Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №12/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Наталья ДОРОФЕЕВА,
учитель Классического пансиона МГУ им. М.В.Ломоносова

Патриотическое воспитание

Литературное чтение

...Если понятие патриотизм разложить на составляющие,
в нем обнаружатся: эмоциональная привязанность,
чувство собственного достоинства, чувство ответственности,
готовность работать, желание любую работу выполнять хорошо.
Воспитание честности тоже закладывает основу для патриотизма.

Светлана Козлова

В школе именно на уроках литературного чтения в первую очередь начинают формироваться нравственные представления и качества ребенка.
Художественные произведения, изучаемые в школе, должны учить правильно жить, искренне поступать, уважительно относиться к людям и к самому себе, любить свою родину.
Автор данной публикации раскрывает решение этой задачи в курсе «Литературное чтение» по программе В.А.Лазаревой. Приведем выдержку из таблицы «Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребенка».

Нравственные представления и качества

Художественные произведения, вошедшие в учебник «Литературное чтение», программа В.А.Лазаревой

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Патриотизм

Любовь к природе родного края

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»;

А.С. Пушкин «... Под голубыми небесами...»;

А.К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...»;

Г.М. Новицкая «Береза».

Родной дом, родители, малая родина

Я.З. Суриков «Детство»;

Т.М. Белозеров «Пельмени».

Ответственность за сохранение красоты природы, животных и птиц

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»;

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится...»;

М. Вейцман «Лилия».

Народные черты: сметливость, талантливость, щедрость, душевность

Бытовые сказки;

народная сказка «Деревянный орел»;

П.П. Бажов «Серебряное Копытце».

Защита Родины – великая традиция нашего народа

Былины;

русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту»;

С.Г. Георгиев. «Дедушка».

Любовь к Родине, осознание ее культурных традиций, защита ее духовных ценностей

М.Ю. Лермонтов «Бородино»;

Н.М. Рубцов «Звезда полей во мгле заледенелой...»;

С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..»;

Ю.И. Коваль. «Чистый Дор».

Участие детей в социальной жизни общества

В.П. Астафьев «Бабушка с малиной»;

Э.Н. Успенский «25 профессий Маши Филипенко».

1 класс

Элементы патриотического воспитания.
Любовь к природе родного края

Здесь десять классов пройдено,
И здесь мы слово Родина
Впервые прочитали по складам.

«Школьный вальс» М. Матусовский.

На первом году обучения дети получают представление о патриотизме, прежде всего отталкиваясь от чувства любви к природе родного края.

Работая с текстом стихотворения Г. Новицкой «Береза», учитель обязательно скажет, что береза – самое поэтичное дерево в России, вспомнит строки А. Прокофьева: «Люблю березку русскую, то светлую, то грустную...», О. Шестинского: «Без березы не мыслю России...»

Дети подержат березовый листик в руках, удивятся, какой он маленький, обведут его на бумаге и раскрасят. Они назовут березку стройной, кудрявой, красивой, высокой, нарядной, белоствольной, лесной красавицей. Порадуются, что сами живут в березовом краю.

Читая произведения великих русских писателей  – А.С. Пушкина («...Под голубыми небесами»), А.К. Толстого («Вот уж снег последний в поле тает...»), Л.Н. Толстого («Какая бывает роса на траве»), учитель «поведет» детей в красивый мир, окружающий их, мир, в котором маленькие граждане России встретят роскошную русскую зиму, «зеленый дым» весны, а алмазные россыпи росы удивят детей красотой, которую каждый из них может увидеть на своей родной земле.

В список патриотических книг несомненно, входят народные сказки и пословицы.

На уроках, встречаясь со сказками, маленькие дети задумываются над вопросами учителя:

– Кто автор данной сказки?

– Как народ может написать сказку?

– Почему народ написал сказку об этой черте характера?

Однако не только в сказках, но и в пословицах, мудрости нашего народа, черпают дети представления о патриотизме, глубокой любви к Родине. Фольклор является благодатным источником и опорой в деле патриотического воспитания.

(В Приложении 2 даны пословицы о родной земле, подобранные учениками.)

При обсуждении в стихотворения С. Маршака «Дремота и Зевота», я всегда интересуюсь:

– Какие колыбельные песенки знают дети?

– От кого они их узнали?

– Какие песенки им пели или поют мамы и бабушки?

С грустью отмечаю, что колыбельные теперь не всегда поют детям. Пою сама. Например, русскую народную песенку «Котик»:

Котя-котя, коток,
Котя – серенький лобок!
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Я коту-воркоту
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
И кусочек пирога.

Вообще, содержание колыбельных песенок очень подходит к названию 4-й главы учебника: «...А если я глаза закрываю, мне видно то, чего не бывает...»

Колыбельная песня отражает мир мыслей и чувств мамы, поглощенной уходом за ребенком, ее любовь и нежность. Мама поет песенку, поглаживая дитя, подбирая особые слова, предназначенные только своему любимцу:

Сон да Дрема,
Поди к дитятку в глазки.
Лю, лю, лю, лю...

