Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Оксана РЫДЗЕ

Развитие учебной самостоятельности

Все ли дети самостоятельны? Нужно ли ученику быть самостоятельным?
Может ли самостоятельность человека развиваться стихийно?
Самостоятельность в школе и дома – это одно и то же?

Практика школы показывает, что самостоятельность требуется от ученика постоянно.

Ребенку нужно переодеться в раздевалке, подготовится к уроку, решить задачу и записать предложение, выполнить проверочную работу, сделать домашнее задание. Но понимаем ли мы при этом, что не всё из перечисленного – проявления самостоятельности в учении? Ведь самостоятельность в переодевании и самостоятельность в поиске способа выполнения задания не идентичны. Но какая самостоятельность важнее и нужнее ребенку шести лет? Какая самостоятельность преобладает в этом возрасте? Если поинтересоваться у родителей и учителей первоклассников, самостоятельны ли их дети, то родители, скорее всего будут хвалить шестилеток: они сами одеваются, сами включают телевизор и компьютер, убирают игрушки.

А учителя о тех же первоклассниках скажут, что им трудно ориентироваться в учебнике, они не помнят, какое задание выполняют, не проверяют сделанное, не могут по собственному желанию выбрать цвет карандаша и т.д. Подобное расхождение во взглядах определяется тем, что в учении важна учебная самостоятельность, а вне школы чаще проявляется бытовая.

На уроке важнее учебная самостоятельность: учитель хочет, чтобы ученик был инициативен, хорошо ориентировался в учебном материале, учился оценивать свои силы и возможности,
не боялся нового, неизвестного.

В отличие от бытовой самостоятельности учебная самостоятельность всегда сопровождается проявлением таких характеристик, как самооценка и самоконтроль.

Почему же первоклассник оказывается несамостоятельным в учении? Общеизвестно, что стремление проявить себя в новой деятельности, желание поделиться информацией, показать свое умение делать что-то, оказать помощь – характерные черты ребенка, приступающего к учению.

Эти черты проявляются еще в дошкольном детстве. Но тогда они были основой повседневной деятельности, средством ориентировки в окружающем, а в процессе обучения (особенно авторитарного), как правило, утрачиваются.

В дальнейшем эти черты самостоятельности либо стихийно формируются заново (надо же как-то справляться с учебной программой, писать проверочные и контрольные работы), либо младший школьник становится несамостоятельным и нуждается в постоянном руководстве, инструкциях и указаниях.

В дошкольном детстве ученик свободно проявлял самостоятельность по целому ряду причин: недостаточный уровень овладения деятельностью и связанная с этим потребность узнать, попробовать свои силы, проявить инициативу; осознание значимости результатов своего труда (в том числе и игрового) для себя и окружающих; присутствие значимого взрослого.

Например, инициатива (в дальнейшем – одна из основных характеристик учебной самостоятельности) часто провоцировалась новым содержанием деятельности, ее новыми формами.

Самостоятельность ребенка была непосредственной, непроизвольной: «А что произойдет, если в бумажный кораблик, который я сложил на занятии и хочу пустить в луже, положить сучок или камешек? Унесет (опрокинет) его тогда ветер? А если камешек окажется тяжелым?»

Приступая к школьному обучению, ребенок непроизвольно отказывается от самостоятельности по целому ряду причин.

Следование правилам, диктуемым школьной жизнью, регулирует поведение ученика, упорядочивает отношения со сверстниками и учителями, но в то же время ставит в жесткие рамки подчинения, особенно ощутимые и болезненные на начальном этапе обучения.

Школьник уже не ощущает потребности или необходимости в самовыражении в учении, он постоянно вынужден задумываться о последствиях своей инициативы и творчества («буду делать не так, как все, не успею… и придется делать дома, учитель будет ругать, мама рассердится...»). Ученику легче занять позицию наблюдателя, слушателя, исполнителя.

Еще одна причина несамостоятельности состоит в том, что школьника не учат быть самостоятельным. Педагогу проще, если ученик даст не свой собственный, а нужный учителю ответ на вопрос, решит задачу тем же способом, что и весь класс.

Необходимость самостоятельности в учебной деятельности ученика очевидна и при этом не требует создания специальных условий. Достаточно просто обнаружить и использовать резервы, заложенные в содержании предметов, современных средствах и методиках обучения.

