Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №11/2007

ИННОВАЦИЯ

Инна СЕМЕНОВА,
г. Мценск

Как можно организовать безотметочное обучение

Общеизвестно, что оценка для ребенка важна и эмоциональна – это выражение его успехов и неудач. Каждому интересно узнать итог своих усилий, сравнить свои успехи, понять, чего он стоит. Оценка – неотъемлемая часть любого процесса обучения. Но если воспитание учебной самостоятельности младших школьников выдвигается как приоритетная задача, то это предполагает, в первую очередь, формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников.
На наш взгляд, в этом случае отказ от отметок является необходимостью. Ребенок не должен быть привязан к отметке учителя, он может сам оценить свои успехи, увидеть свои неудачи. Это не значит, что взрослая оценка полностью отрицается. Оценка взрослого и ребенка идут вместе, для того чтобы скорректировать процесс обучения, сделать его более содержательным для ребенка, наполненным личностным смыслом.
Конечно, по мере роста ученика как субъекта учебной деятельности формы оценивания тоже должны иметь некоторую динамику. Понятно, что те средства и процедуры оценивания, которые использовались в 1-м и 2-м классах, «изживают себя» к концу обучения в начальной школе. Понятно также и то, что эти формы в 4-м классе должны обеспечивать преемственность в оценивании результатов обучения с теми средствами, которые используются в основной школе. В этой статье описывается опыт поиска таких форм в 4-м классе педагогическим коллективом муниципальной гимназии г. Мценска Орловской области.

Наша гимназия была основана в 1992 году как государственное учебное заведение повышенного образовательного уровня. Если несколько десятилетий назад выпускник школы мог выбрать себе профессию на всю жизнь, то теперь, в динамично меняющемся обществе, он должен быть готов к непрерывному образованию на протяжении всей активной жизни. Педагогический коллектив гимназии осознает, что от трансляции знаний, умений и навыков современная школа должна переходить к трансляции обобщенных способов действия, и центральное место в этом процессе отводится развитию учебной самостоятельности. В старшей профильной школе ученик должен быть хорошо оснащен для выбора и продвижения по собственной образовательной траектории, должен быть готов к самостоятельной учебной, познавательной, исследовательской, проектной деятельности. Для этого уже к концу начальной школы ученик должен стать самостоятельным, инициативным, ответственным участником совместной учебной деятельности. При этом у него начинают зарождаться и развиваться умения осуществлять индивидуальную учебную деятельность. Одним из важнейших условий реализации такой педагогической стратегии является внимание к формированию детских действий контроля и оценки.

Формирование этих действий мы начинаем с обучения сопоставления учеником своих действий с образцом – это задача для 1-го класса. Процесс не из легких, если предположить, что уже при проверке младший школьник должен не только механически исправить ошибку, но и задуматься над ее причинами. А так как ошибки всегда лучше видны у других, то и в учении мы начинаем с выполнения взаимопроверок. Ученик фиксирует расхождение с образцом и пытается объяснить причину расхождения. Образец может быть предложен учителем, одноклассниками, выбор образца может осуществляться при сравнении двух и более работ; в качестве образца может выступать и действие независимо от его правильности, так как задача для 1-го класса – формирование умения сравнивать действия, результаты работы, выбор правильного действия или результата.

Свои достижения дети фиксируют либо на линейках самооценки (см. книгу Г.А. Цукерман «Оценка без отметки»), либо знаками «+», «–» или указанием количества ошибок.

Основное умение, формируемое во 2-м классе – оценка заданий с точки зрения их типологии, способа решения. Во 2-м классе ребята учатся предъявлять «требования» к заданиям, классифицировать, систематизировать их. Они выполняют задания типа:

– составь задачу, подобную данной;
– выдели из группы заданий то, которое не подходит по способу решения;
– выбери задания, близкие по способу решения задачи;
– выбери задачи, в которых необходимо использовать данный способ решения, и др.

Дети учатся более глубоко вникать и осознавать причины возникающих проблем, разбирая любое задание «по деталям». А чтобы не упустить процесс осознания и усвоения материала, дети заводят журнал достижений (журнал роста ученика). Он представляет собой тетрадь, где ученик в виде схем или словесно фиксирует умения. После анализа работы он знаками «+» или «–» указывает правильное или ошибочное выполнение каждого шага в задании. Такой журнал не только служит местом фиксации правильности работы, но и помогает организовать определенный вид работы, направленный на формирование пооперационной оценки действий, выясняя места, а возможно, и причины ошибок.

В 3-м классе ребята могут уже не только объяснить причины ошибок, но и предположить, где можно в задании допустить ошибки и какого характера, составить задание с «ловушкой», классифицировать задания по степени сложности и т.д.

В 4-м классе мы пытаемся выйти на полный цикл контроля и оценки на соответствующем уровне знаний. Дети учатся:

– определять, что проверяется (типология заданий);
– составлять проверочные задания;
– придавать заданиям баллы сложности;
– составлять образцы для проверки работ, сопоставлять данные работы с образцом;
– характеризовать ошибки и выдвигать гипотезы об их причинах;
– составлять коррекционные задания и новые индивидуальные проверочные работы.

