IV. Работа над понятием «Родина» У. Где живут мальчики? Д. В Москве. У. Место, где ты родился, где прошло твое детство, называется словом «родина». Учитель пишет на доске: Москва – родина Чука и Гека. – Каким описывает этот город рассказчик? Д. «...Огромный город, лучше которого и нет на свете». У. Чьи это слова? Д. Рассказчика. У. А кто из наших героев так думает? Согласны ли вы со словами рассказчика? Что вы можете рассказать о своем родном городе, селе? На доске учитель открывает фотографии видов места жительства детей. Идет беседа о малой родине детей данного класса. – Кто заботился о мальчиках, помогал им в трудную минуту? Д. Папа, мама, пассажиры поезда, ямщик, сторож с собакой. У. Почему они помогали? Д. Маленькие дети нуждаются в помощи. У. Что изменится, когда мальчики вырастут? Д. Вырастут и сами станут помощниками для других. У. Я знаю, что общество, в котором одни заботятся о других, называется семьей. А значит жителей всей России можно назвать одной большой семьей. Учитель пишет да доске: Россия – Родина Чука и Гека. – Прочитайте на доске два предложения. На что вы обратили внимание? Д. У мальчиков две родины. У. Почему слово «родина» пишется по-разному? Дети отвечают. – Посмотрите кадры из кинофильма «Чук и Гек» и скажите, какая она, наша Россия? Дети смотрят кадры из фильма. Д. Россия простирается на тысячи километров, в ней много городов, полей, много лесов, разных зверей в лесу. У. Прочитайте отрывок, где об этом пишет Гайдар в своей повести. Д. «Прощайте, большие города, заводы, станции, деревни, поселки! Теперь впереди только лес, горы, и опять густой, темный лес». У. Вот в какой огромной стране жили Чук и Гек! V. Беседа о семье У. Кто самые главные в семье Чука и Гека? Д. Папа и мама. У. Почему? Д. Они работают, ведут хозяйство, воспитывают детей. У. Какая семья у Чука и Гека? Дети высказывают свое мнение. – Прочитайте отрывок о том, как семья встречала Новый год. Дети отвечают на вопрос, опираясь на текст Гайдара, а также на свой жизненный опыт. VI. Итог урока В конце урока обязательно должна прозвучать мысль: «Гайдар показал, что у человека две родины, их надо беречь». В заключение урока ученики поют песню Гека из кинофильма «Чук и Гек» (реж. И. Лукинский):
Отметим еще одну особенность учебников В.А. Лазаревой: начиная со 2-го класса в них помещены репродукции картин замечательных русских художников.
Использование репродукций в учебниках мне представляется очень удачным. Работа по осмыслению этих шедевров российской живописи способствует развитию речи детей, более осмысленному пониманию текстов. Все это воспитывает хороший вкус, истинно культурного человека. Познакомившись с отдельными репродукциями на уроках, дети сами стали приносить в класс книги из серии «Сказки о художниках» издательства «Белый город». Тонкие книги с отличными иллюстрациями расширяют представления детей о жизни и творчестве того или иного художника. Некоторые ученики по своему желанию стали читать книги по искусству, делать сообщения на уроках изобразительного искусства, вклеивать свои сообщения в классный альбом «Русские художники». Постепенно и слова «Третьяковская галерея» становятся для учащихся родными, расширяя смысл понятий и образов, которые составляют ядро представлений о патриотизме в душе ребенка. 3 классРабота с былинами – героическими песнями о богатырях русских (планы-конспекты уроков)...И поют поныне деды внукам славные
песни Былины Сказки, былины, а также рассказ В.К. Железникова «Дедушка» – основные тексты для воспитания патриотизма в 3-м классе: «в них изображаются настоящие герои, совершающие истинные подвиги во спасение и славу своего Отечества» (Лазарева В. А. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение» для 3-го класса). Работа с былинами в наши дни интересна и важна. Немногих героев былин знают сегодняшние третьеклассники, да и само слово «былина» некоторые ученики узнают впервые только на уроке. На тему «Былины» отведено 3 урока:
