Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Проектирование урока математики

Учителя начальных классов прислали в редакцию газеты «Начальная школа» конспекты уроков математики по учебно-методическому комплекту Л.Г.Петерсон.
Предлагаем вам подборку уроков с 1-го по 4-й классы. Это и уроки изучения нового материала, и уроки закрепления знаний.
Каждый конспект имеет свою изюминку. Одни уроки проводятся полностью в игровой форме, другие – с элементами игры, на уроках встречаются сказочные герои, герои известных детских произведений. Есть уроки, постоенные с использованием краеведческого материала и материала, расширяющего кругозор.
Объединяет все отобранные кронспекты высокая эффективность обучения.
Благодарим учителей, которые поделились своими находками в построении уроков, и приглашаем всех желающих к сотрудничеству.

1-й класс

1 урок

Тема. «Число и цифра 8».

Цели. Учить различать и называть цифру 8; закреплять состав чисел 7 и 8; формировать вычислительные навыки в пределах 8; повторять последовательность чисел в пределах 10; развивать мыслительные операции сравнения, анализа, классификации; воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование. Учебник «Математика. 1 класс» (часть 2) (авт. Л.Г. Петерсон); веер цифр у каждого ученика, демонстрационные шарики (с числами с одной стороны и выражениями – с другой); образец написания цифры 8; демонстрационный домик для записи состава числа 8; конверты с нарисованными шариками (с одной стороны – красные, с другой – зеленые); два шара, выражающие настроение; рисунки с изображениями Пятачка, Мудрой Совы; таблички с текстами о цифре 8.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

Ребята! Вы готовы помочь друг другу в преодолении трудностей, в изучении нового материала? Тогда улыбнитесь друг другу. Садитесь и проверьте, все ли у вас готово к уроку.

А теперь проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Актуализация опорных знаний

У. Скажите, кто и в какой сказке своим подарком на день рождения развеселил грустного именинника?

Дети. В сказке Бориса Заходера «Винни-Пух и все-все-все» Пятачок принес ослику Иа-Иа на день рождения шарик и очень его этим обрадовал.

У. Сегодня к нам на урок пришли герои этой замечательной сказки с различными заданиями, чтобы посмотреть, как вы учитесь, думаете, рассуждаете.

На доске – изображение Пятачка и шаров с числами.

– Попробуйте ответить на мой вопрос в рифму: Кто же перед нами?

Д. Пятачок с шарами.

У. Что изображено на шарах?

Д. Числа.

– Числовой ряд.

– Ряд натуральных чисел.

У. Сколько шариков на доске?

Д. 10 шариков.

У. Давайте их хором посчитаем.

Дети считают.

– Рассмотрите внимательно ряд чисел. Что вы заметили?

Д. Число 7 стоит не на своем месте. Числа 5 и 7 нужно поменять местами.

У. Расскажите все, что вы знаете о числе 7.

Д. Число 7 стоит за числом 6.

– Число 7 стоит между числами 6 и 8.

– Число 7 больше числа 6 на 1.

– 7 – это 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.

У. Пятачок записал на заблудившемся шарике выражение на сложение, равное 7. Угадайте, какое выражение записал Пятачок.

Ученики называют возможные варианты состава числа 7, а учитель записывает их на доске.

7

1 + 6

2 + 5

3 + 4

4 + 3

5 + 2

6 + 1

– Все ли случаи состава числа 7 вы назвали?

Д. Да.

У. Значит, один из этих вариантов записан на шарике у Пятачка. Посмотрим.

Учитель переворачивает шарик с числом 7, там записано 3 + 4.

– Кто угадал числовое выражение Пятачка? Кому сегодня повезло больше?

Подведем итог этой части урока. Какие знания вам понадобились, чтобы выполнить задания Пятачка?

Д. Счет, знание последовательности чисел, состав числа 7.

У. Зачем нужно знать состав числа?

Д. Чтобы уметь быстро решать примеры и задачи.

У. Молодцы! Пятачок очень доволен вашей дружной работой и правильными ответами. Вы хорошо потрудились, пора отдохнуть.

III. Физкультминутка

IV. Постановка проблемы урока

Учитель предлагает детям закрыть глаза, меняет шары местами и переворачивает их. На обратной стороне каждого шарика записано выражение.

У. Откройте глаза. Что изменилось?

Д. На шарах были написаны числа, а теперь – выражения.

У. Пятачок предлагает вам новое задание. Как вы думаете, каким оно будет?

Д. Найти значение выражения.

– Вычислить.

У. Поиграем в игру «Молчанка». Я показываю на шарик, а вы с помощью числового веера показываете значение выражения.

После ответов детей учитель переворачивает шарик и все проверяют свои ответы.

– Какие задания вызвали у вас трудности? Какие задания новые?

Д. 7 + 1 = 8; 8 – 6 = 2.

У. Какова тема урока?

Д. Число и цифра 8.

У. Какова цель урока?

Д. Познакомиться с числом и цифрой 8. Выучить состав числа 8.

V. Открытие нового знания

У. На доске изображена линейка. Какие цифры на ней пропущены? Покажите с помощью веера недостающие цифры.

Сначала класс с помощью веера показывает пропущенную цифру, а затем учитель вписывает ее.

– Покажите, каким числом заканчивается наш числовой ряд. Расскажите, как получить число 8.

Д. К 7 прибавить 1.

У. Покажите, как обозначается цифра 8. Где в окружающем мире можно увидеть цифру 8?

Д. Номер автобуса, номер квартиры, номер дома, на часах, на линейке.

У. Расскажите все, что вы знаете о числе 8.

Д. Число 8 стоит за числом 7, между числами 7 и 9.

У. На что похожа цифра 8? Что она вам напоминает?

Д. Цифра 8 похожа на снеговик, на очки, на два бублика, на крендель.

Ученики называют свои ассоциации, а учитель вывешивает таблицы со словами:

Цифра 8 так вкусна –
Из двух бубликов она.

У восьмерки два кольца –
Без начала и конца.

К этой цифре ты привык:
Эта цифра – снеговик.
Лишь зима сменяет осень,
Дети лепят цифру 8.
Только к цифре ты, дружок,
Третий не лепи снежок.

VI. Работа в прописях

На доске вывешивается образец написания цифры 8 и рисунок Мудрой Совы.

У. Мудрая Сова будет учить вас писать цифру 8. Посмотрите на образец ее написания. Назовите элементы, из которых она состоит.

Д. Из двух овалов.

