Лидия ЖУРОВА
Как первоклассник учится читать?
Формирование начальных представлений
о предложении и слове
Работа по составлению рассказа по
картине, выделению предложений из текста хорошо
знакома каждому учителю. Поэтому мы не будем
подробно останавливаться на этом материале. Но
хочется обратить ваше внимание на некоторые
моменты этого этапа обучения.
Часто учителя просят учащихся на этом
самом начальном этапе обучения придумать
предложение, состоящее из определенного
количества слов. Подумайте, насколько разумно
такое задание? Ведь шестилетний ребенок не
выделяет еще ни предлогов, ни союзов, поэтому,
естественно, задание придумать предложение из
трех слов может быть выполнено так: Мы с мамой
пошли в зоопарк. Для человека, начинающего
учиться анализировать свою речь, это правильное
решение: Мы с мамой – одно слово (в лучшем
случае – два!), пошли – второе слово, в
зоопарк – третье. А вы вынуждены сказать, что
задание выполнено неверно. Вы будете намеренно
обеднять речь ваших учеников, понуждая их
придумывать предложения без предлогов, союзов,
частиц и т.д. Поэтому разведите эти два задания:
пусть дети придумывают интересные предложения, а
слова пусть считают в тех предложениях, которые
вы сами предлагаете им для анализа.
При работе со словом очень важно
показать школьникам разницу между словом и
предметом, которое это слово называет. На
простейших окружающих детей вещах покажите им,
что мяч, например, можно подбросить, кинуть,
положить и т.д., но со словом мяч всех этих
действий проделать нельзя – слово мяч можно
только сказать, услышать, написать, прочитать.
Как можно больше привлекайте своих шестилетних
учеников к этим объяснениям – пусть они сами
называют слова и показывают разницу между словом
и предметом.
Помните, что на этих уроках дети
впервые начинают относиться к словам, которые
они произносят, не как к средству общения, а как к
материалу для анализа.
Это совсем не легкая задача, ее
выполнению шестилетних детей нужно специально
учить.
Когда ваши ученики уже узнают о том,
что предложение состоит из слов, очень полезно
провести с ними игру «Живые модели». Каждый
ребенок становится словом в предложении. «Слова»
должны встать друг за другом так, чтобы
получилось предложение. Это предложение вы
вместе с классом «читаете», переставляете в нем
«слова», получаете новое предложение, добавляете
«слово» (вызываете еще одного ребенка),
«читаете», что получилось, и т.д.
Такие упражнения очень полезны –
они помогают детям понять, как важен порядок слов
в предложении, увидеть, что предложение может
стать более интересным, если добавить какое-то
слово, что слова можно поставить и так, что
предложение вообще исчезнет, а получится чепуха.
При этом можно составлять предложения
и со служебными словами, строя модели с
предлогами и союзами.
В такой игровой форме шестилетние
учащиеся, с удовольствием выполняя роли слов,
легко овладевают достаточно сложными знаниями.
Проводим звуковой анализ слов
Звуковой анализ слов – это сложнейшая
программная задача. Почему дети испытывают такие
трудности при проведении звукового анализа?
Почему в любом классе всегда есть дети, которые
этим действием так и не овладевают?
Звуковой анализ слов – это учебная
задача, состоящая из ряда учебных операций.
Из каких же операций состоит действие
звукового анализа слов?
Первая операция начинается с
того, что ребенок, ведя указкой по схеме
звукового состава слова, произносит это слово,
стараясь, чтобы указка двигалась по схеме в
соответствии с его произнесением.
Это чрезвычайно сложно для не умеющего
читать ребенка. Здесь очень важна роль учителя,
поскольку ребенку самому вначале трудно, почти
невозможно добиться такого согласования.
Учитель придерживает руку ребенка, работающего у
доски, стараясь вызвать к доске максимально
большое количество детей для такого рода
совместной работы. На этом этапе работы детям для
анализа следует давать только слова.
Вторая операция –
интонационное выделение звука в слове. Ребенок
должен произнести слово с выделением того звука,
который он затем назовет изолированно. Такое
произнесение непривычно для ребенка, а потому и
трудно. Проводя звуковой анализ слова жук,
нужно произнести слово ж-ж-ж-жук при
выделении первого звука, ж-у-у-у-к при
выделении второго звука и ж-у-к-к-к при
выделении третьего звука.
При таком произнесении артикуляция
начинает играть совершенно новую, особую роль –
она приобретает самостоятельное значение,
начинает выполнять функцию ориентировки в слове.
Такого рода артикуляция не является для ребенка
естественной, и его нужно этому специально учить.
Третья операция –
изолированное называние звука, который был
интонационно выделен. Это тоже достаточно
сложная задача: дети часто, хорошо выделив
интонационно гласный звук, изолированно его не
называют, а присоединяют к нему предшествующий
согласный: до-о-ом, второй звук – до-о.
Наилучшим способом избавления от этой очень
распространенной ошибки является игра в «Живые
модели» (см. ниже «Учимся играя»). Выполняя роль
второго звука в слове, ребенок отчетливо
понимает, что его «имя» не до, а о.
И последняя операция на начальном
этапе проведения звукового анализа слов –
фиксация выделенного и названного изолированно
звука фишкой. Пока дети не знают о гласных и
согласных звуках, они обозначают эти звуки
одинаковыми белыми или желтыми фишками.
Схема звукового состава слова
показывает ребенку, сколько звуков в
анализируемом слове, и позволяет ему проверить,
все ли звуки он определил.
В случае ошибки схема не дает ребенку
возможность узнать, какую именно ошибку он
сделал. Поэтому, зафиксировав ошибку, ребенок
должен вернуться к начальному этапу своих
действий: «прочесть» слово по схеме с указкой,
прибегая к последовательному интонационному
выделению звуков.
Рассмотрим, как проводится звуковой
анализ слова на уроке в начале обучения этому
действию.
Возьмем слово мак. На доске висит
таблица, на которой нарисован цветок мак, под
рисунком – схема звукового состава этого слова
– три одинаковые клеточки. У доски подготовлен
набор одинаковых белых фишек, которые будут
обозначать звуки слова. Точно такой же набор
дидактических материалов – у каждого ученика.
Итак, учитель начинает проводить
звуковой анализ слова мак. Вызвав к доске
ребенка, учитель работает все время вместе с ним:
“Давай «прочтем» слово мак, ведя указкой по
домикам для звуков. Читать будем так, чтобы
каждый звук очень точно попадал в свой домик.”
Взяв ребенка за руку с указкой, учитель
его рукой ведет указку и медленно в соответствии
со схемой звукового состава слова произносит: ммаакк.