(Припев.)

Сон – он говорит:
– Я дитя усыплю.

Дрема говорит:
– Я милого удремлю.
Сон ходит по сеням,
Дрема – по терему'.
Ищут они да колыбелечку'.
Где-то здесь колыбелька висит?
Висит колыбелька
Во высоком терему'.
Во высоком терему',
Да на кленовом очепу',
На серебряных на кольцах,
На шелковом поясу'.
Лежит мой (имя)
В шитом браном пологу'.

Это доставляет истинное удовольствие ребенку. К тому же песенкой ушко младенца приучают различать тональность слов, строй родной речи, смысл первых слов. «Колыбельная песня – своего рода прелюдия в музыкальной симфонии детства».Вместе с колыбельными в мир ребенка входят первые представления о красоте: красоте родного языка, мелодичности и красоте народных напевов, формируются основы эмоциональной привязанности.

2 класс

Родина малая и великая.
Различные грани патриотизма

Любовь к Родине начинается с семьи.

Ф. Бэкон

Во 2-м классе дети узнают о различном написании этого слова – «Родина» и «родина». Учитель формирует представление о малой родине, о любви к родному дому, об ответственности за близких, за дело, которому ты служишь, о деятельной любви. На уроках дети начинают осознавать себя частью великого народа нашей державы. Это происходит при изучении практически всех произведений, помещенных в учебнике 2-го класса В.А. Лазаревой. Хотя они сгруппированы по темам: детство – семья (родные, любовь, забота) – школа (друзья, учебный труд) – родная природа (красота, ответственность, забота), – все эти темы – разные грани одного большого понятия – понятия Родины.

К примеру, при работе с рассказом А.П. Гайдара «Чук и Гек», которая ведется на шести уроках, постоянно звучат почти все эти понятия. Ученики отмечают, что мальчики очень любили свою смелую, добрую, трудолюбивую, отзывчивую мать. А еще Чук и Гек любили свою малую родину – Москву, «лучше которой и нет на свете», понимали, что надо «много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной». Когда ученики составляют характеристику отца Чука и Гека, они выделяют в нем такие черты, как трудолюбие (много работал), любовь к жене и детям (скучал по ним), силу и добродушие.

На вопрос о том, для чего Гайдар написал это произведение, дети отвечали:

– Чтобы на примере двух мальчиков показать, что такое хорошо и что такое плохо.

– Чтобы показать, к чему могут привести шалости и необдуманные поступки.

– Чтобы читатель задумался, какими должны быть взаимоотношения между родными братьями в семье.

– Чтобы старшие заботились о младших.

– Чтобы жили дружно, не дрались и не ссорились.

– Чтобы любили маму, заботились о ней, а не огорчали ее ссорами и драками.

– Чтобы были честными и говорили только правду, какой бы она ни была горькой и неприятной.

Постепенно в ходе обсуждения этого произведения у детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга будущих граждан нашей страны.

В качестве примера подобного обсуждения приведу примерный план урока внеклассного чтения по данному произведению.

ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока внеклассного чтения

Тема. «А.П. Гайдар. “Чук и Гек”».

Цели. Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев; помочь осмыслить понятия «малая родина» и «Родина – родная страна»; воспитывать патриотизм.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. На нескольких уроках мы читали рассказ А.П. Гайдара «Чук и Гек».

Сегодня подведем итог нашей работе, вспомним героев повести, подумаем, для чего Гайдар написал это произведение.

III. Работа над характеристиками героев

У. Кто является главными героями этой повести?

Дети. Чук и Гек.

У. Кто вам больше понравился? Каким он был?

Дети дают характеристики мальчикам.

Чук

Возраст

Черты характера

В чем проявились эти черты (ссылка на текст)

5–6 лет (на год старше Гека)

Запасливый

Деньги не истратил, а приберег на поездку (с. 141, 5-я строка снизу)

  

Увлекался коллекционированием

«...он хранил серебряные бумажки от чая, конфетные обертки (если там был нарисован танк, самолет или красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского фокуса...» (с. 141, 1-й абзац)

  

Несдержанный

«...от злости у него затряслись руки...» (с. 141, 2-й абзац снизу)

  

Хитрый

Придумал способ, как скрыть от мамы правду о телеграмме (с. 143, 2-й абзац сверху)

  

Грубый

Вырвал у Гека пику, переломил ее о колено и швырнул на пол (с. 141, 2-я строка снизу)

  

Конфликтный и бестактный

Не умел решать конфликтные ситуации мирным путем, первым спровоцировал драку

 

Гек

Возраст

Черты характера

В чем проявились эти черты (ссылка на текст)

4–5 лет (на год моложе Чука)

Незапасливый

Истратил деньги «на разные глупости» (по мнению Чука) (с. 141, 4-я строка снизу)

  

Не увлекался коллекционированием

«У Гека такой коробочки не было...» (с. 141, 2-й абзац сверху)

  

Имел способности к пению

«Зато он умел петь песни» (с. 141, 2-й абзац сверху)

  

Разиня

«Да и вообще Гек был разиня...» (с. 141, 8-я строка сверху)

  

Не терпел обид и оскорблений

Выбросил коробочку Чука за окно в ответ на оскорбление (с. 142, 1-й абзац сверху)

  

Честным

На предложение Чука не говорить маме о телеграмме сказал брату, что врать нельзя (с. 143, 11-я строка сверху)

IV. Работа над понятием «Родина»

У. Где живут мальчики?

