Валентина ХОВАНСКАЯ,
г. Лермонтов
Непроизносимые согласные
Русский язык. Дидактический материал
Собранные нашим региональным методистом
материалы позволят педагогам организовать
работу по теме «Непроизносимые согласные»
интересно и занимательно.
Общеизвестно, что для развития орфографической
зоркости у учащихся требуется четко
ограниченное словарное пространство темы или
базовый словарный минимум. Это позволяет
ученикам накапливать в памяти набор
«ошибкоопасных» слов и формирует автоматизм
действий по их узнаванию и способу проверки.
I. Пословицы, поговорки, приметы
1. Словарные слова:
Без пирогов не праздник.
Будет и на нашей улице праздник.
Ленивый праздник знает, а будней не
помнит.
Праздник придет – гостей приведет.
Без кота мышам праздник.
Рукам работа – душе праздник.
Ленивому всегда праздник.
По чужим словам, что по лестнице,
идет.
И тот вор, кто лестницу вору
подставляет.
2. Проверяемые слова:
Сердце матери греет лучше солнца.
Работа сердце веселит.
Москва далека, да сердцу мила.
У вора заячье сердце – и спит, да
боится.
Сердце не камень – тает.
И у курицы сердце есть.
Солнце встает, так и день настает.
Солнце в мешок не поймать.
Худо лето, когда солнца нету.
Солнце – на лето, зима – на мороз.
При солнце тепло, при матери добро.
Человек трудолюбивый – самый счастливый.
Счастливый радостно живет.
Ранние ласточки – к счастливому
году.
Радостная жизнь веселит сердце.
Худые вести вестника опережают.
Сей в ненастную погоду, а собирай в
хорошую.
Поздний листопад – на тяжелый год.
Не из-за одной звезды небо звездное.
II. Частушки
1. Словарные слова:
Осень щедрая такая,
Всех одарит за труды.
Мы на праздник Урожая
Принесли ее плоды.
Мы на праздник Урожая
Натащили овощей.
После выставки наш повар
На год нам наварит щей.
Наливайте все в бокал
«Пепси», «Колу» и «Байкал».
Бьет нам в нос веселый газ,
Нынче праздник – высший класс!
Зимний праздник Новогодний,
Больше всех тебя люблю!
Бой курантов долгожданный
Ни за что я не просплю!
Ах, сегодня праздник в доме,
Пироги капустные:
Петя выучил уроки –
Все, и даже устные.
2. Проверяемые слова:
Почему, как человечек,
Весь в мурашках огуречик?
Хоть на солнце он лежит,
Отчего же он дрожит?
В синих шариках, ура,
Бабушкина слива!
Буду жить теперь под ней,
Я теперь счастливый!
День рожденья – день чудесный,
Радостный, веселый.
Мы желаем на «отлично»
Всем учиться в школе!
III. Веселые стихи
ОБИДА
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце, будто в праздник, так горит!
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Но стоит прекрасная корова –
Смотрят грустные ее глаза.
Значит, ей пастух суровый
«Здравствуйте» сегодня не сказал.
МАШИНА СТРЯПНЯ
Маша испекла пирог капустный.
Только вид у мамы грустный:
После Машиной стряпни
Столько матери возни!
В тесте все ножи и ложки,
У стола четыре ножки,
Кружки, блюдца, миски,
Даже хвост у бедной киски!
– Примите, милый Кактус,
От нас сегодня в дар
Прекрасный-распрекрасный
Большой воздушный шар!
IV. Антонимы и синонимы
1) солнце – луна
грустный – веселый
известный – неизвестный
ненастный – ясный
поздний – ранний
прелестный – отвратительный
радостный – грустный
счастливый – несчастный
интересный – скучный
опасный – безопасный
прекрасный – безобразный
ясный – неясный
2) вестник – глашатай
грустный – печальный
известный – знаменитый
местность – край
ненастный – пасмурный, хмурый
поздний – запоздалый
прелестный – очаровательный
радостный – ликующий
счастливый – удачный
интересный – занимательный
опасный – угрожающий
прекрасный – красивый
чудесный – изумительный
ясный – понятный
V. Коллективные игры
1. Хлопни в ладоши (игра на
узнавание слов по теме)
Учитель произносит ряд слов. Дети хлопают в
ладоши, когда будет названо слово с
непроизносимой согласной или с сочетанием -сн-.
