Зоя КЛЕПИНИНА,
профессор АПК и ППРО,
г. Москва
Шаги к экологической культуре
Птицы и звери, цветы и деревья взывают
к человеку:
сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь.
(Д. Лихачев)
Современный младший школьник, став взрослым,
войдет в жизнь, отягощенную разнообразными
проблемами. Среди последних немалое место
занимают проблемы экологические, которые
современный малыш и вынужден будет решать в
будущем. Успех же этой деятельности находится в
прямой зависимости от уровня экологической
образованности человека, его экологической
культуры. В становлении этого качества личности
исключительно важная роль принадлежит детству,
так как маленький ребенок психологически более
податлив на влияние извне, его мировоззренческие
и нравственные позиции еще неустойчивы, а потому
активно развиваются и утверждаются. Данное
положение учтено Государственными стандартами
образования, в которых последовательно отражена
идея развития у школьников, в том числе и у
младших, экологической культуры. Все это дало нам
основание при разработке интегрированного УМК
«Окружающий мир» (авт. З.А. Клепинина,
Н.И. Ворожейкина. М.: АСТ-ПРЕСС – ШКОЛА, 2005–2007)
обратить серьезное внимание на реализацию в нем
принципа экологической направленности, а
следовательно, на формирование и развитие в
детях экологической культуры.
Но что же конкретно необходимо формировать в
человеке, чтобы его можно было признать
экологически культурным? В чем сущность понятия
«экологическая культура»? С нашей точки зрения,
важнейшими компонентами, на которых
акцентируется внимание в нашем курсе, являются:
1. Экологические
(естественнонаучные) знания.
2. Качества личности (нравственный аспект
экологической культуры), определяющие
ответственное отношение человека к природе.
3. Экологически грамотная практическая
деятельность по охране природы.
Названные компоненты мы рассматриваем в
содержании и аппарате организации усвоения
нашего УМК как причину и следствие, вытекающие
одно из другого, объясняющие друг друга и в
конечном итоге подводящие ребенка к пониманию
необходимости охраны природы и своего
непосредственного посильного участия в этом
деле.
Остановимся подробнее на каждом компоненте
экологической культуры и его реализации в нашем
УМК. Мы прежде всего ориентировались на
Государственный стандарт по окружающему миру и
отбирали информацию, которая позволяет
подводить детей к пониманию некоторых
фундаментальных основ экологии.
Природа есть многообразие ее объектов и
явлений
Отсюда вывод – необходимость сохранения этого
многообразия.
Изучение многообразия объектов и явлений
природы проходит через весь курс. В 1-м классе это
природа неживая и живая; разнообразие погоды;
растения дикорастущие, культурные, деревья,
кустарники, травы; мир животных –
разнообразные насекомые, рыбы, птицы, звери.
Основу содержания 2-го класса составляет
многообразие сезонных явлений, 3-го класса –
многообразие природных объектов в рамках
сообществ,
4-го класса – природных зон. При этом текстовая
информация сочетается с изобразительной, что
позволяет ученику усваивать многообразие не
только количеств, но и форм, красок, в ряде
случаев – движений, повадок и др. При изучении
каждой группы объектов разбирается вопрос, как
нужно к ним относиться и почему именно так.
Значение, ценность объектов и явлений
природы для самой природы и человека.
Ценность объектов и явлений природы – в том,
что они и составляют саму природу. Для человека
природа важна по нескольким направлениям. Прежде
всего, она обеспечивает нашу физическую и
физиологическую жизнь. Действительно, природа
нас кормит, поит, мы дышим воздухом, берем
материалы для строительства, для изготовления
одежды, обуви и др. При изучении любого
природного объекта обязательно разбирается
вопрос о его значении. Например, при введении
понятия «дикие животные» обсуждается вопрос об
их значении (Окружающий мир. 1-й класс. С. 100),
знакомство с насекомыми заканчивается вопросом
«Какое значение имеют насекомые для окружающего
мира и человека?» (там же. – С. 106). Природа
является важнейшим средством сохранения и
укрепления нашего здоровья. Мы рассматриваем это
значение природы в 1-м классе в теме «Будь
здоров!».