Выпуская детей из начальной школы, мы столкнулись с острейшей проблемой преемственности безотметочного обучения. Его продолжением в среднем звене является зачетная система, причем вначале тоже безотметочная, но с процентами и баллами. Как помочь будущему пятикласснику принять новую форму контроля, учитывая, что от зачета до зачета ребенок должен удерживать в голове объемный материал? Мы посчитали возможным ввести зачеты в 4-м классе.

Новая форма контроля проводится в течение года и не рассматривается как карательная, она имеет принципиально другие цели.

Во-первых, нужно дать ребенку возможность ретроспективно посмотреть на изученный материал, увидеть связь между отдельными темами.

Во-вторых, дети еще раз могут проанализировать ранее полученные результаты, увидеть свои слабые места, устранить пробелы.

Темы зачетов могут предложить сами дети. Просматривая журнал достижений, каждый ребенок видит свои проблемы. Подготовка к зачету предполагает выявление новых ошибок и устранение имеющихся. Безотметочная система приучает детей не бояться ошибок, открыто и без стеснения говорить о своих ошибках. Бывает так, что тема, которая у детей «западает», предлагается самими учениками на зачет.

Приведем примеры уроков, на которых осуществляется подготовка и проведение зачета по математике в 4 классе (на материале повторения).

I этап

1–2 урока

Обзор материала 4-го класса.
Определение тем зачетов

В конце учебника 4-го класса есть раздел «Повторение». Учитель выбирает нужный ему материал из раздела и делит его на части, каждая из которых объединяет похожие задания. например: в одну часть входят примеры на деление, в другую – на умножение, в третью – уравнения и т.д.

На одном уроке обычно можно рассмотреть 2–3 части заданий.

Каждая часть заданий дается группе детей. Нужно, чтобы учащиеся поняли и смогли определить:

1) про что задания этой части;
2) одинаково они решаются или нет;
3) что нужно знать и уметь, чтобы решить их без ошибок.

Работа организуется в группе, потому что это дает возможность выслушать при обсуждении заданий разные мнения и выбрать верные.

Например, группа получила задания с примерами:

2347 х 26, 7089 х 4, 2343 х 2,
4570 х 832, 25 х 4, 3658 х 0.

После обсуждения дети построили свой ответ так:

Настя. Все примеры на умножение. Два примера можно решить устно, другие решаются в столбик.

Нужно знать:

1) правило умножения на 0;
2) как посчитать устно 25 х 4;
3) как записывать примеры в столбик.

Замечания других групп

Сережа. Нужно знать таблицу умножения.

Тимур. Примеры 2343 х 2 и 7089 х 4 тоже можно решить устно.

Учитель. Они решаются таким же способом, как и 25 х 4? (Ответы доказывают решением.)

Учитель. 7089 проще умножить столбиком. Способ меняется? (Проверяем решением.)

7089 х 4 = 7 тыс. х 4 + 8 дес. х 4 + 9 ед. х 4 = 28356

У. Изменились запись и порядок умножения. Способ одинаковый.

Решите примеры 2347 х 26 и 4570 х 832, сравните запись.

Опыт показывает: если дети раньше находили сходство и различие способов решения, то это задание не вызовет затруднений. Второй, третий и пятый примеры решаются одним способом, первый и четвертый примеры – это другой способ, а для решения последнего примера нужно знать правило.

Следствием этой работы стал список умений, которые необходимы, чтобы решать примеры на умножение:

– уметь правильно записывать примеры столбиком;
– знать таблицу умножения;
– учитывать переполнение разрядов;
– знать, как записывать слагаемые;
– знать таблицу сложения;
– знать правила умножения на 0.

Учитель кратко записывает на доске ответы детей, с которыми согласился весь класс. Этот список умений идет в журнал достижений или в отдельные оценочные листы для зачета.

II этап

1 урок

Подготовка к зачету

Например, дети выбрали тему «Деление многозначного числа».

Задача этого урока – помочь ученикам увидеть свои ошибки, предложив им разные способы самоконтроля.

Вначале учащиеся самостоятельно выполняют задание на отдельном листе:

34 230 : 7; 265 318 : 53; 89 181 : 243.

Далее проводится проверка выполненного задания. Эта работа может проходить по-разному.

Способ 1. Учитель выносит разные варианты решения на доску. Ученики проверяют каждый шаг в решении примеров и совместно находят ошибку.

Способ 2. Проверка по образцу. Учитель предлагает решенное задание, дети проверяют свои примеры. Образцы могут быть с ошибкам. Тогда учитель сознательно вызывает детей на анализ выполненной работы.

Далее работа может проходить дифференцированно: дети, которые не имели ошибок, составляют корректировочные задания или задания для зачетов по этой теме, другие тренируют себя на правильное выполнение примеров. Работа может проходить в парах или группах.

Писать зачет можно только тогда, когда большая часть учеников готова. Дети могут сказать об этом сами.

Мы должны договориться о том, как будет проходить урок-зачет.

