Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Т.В.ИГНАТЬЕВА
www.examen.biz

Проверьте знания!..

Пособия, «Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку» для 1, 2, 3, 4, классов, выпущенные издательством «Экзамен», представляют собой комплекты, разработанные для учителей начальных классов, руководителей методических объединений, методистов округов, администрации регионов России. Их содержание предназначено для проверки знаний, умений и навыков учащихся начальной школы по русскому языку.

Пособия издаются для каждого класса отдельной книгой и включают в себя разнообразные виды диктантов (словарные, выборочные, зрительные, предупредительные, объяснительные, творческие, свободные диктанты и т.д.), которые предназначены как для текущего, так и для рубежного контроля.

В выпущенные издательством «Экзамен» пособия, включены работы творческого характера, работы для контрольного списывания, обучающие изложения и сочинения.

Задания охватывают учебный материал по всем центральным темам программы русского языка.

Каждый учитель знает, что разнообразные виды диктантов следует проводить в определенной последовательности. До контрольного диктанта рекомендуется провести предупредительный или объяснительный. Позднее проводятся выборочные или зрительные диктанты. Затем рекомендуется использовать свободные или творческие. В результате проведения вышеперечисленных работ у детей создается прочное усвоение изучаемого материала, усваиваются практические навыки грамотного письма, развивается орфографическая зоркость, дети учатся выделять и видеть в тексте новую орфограмму. Таким образом, к проведению контрольного диктанта дети подходят уверенными, подготовленными и спокойными.

Следует особо остановиться на таком задании, как контрольное списывание. Учителя подчас недооценивают этот вид работы. А именно, работы такого плана развивают орфографическую зоркость детей, приучают их видеть орфограммы («опасные» места). В процессе такой работы учащиеся осваивают прием комментированного письма, алгоритм выполнения контрольной работы. Дети учатся проверять свои знания, выбирать необходимое правило и проговаривать его про себя, а также спокойно, надежно и самостоятельно выполнять контроль своей работы.

Не осталась в стороне и работа со словарными словами. Словарные слова искусно введены в структуру текстов, используются в отдельных предложениях. Начиная с начальной школы дети на уроках русского языка учатся работать со словарем или словарями, приобретают информационно – коммуникативные умения и навыки.

Надо отметить, что все виды контрольных работ лежат в основе пособий от 1-го до 4-го классов. Это в значительной мере позволяет повысить самостоятельность, активность, работоспособность детей младшего школьного возраста. Именно в начальной школе ребенок учится выполнять самые разнообразные виды работ и заданий, постигает логику и алгоритм выполнения того или иного задания, что очень важно для обучения в основной школе. Структура пособий выпущенных издательством «Экзамен», близка и понятна каждому учителю, дает возможность самостоятельно выбирать то или иное задание для проведения контроля знаний, умений и навыков учащихся, учитывая состав обучающихся в классе и уровень их подготовленности.

Рассмотрим, например, последовательность изучения в начальной школе учебного материала с орфограммой на безударную гласную. Каждый учитель знает, что данный материал изучается на всем протяжении обучения малышей в начальной школе. В любой учебной работе присутствует данная орфограмма, и именно она, для многих детей, является серьезным препятствием для качественного выполнения любой самостоятельной, проверочной или контрольной работы.

Итак, тема «Безударные гласные». Она изучается, закрепляется, повторяется в пяти последовательных этапах обучения.

Начиная с первого класса изучаются темы: ударение, обозначение гласных в ударных и безударных слогах (моря – море, трава – травы).

Далее, во втором классе изучаются темы: «Корень слова», «Безударные гласные в корне слова» (цветок – цвет, родился - род).

На третьем этапе изучается тема «Состав слова».

Четвертый этап знакомит детей с темами «Безударные гласные непроверяемые ударением».

Пятый этап знакомит детей с приставочными глаголами (накормил, пригорюнился, побежал).

При внимательном рассмотрении пособий, которые в настоящее время в изобилии заполнили полки книжных магазинов, становится очевидным, что объем, структура, лексический и структурный подбор слов порой не соответствует ни возрастным особенностям младшего школьника, ни его практическим знаниям и навыкам. Количество орфограмм в диктантах превышает все допустимые нормы. От этого происходит и перегрузка учащихся ненужной информацией и стрессовые ситуации у детей.

Поэтому авторы данного пособия постарались избежать заданий, превышающих допустимый объем текстов и четко определили количество орфограмм, изучаемых в данной теме русского языка. Определенная часть диктантов предполагает классический текст, так как авторы убеждены, что детям необходимо видеть, наблюдать, как «слово живет в тексте». Это принципиальная позиция авторов и эта идея умело доводится до обучающихся.

В пособиях, разработанных издательством «Экзамен», значительное место отведено развитию познавательных способностей детей, умению работать с текстом: составлять текст в определенной последовательности, делить его на части, озаглавливать их, составлять план.

Надо отметить, что работы творческого характера предлагаются также не в отрыве от изучаемой темы, а именно к изучаемому разделу, что выигрышно дополняет и обогащает учебный материал, позволяет проверить знания учащихся по развитию речи.

Особо следует отметить строгий отбор авторами текстов для детей. Они высоко художественны: многие из них основываются на произведениях классиков русской современной литературы. Тексты отнюдь не безликие. В них чувствуется присутствие человека. Рассказ идет от первого лица «я», «мы», от второго лица, т.е. людей, с которыми происходят эти события.

В 3–4-х классах особое внимание обращено на такие виды работ, как описание, рассуждение, что крайне важно для речевого развития детей, обогащения их лексического запаса, познавательных и творческих способностей. Все тексты доступны по содержанию, интересны и красочны по языку, посильны по наличию изучаемых орфограмм, по структуре и объему.

Все контрольные тексты дают возможность учителю сделать выбор работы по сложности, по наличию орфограмм, по структуре текста, по направленности заданий и др. На каждую тему русского языка составлены пять-шесть вариативных текстов. Главным достоинством данных пособий является то, что все упражнения и тексты посильны по объему и полностью исключают перегрузку малышей.

Следует отметить, что контрольные тексты не только проверяют знания, умения и навыки, но и открывают окно в окружающий детей мир. Это тексты о Родине, о маме, о природе, о друзьях, о животных, т.е. близкой детям тематике. Детям интересно и спокойно даже в ситуации контроля их знаний.

Не секрет, что при проведении контрольных работ ребенок особенно волнуется и переживает. Данные материалы помогут детям избежать неприятные стрессовые ситуации, а учителю авторы предоставляют добротный, проверенный на практике контрольный блок материалов.