Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Наталья ВИНОГРАДОВА

Окружающий мир

Особое значение изучения предмета «Окружающий мир» в первом классе

Раскроем прежде всего адаптационное значение этого курса, то есть его положительное влияние на устранение трудностей привыкания детей к школе.

Среди выделяемых психологами и физиологами трудностей адаптации есть те, которые связаны с характером деятельности в школе: дети много сидят, занимаются однообразной деятельностью, должны внимательно следить за командами учителя и быстро их выполнять. В дошкольном детстве осталась любимая деятельность детей – игровая, прежде всего сюжетно-ролевая игра, подвижные игры.

Другие трудности связаны с характером взаимоотношений ребенка с учителем, с товарищами по классу, в семье. При всей доброжелательности значительного большинства учителей начальной школы к своим первоклассникам взрослые остаются для ребенка строгими наставниками, которые все время предъявляют ему требования, часть из которых он выполнить пока не может. В связи с этим дети все время испытывают робость, нерешительность, скованность, чувство одиночества, боязнь не выполнить указание.

Еще одна группа трудностей, которые выделяют психологи, связана с недостаточно развитыми мотивами учения у первоклассника, даже у тех, которые в дошкольном детстве мечтали учиться. Вы, конечно, замечали, что первое время дети с удовольствием ходят в школу, чувство новизны заставляет их проявлять интерес к школьной жизни. Но постепенно обязанность выполнять требования без понимания их необходимости вызывает у ученика чувство неудовлетворения, «пресыщения», вследствие чего первоначальная тяга к учению гаснет.

Преодолеть все эти трудности в 1-м классе помогают уроки окружающего мира. С этой точки зрения данный учебный предмет рассматривается авторами УМК «Начальная школа XXI века» как адаптационный.

Другая важная функция этого предмета – образовательная, – он «отвечает» за формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе. Учитель учит первоклассника ориентироваться в доступных естественнонаучных и обществоведческих понятиях, формирует целостное восприятие окружающего мира. Эта функция отражает интегративную сущность данного учебного курса – неповторимую в такой форме ни в одном другом предмете, изучаемом в начальной школе.

Особое значение изучения этого предмета в 1-м классе заключается в том, что учитывается важнейшая психологическая особенность восприятия ребенка этого возраста – он познает мир целостно, не разделяя его на отдельные «кусочки», и только постепенно в его сознании начинают дифференцироваться разные области окружающей действительности.

Обратим еще раз ваше внимание на то, что, на наш взгляд, изучение этого предмета должно строиться в основном на известном детям материале. Это связано с тем, что дети приходят с разным уровнем общего развития и подготовки к школе, поэтому одной из задач обучения является систематизация, обобщение имеющихся знаний, то есть «выравнивание» учащихся – подготовка их к «единому старту» при изучении окружающего мира во 2-м классе.

С этой точки зрения развивающая функция предмета «Окружающий мир» обеспечивает совершенствование интеллектуальных умений, которые формировались в дошкольном детстве: сравнивать, группировать, классифицировать, обобщать, анализировать и др.

Давайте подытожим наш разговор: в чем же особое значение предмета «Окружающий мир» в 1-м классе? По этому поводу размышляют сами первоклассники, отвечая на вопрос: «Нравится ли тебе предмет “Окружающий мир” и почему?»:

«Мне нравятся уроки окружающего мира, потому что я рассказываю о том, что знаю, и слушаю рассказы своих друзей» (Миша Б.).

«Я люблю играть всякие роли – милиционера, врача или продавца. На уроках окружающего мира разрешают играть» (Марина В.).

«Мне очень нравятся наши экскурсии. Мы много гуляем и узнаем много нового о природе и о том, как работают люди в огороде, на фабрике, в библиотеке» (Олеся А.).

Высказывания детей помогают нам выделить три особенности этого предмета.

1. Изучение окружающего мира идет с опорой на эмпирический опыт ребенка, полученный им в дошкольном детстве. Это помогает устанавливать быстро и целесообразно связь между имеющимися у первоклассников знаниями и новой информацией.