У. Начинаю писать цифру немного ниже и правее середины верхней правой стороны клетки. Веду линию вправо верх, закругляю, касаясь правой стороны клетки. Веду справа налево, закругляю и веду к середине нижней стороны клетки. Далее линию закругляю, веду вверх к исходной точке.
Напишите цифру 8 в воздухе. Объясните последовательность написания цифры 8 и покажите указкой на образце.
Откройте учебник на странице 13, внизу – прописи цифры 8. Посмотрите внимательно на образец, обведите ручкой написанные цифры 8, а затем продолжите самостоятельно писать цифру 8, отступая одну клетку. Найдите самую красивую цифру и подчеркните ее.
В следующей строке найдите закономерность в написании цифр и продолжите ряд.
Откройте конверты. Перед вами шары. Разложите их в две группы по цвету. На какие группы вы разложили шарики? Вы мне предложите ответы, а я их запишу на доске.

На доске:

8

1

2

3

4

5

6

7

7

6

5

4

3

2

1

– Что вы назвали?

Д. Все случаи состава числа 8.

У. Сколько таких случаев получилось?

Д. 7 случаев.

У. Давайте прочитаем хором все случаи состава числа 8.

VII. Первичное закрепление знаний

У. Откройте учебники на странице 13, найдите задание 3.

– Что изображено на рисунке?

Д. Отрезки, разделенные на части.

У. Чему равно целое?

Д. Целое равно 8.

У. Чему равны части?

Д. Одна часть равна 7, другая 1.

У. Выполните первое задание с комментированием у доски.

Д. В первый пустой квадрат я впишу число 8, потому что 7 + 1 = 8. Потом поменяю слагаемые местами и получу 1 + 7 = 8. В третью строчку вписываю число 1, потому что 8 – 7 = 1. В четвертой строчке записываю: 8 – 1 = 7.

У. Выполняйте второе задание с комментированием с места.

Ученики по очереди комментируют свои записи.

VIII. Самостоятельная работа

У. Выполните третью часть задания 3 самостоятельно.

Дети выполняют задание.

– Проведите взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, поставьте знак «+»; если вы нашли ошибку – значит, знак «–». Обсудите в парах правильность выполнения задания.

Поднимите руки те, кто сделал все правильно. Поднимите руку те, кто ошибся. Прочитайте свои записи. Разберем допущенные ошибки.

IХ. Закрепление полученных знаний

У. Не все справились с самостоятельной работой. Мы поработали над ошибками. Давайте проверим, все ли вы запомнили.

Посмотрите на задание 4 на странице 13. Что нужно в нем сделать?

Д. Заполнить пустые клетки.

У. Сделайте это, а потом расскажите, как вы рассуждали.

Д. В первом задании нужно нарисовать пять кружков, потому что 8 – это 3 и 5. Во втором задании нужно вписать цифру 8, потому что 8 – это 4 и 4. В третьем задании нужно нарисовать два кружка, потому что 8 – это 6 и 2. В четвертом задании нужно вписать цифру 8, потому что 8 – это 5 и 3.

У. Что вы повторили, выполняя это задание?

Д. Состав числа 8.

У. А теперь проверим, кто самый внимательный и смекалистый. Посмотрите на задание 5. Что нужно сделать?

Д. Выбрать фигуру и вписать ее номер рядом с вопросом.

Выбери нужную фигуру из четырех пронумерованных:

У. Какой номер фигуры вы запишете? Объясните, как вы рассуждали.

Д. Зеленый прямоугольник есть в каждой строчке. Желтый полукруг есть в каждой строчке. Не хватает красного треугольника – значит, это фигура 1 или 3. Посчитаем ножки у фигур. В каждой строчке, кроме последней, у фигур две ножки, три ножки, нет четырех ножек – значит, это фигура 1.

Х. Итог урока

У. Наш урок подходит к концу. Что нового вы узнали? Какие задания вам понравились больше? Какие задания были для вас самыми трудными? В конверте у вас осталось два шарика, которые показывают свое настроение. Наклейте в тетрадь тот шарик, который выражает ваше настроение на уроке.

Поднимите руку, у кого веселое настроение. Объясните, почему у вас веселое настроение.

Д. У меня все получилось на уроке.

– Я правильно выполнил все задания.

– Я хорошо отвечал.

У. А у кого грустное настроение? Почему у вас грустное настроение?

Д. У меня не все получилось на уроке.

– Я не все задания смог выполнить правильно.

У. Не нужно грустить, если что-то не получилось. На следующем уроке вы будете успешнее. Я в это верю. Ваше хорошее настроение – залог успеха в любом деле! Я желаю вам хорошего настроения на следующем уроке. Урок окончен. Вы славно потрудились!

Татьяна КАЗАЧКОВА,
учитель гимназии № 1,
г. Мурманск

Урок 2

Тема. «Числа 1–8».

Цели. Закреплять счет в пределах 20, состав числа 8, приемы вычисления в пределах 8; развивать внимательность; расширять кругозор детей за счет привлечения материала о значении воды в жизни человека и в природе; воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование. Учебник «Математика. 1 класс» (часть 2) (авт. Л.Г. Петерсон); рисунок с изображением капельки воды; Физическая карта мира, карта Башкортостана; карточки для самостоятельной работы с названиями рек и озер, со словом вода; магнитофон и аудиокассета с записью «Песенки об улыбке»; жетоны в виде капелек – поощрение за успех.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. На сегодняшнем уроке вы отправитесь в путешествие с Капелькой. За каждый правильный ответ вы получите вот такую капельку.

Учитель демонстрирует жетончики в виде капелек.

– Будьте внимательны на уроке! Тот, кто соберет наибольшее количество капелек, будет победителем.

Дети отвечают.

– Что такое капелька? Оказывается, это слово имеет несколько значений. Капля – это маленькая отдельная частица жидкости округлой формы; жидкое лекарство, принимаемое по счету таких частиц; очень маленькое количество вещества.
Чтобы узнать, в каком значении слово капля будет использоваться на уроке, вы должны отгадать загадки. Внимание, отгадываем загадки:

Чего в гору не вкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?

Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я. Кто я такая?

Дети. Вода.

У. Я вижу, вы готовы к путешествию. Мы отправляемся в путь с капелькой воды. Мы разобрались, что такое капелька.
А что такое вода? Слово вода тоже имеет несколько значений. Первое – это прозрачная бесцветная жидкость. Об остальных вы узнаете в ходе урока.

III. Интеллектуальная разминка

У. Считаем капельки воды:

  • Посчитайте от 1 до 20, от 20 до 1, от 14 до 19, от 17 до 9.

  • Назовите последующее число для числа 14; для числа 10.

  • Как получить последующее число?

  • На сколько последующее число больше предыдущего?

  • Назовите предыдущее число для числа 18; для числа 9.

  • На сколько предыдущее число меньше последующего?

  • Какое число стоит между числами 8 и 10? между числами 15 и 17?

  • Какое число в ряду чисел стоит справа от числа 14? слева от числа 17?

  • Назовите соседей числа 11; числа 19.

IV. Математический диктант

У. В рабочих тетрадях запишите числа, выполнив задания.

  • Запишите число, из которого нужно вычесть 5, чтобы получилось 3.