Цели. Познакомить детей с историческим и литературным материалом, который будет использован при написании сочинения; выявить особенности былины; воспитывать гордость за русских героев. Урок 1I. Организационный момент II. Сообщение темы урока Учитель. Сегодня мы переходим к изучению еще одного вида устного народного творчества – былинам. Кто из вас знает значение этого слова? Дети. Это о том, что было. У. Но ведь и в других жанрах, например в рассказах, повествуют о том, что было? Д. В былинах про то, что было давно. И рассказ не относится к устному народному творчеству. У. Молодцы! Прочитайте, что автор нашего учебника говорит о былинах на с. 68. Дети читают и пересказывают статью. III. Рассказ учителя о художнике В.М. Васнецове Учитель прикрепляет на доску портрет художника. У. Посмотрите на репродукцию картины «Богатыри». Кто ее автор? Д. Васнецов. У. Виктор Михайлович Васнецов
(1848–1926) родился в Вятской губернии, в деревне,
затерявшейся среди поистине сказочных лесов и
гор Предуралья. Его отец был сельским
священником. Они жили среди крестьян. В семье
было шесть братьев. Зимой у братьев на всех были
одни валенки и полушубок. Летом, как и все
деревенские ребятишки, они бегали босиком. IV. Работа над образом Добрыни Никитича У. Рассмотрите репродукцию картины «Богатыри», назовите богатырей по порядку слева направо. Дети отвечают. – Добрыня Никитич... Почему он Никитич? Д. Это его отчество. У. Рассмотрите, как написан этот герой, сравните его доспехи со снаряжением других богатырей. Выслушиваются ответы детей. – Доспехи у Добрыни самые богатые:
щит из дорогого красного металла, украшенный
золотым узором и драгоценными камнями, шлем
высокий узорчатый. Шлемы с высоким навершием
назывались шишаками. Навершие (шишак) не
позволяло противнику нанести прямой удар. Можно
было ударить только сбоку, отчего сила удара
уменьшалась, и лишь в редких случаях дело
заканчивалось смертью пораженного человека.
Кольчуга сияет серебром, меч – булатный в
золотых ножнах. Обут Добрыня в нарядные,
бирюзового цвета сапоги. Он нетерпеливо сжимает
рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен, и
готов в любую минуту ринуться на врага. Весь он –
порыв и смелость, суровость и дальновидность. И
конь Добрыни очень красив, в нарядной сбруе. Он
тоже вглядывается в даль, будто говорит своему
хозяину, что враг близко, – кажется, уберет Илья
копье – и он рванется в бой. Д. Из былин. У. Вспомните, что такое былина? Прочитайте вполголоса отрывок из былины «Добрыня Никитич и Змей» на с. 69–70 и приготовьтесь читать его вслух. Легко ли было читать былину? Вслух читает заранее подготовленный ученик. Дети отвечают на 1-й и 2-й вопросы в конце текста, читают текст по частям, озаглавливают части («Наказ матери», «Устрашение проклятой Змеи», «Освобождение земли Русской от ворога»). – Как вы объясните последние три строки отрывка? Что же добрые люди должны были услышать в этой старине-былине? Д. Не будет спокоен враг на нашей земле. Дети отвечают на 3-й и 4-й вопросы в конце текста. V. Итог урока У. Чем отличается былина от сказки? Дети отвечают. Учитель показывает репродукции картины В.М. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» и портрет «Добрыня Никитич» Станислава Москвитина из детской книги «Русские богатыри» (М.: Белый город, 2004). VI. Домашнее задание Рассказать о Добрыне Никитиче, показывая его на репродукции картины «Богатыри». Урок 2I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания Учитель. Чему был посвящен предыдущий урок? О каком герое вы рассказали дома? Выслушиваются ответы детей. III. Сообщение темы урока У. Сегодня мы продолжим разговор о богатырях, рассматривая репродукцию картины В.М. Васнецова. IV. Работа над образом Ильи Муромца У. Кого вы видите в центре группы богатырей? Почему его зовут Муромец? Дети. Родом из города Мурома. У. Каким нарисован Илья Муромец? Выслушиваются ответы детей. – В центре композиции – Илья
Муромец, самый старший по возрасту, самый любимый
народом, воспетый не в одной былине богатырь. У
Ильи благородное русское лицо, зоркие очи, прямой
нос. Во всем его облике чувствуются мощь и сила,
мудрость и выдержка. Он самый могучий в этой
троице, на его руке палица булатная (вроде
дубинки, только железная) в 40 пудов (пуд – более
16 кг, вес палицы – больше 640 кг), за спиной
виден колчан со стрелами, а в левой руке –
громадное «мурзавецкое» копье (татарское). Зорко
всматривается он из-под узорной рукавицы в
степную даль, и «если он двинется, загудит от шага
его земля». Илья Муромец справедлив, бесстрашен,
прямодушен – он не способен на хитрости и уловки.
