Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Ирина МАРКОВА,
учитель начальных классов,
ГОУ СОШ № 1002
г. Москва

Наш дом – природа

Тема. «Наш дом – природа».

Цели. Раскрыть значение природы в жизни человека; формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.

Оборудование. Учебник «Мир вокруг нас. 1 класс» (авт. А. Плешаков), рабочие тетради к учебнику; рисунки с изображениями обычного дома и дома-природы, разноцветные кружки; тексты стихотворений, рабочий лист с заданиями на каждого ученика; плакат с изображением теремка; магнитофон, кассета «Звуки леса».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Каждый из нас живет в доме со стенами, крышей, полом. Но как только мы выходим за порог обычного дома, мы оказываемся в другом доме – природе. Когда-то, очень давно, только природа и была единственным домом для человека. Тогда он не умел строить жилище и жил в пещере. Он охотился на животных, собирал для еды растения. Шло время, и человек научился многому. Теперь мы живем в современных многоэтажных домах, еду покупаем в магазине, а все равно нашим настоящим домом остается природа. Почему?

Дети отвечают

– А есть ли «природа» в нашем жилище? Посмотрите вокруг: комнатные растения, вода, воздух, солнечные лучи – это ведь все природа. Можем мы без этого жить в нашем доме? Нет! Хотя человек и построил дома, города, он все равно зависит от природы и не может без нее прожить, потому что он сам – часть природы. А раз так, значит, человек должен очень бережно относиться к природе, дружить с ней, уважать ее законы.

– А может ли природа жить без человека?

Дети. Да, может. Очень-очень давно на нашей Земле не было людей, а природа и тогда была. Например, в то время, когда на Земле жили динозавры.

III. Сообщение темы урока

У. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о природе как о нашем доме.

IV. Работа по теме урока

У. Перед вами лежат два рисунка. На одном изображен обычный дом, а на другом – дом-природа. Давайте вместе сравним эти дома. Что общего вы видите на этих рисунках? Чем различаются эти рисунки?

Дети отвечают.

– Отчего в нашем доме бывает светло?

Д. Свет идет от лампы.

У. А что можно сравнить с лампой в природе?

Д. Солнце.

У. Но солнце не только светит, но и греет. Значит, его можно сравнить еще и с домашним обогревателем, плитой, батареей отопления.

В природе идет дождь. Где его можно встретить в нашем доме?

Д. В нашем доме есть душ.

У. В природе – ветер, а в доме?

Д. Вентилятор.

У. В комнате есть пол. Где пол в природном доме?

Д. В доме-природе под ногами земля, почва.

У. В обычном доме бывают каменные и деревянные стены.

Д. В доме-природе – горы и деревья.

У. У нас горит пламя на газовой плите.

Д. А в природе огонь вырывается из вулкана.

У. В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах.

Д. А у себя в обычном доме человек научился «делать» снег в холодильнике.

У. В природе дикие животные.

Д. В обычном доме – домашние.

У. Можно сделать вывод: в каждом доме должны быть и тепло, и воздух, и свет, и растения. Что произойдет, если не будет воздуха? воды? солнца?

Дети отвечают.

У. Ребята, а кто построил наши дома?

Д. Строители.

У. Кто построил природу?

Д. Никто не строил.

У. Где чище: дома или на природе?

Д. Дома чище.

У. Почему?

Д. Дома мы убираем, а природа сама за нами убирать не может.

У. Все, что есть в доме-природе, взаимосвязано. Природа – это растения, животные, горы и реки, воздух и земля (почва). И все это находится на нашей планете, вокруг нас. Значит, наш дом – вся Земля. Мы должны беречь все это, наводить порядок.
Что мы с вами можем сделать, чтобы красота, окружающая нас, не исчезла? Чтобы радовали цветущие поляны, манили тенистые леса?

Дети отвечают.

– Что же делают люди для сохранения природных богатств?

Д. Охота на редких животных запрещена. Редкие растения со всего мира любовно выращиваются в ботанических садах. Редкие животные содержатся в зоопарках и заповедниках. Создаются специальные охраняемые государством территории:заказники и заповедники.

V. Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон –
Зашумел листвою клен.

VI. Работа с литературными произведениями

Учитель читает стихотворение «Жил на свете человек».

