УЧИМСЯ ИГРАЯ
|
Валентина СУВОРОВА,
учитель начальной школы пос. Сатис
Первомайского р-на Нижегородской области
Русский язык. Дидактический материал
Любому учителю хочется, чтобы его ученики
писали грамотно. Но для этого дети должны знать
все правила, но и уметь применять их на практике.
Чаще всего им этого делать не хочется – скучно. А
играя, соревнуясь по группам или по рядам, ребята
хорошо усваивают учебный материал.
Предлагаем поиграть с учениками в домино по
русскому языку.
Каждая карточка «Домино» состоит из вопроса и
ответа, который соответствует вопросу в другой
карточке. На первой карточке ответа нет. Это
сделано специально. Кому она попадает, тот
начинает игру, то есть первым задает вопрос.
Остальные дети должны внимательно слушать и
искать ответ в своих карточках. Тот, кто найдет
правильный ответ, задает свой, и т.д.
Если игра проходит в форме соревнования по
группам или по рядам, то ученику, не «узнавшему» в
своей карточке правильный ответ, ставится
«минус». В конце игры подводится итог. Побеждает
та группа или тот ряд, игроки которых не получили
«минусов». По времени игра может занимать
5–10 минут, но результат превосходит все
ожидания. В «Домино» можно играть на
индивидуально-групповых занятиях,
факультативах, в группах продленного дня.
|
Что такое предложение? |
Предложение – это слово
или несколько слов, которые связаны по смыслу и
выражают законченную мысль. Утро. Ребята спешат в
школу. |
Какие слова пишутся с
большой буквы? |
Фамилии, имена, отчества
людей, клички животных, названия стран, городов,
сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы |
Какие слова называются
однокоренными? |
Слова, которые имеют
что-то общее по смыслу и одинаковый корень,
называются однокоренными: осень – осенний
(день), дружить – дружба. |
Какие правила нужно
знать, чтобы правильно перенести слова уроки,
большой, скамейка, в классе? |
Слова с парными
согласными звуками на конце нужно проверять. Для
проверки измени слово так, чтобы после
согласного стоял гласный:
клуб – клубы, друг – другу, гараж – гаражи,
медведь – медведи, мороз – морозы, шкаф –
шкафы. |
Как проверить слово с
безударным гласным звуком в корне? |
Для проверки безударных
гласных звуков в корне измени слово так, чтобы
безударный гласный стал ударным: окно – окна,
края – край, грибы – гриб, стена – стены, мячи
– мяч. |
Что такое корень слова? |
Корень – это общая часть
родственных слов, в которой передается их
основное значение: белый, беленький, белизна,
белить, побелка |
Что такое окончание? |
Окончание и предлоги
служат для связи слов в предложении. В воздухе
кружились снежинки. Кружились (где? в чем?) в
воздухе |
Как образуются
однокоренные слова? |
Однокоренные слова
образуются с помощью приставок и суффиксов: стройка
– постройка, гриб – грибок. |
Что такое приставка? |
Приставка – это часть
слова, которая стоит перед корнем и служит для
образования новых слов: возить – перевозить,
город – пригород. |
Что такое суффикс? |
Суффикс – это часть
слова, которая стоит после корня и служит для
образования новых слов: игра – игрушка,
теплый – теплица, зима – зимний. |
Какие слова со звонкими
и глухими согласными звуками надо проверять? |
Парные согласные на
конце или перед другими согласными нужно
проверять. В этих случаях звук и буква могут не
совпадать: ошибка, плуг, морковь. |
Как проверять слова с
парными согласными звуками в корне? |
Чтобы узнать, какой
буквой обозначается согласный звук, нужно
изменить слово или подобрать однокоренное слово,
в котором после согласного звука стоит гласный
звук или согласный звук [н]: утюг – утюги,
подготовка – подготовить, огород – огородный. |
Как найти слово для
проверки безударного гласного звука |
Чтобы проверить
безударный гласный звук, нужно изменить слово
так, чтобы безударный гласный звук стал ударным: волна
– волны, смотрю – смотрит, – или подобрать
однокоренное слово с ударным гласным в корне:
глядит – взгляд, зимовать – зимний. |
Как проверяют слова с
двумя безударными гласными звуками в корне? |
Чтобы проверить два
безударных гласных звука в корне, надо подобрать
два проверочных слова: сторона – стороны,
сторонка; зеленеть – зелень, зеленый; колосок –
колос, колосья. |
Как пишутся слова с
непроизносимыми согласными звуками в корне? |
В корнях некоторых слов
звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся, а буквы в,
д, л, т пишутся: чувств,
праздник, солнце, окрестности |
Что надо знать о
приставках, чтобы правильно их писать? |
Приставка – это часть
слова, и на письме ее нельзя отделять от корня: пришел,
посмотрел. Приставки о-, об- (обо-),
от- (ото-), до-, по-, под-
(подо-), про-, за-, на-,
над-, в- (во-), с-, со-,
вы-, пере- пишутся всегда
одинаково, независимо от того, как они
произносятся: сделал, отдал, подплыл, обошел,
перешел. |
Когда в слове пишется ъ? |
Разделительный ъ
пишется после приставок, которые оканчиваются на
согласную букву, перед гласными е, ё,
ю, я: въехал, съемка,
объявление. |
Какие слова называют
именами существительными? |
Слова, которые
обозначают предметы и отвечают на вопросы кто?