Молчит ли при этом ученик или повторяет вслед за
учителем – неважно. В любом случае, прочтя
слово, учитель обращается к классу: «Вы видели и
слышали, как хорошо Сережа “прочел” слово, как
правильно двигалась его указка – он не спешил,
внимательно смотрел на домики, и каждый звук
попадал в свой домик. Послушайте, Сережа прочтет
еще раз». Теперь уже учитель активнее привлекает
Сережу к работе, просит его «читать» громче,
чтобы услышал весь класс. А Сережа уже получил
точный образец действия, ему легче работать. Но и
при повторном «чтении» учитель не оставляет
ребенка одного: он так же руководит движением его
указки, так же сам вслух «читает» слово, но уже
прислушивается к Сереже, ведет его за собой.
Это можно повторить 2–3 раза, каждый
раз одобряя ученика и предлагая ему повторить
свое «чтение», чтобы все слышали, как он
замечательно это делает. Затем можно вызвать
желающих для «чтения», которое проходит точно
так же.
Помните: дети усваивают сложнейшее
действие – они учатся управлять своей
артикуляцией, соотносить свою речь с точным
движением указки. Только после неоднократного
повторения этой учебной операции на доске (а
чтобы не было скучно классу, хвалите детей,
радуйтесь их успехам) вы можете предложить детям
взять собственные указочки и по своим учебникам
так же вслух «прочитать» слово мак.
Ученики «читают», а учитель ходит
между рядами и радуется тому, как хорошо его дети
«читают». Конечно, почти все «читают»
неправильно: указка либо быстро проскакивает всю
схему, либо надолго застревает в одной клеточке,
но это неважно. Вы не делаете никому замечаний.
Как можно большему числу
детей помогите точно так же, как вы это делали у
доски: возьмите руку ребенка, вместе с ним тихо
«прочтите» слово по его схеме и похвалите. |
Затем учитель возвращается к
доске и обращается к классу: «А теперь
послушайте, как я “прочту” слово мак
по-другому. Я “прочту” так, чтобы все вы хорошо
услышали, какой в нем первый звук». И, ведя
указкой по схеме, надолго задерживая ее в первой
клеточке, учитель «читает»: м-м-м-ак. Обратите
внимание: долго тянется только первый звук,
указка задерживается только в первой клеточке,
быстро проходя остальные. Дети должны ясно
увидеть и услышать разницу между Вашим «чтением»
в первом случае и теперь, при выделении первого
звука. «Кто из вас услышал, – обращается учитель
к классу, – какой звук живет в первом домике,
какой первый звук в слове м-м-м-ак?» Дети не
обязательно ответят вам м-м. Чем моложе ваши
воспитанники, тем больше неправильных ответов.
Вы услышите: и ма, и мэ, и мак, и мммак.
Это естественно: ваши ученики впервые проводят
звуковой анализ слова. Но вы сразу узнаете, кто
как думает, сможете выбрать для громкого ответа
правильный и вызвать к доске ученика, который
верно справился с заданием. Вместе с ребенком еще
раз «прочтите» слово по схеме: мммак – и он
сам назовет первый звук. Вы возьмете фишку,
покажете классу, скажете, что она будет
обозначать звук [м], и попросите детей взять такую
же фишку из их набора, поднять вверх, всем вместе
сказать: м-м – и поставить фишку в первую
клеточку.
Обязательно пройдите по классу и
проверьте, как дети выполнили задание. Вполне
может оказаться, что кто-то поставил фишку не в
первую, а в последнюю клеточку. Не делайте
замечаний! Возьмите такого ребенка за руку и
вместе с ним прочтите слово, ведя указкой по его
схеме: мммак – вот место звука [м]! И
переставьте вместе фишку в первую клеточку.
Затем точно так же найдите звуки [а] и
[к] и завершите проведение звукового анализа
слова мак.
Вы видите, какая это скрупулезная
работа. На звуковой анализ слова вы потратите
почти целый урок.
А ведь хотелось бы еще закрепить эти умения,
повторить еще раз, чтобы все малыши запомнили.
Давайте повторим все, но по-другому в игре. И тут
нам на помощь придет игра «Живые модели».
Подробно с методикой проведения игр вы
можете познакомиться в книге «Беседы с учителем.
1 класс» под ред. Л.Е. Журовой («Вентана–Граф». 2005
г.)
Конечно, с каждым уроком вы все больше
будете уступать инициативу ученикам, постепенно
передавая им проведение всех учебных операций.
Одни дети усвоят это очень быстро, другие –
значительно медленнее. Не пугайтесь и не
расстраивайтесь. Вы точно знаете, какие учебные
операции вы должны сформировать у своих учеников
для того, чтобы они научились решать учебную
задачу проведения звукового анализа. И вы умеете
их этому учить.
Важно только помнить, что в каждом
классе обязательно есть дети, путь усвоения
которыми этих операций долог. Эти дети требуют
постоянного руководства учителя и напоминания
последовательности операций. Заметьте: именно не
в их проведении, а в напоминании их
последовательности.
После ознакомления с гласными,
твердыми и мягкими согласными состав учебной
задачи по проведению звукового анализа
дополняется рядом умственных операций.
Выделив интонационно и назвав звук
изолированно, ученик должен определить, гласный
он или согласный, артикуляционно проверив себя
(как выходит воздух при произнесении звука,
встречает ли он преграды во рту). Если звук
согласный, то следующая операция – определить
его твердость или мягкость. При этом в начале
обучения каждый раз важно, чтобы ребенок,
произнеся выделенный согласный звук, тут же
называл его мягкую (твердую) пару и при сравнении
двух звуков определял качество анализируемого.
Следующая операция – выбор фишки для
фиксации на схеме звукового состава слова
выделенного звука. Предметная деятельность с
фишками, позволяющая любую фишку переставить,
убрать и т.д., дает ребенку возможность понять,
что и звуки в слове можно переставлять,
действовать с ними, как с фишками, и что при
перестановке одного звука (фишки) меняется и все
слово.
Итак, даже простое перечисление
операций при проведении звукового анализа
показывает, какую огромную мыслительную
аналитическую работу проделывает ребенок при
решении этой учебной задачи. Важно, что
последовательность операций всегда одна и та же,
благодаря чему все учащиеся (хотя и в разное
время) выучиваются решению этой учебной задачи,
одновременно целенаправленно продвигаясь в
своем умственном развитии.
Построение моделей и работа с ними
дает возможность формировать у первоклассников
важнейшие компоненты учебной деятельности –
развернутые действия контроля и самоконтроля за
правильностью выполнения каждой операции, а
затем оценку и самооценку выполненного действия.
