Ирина МАЛИНОВА,
учитель начальных классов лицея № 38,
г. Белгород
Развитие творческих способностей
Русский язык. 3-4 классы
Эта работа предлагается учителям и ученикам
начальных классов, которые хотят расширить и
углубить свои знания по русскому языку.
В обычный 45-минутный урок сложно включить
большой объем разных видов интересных и
нестандартных заданий, таких как головоломки,
шарады, логогрифы, анаграммы, фразеологизмы;
работу над развитием правильности и красоты
речи, воспитанием любви к слову, обогащением речи
пословицами, поговорками, меткими выражениями,
использованием омонимов, синонимов, антонимов.
Предлагаем цикл занятий, которые позволят
сделать это.
«Каждое занятие рассчитано на полтора часа
работы. Ученик может оценить себя сам, зная, что
8–9 правильно выполненных заданий – это
отличный результат, 6–7 – хороший, 4–5 –
удовлетворительный, 1–3 – слабый.
Первые занятия проходили непросто: много времени
уходило на объяснение заданий, – но детям было
интересно. Следующие уроки дались легче, так как
у учащихся уже накопился определенный опыт. В
результате многим захотелось попробовать себя в
творческой деятельности: составлении шарад,
анаграмм, написании стихов, придумывании
головоломок, ребусов. Свои работы ребята
приносили на занятия. Такая форма работы учит
детей рассуждать, доказывать, мыслить, правильно
говорить, понимать и любить родной язык.
Занятие 1
1. Сложи слово, обозначающее другое название
Вселенной, из трех частей.
ос, ми, ко, ин, см, ав
2. Это анаграмма мужского имени. Какого?
В И Д А Л Р И М
3. Найди слово, которое образует новые слова
со всеми выписанными в столбик окончаниями.
...ирь
...окат
...урочка
...опад
...овик
4. Составь название реки из 9 букв.
м п с и
5. Вставь гласные буквы и прочти поговорку.
л к т с м н д г
6. Прочитай слово, переходя вдоль линий,
начиная с буквы А. Подсказка: слово
связано с листьями или бумагой.
7. Вставь пропущенные буквы и по часовой
стрелке прочитай слова-антонимы. Подсказка:
слово связано с характерами мальчиков.
8. Вставь пропущенные буквы и по часовой
стрелке прочитай слова-синонимы.
Подсказка: слова называют ветер.
9. Как называют группу охотничьих собак?
а) туча; б) стая; в) свора; г)
масса; д) вид.
Занятие 2
1. Прочитай слово. Подсказка: озорник.
2. Найди слово, которое образует с
каждым из окончаний новое слово.
...та
...кет
...оход
...овоз
...ник
...тер
3. Какое слово лишнее?
челюсть, подбородок, щека, рука, ухо
4. Из букв, входящих в данные слова, составь
названия трех плодов.
Земля, зубр, облако, я, Ника
5. В какой из этих анаграмм не содержится
название планеты?
1) ТУРНАС; 2) НЕРАВЕ; 3) ТОНЛУП; 4) РАМАСА;
5) НУРА
6. Впиши недостающие буквы. Прочитай
синонимы: один – по часовой стрелке, другой –
против часовой.
7. Какие из этих слов близки по значению?
сварка, гашение, поливка, промывка, тушение,
выступление
8. Найди слово, в котором количество мягких
согласных звуков не такое, как в остальных.
кровельщик, каменщик, печник, горшечник,
перевозчик
9. Какое слово лишнее? Почему?
рюмки, бокалы, фужеры, чашки, мензурки, стопки
10. Составь поговорку, вставив гласные буквы.
С М Р Д Н Г Н Ж Д Т
Занятие 3
1. Невнимательный ученик пишет так, как
слышит. Какое наибольшее количество ошибок он
мог бы допустить при записи слов данных выше?
Запиши эти слова, а рядом – транскрипцию этих
слов.
счастливый –
шерстка –
благодарить –
осенний –
безжалостный –
обезжиренный –
2. Продолжи фразу:
Аня взяла тарелку и ...
наклала каши
поклала каши
выклала каши
положила каши
ложила каши
3. Прочитай, двигаясь по вертикали или
горизонтали, начиная с буквы Г и не
проходя по одним и тем же буквам дважды, четыре
прилагательных. Вспомни названия популярных
сказок, в которых эти слова упоминаются.
Р |
А |
Я |
К |
Р |
А |
Е |
Г |
А |
А |
Н |
С |
С |
К |
Д |
Я |
Д |
И |
Й |
И |
|
Е |
И |
К |
4. Отгадай перевертыш.
Я то, чего болельщик на футболе
Безумно ждет – ведь он себе не враг.
Перевернешь – и я овраг, не боле,
Но, правда, длинный очень уж овраг.
5. Заполни пирамиду Нехеопса.
а - - - а – молниеносное наступление на
неприятеля
а - - - а – сценическая площадка в цирке
а - - - а – реклама спектакля, концерта
а - - - а – осенний цветок
а - - - а – кислый фрукт
а - - - а – гроза морей
а - - - - - а – исполнительница роли в кино
а - - - - - - - а – кислый сорт яблок
а - - - - - - - - - а – чепуха, бессмыслица
6. Какое слово можно подобрать к каждой
группе прилагательных?
вечерний, хрустальный, малиновый –
кедровый, мускатный, грецкий –
зеленый, спортивный, репчатый –
низкий, высокий, хриплый –
яблочный, желудочный, апельсиновый –
7. В каких словах количество букв не
совпадает с количеством звуков?
объект, июнь, майор, бульон, ящик
8. Какое из этих слов отличается от других по
грамматическому свойству?
