Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Т.В. ИГНАТЬЕВА,
заслуженный учитель России

Еще раз о русском языке

В пособиях «Карточки по русскому языку» собраны практические материалы, которые относятся к ведущим разделам программы по русскому языку – грамматике, правописанию, развитию речи. Авторы стремились дать педагогу в руки учебный материал, который помог бы сформировать у детей навыки грамотного письма, умения обращаться со словом, предложением, научить работать с текстом. Это возможно лишь при осознанном подходе детей к орфограммам, правилам орфографии и пунктуации. Выработать навык грамотного письма можно лишь тогда, когда хорошо разработана и подобрана система учебных упражнений. Поэтому авторы стремились логично простроить линию изучения материала по русскому языку по центральным темам программы от 1-го до 4-го класса с тем, чтобы работать с данными «Карточками по русскому языку» можно было в сочетании с любым учебником русского языка, действующим, в настоящее время в Российских школах.

Пособия классически по своему содержанию и универсальны при использовании. Предполагалось, что работать дети смогут по карточкам индивидуально, парами, коллективно, а также в группах. Задания к карточкам достаточно разнообразны. Самое главное, что они направлены на систематическую работу по усвоению, закреплению и контролю знаний, умений и навыков учащихся. Задания типа: проверь, сравни, подготовь, посмотри, замени, придумай, ответь, найди, выдели, реши проблему и т.д. дают возможность выработать у ребенка способность постоянного анализа, синтеза, обобщения материала, ее контроля и самоконтроля. В то же время учитель вправе вносить свои коррективы в то или иное упражнение или задание, а также менять очередность использования карточек.

Развитие устной и письменной речи – это также очень важный аспект в работе с учащимися начальной школы. Поэтому в данных пособиях авторы предпочитают работать с классическим текстом и своими авторскими текстами, предлагая вниманию детей самые различные виды и варианты письменных работ.

Изначально первоклассник не может сразу выполнить большое количество поставленных перед ним задач. Одновременно выполнить анализ текста, структурировать его, правильно написать и выполнить графику той или иной орфограммы – это задача не из легких даже для ученика 3-4-х классов начальной школы. Поэтому авторы пособия старались распределить задания, постепенно усложняя их изо дня в день, от класса к классу. Авторы предлагают детям задания в строгой логической системе и, самое главное, не перегружают детей объемом и количеством орфограмм на новый материал. Младший школьник должен уметь использовать свои знания не только в привычных условиях, но и в иных, нестандартных ситуациях. Постоянные тренировочные упражнения, несомненно, дадут положительные результаты и помогут ребенку прочно усваивать учебный материал, развивать свою орфографическую зоркость, чувствовать себя увереннее при самостоятельной работе.

Очень важно воспитывать у детей интерес к творческой деятельности на уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения; пополнять и активизировать словарный запас детей. В карточках содержатся вопросы, как устного характера, так и письменного. Авторы учли и то обстоятельство, что дети на уроках еще работают и с учебниками русского языка. В связи с этим упражнения включают в себя следующие задания: выпиши ту или иную часть, подготовь план к тексту, допиши конец текста, придумай начало рассказа, допиши середину текста или только одно, два предложения и т.д. Опять же учитель может более точно конкретизировать готовое задание.

В дидактическом материале авторы стремились показать детям классический образцовый текст и по мере возможности избегали работы с отдельными словами и словосочетаниями. Работа такого вида дается только в тех случаях, когда это необходимо. Например, подбери синонимы, объясни то или иное словосочетание, подбери группу слов или словосочетаний для будущего изложения, зарисуй словами тот или иной сюжет и т.д. Особенно это касается материалов для 1-го и 2-го классов. В пособия включены ребусы, занимательные вопросы, загадки и др. Дидактический материал 1-го класса помогает учителю подобрать для учащихся упражнения в различные периоды обучения: добукварный, букварный и послебукварный. У учителя есть добротный материал для воспитания у детей бережного отношения к слову, русской речи, русскому языку – этому несметному богатству русского народа. Работая с правильно построенным предложением, с классическим текстом ребенок учится грамотно говорить, писать, сочинять, думать. Разнообразные задания упражнений помогают младшим школьникам за годы обучения начальной школы освоить работу с различными словарями, более глубоко погружают их в окружающий мир, дают полезную учебную информацию, учат не теряться в той или иной сложной ситуации.

Оформление данных книг заслуживает одобрения: четкий шрифт, удобное расположение упражнений и заданий, художественное иллюстрирование пособий. Все это украшает, делает приятным процесс работы ребенка по данным карточкам, помогает выполнить задания комфортно, своевременно и правильно.

 

Заслуженный учитель России Т.В. Игнатьева

Поздравляем с юбилеем ТАМАРУ ВИВИАНОВНУ ИГНАТЬЕВУ – человека посвятившего себя делу образования и воспитания подрастающего поколения. Ее общий трудовой стаж 36 лет, из них 18 лет отдано педагогической работе с детьми.
За высокий содержательный и методический уровень проведения уроков, формирование у учащихся прочных знаний, умений, навыков, внеклассную и внешкольную работу она была награждена Почетной грамотой Министерства образования РСФСР, грамотой Совета Министров СССР и ВЦСПС за трудовые успехи в деле воспитания подрастающего поколения.
В 1988 году как опытный специалист, Т.В. Игнатьева была приглашена на работу в Министерство просвещения РСФСР. Совместно с научными группами, авторскими коллективами принимала активное участие в разработке структуры начального образования, эксперимента по обновлению содержания начального образования.
Вместе с Департаментом экспертизы учебных изданий осуществляла экспертизу учебных программ, новых учебников, пособий для учащихся и учителей начальной школы, активно участвовала в подготовке и проведении всероссийских и региональных совещаний по проблемам начального образования.
Т. В. Игнатьева является автором научно-методических работ и учебных пособий по проблемам обучения грамоте, литературному чтению и математике для учащихся и учителей начальной школы.
В течение шести лет Тамара Вивиановна составляет и печатает в газете «Начальная школа» контрольные и проверочные работы по литературному чтению.
Желаем Тамаре Вивиановне крепкого здоровья, творческих успехов и, конечно, большого женского счастья!