2. Эхо (игра на хоровое
орфографическое проговаривание слов по теме)
Учитель произносит слово по теме орфоэпически
(например, [грусный]), а дети хором произносят это
слово орфографически (грустный).
3. Да – нет (игра с
использованием частично-поискового метода)
Учитель задает вопрос, дети хором отвечают на
него «да» или «нет» (можно использовать
двусторонние сигнальные карточки «Да» – «Нет»).
Примерные вопросы
Можно ли слово сердце проверить
словом сердца? А словом сердечко?
Нужно ли в слове прекрасный писать
букву т? А в слове прелестный?
Слово праздник – это словарное
слово? А слово вестник?
4. Проверяй-ка (игра на подбор
проверочных слов; слова даются в зарифмованных
примерах)
Учитель произносит слово по теме, дети хором
называют проверочное слово (в рифму).
Тростник – трость. Костный – кость.
Честный – честь. Лестный – лесть.
Известный – весть.
Окрестный – крест (окрест).
Радостный – радость.
Яростный – ярость.
Счастливый – счастье.
Ненастный – ненастье.
Звездный – звезда. Устный – уста.
Опасный – опасен. Ужасный – ужасен.
Прекрасный – прекрасен. Ясный – ясен.
5. Передай другому (игра на
декламацию правил по теме или правил-шуток)
Дети по цепочке вслух воспроизводят текст
правила по теме или правила-шутки (один ученик –
одно слово), передавая при этом друг другу флажок
(или иной эстафетный предмет). У кого цепочка не
прервется?
6. Поймай свое словечко (игра
на разграничение слов с непроизносимыми
согласными и сочетанием -сн-)
Учитель произносит слова по теме, а дети
поднимают руки так: девочки – слова с
непроизносимой согласной, а мальчики – слова с
сочетанием -сн-.
Вариант игры: учитель произносит слова
только с непроизносимой согласной т и
сочетанием -сн-. Если в слове есть буква т,
дети поднимают руки, сложив их в виде буквы т
(или поднимают сигнальную карточку).
VI. Тексты для списывания с заданием
1. Допиши слово.
То дождь проливной,
То слякоть ужасная.
Всем надоела
Погода ... (ненастная).
Возит этот груз чудесный
Шофер Петров, нам всем ... (известный).
Утром к нам в оконце
Заглянуло ... (солнце).
Когда посадишь деревца,
Забьются радостно ... (сердца).
От дождей верхушками поник
И шумит у берега ... (тростник).
Чудо-гриб нашел Василий,
Он теперь такой ... (счастливый)!
Заяц лист грызет капустный,
Заяц сытый и не ... (грустный).
Туча очень грозная
Закрыла небо ... (звездное).
От булочки из теста
Аромат ... (чудесный).
Мне купили шарик красный.
Он воздушный, он ... (прекрасный).
У светофора глаз зажегся красный.
Стой, пешеход! Твой путь ... (опасный).
Мы по ... (лестнице) бежим,
Мы считаем этажи.
Летом погода прекрасная,
Солнце на небе ... (ясное).
В честь Победы пушки бьют,
В небе ... (праздничный) салют.
2.
СИНИЧКА
Стоит ясный зимний денек. Яркое солнце
освещает грустный лес. Солнечные зайчики
весело прыгают по стволам деревьев. Вся местность
стала радостной.
Вот на березку села прекрасная синичка. На ее
головке чудесная шапочка, а на грудке –
желтые перышки. Вдруг синичка увидела на ветке
кусочек сала. Туда его привязал лесник. Будет у
птички праздничный обед!
Примерные задания
1. Подчеркни в тексте все слова с
непроизносимыми согласными.
