Оксана РЫДЗЕ
Развитие учебной самостоятельности
Все ли дети самостоятельны? Нужно
ли ученику быть самостоятельным?
Может ли самостоятельность человека развиваться
стихийно?
Самостоятельность в школе и дома – это одно и
то же?
Практика школы показывает,
что самостоятельность требуется от ученика
постоянно. |
Ребенку нужно переодеться в
раздевалке, подготовится к уроку, решить задачу и
записать предложение, выполнить проверочную
работу, сделать домашнее задание. Но понимаем ли
мы при этом, что не всё из перечисленного –
проявления самостоятельности в учении? Ведь
самостоятельность в переодевании и
самостоятельность в поиске способа выполнения
задания не идентичны. Но какая самостоятельность
важнее и нужнее ребенку шести лет? Какая
самостоятельность преобладает в этом возрасте?
Если поинтересоваться у родителей и учителей
первоклассников, самостоятельны ли их дети, то
родители, скорее всего будут хвалить шестилеток:
они сами одеваются, сами включают телевизор
и компьютер, убирают игрушки.
А учителя о тех же первоклассниках
скажут, что им трудно ориентироваться в учебнике,
они не помнят, какое задание выполняют, не
проверяют сделанное, не могут по собственному
желанию выбрать цвет карандаша и т.д. Подобное
расхождение во взглядах определяется тем, что в
учении важна учебная самостоятельность, а вне
школы чаще проявляется бытовая.
На уроке важнее учебная
самостоятельность: учитель хочет, чтобы ученик
был инициативен, хорошо ориентировался в учебном
материале, учился оценивать свои силы и
возможности,
не боялся нового, неизвестного. |
В отличие от бытовой
самостоятельности учебная самостоятельность
всегда сопровождается проявлением таких
характеристик, как самооценка и самоконтроль.
Почему же первоклассник
оказывается несамостоятельным в учении?
Общеизвестно, что стремление проявить себя в
новой деятельности, желание поделиться
информацией, показать свое умение делать что-то,
оказать помощь – характерные черты ребенка,
приступающего к учению.
Эти черты проявляются еще в дошкольном
детстве. Но тогда они были основой повседневной
деятельности, средством ориентировки в
окружающем, а в процессе обучения (особенно
авторитарного), как правило, утрачиваются.
В дальнейшем эти черты
самостоятельности либо стихийно формируются
заново (надо же как-то справляться с учебной
программой, писать проверочные и контрольные
работы), либо младший школьник становится
несамостоятельным и нуждается в постоянном
руководстве, инструкциях и указаниях.
В дошкольном детстве ученик
свободно проявлял самостоятельность по целому
ряду причин: недостаточный уровень овладения
деятельностью и связанная с этим потребность
узнать, попробовать свои силы, проявить
инициативу; осознание значимости результатов
своего труда (в том числе и игрового) для себя и
окружающих; присутствие значимого взрослого.
Например, инициатива (в дальнейшем –
одна из основных характеристик учебной
самостоятельности) часто провоцировалась новым
содержанием деятельности, ее новыми формами.
Самостоятельность ребенка была
непосредственной, непроизвольной: «А что
произойдет, если в бумажный кораблик, который я
сложил на занятии и хочу пустить в луже, положить
сучок или камешек? Унесет (опрокинет) его тогда
ветер? А если камешек окажется тяжелым?»
Приступая к школьному обучению,
ребенок непроизвольно отказывается от
самостоятельности по целому ряду причин.
Следование правилам,
диктуемым школьной жизнью, регулирует поведение
ученика, упорядочивает отношения со
сверстниками и учителями, но в то же время ставит
в жесткие рамки подчинения, особенно ощутимые и
болезненные на начальном этапе обучения. |
Школьник уже не ощущает
потребности или необходимости в самовыражении в
учении, он постоянно вынужден задумываться о
последствиях своей инициативы и творчества
(«буду делать не так, как все, не успею… и
придется делать дома, учитель будет ругать, мама
рассердится...»). Ученику легче занять позицию
наблюдателя, слушателя, исполнителя.
Еще одна причина
несамостоятельности состоит в том, что школьника
не учат быть самостоятельным. Педагогу проще,
если ученик даст не свой собственный, а нужный
учителю ответ на вопрос, решит задачу тем же
способом, что и весь класс. |
Необходимость
самостоятельности в учебной деятельности
ученика очевидна и при этом не требует создания
специальных условий. Достаточно просто
обнаружить и использовать резервы, заложенные в
содержании предметов, современных средствах и
методиках обучения.
