Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Валентина ПЕТРОВА,
учитель школы № 41,
г. Белгород

Характер славянина

3-й класс

Тема. «Характер славянина (первый урок по теме “Какими людьми были наши предки славяне”)».

Цели. Помочь учащимся целостно представить проект изучения раздела «Человек в разные исторические времена»; выделить основные качества характера русского человека: патриотизм, трудолюбие, гостеприимство, умение дружить, жизнерадостность через решение проблемных ситуаций; развивать умения сравнивать, выделять главное; воспитывать у школьников чувство гордости за свой народ и Родину.

Оборудование. Выставка иллюстрированного материала «От Руси до России», подготовленная учителем; рисунков учащихся «Наши имена и фамилии» и «Характер славянина в русских пословицах»; книги на тему «История России»; таблички с названиями команд («Новгородцы», «Киевляне», «Москвичи»), основных черт характера русского человека (патриотизм, трудолюбие, гостеприимство, умение дружить, жизнерадостность); иллюстрации, изображающие перечисленные черты характера; карточки с текстами песен; поднос с «печевом»; печеньем в виде фигурок животных; магнитная доска.

Предварительная подготовка. Все учащиеся класса получили заранее текст с русской народной пословицей (все пословицы разные), отражающей какую-то черту характера, и задание – раскрыть смысл пословицы в своем рисунке; десяти ученикам были предложены индивидуальные задания:

– 4 «экскурсовода» готовили учебный материал по пройденным темам;
– 2 «богатыря» – отрывок из былины «Илья и Соловей»;
– 4 «колядовщика» – исполнение колядки к Рождеству.

Парты сдвинуты таким образом, что учащиеся сидят тремя группами. На партах каждой группы стоит табличка с названием команды. На детях – национальная русская одежда, два ученика – в костюмах русских богатырей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель. Знаете ли вы, что есть на свете такая замечательная страна, где быль чудеснее сказки? И находится она не за семью морями, далекими горами, а в учебнике «Окружающий мир». Называется она Страной историей. Попасть туда нетрудно – стоит лишь перевернуть страничку. Как вы думаете, зачем мы изучаем историю наших предков?

Дети. Нам интересно знать, как жили русские люди раньше. Хотим понять, чем интересовались славяне, что любили и что отвергали.

У. Страну, где родился, как и родителей, не выбирают. Но для того, чтобы осознанно полюбить ее, человеку необходимо понять душу своего народа, его прошлое. А значит, необходимо знать историю своего Отечества. Историю можно изучать по учебным книгам, историческим документам, а можно отправиться в музей. Давайте представим себе, что мы находимся в историческом музее. Как называют человека, проводящего экскурсии по музею?

Д. Экскурсовод.

У. Предоставим слово нашим экскурсоводам.

Далее идет демонстрация презентации «От Руси до России». Учащиеся, выступающие в роли экскурсоводов, озвучивают изображения на слайдах.

Экскурсовод 1. Итак, мы входим в первый зал. Как мы узнаем о прошлом? Существует отдельная наука, которая изучает памятники древности. Эта наука называется археологией. Во время раскопок ученые часто находят зерна различных злаков, орудия труда, оружие, осколки посуды, игрушки, украшения. Часто именно археологам удается ответить на вопросы, которые не могли решить многие поколения ученых.

Слайд 1. История России начинается в IХ веке. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами живем, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, а также топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые люди. Среди них были наши предки – славяне. Их часто звали русами за светлые волосы, поэтому их земли стали называть Русской землей, или Русью. Это лишь одно из предположений ученых.

Мужчины охотились, женщины собирали в лесу съедобные растения, выращивали пшеницу, рожь, овес. Правда, полей тогда было мало. Чтобы получить луг или поле, приходилось вырубать часть леса, выкорчевывать пни.

Слайд 2. Гордостью Русской земли были свои книги – летописи. В те времена книги считались величайшим сокровищем. Для них готовили особо тонкую кожу – пергамент и лучшие чернила, которые в то время по капле добывали из особых орешков. Каждая книга писалась от руки не один год. Древнейшая русская летопись называется «Повесть временных лет». Ее автором считается знаменитый русский летописец Нестор.

Экскурсовод 2.

Слайд 3. А в следующем зале мы узнаем о том, что на Русь часто нападали враги. Особенно опасными были жители степей – кочевники. Они грабили селения, угоняли жителей в плен. Для защиты от врагов славяне огораживали свои поселения земляным валом и стеной из бревен. Так появились первые города – огороженные участки.