  • Запишите число, которое показывает, на сколько 8 больше 7.

  • Запишите сумму чисел 3 и 2.

  • Запишите разность, если известно, что уменьшаемое 8, вычитаемое 1.

  • Запишите число, которое нужно прибавить к 1, чтобы получилось 5.

  • Запишите число, которое нужно вычесть из 8, чтобы получилось 6.

– Обменяйтесь листочками и проверьте правильность ответов. Напротив правильного ответа поставьте простым карандашом знак «+», а напротив неправильного – знак «–».
Проверьте ответы: 8, 1, 5, 7, 4, 2.
Если у вас все сделано правильно, поднимите руки – я вам дам по капельке.
Расположите ответы в порядке возрастания.
Найдите закономерность и продолжите ряд чисел: 1, 2, 4, 5, 7, 8, ...
Те, кто продолжил ряд числами 10, 11, 13, получают капельку.

V. Устная работа

У. В своей жизни мы часто используем воду. В каких случаях мы ее используем?

Д. Умываемся, пьем, стираем, моемся.

У. Сколько литров воды человек потребляет в сутки с питьем и пищей? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно найти ответ в предложенной цепочке.

На доске:

– В среднем в сутки человек потребляет 3 литра, или 12 стаканов, воды.

Учитель прикрепляет на доску Физическую карту мира.

– Посмотрите на карту. Какого цвета на ней больше?

Д. Синего цвета.

У. Что отмечено на карте синим цветом?

Д. Вода, водные пространства.

У. Вот второе значение слова вода: вода – водная поверхность.
Вода занимает большую часть нашей планеты. Это океаны, моря, реки, озера.
Поговорим о реках и озерах Башкирии. Какие реки протекают в нашем городе?

Д. Белая, Укшук, Мата.

У. Я назову, а вы сосчитайте количество больших рек в Башкирии: Белая, Агидель, Уфимка, Каридель, Черная, Дема, Сакмара, Ай.

Д. 8 рек.

У. В нашей республике много озер. Вот самые крупные: Асылыкуль, Кандрыкуль, Яктыкуль. Сколько озер я назвала?

Д. 3 озера.

У. Назовите разные составы числа 8.

Д. 1 и 7, 2 и 6, 3 и 5, 4 и 4.

У. Решите задачу в стихах:

Восемь храбрых малышей
Переходят вброд ручей.
Один отстал: «Домой хочу!»
Сколько их пришло к ручью?

Проверим, какие вы внимательные. Сколько малышей переходило ручей? Сколько малышей отстало? Как найти, сколько малышей пришло к ручью?
Запишите решение: 8 – 1 = 7 (м) – в рабочую тетрадь.

VI. Физкультминутка

Звучит «Песенка об улыбке».

У. Вы решили задачу про малышей, которые шли к ручью. Ручей – это небольшой водный поток. А сейчас под песню, в которой тоже поется про ручей, мы проведем физкультминутку.
С голубого ручейка начинается река, а дружба начинается с улыбки. Давайте улыбнемся друг другу – ведь мы уже друзья.

VII. Работа по учебнику

У. Откройте учебники на странице 16. Посмотрите рисунки в задании 1.

– Какое выражение записано под первым рисунком? Как оно составлено? Какое выражение вы запишете под вторым рисунком?

Дети отвечают.

– Что вы нарисуете на третьем рисунке?

Д. 6 кружков и 2 квадрата, 6 треугольников и 2 прямоугольника.

У. Что вы запишете под четвертым рисунком?
Сравните выражения под рисунками. Что общего во всех выражениях?

Д. Показан состав числа 8.

У. Какое выражение лишнее?

Д. 4 + 4 = 8: в нем одинаковые слагаемые.

У. Перейдите к заданию 3.

Дети соотносят выражения и изображения.

VIII. Самостоятельная работа

У. Выполните задание в рабочей тетради.

На доске:

– Проверим правильность выполнения самостоятельной работы. Расшифруйте предложение.

Д. Береги воду.

У. Почему нужно беречь воду?

Д. Потому что без воды погибнет все живое.

IХ. Итог урока

У. На уроке мы говорили о воде. Мы еще не сказали, что она лечит. В Башкирии есть лечебные минеральные источники. Минеральная вода – вода с лечебными свойствами. Какую минеральную воду вы пили?
Посчитайте, сколько я назову минеральных источников Башкирии: Кургазак, Яктыкуль, Кандрыкуль, Сибайский колодец, Ассинский, Красноусольский, Ишимбайский, Бирский.

Д. 8 минеральных источников.

У. О каком числе шла речь на уроке?

Д. О числе 8.

У. Посчитайте, сколько у вас скопилось капелек. Кто у нас на уроке был самым активным?
Вот с такой капельки начинается ручеек. А с маленького успеха начинается большой успех в освоении математики.

Елена ПЕРВУХИНА,
учитель начальных классов
гимназии № 17,
г. Белорецк

Урок 3

Урок, конспект, можно назвать уроком – практической работой. Ученики сравнивают цветные полоски на глаз, с помощью условной полоски и линейки, сравнивают предметы на глаз, взвешивают на руках и с помощью весов.

Тема. «Масса».

Цели. Ввести в активный словарь ребенка такие слова, как масса, единица массы; рассмотреть различные виды весов; закрепить знания учеников о величинах и их измерении с помощью условных мерок и эталонов; учить сравнивать предметы по длине и массе с помощью измерительных приборов; развивать барическое чувство – сравнивать массу предметов с помощью собственных рук; формировать приемы сравнения предметов по разным признакам; развивать познавательный интерес и творческие способности.

Оборудование. Учебник «Математика. 1 класс» (часть 3) (авт. Петерсон Л.Г.); на каждой парте – по две полоски бумаги: одна – синего цвета длиной 9 см, а другая – красного цвета длиной 6 см – и условная мерка длиной 3 см, две демонстрационные полоски тех же цветов и условная мерка; демонстрационные чашечные аптечные весы; рисунки с изображениями разных видов весов; предметы для взвешивания; жетоны.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проводится практическая работа с цветными полосками. Один ученик работает у доски, остальные – индивидуально на местах.

Учитель. Чем различаются две полоски бумаги?

Дети. Цветом – одна синяя, другая красная.

– Размером – одна длиннее, а другая короче.

У. Какую величину вы изучали на прошлом уроке?

Д. Длину.

У. Докажите, что длина является величиной.

Д. Длину можно измерить и сравнить.

У. Сравните синюю и красную полоски по длине на глаз и скажите, какая полоска длиннее. Можете ли вы ответить, на сколько одна полоска длиннее другой? А показать? Запишите результат сравнения.

Дети записывают: с > к.

Ученики накладывают одну полоску на другую и показывают, на сколько одна полоска выступает.