Илья – старший на заставе: без его приказа
богатырская застава (пограничная застава) не
двинется с места. Илья бесстрашен. И конь его
богатырский тоже самый могучий – на его сбруе и в
уздечке «пряжки красна золота, они мокнут, да не
ржавеют», косит он злым глазом в сторону врага,
всматриваясь в степь. На доске:
– Прочитайте отрывок из былины об Илье Муромце на с. 71–72, отметьте непонятные слова и выражения. На вопросы детей отвечают одноклассники. – Перескажите сюжет былины. Один-два человека рассказывают. Дети читают вслух, размышляют над вопросами в конце текста. V. Работа над образом Алеши Поповича У. Посмотрите на третьего богатыря с картины В.М. Васнецова. Как его зовут? Почему он Попович? Д. Сын попа, «Попович сын». У. Расскажите, каким изобразил его художник. Выслушиваются ответы детей. – Справа самый молодой богатырь –
Алеша Попович. Он лукавый и смелый, ловкий и
находчивый. Лицо его мужественно и одновременно
нежно, движения мягки и вкрадчивы. Он тоже не
подпустит врага: наготове крепко держит в руках
свое любимое оружие – лук с закаленными
стрелами. Конь под ним горяч, как огонь: голову
пригнул, уши прижал, будто землю нюхает. Д. Заклад. У. Что оно обозначает? Дети отвечают на данный вопрос и вопросы в конце текста. VI. Итог урока У. На каком фоне пишет богатырей В.М. Васнецов? Дети отвечают. – Место действия – необъятный суровый
степной пейзаж, граница земли Русской. На заднем
плане картины – холмы с перелесками (небольшие
леса, отделенные полянами), нависшее над
богатырями грозовое небо со свинцовыми тучами.
Контраст светлых тонов белого и зеленого цвета
на переднем плане и темно-фиолетовых, почти
черных тонов на заднем плане вызывает чувство
тревоги и настороженности, но величие богатырей
(их головы и плечи возвышаются над линией
горизонта), их мощь и сила их единства (художник
написал богатырей как бы прижатыми друг к другу)
доказывают, что врагу не пробраться через
богатырскую заставу. Пословицы написаны на доске. Д. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. – Береги землю родимую, как мать любимую. – Родина – мать, умей за нее постоять. – Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается. VII. Домашнее задание Творческое задание учебника на с. 73. У. Расскажите о богатырях с картины В.М. Васнецова, используя то, что вы узнали о них из былин. Урок 3I. Организационный момент II. Сообщение темы урока Учитель. Сегодня на уроке вы будете писать сочинение по картине на тему «Славна богатырями земля Русская». III. Подготовка к написанию сочинения У. Вам в помощь предлагается план. На доске:
– Подумайте, какое вступление к такому сочинению может быть. Дети. Картину «Богатыри» написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. У. Вспомните, почему художник взялся за эту картину? По ходу ответов детей рядом с пунктами плана постепенно открываются опорные слова.
IV. Самостоятельное написание сочинений V. Домашнее задание Подготовить рассказ о герое русских былин. Для работы рекомендованы брошюра «Былины» из серии «Внеклассное чтение» (М.: Дрофа-Плюс, 2004); книга «Русские богатыри» (М.: Белый город, 2004). На другом уроке дети рассказали о Вольге и Микуле, Дунае Ивановиче, Потыке-богатыре, Ставре Годиновиче, Соловье Будимировиче, Василии Буслаеве, о Садко; после урока посмотрели фильм «Садко». 4-й класс«Все мы люди разные, а Родина – одна...»Здесь русский дух в веках произошел. Н. Рубцов. «Старая дорога» Продолжение нравственного развития учащихся в 4-м классе в качестве важнейших задач ставит воспитание любви к Родине, осознание ее культурных традиций, восприятие бесценного духовного наследия нашего народа, формирование активной гражданской позиции детей в социальной жизни общества.
