Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Станислав ИВАНОВ

Начало большого пути

Русский язык

Структура школьного образования выглядит достаточно стройно и логично: начальная школа, средняя школа, старшая школа.

Однако если мы начнем анализировать каждую ступень, то увидим, что и она состоит из более мелких ступенек. Так, например, в начальной школе особое место занимает 1-й класс – не просто особое, а принципиально отличающееся от всех последующих, так же как в среднем звене принципиально иными и по содержанию, и по отбору методов обучения выглядят 5-й и 9-й классы: в 5-м классе повторяются сведения, полученные в начальной школе, а 9-й класс призван систематизировать и обобщить все, что изучалось учениками в начальной и средней школе.

В чем же особенность 1-го класса по отношению к такому предмету, как русский язык?

В первую очередь в том, что в 1-м классе начинается систематическое изучение этого предмета, причем – и здесь часто неверно интерпретируют задачи начальной школы – заканчивается это обучение отнюдь не в 4-м классе, а в 9-м. Совершенно не правы те, кто думает, будто существует какая-то промежуточная ступень «окончания» изучения русского языка – завершение обучения в начальной школе.

Начав изучать русский язык в 1-м классе, ученик подойдет к логическому завершению этого изучения только в 9-м, и никогда раньше.

Казалось бы, такой простой и очевидный вывод! Однако его недопонимание или неверная интерпретация задач начальной школы приводят к тому, что неправильно структурируется сам курс русского языка, неверно формулируются цели обучения, некорректно отбираются методы.

Сравните: человек, предполагающий пройти четыре километра, будет идти в другом темпе и иначе расходовать силы, нежели тот, кому предстоит осилить девять километров: и подбор снаряжения, и расчет сил, и темп продвижения будут у этих людей различными, а общим будет только одно – старт.

Так вот, старт для нас – это 1-й класс, но темп пути и расчет сил оказываются различными у тех, кто собирается пройти «4 километра» (четыре класса) и «9 километров» (девять классов). Если учитывать такое положение дел, то учителя начальной школы (в первую очередь именно они!) должны четко понимать: с их помощью, при их непосредственном участии – да шире: именно благодаря им – начинает свое продвижение по пути знаний ученик, который пришел в 1-й класс.

Значит, как опытный тренер, учитель начальной школы должен думать обо всем маршруте, о его сложности, темпе продвижения, и если окончание пути намечено неверно, темп пути выбран неправильно, ученик с очень большим трудом и серьезными потерями – и для своего развития, и для своего здоровья – придет к финишу в 9-м классе.

Но учителя начальной школы все же ориентируются на те маршруты и «путевые листы», которые им предлагают авторы программ и учебников, и в этой связи очень многое зависит от того, каким видится авторам маршрут: как они понимают изучение того или иного предмета в начальной школе, как прокладывают дорогу, какие препятствия намечают и какие способы преодоления этих препятствий предлагают ученику и учителю и, конечно, каким видится авторам сам «старт» – 1-й класс. Эту проблему мы и рассмотрим подробнее.

Фото из архиваИтак, мы уже отметили, что 1-й класс занимает особое положение в системе не только начального, но и среднего образования. Если же проанализировать 1-й класс с точки зрения начала изучения русского языка, то окажется, что он состоит из нескольких ступенек: добукварный период, букварный, послебукварный и лишь затем – начало систематического курса.

С одной стороны, все четыре ступеньки связаны с языком и могут рассматриваться как единое целое; с другой – совершенно очевидно, что добукварный, букварный и послебукварный периоды можно условно назвать подготовительными по отношению к систематическому курсу. И если у большинства авторов и учителей нет принципиальных расхождений в отношении понимания подготовительного этапа, то начало систематического курса – каким должен быть русский язык в 1-м классе – понимается всеми по-разному.

Оттолкнемся в наших рассуждениях от следующего положения: по завершении подготовительных этапов и перед началом изучения систематического курса русского языка ученик должен владеть навыками звукового анализа (знать, различать, находить, анализировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие и т.п.), различать звук и букву, уметь писать и читать – это самое общее, самое основное, самое необходимое. Иными словами, вот тот минимум, без которого продвигаться по пути изучения русского языка будет очень проблематично.

