Вера ИЛЮХИНА
Особенности педагогического труда на
современном этапе
Функции педагогического труда
1. Образовательная: вооружение
учащихся системой знаний, умений и навыков.
2. Воспитательная: формирование у
учащихся научного мировоззрения, нравственных
качеств личности, взглядов и убеждений. В школе
нет уроков великодушия, благородства, уважения и
внимания к достоинству и чести людей. Еще
античные мыслители ставили вопрос: «Почему
существуют учителя математики, но нет учителей,
которые преподавали бы добродетель?» И сами же
отвечали: «Потому что все учителя должны
являться наставниками морали».
3. Развивающая: при обучении следует
развивать у учащихся познавательный интерес,
творческие способности, волю, эмоции,
познавательные способности – речь, мышление,
память, внимание, воображение, восприятие.
4. Общественно-педагогическая:
воспитывать не только ученика, но и его
родителей, осуществляя педагогическое
просвещение.
5. Общественная: педагог – проводник
идей общечеловеческих ценностей, пропагандист,
активный член нашего общества.
Характерные черты
учебно-воспитательного (педагогического)
процесса
1. Определенная направленность.
2. Взаимосвязь и внутренняя противоречивость
процессов преподавания и учения.
3. Непрерывное изменение компонентов
учебного процесса в связи с изменением
социального заказа общества (цели, задач,
содержания, форм, методов).
4. Субъект – субъективные отношения,
постоянные взаимодействия. Эти черты
обусловливают всю структуру педагогической
деятельности и делают труд учителя отличным от
труда других людей.
Основные факторы, опосредующие
деятельность учителя и ее результаты
1. Характер этапа социально-экономического
развития общества.
2. Идеология общества.
3. Превращение науки в производительную силу.
4. Дифференциация и интеграция наук.
5. Научно-технический прогресс.
6. Нарастание потока информации.
7. Возрастание роли досуга в становлении людей
нового типа.
Требования к деятельности учителя
современной школы
1. Целенаправленность обучения, развития и
воспитания подрастающих поколений.
2. Осуществление учебно-воспитательного
процесса на деятельностно-коммуникативной
основе и гуманно-личностном подходе.
3. Учет изменения социальных и возрастных
соотношений, ускорения умственного и
физического развития школьников.
4. Реализация постоянно изменяющегося
содержания образования и воспитания.
5. Совершенствование учебно-материальной
базы школы.
6. Соблюдение требований к организации
учебно-воспитательного процесса в соответствии
с инновационными образовательными учреждениями
и новыми педагогическими технологиями.
7. Систематическое повышение квалификации.
Особенности труда учителя в
современной школе
1. Характер труда учителя определяется в
целом направленностью образовательного
процесса, вытекающей из потребностей развития
нашего общества, его социального заказа.
2. Специфика объекта деятельности
учителя – учащиеся. Организация всей
педагогической деятельности должна учитывать
характерные особенности обучения, воспитания и
развития личности как объекта педагогического
воздействия. Это сложный диалектический процесс,
протекающий в соответствии с закономерностями
развития личности; он связан с изменениями ее
структуры и функций. Развитие происходит не в
прямой зависимости от педагогических
воздействий, а по законам, свойственным психике
человека, соответственно особенностям
восприятия, понимания, запоминания, становления
воли и характера школьника.
3. Объект педагогических воздействий
является одновременно и их субъектом. Могут быть
ответные реакции на воздействия: реакция
сопротивления (от минимальной по степени
напряженности до остро конфликтной) или реакция
в виде познавательной активности (от низкой по
уровню до максимальной). В учебно-воспитательном
процессе должно быть не просто воздействие
педагога на учащихся, а своеобразное
взаимодействие их, диалектические отношения
между ними, а также между коллективами педагогов
и учащихся. При этом могут быть преломления таких
воздействий до самостоятельного воздействия
субъекта на самого себя: самовоспитание,
самообучение, самоусовершенствование.
4. Учитель имеет дело с двумя объектами
деятельности: с учащимися и с учебным материалом.
Настоящий учитель много сил и времени тратит на
пополнение своих научных знаний, на
целенаправленный отбор материала, на
соотнесение его с возможностями учащихся. Он
творчески реконструирует содержание
образования, препарирует его, обогащает опытом
окружающей жизни и личными наблюдениями
учащихся, делает доступным для воспитуемых и т.д.
5. Существенным моментом в педагогических
воздействиях является характер видов
деятельности, в которые учитель включает
школьников, вызывая потребность и интерес к
знаниям и способам их добывания, а также
вырабатывая у них настойчивость в преодолении
учебных затруднений.
6. Педагогический труд – творческий труд. Он
требует от учителя постоянного поиска, новых
решений задач обучения, воспитания и развития
детей и молодежи.