Во 2-м классе изучается влияние сезонных
изменений в каждом времени года на здоровье
человека, в связи с чем дети знакомятся с
сезонными мерами по охране и укреплению здоровья
(Окружающий мир. 2-й класс. Ч. 1. – С. 46–49). В 3-м
классе в теме «Человек и природа. Здоровье
человека» по каждой системе органов
рассматривается материал о влиянии природы на
здоровье данной системы. Затем на заключительном
по данной теме уроке обсуждается вопрос о связи
здоровья человека с состоянием окружающей
природы.
Природа существенно влияет на наши эмоции, на
наш духовный мир. Понимание данного ценностного
аспекта природы формируется в процессе
обсуждения поставленных перед детьми вопросов о
том, какие чувства вызывают у детей данные
объекты и явления природы, в чем их красота и т.д.
Этот аспект формируется посредством обсуждения
с детьми вопросов типа «Чем тебе нравится это
растение?» (Окружающий мир», 1-й класс. – С. 92); «В
чем, по-твоему, красота растений?» (Окружающий
мир. 2-й класс. Ч. 1. – С. 74). Мы не только
акцентируем внимание детей на восприятии
красоты природы, на ее эмоциональной оценке, но и
привлекаем их к созданию красоты объекта самим–
«Что надо делать, чтобы комнатные растения
всегда были красивыми?» (Окружающий мир. 2-й класс.
Ч. 1. – С. 67) – и с помощью объектов природы. В
последнем случае большое значение имеют рисунки,
особенно рисунки интерьеров, украшенных
объектами природы (Окружающий мир. 2-й класс. Ч. 1.
– С. 73) и др. Словом, природа обеспечивает
жизнь человека. И здесь снова делается вывод о
необходимости сохранения многообразия природы.
В природе все взаимосвязано
Это одно из самых существенных экологических
знаний, возведенных американским ученым
Б. Коммонером в закон экологии. Для понимания
этого закона важно знание разнообразных
взаимосвязей в природе и влияния на них
деятельности человека. Поэтому в нашем курсе мы
уделяем особое внимание изучению детьми этого
материала. Взаимосвязи в природе мы
рассматриваем в четырех системах: «неживая
природа – неживая природа», «неживая природа –
живая природа», «живая природа – живая природа»,
«природа – деятельность человека». Такой
подход нами был использован в предыдущем УМК
«Природа и люди», обучение по которому показало,
что дети понимают и объясняют такие связи без
особых затруднений.
Примеры
связей внутри неживой природы, которые усваивают
учащиеся при работе по нашему УМК: влияние высоты
солнца на температуру воздуха и земли,
температуры воздуха – на вид осадков, на
состояние воды в водоемах и др. Неживая природа
оказывает влияние на живую.
Примером является связь состояния насекомых в
разные времена года с температурой воздуха,
распространение плодов и семян водой и ветром.
Разнообразны взаимосвязи внутри живой природы.
Это пищевые связи, распространение плодов и
семян животными и др. К этой системе относятся
пищевые цепи. Но мы их не вводим в наш курс по ряду
причин. Изучение пищевых цепей не предусмотрено
Государственным стандартом. Пищевая цепь имеет
строгую структуру: она начинается с растения и
заканчивается хищником. Чтобы самостоятельно
составить такую связь, а значит показать ее
понимание, надо иметь определенный объем знаний
о том, кто чем и кем питается.
Таких знаний у младших школьников
недостаточно, и чаще всего они оперируют
готовыми связями, предложенными учителем или
учебником, что ограничивает понимание основного
закона экологии – «все связано со всем», а
также самостоятельную познавательную
деятельность. Последовательно рассматривается в
нашем курсе четвертая система связей – связь
деятельности человека с состоянием природы.
При этом мы учим детей видеть и отрицательную, и
положительную деятельность. «Попытайся по
внешнему виду растения определить, заботятся ли
о нем люди» (Окружающий мир. 1-й класс. – С.
87); «Что надо делать, чтобы комнатные растения
были всегда красивыми?» (Окружающий мир. 2-й класс.
Ч. 1. – С. 67); «Почему зимой птиц надо
подкармливать?» (там же. – С. 135).
Ознакомление детей со связями в природе мы
организуем в двух формах. Проверенной формой
являются специальные вопросы и задания. Они
вводятся уже с 1-го класса. Например, «Почему
комнатным растениям важен уход?» (Окружающий мир.
1-й класс. – С. 89).