Д. В Москве.

У. Место, где ты родился, где прошло твое детство, называется словом «родина».

Учитель пишет на доске: Москва – родина Чука и Гека.

– Каким описывает этот город рассказчик?

Д. «...Огромный город, лучше которого и нет на свете».

У. Чьи это слова?

Д. Рассказчика.

У. А кто из наших героев так думает? Согласны ли вы со словами рассказчика? Что вы можете рассказать о своем родном городе, селе?

На доске учитель открывает фотографии видов места жительства детей. Идет беседа о малой родине детей данного класса.

– Кто заботился о мальчиках, помогал им в трудную минуту?

Д. Папа, мама, пассажиры поезда, ямщик, сторож с собакой.

У. Почему они помогали?

Д. Маленькие дети нуждаются в помощи.

У. Что изменится, когда мальчики вырастут?

Д. Вырастут и сами станут помощниками для других.

У. Я знаю, что общество, в котором одни заботятся о других, называется семьей. А значит жителей всей России можно назвать одной большой семьей.

Учитель пишет да доске: Россия – Родина Чука и Гека.

– Прочитайте на доске два предложения. На что вы обратили внимание?

Д. У мальчиков две родины.

У. Почему слово «родина» пишется по-разному?

Дети отвечают.

– Посмотрите кадры из кинофильма «Чук и Гек» и скажите, какая она, наша Россия?

Дети смотрят кадры из фильма.

Д. Россия простирается на тысячи километров, в ней много городов, полей, много лесов, разных зверей в лесу.

У. Прочитайте отрывок, где об этом пишет Гайдар в своей повести.

Д. «Прощайте, большие города, заводы, станции, деревни, поселки! Теперь впереди только лес, горы, и опять густой, темный лес».

У. Вот в какой огромной стране жили Чук и Гек!

V. Беседа о семье

У. Кто самые главные в семье Чука и Гека?

Д. Папа и мама.

У. Почему?

Д. Они работают, ведут хозяйство, воспитывают детей.

У. Какая семья у Чука и Гека?

Дети высказывают свое мнение.

– Прочитайте отрывок о том, как семья встречала Новый год.

Дети отвечают на вопрос, опираясь на текст Гайдара, а также на свой жизненный опыт.

VI. Итог урока

В конце урока обязательно должна прозвучать мысль: «Гайдар показал, что у человека две родины, их надо беречь».

В заключение урока ученики поют песню Гека из кинофильма «Чук и Гек» (реж. И. Лукинский):

Мы в поезде ехали долго,
Навстречу тянулись поля.
Мы видели горы, мелькали озера –
И все это наша земля.

Припев: И где бы ты ни был,
Всегда над тобой
Московское небо
С кремлевской звездой.
Поедешь на север,
Поедешь на юг –
Везде тебя встретит
Товарищ и друг.
Моя Москва,
Ты всем близка!

Будь смелым и честным
В работе своей –
И всюду ты встретишь друзей!

Отметим еще одну особенность учебников В.А. Лазаревой: начиная со 2-го класса в них помещены репродукции картин замечательных русских художников.

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Ф.П. Решетников «Опять двойка»;

И.И. Левитан «Золотая осень»; И.И. Шишкин «Зима»;

Н.С. Крылов «Зимний пейзаж (Русская зима)»;

К.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы»;

И.И. Левитан «Большая вода»;

В.Н. Бакшеев «Голубая весна»;

И.И. Шишкин «Перед грозой»

И.С. Остроухов «Золотая осень»;

В.М. Васнецов «Богатыри»;

М.В. Добужинский «Домик в Петербурге»;

А.К. Саврасов «Грачи прилетели»;

А.М. Герасимов «После дождя»

В.А. Серов «Мика Морозов»;

И.И. Шишкин «Среди долины ровныя»;

И.Н. Крамской «Мина Моисеев. Эскиз для портрета крестьянина»;

М.А. Врубель «Царевна Лебедь»;

К.П. Брюллов «Всадница»;

К.А. Васильев «Тоска по Родине» (фрагмент);

В.Е. Попков «Шинель отца»;

А.А. Пластов «Сенокос»

Использование репродукций в учебниках мне представляется очень удачным. Работа по осмыслению этих шедевров российской живописи способствует развитию речи детей, более осмысленному пониманию текстов. Все это воспитывает хороший вкус, истинно культурного человека.