В учебнике «Литературное чтение. 4-й класс» пятая, последняя, тема обучения называется «Россия, Родина моя!». В программе ей отводится 11 часов. По сути, это обобщение знаний, полученных учащимися за четыре года обучения в начальной школе, это размышление над главным вопросом, что есть для человека Родина: – С чего она начинается? (М.Л. Матусовский. «С чего начинается Родина?)» – Что означает выражение «родные святыни»? (С.Я. Маршак. «Ты много ли видел на свете берез?»); – Какой он – русский народ? (Ю.И. Коваль. «Чистый Дор»); – Отчего Родина нам дорога? (В.А. Жуковский. «Родного неба милый свет»; Е.А. Баратынский. «Родина»; Н.А. Некрасов. «Саша»; Д.Б. Кедрин. «Я не знаю, что на свете проще?»; Н.М. Рубцов. «Звезда полей»). Тема. «Все мы люди разные, а Родина – одна...» Цели. Сопоставление образа Родины у поэтов XIX и XX веков; формирование представлений учащихся о вечных ценностях человечества и искусстве как способе их передачи поколениям. Оборудование. Портреты поэтов Н.А. Некрасова, Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова; выставка книг на тему «Поэты о России»; репродукции картин художников В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» и Н. Каразина «Илья Муромец поражает Соловья-разбойника». Урок 1I. Организационный момент II. Минуты поэзии Чтение наизусть стихов о Родине В.А. Жуковского и Е.А. Баратынского. III. Постановка учебных задач Учитель. Сегодня нам предстоит чтение двух стихотворений о Родине, попробуем сравнить думы других поэтов с теми, что сейчас прозвучали. А тему урока прочитаем в конце нашей работы. IV. Знакомство с новым материалом На доске – портрет Н.А. Некрасова. У. Это портрет Николая Алексеевича Некрасова. Жил он в XIX веке. Прочитайте о нем статью в учебнике. Дети читают текст. – Послушайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Саша». Учитель читает отрывок. – От чьего имени ведется повествование? Дети. От имени рассказчика-героя. У. Какие слова это доказывают? Д. Мой, мне, я. У. Перечитайте первые три двустишия. Какое настроение у рассказчика-героя? Д. Безрадостное, гнетущее. У. Что при этом видит рассказчик? Д. Равнину, поле, лес. У. Прочитайте три следующих двустишия. Какие картины ему опять представляются? Д. Те же: лес, поле, равнина. У. Картины все те же, а что изменяется? Д. Настроение. У. Как оно меняется? Д. Лес сладок, нива люба, равнина – родимая земля. У. Какую причину таких различий называет рассказчик? Д. Озлобленный ум. У. Как вы понимаете этот эпитет? Д. Человеку было тяжело, он в таком грустном виде всё и вокруг представил. У. Дочитайте стихотворение до конца. Что чувствует рассказчик теперь? Д. Душа успокаивается, силы прибавляются. У. Почему? Д. Он прижался к родимой земле, выплакался, ему стало легче. У. Какими словами называет родимую землю рассказчик? Д. Родина-мать, родные объятия. У. Какой представляется поэту Родина? Д. Родина для него, как мать родная, земля – словно плечо близкого человека, который тебя всегда поймет, может простить, пожалеть, успокоить. У. Как вы думаете, почему именно этот образ рисуется Н.А. Некрасову? Д. Он вспоминает свою мать – добрую защитницу. У. Какими художественными средствами передает поэт настроение? Д. Сравнения: песня кулика – стон матери над сыновней могилой. Эпитеты: равнина унылая, озлобленный ум, благой порыв, блудный сын... – Метафоры: я душою смирился, жизнью измят. У. Какое художественное средство вам показалось очень емким? Послушайте это стихотворение еще раз. Удалось ли чтецам передать настроение автора? Два ученика читают отрывок. Идет работа над выразительным чтением. – Сопоставьте изображение Родины в стихотворениях XIX века, которые сегодня прозвучали. Как относятся к ней эти поэты? Д. Рассказчики уже взрослые, имеют жизненный опыт – они знают, что в трудные для них дни родная сторона их всегда примет, успокоит, даст силу и радость жизни. У. Прошло много времени – почти сто лет. Начался XX век. Появились современные поэты. Один из них – Дмитрий Борисович Кедрин. На с. 144 помещено его стихотворение «Я не знаю, что проще на свете?». Прочитайте его и расскажите, что этот поэт изображает, говоря о своей Родине. Д. Родина для рассказчика – простые пейзажи, знакомые с детства растения, животные, герои русских сказок и былин. У. Какие знакомые вам имена встретились в этом тексте? Д. Илья Муромец, Серый Волк, царевич Иван. У. Почему они появились в стихотворении? Д. Это герои русского фольклора – история родной земли. У. Давайте посмотрим на этих героев. Показ репродукций с картин художников В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» и Н. Каразина «Илья Муромец поражает Соловья-разбойника». – Как бы вы ответили на вопрос поэта в конце стихотворения? Д. Он родной для него и для нас. V. Итог урока У. Как бы вы назвали тему нашего урока? Выслушиваются ответы учащихся. Учитель открывает на доске начало предложения: «Все мы люди разные, а Родина – ...». Дети договаривают: «...