Можно приготовить на урок две разные по уровню сложности работы:

I уровень – типовые задания, которые разбирались на уроках.

II уровень – привычные задания, но требующие от ученика более глубокого анализа.

Оценить уровни можно так: I – 80 баллов (максимум за зачет среднего уровня), II – 100 баллов (максимум за зачет сложного уровня).

Ученики сами выбирают уровень и если при выполнении понимают, что выбрали слишком сложный для себя уровень, то переходят на простой.

Дети могут пойти совершенно другим путем. Они могут сказать: «А нам неинтересно сдавать одну тему. Давайте сделаем первый зачет – простой по всем темам; второй зачет – по всем темам, но сложнее; третий – самый сложный».

Можно принять любой предложенный детьми вариант.

III этап

Урок-зачет

Перед выполнением работы учитель с детьми договаривается об оценивании каждого задания. Оценка может быть пооперационной, например: 3452 : 5. В этом примере 5 операций, значит, за верное выполнение можно получить 5 баллов.

Можно оценивать задания по сложности и приписывать баллы.

Например, нужно выполнить следующие задания:

1) 3 450 : 5;
2) 72 034 : 262;
3) восстанови цифры в делимом и частном:

8 * 181 : 245 = 3 * 7.

Дети выбирают самое простое задание и договариваются о количестве баллов. Чем сложнее пример, тем больше баллов.

IV этап

Анализ работы, заполнение оценочных листов

1 вариант урока

Он может быть в том случае, если в работах мало ошибок, они нетипичные.

Дети получают проверенные тетради с исправленными ошибками, заполняют оценочные листы, подсчитывают баллы.

Оценочные листы мы заполняем по-разному. В данном случае выделены умения, необходимые при делении многозначных чисел.

Задания

Умения

Выделение неполного
делимого

Определение
кол-ва цифр
в частном

Подбор
цифры
в частное

Умножение
на однозначное число

Вычитание
многозначных
чисел

1.

+

+

+

+

+

2.

+

+

+

+

+

3.

+

+

+

+

Итог: 14 баллов из 15

2-й вариант урока

Учитель проверил работы, но не исправил ошибки. Можно дать образец работы. Дети сами сверяют свою работу с образцом, исправляют ошибки зеленым стержнем. Учитель вторично проверяет работы. Только после этого дети заполняют оценочные листы.

3-й вариант урока

Учитель не исправил ошибки. Он предлагает детям решить аналогичные задания, обращая внимание на места, в которых дети допустили ошибки, но не сообщая о них. Затем учитель раздает тетради, тексты зачетов и дает время для проверки работы и исправления ошибок.

4-й вариант урока

Взаимопроверка работ. Дети исправляют ошибки в чужой тетради.

После окончательной проверки работ учителем, дети заполняют оценочные листы.

Бывают случаи, когда дети не справляются с работой. Причины могут быть разные: например, ученик выбрал сложный уровень. Всегда есть возможность организовать дополнительную помощь и написать зачет повторно. Можно спросить ученика на уроке:
«С кем ты хочешь решать примеры?» Дети, которых выбирают для взаимного обучения, очень этим гордятся. Их даже можно освободить на 2–3 дня от домашней работы. Если детское сотрудничество будет удачным, возможно поощрение.

Практика показывает, что зачетная работа действительно помогает ученикам понять собственные возможности. Пусть пока кто-то из детей сделал неправильный выбор – взял работу высокого уровня. Детям можно сказать, что надо было взять сначала работу проще, потом сложнее. Не страшно, если ребенок переоценил свои силы. Намного хуже, если ученик снижает свои возможности, тогда у него низкая мотивация, с ним очень тяжело работать.

Детям нравится писать зачеты. Они понимают, что это «как у взрослых», очень ценят право выбора, с желанием участвуют в подборе заданий к зачетам. Все это, в конечном счете, повышает их мотивацию к обучению.

Проведение уроков таких видов (подготовка к зачету, зачет, анализ работы) требует определенных временных затрат. Но потраченное время уходит на систематизацию и глубокое содержательное повторение материала.

Для зачета часто берутся темы, в которых у детей были пробелы. Готовясь, ученики не просто решают нужные задания, а работают с заданием на аналитическом уровне. Такие формы работы эффективны не только для формирования контрольно-оценочной самостоятельности, но и для самого усвоения учебного материала. Анализируя вместе с детьми зачетные работы, учитель не разбирает отдельные ошибки конкретных учеников. Вовлекая в работу всех (учитель дает разные варианты решения, возможность сравнить их и найти правильный), учитель фактически реализует индивидуальный подход. Каждый ученик, у которого были ошибки, не остается без внимания учителя.

Часто думают, что если школа работает в режиме безотметочного обучения, возникают серьезные проблемы в общении с родителями. Наш опыт показывает, что при правильной организации работы этих проблем не возникает.

Более того, ликвидировав отметку – инструмент отражения качества знаний, мы заменили ее подробнейшим содержательным анализом детской работы. Это действительно снимает тревогу у значительной части детей и родителей и в полной мере рассказывает о детских успехах и неудачах, настраивая и тех и других на конструктивный лад.