7. Источником развития личности являются
противоречия между новыми потребностями,
запросами, стремлениями ученика и уровнем
развития его возможностей, между предъявляемыми
ему требованиями и степенью овладения
необходимыми для их выполнения умениями и
навыками, между новыми задачами и сложившимися у
него способами мышления и поведения.
Деятельность педагога должна быть направлена на
диалектическое разрешение этих противоречий, на
превращение их в движущие силы
учебно-воспитательного процесса.
8. Творческий характер педагогического труда
проявляется во всех областях деятельности
учителя:
1) в конструктивной, включающей в себя
деятельность, направленную на проектирование
учебно-воспитательного процесса (отбор
содержания и составление композиции из
информации, которую он сообщает учащимся;
планирование деятельности учащихся,
направленной на овладение этим содержанием;
конструирование собственной деятельности на
каждом этапе обучения);
2) в организаторской, включающей в себя:
организацию информации в процессе изучения
нового материала, организацию деятельности
учащихся, организацию собственной деятельности
и поведения;
3) в коммуникативной, включающей в себя
организацию взаимоотношений в процессе
различных видов деятельности (игровой, трудовой
и т.д.);
4) в гностической, включающей в себя изучение:
а) объекта своей деятельности (учащихся);
б) содержания, средств, форм и методов, с
помощью которых эта деятельность
осуществляется;
в) достоинств и недостатков своей личности и
деятельности в целях сознательного ее
совершенствования.
9. Творчество в педагогической деятельности
представляет собой такую деятельность,
продуктами которой являются духовные ценности,
имеющие общественное значение. Педагогическое
творчество носит, во-первых, массовый характер;
во-вторых, оно редко завершается новыми
изобретениями или педагогическими открытиями;
в-третьих, творчество учителя имеет широкий
диапазон.
10. Труд учителя протекает всегда в
коллективах учащихся, учителей, родителей, в
тесном взаимодействии с общественностью. И
высокой эффективности этот труд достигает в том
случае, если все действия и поиски педагога
направлены на удовлетворение общих потребностей
и целей.
11. Продуктивную деятельность учителя
обеспечивает лишь мастерство. Оно состоит в
умении педагога рациональными усилиями с
помощью системы педагогических средств
добиваться максимальных результатов в обучении,
воспитании и развитии школьников, затрачивая на
это время, отведенное учебными планами и
программами.
Уровни осуществления педагогической
деятельности учителем
1-й уровень – репродуктивный. Педагог
пересказывает другим то, что знает сам, и так, как
знает сам.
2-й уровень – адаптивный. Педагог не
только передает информацию, но и трансформирует
ее применительно к особенностям объекта, с
которым работает (обеспечивает ее доступность).
3-й уровень – локально моделирующий.
Педагог не только передает и трансформирует
информацию, но и моделирует системы
деятельности, обеспечивающие овладение
знаниями, умениями и навыками по отдельным темам
и разделам программы у большинства учащихся.
4-й уровень – системно моделирующий
знание и поведение. Педагог моделирует и
реализует систему деятельности, формирующей
систему знаний и умений по предмету, а также
систему ценностных ориентаций учащихся.
5-й уровень – системно моделирующий
деятельность и отношения. Педагог моделирует
систему деятельности, которая в свою очередь,
формирует у учащихся способность добывать
знания, вырабатывать черты общечеловеческих
ценностей и отношений. Этот уровень является
высшим доказательством сформированного
творческого мастерства учителя, он обеспечивает
максимальный результат его деятельности.
Характеристика типов учителей
1-й тип – проактивный: инициативен в
организации общения и взаимодействия в классе.
2-й тип – реактивный: тоже гибок в своих
установках, но внутренне слаб, подчинен стихии
общения (не он, а ученики диктуют характер его
общения с классом).
3-й тип – сверхреактивный: замечая
индивидуальные различия, тут же строит
нереальную модель, преувеличивающую эти
различия во много раз, считая, что эта модель и
есть действительность.
Если ученик чуть активнее других, в их глазах он
бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь,
кретин и т.д. Отсюда и поведение учителя не всегда
объективно и оправдано в общении.
Признаки, по которым можно «опознать» наличие
негативных установок, то есть бессознательно
плохое отношение к ученику:
1) он дает «плохому» ученику меньше времени
на ответ, чем «хорошему», то есть не дает ему
подумать, подготовиться;
2) если «плохим» учеником дан неверный ответ,
учитель не повторяет вопроса, не предлагает
подсказки, а тут же спрашивает другого или сам
дает правильный ответ;
3) он «либеральничает» – оценивает
положительно неверный ответ;
4) в то же время он чаще ругает «плохого» за
неверный ответ;
5) соответственно он реже хвалит «плохого» за
правильный ответ;
6) стремится не реагировать на ответ
«плохого», вызывает другого, не замечая поднятой
руки;
7) реже улыбается, меньше смотрит в глаза
«плохому», чем «хорошему»;
8) реже вызывает, иногда вообще не работает с
«плохим» учеником на уроке.
