Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Лидия ЖУРОВА,
Антонина ЕВДОКИМОВА,
Елена КОЧУРОВА,

Итоги первого школьного года

Приоритетные цели современного начального образования – развитие школьника, формирование у него учебной деятельности – не могут быть достигнуты, если учитель не имеет регулярной информации о результатах обучения.

Что же реально знает об этом учитель? С помощью разнообразных проверочных и контрольных работ учитель имеет информацию об усвоении (или неусвоении!) знаний, требуемых программой. Но ни контрольная работа, ни диктант не раскрывают причину неусвоения этих знаний.

Учителю очень важно знать, не только что именно не усвоил ученик, но и почему он этого не усвоил, какие трудности имеются у него в овладении теми или иными учебными умениями.

Для ответа на эти вопросы авторы этой статьи создали специальную педагогическую диагностику, построенную на содержании учебных предметов и выявляющую не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития.

Педагогическая диагностика позволяет выявить качество усвоения учащимися учебного материала, и прежде всего умение детей применять свои знания в новой ситуации, сопоставлять текст задания с возможными вариантами его решения, выбирать правильный ответ, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

В нашей педагогической диагностике, которая дается в форме тестового задания, не две оценки (верно – неверно), а четыре – от 0 до 3 баллов. При этом только 0 баллов свидетельствуют о полном невыполнении задания. Любой выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику и точно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика.

Проведя диагностическую работу в середине учебного года, вы сразу увидите продвижение своих воспитанников за прошедшие полгода и в то же время выясните, что нужно изменить в обучении каждого ребенка в последующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов. А диагностика, проведенная в конце года, даст возможность подвести итог работы, увидеть, каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает ваше обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся.

Педагогическая диагностика осуществляется как групповое обследование, в ходе которого дети выполняют задания на диагностических бланках. В первом классе учащиеся не должны сами читать задания. Каждое диагностическое задание вслух читает учитель, чтобы разница в овладении детьми техникой чтения не влияла на результаты выполнения ими заданий. Переходить к чтению следующего задания можно только тогда, когда дети в основном закончили выполнение предыдущего.

Общая продолжительность группового диагностического обследования в середине учебного года, включая задания лингвистической и математической части, составляет один урок.

В конце учебного года диагностические задания усложняются, поэтому и на математику, и на русский язык нужно потратить по целому уроку.

Во время выполнения детьми диагностических заданий вы не можете помогать тому или иному ребенку, подсказывать, отвечать на вопросы – в ходе диагностической работы ваши ученики всё должны выполнять самостоятельно.

Знакомясь с разработанными авторами диагностическими заданиями, вы увидите, что задания, предлагаемые учащимся в начале, в середине и в конце учебного года, определенным образом связаны между собой.

Некоторые параметры, например умение передавать форму фигуры, пространственные представления и т.д., проверяются в каждом обследовании. Умение сравнивать множества вне зависимости от навыка счета (умение установить взаимнооднозначное соответствие) проверяется лишь в начале и в середине учебного года, после чего уже не проверяется, так как должно быть к этому времени обязательно сформировано у всех учащихся. Умение анализировать условие задачи, напротив, появляется впервые в диагностической работе, проводимой в середине учебного года, но будет присутствовать в дальнейшем во всех диагностических работах. Задания на проверку фонематического восприятия также присутствуют во всех диагностических работах с 1-го по 4-й класс, но постепенно меняются их направленность и степень сложности.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ В СЕРЕДИНЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Русский язык

Задание 1

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Инструкция. «Посмотрите на эти картинки. (Указывается рисунок к заданию. Это ящик, пила, лампа, гиря.) Назовите каждую картинку и, если в ее названии есть звук [а], поставьте около нее галочку». Например, нарисован шар. Образец рассуждений: «Я медленно произношу слово шар и слушаю: есть ли звук [а]? “Ша-а-ар” – есть звук [а]. Значит, около этого рисунка я ставлю галочку (показ).

Оценка выполнения:

0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – наличие ошибок (более одной);
2 балла – звук [а] выделен в разных позициях, но в одном случае (в словах ящик или гиря) звук не указан;
3 балла – правильное выполнение задания (отмечены все рисунки, кроме листа).

Задание 2

Цель. Выявить умение проводить звуковой анализ слова с определением качества звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные).

Инструкция. «Проведите звуковой анализ слова вишня. Покажите, какие в нем звуки: гласные отметьте красным цветом, твердые согласные – синим цветом, а мягкие согласные – зеленым».

   

Оценка выполнения:

0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – наличие двух ошибок;
2 балла – наличие одной ошибки;
3 балла – правильное выполнение задания.