одна...», учитель вписывает недостающее слово. VI. Домашнее задание Выучить наизусть стихотворение по выбору. Урок 2I. Организационный момент II. Сообщение темы урока Учитель. Вспомните, как звучала тема прошлого урока? Дети. «Все мы люди разные, а Родина – одна...» У. Можно ли сохранить это название для сегодняшнего урока? Об этом вы скажете в конце нашей работы. Работать мы будем со стихотворением Николая Михайловича Рубцова. Называется оно «Звезда полей во мгле заледенелой...». III. Повторение пройденного материала На доске – портрет Н.М. Рубцова. У. Посмотрите на портрет замечательного российского поэта Николая Михайловича Рубцова. На доске указаны годы жизни: 1936–1971. – Некоторые его стихи вы читали в прошлые годы – это стихотворения «Воробей», «Про зайца», «Хлеб», «Сентябрь». Вспомним их. Подготовленные ученики читают стихи. IV. Беседа о Н.М. Рубцове У. Как вы себе представляете жизнь этого поэта? Д. Наверное, он жил в сельской местности: видел лесного зайца, россыпи ягод в сенях. Любил животных: жалеет и зайца, и воробья. Умеет видеть красоту природы и ее художественно описывать: пора золотой осени у поэта – «словно бы праздник нагрянул на златогривых конях!..» У. Николай Рубцов родился в
поселке Архангельской области. В семье он был
пятым ребенком.
V. Знакомство с новым материалом У. Одно из лучших стихотворений Николая Рубцова напечатано в нашем учебнике на с. 145. Как оно называется? Д. «Звезда полей во мгле заледенелой...» У. Прочитайте это стихотворение. Дети читают про себя. – Что вам представляется при чтении стихотворения? – Что за золото и серебро вспоминает поэт? – Как автор называет жителей Земли? Почему? Д. Не спят ночью по каким-то причинам. У. C чем связан образ Родины в стихотворении Николая Михайловича Рубцова? Д. Со звездой полей. У. Почему именно «звезда полей»? Д. Много полей на Руси. Свет
сверху ярко освещает большую землю. Звезда дарит
свет многим.
Д. Они смотрят вдаль, а Николай Рубцов – во все стороны. У. Почему звезда «горит, не угасая» – ведь на самом деле это не так? Д. Свет звезды – это надежда, вера, любовь. У. Почему поэт считает, что «во мгле заледенелой» звезда горит «ярче и полней»? Д. Когда тревожно на душе, тебя окружает холод отношений, не видишь выхода из тяжелого положения, символ родного неба, воздуха – звезда – как бы открывает тебе путь, вселяет уверенность, что все будет хорошо. У. Звезды вообще дают у Рубцова больше нужного света, чем луна или солнце, того света, который необходим для прозрения:
Звездного света «вполне достаточно для памяти, для того, чтобы увидеть в ее сумерках самое главное...». У. В каких строках заключена главная мысль этого стихотворения? Д. В последних двух строках. У. Как надо прочитать их, чтобы сохранить эту главную мысль автора? На каком слове нужно сделать логическое ударение? Д. На слове счастлив. VI. Работа над выразительным чтением У. К этим словам композиторами написана музыка. Сейчас мы услышим песню Юрия Васильевича Шмалько на слова Николая Михайловича Рубцова. Прослушивание записи. – Теперь ведь легче прочитать это стихотворение выразительно? Слушание нескольких чтецов. VII. Домашнее задание Выучить стихотворение наизусть. VIII. Итог урока У. Как связано стихотворение Николая Рубцова с предыдущими произведениями? Д. Оно о том же: что «все мы люди разные, а Родина – одна...». Это стихотворение о настоящей любви, которая не может предать. Оно о вере в свое Отечество. У. Но как быть со словом полынья? Ведь все заледенелое, а звезда смотрит в полынью! Что это значит? Выслушиваются ответы детей. IХ. Проверка домашнего задания Чтение наизусть стихотворений о Родине Н.А. Некрасова и Д.Б. Кедрина. Х. Итог урока У. В заключение нашего урока я хочу прочитать отрывок из стихотворения Н.М. Рубцова «Старая дорога»:
Мы заканчиваем работу по учебнику
важной и серьезной темой «Россия – Родина моя». На этот вопрос четвероклассники отвечали на интеллектуальном марафоне на тему «Россия – Родина моя».
|