У. Жил на свете один человечек,
И пошел человечек гулять,
И нашел он двенадцать дощечек,
И решил себе домик собрать.
И сложил он сначала крылечко,
Чтобы каждый войти к нему мог.
К сожаленью, тому человечку
Не хватило на стены досок.
Небо крышу ему подарило,
И стеной был кудрявый лесок.
Ничего, что ему не хватило,
Не хватило на стены досок!
По утрам к нему солнце входило,
Выпивало росистый квасок.
Хорошо, что ему не хватило,
Не хватило на стены досок!
И пришли к нему птицы и звери,
Майский жук заглянул на часок...
Хорошо, что на крепкие двери
Не хватило на двери досок!

Почему автор говорит: «Хорошо, что на двери и стены не хватило досок»?

Д. К человечку могут приходить гости.

У. Очень часто человек отгораживается каменными стенами дома от природы и забывает о том, что рядом с ним живут птицы и звери, растут леса и шумят деревья.
А ведь в природе так много всяких тайн, загадок, столько всего интересного!

Учитель читает стихотворение «Дом под крышей голубой» В. Орлова.

Словно крыша над землею,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Реки, горы и леса.
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы,
Страны все, и все народы,
И, конечно, я и ты.
Кружит в небе голубом
Наш огромный круглый дом.
Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло,
Чтобы жили мы на свете,
Не ругаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.

– О каком доме идет речь в этом стихотворении?

Д. О всей Земле.

У. Что такое «голубая крыша»?

Д. Небо.

У. А мы с вами тоже находимся в этом доме?

Д. Да.

У. Как вы понимаете смысл последних четырех строчек? Для кого мы должны стать друзьями?

Д. Друзьями надо быть не только по отношению к человеку, но и по отношению к растениям, к животным, то есть к природе.

VII. Закрепление пройденного материала

У. Ребята, а теперь откройте учебник на странице 30, и давайте вместе с вами вспомним: какие предметы окружают нас дома? Рисунок учебника послужит вам подсказкой.

Дети перечисляют предметы.

– Что нас окружает в природе?

Дети отвечают.

– А теперь откройте рабочий лист и прочитайте задание.

Рабочий лист выдается каждому ученику.

Мой дом – природа

Представь себе, что природа заболела. Цветам, деревьям, реке, ручейку, птицам, насекомым, зверям и многому другому нужна твоя помощь. Но помочь ты можешь только чему-то или кому-то одному. Кого или что ты будешь спасать? Нарисуй или напиши.

Мой дом. Город. Квартира

Нарисуй или напиши, что для тебя является самым красивым в городе или в твоей квартире.

Во время выполнения задания звучит музыка «Звуки леса».

VIII. Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились!

IХ. Итог урока

У. Почему мы считаем природу нашим домом? Можем ли мы без нее прожить? Почему нас тянет на природу?
Что мы даем, а что берем у природы? Можем ли мы помочь природе? Как вы помогаете природе?

Дети отвечают. На доске висит плакат с изображением теремка. На плакате сделаны прорези для рисунков животных, птиц и насекомых. Рисунки дети изготовили заранее.

– Жил-был мальчик Петя. Он очень любил природу. И решил Петя построить себе дом на лесной полянке. Красивый, уютный получился дом у мальчика – только жить бы да радоваться в нем.
Поселился Петя в своем домике.
Прошло совсем немного времени, и стало Пете очень скучно. Начал он заботиться о животных и птицах, живущих рядом с ним. Больным животным приносил корм, лечил их от болезней. И тогда животные и птицы почувствовали заботу, полюбили мальчика и стали сами прилетать к домику Пети.
Давайте посмотрим, кто же прилетел к мальчику.

Дети по одному выходят к доске и прикрепляют свои рисунки.

– Посмотрите, ребята, как много животных, птиц, насекомых пришло к Пете. Как вы думаете, будет ли теперь он скучать? Почему у Пети изменилось настроение? Какой вывод мы можем сделать?

Дети вместе с учителем делают вывод.

– Человек может быть счастлив только тогда, когда он живет в гармонии с природой: бережно к ней относится, заботится о ней. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Выходя в природу, надо помнить, что она – наш общий дом. Поэтому и вести себя на природе надо так, как у себя дома.