Познакомившись с отдельными репродукциями на уроках, дети сами стали приносить в класс книги из серии «Сказки о художниках» издательства «Белый город». Тонкие книги с отличными иллюстрациями расширяют представления детей о жизни и творчестве того или иного художника. Некоторые ученики по своему желанию стали читать книги по искусству, делать сообщения на уроках изобразительного искусства, вклеивать свои сообщения в классный альбом «Русские художники».

Постепенно и слова «Третьяковская галерея» становятся для учащихся родными, расширяя смысл понятий и образов, которые составляют ядро представлений о патриотизме в душе ребенка.

3 класс

Работа с былинами – героическими песнями о богатырях русских (планы-конспекты уроков)

...И поют поныне деды внукам славные песни
об их великих подвигах, о верной службе
Солнышку-князю и всему народу русскому.

Былины

Сказки, былины, а также рассказ В.К. Железникова «Дедушка» – основные тексты для воспитания патриотизма в 3-м классе: «в них изображаются настоящие герои, совершающие истинные подвиги во спасение и славу своего Отечества» (Лазарева В. А. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение» для 3-го класса).

Работа с былинами в наши дни интересна и важна. Немногих героев былин знают сегодняшние третьеклассники, да и само слово «былина» некоторые ученики узнают впервые только на уроке. На тему «Былины» отведено 3 урока:

  • 1-й урок. Что такое былина?

  • 2-й урок. Герои русских былин.

  • 3-й урок. Сочинение на тему «Славна богатырями земля Русская».

Цели. Познакомить детей с историческим и литературным материалом, который будет использован при написании сочинения; выявить особенности былины; воспитывать гордость за русских героев.

Урок 1

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня мы переходим к изучению еще одного вида устного народного творчества – былинам. Кто из вас знает значение этого слова?

Дети. Это о том, что было.

У. Но ведь и в других жанрах, например в рассказах, повествуют о том, что было?

Д. В былинах про то, что было давно. И рассказ не относится к устному народному творчеству.

У. Молодцы! Прочитайте, что автор нашего учебника говорит о былинах на с. 68.

Дети читают и пересказывают статью.

III. Рассказ учителя о художнике В.М. Васнецове

Учитель прикрепляет на доску портрет художника.

У. Посмотрите на репродукцию картины «Богатыри». Кто ее автор?

Д. Васнецов.

У. Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) родился в Вятской губернии, в деревне, затерявшейся среди поистине сказочных лесов и гор Предуралья. Его отец был сельским священником. Они жили среди крестьян. В семье было шесть братьев. Зимой у братьев на всех были одни валенки и полушубок. Летом, как и все деревенские ребятишки, они бегали босиком.
Позднее Васнецов скажет: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их... как своих друзей и приятелей, слушая их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины (тонкая длинная щепка из сухого полена). Огонь от лучины маленький, колеблется из стороны в сторону, а по стенам тени так и ходят. Кажется, вот-вот из темного угла кто-то выскочит, – не то леший, не то Баба Яга. Так и встают они как живые...»
Тогда-то и полюбил он навсегда народное искусство, знаменитую вятскую игрушку (показ рисунков с изображением вятской игрушки), северные старинные песни, сказки и былины. И всю свою жизнь художник больше всего любил рисовать героев народных сказок: Ивана-царевича на Сером волке, Аленушку, Кощея Бессмертного, Царевну-лягушку, Снегурочку, русских богатырей, гусляров – всех не перечислить.
Живописи он учился в Петербурге, а «Богатырей» писал в Москве. Говорил, что именно здесь, в этом городе, теплом, нарядном, сохраняющем свой древний облик, можно было их написать.
В Москве он по своему проекту построил дом, в котором прожил 32 года и который до сих пор стоит, – настоящий терем, сложенный из бревен, с шатровой крышей, высоким крыльцом. А печи, как в деревне, – нарядные, в разноцветных изразцах (кафельных плитках), в комнатах всё из дерева и всё изукрашено резьбой. Теперь это Дом-музей В.М. Васнецова. Можно сходить к нему как бы в гости, увидеть к тому же много его картин.
А вот картины «Богатыри» в этом доме нет. Виктор Михайлович подарил ее Третьяковской галерее, в которой собраны лучшие работы русских художников. Художник считал эту картину главной, работал над ней 18 лет и сказал, что она была его «творческим долгом, обязательством перед родным народом».

IV. Работа над образом Добрыни Никитича

У. Рассмотрите репродукцию картины «Богатыри», назовите богатырей по порядку слева направо.

Дети отвечают.

– Добрыня Никитич... Почему он Никитич?

Д. Это его отчество.

У. Рассмотрите, как написан этот герой, сравните его доспехи со снаряжением других богатырей.

Выслушиваются ответы детей.

