Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Марина КУЗНЕЦОВА

Как легче научиться писать?

Каждый учитель начальных классов знает, как сложен для первоклассников процесс овладения графическим навыком, как важно организовать работу по обучению письму так, чтобы у детей сформировался красивый почерк. При этом учителя начальных классов отмечают, что современные дети приходят в школу менее готовыми к письму курсивных букв, испытывают больше проблем с формированием почерка. Уменьшить трудности при обучении письму можно в том случае, если в процессе обучения учитывать психофизиологические механизмы письма и возрастные и индивидуальные возможности первоклассников. Именно этим и отличается методика формирования графического навыка в УМК «Начальная школа XXI века». Перечислим ее особенности.

1. Основная задача интегрированного курса «Грамота» – обучение первоклассников умению учиться. Это определяет принципиальную особенность методики обучения письму: направленность процесса овладения графическим навыком письма на формирование предпосылок учебной деятельности. В ходе обучения письму первостепенное значение уделяется следующим умениям:

– сосредоточиться на поставленной учителем при письме задаче;
– понимать способы ее выполнения, осуществлять необходимые действия в заданной последовательности;
– планировать и контролировать свои действия;
– словесно описывать их;
– оценивать правильность выполнения работы.

Обучение строится таким образом, что учащиеся усваивают определенный способ действия, составляющие этот способ приемы работы и последовательность их осуществления. При этом происходит взаимовлияние двух процессов: процесс развития навыков письма обеспечивает формирование умений учиться, а эти умения, в свою очередь, положительно влияют на совершенствование графического навыка.

2. Одним из основных положений концепции УМК «Начальная школа ХХI века» является ориентация комплекта на учащихся с разным уровнем готовности к обучению, на осуществление дифференцированного подхода в процессе обучения.

Методика обучения графическому навыку построена таким образом, что учащиеся с самым разным уровнем готовности к обучению письму успешно овладевают им. При этом степень трудности для каждого учащегося определяется его возможностями, а коррекционно-развивающая работа осуществляется в ходе основного процесса обучения.

Одной из особенностей методики является длительный подготовительный период, в ходе которого отрабатываются процессы, лежащие в основе письма.

В первую очередь, это отработка пространственной ориентации («лево–право» как в схеме собственного тела, так и в пространстве, в том числе и на листе бумаги), зрительно-моторных координаций (связь «глаз – рука», подчинение движения руки зрительному контролю), развитие мелкой моторики руки.

Увеличение сроков подготовительного периода позволяет работать над осознанностью при обучении письму, над умением следовать инструкции, осознанно ориентироваться на точки, указывающие начало движения, и стрелки, указывающие направление движения.

3. Рука ребенка 6–7 лет недостаточно готова к овладению курсивным письмом. Именно с этим связана такая особенность методики, как увеличение количества времени на написание печатных букв, одновременное введение и отработка зрительных образов печатных и письменных букв, анализ элементов, входящих в состав письменных букв, запоминание образов письменных букв, тренировка в написании всех элементов письменных букв, но при этом отработка в I полугодии цельного двигательного образа только печатных букв.

Такая логика работы позволяет решить ряд учебных задач, выработать обобщенный способ работы при изучении букв: закрепление связи определенного звука со зрительным образом печатной и письменной буквы, передающей на письме этот звук, поэлементный анализ и синтез зрительного образа буквы, заучивание зрительного образа буквы, отработка двигательного образа печатной буквы, совершенствование мелкой моторики руки.

Важно отметить, что процесс письма как передачи звучащего слова с помощью определенных символов формируется уже в I полугодии, особенностью является лишь то, что записывают учащиеся звучащее слово с помощью печатных букв.

Таким образом, в I полугодии проводится тщательная подготовительная работа, что позволяет за III четверть (именно к этому моменту большинству учащихся исполняется 7 лет, а это тот возраст, когда рука ребенка по физиологическим показателям более готова к письму курсивных букв) овладеть написанием курсивных букв. Такая логика работы непривычна для учителя, но это вопрос предыдущего опыта; нашей же задачей является такое построение учебного процесса, которое позволяет всем детям быть успешными без перенапряжения их нервной системы, без работы на пределе их психофизиологических возможностей.

