Наталья ВИНОГРАДОВА
Окружающий мир
Особое значение изучения предмета
«Окружающий мир» в первом классе
Раскроем прежде всего адаптационное
значение этого курса, то есть его положительное
влияние на устранение трудностей привыкания
детей к школе.
Среди выделяемых психологами и
физиологами трудностей адаптации есть те,
которые связаны с характером деятельности в
школе: дети много сидят, занимаются
однообразной деятельностью, должны внимательно
следить за командами учителя и быстро их
выполнять. В дошкольном детстве осталась любимая
деятельность детей – игровая, прежде всего
сюжетно-ролевая игра, подвижные игры.
Другие трудности связаны с
характером взаимоотношений ребенка с учителем,
с товарищами по классу, в семье. При всей
доброжелательности значительного большинства
учителей начальной школы к своим
первоклассникам взрослые остаются для ребенка
строгими наставниками, которые все время
предъявляют ему требования, часть из которых он
выполнить пока не может. В связи с этим дети все
время испытывают робость, нерешительность,
скованность, чувство одиночества, боязнь не
выполнить указание.
Еще одна группа трудностей, которые
выделяют психологи, связана с недостаточно
развитыми мотивами учения у первоклассника,
даже у тех, которые в дошкольном детстве мечтали
учиться. Вы, конечно, замечали, что первое время
дети с удовольствием ходят в школу, чувство
новизны заставляет их проявлять интерес к
школьной жизни. Но постепенно обязанность
выполнять требования без понимания их
необходимости вызывает у ученика чувство
неудовлетворения, «пресыщения», вследствие чего
первоначальная тяга к учению гаснет.
Преодолеть все эти трудности в 1-м
классе помогают уроки окружающего мира. С этой
точки зрения данный учебный предмет
рассматривается авторами УМК «Начальная школа XXI
века» как адаптационный.
Другая важная функция этого предмета
– образовательная, – он «отвечает» за
формирование разнообразных представлений о
природе, человеке и обществе. Учитель учит
первоклассника ориентироваться в доступных
естественнонаучных и обществоведческих
понятиях, формирует целостное восприятие
окружающего мира. Эта функция отражает
интегративную сущность данного учебного курса
– неповторимую в такой форме ни в одном другом
предмете, изучаемом в начальной школе.
Особое значение изучения этого
предмета в 1-м классе заключается в том, что
учитывается важнейшая психологическая
особенность восприятия ребенка этого возраста –
он познает мир целостно, не разделяя его на
отдельные «кусочки», и только постепенно в его
сознании начинают дифференцироваться разные
области окружающей действительности.
Обратим еще раз ваше внимание на то,
что, на наш взгляд, изучение этого предмета
должно строиться в основном на известном детям
материале. Это связано с тем, что дети приходят с
разным уровнем общего развития и подготовки к
школе, поэтому одной из задач обучения является
систематизация, обобщение имеющихся знаний, то
есть «выравнивание» учащихся – подготовка их к
«единому старту» при изучении окружающего мира
во 2-м классе.
С этой точки зрения развивающая
функция предмета «Окружающий мир» обеспечивает
совершенствование интеллектуальных умений,
которые формировались в дошкольном детстве:
сравнивать, группировать, классифицировать,
обобщать, анализировать и др.
Давайте подытожим наш разговор: в чем
же особое значение предмета «Окружающий мир» в
1-м классе? По этому поводу размышляют сами
первоклассники, отвечая на вопрос: «Нравится ли
тебе предмет “Окружающий мир” и почему?»:
«Мне нравятся уроки окружающего мира,
потому что я рассказываю о том, что знаю, и слушаю
рассказы своих друзей» (Миша Б.).
«Я люблю играть всякие роли –
милиционера, врача или продавца. На уроках
окружающего мира разрешают играть» (Марина В.).
«Мне очень нравятся наши экскурсии. Мы
много гуляем и узнаем много нового о природе и о
том, как работают люди в огороде, на фабрике, в
библиотеке» (Олеся А.).
Высказывания детей помогают нам
выделить три особенности этого предмета.
1. Изучение окружающего мира
идет с опорой на эмпирический опыт ребенка,
полученный им в дошкольном детстве. Это помогает
устанавливать быстро и целесообразно связь
между имеющимися у первоклассников знаниями и
новой информацией.