Задание 3

Цель. Умение найти в слове заданный звук.

Инструкция. «Найдите и отметьте среди своих рисунков (указываются и называются рисунки: ложка, вилка, волк, звезда, слива) те, в названии которых есть тот же звук, с которого начинается слово вишня».

Оценка выполнения:

0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – наличие двух ошибок;
2 балла – наличие одной ошибки;
3 балла – правильное выполнение задания.

Задание 4

Цель. Выявить умение сопоставлять слова по звуковому составу.

Инструкция. «Рассмотрите внимательно пары картинок: кит – кот, стол – стул, палка – полка, белка – булка. Самостоятельно назовите каждую из картинок и отметьте на схеме только те звуки, которыми эти слова различаются».

Оценка выполнения:

0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – допущено более одной ошибки;
2 балла – наличие одной ошибки (не отмечены первые звуки в первой или в четвертой паре);
3 балла – правильное выполнение задания (отмечены первый и второй звуки в первой паре, третьи звуки во второй паре, вторые звуки в третьей паре, первые и вторые звуки в четвертой паре).

Задание 5

Цель. Выявить умение соотносить слово с его слогоударной схемой.

Инструкция. «Посмотрите на эти картинки (роза, лампа, барабан, слон). Рядом с ними изображены слоговые схемы. Назовите каждую картинку, определите, сколько слогов в каждом слове, какой слог ударный, и соедините картинку с соответствующей слоговой схемой. Будьте внимательны – проверяйте не только количество слогов в слове, но и ударный слог».

Оценка выполнения:

0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – наличие двух ошибок;
2 балла – наличие одной ошибки (неправильно определен ударный слог, то есть слова роза или лампа соединены с третьей слогоударной схемой);
3 балла – правильное выполнение задания.

Задание 6

Цель. Выяснить знание позиционного принципа русского письма – умение поставить гласную букву после твердого или мягкого согласного.

Инструкция. «Вы видите схемы, в которых записаны только гласные буквы. Какие же согласные звуки могут стоять перед этими буквами – твердые или мягкие? Подумайте и ту клеточку, где стоит знак вопроса, закрасьте синим или зеленым цветом».

Оценка выполнения:

0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – допущено более одной ошибки;
2 балла – допущена одна ошибка;
3 балла – правильное выполнение задания.

Математика

Задание 1

Цель. Выявить пространственные представления учащихся, умение изобразить «точно такую же фигуру».

Инструкция. «Задание вы будете выполнять на клетчатой части листа (учитель на анкетном листе показывает место для выполнения задания). Найдите на своих листах рисунок бабочки. Справа от него расположена точка. Начните с этой точки и нарисуйте точно такую же бабочку».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание не выполнено или изображена какая-либо замкнутая линия;
1 балл – нарисована бабочка, но ее размеры существенно отличаются от заданных, допущены ошибки в изображении отдельных элементов;
2 балла – нарисована бабочка, но допущены неточности в изображении, есть ошибки в подсчете клеток;
3 балла – задание выполнено верно, нарисованная бабочка соответствует данной.

Задание 2

Цель. Выявить умение находить заданную фигуру в фигурах сложной конфигурации.

Инструкция. «Найдите на своих листах этот рисунок (учитель показывает место для выполнения задания). Рассмотрите многоугольник. Справа на рисунке раскрасьте цветными карандашами такие же по форме и по расположению многоугольники, как и многоугольник слева. Каждую найденную фигуру раскрашивайте другим цветом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не приступил к выполнению задания;
1 балл – задание выполнено частично (найден только один многоугольник) или ребенок не нашел данный многоугольник, увидел какую-то другую фигуру и закрасил или обозначил ее контур;
2 балла – найдены и закрашены не все многоугольники;
3 балла – правильно найдены и закрашены все 4 многоугольника (или выделены только их контуры).

Задание 3

Цель. Выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания в соответствии с правильным пониманием текста задачи; умение перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, треугольников).

Инструкция. «Здесь вы будете выполнять задание 3 (учитель держит в руках лист и показывает детям место на листе, где надо будет выполнять задание). Посмотрите на свои листы. Послушайте задания:

1. Было 7 чашек. В 2 налили сок, а в остальные – молоко. Сколько чашек с молоком? Нарисуйте столько кругов, сколько чашек с молоком. (Текст задачи можно повторить)».

После того как большая часть класса выполнила эту часть задания, учитель приступает к чтению следующей части задания.

2. В вазе 3 яблока и столько же груш. Сколько фруктов в вазе? Нарисуйте столько треугольников, сколько фруктов в вазе. (Текст задачи можно повторить.)

 

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кругов или треугольников неверно;
2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решить вторую задачу, но число кругов или треугольников неверное;
3 балла – обе задачи выполнены верно.