Учебники и тетради, предлагаемые в УМК
«Начальная школа ХХI века», дают возможность
педагогу организовать целенаправленную работу
по формированию у ученика предпосылок учебной
самостоятельности уже в 1-м классе. С первых дней
в школе ребенок учится ориентироваться в
учебниках и тетрадях при помощи специально
разработанного ориентировочного аппарата; все
учебные пособия содержат задания разной степени
трудности и развернутости действий и т.д.
Каковы же некоторые предпосылки
развития самостоятельности первоклассника?
Желание
проявить себя в деятельности
Для ребенка, приступившего к учению,
характерно стремление проявить себя в посильном
труде. Он не хочет быть пассивным наблюдателем, а
пытается влиять на ход учебной работы и ее
результат. Учебная самостоятельность успешнее
всего формируется в привычных видах
деятельности: игровой, трудовой, физической. В
отличие от других уроков, например обучения
грамоте или математики, на уроках окружающего
мира бывший дошкольник имеет больше
возможностей для наблюдения («Понаблюдай за
работой продавца. Расскажи, какие действия он
выполняет всегда, а какие – иногда?»), для
обсуждения проблемы («Какие из знаков дорожного
движения, мимо которых ты ходишь в школу, ты
знаешь? Опиши, как выглядят те, названия и смысла
которых не знаешь»). Иногда для разрешения
учебной проблемы ученику приходится
прикладывать физические усилия и выполнять
упражнения («Прыгни в длину»; «Покажи, как помочь
товарищу, повредившему ногу»; «Если наступить
сначала на снег, а потом на лед, что можно
заметить? Проверь, когда пойдешь домой»).
Обращение к привычным с дошкольного детства
поручениям и заданиям позволяет ученику
переносить накопленный опыт в незнакомую
ситуацию.
Новизна учебной ситуации,
ориентированной на использование дошкольного
опыта ребенка, заключается в том, что если раньше
ученик выполнял отдельные действия
непроизвольно, стихийно, действовал в
соответствии с сиюминутными устремлениями, то
теперь ему приходится себя контролировать,
выполнять правила и требования.
Стремление
преодолевать трудности
Развитию самостоятельности как
качества ученика препятствует то, что
первоклассники еще не умеют бороться с
трудностями. В новой для себя учебной
деятельности ученику проще обратиться за
помощью, дождаться подсказки или
дополнительного разъяснения от учителя. Если
самостоятельность при этом и развивается, то не
«благодаря», а «вопреки» педагогическим
воздействиям и проявляется, в первую очередь, в
бытовых, а не в учебных ситуациях: «Я не знаю, как
выполнить задание в тетради, но могу раскрасить
все рисунки».
Наблюдение за поведением и учебной
работой первоклассника на уроках показывает, что
все его трудности носят либо ориентировочный,
либо организационный характер, то есть ребенок
или не знает «Что сейчас нужно делать?» («Куда
смотреть?»; «Чем пользоваться?»; «На какой вопрос
отвечать?»), либо не может оформить решение в виде
записи или вербально («Куда писать?»; «Рисовать
или не рисовать?»; «Как сказать?»).
Понимание или осознание предстоящей
трудности обычно дезориентирует школьника,
вызывает скепсис и нежелание ее преодолевать. Со
временем пассивное игнорирование и избегание
трудностей становится учебным качеством ученика
и препятствует развитию волевых характеристик
личности, способствует лишь становлению
ученика-наблюдателя, способного только
воспроизводить действия.
Для того чтобы вчерашний дошкольник
учился преодолевать трудности, авторы
предлагают, например, при изучении окружающего
мира строить обучение с опорой на опыт ребенка.
К примеру, первоклассник не только
понимает, что «животное – живое существо» (это
знают и дошкольники), но и может это объяснить.
Ученика учат спрашивать, предполагать,
советоваться, оценивать результат и качество
своей учебной работы. Часто школьник учится
преодолевать трудности не в одиночку, а вместе с
одноклассниками. Это способствует формированию
и другой предпосылки учебной самостоятельности.
Стремление
участвовать в учебной работе
Фронтальная работа на уроке в 1-м классе
имеет двойственный эффект: с одной стороны, все
дети участвуют в обсуждении и чему-то учатся, с
другой – практически никто из детей не может
потом выполнить то же самое задание
самостоятельно. Ученику трудно следить за ходом
обсуждения и оценивать ответы одноклассников, он
часто отвлекается и к концу обсуждения не всегда
способен ответить на вопрос: «Что делали?»
(«Какие правила придумывали/вспоминали?»; «Какую
задачу решали?»).
