Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Галина СКОКОВА,
Лариса КОЗЛОВА,
учителя школы № 7,
г. Белгород

Я – гражданин России

Классный час

Цели. Познакомить детей с символами Российской Федерации, воспитывать бережное отношение к ним, любовь к Родине.

Оборудование. Гербы и флаги Российской Федерации, других государств; запись гимна Российской Федерации; портреты Ивана III и Петра I.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Что такое Родина?

Выслушиваются ответы детей.

– Послушайте одну историю.
Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», – решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».
– Давайте подумаем: когда так говорят?

Дети отвечают.

– Почему же Человек заскучал?

Выслушиваются ответы детей.

– Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему когда-то дороги.
Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина». Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по Родине. Дети, а с чего для вас начинается Родина?

Дети отвечают.

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение М. Исаковского «С чего начинается Родина?».

– Каждый человек должен любить свою Родину, делать всё для ее блага, защищать ее от врагов. Давайте вспомним героев, которых мы знаем, которые прославили свою Родину.

Дети отвечают.

– Но и в светлое безмятежное время каждый из нас принимает участие в общем деле, вкладывает свои труд, мысли, талант в развитие Отчизны. Поэт говорит о том, что чувство любви к Родине необъяснимо. Родина – мать, а разве можно не любить маму? Разве можно ее бросить, без нее обойтись? Россия – самая большая в мире страна. Здесь варят сталь, осваивают космос, выпускают огромное количество автомобилей и других предметов. Среди более чем тысячи городов есть города-миллионники: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород. В России много самого-самого. Есть реки – большие, многоводные: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Это 5 из 22 главных рек земного шара. Если говорить об озерах, самое большое – Каспийское, а самое глубокое – Байкал. В России растет самый большой лес на земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо. Эта безграничность полей, лесов, эти необъятные равнины и создали, наверное, русский характер. В нем широта души и долготерпение. В сборнике Владимира Ивановича Даля есть пословица: «Велика святорусская Земля, а везде солнышко». Как вы понимаете ее смысл?

Дети отвечают.

– В России проживает огромное число русских. Другие нации и народности, живущие в Российской Федерации, тоже корнями связаны с этой землей, с ее многовековой историей. Без них не было бы того пути, который прошла Россия от далеких времен до наших дней. 12 июня 1990 года Россия объявила о государственном суверенитете (независимости), а в декабре 1991 года прекратил свое существование СССР. Так начался новый этап российской истории. У России новый флаг. Она – член ООН. Государством управляют Президент и Правительство на основе законов, которые принимает высший законодательный орган Российской Федерации – Государственная Дума.

На доске рисунки – герб, флаг Российской Федерации.

– Слово «герб» произошло от немецкого слова «эрбе», что обозначает «наследство, фамильное достоинство». Так в ХI–ХII веках называли отличительные знаки, которыми рыцари украшали свои щиты. Лица не видно, но на щите рисунок, по которому сразу определяли, кому он принадлежит. Дальше герб стал передаваться от отца к сыну. Он становился символом земель. Возникла наука геральдика – об искусстве составления и толкования гербов. Чаще всего на гербах изображены лев и орел – гордые, могучие животные, никому не подвластные и господствующие над всеми. Они стали излюбленными символами и по сей день сохранились на гербах многих городов и государств. В Византии был герб с двуглавым орлом, который указывал на два центра некогда могучей Римской империи. Именно из Византии пришла на Русь христианская религия. Царь Иван Третий сделал гербом России византийского двуглавого орла. Гербы – это не только красивые картинки: они наполнены глубоким смыслом, который открывается лишь тем, кто хочет заглянуть в историю городов и государств. Все люди с уважением должны относиться к гербу своей страны и родного города – символам славных традиций, дошедших до нас из глубины веков.

Дети читают четверостишия о гербах из книги Е. Саплиной.

– Теперь поговорим о гимне. Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос», что означает «вдохновение, торжественная песня».
Многие поэты из разных стран посвящали торжественные стихотворения своей Родине, композиторы – музыку. Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее Государственного флага, при вручении наград, при официальных встречах и проводах представителей других государств. Во время торжественных собраний гимн слушается стоя.

Дети слушают гимн России.

– Что же такое гимн?

Дети отвечают.

– Еще один важный символ – это флаг. Где мы могли видеть Государственный флаг?

Дети отвечают.

Петр I– Трехцветный флаг России был утвержден первым российским императором Петром Первым. Петр очень уважал Голландию, самую передовую страну в тогдашней Европе. Он многое заимствовал оттуда. Заимствовал он и идею флага, лишь изменив порядок цветов. В то время цвета истолковывались так: белый – духовенство, синий – дворянство, красный – трудовой народ. Позднее эти цвета стали обозначать следующее: белый считается выражением чистоты устремлений, синий – стремления к миру, красный – готовности не жалеть своей крови при защите Родины. Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится и к ее флагу – ведь под ним совершено так много подвигов! В бою знамя воинской части оберегают как самую большую ценность. Если враг сумеет захватить знамя, то воинская часть расформировывается как опозоренная. И наоборот: когда политические демонстранты хотят выразить свое неодобрение действиями другого государства, они нередко сжигают его флаг.

– Какой цвет флага символизирует трудовой народ?

– Кто был первым российским императором?

Дети отвечают. Они рисуют флаг России.