Зная о том, что учащиеся в разном темпе
овладевают умственными операциями, учитель
должен строить урок очень гибко, ориентируясь на
знания и умения каждого своего воспитанника.
И тогда (для педагога это особенно
важно!) у малыша не создается никакого
комплекса неполноценности: он ошибся, потому что
это трудно, но он сам и исправил свой ответ с
помощью учителя – все в порядке, можно
продолжать отвечать. Создание такой
эмоционально комфортной обстановки на уроке для
каждого, даже самого неумелого и незнающего
ученика, – задача первостепенной важности, в
значительной степени определяющая успешность
всего последующего обучения, ибо она создает
условия для формирования положительной
мотивации учения в школе.
Проводя звуковой анализ, работая с
фишками, обозначающими различные признаки
звуков родного языка, дети получают и
существенное лингвистическое развитие, усваивая
элементарные языковые представления и знания.
При этом первоклассники осознают такие свойства
речи, усвоение которых закладывает фундамент
развития широкой ориентировки в языке.
Учим буквы
На следующем этапе обучения дети
знакомятся с буквами, обозначающими гласные
звуки.
Традиционно вначале детей знакомят
только с теми буквами, которые пишутся после
твердых согласных звуков (а, о, у,
ы) и с буквой и. Считается, что
слоги с этими буквами читать легче. Но если мы
считаем необходимым учить детей осознанию
собственной деятельности, точному пониманию
того, как они выполняют каждое учебное действие,
то это нужно продолжать и при изучении букв.
И блестящий детский психолог
Д.Б. Эльконин исходя из закономерностей
русского языка предложил другой путь: знакомить
детей со всеми гласными буквами до введения
букв, обозначающих согласные звуки, причем
вводить гласные парами (а – я, о
– ё и т.д.), закрепляя таким образом те
знания о твердых и мягких согласных, которые дети
получили на предыдущем этапе обучения. Конечно,
введение йотированных гласных внешне усложняет
обучение, удлиняет этот период. Но расширение
количества гласных букв, а главное, попарное их
введение позволяет уже на этом этапе заложить
ориентировку на гласную букву, что является
важнейшим моментом обучения чтению.
Дети знакомятся с гласными буквами на
фоне продолжающегося обучения звуковому анализу
слов. При этом в звуковой модели слова все
гласные звуки постепенно заменяются буквами, и
дети привыкают наглядно видеть, какие гласные
буквы пишутся после твердых, а какие – после
мягких согласных.
Знакомясь таким образом с гласными
буквами, первоклассники осознанно узнают законы
и правила родного языка – принцип обозначения
гласными буквами твердости и мягкости согласных
звуков. А четкий алгоритм введения гласных
букв, неизменно повторяющийся при знакомстве с
каждой новой парой, способствует усвоению этих
достаточно сложных норм русской письменности.
При введении каждой йотированной
буквы мы знакомим детей с двумя ее функциями.
Сначала дети узнают важное правило русского
языка: после мягкого согласного звука звук [а]
никогда не обозначается буквой а –
вместо буквы а ставится буква я.
Аналогично вводятся и все остальные
йотированные буквы – ё, ю, е.
Причем если на первом уроке, когда вы
рассказываете ученикам о букве я, вы
делаете это очень подробно, несколько раз ставя и
вновь убирая со схемы звукового состава слова
эту букву, «забывая» о только что
сформулированном правиле, «удивляясь», откуда
взялась буква я, какой звук она
обозначает, повторяя все время первое правило
русского языка, то с каждой новой йотированной
буквой ваши объяснения становятся все более
краткими, вы передаете право объяснять правило
детям. Приучайте их давать очень четкие
формулировки: если в слове после мягкого
согласного звука слышится звук [а] ([о], [у], [э]), он
никогда не обозначается буквой а (о,
у, э), а обозначается буквой я
(ё, ю, е). Буква я (ё,
ю, е) обозначает звук [а] ([о], [у], [э])
после мягкого согласного звука.
Как дать детям достаточно сложные
знания о второй функции йотированных букв?
Прежде всего проводится звуковой
анализ слова, в котором есть звук [й’], например,
слова рой (пчел). Дети впервые выделяют звук
[й’], узнают о том, что это мягкий согласный звук,
очень краткий. Не пожалейте времени –
предоставьте своим ученикам возможность
поупражняться в его произношении. И тут же
проведите уже хорошо знакомую детям игру «Назови
слово с нужным звуком» (см. ниже «Учимся играя»).
Вы увидите, что, помимо слов, аналогичных по своей
звуковой структуре слову рой (май, лай
и т.п.), дети начнут называть слова со звуком [й’] в
середине слова (майка, лейка и т.п.) и в
начале слова (юбка – [й’убка]). Если этого не
произойдет, помогите ученикам: «Послушайте,
какое я назову слово со звуком [й]: ёжик
[й’ожик»], ёлка [й’олка], яма [й’ама]». Вы
должны очень четко произнести эти слова, чтобы
дети услышали звук [й’].
Не волнуйтесь, шестилетним
ученикам это легче, чем взрослым людям: дети
слушают слово, а не представляют себе его
буквенную запись. Именно поэтому хорошо читающим
детям (а такие сейчас есть в каждом классе)
услышать звук [й’] в такой позиции труднее, чем
нечитающим, – читающие дети говорят, что слово «яма»
начинается со звука [я]. Будьте готовы к таким
ответам, они будут обязательно. Повторите
медленно «звук» [я], покажите детям, что это не
один, а два звука – [й’] и [а]. Таким образом в игре
вы подготовите класс к восприятию второй функции
буквы я.
Затем проведите звуковой анализ
любого слова, начинающегося с буквы я,
например яхта. Теперь дети знакомятся со
следующим правилом: если в слове рядом стоят
звуки [й’] и [а] (а затем соответственно [у], [о], [э]),
они обозначаются одной буквой я (ю,
ё, е). Обратите внимание на то, что
при разборе слова яхта дети поставили пять
фишек, а когда поставили буквы а и я,
стало не пять, а четыре – две буквы и две фишки.
Пусть объяснят почему. И постарайтесь привлечь
к этому объяснению побольше детей, ведь каждый
раз при этом повторяется очень важный материал –
обозначение одной буквой сразу двух звуков.
Поскольку все это будет повторяться
при знакомстве с каждой йотированной буквой,
постепенно формулировки усвоят все ученики
класса.
Очень важно, чтобы ваши воспитанники
всегда понимали, что и почему они делают, чтобы
все их учебные действия были вполне осознанными.