– Доспехи у Добрыни самые богатые: щит из дорогого красного металла, украшенный золотым узором и драгоценными камнями, шлем высокий узорчатый. Шлемы с высоким навершием назывались шишаками. Навершие (шишак) не позволяло противнику нанести прямой удар. Можно было ударить только сбоку, отчего сила удара уменьшалась, и лишь в редких случаях дело заканчивалось смертью пораженного человека. Кольчуга сияет серебром, меч – булатный в золотых ножнах. Обут Добрыня в нарядные, бирюзового цвета сапоги. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен, и готов в любую минуту ринуться на врага. Весь он – порыв и смелость, суровость и дальновидность. И конь Добрыни очень красив, в нарядной сбруе. Он тоже вглядывается в даль, будто говорит своему хозяину, что враг близко, – кажется, уберет Илья копье – и он рванется в бой.
Что мы знаем об этом герое? Знаем, что Добрыня Никитич – сын рязанского купца, что он образован, знает «манеры», «вежество», то есть умеет вести себя, умеет петь, играть на гуслях, искусно играет в шахматы, он рассудительный и разносторонне одаренный. Откуда мы это знаем?

Д. Из былин.

У. Вспомните, что такое былина? Прочитайте вполголоса отрывок из былины «Добрыня Никитич и Змей» на с. 69–70 и приготовьтесь читать его вслух. Легко ли было читать былину?

Вслух читает заранее подготовленный ученик. Дети отвечают на 1-й и 2-й вопросы в конце текста, читают текст по частям, озаглавливают части («Наказ матери», «Устрашение проклятой Змеи», «Освобождение земли Русской от ворога»).

– Как вы объясните последние три строки отрывка? Что же добрые люди должны были услышать в этой старине-былине?

Д. Не будет спокоен враг на нашей земле.

Дети отвечают на 3-й и 4-й вопросы в конце текста.

V. Итог урока

У. Чем отличается былина от сказки?

Дети отвечают.

Учитель показывает репродукции картины В.М. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» и портрет «Добрыня Никитич» Станислава Москвитина из детской книги «Русские богатыри» (М.: Белый город, 2004).

VI. Домашнее задание

Рассказать о Добрыне Никитиче, показывая его на репродукции картины «Богатыри».

Урок 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель. Чему был посвящен предыдущий урок? О каком герое вы рассказали дома?

Выслушиваются ответы детей.

III. Сообщение темы урока

У. Сегодня мы продолжим разговор о богатырях, рассматривая репродукцию картины В.М. Васнецова.

IV. Работа над образом Ильи Муромца

У. Кого вы видите в центре группы богатырей? Почему его зовут Муромец?

Дети. Родом из города Мурома.

У. Каким нарисован Илья Муромец?

Выслушиваются ответы детей.

– В центре композиции – Илья Муромец, самый старший по возрасту, самый любимый народом, воспетый не в одной былине богатырь. У Ильи благородное русское лицо, зоркие очи, прямой нос. Во всем его облике чувствуются мощь и сила, мудрость и выдержка. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная (вроде дубинки, только железная) в 40 пудов (пуд – более 16 кг, вес палицы – больше 640 кг), за спиной виден колчан со стрелами, а в левой руке – громадное «мурзавецкое» копье (татарское). Зорко всматривается он из-под узорной рукавицы в степную даль, и «если он двинется, загудит от шага его земля». Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен – он не способен на хитрости и уловки. Илья – старший на заставе: без его приказа богатырская застава (пограничная застава) не двинется с места. Илья бесстрашен. И конь его богатырский тоже самый могучий – на его сбруе и в уздечке «пряжки красна золота, они мокнут, да не ржавеют», косит он злым глазом в сторону врага, всматриваясь в степь.
Вчера вы отметили, что былины читать сложно. Подготовьтесь к чтению отрывка из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Значение данных слов узнайте в словаре в конце учебника.

На доске:

дородный молодец
стольный Киев-град
заколодела дорожка, замуравела

– Прочитайте отрывок из былины об Илье Муромце на с. 71–72, отметьте непонятные слова и выражения.

На вопросы детей отвечают одноклассники.

– Перескажите сюжет былины.

Один-два человека рассказывают. Дети читают вслух, размышляют над вопросами в конце текста.

V. Работа над образом Алеши Поповича

У. Посмотрите на третьего богатыря с картины В.М. Васнецова. Как его зовут? Почему он Попович?

Д. Сын попа, «Попович сын».

У. Расскажите, каким изобразил его художник.

Выслушиваются ответы детей.

– Справа самый молодой богатырь – Алеша Попович. Он лукавый и смелый, ловкий и находчивый. Лицо его мужественно и одновременно нежно, движения мягки и вкрадчивы. Он тоже не подпустит врага: наготове крепко держит в руках свое любимое оружие – лук с закаленными стрелами. Конь под ним горяч, как огонь: голову пригнул, уши прижал, будто землю нюхает.
Прочитайте отрывок из былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
Объяснение какого слова можно найти в словарике учебника?

Д. Заклад.

У. Что оно обозначает?

Дети отвечают на данный вопрос и вопросы в конце текста.