– Измерьте полоски с помощью мерки, которой будет желтая полоска. Запишите в рабочей тетради результаты измерения.

Дети записывают: с = 3ж, к = 2ж.

– Измерьте длины синей и красной полосок с помощью линейки. Результат запишите в тетрадь.

Дети записывают: с = 9 см, к = 6 см.

– Какой единицей измерения длины вы воспользовались?

Д. Сантиметром.

У. Вы молодцы – правильно ответили на все вопросы.

III. Выведение темы урока

Учитель надевает шляпу.

У. А я ведь от волшебника
Пришла к вам в первый раз!
И очень мне понравился
Ваш, ребята, класс!

Теперь я поняла, почему волшебник послал меня к вам. Только вы сможете помочь мне открыть новые знания.
Мудрый и строгий волшебник дал мне сегодня двух матрешек. Задание состоит в том, чтобы найти в них различия.
А я смотрю на них, и мне кажется, что они одинаковые.

Учитель показывает детям две внешне одинаковые матрешки. Они различаются только массой, но визуально дети не могут это определить. Проблема разрешается только тогда, когда дети берут матрешек в руки и замечают, что одна из них легче.

– Оказывается, есть такие свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить их, надо взять предметы в руки.
А как же называется это свойство предметов?

На доске записывается слово масса.

– Когда вы говорили, что одна матрешка легче, а другая тяжелее, то имели в виду свойство предметов, которое называется массой.
Так какому свойству предметов посвящается этот урок?

Д. Массе.

IV. Знакомство с прибором для измерения массы

У. Сравните учебник и тетрадь по массе, взяв их в руки.
Сравните по массе металлический и деревянный шарики; вот эту большую кучу ваты и ножницы; пакет риса и пакет гречки.
Сравнивая на глаз предметы по массе, вы приходите к разным результатам: одним кажется, что большая куча ваты тяжелее ножниц, что пакет манки легче пакета риса, а другим – наоборот. Как проверить, кто же прав?
Какие приборы помогают людям сравнивать предметы по массе?

Д. Весы.

Учитель демонстрирует чашечные весы и вводит понятие равновесие весов.

– Какие весы вы знаете? Для взвешивания каких предметов они используются?

Ученики называют разные виды весов, а учитель показывает их на рисунках.

Д. Весы для новорожденных детей, аптечные весы, медицинские весы, магазинные весы, бытовые весы, грузовые...

У. Поработаем с аптечными весами. Мы будем ставить на них разные предметы и сравнивать между собой. Вот весы уравновесились – значит, массы предметов равны. Вот случай, когда левая чаша весов опустилась, – значит, масса предмета на левой чаше больше, а на правой меньше.
Поработаем с бытовыми весами.
На одну чашку весов ставим пакет риса, на другую – пакет гречки.

Дети видят, что весы находятся в равновесии.

– Когда весы находятся в равновесии, то говорят, что массы предметов равны, то есть масса пакета риса равна массе пакета гречки.

На доске появляется запись: р = г.

– Когда одна чаша весов находится ниже другой, она тяжелее, а когда выше – легче. Где тяжелее, там масса больше, а где легче, там масса предмета меньше. Давайте сравним массы пакетов риса и муки.

Д. Пакет муки тяжелее пакета риса.

На доске появляется запись: м > р.

– А теперь рассмотрим изображение весов в учебнике на странице… 6. Определите, какие предметы одинаковой массы, какие – легче, а какие – тяжелее. Сравниваем массу арбуза и массу дыни.

Д. Масса арбуза меньше массы дыни.

На доске делается запись: а < д.

У. Сравните массы тыквы и кабачка, мешочков с мукой и рисом.

На доске делается запись: м = р, т > к.

– Запишите предложения с помощью знаков >, <, =:

  • пакет с сахаром легче пакета с мукой;

  • масса курицы больше массы гуся;

  • заяц тяжелее белки;

  • масса воробья равна массе синицы.

V. Физкультминутка

У. Встаньте из-за парт. Представьте себя чашечными весами: левая рука – левая чашка, правая рука – правая чашка. Изображайте работу весов по моим командам:

  • весы находятся в равновесии;

  • левая чаша весов опустилась;

  • правая чаша весов опустилась;

  • весы находятся в равновесии;

  • масса предмета на правой чаше тяжелее, чем на левой;

  • весы находятся в равновесии;

  • груз на левой чаше легче;

  • весы находятся в равновесии.

VI. Знакомство с меркой для измерения массы

У. Итак, при сравнении предметов по массе результат можно записать с помощью знаков >, <, =. А как называется свойство предмета, которое можно сравнивать и измерять?

Д. Величина.

У. Какой вывод можно сделать?

Д. Масса – это величина.

Вывод записывается на доске.

У. Если масса – это величина, то ее можно измерить. Что нужно выбрать, чтобы что-то измерить?

Д. Мерку.

У. Я выбрала мерку. Давайте измерим массу книги с ее помощью.
Чтобы измерить массу предмета, надо выбрать мерку и уравновесить весы одной или несколькими мерками. Какие еще мерки можно использовать, чтобы измерить массу? Слушаем предложения.

Дети высказывают предложения.

– Идите к доске и измерьте массу книги с помощью вашей мерки. Почему вам потребовалось больше мерок для уравновешивания весов? Зависит ли результат измерения от мерки? Какой вывод можно сделать?

Д. Чем меньше мерка, тем больше их требуется, чтобы уравновесить данные предметы.

– Массу можно измерить и результат измерения выразить числом.

У. Послушайте мои задания и ответьте на вопрос: кто тяжелее, если масса Крокодила Гены равна массе трех Чебурашек, а масса Винни-Пуха равна массе пяти Чебурашек?
Кто тяжелее, если масса Крокодила Гены равна массе трех Чебурашек, а масса Винни-Пуха равна массе десяти уток?
Сделайте вывод.

Д. Сравнивать предметы по массе можно лишь тогда, когда они выражены в одинаковых мерках.

У. Выполните самостоятельно задание 2 из учебника, а затем я предложу дополнительный вопрос.

Дети выражают массу лисенка в зайчатах и белочках.

Ответ: л = 3з, л = 5б.

А скажите, какой нужно поставить знак между 3 з и 5 б?

Д. Знак равенства.
Знаете ли вы, какие мерки для измерения массы использовали в старину? Раньше мерами сыпучих тел были бочка и кадь.
Существовало и много местных мер: короб, рогожа и другие. Позже появились фунт, пуд и другие единицы. Соотношения между ними были весьма запутанными, так как значения одной и той же единицы для взвешивания разных предметов в разных губерниях были разными.
Например, в российском дореволюционном справочнике можно найти 120 различных фунтов: большой, малый, старый, новый, обыкновенный, казенный, монетный, торговый, городской, горный, артиллерийский, медицинский, аптекарский, фунт для мяса, фунт для железа и т. д.
Все в старину было по-другому. А как же так получается, что когда мы приходим в магазин, продавец нас понимает и взвешивает продуктов столько, сколько мы пожелаем? Какой меркой для измерения массы он пользуется?