2. Одним из важнейших методов обучения на уроках окружающего мира является игра. Эта деятельность позволяет плавно и без лишних трудностей осуществить переход от ведущей деятельности дошкольника (игровой) к новой – учебной как ведущей деятельности младшего школьника.

3. Процесс изучения окружающего мира тесно связан с чувственным восприятием ребенка, что не только обогащает сенсорный опыт первоклассников, но и удовлетворяет их потребность в чувственном познании.

Особенности организации процесса изучения предмета «Окружающий мир»

Первое условие – реализация принципа актуальности и доступности знаний для первоклассника. Вы, уважаемый читатель, хорошо знаете, что одной из причин потери интереса ребенка к обучению является то, что часто предоставляемое ребенку знание является для него неактуальным: он не понимает, где нужно его применить, зачем нужно выполнять данное правило. Более того, дети почти никогда не попадают в такие ситуации, которые вы с ними обсуждаете.

Действительно, многие ли шестилетние дети в большом городе возвращаются из школы без взрослого, одни передвигаются по большим автомобильным магистралям или поднимаются в лифтах? Да и есть ли лифты в маленьких поселках и селах?

Знания о поведении в приведенных ситуациях понадобятся позже – в следующих классах начальной школы, в новых жизненных ситуациях, в которые растущий ребенок может попасть.

Поэтому подобные знания о поведении являются сегодня неактуальными, воспринимаются как «навязанные» взрослыми – все это происходит как бы с другими детьми, а не с ними. Конечно, это не означает, что из окружающего мира нужно убрать, к примеру, Правила дорожного движения. Очевидно одно: что методика сообщения знаний в данном случае должна быть другой.

Знания должны быть актуальными

1. Актуальные знания удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка этого возраста.

Знания и умения, которые усваивает младший школьник, должны обеспечить возможность нового этапа освоения действительности (школьной, семейной, природной, общественной и пр.), его готовность к удовлетворению своих потребностей.

В этом смысле предъявление актуальных знаний особенно важно для обеспечения «мягкого» вступления в новую школьную жизнь, формирования новой социальной роли – «школьник», «ученик». Обучение в начальной школе по сути дела есть подготовка ко всей дальнейшей жизни ребенка (завтра, послезавтра, через несколько лет) как в школе, так и в более широком природном и социальном пространстве.

2. Актуальные знания учитывают особенности организации деятельности обучения.

Психологи не всякий процесс в жизни человека называют деятельностью. По этому поводу выдающийся психолог, академик А.Н. Леонтьев писал: «Мы называем деятельностью не всякий процесс.

Этим термином мы обозначаем только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности...» Для первоклассника еще очень важными (потребностными) видами деятельности остаются игра, чувственное восприятие мира, общение с взрослыми и сверстниками. Если эти потребности не удовлетворены, то с трудом осваивается и новая деятельность – учебная.

3. Актуальные знания обеспечивают возможность формирования новых школьных ролей.

Для того чтобы ребенок стал учеником, школьником, полноправным членом ученического и школьного коллектива, он должен освоить правила данного ролевого поведения. То есть исполнять свои роли он может только тогда, когда знает, что и как нужно делать. Теперь вам понятно, что актуальными знаниями являются такие, которые помогают ребенку принять новый этап своей жизни (без вреда себе и другим) и осуществлять более широкое взаимодействие с окружающим миром – природой, предметами и вещами, людьми, самим собой?

Все вышесказанное говорит о том, что организация обучения в 1-м классе по предмету «Окружающий мир» отличается, во-первых, от дидактического процесса, свойственного другим предметам, где решаются принципиально новые для ребенка задачи (к примеру, обучение грамоте, математике), а во-вторых, от процесса обучения в последующих классах по этому предмету.

В этом смысле окружающий мир в 1-м классе выступает как пропедевтический предмет, главной целью которого являются обобщение, систематизация и «приведение в порядок» имеющихся у первоклассников знаний. Это определяет и структуру построения уроков в 1-м классе, и характер заданий, предъявляемых учащимся. Раскроем некоторые из них.

