Тамара ТАМБОВКИНА,
г. калиниград
Окончание. Начало в № 16, 17, 19, 24/2006, 5/2007
Клички и прозвища
Педагогические ситуации
В Словаре русского языка С.И. Ожегова
достоинство определяется как «совокупность
моральных качеств, а также уважение этих качеств
в самом себе». На протяжении всей жизни человек
стремится сохранить свое достоинство, защитить
его от окружающих, противостоять унижению.
Унижать – оскорблять личность, не признавать
того, что человек ценит в себе, – можно
по-разному. Среди детей наиболее распространены
словесные формы унижения достоинства:
оскорбительные слова, реплики, фразы, обращения,
клички и прозвища.
Часто кличка, особенно в семьях, имеет
доброжелательный оттенок и не обижает. Как
правило, подвергаются осмеянию недостатки,
причем не только реальные, но и возможные, при
этом возникают клички по какой-нибудь
характерной черте, свойству. Прозвища могут быть
уважительными, если отмечается деятельность
того или иного человека (Ярослав Мудрый, Иван
Грозный).
Современные фильмы о преступном мире
перенасыщены носителями кличек и неуважительных
прозвищ: не стесняются и политические деятели,
публично присваивая друг другу новые «имена»
(Паша-Мерседес, Горби).
Прозвища и клички как форма унижения
достоинства в детской среде очень живучи.
Многочисленные примеры можно найти в
произведениях художественной литературы.
Клички могут отражать: физический недостаток
(хромота, слабое зрение); внешний вид (отклонение
от общепринятой нормы – полнота, худоба, большие
уши, веснушки); стиль поведения (быстро говорит,
быстро ходит, постоянно дерется); единичный
поступок, который запомнился; фамилии (Козлов,
Баранов). В большинстве случаев под «обстрел»
попадают внешность и фамилии детей. Так, в одном
классе встретились: Серый (Сергей), Славян (Слава),
Сухарь (Сухарев), Рыжий, Жиртрест, Оглобля
(высокая девочка), Шкаф.
Для того чтобы выяснить, как обращаются дети
друг к другу, в одной из школ Калининграда
учащимся 1–2-x классов было задано несколько
вопросов: как тебя зовут? как зовут тебя родители?
как зовут тебя друзья? есть ли у тебя кличка в
классе (если есть, то назови ее)? На вопросы
отвечали 76 мальчиков и девочек.
Выяснилось, что полным именем (Алексей, Тимофей,
Мария) называют себя 48 (63%) детей. Для 28 (37%) более
привычными оказались неполные имена (Саша, Настя,
Аня, Костя, Катя). Родители, особенно мамы, в
обращение к своим детям вкладывают все оттенки
любви и нежности, называя их
уменьшительно-ласкательными именами (Игореша,
Мариша, Юляша, Ариша, Валюта, Максимочка,
Антошечка, Димочка, Оленька, Сереженька,
Нинуська, Ленуська). Только в 13 случаях (17%)
мамы называют своих детей полным или неполным
именем (Ваня, Паша, Анна, Женя, Мария). Но в 24
случаях (31%) родители заменяют собственное имя
своего ребенка кличкой, выражающей неизменно
самое нежное к нему отношение (Зайка, Зайчик,
Котенок, Котик, реже – Ромашка, Ягодка, Солнышко,
Косулечка, Курочка, Серенький). Встречаются также
и другие ласковые имена: Егор – Гуля, Артур – Атя,
Игорь – Гога.
В семьях широко распространены добрые клички и
обращения к детям, и в этом смысле дети имеют
немало положительных примеров уважительного и
доброжелательного обращения друг к другу. В
школу они приходят уверенными в том, что клички
не представляют собой ничего предосудительного,
но наполняют их почти всегда иным, недобрым
содержанием на основе каких-то известных только
им ассоциативных связей. Положительное
эмоциональное поле уступает место
отрицательному. Для примера можно привести
несколько рядов, включающих имя ребенка (которым
его называют друзья и родители), и кличку (которая
получена в школе):
Вадим – Вадимчик – Baд – Блоха.
Таня – Танюша – Крыса.
Нина – Нинуська – Нинка-пинка.
Игорь – Солнышко – Рыба.
В поисках ответа на вопрос, почему так меняется
эмоциональное поле, можно предположить, что дети,
взрослея, стараются избегать «нежностей» в
отношении себя от своих сверстников. К тому же в
классе учатся и дети из семей, где не принято
ласковое обращение. Не получая положительного
опыта общения дома, они могут привносить в
обращение к своим одноклассникам элементы
грубости и недоброжелательства.