Профессиональное самосознание
учителя
Оно является важным условием роста
педагогического мастерства и включает:
1) знания о себе как о специалисте;
2) знание о себе как о личности;
3) эмоциональное отношение к себе как к
педагогу-профессионалу.
Развитие профессионального самосознания
происходит:
1) в процессе осмысления уровня
подготовленности;
2) в самопознании себя как личности;
3) в самопознании себя как профессионала;
4) в процессе самоанализа своей деятельности и
ее результатов;
5) в процессе профессиональной самооценки.
От глубины анализа указанных критериев зависят
профессиональный рост учителя и развитие его
творческого потенциала. Важным показателем
уровня профессионального самосознания,
критического отношения к себе, к результатам
своей деятельности и возможностям
самосовершенствования учителя является его
профессиональная самооценка. Она играет
регулирующую роль в процессе профессионального
роста учителя, который возможен лишь при
саморегуляции, опирающейся на «рассогласование»
между оценкой себя и идеальным представлением об
учителе.
Параметры саморегуляции:
1) потребность в саморегуляции
познавательной деятельности и
самосовершенствовании (стремление изменить
себя, свой характер, свою волю, организовать свою
деятельность, совершенствовать мастерство и
т.п.);
2) устойчивая саморегуляция (реальная
продуктивность самоусовершенствования,
саморегуляция на уровне привычки, то есть
владение своим поведением, умение организовать
свою деятельность и т.п.).
Уровни саморегуляции
1-й уровень – высокий. Потребность в
самообразовании, самовоспитании,
самосовершенствовании, то есть в повышении
показателей проявления всех личностных и
профессиональных качеств. Этот уровень
характеризуется высоким развитием
любознательности, интеллекта, воли, общей и
профессиональной культуры и эрудиции,
потребностей и ценностных ориентаций. Высокий
уровень саморегуляции предполагает
интеллектуальную активность, которой присущи
следующие признаки:
1) осознание и вычленение проблемы;
2) умение прогнозировать свою деятельность и
деятельность других;
3) умение планировать и реализовывать планы;
4) умение пользоваться логическими
операциями и переносить имеющиеся знания и
умения в другие ситуации;
5) мотивационно-ценностный диалектический
подход к деятельности; способность к восприятию,
поиску, анализу и переработке информации,
необходимой при принятии и реализации
педагогических решений;
6) экономичность мышления (рациональность,
нахождение наиболее оригинального способа
решения задач и т.п.);
7) самостоятельность мышления в преодолении
затруднений, в выборе путей разрешения
трудностей, в выработке алгоритмов действий и
т.п.;
8) гибкость мышления: быстрота
преобразования способа действия в соответствии
с изменениями ситуации, отход от стандартных
решений, от стереотипа, нахождение
целесообразного варианта, переключение с
прямого хода мысли на обратный;
9) развитая способность педагогического
предвидения, как содержательно-целевого, так и
оперативного, обеспечивающего вооружение
учителя комплексом стратегических и тактических
средств и методов для более совершенной
организации учебно-воспитательного процесса.
2-й уровень – промежуточный. Он
характеризуется тем, что при высокой потребности
в саморегуляции наблюдается бессистемность в
выполнении необходимой работы: «Хочу быть
хорошим педагогом, но не всегда планирую
выполнение намеченного», – или «Не всегда могу
согласиться с тем, что предлагается или
рекомендуется делать» – и т.п. В этом случае
резко отстает устойчивость саморегулирования,
самосовершенствования, так как такой человек не
владеет своим поведением, не руководствуется
методическими требованиями и практическими
рекомендациями, не может правильно и в нужном
направлении организовать свою деятельность. В
суждениях такого человека преобладает
субъективность; из него редко получается
учитель-мастер, так как при подготовке любого
дела он пренебрегает главными постулатами и
руководствуется «своим разумением», своими не
всегда рациональными подходами.
3-й уровень – низкий. Саморегуляция
характеризуется тем, что она сочетается с низкой
потребностью в самосовершенствовании. Хотя
такой человек знает мало, он и не хочет знать
больше, не желает находить и читать
соответствующую литературу, которая подняла бы
его на более высокий уровень интеллекта,
эрудиции, личностных и профессиональных качеств.
Интеллект такого человека узок и инфантилен. Ему
свойственно выбирать легкие развлекательные
мероприятия, проводить свободное время, гуляя с
друзьями, игнорировать чтение газет и
художественной литературы. Из таких людей
творчески работающих учителей не выходит. Им
свойственны самовлюбленность, эгоизм,
субъективизм. Главной особенностью такого
человека является то, что его самооценка носит
конфликтный характер, так как вступает в прямое
противоречие с нормой, с научно обоснованными
выводами, подтвержденными практикой. Это, как
правило, конфликтные люди, потому что им
свойственно завышать свои способности, уровни
знаний и суждений, завышать притязания и
самооценку и снижать значение совершенствования
мотивации деятельности и важности работы над
собой.
|