Слайд 4. А это столица современной России – Москва. Москва строилась вокруг Кремля – крепости, которая защищала жителей от врагов. Сначала Кремль построили деревянный. Дома соединялись между собой галереями и переходами. Украшениями служили крылечки с резными столбиками. Позднее стены Кремля возводились из красного кирпича. Стены заканчивались острыми зубцами, за которыми могли прятаться от стрел защитники Кремля.
До наших дней сохранились прекрасные соборы, стены и башни Кремля – украшение и гордость Москвы.

Экскурсовод 3.

Слайд 5. Перед вами – первый русский царь Иван Четвертый. Он правил в ХVI веке. С этого времени наше государство стали называть Московской Русью. Первый царь был подозрительным и жестоким. Народ прозвал его Грозным.

Слайд 6. К концу ХVII века Русь стали называть Россией. Правил Россией Петр Первый. Он построил новый город – Санкт-Петербург, который стал главным морским портом России. Вскоре он превратился в столицу Российского государства. При Петре Первом наша страна стала империей – большим, сильным государством, а царь стал называться императором.  С этого времени Петра Первого стали называть Великим.

Слайд 7. Последний русский император – Николай Второй. Российская империя перестала существовать в 1917 году. К власти пришли большевики во главе с Владимиром Ильичем Лениным. Наша страна стала называться Советская Россия. В 1922 году большевики создали Советский Союз. Советский Союз стал могущественной державой. Он выдержал многие суровые испытания. Самым страшным из них стала война с фашистской Германией.
В 1991 году Советский Союз разделился на независимые государства. Россия – самое большое из них. В ее состав входит множество областей, краев, республик. Поэтому Россию называют Российской Федерацией.

Экскурсовод 4. Переходим в следующий зал. Здесь мы узнаем, как зарождались имена. У каждого человека есть имя. Оно отличает одного человека от другого. Имя могло подчеркивать особенности внешности и характера – Шумило, Бессон, Губа. Имя могло быть «номером ребенка» – Третьяк, Пятой. Имя отражало радость родителей по случаю рождения дитяти – Ждан, Любим, Милуша. Имена давали в честь зверей и птиц – Заяц, Кот, Гусь. Имя указывало время и место появления ребенка на свет – Суббота, Дорога.
Но имя недостаточно говорило о человеке. Стали прибавлять к имени отчество. Говорили: «Петр, Иванов сын». Так позднее и образовались фамилии – Иванов, Борисов, Степанов.

У. Немало времени мы провели в библиотеке, чтобы узнать историю фамилий и имен учащихся нашего класса. Наши исследования мы представили на выставке.

Можно зачитать наиболее интересные сочинения.

Экскурсовод 5.

Слайд 8. В этом зале мы видим, как выглядели наши предки в разные времена.

У. Спасибо вам, ребята! Вы хорошо поработали.

Происходит оценивание выступлений экскурсоводов.

– С тем, что находится в следующих залах, мы познакомимся подробнее на следующих уроках. Мы узнаем, в каких домах жили люди в старину, как одевались, во что обувались, что ели. Мы узнаем, во что верили наши предки, откуда пришло к нам христианство.

III. Физкультминутка

У. Наши экскурсоводы говорили, что жить в непроходимых лесах и топких болотах могли только выносливые люди.
Многие из них отличались необыкновенной физической силой. Стать сильными нам помогает спорт.

Физкультминутка проходит под песню «Хорошо спортсменом быть»: учитель показывает движения, а учащиеся повторяют.

IV. Сообщение темы урока

У. Историю делают люди. К сегодняшнему уроку каждый из вас проиллюстрировал полученную накануне пословицу. Произнесите пословицы и подумайте, что русский человек «спрятал» в них.

Д. Черты своего характера.

Далее идет демонстрация презентации «Характер славянина».

У. «Характер славянина» – тема сегодняшнего урока. Мы будем говорить о том, какой он – русский человек. А вы будьте внимательны. В конце урока вас ждет кроссворд. В нем спрятано зашифрованное слово, прочитать которое можно только разгадав кроссворд.

V. Знакомство с новым материалом

У. Черты славянского характера можно увидеть в кратких народных изречениях – пословицах. Прочитайте пословицы.

На доске:

Маленькое дело лучше большого безделья.

Терпение и труд все перетрут.

– Назовите черту характера, о которой идет речь в пословицах.

Д. Трудолюбие.

Помощник учителя прикрепляет табличку со словом трудолюбие к магнитной доске.

У. Выберите подходящую иллюстрацию к этому качеству человека.

К доске прикрепляется картина, изображающая трудящихся людей.

– Какие пословицы о трудолюбии вы получили?

Дети: «Труд кормит, а лень портит», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».

