Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Мария ШУМКИНА,
учитель школы № 225,
г. Новокузнецк

Экологическая безопасность

Тема. «Экологическая безопасность».

Цели. Познакомить детей с термином «экологическая безопасность»; учить сравнивать, анализировать, обобщать; доказать детям, что Земля – наш дом: бережем дом – бережем здоровье; воспитывать бережное отношение к окружающей среде, выполнять правила личной экологической безопасности.

Оборудование. Рисунки учащихся; для опыта: лоточки, стаканы со снегом и с чистой водой; бинт (в качестве фильтра); карточка «Экология».

Статья опубликована при поддержке ООО «ФОРК» — многопрофильного завода, занимающегося выпуском устройств, предназначенных для обеспечения эффективного охлаждения и теплообмена промышленного оборудования. В частности, маслоохладитель мо, производимый ООО "ФОРК", используется для охлаждения авиационного, турбинного, дизельного масла и других неагрессивных жидкостей, циркулирующих внутри замкнутых систем генераторов, электродвигателей, гидравлического оборудования (прессов, станков, компрессоров и т.п.), холодильных установок. Выпускаемые ООО «ФОРК» в четырех климатических вариантах промышленные газоохладители необходимы для отведения тепла от газа (водорода), который циркулирует в закрытой системе оборудования. Также в линейке выпускаемой заводом продукции широко представлены воздухоохладители, теплообменники, оребренные трубы, мотор-барабаны, с подробной информацией о которых можно ознакомиться на сайте vozduhoohladiteli.com.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Ребята, я сегодня услышала интересный разговор:
– Ох, какая сегодня плохая экология, – сказала мама, стиснув виски руками, – от нее у меня разболелась голова.
– Да уж, – согласился папа, – экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.
Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?
Сегодня на уроке мы будем говорить об очень важной науке – экологии.

На доске вывешивается карточка «Экология».

III. Закрепление пройденного материала

У. Кто помнит из курса 2-го класса, что такое экология?

Дети. Это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. «Эко» по-гречески – дом, «логос» – наука.

У. Получается, что экология – наука о доме. Домоводство какое-то? А может быть, она действительно похожа на домоводство? Что говорится в книгах о домоводстве?

Д. Надо чаще убирать в квартире, разводить цветы, не сорить, не ломать мебель, не сливать жирную воду в раковину, не пачкать ковры, выносить мусор каждый день.

У. А можем ли мы природу назвать своим домом? Докажите.

Выслушиваются ответы детей.

– Совершенно верно, природа – это тоже дом, но только необъятный и общий для всех людей и животных.
Но если природа – наш дом, то здесь уместны некоторые правила домоводства. Скажите, что это за правила?

Д. Надо убирать за собой после отдыха в лесу, не сорить, беречь цветы, не ломать деревья, не сливать грязную воду в реки, не топтать траву.

У. Помните: в природе все взаимосвязано. Каким образом?

Д. Растения и животные могут вместе питаться, жить и помогать друг другу.

У. А кто мне может сказать: что такое окружающая среда? Почему среда, а не вторник или суббота? А Робинзон Крузо наверняка бы сказал – «окружающая пятница».

Д. Среда – это не только день недели. Это слово еще означает все, что есть вокруг нас, в том числе и природу.

У. А можете ли вы мне доказать, что человек – это царь природы, ее хозяин?

Выслушиваются ответы детей.

– А я могу доказать, что это не так. Миллиарды лет существовала природа без людей. Человек – часть природы. Если мы не изменим отношение к ней, то в будущем мы, люди, можем исчезнуть. От чего загрязняется окружающая среда?

Подготовленные дети делают сообщения.

– Каким образом загрязненная окружающая среда влияет на человека? А как поступают загрязняющие вещества в организм человека?

Д. Через продукты питания.
– Через воздух.
– Через воду.

У. Откуда в продуктах питания вредные вещества?

Д. Они растут при плохой экологии – в плохом грязном доме, с грязным воздухом.

У. Откуда в воздухе вредные вещества?

Д. Из выхлопных газов автомобилей, от продуктов сгорания топлива на заводах и фабриках.

IV. Физкультминутка

V. Практическая работа

У. Давайте сейчас с вами проделаем небольшой опыт. У вас на партах стаканы с водой. Эта вода получена в результате таяния снега. Вы должны эту воду процедить (пропустить) через марлю. Давайте посмотрим, у кого что получилось. Почему у некоторых из вас марля осталась чистой, а  у некоторых стала грязной?

Д. У нас в городе загрязненный воздух, и вся эта грязь оседает на снег.

У. А почему у нас в Новокузнецке грязный воздух?

Д. У нас есть заводы, которые загрязняют воздух: загрязняют воздух и выхлопные газы автомобилей.

У. А вы знаете, что наш город «соревнуется» с американским городом Чикаго по загрязненности? То мы выходим вперед, то Чикаго. Наш город занимает первое место в мире по тяжелым заболеваниям. Какие у нас есть заводы?

Д. Ферросплавный, алюминиевый, цементный.

У. Как избежать выбросов вредных веществ этих заводов в воздух?

Д. Надо строить очистные сооружения, ставить фильтры.

У. А откуда в воде вредные вещества?

Д. Их сливают с грязной водой заводы.

У. Может быть, кто-то догадался, что такое экологическая безопасность?

Д. Это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.

VI. Контроль знаний

У. Ребята, некоторые заводы не имеют возможности обновлять очистные сооружения, и поэтому загрязнение воздуха, воды и продуктов питания все равно происходит.
Сейчас я хочу предложить вам разделиться на две группы. Первая группа будет составлять памятки о том, как человеку защититься от загрязненной воды, вторая – как человеку защититься от загрязненных продуктов.
 А теперь обсудите проблемные ситуации, которые я вам предложу. Ответьте на вопросы.

Ситуация 1

Появляются случаи отравления грибами, которые издавна считались съедобными и многие годы употреблялись в пищу. Почему в таких грибах могли появиться ядовитые вещества?

Ситуация 2

Основной корм выдры – рыба. Установлено, что в случае истребления выдр сначала в водоеме рыбы станет больше, но со временем ее будет становиться все меньше и меньше. Объясните ситуацию.

Представители групп отвечают на вопросы.

Памятка группы 1

1. Не купайся в загрязненных водоемах.

2. Очищай воду, которая течет из крана, с помощью фильтра.

3. Пей только кипяченую воду.

4. Надевай головной убор во время дождя.

Памятка группы 2

1. Тщательно мой овощи и фрукты. Не собирай ягоды и грибы вблизи автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий.

2. Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.

3. Не ешь продукты, у которых истек срок хранения.

VII. Итог урока

У. Завершить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением:

Береги природу, человек,
И тогда счастливым будешь ты на век.
Ведь природа – дом родной,
Создает уют, покой.
Дом, в котором мы живем, –
Как легко, просторно в нем!
Будем мы себя оберегать,
Наш долг – природу защищать!

Что такое экологическая безопасность?

Как можно защититься от загрязненного воздуха? воды? продуктов питания?

Выслушиваются ответы учеников.