4. Знание психофизиологических механизмов письма и особенность протекания этих процессов у шестилетних первоклассников определили еще ряд особенностей методики обучения.

Высота строки в прописях изменена – введена строка высотой 16 мм (8 + 8).

Это позволяет работать над осознанностью выполняемых действий, над словесным объяснением алгоритма написания буквы, над развитием у первоклассников способности видеть и различать элементы букв, их соотношение, понимать, как располагаются эти элементы на строке, как и в каких сочетании и последовательности их необходимо расположить.

В процессе обучения письму необходимо специально учить ребят видеть строчку, ее середину, чувствовать расстояние, мысленно выделять для каждого элемента буквы его пространство на строке и располагать элемент в точно намеченном месте на строке. При объяснении способа написания буквы особое внимание уделяется точке начала движения, обращается внимание на направление предстоящего движения, на место, в котором происходит изменение траектории движения и оканчивается движение.

Широкая строка позволяет развивать такие важные компоненты учебной деятельности, как словесное объяснение выполнения движений при написании основных элементов; самоконтроль и самооценка – возможность оценки качества самого движения, возможность определить «правильно» – «неправильно»; при этом основное значение имеет зрительный контроль, использование широкой строки позволяет учащимся самостоятельно оценить качество выполненного ими движения.

Таким образом, использование широкой строки позволяет в качестве основного приема при обучению графическому навыку использовать не копирование, а осознанное овладение последовательностью действий при письме букв, у учащихся при работе на широкой строке есть возможность осознанно ориентироваться на строке.

Еще одним преимуществом широкой строки является возможность осуществления учащимися сложных для них поворотных и круговых движений при письме курсивных букв. Конечно, учитель больше привык работать в прописях с узкой разлиновкой, и переход к работе в тетрадях с широкой разлиновкой психологически труден учителю, но еще раз хотелось бы подчеркнуть: методика должна строиться с ориентацией на учащихся – именно им должно быть удобно работать в тетрадях, а для большинства детей осознанная ориентация на линейке высотой 4 мм просто невозможна.

5. Важной особенностью методики являются упрощение начертания некоторых письменных букв, унификация элементов письменных букв.

Принцип, который лежит в основе изменения конфигурации букв: все буквы состоят из определенного набора элементов – позволяет обеспечить полноценный анализ составляющих букву элементов, выработать у учащихся обобщенный способ действия.

Принципиальным положением методики является отказ от безотрывного письма в процессе овладения учащимися графическим навыком. На первых этапах обучения письмо отрывно, связность движений при письме буквы – это результат автоматизации навыка.

Как бы учитель ни «навязывал» безотрывное письмо – на этапе обучения оно просто невозможно – учащиеся шестилетнего возраста все равно делают остановки в процессе выписывания буквы, но при этом не отрывают ручку от бумаги, что ведет к нарастанию статического напряжения мышц руки. Итак, в процессе обучения письму одним из основных принципов является отрывное письмо.

6. Очень важно помнить, что скорость письма не должна быть навязанной – она должна стать естественным результатом совершенствования движений, а плавность (связность) также должна возникать как естественный результат формирования навыка.

Наиболее типичным заблуждением педагогов является тот факт, что когда говорят о способах формирования навыка, считают, что основное – это упражнения и тренировка, тренировка и упражнения.

Действительно, без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны лишь на этапе автоматизации навыка, а первые этапы становления навыка – это осознанная деятельность (а не только механические упражнения).

До тех пор, пока ребенок не осознал, не осмыслил, «как делать», то есть не понял последовательность действия, пока не сформирована задача действия, «упражнять» ребенка не только бессмысленно, но и вредно.

При написании каждой отдельной буквы первоклассник должен сначала овладеть траекторией движения – откуда начать, куда вести, где закончить, и только после этого возможно говорить об автоматизации навыка.