Словоизменение
Особая сложность обучения чтению в
русской грамоте заключается в том, что букв в
нашем алфавите меньше, чем звуков. Пары твердых и
мягких согласных обозначаются одной и той же
буквой. Например, слова Маша и Миша
начинаются с разных звуков – [м] и [м’], но
обозначаются одной и той же буквой. Что же
указывает человеку на то, как эту букву прочесть?
Следующая гласная буква. Способ чтения прямого
слога заключается в том, что мы читаем как бы
задом наперед: читающий должен сначала
посмотреть на гласную букву, затем перевести
взгляд на согласную и произнести ее твердо или
мягко в зависимости от гласной. Человек,
хорошо владеющий навыком чтения, делает это
настолько быстро, что проследить за этим
процессом практически невозможно. А вот
начинающий читать ребенок должен быть этому
действию специально научен.
Вернемся в наш класс, где
первоклассники проводят звуковой анализ,
обозначая гласные звуки буквами, а согласные –
фишками. Дети хорошо знают, какие гласные буквы
пишутся после твердых, а какие – после мягких
согласных.
Опираясь на эти знания детей, можно
научить их механизму чтения прямого слога даже
до введения согласных букв. Предложите вашим
ученикам выложить слово лук, но попросите их
временно отложить синие и зеленые фишки, которые
обозначают твердые и мягкие согласные звуки.
Пусть дети возьмут белые (или желтые) фишки. После
проведения звукового анализа слова лук перед
детьми стоит модель слова: фишка, буква у,
фишка. И здесь вы даете классу задание: «Уберите
букву у, поставьте вместо нее букву ю
и прочтите, какое новое слово у вас получилось». Впервые
на уроке дети видят перед собой выложенное
неизвестное слово, получившееся в результате
замены одной буквы на другую. Как дети могут
выполнить ваше задание? Как они могут «прочесть»
новое слово? Только одним способом – воссоздать
по стоящей перед ними модели звуковую форму
слова. А как это сделать? Две крайние фишки
остались неизменными, поменялась только буква
(вместо у стала ю). Но ваши ученики
уже знают, что буква ю пишется только
после мягкого согласного. Значит, звук [л] в слове лук
нужно произнести мягко. И ребенок вдруг читает: люк.
Вот так незаметно для себя дети
открывают принцип чтения прямого слога, даже не
зная согласных букв, минуя муки слияния. Действие
словоизменения формируется очень легко и быстро,
дети усваивают способ чтения с ориентировкой на
гласную букву практически сразу.
Но в каждом классе есть один-два
ребенка, которым необходима помощь учителя. Как
правило, это те дети, которые по каким-то причинам
нетвердо усвоили знания о правописании букв
после твердых и мягких согласных звуков.
Помогите им так, как вы это делали при обучении
звуковому анализу слов: ребенок должен быть
уверен, что у него все получится, что он будет
читать не хуже всех остальных.
Учимся читать
Ну, а дальше давайте своим ученикам
согласные буквы. Никаких пресловутых мук
слияния! Дети свободно читают слоги со всеми
гласными буквами на первом же уроке. Чтобы
сделать этот процесс совершенно управляемым,
дайте детям специальное пособие – «окошки». В
кусочке картона нужно вырезать два вплотную
примыкающих друг к другу квадрата: в первое
окошко вставьте любую согласную букву, а во
второе – полоску с вертикально, столбиком,
написанными гласными буквами в той
последовательности, в какой вы знакомили с ними
детей. При чтении с помощью «окошек» перед
ребенком уже не фишка, а две буквы.
Что же заставляет его смотреть не на
первую, согласную, букву, а на вторую, гласную? Сам
принцип устройства этого пособия.
Согласная буква стоит в первом окошке
одна и та же, ребенок сам ее туда вставил. А во
втором окошке, повинуясь движению его руки, буквы
все время меняются – конечно, надо туда смотреть,
ведь каждый раз появляется новая буква. Внимание
ребенка приковано к ней, к гласной. И он
прочитывает весь ряд слогов, получающихся из
согласной и всех известных ему гласных букв.
Ориентировка на гласную так очевидна, что
некоторые дети произносят это вслух: а-на, я-ня,
о-но, ё-нё и т.д.
Надо понимать, что вот так на одном
уроке дети начинают бегло читать слоги только
потому, что они твердо усвоили теоретические
знания об особенностях употребления гласных
букв в русском языке. И здесь определенную роль
сыграл короткий по времени этап словоизменения.
Таким образом, и на этапе обучения
чтению мы продолжаем специально формировать
учебную деятельность, так как способ действия
детьми четко осознан, и они читают слоги, понимая,
как они это делают.
Не нужно долго задерживаться на такого
рода чтении, поскольку у детей при этом
закрепляется рубленое слоговое чтение, от
которого потом бывает трудно избавиться. Надо
отметить, что при переходе от чтения «по окошкам»
к чтению по книге всегда наступает некоторое
ухудшение чтения. Это естественно – ведь при
чтении по книге ребенок должен слегка
перестроить свой навык чтения: здесь уже не
движется полоска с гласными буквами, и поэтому
ничто не заставляет смотреть его сначала на
гласную букву – ребенок должен сам управлять
своим чтением. Но это временное ухудшение очень
быстро проходит.
Но в каждом классе есть дети, которые
уже умеют хорошо читать. Нельзя допустить, чтобы
эти учащиеся томились на уроке, слушая
бесконечные повторения элементарных (с их точки
зрения) слогов и слов. Пусть читают интересные
тексты – сначала про себя, затем вслух всему
классу. Это создает стимул и для тех учеников,
которые еще не умеют читать: они видят
перспективу, им хочется читать так же хорошо
такие же интересные рассказы.
Учимся играя
Присутствие игры на уроке правомерно
только тогда, когда она служит методом обучения,
а не средством развлечения уставших учеников.
Нами разработана система постепенно
усложняющихся дидактических игр, в которых
последовательно закрепляются все те знания,
которые получают дети. Эти игры требуют особого
искусства педагога – ведь в них, с одной стороны,
должно быть правильно и точно передано учебное
содержание, а с другой стороны, необходимо
придать этому содержанию развлекательный,
эмоциональный характер, чтобы учебная задача
выступала как игровая. Педагогически эти игры
особенно ценны тем, что позволяют учесть
индивидуальные особенности детей, давать им
игровые задания в точном соответствии с их
уровнем знаний, незаметно для класса помочь в
игре слабому ученику.
Принципиально важно давать игровое
задание каждому ребенку так, чтобы максимально
предотвратить возможность ошибки при его
выполнении.