Слайд 1. Наши предки жили все вместе племенем – поодиночке они бы погибли. Управляли племенем вожди. Мужчины охотились, женщины собирали в лесу съедобные травы, ягоды, грибы. Летом жители работали в поле, а в долгие зимние дни и вечера пряли, ткали, делали глиняную и деревянную посуду, игрушки для ребят. Иногда жители деревни занимались одним ремеслом так возникали народные промыслы.

Слайд 2. На Руси издавна водились изобретатели. Колодец сложить, избу срубить, коня подковать могли многие. А вот часы смастерить, которые на ладошке помещаются?
Жил двести лет назад изобретатель Иван Петрович Кулибин. Сделал он как-то необыкновенные часы с утиное яйцо. Каждый час распахивалась в часах дверца, появлялись крошечные человечки и весело передвигались под музыку. Царица Екатерина Великая пригласила Кулибина к себе на службу. Он построил телескоп, создал проект удивительного моста-дуги.

Прочитайте пословицы, написанные на доске.

На доске:

Кончил дело – гуляй смело.

Делу – время, а потехе – час.

– Назовите черту характера, о которой идет речь в пословицах.

Д. Жизнерадостность.

Помощник прикрепляет табличку со словом жизнерадостность к доске.

У. Выберите подходящую иллюстрацию к этому качеству человека.

К доске прикрепляется картина, изображающая веселящихся людей.

– У кого-нибудь была пословица, иллюстрирующая это качество характера?

Дети называют пословицу: «Беседа дорогу коротает, а песня – работу».

Слайд 3. Жизнь русского народа невозможно себе представить без ярмарки – веселого базара, куда съезжались люди из разных городов и деревень.
Но народ приходил на ярмарку не только свои товары показать или что-то купить. Это был веселый праздник с песнями и плясками, с горячим чаем и бубликами, со скоморохами и кукольным театром.
Славяне всегда пели: и в горе, и в радости. Были праздничные песни, трудовые, игровые, свадебные, колыбельные, песни о природе.

Сейчас вы будете работать в группах. «Киевляне», «Новгородцы», «Москвичи» свои названия выбрали в честь древних русских городов. У меня в руках три карточки с текстами песен. Определите, когда и где могли быть исполнены эти песни.

Идет работа в группах.

Карточка 1

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

Д. Это песня о весне. Ее могли исполнять во время праздника, посвященного встрече весны. Это праздничная песня.

Карточка 2

Уж я сеяла, я сеяла ленок,
Я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала:
Ты удайся, удайся, ленок!
Ты удайся, мой беленький ленок!
Лен мой, лен, белый лен!

Д. Это песня о посеве льна. Ее могли исполнять во время работы в поле. Это трудовая песня.

Карточка 3

Баю, баю, баиньки!
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить –
Новы валенки носить.

Д. Эту песню могли исполнять, когда укладывали ребенка спать. Это колыбельная песня.

Слайд 4. Отдыхали и знатные вельможи. Петр Первый издал указ об ассамблеях – торжественных вечерах. Приглашенные должны были являться со своими дамами. Ассамблеи устраивали поочередно. В одном зале танцевали, в других комнатах играли в шашки и шахматы, вели деловые разговоры, заключали сделки.

VI. Физкультминутка

У. Давайте и мы поддержим указ Петра Первого: «Делу – время, потехе – час».

Дети водят хоровод, выполняя танцевальные движения под хоровое пение песни «Вдоль по улице метелица метет».

VII. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Прочитайте пословицы, записанные на доске.

 

На доске:

Чужой земли мы не хотим, но и своей не отдадим.

Лучше смерть принять, чем Родину предать.

– Назовите черту характера, о которой идет речь в пословицах.

Д. Смелость и любовь к Родине, патриотизм.

Помощник учителя прикрепляет табличку со словом патриотизм к доске.

У. Кто увидел в своей пословице отражение любви славянина к Родине?

Дети называют пословицу: «Родина – мать, умей за нее постоять».

Слайд 5. Пограничные крепости защищали лучшие воины со всех концов Руси. Самые известные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Подготовленные ученики, одетые в костюмы богатырей, читают отрывок из былины «Илья и Соловей»:

Из того ли-то из города из Муромля,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленькой дородный добрый молодец.
Он стоял заутрену во Муромли,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно.
А й черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром кони никто тут не проезживат,
Птица черной ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силу великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А й побил он эту силу всю великую.
Ен подъехал-то под славный под Чернигов-град,
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то ворота во Чернигов-град,
А й зовут его в Чернигов воеводою.

У. Спасибо, богатыри!

Дети оценивают исполнение былины.

– Прочитайте пословицы на доске.

На доске:

Берись дружно – не будет грузно.

Дружба – в делах помощница.