В основе кличек и прозвищ лежит сравнение,
обусловленное мотивацией их употребления.
Родители прибегают к сравнениям по признакам:
мягкий, пушистый, добрый, красивый, вкусный.
Главный мотив – выразить свою любовь к детям.
Дети же чаще находят сравнения по признакам:
некрасивый, злой, неряшливый, трусливый. Близки к
кличкам и оценочные слова-характеристики
(неряха, лодырь, грязнуля), но они носят временный
характер.
Возможно, беспощадная критика, заложенная в
большинстве кличек, служит стимулом для
размышлений, самоанализа и самооценки, то есть
для преодоления ребенком того или иного
качества.
В психолого-педагогической литературе причины
присваивания кличек рассматриваются как способ
самоутверждения и психологической разрядки,
защитная реакция, инструментальная агрессия
(обзывают, чтобы достичь какой-нибудь цели),
честолюбивые мотивы, стремление выделиться,
желание поддержать лидера, когда он преследует
кого-то (проявление мнимого коллективизма), чтобы
прикрыть свою беспомощность, стремление унизить
другого, чтобы почувствовать силу.
Вот что об этом говорят сами дети:
Обзывание – это когда сильные дразнят слабых.
Это очень плохо!
(Сережа К.)
Мальчики сильнее девочек, поэтому девочки
могут своих обидчиков только обозвать
как-нибудь, придумать кличку.
(Наташа И.)
Я ношу очки, не хожу на физкультуру, у меня нет
вкладышей... Мальчишки в классе сильнее меня. Что
я им могу сделать? Я могу только крикнуть на них,
обозвать...
(Володя П.)
Таким образом, одни дети с помощью кличек
утверждаются в жизни, другие испытывают чувство
дискомфорта. Клички травмируют ребенка, ранят
его душу, могут влиять на развитие личности,
вызывать комплекс неполноценности. У тех
детей, которых постоянно обзывают, нередко
вырабатываются тревожность, беспокойство.
Придумывание кличек и прозвищ можно отнести к
этической категории насилия, так как оно
сопровождается подчинением воли одного человека
воле другого.
Пример детской жестокости, гонений на одного из
своих сверстников представляет собой история
Лены, описанная в повести известного детского
писателя В.К. Железникова «Чучело». В школе
небольшого городка, где поселились Лена и ее
дедушка, одноклассники девочку не приняли. Они
постоянно подвергали ее насмешкам, придумав для
нее обидную кличку – Чучело. У самих
организаторов гонений тоже были клички:
Лохматый, Рыжий, Железная Кнопка... Дело дошло до
того, что дедушка принимает решение уехать из
городка и тем самым избавить внучку от недетских
издевательств.
Приведем примеры штатных ситуаций.
Ситуация 1: Эй, толстая дура!
Во втором классе училась Наташа – девочка, как
теперь говорят, с избыточным весом, или просто
толстая. Один из учеников этого класса постоянно
доводил девочку до слез тем, что при виде ее
громко кричал: «Эй, толстая дура!»
Ситуация 2: Слепая курица!
Идет контрольная работа. В классе – тишина. Все
заняты выполнением заданий. Слава Новиков, не
разглядев, что написано на доске, попросил у
учительницы разрешения подойти к доске.
Учительница разрешила. Славик тихонько подошел к
доске, посмотрел запись. В тот момент, когда он
возвращался на место, раздался голос Вити:
– Ой! Слепая курица!
В классе раздались смешки и реплики:
– Очкарик!..
– Слепой!..
Ситуация 3: Петух
У одного из учеников третьего класса была
фамилия Петухов. Из-за этой фамилии мальчика
одноклассники постоянно называли «Петух».
Сначала Валера (так звали мальчика) обижался, а
потом привык и откликался, когда к нему так
обращались его сверстники.
Ситуация 4: Иван-дурак
Иван Романов, заболев, пропустил много уроков.
После болезни он стал хуже учиться, не справился
с контрольной работой по математике. Ребята
относились к происходящему по-разному: одни
стремились помочь мальчику, а другие
посмеивались, и кто-то придумал кличку
«Иван-дурак».
Ситуация 5: Чучело
Прозвенел звонок на урок. Все ребята побежали в
класс, кроме двух девочек. Таня стояла у окна и
горько плакала, а Лена ее успокаивала. Мимо
проходила учительница Ирина Петровна. Она
подошла к девочкам и спросила: «Что случилось?»