Первоклассник учится быть
самостоятельным в учении, если он понимает, что
задание адресовано именно ему, а не всем и что
выполнить его необходимо. Среди заданий и
упражнений в средствах УМК достаточно таких,
которые можно использовать не только для
коллективного обсуждения («Поиграем в театр»;
«Обсудим подарки»; «Поможем птицам зимой»), но и
для работы в группах/парах («Договоритесь и
подготовьте вывеску вашего магазина»;
«Поговорите друг с другом по телефону»), а также
для индивидуальной самостоятельной работы
(«Выбери и выполни задание»;«Сочини историю»;
«Придумай загадку (потешку)»).
Умение
участвовать в игровой деятельности
Самостоятельность ученика во многом
определяется его умением участвовать в игровой
деятельности. Сначала в игре, а потом в учении он
учится оценивать собственные возможности,
проверять следование правилам.
В игре школьнику легче
проявить инициативу, независимость,
изобретательность. |
Ситуация игры способна не
только заинтересовать, но и помочь сделать то,
чего школьник раньше никогда не делал
(«Придумайте и обыграйте вид спорта»; «Сочините
режим дня для девятиклассника (дошкольника) и
покажите, как он его соблюдает/не соблюдает»).
Игра учит самоорганизации, формирует
способность адекватно относиться к мнению
окружающих, в том числе учителя («Сейчас каждый
из вас – учитель. Проверьте, правильно ли ученик
выполнил работу»; «Придумайте задание с
ошибкой»).
В качестве игрового упражнения,
развивающего самостоятельность, можно
предложить первоклассникам на уроке математики
придумать как можно больше разных заданий к
рисунку.
Очевидно, что такое задание легко
выполнять во время фронтальной работы с классом,
но в этом случае самостоятельность каждого
отдельного ученика проявится в наименьшей
степени. А вот работа в группе даст более
значительный эффект, поскольку ученики, работая
в группах, могут выполнять задание по-разному, и
каждый участник команды будет либо наблюдать,
либо участвовать в поиске. При этом даже
наблюдение станет более активным – ведь он в
команде, и от его внимательности, помощи
одноклассникам зависит победа или поражение.
Обычно ученики придумывают несколько видов
заданий. Основные из них такие.
ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
«Нарисуй кругов и треугольников
столько, сколько их на рисунке»; «Нарисуй столько
палочек, сколько здесь треугольников и кругов».
ЗАДАНИЯ НА СРАВНЕНИЕ
«Каких фигур больше?»; «Подумай, чего
больше – кругов или треугольников?»; «На сколько
меньше треугольников, чем кругов?»
АРИФМИТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
«Посчитай, сколько здесь кругов и
сколько треугольников»; «Узнай, сколько всего
фигур на чертеже».
ОТДЕЛЬНАЯ ГРУППА ЗАДАНИЙ
В эту группу можно собрать придуманные
задания, формулировка и решение которых
представляют трудность для большинства
первоклассников, поскольку они встречаются в
процессе обучения редко или не встречаются
вовсе.
То есть при составлении (придумывании)
задания ученик воспользовался своим личным
опытом, воспроизвел услышанное ранее или проявил
творчество. Приведем примеры: «Чего больше,
кругов или всех фигур?»; «Перерисуй фигуры без
углов»; «Нарисуй квадратов столько, сколько
здесь фигур, которых больше»; «Придумай картину
из этих фигур».
Задание, аналогичное предложенному,
может быть представлено поэтапно как
фронтальное, как групповое, как индивидуальное. И
самостоятельность ученика проявится по-новому.
На уроке с фронтальной работой (первом)
ученики познакомятся с таким видом работы, и
самостоятельность отдельного ученика будет
минимальной. На уроке с групповой работой
(втором) кто-то из детей сам проявит инициативу,
чья-то самостоятельность будет спровоцирована
желанием выиграть или не подвести команду, а
кто-то будет наблюдать и учиться.
Если педагог предложит на одном из
последующих занятий (третьем) выполнить
аналогичное задание самостоятельно, вероятность
того, что ученик справится с ним, становится
высокой, поскольку он в разных ситуациях уже
учился быть самостоятельным.
Средства обучения УМК «Начальная
школа ХХI века» позволяют систематически
организовывать работу по формированию этих и
других предпосылок самостоятельности ученика,
таких как способность участвовать в
целенаправленной деятельности и влиять на ее
протекание; упорядочивать свои действия в
знакомой ситуации; оценивать и контролировать
действия других и свои собственные.
Учебная самостоятельность, основы
которой закладываются в первом классе, в
дальнейшем будет рассматриваться как один из
показателей сформированности учебной
деятельности младшего школьника.
|