Ирина МАРКОВА,
учитель начальных классов,
ГОУ СОШ № 1002
г. Москва
Наш дом – природа
Тема. «Наш дом – природа».
Цели. Раскрыть значение природы в жизни
человека; формировать бережное отношение к
окружающему миру, умение видеть красоту природы.
Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас. 1
класс» (авт. А. Плешаков), рабочие тетради к
учебнику; рисунки с изображениями обычного дома
и дома-природы, разноцветные кружки; тексты
стихотворений, рабочий лист с заданиями на
каждого ученика; плакат с изображением теремка;
магнитофон, кассета «Звуки леса».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Учитель. Каждый из нас живет в доме со
стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим
за порог обычного дома, мы оказываемся в другом
доме – природе. Когда-то, очень давно, только
природа и была единственным домом для человека.
Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Он
охотился на животных, собирал для еды растения.
Шло время, и человек научился многому. Теперь мы
живем в современных многоэтажных домах, еду
покупаем в магазине, а все равно нашим настоящим
домом остается природа. Почему?
Дети отвечают
– А есть ли «природа» в нашем жилище?
Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода,
воздух, солнечные лучи – это ведь все природа.
Можем мы без этого жить в нашем доме? Нет! Хотя
человек и построил дома, города, он все равно
зависит от природы и не может без нее прожить,
потому что он сам – часть природы. А раз так,
значит, человек должен очень бережно относиться
к природе, дружить с ней, уважать ее законы.
– А может ли природа жить без человека?
Дети. Да, может. Очень-очень давно на нашей
Земле не было людей, а природа и тогда была.
Например, в то время, когда на Земле жили
динозавры.
III. Сообщение темы урока
У. Сегодня на уроке мы с вами будем
говорить о природе как о нашем доме.
IV. Работа по теме урока
У. Перед вами лежат два рисунка. На одном
изображен обычный дом, а на другом – дом-природа.
Давайте вместе сравним эти дома. Что общего вы
видите на этих рисунках? Чем различаются эти
рисунки?
Дети отвечают.
– Отчего в нашем доме бывает светло?
Д. Свет идет от лампы.
У. А что можно сравнить с лампой в
природе?
Д. Солнце.
У. Но солнце не только светит, но и греет.
Значит, его можно сравнить еще и с домашним
обогревателем, плитой, батареей отопления.
В природе идет дождь. Где его можно встретить в
нашем доме?
Д. В нашем доме есть душ.
У. В природе – ветер, а в доме?
Д. Вентилятор.
У. В комнате есть пол. Где пол в природном
доме?
Д. В доме-природе под ногами земля, почва.
У. В обычном доме бывают каменные и
деревянные стены.
Д. В доме-природе – горы и деревья.
У. У нас горит пламя на газовой плите.
Д. А в природе огонь вырывается из
вулкана.
У. В природе выпадает снег, накапливается
лед на высоких горах.
Д. А у себя в обычном доме человек
научился «делать» снег в холодильнике.
У. В природе дикие животные.
Д. В обычном доме – домашние.
У. Можно сделать вывод: в каждом доме
должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения.
Что произойдет, если не будет воздуха? воды?
солнца?
Дети отвечают.
У. Ребята, а кто построил наши дома?
Д. Строители.
У. Кто построил природу?
Д. Никто не строил.
У. Где чище: дома или на природе?
Д. Дома чище.
У. Почему?
Д. Дома мы убираем, а природа сама за нами
убирать не может.
У. Все, что есть в доме-природе,
взаимосвязано. Природа – это растения,
животные, горы и реки, воздух и земля (почва). И все
это находится на нашей планете, вокруг нас.
Значит, наш дом – вся Земля. Мы должны беречь все
это, наводить порядок.
Что мы с вами можем сделать, чтобы красота,
окружающая нас, не исчезла? Чтобы радовали
цветущие поляны, манили тенистые леса?
Дети отвечают.
– Что же делают люди для сохранения
природных богатств?
Д. Охота на редких животных запрещена.
Редкие растения со всего мира любовно
выращиваются в ботанических садах. Редкие
животные содержатся в зоопарках и заповедниках.
Создаются специальные охраняемые государством
территории:заказники и заповедники.
V. Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон –
Зашумел листвою клен.
VI. Работа с литературными произведениями
Учитель читает стихотворение «Жил на свете
человек».