2. Подчеркни в тексте все слова с сочетанием -сн-.
3. Выпиши из текста два слова с непроизносимыми
согласными и два слова с сочетанием -сн-.
4. Выпиши (подчеркни) из текста только слова с
непроизносимой согласной т.
VII. Диктанты
1. Выборочный диктант
а) Широкая каменная лестница спускалась
к морю.
Вся лестница была забрызгана грязью.
Здравствуй, мой любимый край!
Здравствуй, зимушка-зима!
Здравствуй, звонкое лето!
Весь класс готовится к празднику.
Чувство радости охватило меня.
б) Грач – первый вестник весны. Небо было звездное.
Весна в этом году поздняя. День был ненастный.
Мне известна эта сказка. Лодку мы спрятали в тростнике.
У меня радостно забилось сердце. Мне грустно
прощаться с друзьями. Я живу в сельской местности.
Восход солнца мы встречали в горах. Грустные
ивы склонились к пруду. У нас в школе был известный
писатель. Окрестности деревни – это сады и
березовые рощи. Сегодня самый счастливый
день в моей жизни. Прелестный малыш бегал по
лужайке. Весь берег зарос густым тростником.
Мчатся в космос звездные корабли.
в) У зайца много опасных врагов. Мы
смотрели чудесный фильм о бабочках. Был прекрасный
летний день. Был ясный зимний денек. Дети
слушали интересный рассказ.
2. Мини-диктанты
ВЕСНА
Прошли ненастные дни. Наступила весна. Солнце
весело греет. Птицы запели радостные песни.
Вся местность ожила. Зацвели чудесные
ландыши. Здравствуй, прекрасная пора!
ЛЕСНОЕ ОЗЕРО
У нас красивая местность. Здесь прекрасные
рощи и чудесные озера. Мы часто ходим к
лесному озеру. Берег зарос тростником. На
воде качаются прелестные кувшинки. Весь день
мы ловим щук, а поздним вечером идем домой. У
нас радостное настроение и хороший улов.
НОВЫЙ ГОД
Ребята готовились к празднику. В зале поставили
прекрасную елочку. Ее украсили чудесными
игрушками. Лестницу в зал увили гирляндами.
У всех радостное настроение и чувство
ожидания праздника. Здравствуй, Новый год!
3. Диктанты-загадки
а) Крутая гора – что ни шаг, то нора. (Лестница.)
б) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне.
Но прислони меня к стене –
Найдется сразу дело мне. (Лестница.)
в) Золотое яблочко по небу катается, с
утра улыбается.
А улыбки-лучи очень горячи. (Солнце.)
г) Без него плачемся, а как появится, от
него же и прячемся. (Солнце.)
д) На улице рубашка, в избе рукава. (Лучи
солнца.)
е) Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули поутру – нет ничего. (Звездное небо.)
ж) Живет в речке, а не рыбка,
Играет, а не скрипка. (Тростник.)
з) Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
Называют тебя ... (Солнце.)
и) В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет – и всех разбудит. (Солнце.)
к) Доброе, хорошее на людей глядит.
А людям на себя глядеть не велит. (Солнце.)
4. Обучающие диктанты
ОСЕНЬЮ
Поздняя осень – самое печальное время года.
Дни стоят ненастные. Окрестности окутаны
туманом. Солнце закрыто тучами. День и ночь
льет холодный дождь. Мокрыми и грустными
стали сады, поля и леса. Зверьки забились в теплые
норки. Не поют свои радостные песни птицы.
Скоро придет зима. Станет вся природа чудесной
и прекрасной.
ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ
Конец ноября – самое грустное время в
деревне. В саду шумит мокрый ветер. Дорогу
размыло. Окрестность окутана туманом. В ненастную
погоду хорошо сидеть дома. В печке весело трещит
огонь. Но вот засияло яркое солнце. Пришел
первый зимний день с легким морозом. Мы
спустились по лестнице к лесному озеру.
Вокруг рос тростник. Озеро покрылось тонким
слоем льда.
(По К. Паустовскому)
|