Понятно, что это возможно только в том
случае, когда учитель хорошо знает реальные
возможности каждого школьника, чутко реагирует
на любые негативные проявления по ходу игры.
Каждый новый тип игр вводится именно тогда, когда
на уроке ведется обучение соответствующим видам
деятельности. Планируя игру на уроке, нужно
заранее точно знать, какие именно операции и на
каком этапе их становления закрепляются в игре,
каковы доля и характер участия в игре каждого
ученика класса.
Для того чтобы игра при обучении
грамоте стала действительно методом обучения,
она должна проводиться на уроках систематически
и целенаправленно: единичная игра не дает
никакого развивающего эффекта. Часто учителя
жалуются, что не успевают проводить игру на уроке
– все время уходит на учебные задания. Мы
постараемся показать, что предлагаемые нами игры
имеют для эффективного обучения грамоте не
меньшее, а большее значение, чем чисто учебные
задания. Не нужно забывать о том, что один из
важнейших компонентов учебной деятельности –
учебно-познавательная мотивация – у детей этого
возраста особенно успешно формируется именно в
интересной для них учебной игре. Давая описания
игр в курсе обучения грамоте, мы расположили их в
соответствии с этапами обучения и постарались
показать, как отрабатываются в них учебные
задачи и соответствующие учебные операции.
Игры и игровые упражнения на уроках
«Грамоты»
Игра «Назови слово с нужным звуком»
Эту игру целесообразно проводить в
конце урока после того, как проведен звуковой
анализ слов. Можно выбрать для игры любой звук из
состава проанализированных на уроке слов.
Например, учитель ставит фишку в первую клеточку
схемы звукового состава слова луна и
спрашивает детей, с каким звуком они должны
назвать слова. Можно, ведя указкой по схеме, еще
раз «прочесть» слово луна с интонационным
выделением этого звука, но к такому приему
придется прибегать лишь на первых уроках.
Вначале мы советуем учителю привести
примеры слов, в которых этот звук находится в
разных позициях, каждый раз интонационно его
выделяя: лллампа, колллобок, столлл.
Затем слова называют дети. Поскольку активность
учеников в этой игре чрезвычайно велика, учителю
лучше двигаться постепенно от парты к парте,
выслушивая ответы каждого ребенка.
Первоклассники далеко не сразу научаются
произносить слово с интонационным выделением
нужного звука. Не нужно делать им замечаний:
помните – это игра. Поэтому если ребенок говорит
слово лошадь, учитель просто повторяет за
ним: «Правильно, ллошадь, есть звук [лл]». Если
вам отвечает ученик, который, по вашему мнению,
уже сам может интонационно выделить звук,
скажите ему: «Повтори, пожалуйста, свое слово
погромче, чтобы все услышали в нем звук [л]», –
и ребенок повторяет: столлл. Если же вы не
уверены в том, что школьник справится с вашим
требованием, предложите ему: «Отлично, но давай
скажем еще раз, чтобы был хорошо слышен звук [л]»,
– и повторите вместе с ребенком, интонационно
подчеркивая нужный звук: коллокольчик.
В тот момент, когда вы замечаете, что
словарный запас детей постепенно истощается,
меняйте задание: «А теперь будем называть слова с
мягкой парой звука [л] – со звуком [л’] – лллиса.
Кто дальше?»
Как ни хотелось бы нам провести эту
игру, не останавливаясь на ошибках, избежать их
полностью никогда не удается. Обязательно
кто-нибудь ошибется и либо назовет слово с
твердым согласным звуком вместо мягкого, либо
слово будет похоже по смыслу на уже сказанное
другим учеником, но не будет иметь нужного звука
(надо заметить, что у детей этого возраста ошибки
такого рода нередки). Что делать в таком случае?
Ни один неверный ответ не должен оставаться без
внимания. Учитель тут же медленно, интонационно
подчеркивая каждый звук, повторяет слово и
вместе с ребенком убеждается, что такого звука в
нем нет. Что же делать? Отойти от ошибающегося
ученика к следующему? Оставить его наедине со
своей неудачей? Ни в коем случае! У вас должен
быть всегда наготове набор слов и загадок для
такого случая. Вот только что вы похвалили его
соседей за слова столл, стуллл, полллка.
Естественно, ребенок называет предмет мебели,
более подходящий, с его точки зрения, для
школьной ситуации – парта – и ждет вашего
одобрения. А вы повторяете: пппаааррртттааа
– есть звук [л]? Нет! И вы тут же задаете ему
загадку: «А как называется зверь, у которого
вместо носа длинный хобот?» Ребенок еще не
понимает, что в его ответе будет нужный звук, – он
просто торопливо говорит: слон, а вы
радуетесь: «Какой ты молодец! Послушайте, ребята,
какое Славик назвал прекрасное слово со звуком
[л] – слллон». И загрустивший было ребенок
вновь радостно включается в общую игру.
Есть дети, которые не будут принимать
участия в игре, если вы специально не
активизируете их. Когда вы проходите мимо такого
ребенка, который тихо сидит и не поднимает руки,
не пропускайте его, но и не фиксируйте внимание
класса на том, что этот ученик не готов к ответу.
Сразу задайте ему вопрос: «Что у меня сейчас под
ногами?» – и постучите по полу. «Пол», – тихо
прошепчет такой ребенок, а вы похвалите: «Очень
хорошо! Какое интересное слово ты сказал!
Послушайте, дети: в этом слове звук [л] на
последнем месте – поллл.» Вам важно показать
каждому ученику класса, что играть легко и
интересно, что вы его обязательно похвалите. И,
естественно, чем хуже учится ребенок, чем меньше
он уверен в себе, чем чаще слышит от родителей
упреки в том, что у него ничего не получается, тем
важнее ему услышать от учителя слова одобрения и
тем чаще нужно их произносить.
Не бойтесь перехвалить своих
учеников. Бойтесь зародить в них
неуверенность в своих силах! |
Игру «Назови слово с нужным
звуком» целесообразно проводить на каждом уроке.
Дети называют слова с любым звуком. Проведение
этой игры очень важно и для расширения
словарного запаса детей, активизации их словаря.
Вначале дети называют только предметы.
Постепенно, когда с задачей интонационного
выделения звука в слове начнет самостоятельно
справляться подавляющее большинство учащихся,
введите дополнительное условие игры: называть
можно только те слова со звуком [с], которые
обозначают вкусные вещи, или такие слова, которые
обозначают предметы в доме, и т.д. Постепенно
учитель может вводить в игру и другие части речи
– прилагательные, наречия, глаголы.