7. В настоящее время в школу приходит много леворуких детей, методика обучения письму которых имеет ряд особенностей. Эти особенности учтены в УМК «Начальная школа XXI века»: по предлагаемым тетрадям успешно овладевают графическим навыком как праворукие, так и леворукие дети.

8. Одной из особенностей методики является постоянное сочетание работы над графическим навыком с совершенствованием звукового анализа. В курсе «Грамота» звуковому анализу уделяется первостепенное место, поэтому очень важно и в III четверти продолжать работу над совершенствованием фонематического восприятия, так как высокий уровень звукового анализа – основа будущего безошибочного письма. Эта работа проводится в рабочих тетрадях.

9. Значительное внимание в методике уделяется дифференциации букв, обозначающих близкие в артикуляционном отношении звуки, а также букв, сходных по зрительному или двигательному образу:
а – о, и – у, д – у, д – з, б – в, в – д, е – э, с – х, х – ф, ф – р – з, Г – П – Т, Д – Б, Р – В.

В первом случае значительное внимание уделяется прежде всего дифференциации звуков и лишь потом – букв, обозначающих эти звуки. В методике используются различные опоры, помогающие учащимся лучше закрепить связь звука и буквы. Включение работы по дифференциации способствует пропедевтике таких ошибок, как замены букв.

10. Процесс овладения графическим навыком направлен также и на общее развитие учащихся. В тетрадях предлагается большое количество заданий на поиск закономерностей расположения букв на строке, на поиск основания для классификации букв и слов, на объединение слов в группу по определенному признаку и т.д.

11. Большое внимание в процессе овладения письмом уделяется развитию учебно-познавательной мотивации. В качестве материала для письма авторы старались использовать интересные стихотворные тексты, загадки, скороговорки, чтобы процесс обучения был интересен детям, не был скучным. В рабочие тетради включен и ряд творческих заданий, в процессе выполнения которых отрабатываются не только техника письма, но и элементы письма как особой речевой деятельности.

Хотелось бы еще раз отметить, что в УМК «Начальная школа ХХI века» процесс обучения письму рассматривается не как изолированный процесс, имеющий узко направленную цель – овладение письмом курсивных букв, а является неотъемлемой частью общего процесса обучения, направленного прежде всего на овладение учащимися основами учебной деятельности.

Процесс обучения письму рассматривается как первая ступень систематического курса русского языка, закладывающая принципиальные подходы к обучению, такие как осознанность, опора на звучащее слово.

В процессе формирования у первоклассников графического навыка активно используется и огромный развивающий потенциал процесса обучения письму. Методика позволяет сделать процесс овладения графическим навыком интересным, увлекательным, а главное, успешным для каждого ребенка вне зависимости от того, с каким уровнем готовности он пришел в школу.

Особенности предлагаемой методики обучения письму вызваны необходимостью учитывать как психофизиологические основы процесса письма, так и возрастные и индивидуальные особенности ребят, приходящих в первый класс. Мы должны следовать природе формируемого навыка и учитывать объективные и субъективные особенности подготовки первоклассников к письму.

Конечно, можно быстрее организовать процесс обучения письму курсивных букв, в большей степени опираясь на копирование букв, но такой навык не оправдает себя в дальнейшем: сформированный без учета особенностей процесса письма, этот навык не поддается совершенствованию, не приводит к последующей быстроте его применения.

Можно очень быстро научить детей писать буквы, но во 2-м классе, как правило, такой навык рушится, письмо превращается в нечитаемые «каракули». Кроме того, учитель всегда должен оценивать, какой ценой дается ребятам тот или иной навык.

Наша задача – сделать так, чтобы при обучении такому сложному навыку, как письмо курсивных букв, ребенок испытывал радость и ощущение посильности, а не непомерную сложность и неуверенность в своих силах.

Ведь когда хочешь чему-нибудь научиться, а у тебя это не получается, так как уровень сложности не соответствует уровню возможностей, наступает разочарование в учебе и снижение уровня самооценки. Именно поэтому и хотелось предложить такую методику, которая позволяла бы и первоклассникам, и учителю испытывать не мучение, а радость в процессе обучения письму.