Д. Килограммом.

На доске делается запись: 1 кг.

Учитель показывает детям гирю в один килограмм.

У. Уравновесим на весах гирю и пакет с рисом. Что получилось?

Д. Масса 1 кг.

У. Масса пакета с рисом равна одному килограмму. Решите несколько задач.

Задача 1

Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?

Задача 2

Гусь, стоящий на одной ноге, весит 1 кг. Сколько он весит, когда стоит на двух ногах?

Задача 3

Щука весит больше, чем карась, а карась – больше, чем вьюн. Кто самый легкий?

VII. Итог урока

Учитель задает вопросы и вручает жетоны за правильные ответы.

У. С какой величиной вы познакомились на уроке?
Почему масса – это величина?
Какой инструмент помогает измерить массу?
В каком положении находятся весы?

Учитель демонстрирует определенное положение.

Какая запись должна быть рядом с таким положением весов?
Какие единицы массы вы знаете?
Какие весы вы знаете?
Что удобнее для измерения массы: мерка или килограмм?

Нынче на уроке в классе
Все узнали мы о массе.
Знаем я, ты, он, она:
Масса есть величина.
И совсем это не сложно,
И уже нельзя забыть,
Что измерить массу можно,
И, коль захотим, сравнить.

– Молодцы! Вы хорошо работали на уроке.

Людмила ГОЛОВЕНЧЕНКОВА,
учитель школы № 2,
г. Старый Оскол

2-й класс

Тема. «Порядок действий в выражениях».

Цели. Формировать умение определять порядок действий в выражениях со скобками, расставлять скобки в выражениях в зависимости от порядка выполнения действий; решать задачи путем составления выражений.

Оборудование. Учебник «Математика. 2 класс» (часть 2) (авт. Петерсон Л.Г.); Политическая карта мира; цифры на магнитах, схема для решения задачи, таблица с правилом; листочки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель. Дома вы должны были решить примеры, расшифровать название города и записать названия еще трех городов, начинающихся с той же буквы. Название какого города вы получили в домашнем задании?

На доске:

Дети. Вашингтон.

У. Назовите три города, названия которых начинаются с той же буквы.

Дети отвечают.

– Кто сможет показать город Вашингтон на карте? Что вы знаете об этом городе?

Д. Вашингтон – столица Соединенных Штатов Америки. Город назван в честь первого президента Джорджа Вашингтона. Именно он в 1791 году выбрал место для строительства города. Место показалось президенту достаточно удобным, потому что река Потомак здесь достаточно глубока для судоходства. Самые красивые места Вашингтона – это Капитолий, здание Конгресса США, Белый дом, официальная резиденция президента страны, памятник Джорджу Вашингтону.

Если дети ничего не знают об этом городе, то учитель сам рассказывает о нем.

У. Хотите узнать высоту памятника Джорджу Вашингтону? Высота памятника Вашингтону выражается в метрах числом, в котором 1 сотня, 5 десятков, 2 единицы. Какое это число?

Д. 152 м.

У. Выразите высоту памятника Вашингтону в сантиметрах.

Д. 15 200 см.

У. Назовите предыдущее и последующее числа 152.

Д. 151 и 153.

У. Увеличьте число 152 на 1 сотню.

Д. 252.

У. Уменьшите число 152 на 9 единиц. Какое число получилось?

Д. 143.

У. У каждого из вас на столе лежит листочек с заданием.

m + 6
70 – 54 + 8
50 = 50
78 – 40
87 + 8 > 90
аb

– Подчеркните записи, которые являются выражениями. Почему вы не подчеркнули записи 87 + 8 > 90; 50 = 50?

Д. В этих записях есть знаки сравнения.

У. На какие две группы можно разделить оставшиеся выражения?

Д. На буквенные и числовые выражения.

У. Назовите буквенные выражения.

Д. m + 6; аb.

У. Назовите числовые выражения.

Д. 70 – 54 + 8; 78 – 40.

У. Значения каких выражений мы можем найти? Что необходимо знать, чтобы найти значения буквенных выражений?

Д. Значения букв, входящих в выражения.

III. Открытие новых знаний

У. Продолжим работу над выражениями. Откройте страницу 22, найдите задания 1 и 2. Выполните вычисления по следующей программе.

1) Из числа 8 вычесть число 3.
2) К полученной разности прибавить 4.

На доске:

8 – 3 + 4 = 9

Выполните вычисления по следующей программе:

1) К числу 3 прибавить число 4.

2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.

На доске:

8 – 3 + 4 = 1

– Ребята, почему получились разные ответы?

Д. В выражениях разный порядок действий.

У. Какой выход из сложившейся ситуации вы предложите?

Ребята высказывают свои гипотезы. Эти гипотезы проверяются. Может, кто-то из учеников знает, что нужно поставить скобки? Если никто в классе не знает о скобках, полезно обратиться к учебнику и прочитать правило на странице 22.

– Что нового вы узнали из прочитанного текста?
Итак, существует общепринятый способ изменения порядка действий с помощью скобок.
А чтобы вы лучше запомнили правило порядка действий, я расскажу вам сказку.
В королевстве «Выражения» жили-были знаки действия: Плюс и Минус. Жили они – не тужили, потому что дружили. Но вот однажды между знаками Плюс и Минус произошел спор.
Знак Плюс утверждал:
– Я главнее тебя. Я всегда увеличиваю число и нахожу в задачах, сколько всего предметов.
Знак Минус отвечал:
– А я могу найти, на сколько одно число больше другого, а в задачах нахожу, сколько предметов осталось. Значит я тоже важный.
Спорили они, спорили и решили пойти к его величеству Королю:
– Уважаемый Король, рассуди нас: какое действие главнее?
Король размышлял так: если мне надо узнать, сколько денег в моей казне, то надо все деньги сложить. А если я захочу узнать, на сколько больше золотых монет стало в моей казне, чем было, то надо вычесть.
Что же делать? Установлю я такой порядок: то действие, которое надо выполнять первым, необходимо взять под королевскую стражу, то есть поставить скобки, а остальные действия будут выполняться слева направо но порядку следования.
И с тех пор в этом королевстве то тут, то там стала появляться королевская стража. И все жители знали, что это действие надо выполнять самым первым.
Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок: Ты, дружок, сначала в скобках посчитай, а потом уж к остальному приступай.

IV. Первичное закрепление знаний

У. Применим это правило на практике.

В каком порядке надо выполнить действия в примерах задания 3?

26 + (32 – 16)
(247 – 123) + (384 – 164)
93 + (12 + 16) – 35
(72 + 13) – 47 – (94 – 76)

а + bс + d
(а + b) – (с + d)
a + (bс) + d
а + (bc + d)?