Нужно помнить, что к каждой такой игре
учитель должен специально готовиться, так как
запас его слов должен быть значительно больше,
чем у детей. Только в этом случае вы сможете
по-настоящему руководить игрой, вовлекая в нее
всех учеников.
Игра «Назови слово с нужным звуком»
проходит особенно интересно и эмоционально, если
за каждое правильно названное слово ребенок
получает в награду какую-нибудь фишку или любой
другой маленький предмет – элемент мозаики и т.п.
При этом нужно не забывать об особенностях
первоклассников. Если вы постараетесь сделать
набор этих «наград» более разнообразным, можно
сорвать игру, так как дети начнут рассматривать
эти награды друг у друга, меняться ими и т.д.
Награды должны быть просто символом, чтобы в
конце можно было подсчитать их и определить
победителя, назвавшего наибольшее количество
слов.
Игра «Как тебя зовут?»
Это игровое упражнение вводится для
закрепления знаний детей о гласных и согласных
звуках.
Учитель предлагает выйти к нему всех
детей, имена которых начинаются с гласного звука.
Имя каждого ребенка громко называется, и класс
определяет, с какого звука оно начинается,
гласный он или согласный.
Учтите, что среди вышедших к доске
детей обязательно окажутся и такие, имена
которых начинаются с согласных звуков, а за
партой останется кто-нибудь с именем,
начинающимся с гласного звука. Мы уже
неоднократно говорили, как выходить из ситуации,
когда дети ошибаются. Не забудьте об этом и в
данном случае.
На следующем уроке пригласите к себе
детей, чьи имена начинаются с согласного звука.
Дети с удовольствием вслушиваются в свои имена,
сравнивают их.
Игра «Назови похожее»
Эта игра вводится для отработки
следующей учебной операции – различения твердых
и мягких согласных звуков. Игру хорошо проводить
с мячом. Учитель бросает мяч ребенку и называет
слово, которое начинается с любого согласного
звука. Ребенок должен вернуть мяч учителю, назвав
другое слово с этим же самым согласным звуком или
с любым твердым согласным (условия игры
оговариваются заранее). Учтите, что назвать слово
с таким же звуком ученику легче.
1-й вариант: учитель – сыр,
ученик – сок.
2-й вариант: учитель – сыр,
ученик – молоток.
3-й вариант: учитель – кит,
ученик – кино.
4-й вариант: учитель – кит,
ученик – лента.
Затем можно усложнить игру: учитель
называет слово, начинающееся с твердого
согласного звука, ребенок отвечает словом,
начинающимся с его мягкой пары или с любого
мягкого согласного звука.
5-й вариант: учитель – рука,
ученик – река.
6-й вариант: учитель – рука,
ученик – мясо.
7-й вариант: учитель – вилка,
ученик – вода.
8-й вариант: учитель – вилка,
ученик – молоко.
При проведении этих игр учитель должен
очень постепенно усложнять задачу, переходя от
одного варианта к другому, и помнить о
необходимости в любой момент оказать незаметную
помощь.
В этих играх с мячом важно учесть еще и
«техническую» сторону: мяч нужно фактически
давать почти в руки ребенку, избегать ситуаций,
когда мяч падает и весь класс с визгом бросается
его ловить. То есть в данной игре вы
отрабатываете не ловкость детей и не их
координацию – перед вами (и учениками) стоит
учебная задача различения твердых и мягких
согласных звуков.
Игра «Живые звуки»
Мы уже подробно останавливались на
этой игре, когда описывали фрагмент урока по
обучению детей звуковому анализу. Здесь мы
покажем, какой вид приобретает игра в тот момент
обучения, когда дети уже достаточно хорошо
владеют действием звукового анализа слов,
различают гласные, твердые и мягкие согласные
звуки.
Напомним, что игра «Живые звуки»
проходит после того, как дети провели звуковой
анализ какого-либо слова. Например, на уроке
анализировалось слово речка. На доске после
проведения звукового анализа выложена модель
этого слова: зеленая фишка, красная, зеленая,
синяя и вновь красная фишка.
Детей на игру «Живые звуки» можно
пригласить разными способами:
1-й вариант – играют те дети,
которые разгадали загадки учителя о звуках
слова: “Какой первый звук в слове? третий?
четвертый? второй? пятый?”
2-й вариант – учитель приглашает к
доске детей и говорит им, каким звуком кто из них
будет; звуки можно назвать подряд, так, как они
следуют в слове, или вразбивку.
Итак, у доски ученики выстроились в
соответствии с порядком звуков в слове. Учитель
вызывает кого-нибудь из детей «прочесть» слово,
ведя указкой по фишкам, которые дети держат в
руках. Затем начинает подзывать к себе «звуки»:
«Подойдет ко мне первый гласный звук в слове,
второй гласный звук, второй мягкий согласный
звук, первый мягкий согласный звук, твердый
согласный звук».
Дети должны быстро подойти и вновь
выстроиться в слово. После «прочтения» слова с
указкой учитель возвращается к доске и
продолжает: «Подойдет ко мне второй звук в слове,
первый звук, пятый, четвертый, третий». Вновь
прочитывается слово, и учитель предлагает:
«Второй согласный звук слова, поставь на место
свою фишку и садись; первый согласный звук,
поставь свою фишку на место и садись; первый
гласный звук... второй гласный звук... третий
согласный звук...»
Обратите внимание, какие сложные
задания выполняют ваши ученики. Каждый ребенок,
выполняющий роль звука, должен все знать и
помнить о своем звуке. Например, ребенок,
играющий роль звука [к], помнит, что он –
четвертый звук в слове, третий согласный, первый
твердый согласный звук: ведь ваши задания могут
касаться любой характеристики звука.
При этом учитель, проводя игру, должен
постоянно помнить, что он, в сущности, дает детям
очень сложные учебные задания, а в игру их
превращает форма проведения –
эмоциональность, легкость, непринужденность.
Эта игра позволяет учителю
ориентироваться на реальные знания каждого
ребенка, учитывать индивидуальные особенности
детей, постоянно подводя класс к общему высокому
уровню знаний. Вызывая слабо успевающего
ученика, учитель должен дать ему более легкое
задание – в игре этого никто не заметит, а у
слабого ребенка будет расти уверенность в своих
силах, знаниях.
Игра дает возможность учителю
тактично и незаметно для остальных помочь
отстающему. Именно поэтому дети, испытывающие
затруднения в обучении, охотно играют и
постепенно усваивают весь программный материал.
И давайте вспомним еще раз: легче не
допустить ошибку, чем исправить ее.