Задание 4

Цель. Выявить умение проводить классификацию множества предметов и выделять признак, по которому произведена классификация.

Инструкция. «Рассмотрите рисунок (указывается рисунок к заданию).

Эти игрушки нужно разложить на две полочки. Как бы вы это сделали? (Учитель делает паузу, чтобы дать возможность детям рассмотреть все игрушки, подумать. Некоторые дети пытаются вслух сразу ответить на вопрос учителя. Следует их остановить и продолжить формулировку задания.) Подчеркните красным карандашом игрушки, которые бы вы положили на одну полочку, а синим – игрушки, которые бы вы положили на другую полочку».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания;
1 балл – не все предметы подчеркнуты, но есть попытки провести классификацию;
2 балла – классификация проведена, но признак связан с местоположением или количеством предметов;
3 балла – классификация проведена верно (признак связан с характеристикой класса).

Задание 5

Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов, используя способ сравнения двух множеств по числу элементов (умение составлять пары «круг – треугольник»).

Инструкция. «Найдите у себя на листах рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не приступил к выполнению задания;
1 балл – сравнение проведено неверно;
2 балла – пары «круг – треугольник» составлены, но не дорисованы ни круг, ни треугольник;
3 балла – сравнение проведено верно.

Задание 6

Цель. Выявить умение анализировать условие предложенной задачи, умение ориентироваться на заданной плоскости (левый верхний угол, правый нижний и т.п.).

Инструкция. «Здесь вы будете выполнять следующие задания (указывается рамочка – место для выполнения заданий).

 

Послушайте первое задание:

1. В семье четверо детей. Сестер в этой семье столько же, сколько братьев. Сколько сестер? Нарисуйте в левом верхнем углу рамочки столько кругов, сколько сестер в этой семье».

После того как большая часть класса выполнила эту часть задания, учитель приступает к чтению следующей части задания: «Послушайте второе задание:

2. «У Юры 3 кубика, а у Сережи 2 кубика. На столе есть коробка, в которую умещается 4 кубика. Смогут ли мальчики уложить в эту коробку все свои кубики? Если смогут – поставь «+», если не смогут – поставь «–» в правом нижнем углу».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не приступил к выполнению задания. (Если в ходе индивидуальной беседы ребенок дает правильный ответ после нескольких прочтений учителя, ему ставится 1 балл.)
1 балл – есть попытка решить одну задачу;
2 балла – есть попытка решить обе задачи, но число кругов или знаки в одной из задач поставлены неверно;
3 балла – задачи решены верно.

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА

(конец апреля – начало мая)

Русский язык

Задание 1

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Инструкция. «Прочитайте слова к заданию 1. Нужно отметить те слова, в которых все согласные мягкие. Например, есть слово день. Я медленно его произношу: дь е е нь нь. И слышу: первый звук – [д’] – мягкий согласный, второй звук – гласный, третий звук – [н’] – тоже мягкий согласный. Значит, около слова день нужно было бы поставить галочку – в этом слове все согласные звуки мягкие. Так же тихонько читайте каждое слово, слушайте звуки и отмечайте только те слова, в которых все согласные звуки мягкие:

вечер , пищать , гиря , жить

Оценка выполнения задания:

0 баллов – подчеркнуты все слова или подчеркнуты несколько слов и при этом среди подчеркнутых нет ни одного правильного выбора: ни слова гиря, ни слова пищать;
1 балл – подчеркнуто слово гиря или слово пищать и слово жить;
2 балла – подчеркнуто только слово гиря или подчеркнуты 3 слова – гиря, жить, пищать;
3 балла – задание выполнено правильно: подчеркнуты слова гиря, пищать.

Задание 2

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Инструкция. «Прочитайте слова к заданию 2. Вы должны отметить те слова, в которых все согласные твердые». Например, есть слово дом. Я его медленно произношу д д о о м м и слышу, что первый звук в этом слове – [д] – твердый согласный, второй звук – гласный. Третий звук – м – тоже твердый согласный. Значит, все согласные звуки в слове дом – твердые, и это слово нужно отметить знаком «+».

чудо , тетя , рожь , ваза

Оценка выполнения задания:

0 баллов – подчеркнуты все слова или подчеркнуты несколько слов, и при этом среди подчеркнутых нет ни одного правильного выбора: ни слова ваза, ни слова рожь;
1 балл – подчеркнуто слово ваза или слово рожь и слово чудо;
2 балла – подчеркнуто только слово ваза или подчеркнуты 3 слова – ваза, чудо, рожь;
3 балла – задание выполнено правильно: подчеркнуты слова рожь, ваза.