Ученики в двух первых выражениях устно указывают порядок действий, затем порядок действий записывают сверху и обводят в кружок. В остальных выражениях ученики самостоятельно расставляют порядок действий и затем проверяют фронтально с классом.

V. Физкультминутка

VI. Первичное закрепление знаний (продолжение)

У. Продолжим нашу работу.

Задание 4

Расставь скобки в выражениях по данной программе действий. Найди значения этих выражений.

К доске приглашаются четыре ученика. Они выполняют задание с комментированием.

VII. Самостоятельная работа

У. Найдите значения выражений.

На доске:

Вариант 1. (35 + 47) – (38 + 16).
Вариант 2. 35 + (47 – 38) + 16.

– Чему равны значения выражений? Чем похожи выражения и чем различаются? Почему получились разные значения выражений?

Дети отвечают.

VIII. Повторение и закрепление пройденного материала

У. Составьте выражение к задаче 7 и найдите его значение.
В первом букете 39 ромашек. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете, но на 4 ромашки меньше, чем в третьем. Сколько ромашек в трех букетах?
Что еще можно спросить?
Составьте выражения.

На доске:

– Анализируем задачу и оформляем схему. Сколько ромашек было в первом букете?

Д. 39.

У. Сколько ромашек было во втором букете?

Д. 39 – 12 = 27.

У. Объясните, как вы рассуждали при составлении первого выражения. Сколько ромашек было в третьем букете?

Д. 39 + 4 = 43.

У. Объясните, как вы рассуждали при составлении второго выражения. Что надо найти в задаче: целое или часть?

Д. В задаче нужно найти целое.

У. Как найти целое, зная его части?

Д. Чтобы найти целое, нужно сложить все его части.

У. Кто сможет записать выражение к этой задаче?

Д. 39 + (39 – 12) + (39 + 4).

У. Что еще можно спросить в этой задаче?

Д. «На сколько больше ромашек в третьем букете, чем во втором»?

У. Запишите выражение к этому вопросу.

Д. (39 + 4) – (39 – 12).

У. Расставьте действия в выражениях и найдите значения этих выражений. Запишите ответ.

На доске:

– А теперь решите уравнения из задания 8.

Класс работает самостоятельно.

а) х – 579 = 621;
б) 951– х = 398;
в) х – 263 = 57.

Ответы: а) х = 1200; б) х = 553; в) х = 320.

На демонстрационных досках три ученика решают уравнения для последующей проверки решения.

IХ. Итог урока

У. Что нового вы узнали на уроке? В каком порядке нужно выполнить действия в выражениях:

а + (bс) – b;
a + (bcd);
a + b – (cd)?

Какое правило нужно запомнить? Что вам понравилось на уроке? Какие задания были для вас трудными?

Людмила ГОЛОВЕНЧЕНКОВА,
учитель школы № 2,
г. Старый Оскол

3-й класс

Тема. «Переменная».

Цели. Ввести в активный словарь понятия переменная, значение переменной; формировать умения составлять предложения и выражения с переменной; развивать алгоритмический стиль мышления: умение составить алгоритм и умение работать по готовому алгоритму.

Оборудование. Учебник «Математика. 3 класс» (часть 2) (авт. Петерсон Л.Г.); файлы с чистыми листами внутри и фломастеры; плакат с латинским алфавитом; карточки со словами: меняется, переменная, выражение с переменной, значение переменной, Я буду делать так... , Я согласен и тоже буду делать так ... , Я не согласен, потому что...

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

Учитель. Я приветствую замечательную команду первооткрывателей 3-го «А» класса. По просторам какой науки мы продолжаем путешествовать?

Дети. По просторам науки математики.

У. Сегодня мы отправимся в математическое плавание. В путь мы возьмем с собой багаж знаний – математические понятия.

На доске:

множество, элементы множества,
принадлежит множеству,
выражение, значение выражения

– Прочтите слова, записанные на доске. Как вы считаете, мы можем уже отправиться в плавание?

Д. Да.

У. Тогда поднять паруса! Полный вперед!

III. Актуализация знаний

У. Впереди по курсу «Бухта раздумий». Внимание, задания! Эти задания вы будете выполнять на файлах и показывать классу.

На доске:

12 : 1 х : 5 у х 8 = 56 51 : 17 = 3 12 : 2

– Скажите, на какие множества можно разделить математические записи?

Д. На множество выражений и множество равенств.

У. Скажите, сколько элементов во множестве равенств?

Д. Во множестве равенств два элемента – произведение y и 8 равно 56 и частное 51 и 17 равно 3.

У. Скажите, сколько элементов во множестве выражений?

Д. Во множестве выражений три элемента – 12 : 1, х : 5, 12 : 2.

У. Скажите, как вы понимаете, что такое математическое выражение?

Д. Математическое выражение – запись, состоящая из чисел, арифметических действий, скобок, букв. В математических выражениях не должно быть знаков равно, больше или меньше.

У. Скажите, на какие две группы можно разделить выражения?

Д. На буквенные и числовые.

У. Назовите буквенные выражения. Запишите и назовите числовые выражения. Найдите закономерность и продолжите записи.

Д. 12 : 1, 12 : 2, 12 : 3, 12 : 4, 12 : 6, 12 : 12.

У. Попробуйте эти выражения записать одним общим выражением. Поднимите файлы и покажите, что у вас получилось.

Получились разные варианты записи, ученикам предлагается объяснить их.

– Ребята, вам не кажется, что наш корабль попал на риф «Затруднение»? В чем возникли трудности?

Д. Мы не знаем, как выполнить задание, как записать выражение в общем виде.

У. Какова цель урока?

Д. Научиться записывать несколько числовых выражений одним общим.

IV. Открытие нового знания

У. Наш корабль получил радиограмму об изменении направления ветра.

На доске появляется карточка со словом меняется.

– Какой компонент деления в записанных выражениях не меняется?

Д. Делимое.

У. Какой компонент деления меняется?

Д. Меняется делитель.

У. Вы сказали, что делитель меняется, он как бы изменчивый, переменный. Какое название можно дать этому компоненту?

Д. Переменная.

На доске появляется карточка со словом переменная.

У. В математике величина, которая меняется, называется переменной. Переменная обозначается любой буквой латинского алфавита. Какой буквой вы можете обозначить переменную? Прочитайте по таблице буквы латинского алфавита.

Дети читают.

– Корабль приближается к «Острову открытий». Посмотрите на доску и назовите буквенное выражение.

Д. х : 5.

У. Использовалась ли в записи переменная?

Д. Да.

У. Какая это переменная?

Д. Переменная х.

У. Каким компонентом действия является переменная х?

Д. Делимым.

У. А какой компонент действия не меняется?

Д. Делитель не меняется, он равен 5.