брюки, ворота, ножницы, лыжи, санки
9. Подбери к каждому существительному
прилагательное.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Занятие 4
1. В каждой строке подчеркни лишнее слово.
дряхлый, ветхий, старый, древний,
низкий
промокший, прохладный, влажный,
намоченный, мокрый
красивый, симпатичный, обаятельный,
привлекательный, молодой
2. Поставь ударение в данных словах.
документ, алфавит, звонит, повторим, квартал,
щавель, фарфор, танцовщица, ремень, водопровод,
красивее, кладовая, договор, туфля, крапива
3. Подбери несколько прилагательных к
следующим словам.
глаза – ... , ... , ...;
уши – ... , ... , ...
душа – ... , ... , ...;
улыбка – ... , ... , ...
4. Замени следующие фразеологизмы одним
словом.
Выбросить из головы –
Ходить на голове –
Глаза разбегаются –
Вывести на чистую воду –
5. Допиши пословицу.
Не учась, и лаптя ...
Азбука – ...
Без дела жить – ...
Маленькое дело лучше ...
6. К данным прилагательным подбери
существительные.
зеленый – ...
яблочный – ...
воинский – ...
мальчишеское – ...
цветочный – ... |
земляной – ...
яблоневый – ...
луковое – ...
цветной – ...
сумчатое – ... |
7. Из данных анаграмм составь слова. К каждому
подбери антоним в соответствии с указанным родом
и подбери не менее трех существительных, к
которым можно отнести вновь полученные
прилагательные.
ИХТЙИ – (ж. р.)
ОНОДОЛХЕ – (ср. р.)
АХЛОПЯ – (ср. р.) |
ЯНАРНЯ – (м. р.)
ЫТСАРЙ – (м. р.)
ОСРУТНГЕ – (ж. р.) |
8. Придумай по нескольку слов с удвоенными
согласными.
нн –
мм – |
сс –
вв – |
рр –
жж – |
зз –
тт – |
9. Упасть навзничь – это как?
На бок;
вниз головой;
замертво;
на спину, вверх лицом;
на живот, вниз лицом.
Занятие 5
1. К данным словам подбери прилагательные.
театр –
мозоль –
кенгуру –
шампунь – |
кофе –
тюль –
родина –
эскимо – |
2. Отгадай пословицу:
Без не и из .
3. Подчеркни лишнее слово.
громкость, громадный, громко
мышь, смышленый, мышонок
жалость, жалоба, жалкий, жалить
4. Замени одним словом.
Тихий разговор –
Водитель автобуса –
Надпись на конверте –
Очень твердый –
Шуршание листьев –
5. Запиши по образцу:
7 яблок, 7 ......
(место, носки, солдаты, простыня, оладьи,
полотенце, сапоги)
6. Составь новые слова из слова аккуратность.
7. Отгадай загадку.
Кто над нами вверх ногами?
Запиши с отгадкой все крылатые выражения,
которые ты знаешь.
8. Найди часть слова, которая образует новые
слова со всеми перечисленными.
(...) стать (...) бор (...) кол (...) знак
9. Какое женское имя скрыто в этой анаграмме?
Али зевает.
10. Спиши, исправив ошибки.
В древнигреческой мифологии водяная лилия
щиталась символом красоты и краснаречия.
В среднивековый период верили что семь лилий
на щите или знамени делают рыцаря непабедимым. По
легенде севераамериканских индейцев, кувшинка
поевилась из упавших в чорную воду искр полярной
звезды.
Занятие 6
1. Выпиши из текста слова, в которых допущены
ошибки.
Максим пел о горимычной сваей доле, о золотой
волюшке. Он преказывал коню вести себя в
чужидальнюю сторону. Он паручал ветру отдать
паклон матери. Он начинал с первого предмета,
попадавшегося на глаза, и высказывал все, что
приходило ему на ум.
Наконец, когда тоска стала глубже забирать
максима, подобрал паводья, поправил шапку,
свиснул, крикнул и полител во всю конскую прыть.
(По А.К. Толстому)
2. Разбери следующее предложение по членам
предложения. Надпиши части речи.
Вскоре забелели перед ним стены монастыря.
3. Объясни следующие фразеологизмы двумя
словами.
Хоть шаром покати – ... ... .
Цены нет – ... ... .
Хоть пруд пруди – ... ... .
Сесть в лужу – ... ... .
Мухи не обидит – ... ... .
На вес золота – ... ... .
4. Какое слово пропущено в данных выражениях?
Ночевала ... золотая на груди утеса-великана.
... небесные, вечные странники...
Я ... , ... , ... , я вовсе не медведь.
5. По-итальянски «спасать» – salvare,
«спасаю» – salvo, «говоришь» – parli, «пою»
– canto, «говорить» – parlare, «поешь» – canti.
Как по-итальянски будет «петь» и «спасаешь»?
cantore и salve;
canti и salvare;
cantare и salvi;
canto и salvo;
cantare и salva.
6. Одно из значений имени Виктор: воин,
могучий, победитель, славный, загадочный.
Какое значение будет иметь имя Виктория?
Выпиши это значение.
7. Прочти слово, переходя вдоль линий от
кружка к кружку, начиная с буквы м.
Подсказка: это связано с отходами
деятельности человека.
Поставь ударение в получившемся слове.
8. Какое слово расположено в орфографическом
словаре между словами безотцовщина и безразличие?
а) безотходный;
б) безопасный;
в) безразмерный;
г) безработный.
Занятие 7
1. Внимательно прочитай каждое предложение.
Подчеркни лишнее слово. Укажи, какой частью речи
оно является.
Дисциплина поведения в нашем классе не на
высоте.
Мой брат хочет стать военным солдатом.
Петя ушиб колено ноги.
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
2. Тебе предложен текст, в котором пропущены
слова. Догадайся, о чем идет речь. Вместо
многоточий расставь любое количество слов,
подходящих по смыслу.