Изучение природы, человека, общественных явлений не ограничивается расширением круга представлений. Ученик должен не только приобретать информацию, но и уметь ею пользоваться в разнообразных ситуациях – при решении практических, учебных, творческих задач. Для этого он должен владеть целым комплексом интеллектуальных и коммуникативных умений. На реализацию этой цели и направлена методика обучения, которую предлагает автор данной статьи в своем курсе «Окружающий мир. 1 класс» (учебник, рабочие тетради) – «Вентана-Граф», 2004).

Логические задачи на уроках окружающего мира

Использование различного типа логических задач поможет вам придать обучению поисковый характер, развить у учащихся способность к избирательному использованию знаний и поиску наиболее целесообразных действий при решении учебных задач. Этот метод создает ситуацию, при которой ребенок осознает необходимость приобретения соответствующих знаний и умений. Логическую задачу нельзя решить «сходу» – она требует рассуждения, раздумья, анализа. Если ученик не может дать правильный ответ, то он совместно с другими участниками процесса учения (обучения) ищет пути выхода из создавшегося положения. Первым шагом при этом оказывается оценка того, почему задача не решается, а вторым – приобретение новых знаний или переоценка уже имеющихся.

Вы, уважаемый учитель, можете использовать разные типы логических задач: поиск ошибки, классификацию, сравнение разных объектов природы, нахождение соответствующего символа (знака) и др.

Например, задания «Найди ошибку» не только позволяют проверить наличие знаний, умение соотнести истинное и ложное, но и учат элементам самоконтроля: найдя ошибку, ученик должен объяснить, как ее исправить.

К примеру, дети анализируют предложение: В лесу нам осень подарила грибы, орехи, яблоки и рябину.

Один ученик говорит, что здесь есть ошибка («Яблоки в лесу не растут»), другой замечает, что здесь ошибки нет («Когда мы были в лесу, видели яблоню. На ней было много яблок»). Учитель спрашивает: кто прав и каким образом могла вырасти в лесу яблоня? После обсуждения дети приходят к выводу: «Действительно, в лесу можно встретить дикую яблоню. Она выросла из семечка, которое могло попасть сюда случайно».

Приведем примеры задач на классификацию.

«Раскрась только то, что относится к живой природе», «Дополни схему рисунками», «Раздели предметы на две группы так, чтобы…» – и др.

Автором данной статьи разработаны и речевые логические задачи, которые есть как в тексте учебника, так и на страницах рабочих тетрадей. Специальная рубрика учебника «Соображалки» подсказывает первоклассникам, что здесь представлены интересные логические задачи.

Очень важна для первоклассников такая структурная единица урока окружающего мира, как речевая разминка. Ее цель – решение коммуникативных задач: учить детей слушать вопрос и строить собственный вопрос, обращенный к разным людям – сверстникам, взрослым, друзьям, незнакомым; формировать умение участвовать в диалоге; разыгрывать разные сценки, участники которых имеют разное настроение, характер, особенности поведения; учить понимать жесты и мимику и т.п.

Все эти упражнения занимают совсем небольшое время на уроке (3–5 минут) и очень нравятся ребятам. Подробно вы можете познакомиться с речевой разминкой, прочитав методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» автора этой статьи.

Еще одна очень важная особенность уроков окружающего мира в 1-м классе – использование игры – дидактической и сюжетно-ролевой. Выше уже подчеркивалась необходимость учета потребности ребенка этого возраста в игровой деятельности.

Автор данной статьи считает, что в 1-м классе игра должна быть обязательным структурным элементом каждого урока окружающего мира. Причем очень важны не только дидактические игры, которые создают хорошие предпосылки для развития учебной деятельности, но и сюжетно-ролевые.

В процессе ролевой игры у детей формируются навыки общения, совершенствуются межличностные отношения со сверстниками и учителем, развивается ролевое поведение, которое обеспечивает возможности более широких контактов с окружающим миром.

Повторяю, что подробно все методы обучения предмету «Окружающий мир» в 1-м классе раскрыты автором в книгах для учителя.