Учебники и тетради, предлагаемые в УМК «Начальная школа ХХI века», дают возможность педагогу организовать целенаправленную работу по формированию у ученика предпосылок учебной самостоятельности уже в 1-м классе. С первых дней в школе ребенок учится ориентироваться в учебниках и тетрадях при помощи специально разработанного ориентировочного аппарата; все учебные пособия содержат задания разной степени трудности и развернутости действий и т.д.

Каковы же некоторые предпосылки развития самостоятельности первоклассника?

Желание проявить себя в деятельности

Для ребенка, приступившего к учению, характерно стремление проявить себя в посильном труде. Он не хочет быть пассивным наблюдателем, а пытается влиять на ход учебной работы и ее результат. Учебная самостоятельность успешнее всего формируется в привычных видах деятельности: игровой, трудовой, физической. В отличие от других уроков, например обучения грамоте или математики, на уроках окружающего мира бывший дошкольник имеет больше возможностей для наблюдения («Понаблюдай за работой продавца. Расскажи, какие действия он выполняет всегда, а какие – иногда?»), для обсуждения проблемы («Какие из знаков дорожного движения, мимо которых ты ходишь в школу, ты знаешь? Опиши, как выглядят те, названия и смысла которых не знаешь»). Иногда для разрешения учебной проблемы ученику приходится прикладывать физические усилия и выполнять упражнения («Прыгни в длину»; «Покажи, как помочь товарищу, повредившему ногу»; «Если наступить сначала на снег, а потом на лед, что можно заметить? Проверь, когда пойдешь домой»). Обращение к привычным с дошкольного детства поручениям и заданиям позволяет ученику переносить накопленный опыт в незнакомую ситуацию.

Новизна учебной ситуации, ориентированной на использование дошкольного опыта ребенка, заключается в том, что если раньше ученик выполнял отдельные действия непроизвольно, стихийно, действовал в соответствии с сиюминутными устремлениями, то теперь ему приходится себя контролировать, выполнять правила и требования.

Стремление преодолевать трудности

Развитию самостоятельности как качества ученика препятствует то, что первоклассники еще не умеют бороться с трудностями. В новой для себя учебной деятельности ученику проще обратиться за помощью, дождаться подсказки или дополнительного разъяснения от учителя. Если самостоятельность при этом и развивается, то не «благодаря», а «вопреки» педагогическим воздействиям и проявляется, в первую очередь, в бытовых, а не в учебных ситуациях: «Я не знаю, как выполнить задание в тетради, но могу раскрасить все рисунки».

Наблюдение за поведением и учебной работой первоклассника на уроках показывает, что все его трудности носят либо ориентировочный, либо организационный характер, то есть ребенок или не знает «Что сейчас нужно делать?» («Куда смотреть?»; «Чем пользоваться?»; «На какой вопрос отвечать?»), либо не может оформить решение в виде записи или вербально («Куда писать?»; «Рисовать или не рисовать?»; «Как сказать?»).

Понимание или осознание предстоящей трудности обычно дезориентирует школьника, вызывает скепсис и нежелание ее преодолевать. Со временем пассивное игнорирование и избегание трудностей становится учебным качеством ученика и препятствует развитию волевых характеристик личности, способствует лишь становлению ученика-наблюдателя, способного только воспроизводить действия.

Для того чтобы вчерашний дошкольник учился преодолевать трудности, авторы предлагают, например, при изучении окружающего мира строить обучение с опорой на опыт ребенка.

К примеру, первоклассник не только понимает, что «животное – живое существо» (это знают и дошкольники), но и может это объяснить. Ученика учат спрашивать, предполагать, советоваться, оценивать результат и качество своей учебной работы. Часто школьник учится преодолевать трудности не в одиночку, а вместе с одноклассниками. Это способствует формированию и другой предпосылки учебной самостоятельности.

Стремление участвовать в учебной работе

Фронтальная работа на уроке в 1-м классе имеет двойственный эффект: с одной стороны, все дети участвуют в обсуждении и чему-то учатся, с другой – практически никто из детей не может потом выполнить то же самое задание самостоятельно. Ученику трудно следить за ходом обсуждения и оценивать ответы одноклассников, он часто отвлекается и к концу обсуждения не всегда способен ответить на вопрос: «Что делали?» («Какие правила придумывали/вспоминали?»; «Какую задачу решали?»).