– Назовите черту характера, о которой идет речь в пословицах.

Д. Забота о ближнем и взаимопомощь.

Помощник учителя прикрепляет табличку со словами умение дружить к доске.

У. Выберите подходящую иллюстрацию к этому качеству человека.

Картина, изображающая желание помочь другому человеку, прикрепляется к доске.

– Назовите свою пословицу о дружбе.

Д. Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.

У. Никогда славянин не оставлял в беде своего брата или соседа. Погорельцу помогали всем миром построить дом. В семью брали осиротевших детей. Если случался неурожай, делились друг с другом. Заботу о ближнем, желание помочь можно увидеть и в произведениях устного народного творчества.
Сейчас «Киевляне», «Москвичи» и «Новгородцы» составят из разрезанных частей картинки-иллюстрации к русским народным сказкам.

Дети составляют иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Заячья избушка», «По щучьему веленью». Учитель помещает их на доске.

– Как называются эти сказки? Что их объединяет?

Дети отвечают.

– Прочитайте следующие пословицы.

На доске:

За общим столом еда вкусней.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

– Назовите черту характера, о которой идет речь в пословицах.

Д. Гостеприимство.

Помощник учителя прикрепляет табличку со словом гостеприимство к доске.

У. Выберите подходящую иллюстрацию к этому качеству человека.

Картина, изображающая гостеприимство, прикрепляется к доске.

Слайд 6. Русские люди с удовольствием готовились к приходу гостей. Их встречали поклонами, здоровались, а с самыми близкими целовались. Любили накормить пришедших сытно и вкусно. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал». После обеда стол накрывали чистой скатертью, клали посредине хлеб, рядом ставили солонку с солью. Вот и оставлял хозяин для любого гостя самые ценные продукты. О гостеприимном хозяине говорили: «Хлеб-соль со стола не сходит».
Сейчас важных гостей россияне тоже встречают хлебом-солью.

Слайд 7. Одной из добрых рождественских традиций на Белгородчине было славление Христа. В канун Рождества вечером, когда в небе зажигалась первая звезда – та самая, что зажглась во время рождения Иисуса Христа, парни делали свою звезду из палочек, украшали ее фольгой и бумажными цветами. В центре крепили свечу, затем звезду прикрепляли на длинную палку, обходили все дворы и славили Христа. Затем дети совершали обряд колядования: пели песни-здравицы хозяевам дома.

Подготовленные дети исполняют колядки:

Тетенька добренька,
Дай кулички сдобненькой!
Коляда, маляда
Накануне Рождества.
Подавай, не ломай,
Всем по целой подавай!
Если крошечку уронишь,
То и Бога не замолишь.
Не подашь лепешки –
Разобьем окошки.
Не подашь пирога –
Уведем корову за рога.

Хозяйка. Угощайтесь, гости дорогие! Хлеб кушать милости просим!

Хозяйка угощает гостей «печевом» (печеньем в виде фигурок животных).

Выставляются оценки за колядку.

Слайд 8. На морозную зимнюю пору приходилась Святочная неделя. По домам ходили ряженые. Каждому хотелось нарядиться как-то особенно забавно, да чтобы не узнали. В это время гадали все – и взрослые, и дети.

VIII. Итог урока

У. А сейчас проверим, насколько вы были внимательными на уроке. Для этого разгадайте кроссворд.

1. Герой русских былин, совершающий подвиги.
2. Танцевальные движения взявшихся за руки и образовавших круг людей.
3. Примитивное орудие для вспашки земли.
4. Христианский праздник в честь рождения Иисуса Христа.
5. Делать что-то сообща, «всем...».
6. Имя одного из трех богатырей, изображенных на картине В. Васнецова.
7. Отечество или место, в котором человек родился.
8. Люди, одетые в необычную забавную одежду на святочной неделе.

Ответы к кроссворду:

1. Богатырь.
2. Хоровод.
3. Соха.
4. Рождество.
5. Миром.
6. Илья.
7. Родина.
8. Ряженые.

– Прочитайте слово, получившееся в выделенном вертикальном столбце.

Д. Россияне.

У. Дайте толкование этому слову.

Д. Россияне – это люди, живущие в России. Это мы с вами.

У. Перечислим еще раз качества характера, которыми обладали славяне.

Д. Трудолюбие, любовь к Родине, гостеприимство, умение дружить, жизнерадостность.

IХ. Домашнее задание

У. Конечно, были у наших предков и отрицательные качества. Прочитав в учебнике статью на с. 104–109, вы сможете их назвать. Подберите к этим отрицательным качествам пословицы, дополните своими примерами. Желающие могут сделать иллюстрации к теме «Чему не нужно подражать».