Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2007

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Надежда КОНДРАТЬЕВА,
кандидат филологических наук,
преподаватель русского языка НИЦ детской нейропсихологии,
г. Москва

Не пропускаем буквы,

или Эти досадные ошибки

Одна из главных проблем, с которой сталкиваются учителя и родители, – это необоснованный пропуск детьми букв. Обычно в таких случаях происходит всем хорошо знакомый диалог: «Это твоя рука писала?» – «Да». – «Глазки видят?» – «Да». – «Тогда прочитай, что у тебя получилось!» И ребенок хватается за ручку и с улыбкой вставляет те буквы, которые пропущены. И как бывает обидно, когда оценка снижена из-за таких «глупых» ошибок!
Предлагаем упражнения, игры и задания, которые помогут устраненить такие досадные ошибки, как недописывание, пропуск букв и слогов, перестановка букв и слогов внутри слова. Их применение возможно при любом уровне речевого и языкового развития ребенка как на уроках русского языка в школе, так и дома.
Очень часто дети, посещающие такие занятия, сами предлагают поиграть – на переменах с друзьями, дома с родителями. Один из показателей того, что игры пользуются популярностью, – это «рождение» названий для упражнений. А мы, преподаватели, понимаем, что игра – замечательный способ изучения, узнавания закономерностей и красоты языка.

Почему ученик пропускает буквы? В каждом частном случае причины разные, но в общем ответ один – несформированность образа слова. Что же скрывается под этим определением?

Образ слова – это единство фонематической (как звучит?), семантической (что обозначает?) и графической (как пишется?) природы слова. В идеале перед тем как написать, ребенок должен осознавать слово по всем этим параметрам. Таким образом, пропуск букв возникает по следующим причинам:

 первый раз слышу это слово;
 слово слышал, но не знаю, что обозначает;
 знаю, что обозначает, слышал, но ни разу не встречал написанным.

Мы предлагаем игры и задания как один из методов формирования образа слова, которые следовательно, помогают решить проблему пропуска букв. Выполнение заданий занимает немного времени и может проходить на уроке русского языка в качестве лингвистической разминки, минутки отдыха, в качестве творческого задания и на уроке, и дома. Кроме того, все предложенные упражнения можно проводить и с двумя учениками, и в большом коллективе.

Упражнения разделены на две группы в зависимости от сложности выполнения: рекомендуем начинать работу с тех заданий, которые выполняются письменно, и постепенно переходить к тем, которые выполняются устно и требуют мысленного удержания графического образа слова.

Магазин

Задача учеников: «продать» определенные предметы, «рекламируя» их по каждой букве, причем значение слова на отдельную букву должно соответствовать значению слова в целом.

а – ароматный
р – рубиновый
б – большой
у – укатить домой!
з – звонкий

м – маленькая
ы – ы-ы!
ш – шуршит
ь – мягкая шубка

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, при пропуске букв, но и при общем недоразвитии речи ребенка.

Кузовок

Задача: собрать кузовок. «Складывать» можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок. Следует сначала оговорить, что «складывать» можно слова с абстрактным значением. Можно собирать корзину, коробку, ящик. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется...» (Картина, перина, балерина...); «Вот коробка, смотрим, что там?» (Пробка, тропка...); «Вот ящик, скорей клади туда...» Особенно заметны результаты, если ребенок недописывает слова. Кроме того, задание направлено на четкое осознание звуковой структуры слова: ударения, деления на слоги. (Построено на основе упражнения, предложенного Л.И. Пироговой.)

Арабское письмо

Перед выполнением этого упражнения расскажите детям, чем отличается арабское письмо от славянского и европейского. Задача: написать слова, начав с правой стороны строчки, и при этом наоборот, то есть и читаться они должны справа налево. Например, предложение В океане живет необычная рыба – рыба-еж, написанное «по-арабски», должно выглядеть так:

же-абыр – абыр яанчыбоен тевиж енаеко В.