... мальчика ... Петя. ... третьеклассник ...
школы... Москвы. Петя не ... учиться. Почему? ... он
лентяй и ... математику. Чтобы хорошо учиться, ...
трудиться. Ваш умный совет сможет ... помочь. Что ...
ему?
3. Произнеси звуки каждого слова в обратном
порядке и запиши их рядом.
ноль
лещ
ешь |
лед
яр
короб |
ель
горб
пыж |
4. К данным словосочетаниям подбери
прилагательные, противоположные по смыслу.
свежий хлеб –
свежий ветер –
свежие краски –
свежая рубашка –
свежая газета –
5. Соедини в пары родственные профессии.
бармен
ковбой
банкир
дирижер
дантист
архитектор
знахарь
гид
егерь |
экскурсовод
капельмейстер
охотник
буфетчик
врач
пастух
стоматолог
зодчий
ростовщик |
6. Отгадай логогриф.
Я синоним осьминога,
А без с – в метле нас много.
7. Допиши два слова-синонима: одно написано по
часовой стрелке, другое – против часовой
стрелки.
8. Найди часть слова, образующую новые слова
со всеми окончаниями.
(...) спект
(...) лески
(...) улок
(...) пажа
(...) реха
9. Подбери синонимы к слову чепуха.
Занятие 8
1. Исправь ошибки в образовании слов.
У обоих девочек отличные результаты.
Скоро зажгется новогодняя елка, и послышатся
восхищенные возгласы детворы.
2. Выпиши существительные, которые не имеют
формы единственного числа.
ворота, очи, санки, бигуди, жалюзи, усы,
каникулы, такси
3. Вставь пропущенные буквы и прочти два
слова-синонима по часовой стрелке.
4. Вставь гласные буквы, и прочитай
получившуюся пословицу.
З двм зйцм пгншьс н днг н пймшь.
5. Отгадай анаграмму.
Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю.
Когда ж с конца прочтешь меня –
Я недовольство выражаю.
6. Вставь окончания.
Папа купил несколько килограмм...
картофел..., апельсин..., яблок..., фасол...
С высоты птичьего полета хорошо
видны глубок... син... озеро, изумрудн... трава,
пестр... цветы.
7. Исправь пословицы-шутки.
Ус хорошо, а два лучше.
Трус своей лени боится.
Нашла коза на камень.
Лучшее – врач хорошего.
8. Отгадай шараду.
Часть первую кричит нам ворон,
Второй покрыто все болото,
А целое найдешь ты скоро:
На нем изображают что-то.
9. Выбери три пары букв из шести и построй из
них забор:
ог, по, да, ко, ра, ок
Занятие 9
1. Найди все ошибки и исправь.
Лити, лити, липисток,
Черес запат на васток,
Черес севир, через юк,
Восвращайся, зделав круг.
Лиш каснешся ты зимли –
Быть по моему вили.
2. Замени объяснения крылатыми выражениями.
Очень молодой, неопытный человек –
Надеяться на что-то, ничего не делая –
Попасть в неудобное положение –
Притворство, лицемерные слезы –
Ловко, хитро обмануть –
3. Замени данные прилагательные синонимами.
неряшливый – ...
быстрый – ...
ласковый – ...
мудрый – ...
косматый – ...
холодный – ...
злой – ... |
смирный – ...
душистый – ...
ветхий – ...
страшный – ...
липкий – ...
влажный – ...
|
4. Преврати ногу в розу за несколько
шагов, заменяя каждый раз только одну букву и
получая при этом значимое слово.
нога ... ... ... роза
5. Подчеркни слова с одинаковыми приставками.
отмерять, отравить, отвар, отчизна, отруби,
оттенок, отойти, отупеть
6. Отгадай шараду.
Между союзом и предлогом
Поставь небесное явление –
И три составленные слога
Дадут забор иль заграждение.
7. Найди слова.
8. Вставь пропущенные слова.
9. Ответь на хитрые вопросы.
Как из маленького хвостика сделать
большой?
Можно ли превратить рыбу в человека?
Можно ли из одного стола построить
комнату?
Что нужно отнять у лесника, чтобы
получилась роща?
Занятие 10 (Новогоднее)
Входи, как доброе начало,
И сыпь снегами, Новый год!
Пусть все, что так нас огорчало,
Снег новогодний заметет –
Снег незапятнанный, искристый,
Чистейший белый-белый снег.
И в помыслах таким же чистым
Пусть будет каждый человек!
1. Разминка.
Отгадай загадки.
Едва повеяло зимой –
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички,
Зовут их ...
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег! Готовы ...
Две плашечки бегут в лесок,
Загнувши каждая носок.
2. Подбери синонимы к слову бал, вставив
недостающие буквы.
3. Продолжи четверостишие.
Ведро от радости сияло,
На всех глядело свысока...
4. Игра-шутка «Шляпа-невидимка»
Как ты думаешь, что лежит в коробке? Попробуй
это описать. (Подсказка – в названии.)
5. Разгадай кроссворд. Кто разгадает, получит
то, что откроется в выделенных клеточках.
1. Скрученный, бумажный ...
2. Бенгальские ...
3. Пятиконечная...
4. Разноцветная, блестящая ...
5. Новогоднее ...
6. Поздравительная ...
7. Карнавальная ...
6. Собери стихотворение, в котором потерялись
слова.
Кружась легко и ... ,
снежинка села на ... ,
Шел ночью снег густой ... ,
от снега в комнате ... ,
Чуть порошит пушок ... ,
и солнце зимнее ... ,
Как каждый день ... ... ... ,
Полней и лучше новый ... ... ,
(А. Твардовский)
7. Объясни, что обозначают слова:
конфетти – ... ;
мишура – ... ;
серпантин ... ;
бал ... .