Итак, ученики овладели этим необходимым минимум знаний. Что дальше? А дальше фактически мы подошли к той стартовой линии, за которой в нашем понимании – либо четырехлетний, либо девятилетний путь продвижения в изучении родного русского языка.

Фактически «старт» – русский язык в 1-м классе – интерпретируется авторами программ и учебников в двух вариантах: либо углубляются знания, отрабатываются и оттачиваются умения, полученные и сформированные в процессе букварного и послебукварного периодов, либо по чуть-чуть вводится новая информация, как правило, та, с которой ученики более подробно познакомятся в следующих классах.

Остановимся подробнее именно на этом варианте обучения, но рассмотрим его с тех позиций, которые кажутся нам очень важными.

Почему-то мы, взрослые, – и авторы учебников, и учителя, и методисты – часто забываем одно простое положение (несмотря на то, что это положение зафиксировано в учебниках по методике русского языка в начальных классах): в школу приходят дети, владеющие языком как средством общения.

С момента начала говорения (в год-полтора) ребенок пользуется языком, а соответственно, язык выполняет свою основную функцию – коммуникативную, функцию общения.

И естественно, что при говорении ребенок произносит звуки, естественно, что в своей речи он использует слова, существительные и глаголы, предложения, строит высказывания и тексты, только не знает об этом. И вот он приходит в 1-й класс, и выясняется, что [а] – это гласный звук, [б’] – согласный, мягкий парный, звонкий парный, что слово делится на слоги, а, например, слово мама, которое он к своим шести годам произнес уже тысячи раз, – имя существительное. Получается, что он спокойно пользовался тем, об устройстве чего не имел ни малейшего представления!

Но появляется учитель, предлагает открыть книгу, и – о чудо! – ребенок узнает про гласные и согласные звуки, части слова и части речи и т.д.

И первый вопрос, который мы, взрослые, должны задать себе: «А что дает нашему ребенку эта информация? Зачем мы ее вводим? В каком положении находится наш ученик, когда вдруг понимает, что, например, трава – это предмет, неодушевленное имя существительное?» Это не праздные вопросы, потому что ответы на них и определяют концептуальные положения программ и учебников, ориентируют методистов и учителей в отборе необходимых методов и приемов для реализации заявленных концепций.

Ответим на поставленные вопросы: да, действительно, наш ученик 1-го класса пользуется языком с того момента, как начал говорить. Да, действительно, школа должна дать ребенку представление о том, что родной язык, с помощью которого он общается, – это часть окружающего мира. Значит, знание об устройстве языка – это знание, которое даст ученику представление о научной картине мира: и звуки, и слова, и части, из которых состоят слова, и части речи, и члены предложения – все это научные знания о языковой системе, которой ребенок пользуется при общении. Подчеркнем еще раз – научные знания. Но языком мы пользуемся в разных формах – в устной и письменной речи. Значит, необходимо научить ребенка грамотному письму и правильному составлению собственных текстов, как устных, так и письменных, что, в свою очередь, является составляющей общей культуры человека, которую школа, конечно же, формирует. Поэтому верным будет следующее высказывание.

Когда мы учим ребенка грамотно писать, не допускать ошибки, учим его создавать тексты в зависимости от ситуации общения, мы формируем практические навыки, которые будут свидетельствовать о культуре человека.

А теперь вопрос непосредственно к 1-му классу: «Должны ли мы объяснять ученику, зачем он начинает изучать родной язык?» Ответ: «Безусловно!» Более того, если мы изначально, уже в 1-м классе (на «старте»!), не объясним нашему ученику, чем он будет заниматься, что в результате этого обучения должно получиться, чему он научится, что узнает, с чем познакомится, какими навыками овладеет, – мы не сформируем у него один из важнейших компонентов учебной деятельности.

Как можно эффективно, да еще с интересом, учиться, если ты не знаешь, зачем ты учишься, что в результате этого обучения должно получиться?!