Задание 3

Цель. Выявить степень овладения звуко-буквенным анализом и умение правильно воспринимать учебную задачу.

Инструкция. «Вам нужно отметить слова, в которых букв больше, чем звуков. Давайте рассмотрим слово конь. В нем первый звук – [к], второй звук – [о], третий – [н’]. В этом слове 4 буквы и 3 звука, то есть букв больше, чем звуков. Я ставлю знак “+” в квадратике около слова конь. Так же разберите все остальные слова и посчитайте, в каких словах букв больше, чем звуков:

мальчик , тень , ель , булка .

Оценка выполнения задания:

0 баллов – подчеркнуты все слова или подчеркнуты несколько слов, и при этом среди подчеркнутых нет ни одного правильного выбора: ни слова мальчик, ни слова тень;
1 балл – подчеркнуты слово мальчик и (или) слово тень и слово ель;
2 балла
– подчеркнуто слово мальчик или слово тень, неправильных выборов не сделано;
3 балла – задание выполнено правильно: подчеркнуты слова мальчик, тень.

Задание 4

Цель. Выявить степень овладения звуко-буквенным анализом и умение правильно воспринимать учебную задачу.

Инструкция. «Вам нужно отметить слова, в которых звуков больше, чем букв. Давайте разберем слово яма. В слове яма – первый звук – [й], второй – [а], третий – [м], четвертый – [а]. Вы видите, в слове яма 3 буквы, но 4 звука, то есть звуков больше, чем букв. Я ставлю “+” в квадратике около этого слова. Так же разберите все остальные слова и посчитайте, в каких словах звуков больше, чем букв:

платье , юбка , маяк , гномик .

Оценка выполнения задания:

0 баллов – подчеркнуты все слова или подчеркнуто несколько слов, и при этом среди подчеркнутых нет ни одного правильного выбора: ни слова юбка, ни слова маяк;
1 балл – подчеркнуты слова маяк и/или юбка и слово платье;
2 балла
– подчеркнуто слово маяк или слово юбка, неправильных выборов не сделано;
3 балла – задание выполнено правильно: подчеркнуты слова маяк, юбка.

Задание 5

Цель. Проверить умение определять закономерность расположения букв, умение находить нерешаемую задачу.

Инструкция. «Рассмотрите внимательно буквы верхнего и нижнего ряда парами. Подумайте, по какому признаку объединены эти буквы в пары и в пустые клетки допишите пропущенные буквы. Будьте внимательны при выполнении задания:

У Ы          Б В          З Л          О _

Ю _          П _          С _           Ё Я»

Оценка выполнения задания:

0 баллов – при выполнении задания допущены многочисленные ошибки: ни одна из вставленных букв не соответствует логике задания;
1 балл – одна или две группы букв дополнены нужной буквой, остальные группы букв дополнены неправильно;
2 балла – задание выполнено правильно в случае решаемых задач, но при этом в нерешаемой задаче вписана какая-либо буква или две группы дополнены нужной буквой, в одной из решаемых задач и в нерешаемой задаче буквы не вписаны;
3 балла – задание выполнено правильно: в трех случаях группы дополнены нужной буквой, задача с буквой сонорного звука опознана как нерешаемая:

У Ы           Б В           З Л           О А

Ю И           П Ф           С _           Е Я

Задание 6

Цель. Выявить умение оформлять предложение на письме и использовать заглавную букву при написании собственных имен существительных.

Инструкция. «Отметь знаком “+” правильно написанное предложение:

а) под кустом алеша нашел ежика.

б) Под кустом Алеша нашел ежика.

в) Под кустом Алеша нашел Ежика.

г) под кустом Алеша нашел ежика».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – выбран вариант а;
1 балл – выбран вариант г;
2 балла – выбран вариант в;
3 балла – задание выполнено правильно: выбран вариант б.

Задание 7

Цель. Выявить умение составлять предложение из слов и правильно его записывать.

Инструкция. «У каждого из вас на листочке написаны слова, из которых нужно составить предложение и записать его на пустой строке:

Саша, лыжах, катается, на».

___________________________________

Оценка выполнения задания:

0 баллов – при выполнении задания допущены ошибки и в оформлении предложения на письме, и в построении синтаксической конструкции;

1 балл – допущены ошибки в оформлении предложения на письме (либо слово Саша написано со строчной буквы, либо отсутствует точка в конце предложения), или синтаксическая конструкция верная, но между словами стоят запятые: Саша, катается, на, лыжах; или синтаксическая конструкция верная, но допущена одна орфографическая ошибка, например не дописана буква;

2 балла – соблюдены правила оформления предложения на письме (заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения), но при этом порядок слов в предложении не очень удачен, например: Саша на лыжах катается;

3 балла – задание выполнено правильно: соблюдены правила оформления предложения на письме, составлена правильная синтаксическая конструкция: Саша катается на лыжах.