Какое из этих слов имеет двойной смысл?
8. Сочини короткое поздравление к Новому
году.
Занятие 11
1. Подчеркни (выпиши) слова, в которых
встречается звук [й].
аэродром, боец, вдвоем, вуаль, гуашь, дуэт,
змея, каюта, какао, тает, каучук, мяукать, уехать,
наука, паять, пион, споем, поэт, рояль, струя,
театр, поют, шпион, стоять
2. Запиши транскрипцию следующих слов:
послать
примерять
курица
посидела |
[ ]
[ ]
[ ]
[ ] |
– постлать
– примирять
– курится
– поседела |
[ ]
[ ]
[ ]
[ ] |
3. Поставь ударение в следующих словах.
алфавит, средства, положил, красивее, торты,
документ, километр, хозяева, банты.
4. Слова базар и рынок – синонимы, но в
некоторых сочетаниях они отличаются друг от
друга. Что означают данные выражения?
птичий базар – ... ; птичий рынок – ... .
5. Во что превратятся глаголы мели, окуни,
пряди, соли, если перенести ударение с
последнего слога на первый?
6. Сгруппируй слова, чтобы в каждой группе
оказались только формы одного и того же слова.
домашний, счастливец, к счастью, домашнее (задание),
счастливцы, без счастья, домовой,
у счастливцев, домовые.
7. Подбери слова, различающиеся одним звуком
(глухим или звонким): первое означает животное,
живущее под землей; второе – пещеру.
8. Отгадай шараду.
Мы к букве восемнадцатой по счету
Прибавим для начала третью ноту
И, с этажа шагая на этаж,
«Все та же красота, – добавим, – та ж!»
И, все сложив, получим мы в награду
Название театра или сада. (Н. Голь)
9. Объясни следующие фразеологизмы.
Не вытанцовывается. Лезть на рожон. Блоху
подковать.
Занятие 12
1. Определи, сколько раз встречается звук [т] в
нижеприведенных предложениях. Подчеркни.
Директор предприятия подписал документ и
отдал его представителю подшефной фабрики.
2. Подбери антоним к слову живот,
встречающемуся в выражениях живота не
жалеть, живот положить.
3. Восстанови поговорки. Соедини пары.
Голоден, как
Увертлив, как
Хитер, как
Надут, как
Труслив, как
Нем, как
Болтлив, как
Здоров, как
Грязен, как
Упрям, как |
заяц
лиса
уж
собака
бык
индюк
сорока
свинья
осел
рыба |
4. Васиного отца зовут Иван Николаевич, а
дедушку – Илья Петрович. Какое отчество у
Васиной мамы?
5. Произнеси звуки каждого слова в обратном
порядке и запиши полученные.
раб – куб – ель –
пыж – брак – куль –
муж – торг – ноль –
6. Найди лишнее слово в синонимичном ряду.
красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный
7. Разбери по членам следующие предложения.
Вечером Витя шел по лесной тропинке. С
листьев падали крупные капли дождя. Вдруг Витя
услышал страшный писк. В кустах стоял маленький
лосенок. Он отстал от своей матери.
8. Отгадай шарады.
Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз,
А в целом я материя
И на костюм гожусь.
Первое – нота, второе – тоже,
А целое – с горохом схоже.
9. Найди слова.
с |
т |
о |
|
|
|
|
|
с |
т |
о |
|
|
|
|
|
с |
т |
о |
|
|
|
|
|
с |
т |
о |
|
|
|
|
|
с |
т |
о |
|
|
|
с |
т |
о |
|
|
|
с |
т |
о |
|
|
|
с |
т |
о |
|
|
|
с |
т |
о |
|
|
|
|
Занятие 13
I. Учимся отгадывать арифмогрифы
Арифмогриф – это загадка, в которой буквы
загаданного слова обозначаются цифрами. В помощь
дается еще ряд слов, обозначенных этими же
цифрами, с указанием значений данных слов.
1. В фамилии русского поэта 8 букв. Обозначим
их цифрами от 1 до 8. Взяв некоторые из этих букв,
получим другие слова. Отгадай фамилию поэта.
1-я, 2-я, 8-я, 5-я буквы – река в России;
4-я, 5-я, 3-я буквы – речное животное;
6-я, 7-я, 8-я, 5-я буквы – ночная птица.
2. Фамилия великого астронома состоит из
8 букв. Взяв некоторые из этих букв, получим
другие слова. Отгадай фамилию астронома.
8-я, 7-я, 6-я, 2-я буквы – театр для показа
фильмов;
3-я, 4-я, 5-я, 2-я буквы – предмет для писания;
1-я, 2-я, 8-я буквы – повар.
3. Фамилия русского композитора состоит из 10
букв. Взяв некоторые из этих букв, получим другие
слова. Отгадай фамилию композитора.
6-я, 5-я, 7-я, 4-я буквы – вещество, выделяемое
пчелами;
1-я, 2-я, 3-я буквы – напиток;
8-я, 9-я, 10-я буквы – принадлежность бильярдной
игры.
4. Название животного состоит из 7 букв. Взяв
некоторые из этих букв, получим другие слова.
Какое животное загадано?
3-я, 4-я, 5-я, буквы – мусор;
1-я, 2-я, 3-я буквы – часть лица;
5-я, 6-я, 7-я буквы – отросток на голове
животного.
II. Учимся отгадывать логогрифы
Логогриф – это загадка, в которой задуманное
слово получает различное значение от
выбрасывания или прибавления слогов или букв.
1. Я ядовитая змея,
Ты от меня погибнуть можешь.
Но если вставишь у в меня,
То пистолет в меня положишь.