или что?, называют именами существительными: школьник,
дружба. |
Какие слова называют
именами прилагательными? |
Слова, которые
обозначают признаки предметов и отвечают на
вопросы какой? какая? какое? какие?,
называют именами прилагательными: смелый, добрая,
яркое, сильные |
Какие слова называют
именами числительными? |
Слова, которые
обозначают количество предметов или порядок
предметов при их счете, называют именами
числительными. Они отвечают на вопросы который?
сколько?: (сколько?) семь (страниц); (которая?)
седьмая (страница). |
Какие слова называют
наречиями? |
Слова, которые чаще
всего обозначают признак действия и отвечают на
вопросы как? где? куда? откуда? когда?,
называют наречиями. Наречие – неизменяемая
часть речи: громко, интересно, далеко, здесь,
всегда, рано, поздно, вчера. |
Что такое местоимение? |
Я, мы, ты, вы, он, она,
оно, они – это личные местоимения. Они не
называют предмет, а только на него указывают.
Местоимение – это часть речи. |
Как определить род имени
существительного? |
Имена существительные
бывают женского, мужского и среднего рода. Имена
существительные, к которым можно поставить слова
она, моя, – женского рода: страна, тетрадь,
весна, мебель. Имена существительные, к
которым можно поставить слова он, мой, –
мужского рода: дом, мир, рояль. Имена
существительные, к которым можно поставить слова
оно, мое, – среднего рода: дерево, перо,
метро, ателье. |
Что называется
склонением? |
Изменение окончаний
имен существительных по вопросам называют
изменением по падежам или склонением |
Как пишут
существительные женского рода с шипящими на
конце? |
На конце
существительных женского рода в единственном
числе после шипящих пишется ь: речь,
вещь, молодежь. |
Что показывает ь
на конце, существительных после шипящих? |
Имена прилагательные в
единственном числе изменяются по родам. Род
имени прилагательного определяют по роду имени
существительного, с которым оно связано. |
На какие вопросы
отвечают имена прилагательные во множественном
числе? |
Имена прилагательные во
множественном числе отвечают на вопрос какие?
и имеют окончание -ые, -ие: голубые,
яркие. |
Что такое глагол? |
Глагол – это часть речи,
которая обозначает действие предмета. Глаголы
отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
что делает? что сделает? что будет делать?
что делал? что сделал? |
Как изменяются глаголы?
На какие вопросы они отвечают? |
Глаголы изменяются по
временам. Глаголы в настоящем времени отвечают
на вопросы: что делаю? что делаешь? что
делает? что делаем? что делаете? что
делают? Глаголы в прошедшем времени отвечают
на вопросы: что делал? что сделал? что
делали? что сделали? Глаголы в будущем
времени отвечают на вопросы: что сделает? что
будет делать? что сделают? что будут
делать? |
На какие вопросы
отвечает глагол в неопределенной форме? |
Глагол в неопределенной
форме отвечает на вопросы: что делать? что
сделать? |
Как изменяются глаголы
прошедшего времени? От чего это зависит? |
Глаголы прошедшего
времени в единственном числе изменяются по
родам: мужской род – что делал? играл;
женский род – что делала? играла; средний
род – что делало? играло. Род глагола в
предложении зависит от рода имени
существительного, с которым он связан по смыслу. Весна
наступила. Лето наступило. |
Как пишется не с
глаголами?
Для чего нужна эта частица? |
Не с глаголами
пишется раздельно. Частица не придает
глаголу отрицательный смысл: не знает, не
придет. |
|
|
|
|