Задание 8

Цель. Проверить умение находить несколько оснований для классификации.

Инструкция. «В каждой группе найди “лишнее” слово и вычеркни его:

а) твердый, мягкий, ударный, звонкий;

б) заглавная, печатная, письменная, вопросительная;

в) точка, вопросительный знак, запятая, восклицательный знак».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – при выполнении задания ни в одной из групп не найдены «лишние» слова, выбор носит случайный характер;
1 балл – правильно найдено «лишнее» слово в одной из групп, в двух других группах слова выбраны неверно;
2 балла – правильно найдены «лишние» слова в двух группах, в одной группе «лишнее» слово определено неверно;
3 балла – задание выполнено правильно, вычеркнуты слова: а) ударный, б) вопросительная, в) запятая.

Математика

Задание 1

Цель. Выявить умение анализировать условие предложенной задачи, включающей отрицание; умение найти оба способа решения.

Инструкция. «Здесь вы будете выполнять первое задание. (Учитель держит в руках лист с заданиями и показывает всему классу верхнюю часть листа, где надо будет выполнять первое задание.) Посмотрите на свои листы. Найдите имена девочек. Послушайте задание:

В вазе лежат яблоко, груша и апельсин. (Учитель схематически изображает на доске яблоко, грушу и апельсин.) Катя, Маша и Наташа могут взять из вазы только по одному фрукту. Катя выбрала не яблоко и не апельсин. Какие фрукты могут оказаться у других девочек? Дорисуйте их. Попробуйте выполнить задание двумя способами.

Катя _____ Маша _____ Наташа _____

Катя _____ Маша _____ Наташа _____»

Оценка выполнения задания:

0 баллов – нет ответа;
1 балл – определено, какой фрукт у Кати: рядом с именем Катя нарисована груша;
2 балла – верно указан один из способов решения (например, у Кати – груша, у Маши – апельсин, у Наташи – яблоко). Есть попытка выполнить вторым способом (у Кати – груша, у Маши – яблоко, у Наташи – апельсин), но работа не завершена;
3 балла – найдены правильно два способа решения задачи.

Задание 2

Цель. Выявить умение находить заданную фигуру в фигурах сложной конфигурации.

Инструкция. «Найдите на своих листах этот рисунок. (Учитель показывает место для выполнения задания 2.) Рассмотрите многоугольник. Справа на рисунке раскрасьте синим карандашом такие же по форме и по расположению многоугольники, как и многоугольник слева».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не приступил к выполнению задания;
1 балл – задание выполнено частично (найден только один многоугольник) или ребенок не нашел нужный многоугольник, увидел какую-то другую фигуру и закрасил или обозначил ее контур;
2 балла – найдены и закрашены не все многоугольники;
3 балла – правильно найдены и закрашены все 6 многоугольников (или выделены их контуры).

Задание 3

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости.

Инструкция. «Это задание вы будете выполнять на клетчатой части листа бумаги» (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.

1) Возьмите зеленый карандаш, отсчитайте от черной клеточки влево 4 клеточки и пятую закрасьте зеленым карандашом.

2) Возьмите красный карандаш, от зеленой клеточки отступите вниз 6 клеток и седьмую закрасьте красным карандашом.

3) Возьмите синий карандаш и клеточку, расположенную рядом с красной, но правее ее закрасьте синим карандашом.

4) Возьмите желтый карандаш, отсчитайте от синей клеточки вверх 3 клеточки и четвертую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует условию;
1 балл – выполнен верно только один пункт задания; допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;
2 балла – выполнены верно два или три пункта задания;
3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Задание 4

Цель. Выявить уровень развития геометрической наблюдательности (зоркости).

Инструкция. «Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается рамочка – место для выполнения задания 4). Здесь нарисован многоугольник. Сколько треугольников вы видите на этом рисунке? Запишите в кружке свой ответ».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – нет ответа;
1 балл – найдены один, два или три треугольника;
2 балла – найдены четыре треугольника;
3 балла – найдены все пять треугольников.

Задание 5

Цель. Выявить умение анализировать условие предложенной задачи.

Инструкция. «Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается рамочка с цифрой 5 для выполнения задания). Запишите в рамочке ответ на вопрос задачи:
Я старше сестры на 5 лет. Мне 7 лет. Сколько лет сестре?»

 

Оценка выполнения задания:

0 баллов – нет ответа;
1 балл – дан ответ 12 лет, недостаточно сформировано представление об отношении, обратном отношению «старше», допущена ошибка в выборе действия;
2 балла – даны ответы 3 года или 4 года: допущены ошибки в подсчете;
3 балла – задача решена верно: указан ответ – 2 года.