2. Я – смерч и разрушенье сею,
Несу я гибель в дни войны.
Но о прибавь – и я повею
Покоем мирной тишины.
3. Известное я блюдо.
Когда ж прибавишь м,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
4. Прибавив к морскому животному одну букву,
мы превратим его в насекомое.
5. Отними у насекомого одну букву – появится
рыба.
6. Им покрыть бы крышу мог
Тот, кто дом иль дачу строит.
А впишите в центр предлог –
Будет дерево с листвою.
III. Найди слова, состоящие из тех же букв.
Занятие 14
1. Запиши словом числительное 2 со следующими
словами:
вишня, друзья, министр, овца, сани, брюки,
щипцы, девочка
2. К данным прилагательным подбери
существительные с шипящими на конце и запиши
словосочетания.
серебряная ... , черная ... _ , острый ... ... ,
замечательный ... , непромокаемый ... , утренняя
... .
3. Замени одним словом фразеологизмы.
втирать очки –
мозолить глаза –
клевать носом –
после дождичка в четверг –
4. Соедини слова правого и левого столбиков
так, чтобы получить новые.
сено
банк
стол
зал
свет
яр
воз
газ
гриб
хор
бор |
овод
рот
ежи
глас
ода
вал
очки
елка
марка
он
яр |
5. Составь предложения со следующими
выражениями.
глаза сияющие, глаза потухшие, уши чуткие,
уши ослиные, душа добрая, улыбка натянутая,
улыбка чарующая
6. Образуй множественное число следующих
существительных и поставь ударение.
килограмм, директор, трактор, аэропорт, торт,
бант, инженер, шарф
7. Найди однокоренные слова, выпиши их и
выдели корень.
Дождик льет – кругом вода,
Мокнут столб и провода.
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегучих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод,
На земле – водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
8. Выпиши слова, в которых только твердые
согласные.
врач, живешь, любишь, пашешь, кладешь, жизнь,
ручка
9. От прилагательного зеленый образуй
имена существительные и глаголы.
Занятие 15
1. Раздели слова на группы.
осинка, оса, осиновый, осиное, ослик, ослиный,
подосиновик, осинник, осел
2. Подбери слова, близкие по значению.
старательный – ... ;
благородный – ... ;
вежливый – ... ;
беззаботный – ... .
3. Объясни следующие фразеологизмы.
задать головомойку –
аника-воин –
играть в бирюльки –
буря в стакане воды –
4. Что в этом тексте не так? Исправь его и
запиши правильно.
В старой деревне жили старые старики. Один из
них сконструировал конструкцию самолета,
а другой из стариков вырезал деревянные ложки
из деревяшек. И не было в той деревне ленивых
лентяев. Вся деревня была дружная. Вокруг деревни
росли липы, которые пахли запахом меда.
5. Вставь пропущенные буквы и прочти два
слова-синонима по часовой стрелке.
6. Впиши в скобки имя композитора так, чтобы
можно было прочесть слова из четырех букв.
У (...) КО
С (...) ИХ
К (...) ОТ
П (...) РА
Р (...) ЛЬ
У (...) ТА
7. Вставь недостающие глаголы и разбери их по
составу.
РЕМОНТ
Папа ... под потолок.
Папа ... молоток.
Мама, у стремянки стоя,
... ему обои.
Бабушка ... замазку
И еще в придачу краску.
... из кухни пес –
Папе кисточку ... .
Дед ... клей,
Я – десятка два гвоздей,
Люба ... мел ...
Папа с лестницы ... !
(Г. Дюк)
8. Найди слово, зашифрованное данной
анаграммой.
Имя доел
9. Выбери четыре из пяти пар букв и сложи их
так, чтобы получилось животное.
ил ок кр са од
Занятие 16
1. Вставь подходящие антонимы. На какие три
группы можно распределить эти антонимы?
Ты и убогая,
Ты и ... ,
Ты и могучая,
Ты и ... ,
Матушка-Русь!
(Н.А. Некрасов)
Мне грустно потому, что ... тебе.
(М.Ю. Лермонтов)
Ты богат, я очень ... ,
Ты прозаик, я ... ,
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ, и ... .
(А.С. Пушкин)
2. Как известно, слова, одинаковые по звучанию
и написанию, но совершенно разные по значению,
называются омонимами. Составь со следующими
словами предложения так, чтобы значения этих
слов не повторялись.
исходил, заставил, жаба, бак, бокс
3. Найди лишнее существительное. Объясни свой
выбор.
пузырь, родня, дочь, степь, инженер
4. Вставь буквы о или а.
р...стение, п...одр... стать, р...сточек, отр...сль,
нар...щение, Р...стислав
5. Поставь ударение.
тефтели, ворота, начать, позвонить, красивее,
жалюзи
6. Найди слово, образованное с помощью
приставки.
прелестный, подстаканник, запить, выбывание,
воспитание
7. Допиши слова:
8. Восстанови считалочку:
За морями, за ... ,
За ... лесами
На пригорке ...
На дверях висит замок.
Ты за ... иди
И замочек ... .
Занятие 17
1. Какие значения могут иметь следующие
слова? Составь словосочетания.
гладь, среда, повод, свет, ключ
2. В каком слове есть только твердые согласные
звуки?
сел, соль, сможешь, матч, кофе
3. Соедини пары.
торопиться
ободрать
жить
исчезнуть
надоесть
пристать
не видать
сказать
дрожать |
как ножом отрезать
как горькая редька
как в воду кануть
как банный лист
как липку
как на вулкане
как осиновый лист
как на пожар
как своих ушей |
4. Разбери предложения по частям речи.
Дежурный отметил опоздание троих учащихся.
Из-за холодных утренних рос хлеб рос
медленно.