2. Одним из важнейших методов
обучения на уроках окружающего мира является
игра. Эта деятельность позволяет плавно и без
лишних трудностей осуществить переход от
ведущей деятельности дошкольника (игровой) к
новой – учебной как ведущей деятельности
младшего школьника.
3. Процесс изучения
окружающего мира тесно связан с чувственным
восприятием ребенка, что не только обогащает
сенсорный опыт первоклассников, но и
удовлетворяет их потребность в чувственном
познании.
Особенности организации процесса
изучения предмета «Окружающий мир»
Первое условие – реализация принципа
актуальности и доступности знаний для
первоклассника. Вы, уважаемый читатель, хорошо
знаете, что одной из причин потери интереса
ребенка к обучению является то, что часто
предоставляемое ребенку знание является для
него неактуальным: он не понимает, где нужно его
применить, зачем нужно выполнять данное правило.
Более того, дети почти никогда не попадают в
такие ситуации, которые вы с ними обсуждаете.
Действительно, многие ли шестилетние
дети в большом городе возвращаются из школы без
взрослого, одни передвигаются по большим
автомобильным магистралям или поднимаются в
лифтах? Да и есть ли лифты в маленьких поселках и
селах?
Знания о поведении в приведенных
ситуациях понадобятся позже – в следующих
классах начальной школы, в новых жизненных
ситуациях, в которые растущий ребенок может
попасть.
Поэтому подобные знания о поведении
являются сегодня неактуальными, воспринимаются
как «навязанные» взрослыми – все это происходит
как бы с другими детьми, а не с ними. Конечно, это
не означает, что из окружающего мира нужно
убрать, к примеру, Правила дорожного движения.
Очевидно одно: что методика сообщения знаний в
данном случае должна быть другой.
Знания должны быть актуальными
1. Актуальные знания удовлетворяют
основные жизненные потребности ребенка этого
возраста.
Знания и умения, которые усваивает
младший школьник, должны обеспечить возможность
нового этапа освоения действительности
(школьной, семейной, природной, общественной и
пр.), его готовность к удовлетворению своих
потребностей.
В этом смысле предъявление актуальных
знаний особенно важно для обеспечения «мягкого»
вступления в новую школьную жизнь, формирования
новой социальной роли – «школьник», «ученик».
Обучение в начальной школе по сути дела есть
подготовка ко всей дальнейшей жизни ребенка
(завтра, послезавтра, через несколько лет) как в
школе, так и в более широком природном и
социальном пространстве.
2. Актуальные знания учитывают
особенности организации деятельности обучения.
Психологи не всякий процесс в жизни
человека называют деятельностью. По этому поводу
выдающийся психолог, академик А.Н. Леонтьев
писал: «Мы называем деятельностью не всякий
процесс.
Этим термином мы обозначаем только
такие процессы, которые, осуществляя то или иное
отношение человека к миру, отвечают особой,
соответствующей им потребности...» Для
первоклассника еще очень важными
(потребностными) видами деятельности остаются
игра, чувственное восприятие мира, общение с
взрослыми и сверстниками. Если эти потребности
не удовлетворены, то с трудом осваивается и новая
деятельность – учебная.
3. Актуальные знания обеспечивают
возможность формирования новых школьных ролей.
Для того чтобы ребенок стал учеником,
школьником, полноправным членом ученического и
школьного коллектива, он должен освоить правила
данного ролевого поведения. То есть исполнять
свои роли он может только тогда, когда знает, что
и как нужно делать. Теперь вам понятно, что
актуальными знаниями являются такие, которые
помогают ребенку принять новый этап своей жизни
(без вреда себе и другим) и осуществлять более
широкое взаимодействие с окружающим миром –
природой, предметами и вещами, людьми, самим
собой?
Все вышесказанное говорит о том, что
организация обучения в 1-м классе по предмету
«Окружающий мир» отличается, во-первых, от
дидактического процесса, свойственного другим
предметам, где решаются принципиально новые для
ребенка задачи (к примеру, обучение грамоте,
математике), а во-вторых, от процесса обучения в
последующих классах по этому предмету.
В этом смысле окружающий мир в 1-м
классе выступает как пропедевтический предмет,
главной целью которого являются обобщение,
систематизация и «приведение в порядок»
имеющихся у первоклассников знаний. Это
определяет и структуру построения уроков в 1-м
классе, и характер заданий, предъявляемых
учащимся. Раскроем некоторые из них.