Задание 6

Цель. Выявить умение правильно представить условие задачи и перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов.

Инструкция. «Найдите на своих листах рамочку с цифрой 6. Здесь вы будете выполнять следующее задание. Послушайте задачу:

На уроке физкультуры друг за другом бегут 10 учеников. Саша бежит третьим. А Дима – девятым. Сколько ребят бегут между ними?»

 

Оценка выполнения задания:

0 баллов – задание выполнено неверно: ответ не связан с условием задачи или получен с помощью вычитания: 9 – 3 = 6;
1 балл – есть попытка найти решение задачи, используя способ моделирования условия, но ответ не найден;
2 балла – решение выполнено с использованием моделирования условия задачи: нарисованы 10 кругов, отмечены третий и девятый круги, а круги, расположенные между ними, закрашены или обведены замкнутой линией, но числового ответа нет;
3 балла – задача решена верно: дан ответ – 5 ребят. Решение задачи может быть получено с использованием способа моделирования.

Задание 7

Цель. Выявить пространственные представления учащихся; выяснить умение ребенка намечать план действия до начала выполнения задания, а также умение изобразить точно такую же фигуру при изменении ее пространственного расположения.

Инструкция. «Посмотрите на вазочку у меня в руках. (Учитель показывает детям перевернутую вверх дном вазу для цветов.) В эту вазу сейчас я не могу поставить цветы. Что надо сделать с вазой, чтобы в нее можно было поставить цветы? Найдите на своих листах рисунок к заданию 7. (Учитель показывает место для выполнения задания.) В эту вазу нельзя положить конфеты. Справа по клеточкам нарисуйте вазу так, чтобы в нее можно было положить конфеты».

Для демонстрации вместо вазы вы можете использовать стакан для карандашей, чашку и т.п.

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка изобразить фигуру, но не схвачена общая форма фигуры;
1 балл – допущены ошибки в изображении нескольких элементов фигуры или изображена точно такая же ваза, как и слева, но изменено ее пространственное расположение;
2 балла – допущена ошибка в изображении одного из элементов фигуры (верхняя часть, основание или средняя часть). Есть ошибки в подсчете клеток;
3 балла – фигура изображена верно.

Задание 8

Цель. Выявление способности правильно понимать высказывание, а также термины «внутри» и «вне».

Инструкция. «Посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию 8). Найдите на своих листах треугольник, круг, квадрат».

1) Возьмите красный карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри квадрата, но вне треугольника и круга.
2) Возьмите синий карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри треугольника, но вне круга и квадрата.
3) Возьмите желтый карандаш и отметьте точку так, чтобы она была расположена внутри круга и квадрата, но вне треугольника.
4) Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая расположена внутри всех фигур».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – поставлены две точки по одному и тому же пункту задания;
1 балл – выполнен верно только один пункт задания;
2 балла – выполнено верно два или три пункта задания;
3 балла – все выполнено верно.

Задание 9

Цель. Выявить умение анализировать условие задачи.

Инструкция. «Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается место для выполнения задания 9). Из кубиков построили башню. Красный кубик поставили выше зеленого, но ниже синего. Раскрасьте соответствующими карандашами кубики на своем листе».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка выполнить задание, но все кубики закрашены неверно;
1 балл – условие задания выполнено частично: красный кубик расположен выше зеленого и выше синего;
2 балла – указано верно только расположение красного кубика (в центре башни);
3 балла – задание выполнено верно.

Задание 10

Цель. Выявить умение классифицировать, самостоятельно находить основание для классификации.

Инструкция. «Найдите на своих листах рамочку с числом 10.
Здесь вы будете выполнять следующее задание (указывается место для выполнения задания 10).
Рассмотрите на своих листах буквы. Это множество букв надо разбить на части. Подумайте, как бы вы это сделали? Попробуйте сделать это двумя способами».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – есть попытка выполнить задание, но буквы распределены неверно;
1 балл – в одном из способов верно записаны буквы одной части множества: например, ученик планировал записать гласные и согласные буквы, а написал на своем листе только гласные: а, у, е;
2 балла – выполнен верно один способ классификации;
3 балла – классификация произведена верно. Задание выполнено двумя способами:

первый способ – гласные: а, у, е и согласные: В, с К, в;
второй способ – заглавные: В, К и строчные: а, у, с, в, е.

При выполнении могут быть допущены ошибки в написании букв (в варианте: гласные – согласные вместо заглавной, написана строчная буква; буквы записаны печатным шрифтом и т.п.). Эти ошибки не влияют на общую оценку выполнения задания.