Особенно большое количество вопросов и заданий
на установление разнообразных связей в природе
во 2-м классе. Этому способствует содержание
учебного материала – сезонные изменения в
природе: «Как влияет солнце на осеннюю погоду?»
(Окружающий мир. 2-й класс. Ч. 1. – С. 39); «Ты
убедился, что насекомых зимой на улице нет. Как ты
думаешь, почему?» (там же. – С. 135).
Другой формой предъявления ребенку связей в
природе являются модели-схемы. Они вводятся в
учебники со 2-го класса и по изобразительным
средствам представляют собой единство рисунка и
графики.
Модели-схемы позволяют формировать образные
представления о природных связях, что
соответствует особенностям мышления младших
школьников. Известно, что оно у этих детей
конкретно-образное. Взаимосвязи в природе нельзя
увидеть, потрогать, услышать, то есть
воспринимать органами чувств. Это знания
отвлеченные. Они формируются в ходе логического
мышления, которое у детей только развивается.
Сочетание в наших учебниках двух подходов к
формированию знаний о природных связях –
моделей-схем, ориентированных на образное
мышление, и вопросов и заданий, ориентированных
на работу логического мышления, – способствует
осознанию ребенком этого отвлеченного учебного
материала.
Кроме того, как показывает опыт работы учителей
по нашим учебникам, модели-схемы способствуют
развитию умений излагать свои знания в системе,
умений обобщать знания и др. Осознанию ребенком
связей в природе способствует выполнение
заданий в рабочих тетрадях. Таковы задания 16, 21, 54
и др. в рабочей тетради для 2-го класса. Ценность
выполнения этих заданий – в том, что к осознанию
природных связей подключены не только зрение, но
и практическая деятельность, работа рук.
Правила охраны природы и выработанные на их
основе практические меры по восстановлению
нарушенного в природе равновесия
Здесь имеется в виду всего лишь знание этих мер.
Эти знания вводятся в курс постепенно начиная с
1-го класса. Делаем мы это не призывами, не
готовыми формулировками отдельных правил, а в
связи с изучением определенного материала,
который подводит самих детей к «открытию» этих
правил. Считаем, что такой подход обеспечивает
достаточно полное понимание ребенком сущности и
необходимости выполнения этих правил. Нами
принята определенная логика формирования знаний
о правилах охраны природы. Покажем это на
примере изучения растений (Окружающий мир. 1-й
класс. – С. 82, 83; Окружающий мир. 2-й класс. Ч. 1. –
С. 54–76). В 1-м классе дети познакомились с
растениями как природными объектами, их
некоторыми группами, строением цветкового
растения, получили определенные сведения о
значении растений и необходимости их охраны. Во
2-м классе изучение растений продолжается.
Сначала дети знакомятся с их состоянием летом и
осенью, с распространением плодов и семян,
обсуждают вопрос о разнообразном значении
растений. На этой основе делается вывод о
необходимости охраны растений и предлагается
самостоятельно вывести правила этой
деятельности. Правила выводятся не отвлеченно,
а путем анализа рисунков сначала в учебнике
(Ч. 1. – С. 76, 77), затем в задании 32 рабочей
тетради и выполнения практической части этого
задания.
5. Нормативно-правовые
меры по охране природы. Это знание
общегосударственных законов по охране природы в
целом и отдельных ее компонентов, специальных
постановлений, заповедников и их деятельности,
Красной книги; региональных административных
мер (распоряжений, приказов и т.п.), региональной
Красной книги и т.п.
Перечисленные сведения в нашем УМК являются
логическим продолжением предыдущих. Связующей
может быть такая фраза: «Люди не всегда выполняют
правила охраны растений (грибов, животных), а
потому нередко наносят им вред. Поэтому
государство принимает специальные меры по
охране этих объектов». Теперь идет ознакомление
с государственными мерами. Как это сделать
применительно к растениям, показано на с. 77
учебника для 2-го класса (Ч. 1).
Следующей составляющей экологической культуры
является ее нравственный аспект. Считаем, что
для экологически культурного человека важны
такие качества личности, как любовь к природе,
понимание ее красоты, доброта, умение быть
экономным по отношению к природе, проявлять
милосердие, заботу, предвидеть последствия
своего поведения и чувствовать ответственность
за природу и отдельные ее объекты. Основой
становления и развития таких качеств являются
названные выше знания. Особенно убедительными
для младшего школьника являются знания о
значении природы. Поэтому в нашем УМК нет
призывов типа «Будь добрым к природе», «Ты обязан
заботиться о природе» и т.п. Мы предлагаем детям
наблюдать за отношением людей к природе и ее
объектам, давать оценку такому отношению и
делать вывод применительно к себе: какой я, как я
поступлю, каким я хочу быть, каким я буду? Есть и
прямое воздействие на чувства детей, но тоже
через знания.