Первоклассник учится быть самостоятельным в учении, если он понимает, что задание адресовано именно ему, а не всем и что выполнить его необходимо. Среди заданий и упражнений в средствах УМК достаточно таких, которые можно использовать не только для коллективного обсуждения («Поиграем в театр»; «Обсудим подарки»; «Поможем птицам зимой»), но и для работы в группах/парах («Договоритесь и подготовьте вывеску вашего магазина»; «Поговорите друг с другом по телефону»), а также для индивидуальной самостоятельной работы («Выбери и выполни задание»;«Сочини историю»; «Придумай загадку (потешку)»).

Умение участвовать в игровой деятельности

Самостоятельность ученика во многом определяется его умением участвовать в игровой деятельности. Сначала в игре, а потом в учении он учится оценивать собственные возможности, проверять следование правилам.

В игре школьнику легче проявить инициативу, независимость, изобретательность.

Ситуация игры способна не только заинтересовать, но и помочь сделать то, чего школьник раньше никогда не делал («Придумайте и обыграйте вид спорта»; «Сочините режим дня для девятиклассника (дошкольника) и покажите, как он его соблюдает/не соблюдает»). Игра учит самоорганизации, формирует способность адекватно относиться к мнению окружающих, в том числе учителя («Сейчас каждый из вас – учитель. Проверьте, правильно ли ученик выполнил работу»; «Придумайте задание с ошибкой»).

В качестве игрового упражнения, развивающего самостоятельность, можно предложить первоклассникам на уроке математики придумать как можно больше разных заданий к рисунку.

Очевидно, что такое задание легко выполнять во время фронтальной работы с классом, но в этом случае самостоятельность каждого отдельного ученика проявится в наименьшей степени. А вот работа в группе даст более значительный эффект, поскольку ученики, работая в группах, могут выполнять задание по-разному, и каждый участник команды будет либо наблюдать, либо участвовать в поиске. При этом даже наблюдение станет более активным – ведь он в команде, и от его внимательности, помощи одноклассникам зависит победа или поражение. Обычно ученики придумывают несколько видов заданий. Основные из них такие.

ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

«Нарисуй кругов и треугольников столько, сколько их на рисунке»; «Нарисуй столько палочек, сколько здесь треугольников и кругов».

ЗАДАНИЯ НА СРАВНЕНИЕ

«Каких фигур больше?»; «Подумай, чего больше – кругов или треугольников?»; «На сколько меньше треугольников, чем кругов?»

АРИФМИТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

«Посчитай, сколько здесь кругов и сколько треугольников»; «Узнай, сколько всего фигур на чертеже».

ОТДЕЛЬНАЯ ГРУППА ЗАДАНИЙ

В эту группу можно собрать придуманные задания, формулировка и решение которых представляют трудность для большинства первоклассников, поскольку они встречаются в процессе обучения редко или не встречаются вовсе.

То есть при составлении (придумывании) задания ученик воспользовался своим личным опытом, воспроизвел услышанное ранее или проявил творчество. Приведем примеры: «Чего больше, кругов или всех фигур?»; «Перерисуй фигуры без углов»; «Нарисуй квадратов столько, сколько здесь фигур, которых больше»; «Придумай картину из этих фигур».

Задание, аналогичное предложенному, может быть представлено поэтапно как фронтальное, как групповое, как индивидуальное. И самостоятельность ученика проявится по-новому.

На уроке с фронтальной работой (первом) ученики познакомятся с таким видом работы, и самостоятельность отдельного ученика будет минимальной. На уроке с групповой работой (втором) кто-то из детей сам проявит инициативу, чья-то самостоятельность будет спровоцирована желанием выиграть или не подвести команду, а кто-то будет наблюдать и учиться.

Если педагог предложит на одном из последующих занятий (третьем) выполнить аналогичное задание самостоятельно, вероятность того, что ученик справится с ним, становится высокой, поскольку он в разных ситуациях уже учился быть самостоятельным.

Средства обучения УМК «Начальная школа ХХI века» позволяют систематически организовывать работу по формированию этих и других предпосылок самостоятельности ученика, таких как способность участвовать в целенаправленной деятельности и влиять на ее протекание; упорядочивать свои действия в знакомой ситуации; оценивать и контролировать действия других и свои собственные.

Учебная самостоятельность, основы которой закладываются в первом классе, в дальнейшем будет рассматриваться как один из показателей сформированности учебной деятельности младшего школьника.