Изучение природы, человека,
общественных явлений не ограничивается
расширением круга представлений. Ученик должен
не только приобретать информацию, но и уметь ею
пользоваться в разнообразных ситуациях – при
решении практических, учебных, творческих задач.
Для этого он должен владеть целым комплексом
интеллектуальных и коммуникативных умений. На
реализацию этой цели и направлена методика
обучения, которую предлагает автор данной статьи
в своем курсе «Окружающий мир. 1 класс» (учебник,
рабочие тетради) – «Вентана-Граф», 2004).
Логические задачи на уроках
окружающего мира
Использование различного типа
логических задач поможет вам придать обучению
поисковый характер, развить у учащихся
способность к избирательному использованию
знаний и поиску наиболее целесообразных
действий при решении учебных задач. Этот метод
создает ситуацию, при которой ребенок осознает
необходимость приобретения соответствующих
знаний и умений. Логическую задачу нельзя решить
«сходу» – она требует рассуждения, раздумья,
анализа. Если ученик не может дать правильный
ответ, то он совместно с другими участниками
процесса учения (обучения) ищет пути выхода из
создавшегося положения. Первым шагом при этом
оказывается оценка того, почему задача не
решается, а вторым – приобретение новых знаний
или переоценка уже имеющихся.
Вы, уважаемый учитель, можете
использовать разные типы логических задач: поиск
ошибки, классификацию, сравнение разных объектов
природы, нахождение соответствующего символа
(знака) и др.
Например, задания «Найди ошибку»
не только позволяют проверить наличие знаний,
умение соотнести истинное и ложное, но и
учат элементам самоконтроля: найдя ошибку,
ученик должен объяснить, как ее исправить.
К примеру, дети анализируют
предложение: В лесу нам осень подарила грибы,
орехи, яблоки и рябину.
Один ученик говорит, что здесь есть
ошибка («Яблоки в лесу не растут»), другой
замечает, что здесь ошибки нет («Когда мы были в
лесу, видели яблоню. На ней было много яблок»).
Учитель спрашивает: кто прав и каким образом
могла вырасти в лесу яблоня? После обсуждения
дети приходят к выводу: «Действительно, в лесу
можно встретить дикую яблоню. Она выросла из
семечка, которое могло попасть сюда случайно».
Приведем примеры задач на
классификацию.
«Раскрась только то, что относится к
живой природе», «Дополни схему рисунками»,
«Раздели предметы на две группы так, чтобы…» – и
др.
Автором данной статьи разработаны и
речевые логические задачи, которые есть как в
тексте учебника, так и на страницах рабочих
тетрадей. Специальная рубрика учебника
«Соображалки» подсказывает первоклассникам, что
здесь представлены интересные логические
задачи.
Очень важна для первоклассников такая
структурная единица урока окружающего мира, как речевая
разминка. Ее цель – решение коммуникативных
задач: учить детей слушать вопрос и строить
собственный вопрос, обращенный к разным людям –
сверстникам, взрослым, друзьям, незнакомым;
формировать умение участвовать в диалоге;
разыгрывать разные сценки, участники которых
имеют разное настроение, характер, особенности
поведения; учить понимать жесты и мимику и т.п.
Все эти упражнения занимают совсем
небольшое время на уроке (3–5 минут) и очень
нравятся ребятам. Подробно вы можете
познакомиться с речевой разминкой, прочитав
методические рекомендации к курсу «Окружающий
мир» автора этой статьи.
Еще одна очень важная особенность
уроков окружающего мира в 1-м классе – использование
игры – дидактической и сюжетно-ролевой.
Выше уже подчеркивалась необходимость учета
потребности ребенка этого возраста в игровой
деятельности.
Автор данной статьи считает, что в 1-м
классе игра должна быть обязательным
структурным элементом каждого урока окружающего
мира. Причем очень важны не только дидактические
игры, которые создают хорошие предпосылки для
развития учебной деятельности, но и
сюжетно-ролевые.
В процессе ролевой игры у детей
формируются навыки общения, совершенствуются
межличностные отношения со сверстниками и
учителем, развивается ролевое поведение, которое
обеспечивает возможности более широких
контактов с окружающим миром.
Повторяю, что подробно все методы
обучения предмету «Окружающий мир» в 1-м классе
раскрыты автором в книгах для учителя.
|