходить дорогу?
Д. Когда горит зеленый свет.
У. На дороге будьте внимательны –
переходите улицу только на зеленый сигнал
светофора!
Светофор приготовил вам задание. Чтобы его
выполнить, нужно пройти извилистой тропкой и не
сбиться с пути. Эта тропка – в нижней части с. 25
тетради. На старт! Внимание! Марш!
Дети рисуют узор.
– Справились, молодцы! А теперь возьмите
фишки цветов светофора. На с. 22 учебника нужно
расположить фигуры по цвету и форме.
Дети работают самостоятельно с набором фишек.
VIII. Итог урока
|