Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

6 июня – Всемирный день окружающей среды

Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. Долгое время принято было считать, что Человек – это царь природы. Но непродуманное использование природных ресурсов показало, что человек лишь часть природы, причем ее неотъемлимая часть. И в настоящее время для сохранения жизни на земле необходимо освоение новых отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы. Именно поэтому курс ознакомления с окружающим миром пронизан идеей экологического воспитания младших школьников.

Экология (от греч. oikos – жилище, местопребывание) – это наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем всех уровней – от организма до биосферы и их взаимодействия с внешними условиями.

Экологическое воспитание – это формирование экологического сознания, то есть вдумчивого гармоничного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.

Формирование этой культуры – сложный длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается как в школе, так и за её стенами. К сожалению, в настоящее время сложилась такая ситуация, что старшее поколение было лишено возможности овладеть основами экологических знаний, и поэтому основная тяжесть ложится на плечи педагогов, учителей и воспитателей.

Человек – часть природы, и если с детства он будет приучен заботиться о ней, говорить о природе, как о живой, о том, что она может и грустить, и радоваться, то вдумчивое отношение новых поколений поможет избежать глобальных экологических катастроф.