Поэтому абсолютно закономерным выглядел бы вопрос со стороны первоклассника: «А зачем я с этим знакомлюсь? Почему мне предлагают это выучить? Что произойдет, когда я этому научусь?» – и если дети не задают такие вопросы, задача учителя – стимулировать их появление или самому объяснить ученикам задачи курса. Вот поэтому отправной точкой рассуждений (а может быть, и построения программ и средств обучения) о русском языке в 1-м классе должно стать понимание необходимости объяснения ученикам того, зачем они изучают язык, которым, в общем-то, уже пользуются с момента рождения, что их ожидает в перспективе.

Значит, приступая к систематическому изучению родного русского языка в первом классе, мы должны постоянно объяснять нашим ученикам цели курса, доводить до сведения младших школьников, зачем они изучают звуки, слова, части речи и члены предложения, а зачем учатся не допускать ошибок и правильно порождать собственные тексты. Тем самым мы заложим крепкий фундамент осознанного отношения ребенка к изучению родного языка.

Теперь о содержании курса «Русский язык» в 1-м классе. Мы уже отметили выше, что обычно содержание интерпретируется под двумя углами зрения: либо углубляется информация подготовительного периода (букварный и послебукварный), либо наряду с повторением вводится новая информация.

Традиционно новая информация о языке вводится, как правило, в связи с установкой на формирование навыка грамотного, безошибочного письма. Иными словами, все, что может ребенок узнать о системе языка, рассматривается через «орфографическую призму»: например, встретилась орфограмма «безударный гласный в окончаниях» – вводится понятие об окончании, а если это глагольное окончание – сообщаем о глаголе и т.д.

Есть и другой вариант этого пути: дети знакомятся с роботом, или, например, с волшебницей, или еще с кем-то и вместе с ними начинают изучать язык – не системно (система-то начнется во 2-м классе), а фрагментарно, но опять-таки в связи с орфографией.

Но возможен и другой путь, основанный на понимании того, что ученик 1-го класса уже владеет языком на уровне пользователя. Тогда учебный материал структурируется по следующему принципу: ученики должны погрузиться в знакомую им речевую ситуацию, такую, в которой они уже множество раз бывали в повседневной жизни: знакомство друг с другом, поздравления, советы, извинения, помощь и т.д. Погрузившись в эту ситуацию, смоделированную в учебнике, ученики понимают, что уже использовали в своем общении подобные слова и предложения, т.е. они «пользовались» языком в речевой ситуации. И это знание – именно знание! – обязательно должен дать им учитель, объяснить, что наше общение в разных ситуациях – это речевое общение.

Фактически вводится принципиальная для всей лингвистики оппозиция «язык – речь», где (в упрощенном и адаптированном для возраста ребенка виде) речь предстает как реализация языка в конкретной ситуации.

А что же язык? Изучение языка, как мы уже показали выше, – это все же научное знание, поэтому необходимо поставить ребенка в позицию исследователя, наблюдателя: «Посмотри, вот так ты уже множество раз говорил в разных ситуациях, но если мы выделим из того, как ты уже много раз говорил, например, слово, то сможем проанализировать его уже с научной точки зрения: пронаблюдать, проанализировать, охарактеризовать, из каких звуков состоит это слово, сколько слогов оно имеет», – и т.п.

Мы можем наметить перспективы изучения языка, обратив внимание ученика на какие-то факты, с которыми он будет знакомиться в следующих классах.

Иными словами, в таком подходе реализуется очень важный лингво-дидактический принцип: от речи – к языку, от того, с чем ребенок уже постоянно сталкивался, чем пользовался, – к научному выделению и описанию единиц, которые образуют языковую систему. Тогда не нарушается логика лингвистики: язык – это знаковая система, а речь – это использование языка в конкретной ситуации. Тогда не нарушается дидактический принцип развивающего обучения, согласно которому ученик – не объект обучения, а субъект, который знает, с какой целью он присутствует на уроке, зачем он получает ту или иную информацию, к какому результату по окончании обучения он должен прийти. Тогда действительно русский язык в 1-м классе не сводится к упражнениям для закрепления и не превращается в набор терминов, с которыми ученик будет работать в следующих классах, а становится тем фундаментом, на котором можно эффективно строить здание последующего лингвистического образования и речевого развития школьника.

Такой вариант изучения русского языка представлен в учебнике для 1-го класса комплекта учебно-методических пособий «Начальная школа XXI века», а эффективность предложенного пути должны оценить те, кто по нему будет идти, – наши ученики.