5. Подбери не менее трех синонимов к каждому
слову.
отважный; холодный; дом; говорить;
6. Вспомни и запиши не менее трех пословиц, в
которых сравниваются лень и труд.
7. Найди новые слова, заменив буквы в среднем
столбце. Правильно подобранные буквы составят
фразу о русском языке.
к |
о |
т |
е |
л |
л |
и |
л |
и |
я |
п |
л |
е |
м |
я |
б |
а |
л |
к |
а |
|
|
, |
|
|
|
|
м |
е |
x |
б |
р |
о |
ш |
ь |
л |
е |
п |
т |
а |
с |
л |
а |
в |
а |
|
|
, |
|
|
б |
у |
д |
к |
а |
|
л |
а |
к |
|
з |
а |
д |
о |
р |
|
м |
о |
р |
|
|
|
|
|
|
б |
у |
л |
к |
а |
|
т |
а |
з |
|
л |
е |
и |
к |
а |
|
о |
д |
а |
|
б |
е |
т |
о |
н |
|
к |
о |
т |
|
в |
о |
л |
н |
а |
|
|
|
|
|
г |
р |
у |
д |
а |
к |
а |
б |
а |
н |
|
б |
у |
к |
|
н |
а |
в |
а |
л |
|
|
! |
|
|
8. Разбери слова по составу.
огурчик, перчик, мальчик, летчик
9. Подбери как можно больше прилагательных к
следующим словам:
улица, дорога, вода.
Занятие 18
1. Составь предложения со следующими словами
в прямом и переносном значении.
плакала, бежит, золотая, тьма
2. Подчеркни в стихотворении И.А. Бунина
слова, которые имеют переносное значение.
После половодья
Прошли дожди, апрель теплеет.
Всю ночь – туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далеких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зеленый,
И в серебре лесных озер
Еще стройней его колонны,
Еще свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!
3. Замени иностранные слова русскими
синонимами.
финиш, досье, алфавит.
4. Допиши следующие крылатые выражения,
объясни их одним словом.
Белая ________________ . ( )
Гадкий ________________ . ( )
Глухая ________________ . ( )
Гол как ________________ . ( )
Желторотый _______________ . ( )
Заблудшая ________________ . ( )
И на коня ________________ . ( )
Из мухи ________________ . ( )
Подковать ________________ . ( )
Свинью ________________ . ( )
5. Поставь ударение.
шарфы, перчить, торты, договор,
баловать, сорит
6. Подчеркни слово, в котором нет приставки.
надумать, надрывать, намерение,
надоумить, надломить
7. Подчеркни однокоренные слова.
Умные совята
Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ. (И. Котляр)
8. Найди четвертое лишнее слово.
горошинка, соломинка, изюминка,
снежинка
подстаканник, подснежник, подлокотник,
подорожник
9. Найди слова.
и с к + р =
и с к + а р =
и с к + а р + т =
и с к + а р + и т =
ОТВЕТЫ
Занятие 1
1. Космос. 2. Владимир. 3. Снег.
4. Миссисипи. 5. Лук – от семи недуг. 6. Аппликация.
7. Робкий – смелый. 8. Ураган – тайфун. 9. Свора.
Занятие 2
1. Бедокур. 2. Пар. 3. Рука. 4. Земляника, яблоко,
арбуз. 5. РАМАСА (Сатурн, Венера, Плутон, Уран). 6.
Счастье, фортуна. 7. Гашение, тушение. 8. Горшечник.
9. Мензурки. 10. Семеро одного не ждут.
Занятие 3
1. 18 ошибок. ([щ’асл’ивый’], [шорска],
[благадар’ит’], [ас’эн’ий’], [б’ижаласный’],
[аб’ижыр’иный’]).
2. Положила каши.
3. Гадкий, серая, красная, дикие.
4. Гол – лог.
5. Атака, арена, афиша, астра, алыча, акула,
актриса, антоновка, абракадабра.
6. Звон, орех, лук, голос, сок.
7. Ящик.
8. Лыжи.
9. Один из вариантов: Шла веселая Саша по
укатанному шоссе и сосала черствую сушку.
Занятие 4
1. Низкий, прохладный, молодой.
2. Докуме'нт, алфави'т, звони'т, повтори'м,
кварта'л, щаве'ль, фарфо'р, танцо'вщица, реме'нь,
водопрово'д, краси'вее, кладова'я, догово'р, ту'фля,
крапи'ва.
3. Ясные, светящиеся, хитрые; оттопыренные,
навостренные, всеслышащие; большая, добрая,
чистая; насмешливая, ироническая, открытая,
красивая.
4. Забыть, баловаться, растеряться,
разоблачить.
5. ...не сплетешь, ...к мудрости ступенька,
...небо коптить, ...большого безделья.
6. Огурец, сок, долг, упрямство, сад, орех, сад,
горе, телевизор, животное.
7. Шумная (река, компания, атмосфера);
горячее (молоко, какао, солнце);
поздний (вечер, звонок, час);
хорошее (настроение, изделие, изобретение);
радостная (улыбка, девочка, встреча);
молодой (человек, олень, сад).
8. ванна ссора
терраса беззаботный
сумма ввести
жужжит оттенок
9. На спину, вверх лицом.
Занятие 5
1. Большой, горячий, болезненная, красивый,
австралийский, любимая, новый, вкусное.
2. Без труда не вынешь и рыбы из пруда.
3. Громадный, смышленый, жалить.
4. Шепот, шофер, адрес, жесткий (черствый), шорох.
5. 7 мест, носков, солдат, простыней, оладий,
полотенец, сапог.
6. Кто составил больше слов, получает больше
баллов.
7. Муха: Из мухи слона делать и т.д.
8. Приставка при-.
9. Елизавета.