У. Жил на свете один человечек,
И пошел человечек гулять,
И нашел он двенадцать дощечек,
И решил себе домик собрать.
И сложил он сначала крылечко,
Чтобы каждый войти к нему мог.
К сожаленью, тому человечку
Не хватило на стены досок.
Небо крышу ему подарило,
И стеной был кудрявый лесок.
Ничего, что ему не хватило,
Не хватило на стены досок!
По утрам к нему солнце входило,
Выпивало росистый квасок.
Хорошо, что ему не хватило,
Не хватило на стены досок!
И пришли к нему птицы и звери,
Майский жук заглянул на часок...
Хорошо, что на крепкие двери
Не хватило на двери досок!
Почему автор говорит: «Хорошо, что на двери и
стены не хватило досок»?
Д. К человечку могут приходить гости.
У. Очень часто человек отгораживается
каменными стенами дома от природы и забывает о
том, что рядом с ним живут птицы и звери, растут
леса и шумят деревья.
А ведь в природе так много всяких тайн, загадок,
столько всего интересного!
Учитель читает стихотворение «Дом под крышей
голубой» В. Орлова.
Словно крыша над землею,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Реки, горы и леса.
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы,
Страны все, и все народы,
И, конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло,
Чтобы жили мы на свете,
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
– О каком доме идет речь в этом
стихотворении?
Д. О всей Земле.
У. Что такое «голубая крыша»?
Д. Небо.
У. А мы с вами тоже находимся в этом доме?
Д. Да.
У. Как вы понимаете смысл последних
четырех строчек? Для кого мы должны стать
друзьями?
Д. Друзьями надо быть не только по
отношению к человеку, но и по отношению к
растениям, к животным, то есть к природе.
VII. Закрепление пройденного материала
У. Ребята, а теперь откройте учебник на
странице 30, и давайте вместе с вами вспомним:
какие предметы окружают нас дома? Рисунок
учебника послужит вам подсказкой.
Дети перечисляют предметы.
– Что нас окружает в природе?
Дети отвечают.
– А теперь откройте рабочий лист и
прочитайте задание.
Рабочий лист выдается каждому ученику.
Мой дом – природа
Представь себе, что природа заболела. Цветам,
деревьям, реке, ручейку, птицам, насекомым, зверям
и многому другому нужна твоя помощь. Но помочь ты
можешь только чему-то или кому-то одному. Кого или
что ты будешь спасать? Нарисуй или напиши.
Мой дом. Город. Квартира
Нарисуй или напиши, что для тебя является самым
красивым в городе или в твоей квартире.
Во время выполнения задания звучит музыка
«Звуки леса».
VIII. Физкультминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились!
IХ. Итог урока
У. Почему мы считаем природу нашим домом?
Можем ли мы без нее прожить? Почему нас тянет на
природу?
Что мы даем, а что берем у природы? Можем ли мы
помочь природе? Как вы помогаете природе?
Дети отвечают. На доске висит плакат с
изображением теремка. На плакате сделаны прорези
для рисунков животных, птиц и насекомых. Рисунки
дети изготовили заранее.
– Жил-был мальчик Петя. Он очень любил природу.
И решил Петя построить себе дом на лесной
полянке. Красивый, уютный получился дом у
мальчика – только жить бы да радоваться в нем.
Поселился Петя в своем домике.
Прошло совсем немного времени, и стало Пете очень
скучно. Начал он заботиться о животных и птицах,
живущих рядом с ним. Больным животным приносил
корм, лечил их от болезней. И тогда животные и
птицы почувствовали заботу, полюбили мальчика и
стали сами прилетать к домику Пети.
Давайте посмотрим, кто же прилетел к мальчику.
Дети по одному выходят к доске и прикрепляют
свои рисунки.
– Посмотрите, ребята, как много животных,
птиц, насекомых пришло к Пете. Как вы думаете,
будет ли теперь он скучать? Почему у Пети
изменилось настроение? Какой вывод мы можем
сделать?
Дети вместе с учителем делают вывод.
– Человек может быть счастлив только тогда,
когда он живет в гармонии с природой: бережно к
ней относится, заботится о ней. Тогда и природа
по-доброму относится к человеку. Выходя в
природу, надо помнить, что она – наш общий дом.
Поэтому и вести себя на природе надо так, как у
себя дома.
|