Лена ответила: «Вчера Таню коротко подстригли, и
теперь в классе все дети называют ее Чучелом».
Ситуация 6: Лохудра
В третий класс пришла новая ученица. На
перемене к ней подошел Дима, чтобы познакомиться.
– Девочка, как тебя зовут? – спросил он.
– Света Лох, – ответила она.
– Значит, будешь Лохудра! – с радостью сказал
Дима.
(Надо заметить, что для Димы придумывание кличек
– любимое занятие.)
Ситуация 7: Очкарик
Во втором классе проходил медицинский осмотр,
после которого выяснилось, что у Толи плохое
зрение и ему надо носить очки. Через несколько
дней Толя пришел в школу в очках. Ребята сразу же
заметили это и стали обращаться к мальчику не по
имени, а по кличке Очкарик.
Ситуация 8: Выскочка
В третьем классе существуют две небольшие
группы, в которых ребята объединены не по
интересам, а по успеваемости. После выполнения
работы по математике группа Наташи с радостью
узнала, что справилась с ней на «отлично». Максим,
занимающий позицию лидера среди отстающих, во
время перемены написал на доске: «Наташка –
выскочка и подлиза!»
Ситуация 9: Хиляк
Женя всегда был скромным, тихим, слабым
мальчиком. Его почти никто не замечал. Но вот
однажды на соревнованиях он не смог подтянуться
и подвел свою команду. Командир команды в сердцах
назвал его хиляком. В тех пор кличка Хиляк прочно
приклеилась к Жене.
Ситуация 10: Жених и невеста
Толя и Ксюша дружили с детства, вместе ходили в
детский садик, были в одной группе. И когда пришло
время идти в школу, родители привели их в один
класс. В школе Толя продолжал помогать во всем
Ксюше, носил ее портфель, уступал ей место,
вежливо с ней разговаривал. Ксюша отвечала ему
тем же. Но ребята не оценили такие хорошие
взаимоотношения детей и стали их дразнить:
«Тили-тили-тесто, жених и невеста!»
Ситуация 11: Грязнуля
Галя, как всегда, опоздала на урок. Она
выглядела неряшливо: волосы причесаны небрежно,
воротничок оторвался.
Галя не успела произнести еще ни одного слова,
как кто-то сказал:
– У-у! Неряха пришла!
– И еще опоздала!..
– Грязнуля! – добавил кто-то...
Галя заплакала.
Ситуация 12: Каланча
Ира, придя в школу 1 сентября, с огорчением
увидела, что намного переросла не только девочек
из своего класса, но и некоторых мальчиков. Через
несколько дней Вера Ивановна заметила, что
девочка стала скованной и малообщительной.
Учительница оставила Иру после уроков и
спросила, что ее беспокоит.
Девочка долго молчала, но потом с обидой в голосе
сказала: «Многие ребята меня дразнят Каланчой».
Ситуация 13: Мелочь, Карлик, Клоп
В классе учится Коля. От своих сверстников он
отличается маленьким ростом, за что нередко
подвергается насмешкам, слыша в свой адрес:
«Мелочь, Карлик, Клоп!» Особенно усердствуют
Костя и несколько детей, которые поддерживают
Костю. Им нравится обижать и унижать своего
товарища.
Как бороться с обзыванием?
1. Проведите с детьми беседу на тему «Давать
клички и прозвища – плохая привычка».
Используйте во время беседы высказывания
детей, стихотворения.
ДЕТСКИЕ МНЕНИЯ
– Катя утверждает, что клички, желание
обидеть словом возникают там, где класс
недружный и все друг другу безразличны. Согласны
ли вы с Катей?
– Оля считает, что не все клички обидны: «Мне
кажется, – говорит она, – не так уж все страшно.
Есть клички обидные: Очкарик, Носатик, Жиртрест,
– и ребята от них страдают. Против этого надо
бороться – обижать человека нельзя!
Но есть же прозвища добрые, смешные, в них нет
зла. Моя фамилия Картавенко, а меня зовут
Картоней – разве это обидно? Даже трогательно,
когда сохраняют за людьми детские прозвища и
разные ласковые имена...»
ВОПРОС. Что вы думаете о высказывании Оли?
Вежливый ослик
Был ослик
Очень вежливый,
Воспитанный он был:
Всем улыбался,
Кланялся
И «здравствуй»
Говорил.