VI. Итог урока

У. На каком фоне пишет богатырей В.М. Васнецов?

Дети отвечают.

– Место действия – необъятный суровый степной пейзаж, граница земли Русской. На заднем плане картины – холмы с перелесками (небольшие леса, отделенные полянами), нависшее над богатырями грозовое небо со свинцовыми тучами. Контраст светлых тонов белого и зеленого цвета на переднем плане и темно-фиолетовых, почти черных тонов на заднем плане вызывает чувство тревоги и настороженности, но величие богатырей (их головы и плечи возвышаются над линией горизонта), их мощь и сила их единства (художник написал богатырей как бы прижатыми друг к другу) доказывают, что врагу не пробраться через богатырскую заставу.
Какие народные пословицы соотносятся с темой нашего урока?

Пословицы написаны на доске.

Д. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

– Береги землю родимую, как мать любимую.

– Родина – мать, умей за нее постоять.

– Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

VII. Домашнее задание

Творческое задание учебника на с. 73.

У. Расскажите о богатырях с картины В.М. Васнецова, используя то, что вы узнали о них из былин.

Урок 3

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке вы будете писать сочинение по картине на тему «Славна богатырями земля Русская».

III. Подготовка к написанию сочинения

У. Вам в помощь предлагается план.

На доске:

1. Почему художник взялся за эту картину?

2. Описание богатырей (выражение лица, вооружение, одежда, поза) и их богатырских коней.

3. Природа на картине.

4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

– Подумайте, какое вступление к такому сочинению может быть.

Дети. Картину «Богатыри» написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

У. Вспомните, почему художник взялся за эту картину?

По ходу ответов детей рядом с пунктами плана постепенно открываются опорные слова.

План

Опорные слова

Почему художник взялся за эту картину?

Родился среди сказочных лесов и гор Предуралья;

любил простых людей, народное искусство;

рисовал героев народных сказок и былин

Описание огатырей

Доспехи: меч, щит, шлем, булатная палица и копье, меч в золотых ножнах, лук с закаленными стрелами

Природа на картине

Суровый степной пейзаж;

грозовое небо со свинцовыми тучами;

чувство тревоги и настороженности;

богатырская застава

Чем богатыри сильны?

Силой, умом, духом

IV. Самостоятельное написание сочинений

V. Домашнее задание

Подготовить рассказ о герое русских былин. Для работы рекомендованы брошюра «Былины» из серии «Внеклассное чтение» (М.: Дрофа-Плюс, 2004); книга «Русские богатыри» (М.: Белый город, 2004).

На другом уроке дети рассказали о Вольге и Микуле, Дунае Ивановиче, Потыке-богатыре, Ставре Годиновиче, Соловье Будимировиче, Василии Буслаеве, о Садко; после урока посмотрели фильм «Садко».

4-й класс

«Все мы люди разные, а Родина – одна...»

Здесь русский дух в веках произошел.

Н. Рубцов. «Старая дорога»

Продолжение нравственного развития учащихся в 4-м классе в качестве важнейших задач ставит воспитание любви к Родине, осознание ее культурных традиций, восприятие бесценного духовного наследия нашего народа, формирование активной гражданской позиции детей в социальной жизни общества.

Произведение

Вопрос для обсуждения

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Герои России. Какие они?

Н.М. Языков «Мой друг, что может быть милей...»;

Н.М. Рубцов «Родная деревня»

Что может быть дороже родной земли?

А.П. Гайдар «Тимур и его команда»;

Как могут дети улучшать жизнь?

В.П. Крапивин «Рассекающий пенные гребни»;

Э.Н. Успенский «25 профессий Маши Филипенко»;

Ю.М. Нагибин «Заброшенная дорога»

В учебнике «Литературное чтение. 4-й класс» пятая, последняя, тема обучения называется «Россия, Родина моя!». В программе ей отводится 11 часов. По сути, это обобщение знаний, полученных учащимися за четыре года обучения в начальной школе, это размышление над главным вопросом, что есть для человека Родина:

– С чего она начинается? (М.Л. Матусовский. «С чего начинается Родина?)»

– Что означает выражение «родные святыни»? (С.Я. Маршак. «Ты много ли видел на свете берез?»);

– Какой он – русский народ? (Ю.И. Коваль. «Чистый Дор»);

– Отчего Родина нам дорога? (В.А. Жуковский. «Родного неба милый свет»; Е.А. Баратынский. «Родина»; Н.А. Некрасов. «Саша»; Д.Б. Кедрин. «Я не знаю, что на свете проще?»; Н.М. Рубцов. «Звезда полей»).

Тема. «Все мы люди разные, а Родина – одна...»

Цели. Сопоставление образа Родины у поэтов XIX и XX веков; формирование представлений учащихся о вечных ценностях человечества и искусстве как способе их передачи поколениям.

Оборудование. Портреты поэтов Н.А. Некрасова, Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова; выставка книг на тему «Поэты о России»; репродукции картин художников В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» и Н. Каразина «Илья Муромец поражает Соловья-разбойника».