10. В древнегреческой мифологии водяная лилия
считалась символом красоты и красноречия. В
средневековый период верили, что семь лилий на
щите или знамени делают рыцаря непобедимым. По
легенде североамериканских индейцев, кувшинка
появилась из упавших в черную воду искр полярной
звезды.
Занятие 6
1. Горемычной, своей, приказывал, в
чужедальнюю, поручал, поклон, Максима, поводья,
свистнул, полетел.
2. нар. гл. п. мест. сущ. сущ.
Вскоре забелели перед ним стены монастыря.
3. Ничего нет;
очень дорого;
очень много;
попасть впросак;
очень добрый;
очень дорогой.
4. Тучка, тучи.
5. в) cantare и salvi.
6. Победительница, победа.
7. Мусоропровод.
8. Безработный.
Занятие 7
1. Поведение – сущ., солдат – сущ.,
нога – сущ., ледяной – прил.
2. Один из вариантов:
Этого мальчика зовут Петя. Он третьеклассник
одной из школ города Москвы. Петя не любит
учиться. Почему? Потому что он лентяй и ненавидит
математику. Чтобы хорошо учиться, надо много
трудиться. Ваш умный совет сможет ему помочь. Что
вы посоветуете ему?
3. лен толь лей
щель рай прок
шей порок шип
4. Черствый, тихий, старые, грязная, старая
(вчерашняя).
5. Бармен – буфетчик;
ковбой – пастух;
банкир – ростовщик;
дирижер – капельмейстер;
дантист – стоматолог;
архитектор – зодчий;
знахарь – врач;
гид – экскурсовод;
егерь – охотник (лесник).
6. Спрут – прут.
7. письмецо – весточка.
8. про.
9. Абракадабра, ерунда.
Занятие 8
1. Обоих – обеих, зажгется – зажжется.
2. Ворота, санки, бигуди, жалюзи, каникулы, такси.
3. Непогода – ненастье.
4. За двумя зайцами погонишься – ни одного не
поймаешь.
5. Топор – ропот.
6. Папа купил несколько килограммов
картофеля, апельсинов, яблок, фасоли.
С высоты птичьего полета хорошо видны глубокое
синее озеро, изумрудная трава, пестрые цветы.
7. Ум – хорошо, а два лучше. Нашла коса на
камень. Трус своей тени боится. Лучшее – враг
хорошего.
8. Картина.
9. Ограда.
Занятие 9
1. Лети, лети, лепесток.
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
2. Желторотый птенец.
На Бога надейся, а сам не плошай.
Сесть в галошу.
Крокодиловы слезы.
Вокруг пальца обвести.
3. неаккуратный послушный
скорый пахнущий
нежный старый
умный ужасный
лохматый клейкий
ледяной мокрый
свирепый
4. Нога, нота, рота, роза.
5. Отмерять, отвар, отруби, оттенок.
6. Ограда.
7. шумомер, шагомер, шарнир, шахтер, шифер, шатер,
шифр, шнур, шар; ярмарка, ящерица, яичница, Ямайка,
ягода, ябеда, яшма, Яуза, ямка, яма.
8. Панцирь, цыплят, циферблат.
9. Хвостик – -ик = хвост; рыба + -к
= рыбак;
стол + -овая = столовая; лесник – -ник
= лес.
Занятие 10
1. Рукавички, санки, лыжи.
2. Праздник, карнавал.
3. Творческое задание. Один из вариантов:
Ведро от радости сияло,
На всех глядело свысока:
Оно сегодня шляпой стало
На голове снеговика!
4. Ничего (пустая коробка).
5. Серпантин, огни, звезда, мишура, настроение,
открытка, маска.
6. Творческое задание (оцениваются красота,
рифма, смысл).
7. Конфетти – разноцветные бумажные
кружочки для посыпания собравшихся на
праздничный вечер, бал, маскарад.
Мишура – блестящие нити для украшения елки и
показной блеск без внутреннего содержания (о
человеке).
Серпантин – бумажная скрученная лента и
извилистая дорога в горах.
Бал – танцевальный вечер, на котором
обязательны костюмы.
8. Творческая работа.
Занятие 11
1. Боец, вдвоем, змея, каюта, тает, уехать,
паять, споем, рояль, струя, поют, стоять.
2. [паслат’] [пр’им’ир’ат] [кур’ица]
[пас’ид’эла]
3. Алфави'т, сре'дства, положи'л, краси'вее, то'рты,
докуме'нт, киломе'тр, хозя'ева, ба'нты.
4. Шум, много народу – места мало; место, где
продают птиц.
5. В существительные.
6. а) Домашний, домашнее задание; б)
домовой, домовые; в) счастливец, счастливцы, у
счастливцев; г) к счастью, без счастья.
7. Крот – грот.
8. Эрмитаж.
9. Не получается; идти напролом, на верную
гибель; быть искусным мастером, проявить
необыкновенную выдумку.
Занятие 12
1. 9 раз.
2. Смерть.
3. Голоден, как собака. Увертлив, как уж. Хитер,
как лиса. Надут, как индюк. Труслив, как заяц. Нем,
как рыба. Болтлив, как сорока. Здоров, как бык.
Грязен, как свинья. Упрям, как осел.
4. Ильинична.
5. пар, пук, лей; шип, карп, люк; шум, крот, лен.
6. Фиолетовый.
8. Сукно, фасоль.
9. Сторона, история, пустота, простор, монисто,
свисток, пистоны, остолоп, столица.
Занятие 13
I. 1. (Нева, рак, сова) – Некрасов.
2. (Кино, перо, кок) – Коперник.
3. (Воск, чай, кий) – Чайковский.
4. (Сор, нос, рог) – носорог.
II. 1. Спрут – прут.
2. Кобра – кобура.
