Т.В. ИГНАТЬЕВА,
заслуженный учитель России
Еще раз о русском языке
В пособиях «Карточки по русскому
языку» собраны практические материалы, которые
относятся к ведущим разделам программы по
русскому языку – грамматике, правописанию,
развитию речи. Авторы стремились дать педагогу в
руки учебный материал, который помог бы
сформировать у детей навыки грамотного письма,
умения обращаться со словом, предложением,
научить работать с текстом. Это возможно лишь при
осознанном подходе детей к орфограммам, правилам
орфографии и пунктуации. Выработать навык
грамотного письма можно лишь тогда, когда хорошо
разработана и подобрана система учебных
упражнений. Поэтому авторы стремились логично
простроить линию изучения материала по русскому
языку по центральным темам программы от 1-го до
4-го класса с тем, чтобы работать с данными
«Карточками по русскому языку» можно было в
сочетании с любым учебником русского языка,
действующим, в настоящее время в Российских
школах.
Пособия классически по своему
содержанию и универсальны при использовании.
Предполагалось, что работать дети смогут по
карточкам индивидуально, парами, коллективно, а
также в группах. Задания к карточкам достаточно
разнообразны. Самое главное, что они направлены
на систематическую работу по усвоению,
закреплению и контролю знаний, умений и навыков
учащихся. Задания типа: проверь, сравни,
подготовь, посмотри, замени, придумай, ответь,
найди, выдели, реши проблему и т.д. дают
возможность выработать у ребенка способность
постоянного анализа, синтеза, обобщения
материала, ее контроля и самоконтроля. В то же
время учитель вправе вносить свои коррективы в
то или иное упражнение или задание, а также
менять очередность использования карточек.
Развитие устной и письменной речи –
это также очень важный аспект в работе с
учащимися начальной школы. Поэтому в данных
пособиях авторы предпочитают работать с
классическим текстом и своими авторскими
текстами, предлагая вниманию детей самые
различные виды и варианты письменных работ.
Изначально первоклассник не может
сразу выполнить большое количество поставленных
перед ним задач. Одновременно выполнить анализ
текста, структурировать его, правильно написать
и выполнить графику той или иной орфограммы –
это задача не из легких даже для ученика 3-4-х
классов начальной школы. Поэтому авторы пособия
старались распределить задания, постепенно
усложняя их изо дня в день, от класса к классу.
Авторы предлагают детям задания в строгой
логической системе и, самое главное, не
перегружают детей объемом и количеством
орфограмм на новый материал. Младший школьник
должен уметь использовать свои знания не только
в привычных условиях, но и в иных, нестандартных
ситуациях. Постоянные тренировочные упражнения,
несомненно, дадут положительные результаты и
помогут ребенку прочно усваивать учебный
материал, развивать свою орфографическую
зоркость, чувствовать себя увереннее при
самостоятельной работе.
Очень важно воспитывать у детей
интерес к творческой деятельности на уроках
обучения грамоте, русского языка, литературного
чтения; пополнять и активизировать словарный
запас детей. В карточках содержатся вопросы, как
устного характера, так и письменного. Авторы учли
и то обстоятельство, что дети на уроках еще
работают и с учебниками русского языка. В связи с
этим упражнения включают в себя следующие
задания: выпиши ту или иную часть, подготовь план
к тексту, допиши конец текста, придумай начало
рассказа, допиши середину текста или только одно,
два предложения и т.д. Опять же учитель может
более точно конкретизировать готовое задание.
В дидактическом материале авторы
стремились показать детям классический
образцовый текст и по мере возможности избегали
работы с отдельными словами и словосочетаниями.
Работа такого вида дается только в тех случаях,
когда это необходимо. Например, подбери синонимы,
объясни то или иное словосочетание, подбери
группу слов или словосочетаний для будущего
изложения, зарисуй словами тот или иной сюжет и
т.д. Особенно это касается материалов для 1-го и
2-го классов. В пособия включены ребусы,
занимательные вопросы, загадки и др.
Дидактический материал 1-го класса помогает
учителю подобрать для учащихся упражнения в
различные периоды обучения: добукварный,
букварный и послебукварный. У учителя есть
добротный материал для воспитания у детей
бережного отношения к слову, русской речи,
русскому языку – этому несметному богатству
русского народа. Работая с правильно построенным
предложением, с классическим текстом ребенок
учится грамотно говорить, писать, сочинять,
думать. Разнообразные задания упражнений
помогают младшим школьникам за годы обучения
начальной школы освоить работу с различными
словарями, более глубоко погружают их в
окружающий мир, дают полезную учебную
информацию, учат не теряться в той или иной
сложной ситуации.
Оформление данных книг заслуживает
одобрения: четкий шрифт, удобное расположение
упражнений и заданий, художественное
иллюстрирование пособий. Все это украшает,
делает приятным процесс работы ребенка по данным
карточкам, помогает выполнить задания комфортно,
своевременно и правильно.
Поздравляем с юбилеем ТАМАРУ
ВИВИАНОВНУ ИГНАТЬЕВУ – человека посвятившего
себя делу образования и воспитания
подрастающего поколения. Ее общий трудовой стаж
36 лет, из них 18 лет отдано педагогической работе с
детьми.
За высокий содержательный и методический
уровень проведения уроков, формирование у
учащихся прочных знаний, умений, навыков,
внеклассную и внешкольную работу она была
награждена Почетной грамотой Министерства
образования РСФСР, грамотой Совета Министров
СССР и ВЦСПС за трудовые успехи в деле воспитания
подрастающего поколения.
В 1988 году как опытный специалист, Т.В. Игнатьева
была приглашена на работу в Министерство
просвещения РСФСР. Совместно с научными
группами, авторскими коллективами принимала
активное участие в разработке структуры
начального образования, эксперимента по
обновлению содержания начального образования.
Вместе с Департаментом экспертизы учебных
изданий осуществляла экспертизу учебных
программ, новых учебников, пособий для учащихся и
учителей начальной школы, активно участвовала в
подготовке и проведении всероссийских и
региональных совещаний по проблемам начального
образования.
Т. В. Игнатьева является автором
научно-методических работ и учебных пособий по
проблемам обучения грамоте, литературному
чтению и математике для учащихся и учителей
начальной школы.
В течение шести лет Тамара Вивиановна составляет
и печатает в газете «Начальная школа»
контрольные и проверочные работы по
литературному чтению.
Желаем Тамаре Вивиановне крепкого здоровья,
творческих успехов и, конечно, большого женского
счастья!
|
|