Урок 1

I. Организационный момент

II. Минуты поэзии

Чтение наизусть стихов о Родине В.А. Жуковского и Е.А. Баратынского.

III. Постановка учебных задач

Учитель. Сегодня нам предстоит чтение двух стихотворений о Родине, попробуем сравнить думы других поэтов с теми, что сейчас прозвучали. А тему урока прочитаем в конце нашей работы.

IV. Знакомство с новым материалом

На доске – портрет Н.А. Некрасова.

У. Это портрет Николая Алексеевича Некрасова. Жил он в XIX веке. Прочитайте о нем статью в учебнике.

Дети читают текст.

– Послушайте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Саша».

Учитель читает отрывок.

– От чьего имени ведется повествование?

Дети. От имени рассказчика-героя.

У. Какие слова это доказывают?

Д. Мой, мне, я.

У. Перечитайте первые три двустишия. Какое настроение у рассказчика-героя?

Д. Безрадостное, гнетущее.

У. Что при этом видит рассказчик?

Д. Равнину, поле, лес.

У. Прочитайте три следующих двустишия. Какие картины ему опять представляются?

Д. Те же: лес, поле, равнина.

У. Картины все те же, а что изменяется?

Д. Настроение.

У. Как оно меняется?

Д. Лес сладок, нива люба, равнина – родимая земля.

У. Какую причину таких различий называет рассказчик?

Д. Озлобленный ум.

У. Как вы понимаете этот эпитет?

Д. Человеку было тяжело, он в таком грустном виде всё и вокруг представил.

У. Дочитайте стихотворение до конца. Что чувствует рассказчик теперь?

Д. Душа успокаивается, силы прибавляются.

У. Почему?

Д. Он прижался к родимой земле, выплакался, ему стало легче.

У. Какими словами называет родимую землю рассказчик?

Д. Родина-мать, родные объятия.

У. Какой представляется поэту Родина?

Д. Родина для него, как мать родная, земля – словно плечо близкого человека, который тебя всегда поймет, может простить, пожалеть, успокоить.

У. Как вы думаете, почему именно этот образ рисуется Н.А. Некрасову?

Д. Он вспоминает свою мать – добрую защитницу.

У. Какими художественными средствами передает поэт настроение?

Д. Сравнения: песня кулика – стон матери над сыновней могилой. Эпитеты: равнина унылая, озлобленный ум, благой порыв, блудный сын...

– Метафоры: я душою смирился, жизнью измят.

У. Какое художественное средство вам показалось очень емким?

Послушайте это стихотворение еще раз. Удалось ли чтецам передать настроение автора?

Два ученика читают отрывок. Идет работа над выразительным чтением.

– Сопоставьте изображение Родины в стихотворениях XIX века, которые сегодня прозвучали. Как относятся к ней эти поэты?

Д. Рассказчики уже взрослые, имеют жизненный опыт – они знают, что в трудные для них дни родная сторона их всегда примет, успокоит, даст силу и радость жизни.

У. Прошло много времени – почти сто лет. Начался XX век. Появились современные поэты. Один из них – Дмитрий Борисович Кедрин. На с. 144 помещено его стихотворение «Я не знаю, что проще на свете?». Прочитайте его и расскажите, что этот поэт изображает, говоря о своей Родине.

Д. Родина для рассказчика – простые пейзажи, знакомые с детства растения, животные, герои русских сказок и былин.

У. Какие знакомые вам имена встретились в этом тексте?

Д. Илья Муромец, Серый Волк, царевич Иван.

У. Почему они появились в стихотворении?

Д. Это герои русского фольклора – история родной земли.

У. Давайте посмотрим на этих героев.

Показ репродукций с картин художников В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» и Н. Каразина «Илья Муромец поражает Соловья-разбойника».

– Как бы вы ответили на вопрос поэта в конце стихотворения?

Д. Он родной для него и для нас.

V. Итог урока

У. Как бы вы назвали тему нашего урока?

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель открывает на доске начало предложения: «Все мы люди разные, а Родина – ...». Дети договаривают: «...одна...», учитель вписывает недостающее слово.

VI. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение по выбору.

Урок 2

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Вспомните, как звучала тема прошлого урока?

Дети. «Все мы люди разные, а Родина – одна...»

У. Можно ли сохранить это название для сегодняшнего урока? Об этом вы скажете в конце нашей работы. Работать мы будем со стихотворением Николая Михайловича Рубцова. Называется оно «Звезда полей во мгле заледенелой...».

III. Повторение пройденного материала

На доске – портрет Н.М. Рубцова.

У. Посмотрите на портрет замечательного российского поэта Николая Михайловича Рубцова.

На доске указаны годы жизни: 1936–1971.

– Некоторые его стихи вы читали в прошлые годы – это стихотворения «Воробей», «Про зайца», «Хлеб», «Сентябрь». Вспомним их.

Подготовленные ученики читают стихи.