Потом он отходил на шаг
И говорил:
Тюлень – тюфяк,
А заяц – трус,
А лев – дурак,
А слон – обжора
И толстяк...
Ни разу доброго
Словца
Он не сказал
Ни про кого –
И я прошу тебя,
Дружок:
Не будь похожим
На него.
(И. Пивоварова)
ВОПРОС. Правильно ли поступал ослик, давая
зверям такие характеристики?
КНИГА ЛАСКОВЫХ ИМЕН
Я вышел во двор и увидел девочку Свету. Она
сидела, пригорюнившись, на скамейке.
– Ты чего горюешь? – спросил я.
– О-о-о-х... – вздохнула Света и пожаловалась: –
Злодей грубиян обозвал меня «Светка-фигнетка» и
заколдовал. Теперь я не смогу веселиться, пока
кто-нибудь не расколдует меня, назвав семью
ласковыми именами.
– Сейчас сбегаю домой за одной книжкой и
расколдую тебя, – пообещал я. Вернувшись с
книгой, я открыл ее на странице с именем Светлана
и прочитал:
– Светуля, Светуня, Вето, Лапа, Светунчик,
Светланушка, Светлячок.
Как только я произнес седьмое ласковое имя,
девочка заулыбалась, лицо ее засветилось.
– Бежим расколдовывать девчонок! – крикнула
она.
– А разве они тоже?.. – спросил я уже на бегу.
– Этот злодей колдун тоже обозвал их, и они
стали чахнуть...
Светину подружку Наташу мы нашли в самом дальнем
темном углу двора. Она сидела в обнимку со
снеговиком.
– Наталя, Натуля, Натуся, Ната, Таша, Толя, Тата,
– прочитал я. И Наташенька ожила, заулыбалась, ее
бледные щеки зарумянились.
А потом я расколдовал Светину подругу Олю, назвав
семь ее ласковых имен:
– Ольгуня, Ольгуша, Олюся, Оляша, Лена, Леля,
Ляля.
– Если тебя не будет, а нас снова заколдуют
грубым прозвищем, где мы найдем ласковые имена? –
робко спросила меня Оленька, еще не совсем
поверившая в свое спасение.
– Тогда вы бегите в библиотеку и возьмите
«Словарь русских личных имен», – сказал я. – В
нем вы найдете все ласковые имена.
(О. Кириллов)
2. Познакомьте детей со «Словарем русских
личных имен».
Анализ ситуации порождает педагогические
задачи, которые предстоит решить учителю (детям,
родителям): внести коррективы в воспитание
обидчиков, убеждая их в том, что унижать
достоинство человека непозволительно; помочь
обидчику найти способ повысить авторитет и
уровень самооценки; наказывать или не наказывать
обидчиков.
Попробуйте хотя бы мысленно построить дерево
решений одной или всех названных задач,
используя схему.
«Дерево решений» помогает увидеть
многообразие способов решения конкретной задачи
(В1 С1 Д; В2 С4 Д10).
Не торопитесь, обдумайте, какой из них вам
выбрать в зависимости от индивидуальных
особенностей учащихся.
При этом «Дерево решений» может получить
дальнейшее развитие на уровне «Е», то есть каждый
из предлагаемых способов может еще
варьироваться.
3. Порешайте с детьми коммуникативные
задачи.
Костя обозвал Ваню Рыжим. Что вы
скажете мальчикам, услышав их диалог?
Дети поссорились из-за того, что один
обозвал другого. Через некоторое время дети
помирились: обидчик попросил прощения и сказал,
что больше так поступать не будет. Что бы вы
сказали в таком случае?
Высказывания детей можно дополнить:
– Ты поступил правильно...
– Ты хорошо сделал, что попросил прощения...
– Ты проявил доброту...
– Ты правильно сделал, что помирился...
– Ты молодец, ты очень добрый...
4. Заведите журнал «Хочу поделиться!» или
«Друг».
Название дети могут придумать сами.
В этот журнал, который лежит на столе учителя,
каждый ребенок может написать о том, что его
огорчило, обидело, какие неудачи его постигли,
какие конфликты произошли.
В таком журнале могут встретиться записи об
отношении к кличкам, поэтому учитель всегда
может прийти на помощь.
Этой статьей мы заканчиваем цикл
Тамары Тамбовкиной «Педагогические ситуации».
Автор будет рада, если вы напишете отзыв или
поделитесь собственным опытом. Свои вопросы и
письма присылайте по адресу: Москва, 121165, ул.
Киевская, д. 24, редакция «Начальная школа»
|