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и недописывает слова.

Письмо по-древнерусски

Перед выполнением упражнения расскажите детям, почему в Древней Руси писали только согласными. Задача: слова записываем только согласными, обозначая гласные точками наверху Образец: Отважный Миша бежит от мыши – отвожной Мошо божот от мошо. Сразу предлагаем записать это же предложение только гласными (оаы иа еи о ыи) и делаем выводы о том, какое предложение читается легче (о роли согласных в русском письме). При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети могут писать «по-древнерусски» целые тексты, а показателем их мастерства считаем время в секундах и отсутствие помарок.

Неудачный робот

Робот запрограммирован так, что он пишет слово не полностью, а только какую-то его определенную часть, а остальное отмечает черточками. (Если ученик не дописывает конец слова, ему дают запись только с двумя последними буквами и т.п.) Например, слово понедельник: по - - - - - - - - -,
- - - - де - - - - -, - - - - - - - - - ик.

Так работаем при недописывании слов или при пропуске букв и слогов.

Волшебный диктант

В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Вводим свои символы – например, договариваемся, что слова с буквой с обозначаем ы, слова с гласной е, а все остальные – /. Предложение Мы смотрим на птичьи стаи в небе будет выглядеть так: / Х / / Х / . Символами лучше обозначать те буквы, дифференциация которых вызывает у ребенка трудности (например, иу, иц, цч, ш – щ, ёю и т.п.). Упражнение можно усложнить: через небольшой промежуток времени этими же символами обозначить другие буквы и снова прочитать тот же текст. С помощью этого упражнения устраняем дисграфические проявления, развиваем внимание, фонематический слух, умение концентрироваться и удерживать мысленные образы.

Упражнения, которые требуют устного выполнения, на первый взгляд просты, но по опыту можем сказать, что даже такая простая игра, как составление слов на последнюю букву предыдущего слова, вызывает трудности как раз у тех детей, которые делают ошибки из-за несформированного графического образа слова, то есть не умеют представлять, как оно пишется. Очень часто ученик с такой проблемой начинает писать слово, а через некоторое время забывает, какая буква следующая, или вообще – какое слово было произнесено. Предложенные игры помогают формированию графического образа слова, и результаты мы замечаем уже к 5–6-му занятию.

Словесный мяч или футбол

Упражнение родилось из известной и популярной детской игры: один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего: автобус – слово окно и т.д. Нами упражнение усложнено: составляем слова, например, на предпоследнюю букву, на вторую с начала, на третью с конца и т.п. Упражнение универсально тем, что в него, перекидывая мяч, могут играть как двое, так и целая группа. Быстрая и увлекательная игра позволяет выработать у детей умение видеть мысленно графическое выражение слова, а также механизм переключения (что немаловажно при изучении русского языка с его множеством правил и исключений). Через некоторое время хорошо перейти на более сложный уровень: например, подбирать существительные только женского рода, только 1-го склонения, подбирать глаголы только 1-го спряжения (вариации на каждую теоретическую тему), а преподаватель может в любой момент изменить номер буквы, на которую нужно придумывать слова.

Словесные цепочки

Составляем цепочки по последним слогам слов: арбузбузинанародродникникель... Выигрывает тот, кто называет слово последним. Можно поиграть командами, тогда победившей считается та команда, чья цепочка длиннее.

Считаем буквы

Мысленно представляем слова с одинаковым количеством букв, написанные в столбик. Удерживая представление в голове, называем определенную букву по счету. Например, преподаватель говорит: дым, луг.
Дети представляют их написание в столбик и называют те буквы, номер которых говорит преподаватель: вторые буквы – ы, у, третьи – м, г и т.д. Слов может быть 2–4, букв в словах 3–7. Такое задание формирует умение мысленно видеть и «писать» слова, запоминать их, концентрировать внимание, удерживать написание в голове.

www.children-psy.ru