IV. Беседа о Н.М. Рубцове

У. Как вы себе представляете жизнь этого поэта?

Д. Наверное, он жил в сельской местности: видел лесного зайца, россыпи ягод в сенях. Любил животных: жалеет и зайца, и воробья. Умеет видеть красоту природы и ее художественно описывать: пора золотой осени у поэта – «словно бы праздник нагрянул на златогривых конях!..»

У. Николай Рубцов родился в поселке Архангельской области. В семье он был пятым ребенком.
Ему было всего пять лет, когда началась Великая Отечественная война.
После ухода отца на фронт тяжело заболела и умерла его мама. Как многие дети тех лет, мальчик попал в детский дом. После детдома Рубцов учился в лесотехническом техникуме, работал на заводе. Там в заводской газете впервые были напечатаны его стихи. В 26 лет он поступает в Литературный институт. Затем уезжает в глухую деревню детдомовского детства, где обретает поэтическую родину. Именно в деревне, на древней северной земле, рождаются такие стихи:

...Одно осталось ясно,
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.

V. Знакомство с новым материалом

У. Одно из лучших стихотворений Николая Рубцова напечатано в нашем учебнике на с. 145. Как оно называется?

Д. «Звезда полей во мгле заледенелой...»

У. Прочитайте это стихотворение.

Дети читают про себя.

– Что вам представляется при чтении стихотворения?

– Что за золото и серебро вспоминает поэт?

– Как автор называет жителей Земли? Почему?

Д. Не спят ночью по каким-то причинам.

У. C чем связан образ Родины в стихотворении Николая Михайловича Рубцова?

Д. Со звездой полей.

У. Почему именно «звезда полей»?

Д. Много полей на Руси. Свет сверху ярко освещает большую землю. Звезда дарит свет многим.
– Да, и другие поэты пишут о том же. Например, Сергей Есенин называет Россию «полевая Россия», а Марина Цветаева нарисовала образ Родины буквально несколькими строчками – такими словами:

Поля, в вечерней жалобе...
Вечерние поля в росе,
Над ними – вороны....

Д. Они смотрят вдаль, а Николай Рубцов – во все стороны.

У. Почему звезда «горит, не угасая» – ведь на самом деле это не так?

Д. Свет звезды – это надежда, вера, любовь.

У. Почему поэт считает, что «во мгле заледенелой» звезда горит «ярче и полней»?

Д. Когда тревожно на душе, тебя окружает холод отношений, не видишь выхода из тяжелого положения, символ родного неба, воздуха – звезда – как бы открывает тебе путь, вселяет уверенность, что все будет хорошо.

У. Звезды вообще дают у Рубцова больше нужного света, чем луна или солнце, того света, который необходим для прозрения:

Виднее над полем при звездном салюте,
На чем поднималась великая Русь.

Звездного света «вполне достаточно для памяти, для того, чтобы увидеть в ее сумерках самое главное...».

У. В каких строках заключена главная мысль этого стихотворения?

Д. В последних двух строках.

У. Как надо прочитать их, чтобы сохранить эту главную мысль автора? На каком слове нужно сделать логическое ударение?

Д. На слове счастлив.

VI. Работа над выразительным чтением

У. К этим словам композиторами написана музыка.

Сейчас мы услышим песню Юрия Васильевича Шмалько на слова Николая Михайловича Рубцова.

Прослушивание записи.

– Теперь ведь легче прочитать это стихотворение выразительно?

Слушание нескольких чтецов.

VII. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть.

VIII. Итог урока

У. Как связано стихотворение Николая Рубцова с предыдущими произведениями?

Д. Оно о том же: что «все мы люди разные, а Родина – одна...». Это стихотворение о настоящей любви, которая не может предать. Оно о вере в свое Отечество.

У. Но как быть со словом полынья? Ведь все заледенелое, а звезда смотрит в полынью! Что это значит?

Выслушиваются ответы детей.

IХ. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворений о Родине Н.А. Некрасова и Д.Б. Кедрина.

Х. Итог урока

У. В заключение нашего урока я хочу прочитать отрывок из стихотворения Н.М. Рубцова «Старая дорога»:

Перекликаясь с теми, кто прошел,
Перекликаясь с теми, кто проходит...
Здесь русский дух в веках произошел,
И ничего над ней не происходит.

Но этот дух пойдет через века!
И пусть травой покроется дорога,
И пусть над ней, печальные немного,
Плывут, плывут, как мысли, облака...

Мы заканчиваем работу по учебнику важной и серьезной темой «Россия – Родина моя».
Вы поделились своими мыслями о том, что значит для каждого из вас Родина, сумели понять чувства разных писателей, рассказавших вам о земле, которая называется Отечеством.
А вот почему я закончила урок печальными строками стихотворения Н.М. Рубцова?
На этот вопрос я прошу сейчас не отвечать, но подумать!

На этот вопрос четвероклассники отвечали на интеллектуальном марафоне на тему «Россия – Родина моя».