С помощью заданий педагогической диагностики, которая проводится в середине и в конце учебного года, вы сможете выяснить качество усвоения учащимися изученного учебного материала, в том числе их умение применить освоенные способы действия (моделирование, установление отношений, звуко-буквенный анализ) в новой или в нестандартной ситуации. Рассмотрим это на примере выполнения задания 6 по математике в диагностике, проводимой в середине учебного года. Учащимся предлагается задача: «У Юры 3 кубика, а у Сережи 2 кубика. На столе есть коробка, в которую умещается 4 кубика. Смогут ли мальчики уложить в эту коробку все свои кубики? Если смогут – поставь знак “+”, если нет, то поставь знак “–” в правом нижнем углу рамки».

Вы увидите, что многие ваши ученики выполнят это задание в «свернутом» виде, то есть отметят только ответ «–» и объяснят вам свой ответ так: «К трем прибавлю два, получу 5 кубиков. В коробку умещается только 4. Поставлю “–” (минус)». Некоторые даже могут записать вычисления: 5 – 4 = 1: «Один кубик не умещается в коробке». Это высокий уровень выполнения задания.

Но некоторые ученики будут действовать по-другому: они нарисуют коробку, в которую умещается 4 кубика, вне коробки изобразят 5 кубиков и проведут линии от каждого кубика к его месту в коробке (установят однозначное соответствие: кубик – место в коробке). Только после этого эти дети отметят ответ «–» – «не смогут». Естественно, такое решение оценивается тем же высшим баллом, что и предыдущее. Точно так же вы подходите и к оцениванию выполнения задания 3. Следуя инструкции, ученику нужно нарисовать ответ: столько кругов, сколько чашек с молоком. Некоторые дети сразу рисуют нужное число кругов, а некоторые фиксируют всё условие задачи: было семь чашек (семь кругов) в две налили сок (два круга зачеркнуты). То есть и здесь вы можете видеть, как рассуждает ученик. Что означает такой ответ на диагностическое задание? Это верный ответ, хотя ребенок еще не может решить задачу «в уме»: он демонстрирует усвоенный способ действия – моделирование условия задачи.

От одного диагностического обследования к другому задания, конечно, усложняются. Если мы проверяем, например, умение передавать форму фигуры, то в начале года дети должны были это сделать на нелинованном листе бумаги (задание 1)*, в середине года все части фигуры уже должны быть просчитаны по клеточкам и точно скопированы (задание 1), а в конце года, кроме того, необходимо изменить и пространственное расположение фигуры (задание 7). Анализируя детские работы, вы обязательно обратите внимание на то, как меняется характер их исполнения: становится меньше случайных, неверно проведенных линий. Это значит, что Ваши ученики уже научились заранее обдумывать и планировать свои действия. Если в ходе педагогической диагностики, проводимой в конце II четверти, вы обнаружите, что кто-то из ваших учеников, выполняя это задание, по-прежнему действует без заранее намеченного плана, – продумайте, какие упражнения нужно ему предложить (причем не только на уроках математики), чтобы ликвидировать этот пробел в его развитии. Ошибки такого рода свидетельствуют о том, что у ребенка пока еще отсутствует упреждающий самоконтроль – он видит свою ошибку только тогда, когда она уже допущена. Но учтите, что и это – прогресс по сравнению с тем, когда ученик вообще не видит своей ошибки, удовлетворяется неточно воспроизведенным образцом. Добились ли вы успеха в работе с такими детьми, вы узнаете в конце года, когда в задании 7 они должны будут вновь воспроизвести форму фигуры, но в еще более сложных условиях.

Среди математических заданий есть задания на классификацию (задание 4 – в середине года, задание 10 – в конце года). В предлагаемых заданиях основание для классификации детям нужно определить самостоятельно. И если вы увидите, что с этим не все могут справиться, это сигнал: что-то упущено в работе с этим учеником, он может выполнять точные указания учителя, но пока не может рассуждать, действовать самостоятельно. Ведь в задании 4 принцип классификации сам собой напрашивается: куклы и машины. Но есть дети, которые этого как бы не видят – просто делят все игрушки на две равные части («Ведь математика!»). В конце года задание, конечно, сложнее – нужно разбить на две группы буквы, да еще предлагается найти два способа классификации. Вы можете при этом проверить дополнительно еще одну сторону мышления своих учеников: могут ли они рассматривать одно и то же явление с разных сторон или это им еще трудно.