Это могут быть отрывки из текста. Например,
«Насекомые и птицы весной» (Окружающий мир. 2-й
класс. Ч. 2. – С. 92): «Если ты найдешь гнездо с
яйцами, немедленно и тихо отойди от него. При
появлении человека птица покидает гнездо. Если
ты долго будешь находиться у гнезда, яйца
остынут, и птенцы в них погибнут». У детей этого
возраста хорошо развито чувство жалости. Поэтому
сообщение о гибели птенцов производит на них
сильное впечатление и оказывает положительное
влияние на развитие милосердия. Другой способ
воздействия на чувства – сюжеты
мультипликационных рисунков. Например (там же. –
С. 93): «Почему зверюшки стараются тихо уйти от
гнезда?»
Человек получает знания для того, чтобы
использовать их в своей практической
профессиональной деятельности.
Не
использованные в практике знания забываются.
Поэтому мы не оставляем знание мер охраны
природы на этапе только знаний, а организуем их
закрепление в практической деятельности, что и
является третьей составляющей экологической
культуры.
Понятно, что не все природоохранные меры
посильны для выполнения младшими школьниками.
Поэтому некоторая часть из них закрепляется
выполнением практических заданий в рабочей
тетради. С 1-го класса мы советуем закрепить за
каждым учеником комнатное растение и ухаживать
за ним (Окружающий мир. 1-й класс. – С. 89). В
последующих классах это шефство продолжается, но
с постепенным расширением правил ухода за
растениями.
Первоклассников можно привлекать к подкормке
птиц, но более осознанный подход к этой
деятельности начинается со 2-го класса, когда
дети узнают об одной из причин перелетов и гибели
птиц зимой – недостатке корма. Младшие школьники
без особого труда могут заготовить корм для птиц.
При этом и здесь мы даем советы, направленные на
охрану природы: не следует собирать корм в
природе – его птицы найдут. Поэтому мы даем
задание: «Не выбрасывай семена из плодов арбузов,
дынь, кабачков, яблок и других плодов. Подсуши их
и сбереги для подкормки птиц зимой». (Окружающий
мир. 2-й класс. Ч. 1. – С. 8). Во 2-м классе ученику
дается немало других советов по практическому
участию в охране природы. Но мы добиваемся, чтобы
необходимость каждого такого мероприятия была
осознана ребенком, как это показано выше на
примере понимания необходимости подкормки птиц.
В 3-м классе привлечение детей к практической
природоохранной деятельности продолжается, но
уже на другом уровне.
Покажем это на примере изучения полезных
ископаемых. Логика такова: сущность понятия
«полезные ископаемые», виды (2–3) полезных
ископаемых, их свойства, использование в связи со
свойствами (ценностный аспект), охрана и
экономное использование полезных ископаемых,
участие третьеклассника в охране полезных
ископаемых.
На первый взгляд кажется, что ребенок ничего не
может здесь выполнить практически.
На самом деле такие возможности есть: «К
полезным ископаемым надо относиться бережно,
экономно их расходовать. Ты тоже в этом можешь
принять участие. Обращай внимание, не горит ли
зря газ, не включены ли бытовые приборы. Нельзя
допускать, чтобы они горели без надобности. Ведь
на это горение расходуются полезные ископаемые.
Поэтому выключи эти приборы или попроси об этом
взрослых» (Окружающий мир. 3-й класс. Ч. 1. – С. 58).
Теперь дети сами могут привести дополнительные
примеры. Возможно, где-то школьников привлекают к
сбору металлолома: тогда надо показать, что это
экономит добычу в природе железной руды.
Такие дополнения к учебнику мы даем в
методическом пособии для учителя.
Аналогично подводим учащихся к
природоохранной деятельности при изучении
других природных объектов, включенных в
программу 3-го класса.
Так в нашем УМК «Окружающий мир»
последовательно реализуется система
формирования и развития у младших школьников
экологической культуры.
|