3. Пушка – опушка.
4. Уха – муха.
5. Омар – комар.
6. Клещ – лещ.
7. Толь – тополь.
III. казна совет отпор
казан отвес топор
наказ отсев ропот
уклон отвар тесак
колун товар секта
клоун рвота аскет
Занятие 14
1. Две вишни, двое друзей, два министра, две
овцы, двое саней, двое брюк, двое щипцов, две
девочки.
2. Один из вариантов: серебряная брошь, черная
тушь, острый меч, замечательный врач,
непромокаемый плащ, утренняя тишь.
3. Обманывать, надоедать, дремать, никогда.
4. Сеновал, банкрот, столяр, залежи, светелка,
ярмарка, возглас, газон, грибочки, хоровод,
борода.
5. Творческая работа.
6. Килограммы, директора, тракторы, аэропорты,
торты, банты, инженеры, шарфы.
7. Вода, водоотвод, водоворот.
Хоровод, водят, небосвод, водоотвод, подвода,
провода, завод.
Водоворот, ворота.
8. Пашешь.
9. Зелень, зеленка, зеленушки... позеленеть,
зазеленели...
Занятие 15
1. Осинка, осиновый, подосиновик, осинник;
оса, осиное;
ослик, ослиный, осел.
2. Аккуратный, трудолюбивый; добрый,
образованный; воспитанный, культурный; ленивый,
легкомысленный.
3. Наказать, задира, заниматься пустяками,
преувеличивать.
4. Один из вариантов:
В старой деревне жили только старики. Один из
них сконструировал самолет, а другой вырезал
ложки из деревяшек. И не было в той деревне
лентяев. Все в деревне были дружными. Вокруг
деревни росли липы, пахнущие медом.
5. Твердыня, крепость.
6. Штраус.
7. Влез, взял, подает, несет, выбежал, принес,
несет, тащит, слетел.
8. Мелодия.
9. Крокодил.
Занятие 16
1. Обильная, бессильная, весело, беден, поэт,
бледен.
Три группы – выразительность, сопоставление,
противопоставление.
2. Исходил (пешком), исходил (шум);
заставил (кого-то), заставил (что-то); жаба (живое
существо), жаба (болезнь), жаба (жадность);
бак (для жидкости), бак (носовая часть
верхней палубы); бокс (стрижка), бокс (помещение
в лечебных учреждениях), бокс (вид спорта).
3. Родня (не имеет формы мн. ч.).
4. Растение, подрастать, росточек,
отрасль, наращение, Ростислав.
5. Те'фтели, воро'та, на'чать, позвони'ть, краси'вее,
жалюзи'.
6. Запить.
7. Один из вариантов: узелок, бузина, блузка,
кляуза, камбуз.
8. Горами, дремучими, теремок, ключиком, отомкни.
Занятие 17
1. Гладь (вышивка или водная), среда (день
или окружение), повод (причина или ремень,
уздечка), свет (электричество или общество),
ключ (родник или предмет, открывающий замок, или
способ понять тайну).
2. Сможешь.
3. Торопиться как на пожар. Ободрать как
липку. Жить как на вулкане. Исчезнуть как в воду
канув. Надоесть как горькая редька. Пристать как
банный лист. Не видать как своих ушей. Сказать,
как ножом отрезать. Дрожать как осиновый лист.
4. Сущ., глаг., сущ., числит., сущ.; предлог,
прилаг., прилаг., сущ., сущ., глаг., нар.
5. Смелый, бесстрашный, героический; ледяной,
морозный, студеный; изба, хата, жилище;
беседовать, рассказывать, болтать.
6. Труд кормит, а лень портит. Где много слов, там
мало дела. Кто косить, а мы – сена просить.
7. Знай, цени, люби русский язык.
8. Огурчик, перчик, мальчик, летчик.
9. Улица – новая, длинная, зеленая...
Дорога – широкая, проселочная,
асфальтированная...
Вода – родниковая, речная, морская,
водопроводная...
Занятие 18
1. Плакала девочка (ива).
Бежит юноша (ручей).
Золотая цепь (руки, осень).
Тьма (темнота, много).
2. Прошли, млеет, дремлет.
3. Конец, дело, азбука.
4. Белая ворона (выскочка, выделяющийся).
Гадкий утенок (некрасивый).
Глухая тетеря (не слышит, рассеянный).
Гол как сокол (нищий, бедный).
Желторотый птенец (молодой, неопытный).
Заблудшая овца (не понимающий, потерявшийся).
И на коня сесть (победить).
Из мухи слона (преувеличивать).
Подковать блоху (сделать тонкую работу).
Свинью подложить (подвести).
5. ша'рфы, пе'рчить, то'рты, догово'р, балова'ть,
сори'т.
6. Намерение.
7. Совята, совушки.
8. Снежинка, подорожник.
9. Риск, искра, стирка, старики (один из
вариантов).
Литература
Аникина В.П. «Живая вода»: Сборник русских
народных песен, сказок, пословиц, загадок. – М.:
Детская литература, 1987.
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского
языка. – М., 1974.
Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые
слова. – 2-е изд., доп. – М., 1960.
Граик Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.
Секреты орфографии. – М., 1994.
Ильина В.А. Игры, конкурсы, развлечения. –
Волгоград, 1999.
Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и
словами. – Ярославль, 2001.
Науменко Г.М., Новицкая М.Ю. «Раз, два,
три, четыре, пять, мы идем с тобой играть». – М., 1995.
Начальная школа – 1999. – № 1–12.
Разумовская О.К. Игры со словами в школе и
дома. – М., 2002.
Русский медвежонок – 2002: Задачи, решения,
информации, статистика. – Киров, 2003.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь. – М., 1989.
|