Посмотрите, как меняются задания на проверку фонематического восприятия. В данных заданиях важно выяснить, не ориентируются ли ваши ученики при проведении звукового анализа на буквенную запись слова. Ведь вы отлично понимаете, что полноценное изучение фонетики во 2–4-х классах возможно только в том случае, если дети умеют вслушиваться в звуковой состав слова. Именно поэтому и в середине, и в конце учебного года значительная часть заданий по русскому языку направлена на выяснение этого вопроса. Взгляните на первое задание: нужно отметить слова, в которых есть звук [а]. Казалось бы, что может быть легче? Если все ваши воспитанники сделали это верно – прекрасно. Но не удивляйтесь, если кто-то «не услышит» этого звука в словах ящик и гиря, – этот ученик заменил звуковой анализ буквенным (хотя слово не написано, но оно произносится). Задание 2 для некоторых ваших учеников окажется проще, чем задание 3. Почему? Последовательному проведению звукового анализа вы тщательно учили своих воспитанников, они, как правило, делают это легко. А вот найти в других словах мягкий согласный звук [в], не забыть о его мягкости, удержать эту учебную задачу труднее – кое-кто наверняка отметит и слова с твердым согласным [в] или не заметит звук в середине слова.

То же происходит и в задании 4. При проведении звукового анализа слов кит, кот, белка, булка ваши ученики, скорее всего, не допустили бы ошибок, так как всё их внимание направлено на последовательную характеристику каждого звука. А при поиске «разных» звуков кое-кто эту учебную задачу может упустить и не заметить разницы в твердых и мягких согласных звуках, отметив только гласные звуки.

Обратите внимание на задание 5. Не исключено, что некоторые ваши ученики, отлично справлявшиеся на уроках с подобными заданиями, здесь допустят ошибку: соединят слово роза или лампа не с той схемой. Что это означает? Они не умеют определить количество слогов в слове или место ударения? Конечно, умеют. Но эти дети привыкли к тому, что каждое задание должно иметь одно правильное решение. А здесь одной схеме соответствует два слова, а другой – ни одного. Задание проверяет, насколько сформированы у учеников самоконтроль и самооценка, как они действуют в нестандартных ситуациях.

В конце года задания, естественно, усложняются: дети должны ориентироваться на звуки, хотя слова они видят написанными, что провоцирует их на ошибки. Для выполнения первых четырех заданий нужно обязательно вслушиваться в звучащее слово, иначе верное выполнение задания невозможно. Вы увидите, что не все учащиеся могут это сделать. Опять-таки при проведении звукового анализа слова ель они не допускают ошибок. Но, определяя, чего больше в этом слове – звуков или букв, дети, глядя на написанное слово, часто не удерживают учебную задачу, забывают о звуковом составе этого слова и дают неверный ответ.

Задание 5 не просто выясняет умение учеников различать звонкие и глухие согласные. Здесь дети должны самостоятельно определить принцип составления пар – это главная учебная задача. Если она решена верно, задание легко выполняется, если нет – нужно заметить это и во 2-м классе специально учить этих детей самостоятельно увидеть и решить учебную задачу.

Пожалуйста, помните, что педагогическая диагностика проверяет не только (и не столько!) знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик. А поэтому любые исправления, которые делает ребенок, выполняя задания педагогической диагностики, не снижают оценивания. Напротив, если ученик сам исправил ошибку, значит, он владеет и самоконтролем, и самооценкой, считает необходимым проверять свою работу, умеет ее критически оценить.

Данные, полученные в результате проведения педагогической диагностики, позволят вам определить уровень достижений каждого ученика, установить, каковы успехи в формировании его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении и углублении; какие качества учебной деятельности сформированы, а какие необходимо формировать; установить причины трудностей и выбрать пути их устранения.

Результаты выполнения диагностических работ занесите в уже знакомую вам по диагностике готовности к школьному обучению таблицу, где в верхней части записаны номера заданий, слева – фамилии учащихся, а на пересечении этих столбцов – оценки за выполнение заданий.

Педагогическая диагностика дает возможность учителю оказать необходимую помощь каждому ученику. Анализируя диагностические работы, ошибки учеников, учитель может выявить трудности в усвоении способов работы, в формировании тех или иных учебных действий, недостатки самоконтроля и т.д. и вовремя исправить это.

Все учебники и рабочие тетради учебно-методического комплекта «Начальная школа «ХХI века» построены таким образом, чтобы учащиеся не просто усвоили знания, а научились думать, рассуждать, подвергать сомнению, казалось бы, несомненные истины.

Диагностические работы, выполненные школьниками дают думающему Учителю богатый материал для размышлений о собственной работе. Если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет корректировать собственную работу, добиваться максимальных результатов – педагогическая диагностика окажет ему помощь, которую трудно переоценить.


* См. статью «Готовность к школьному обучению» (газета «Начальная школа» ПС, № 13/2007).