У. А теперь вы можете выполнить задание, которое вызвало затруднение? Напоминаю задание. Запишите выражение с переменной, которое заменит все выражения, записанные на файле.

Дети выполняют задание.

– Покажите составленные выражения с переменными, прочитайте их.

Д. 12 : а, 12 : х, 12 : с.

Учитель записывает выражения на доске.

На доске:

У. Посмотрите, как интересно: у вас получились разные выражения с переменными. Давайте проверим, правильно ли они составлены. Объясните, почему во всех выражениях есть число 12?

Д. Этот компонент действия не менялся.

У. Почему делитель у вас обозначен буквами латинского алфавита?

Д. Потому что переменную мы можем обозначить любой буквой латинского алфавита.

У. Значит, все записи верны. А какие значения принимает переменная?

Д. 1, 2, 3, 4, 6, 12.

У. Числа, которые подставляют вместо переменной, называют значением переменной.

На доске появляется карточка со словами значение переменной.

На доске:

12 : 1 12 : 2 12 : 3 12 : 4 12 : 6 12 : 12

Выражение с переменной: 12 : а

Переменная а

Значения переменной а {1, 2, 3, 4, 6, 12}

– Подведем итог. Какие числовые выражения вы составили?

Д. 12 : 1, 12 : 2, ...

У. Каким общим выражением вы заменили шесть числовых выражений?

Д. 12 : а.

У. Как оно называется?

Д. Выражением с переменной.

У. Назовите переменную в данном выражении.

Д. Переменная а.

У. Назовите значения переменной.

Д. 1, 2, 3, 4, 6, 12.

У. Составьте алгоритм замены нескольких числовых выражений одним выражением с переменной.

Дети выполняют задание.

– Я вас поздравляю с прибытием на «Остров открытий».

Был нелегким этот путь,
Предлагаю отдохнуть.

V. Физкультминутка

VI. Первичное закрепление знаний

У. Мы делаем первый шаг: выделяем неменяющуюся часть выражения и записываем ее. Это делимое 12.
Делаем второй шаг: выделяем меняющуюся часть выражения – это делитель. Заменяем делитель буквой латинского алфавита – буквой а. Получили 12 : а. Это выражение с переменной.
Делаем третий шаг: находим значение переменной.
Ребята, прочитайте предложения, записанные на доске.

На доске:

Корабль взял курс на юг.
Корабль взял курс на север.
Корабль взял курс на запад.
Корабль взял курс на восток.

– Внимание! Чтобы наш корабль не сбился с курса, нужно выполнить составленный алгоритм. Какая часть предложений не меняется?

Д. Корабль взял курс на...

У. Какая часть предложения меняется?

Д. Юг, север, запад, восток.

У. Какой переменной заменим меняющуюся часть предложения?

Д. Буквой d.

У. Какое предложение получили?

Д. Корабль взял курс на d.

У. Какие значения принимает переменная d?

Д. d {юг, север, запад, восток}.

У. На корабле моряку очень важно плечо друга. В обучении тоже нужна помощь товарища. Выполните работу в парах, используя опорные фразы: Я буду делать так... Я согласен и тоже буду делать так... Я не согласен, потому что...
Опорные слова вывешиваются на доску. Ученики выполняют задания по вариантам. Сначала один ученик выполняет задание первого варианта, а его сосед слушает и проверяет правильность; а затем ученики меняются ролями.

На доске:

Вариант 1. С. 65, № 1 (а).
Вариант 2. С. 65, № 1 (б).

– Проверяем работу в парах по вопросам:

1. Какие значения может принимать переменная в предложении: В моем портфеле лежит а?
2. Какие значения может принимать переменная в предложении: В школьном буфете продают y.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

У. Вы отлично поработали в парах и помогли друг другу лучше понять материал. А что вас ждет дальше?

VIII. Самостоятельная работа

У. Самостоятельную работу вы будете выполнять под девизом: «Тот становится капитаном, кто умеет принимать самостоятельные решения». Выполните самостоятельно задания 7, 8 на странице 66.

На боковой доске записан образец для проверки правильности выполнения самостоятельной работы № 7.

№ 7

Я читаю х.
х {книгу, газету, журнал}

№ 8

у дружит с Таней.
у {Ира, Катя, Миша, Нина}

– Проверьте по образцу. Если у вас нет ошибок, поставьте знак «+»; если есть ошибка, поставьте знак «–». Ребята, поднимите руку, у кого стоит два плюса. Поднимите руку, у кого стоит один плюс. Какие ошибки вы допустили? Назовите их. На каком шаге алгоритма вы ошиблись? Исправьте свои ошибки и будьте внимательнее на уроке.
Спасибо вам за объяснение ваших ошибок. Здесь уместна пословица: «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

IХ. Итог урока

У. Впереди нас ждут новые «Острова открытий», и ваш багаж знаний будет постоянно пополняться. Какие новые математические понятия встретились на уроке?

Д. Переменная и значение переменной.

У. Какую совместную цель мы ставили на уроке?

Д. Научиться записывать несколько числовых выражений одним выражением с переменной.

У. Мы достигли цели урока?

Д. Да.

У. Оцените свою работу на уроке, свои знания по новой теме. На файловке поставьте себе баллы по десятибалльной системе. Покажите свои баллы. Я вижу, кое-кто поставил себе низкие баллы. Объясните, почему?
Я бросаю вам спасательный круг в виде заданий. Если вы их выполните, мы повысим вам оценки.
Выполните дополнительные задания, сколько успеете до звонка: № 2–5 на странице 66.

Елена АНОХИНА,
учитель начальных классов
школы № 1065,
г. Москва

4-й класс

Тема. «Проценты».

Цели. Формировать представление о проценте как сотой доли целого, умение находить один процент от числа; решать задачи на нахождение процента от числа.

Оборудование. Учебник «Математика. 4 класс» (часть 1) (авт. Петерсон Л.Г.); демонстрационный круг, разделенный на 26 частей (по количеству учащихся).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Ребята, урок математики мы начнем необычно. Скажите, что такое дружба? Назовите девиз урока.

Дети. Когда мы едины, мы непобедимы!

На доске висит круг, разделенный на 26 равных частей.

У. Этот круг разделен на равные части, то есть доли. Он олицетворяет наш класс. Сколько долей в круге?

Д. 26.

У. Какую долю составляет каждый ученик от всего класса?

Д. часть.

У. У вас на столах лежит точно такая же доля. Она с одной стороны красного цвета, с другой – зеленого. Почему она такая, вы узнаете позже. На прошлом уроке вы работали с долями. Вспомните, как найти п-ю долю от числа?

Д. Чтобы найти п-ю долю от числа, нужно разделить это число на п.

III. Актуализация знаний учащихся

На доске:

У. Прочитайте доли. Как по-другому можно их назвать?

Д. Четверть, половина, треть, сотая.