В приведенной игре, если вы вызываете
отстающего школьника, вы даете ему задание в
другой форме: «Иди, Наташенька, ты будешь звуком
[ч’]. Давай-ка «прочтем» с тобой слово речка.
Вот он, твой звук [ч’], он мягкий согласный и стоит
в слове на третьем месте. Пойди встань на третье
место в слове». А когда вы подзываете детей к
себе, вы снова, глядя на Наташу, скажете:
«Подойдет ко мне согласный звук [ч’], третий звук
в слове», – и Наташа уверенно пойдет к учителю.
А сильным ученикам вы даете самые
сложные задания. И не смотрите на них, чтобы не
подсказывать взглядом, – они уже всеми учебными
операциями владеют, и чем труднее их задача, тем с
большим удовольствием они ее выполняют.
Постепенно часть заданий в этой игре
учитель передает классу.
Например, вызывать детей по звукам или
сажать их на место можно предложить ученикам. И
они это делают с удовольствием, увлеченно
придумывая все более сложные задания: «Пусть
звук [к] сядет на место, но сначала назовет слово с
мягкой парой своего звука», «Пусть звук [л’]
сядет на место, но сначала назовет в классе три
предмета, которые начинаются с него или с его
твердой пары», – и т.д. Иногда дети увлекаются
этими заданиями и требуют от «звуков» назвать
породы собак, планеты и проч. Нужно предупредить
класс, что вопросы можно задавать только про
звуки, а все остальные вопросы будут заданы на
уроках по предмету «Окружающий мир». Эффект
обогащения знаний об окружающем мире, расширение
круга этих знаний может быть лишь побочным, но
никак не подменяющим собой основную цель уроков
по обучению грамоте.
Игра «Придумай слово по модели»
Эта игра вводится в конце курса
обучения, когда дети уже хорошо овладели
звуковым анализом слов, легко различают гласные
и согласные звуки, знают, что согласные бывают
твердые и мягкие, и хорошо слышат их в словах.
Но учтите: эта игра может быть
интересной и полезной для ваших воспитанников
только в том случае, если вы их к ней специально
подготовили. Как это сделать? Прежде всего, после
проведения звукового анализа каждого слова
необходимо обратить внимание класса на то, какая
модель получилась. Например, разобрав слово лиса,
вы просите детей сказать вам, что видно по модели
слова, из каких звуков оно состоит. Очень часто
дети называют конкретные звуки: «Видно, что
первый звук в слове лиса – [л’]». Удивитесь,
посмотрев на модель слова: «Ты видишь, что первый
звук в слове – [л’]? А я не вижу. Я вижу
только, что первый звук – мягкий согласный, а
какой именно – не вижу. А второй звук какой в этой
модели? Да, он гласный, мы не знаем какой –
видим только красную фишку и поэтому понимаем,
что это гласный звук», – и т.д. А когда на одном из
следующих уроков дети проводят звуковой анализ
слова пила, попросите их вспомнить, была ли
уже на уроке точно такая модель слова. При этом,
конечно, нужно постараться, чтобы между разбором
слов одинаковой звуковой структуры прошло не
больше 1–2 занятий.
Возьмите за правило каждое
разобранное слово сравнивать с предыдущими: были
уже слова, в которых фишки стояли так же? Какие? На
первых порах детям трудно ответить на этот
вопрос, их ответы могут носить совершенно
случайный характер. Поэтому постарайтесь, как
всегда при новом задании, не допустить
неправильных ответов – ведите учеников за собой,
подводите их к правильному решению.
Только после того как класс в основном
научится справляться с такими
заданиями-сравнениями, можно вводить новую игру.
Первое игровое задание по придумыванию слов в
соответствии с заданной моделью должно быть
несложным – трехзвуковая модель. Вы ставите на
доску фишки – синюю, красную, синюю – и
просите детей сказать, какие слова они должны
называть, как в них будут расположены звуки.
Поскольку вы достаточно подготовили своих
учеников, они легко «читают» звуковую модель:
первый звук – твердый согласный, второй –
гласный, третий – снова твердый согласный.
Напомните детям, что они знают много таких слов и
в классе разбирали такие слова – мак, дом...
«Кто еще помнит?» Дети обязательно назовут все те
слова, которые разбирали в классе. Но будьте
готовы к тому, что наряду с верными ответами вы
услышите и слова кит, лес и даже
четырехзвуковые слова. Обязательно каждое
названное слово «прочтите», ведя указкой по
модели. Порадуйтесь, если слово «подходит» к этой
модели, и покажите классу, почему некоторые слова
«не подходят»: кькьит – первый звук в слове кит
мягкий согласный, а нам нужно, чтобы он был
обязательно твердым.
Очень полезно предложить классу, чтобы
каждый ученик выложил перед собой из своих фишек
такую же модель и, прежде чем назвать слово вслух,
тихонько «прочел» его, ведя указочкой по модели.
Покажите, как это нужно сделать.
«Послушайте, ребята, как я буду
придумывать слова. Я сначала посмотрю на модель:
какие звуки должны быть в моем слове. И придумаю
слово из трех звуков: соль. Но не буду сразу
поднимать руку и говорить это слово, а сначала
тихонечко «прочту» его по модели: ссоль.
Первый и второй звуки в моем слове
такие, как на модели, – твердый согласный и
гласный.
А третий звук в моем слове соль –
мягкий согласный, а на модели – твердый
согласный.
Значит, это слово не годится. Подумаю
еще: сок. Снова читаю по модели – ссоокк
– все звуки совпадают. Значит,
я правильно придумала, можно поднимать руку».
В любом виде деятельности на уроке вы
продолжаете формировать у своих учеников
учебную деятельность – умение контролировать
свои действия, оценивать их правильность и
неправильность.
Конечно, такая работа проводится
только на первом уроке, когда вы знакомите детей
с новой игрой. Но модель перед каждым ребенком
советуем на некоторое время оставить: детям пока
трудно соотнести свое произношение с моделью, не
ведя по ней рукой (вы ведь этому их специально
учили!).
Чтобы игра стала интересной детям с
первого же урока, подготовьте заранее набор слов,
которые можно подсказать вашим воспитанникам. За
каждое верное слово – награда, как в игре «Назови
слово с нужным звуком». И так же определяется
победитель.
Когда игра начинает идти легко и
быстро, можно по ходу игры поменять фишки: вместо
синей поставить зеленую и, конечно, обратить
внимание класса: «А теперь какие слова будем
называть?» В зависимости от степени
продвинутости учащихся класса такие замены
можно провести дважды и трижды: поменять на
мягкий согласный только первый или только третий
звук, сделать оба согласных мягкими, добавить в
конце гласный звук.