У. Какая доля лишняя и почему?

Д. Доля лишняя, потому что у нее в знаменателе стоит трехзначное число, а все остальные знаменатели однозначные.

У. Что вы умеете делать с долями?

Д. Сравнивать, находить долю от числа.

У. Расположите доли в порядке убывания.

Д. 

У. Каким правилом вы пользовались?

Д. Мы пользовались правилом сравнения долей. Чем больше долей, тем меньше каждая доля. Чем больше знаменатель, тем меньше доля.

У. Найдите устно указанные доли от числа 600.

Д. 300, 200, 150, 6.

У. Прочитайте и решите записанную на доске первую задачу.

На доске:

В школьной столовой к завтраку испекли 200 пирожков. Петя съел часть всех пирожков. Сколько пирожков съел Петя?

Д. 200 : 100 = 2 (п.)

У. Прочитайте вторую задачу.

На доске:

В школьной столовой к завтраку испекли 200 пирожков. Петя съел 1% всех пирожков. Сколько пирожков съел Петя?

У. Сравните тексты двух задач. Чем они похожи и чем различаются? В чем трудность второй задачи? Кто знает, как читается новый знак? Что он обозначает? Как решить вторую задачу?

IV. Постановка цели деятельности

У. Посмотрите – это знак процента. Появился новый термин – процент. В задаче нужно найти 1% от числа 200. Появился новый тип задач – на нахождение 1% от числа.

Сформулируйте тему урока.

Д. Тема урока – «Проценты».

У. Сформулируйте цели урока.

Д. Узнать, что такое процент. Научиться находить 1% от числа.

V. Открытие новых знаний

У. При решении математических задач на уроках вы пользовались долями, а при решении профессиональных задач, которые возникают в работе бухгалтера, экономиста, предпринимателя, требуется находить сотые доли числа. Они получили специальное название проценты. Слово процент происходит от латинских слов pro centum, что означает сотая. Сотые доли имеют и свое особое обозначение: = 1%.

Теперь вы можете решить вторую задачу? Отличаются ли решения двух задач?

Д. Нет, не отличаются.

У. Сделайте вывод: что нужно сделать, чтобы найти 1% от числа 200?

Д. 200 : 100 = 2 (п.)

У. Как найти 1% от числа а?

Д. Число а разделить на 100.

У. Сейчас вы поработаете в группах. Что помогает при работе в группах?

Д. Взаимопомощь, взаимовыручка.

У. Составьте алгоритм нахождения 1% от числа.

Д. Заменить 1% на сотую долю.

– Найти сотую долю числа.

Алгоритм записывается на доске.

VI. Физкультминутка

VII. Первичное закрепление новых знаний

Дети выполняют задание 2 на с. 73.

Задание. Найди 1% от:

а) 500 г; б) 8000 км; в) 42 000 р.; г) 7300 л; д) 1 т; е) 3 ц.

Задание а) ученик выполняет у доски с комментированием.

Ученик 1. Чтобы найти 1% от 500 граммов, нужно заменить слова один процент на слова сотую долю и найти одну сотую от числа 500. 500 граммов делим на 100, получаем 5 граммов.

На доске:

500 г : 100 = 5 г

Задание б) выполняется в тетради, его выполнение комментирует ученик.

Ученик 2. 8000 км : 100 = 80 км.

Задания ве класс выполняет по вариантам.

Вариант 1. № 2 (в, д).
Вариант 2. № 2 (г, е).

У. Расскажите, какие ответы получились в заданиях и как вы рассуждали.

Ответы:

в) 42 000 р. : 100 = 420 р.
г) 7300 л : 100 = 73 л.
д) 1 т : 100 = 1000 кг : 100 = 10 кг.
е) 3 ц : 100 = 300 кг : 100 = 3 кг.

– Скажите правило деления числа на 100.

Д. При делении числа на 100 нужно отбросить у этого числа два нуля справа.

VIII. Самоконтроль с самопроверкой по образцу

У. Сейчас мы проведем самостоятельную работу. Под каким девизом будем работать?

Д. Тот господин, кто умеет делать один.

По учебнику дети выполняют задание 4 на с. 73 и осуществляют взаимопроверку по ответам, записанным на доске. Напротив правильного ответа ученики ставят знак «+», напротив неправильного – знак «–».

У. Поднимите руки те, у кого нет ошибок. У кого есть ошибки? Какие ошибки вы сделали? Назовите их. Давайте повторим материал, на который допущены ошибки, запомним эти правила и постараемся больше таких ошибок не допускать.

Ошибок не пугайся,
С ошибками справляйся!
Найти верный путь
Всегда готовым будь!

– Работаем дальше!

Ученики класса читают задачу 3 на с. 73 и самостоятельно решают ее. Один из учеников выполняет решение на переносной доске, затем весь класс обсуждает решение.

IХ. Итог урока

У. Что нового вы узнали на уроке? Что такое процент? Как найти один процент от числа?
Вернемся к 1/26 доле, которая лежит у вас на парте. Доля поможет нам выяснить, кто из учеников достиг цели урока, а у кого возникли затруднения. Ученики, которые считают, что достигли цели урока, приклеят долю зеленым цветом – путь к дальнейшему изучению математики им уже открыт. Те, кто считает, что не достиг цели урока, приклеивает долю красным цветом вверх. Им нужно повторить материал урока и поработать над ошибками. Я вижу несколько красных долей. Объясните, что вам нужно повторить, над чем поработать дополнительно?

Елена АНОХИНА,
учитель начальных классов
школы № 1065, г. Москва

Комментарий. Конспекты уроков – это, по сути своей, проектная деятельность учителей. Педагог прогнозирует работу учеников на уроке, заранее закладывая технологию усвоения знаний, уровень трудности заданий, их последовательность, приемы их выполнения. Приведенные конспекты уроков построены в проблемно-поисковой технологии обучения. Знания ученики получают не в готовом виде, а открывают их, следуя за вопросами учителя. Задания на уроке разнообразны и требуют различных приемов мыслительной деятельности: сравнения, обобщения, классификации, подведения под понятие и др. При планировании урока учителя продумывают цели урока и задачи каждого этапа, а школьников учат формулировать общие и личные цели урока. Учителя продумывают организацию деятельности учащихся на каждом этапе урока, а от учеников требуют формулировать задания и план их выполнения, комментировать решение, проверять правильность выполнения, выделять и объяснять причины ошибок. Педагоги оценивают правильность построения урока и качество знаний учеников, при этом приучают своих подопечных заниматься рефлексией, то есть самооценкой. Ученики выделяют, с чем они справились легко, какие трудности встретились, что нового узнали на уроке, чему научились. Учитель, занимаясь проектированием деятельности целого класса при построении урока, учит школьников проектировать собственную учебную деятельность.

Ольга ТАРАКАНОВА,
Москва