Это очень оживляет игру, каждая
перестановка дает новый всплеск ответов. Но
усложнения нужно проводить постепенно, помня о
том, что в этой игре дети выполняют очень трудное
задание: прежде чем назвать слово, они должны
мысленно провести его полный звуковой анализ,
оценить качественную характеристику всех
звуков.
Конечно, в каждом классе найдутся дети,
которые виртуозно ориентируются в звуковой
структуре слова и с удивительной легкостью
выполняют любые, самые сложные задания. Но на
таких детей, как это ни соблазнительно,
ориентироваться нельзя – ведь если для класса в
целом задания будут непосильными, игра из
радости превратится в скучную повинность.
Игра «Кто внимательный»
Это, собственно, не игра, а скорее
дидактическое упражнение.
В ходе урока дети получают задание
поставить перед собой две фишки, обозначающие
твердый и мягкий согласные звуки.
Фишки ставятся одна под другой.
Затем нужно поставить после синей
фишки те гласные буквы, которые пишутся после
твердых согласных, а под ними, за зеленой
фишкой, – те гласные буквы, которые пишутся
после мягких согласных.
Это задание учащиеся должны выполнять
почти на каждом уроке, постепенно увеличивая
число букв: сначала за каждой фишкой стоит по
одной букве – (а, я), затем их число
увеличивается, доходя до пяти в каждом ряду.
После того как все ученики в основном
справились с заданием, так же выкладываются
буквы на доске. Это делает один ученик или
несколько, иногда сам учитель под диктовку
класса.
Руководя работой учеников у доски,
учитель может, не дожидаясь, пока ребенок
поставит букву, спросить: «После твердого
согласного ты поставил а. А какая буква
означает звук [а] после мягкого согласного?» Если
не задавать таких вопросов, есть опасность, что
дети механически запомнят буквы и будут
выставлять их, не ориентируясь на изученное
правило.
Правильно выполненное задание
выглядит так:
а, о, у, ы, э
я, ё, ю, и, е |
Если буквы стоят таким
образом, учитель сразу видит, что ученик помнит
правило русского письма, которое сейчас
изучается в классе, и точно соотносит между собой
гласные буквы. Если буквы в рядах не соотнесены
друг с другом (под буквой а стоит ё
и т.п.), у учителя не может быть твердой
уверенности в том, что ребенок понял учебную
задачу.
Когда это задание выполнено,
начинается игра. Ученики закрывают глаза, а
учитель быстро переставляет две буквы из одного
ряда в другой, меняет их местами, то есть на место
буквы а ставит букву я, и т.д.
Затем дети открывают глаза и должны
угадать, что изменилось.
Здесь очень важно менять местами
именно пары букв, чтобы ненавязчиво фиксировать
внимание учащихся на том, какие гласные буквы
пишутся после твердых, а какие – после мягких
согласных.
Если действовать по-другому –
переставлять буквы произвольно, внимание детей,
конечно, будет развиваться, но учебная задача при
этом выпадает из игры.
Иногда учитель, проводя эту
игру-упражнение, после каждого правильного
ответа ученика просит его повторить правило.
Например, школьник заметил, что
учитель поменял местами буквы о и ё,
и правильно сказал об этом.
Учитель спрашивает: «А почему так
нельзя?»
В учебной ситуации этот вопрос вполне
правомерен, но в игровой – нет. Ведь игровая
задача – найти, что изменилось. И только об
этом может идти речь в диалоге между учителем и
учеником.
Конечно, иногда об этом можно спросить
ребенка, похвалив его предварительно за
правильный ответ, но злоупотреблять такого рода
беседами не стоит, так как игра тут же
прекратится.
Игра «Найди свой домик»
Эта игра вводится для запоминания
правил написания гласных букв после твердых и
мягких согласных звуков.
Все ученики получают по одной гласной
букве, а два ребенка берут фишки: один – синюю,
другой – зеленую. Эти дети – ведущие. Ведущих
выбирают из школьников, которые отлично усвоили
учебную задачу, не делают ошибок в
самостоятельной работе. Дети-буквы гуляют по
классу; по сигналу учителя они должны занять свое
место в синем или зеленом домике.
Каждый ведущий проверяет буквы и
пропускает в свой домик только те из них, которые
пишутся после его согласного звука.
Учитель не вмешивается в игру, не
подменяет ведущих. Если один из них ошибся и
впустил в свой домик букву, которой там быть не
должно, дети-буквы сами обнаруживают это по
просьбе учителя: «Проверьте все вместе, не попала
ли в ваш домик какая-нибудь лишняя буква».
Дети очень любят эту подвижную игру, с
удовольствием в нее играют и хотят быть
ведущими-проверяющими. Учителю стоит всячески
подчеркивать значимость ведущих, их хорошие
знания, ответственность, необходимые для
выполнения роли звука. Это стимулирует остальных
учеников класса стремиться занять это место, а
следовательно, правильно решать соответствующие
учебные задачи на уроках.
Пожалуйста, помните: описанные нами
игры созданы специально для отработки учебных
задач. Это не отдых и не развлечение! Это
серьезная учебная работа! Необходимо включать
игры в каждый урок, а если вы каждый этап урока
можете завершить соответствующей игрой, вы очень
скоро заметите, как растут знания ваших учеников,
как быстро формируются их желание и умение
учиться.
Вся описанная нами работа по обучению
первоклассников грамоте представлена в учебнике
«Грамота». По этому учебнику из комплекта
«Начальная школа ХХI века» дети изучают
интегрированный курс, обучающий их
лингвистической и математической грамотности.
Основная цель курса
«Грамота» – научить детей учиться, добиваться
эффекта умственного развития.
Дети учатся учиться и при этом овладевают всеми
необходимыми знаниями и умениями в объеме
родного языка и математики. |
То есть в этом курсе задачи
обучения как бы перевернуты: обычно мы учим детей
грамоте, математике, и при этом они учатся
учиться (кстати, далеко не всегда!), а в этом курсе
мы специально учим первоклассников учиться, а
материалом для этого обучения являются родной
язык и математика.
Можно ли учить этому отдельно
на уроках обучения грамоте и на уроках
математики? Конечно! Но только так, чтобы не
смешались акценты, чтобы все мы постоянно
помнили: мы учим детей важнейшему для школы и для
всей последующей жизни – учим их учиться. |
Авторами учебника «Грамота»
созданы новые учебники для первого класса –
«Букварь» и «Математика». Понятно, что это уже не
интегрированные курсы, но основная их задача та
же: научить детей учиться.
|